В процессе индивидуальной исследовательской работы "Влияние шума на здоровье человека" автором была поставлена цель расширить кругозор по теме «Звуки и шум» и их влияние на здоровье человека с точки зрения экологической проблемы и разработать рекомендации борьбы против негативного воздействия шума на организм школьника.
Вложение | Размер |
---|---|
lotnik_aleksandr.doc | 116 КБ |
Проект «Влияние шума на здоровье человека»
Тематика: Начальная школа
Автор работы: Лотник Александр
Руководитель проекта: Тереля А.А.
Учреждение: МКОУ «Яшалтинская СОШ имени В.А.Панченко» Яшалтинский район Республика Калмыкия
Класс: 4
Оглавление
Введение
1. Звук и звуковые явления в живой и неживой природе.
1.1. Источники звука.
1.2. Низкие и высокие звуки.
2. Шум.
2.1.Источники шума и его последствия.
2.2. Методы защиты от шума.
3. Исследования.
Заключение
Список используемых источников.
Введение
Человек всегда жил в мире звуков и шума. Каждый день, просыпаясь утром от звонка будильника, спеша по делам в общественном транспорте, смотря вечером телевизор или слушая музыку, мы подвергаемся воздействию различных звуков. Для всех животных, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды.
В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы, но естественные звучания голосов Природы становятся все более редкими, исчезают совсем. Наш век стал шумным. Сегодня шумовое загрязнение окружающей среды стало серьезной проблемой.
Актуальность.Мы решили выяснить, как влияют звуки на здоровье человека. Тема актуальна, потому что всю свою жизнь человек проводит в мире звуков.
Наблюдали такое явление в среде школьников, как некоторые ученики часами в наушниках слушают музыку в школе, транспорте, на улице, сильно кричат во время перемен, на уроках отвлекаются сами, отвлекая других посторонними звуками, таким образом, создавая шумовой фон.
Цель:
Задачи вы видите на экране.
Объект исследования: Шумовое загрязнение.
Предмет: Учащиеся школы разных классов, находящиеся в различных условиях.
Гипотеза: Шум влияет на здоровье человека.
Методы исследования: Изучение литературных источников, эксперименты, наблюдение, анализ, сравнение, вывод.
Внедрение: Приобретенные знания в результате данной работы использовать на внеклассных мероприятиях, классных часах по теме «Экология здоровья», выработать рекомендации для учащихся, способствующие защите от шумового фона.
Звук и звуковые явления в живой и неживой природе
Мы живём не только в мире света и красок, но и в мире звуков. Мы охотно слушаем музыку, пение птиц, приятный человеческий голос. Напротив, скрип телеги, визг пилы, мощный удар молота, гул машин нам неприятны и нередко, раздражают и утомляют нас. Желая отдохнуть, люди идут в концертный зал, чтобы насладиться любимой музыкой.
Что такое звук? Скажи! Даже если подойдешь
Постучи и прошурши, Очень осторожно,
Покричи и позвени. Не увидишь, не найдешь,
Звук попробуй, догони! А услышать можно!
Устав от городского шума, мы выезжаем на природу. Сначала, кажется, что мы погрузились в тишину. Но, прислушавшись, мы начинаем различать звуки: пение птиц, шелест листвы качающихся от ветра деревьев, стрекот насекомых, плеск воды.
Источники звука
Существуют как естественные, так и искусственные источники звука. С возрастом из-за потери эластичности барабанной перепонки слух у людей ухудшается. Ухудшается слух людей и в результате длительного воздействия громких звуков.
Работа вблизи мощных самолётов, в очень шумных заводских цехах, частое посещение дискотек и чрезмерное увлечение аудиоплеерами, крики на переменах, чрезмерно громкая музыка вредно влияют на остроту восприятия звуков (особенно высокочастотных) и в некоторых случаях могут привести к потере слуха.
Низкие и высокие звуки
В зависимости от числа колебаний в одну секунду (частоты) различают низкие и высокие звуки. У насекомых нет, как у нас, голосовых связок, но звуки, издаваемые комаром, пчелой, шмелем, мы слышим.
Эти звуки создаются колебаниями крыльев насекомых. Число колебаний крыльев комара в одну секунду – 600: звук получается высокий (тонкий писк). Число колебаний крыльев шмеля в одну секунду – 240. Редкие колебания порождают низкий звук, и мы слышим не писк, как у комара, а «бас» шмеля.
Упругие волны, способные вызывать у человека слуховые ощущения, называются звуковыми волнами или просто звуком.
Животные в качестве звука воспринимают волны иных частот.
Шум и воздействие шума на человека
Шум, это любой нежелательный звук, оказывающий неблагоприятное воздействие на организм, это звуки, которые воспринимаются человеком, как неприятные, мешающие и даже вызывающие болезненные ощущения, мешающие работе и отдыху.
Основным источником городского шума является автомобильный транспорт, главным образом грузовой. Повышается шум при эксплуатации транспортных средств с неисправными и не отрегулированными двигателями.
Источники шума
Шум - такой же медленный убийца, как и химическое отравление. Современный шумовой дискомфорт вызывает у живых организмов болезненные реакции. Отсутствие шума тоже плохо влияет на здоровье человека. Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий. Отсутствие необходимой тишины, особенно в ночное время, приводит к преждевременной усталости.
В различных странах понятие «шум» определяется по-разному. Также есть и благоприятные шумы - это шум прибоя, журчание родника, шелест листвы, шум дождя, птичьи голоса. Эти звуки всегда приятны, человеку. Они его успокаивают, снимают стрессы.
Шум звукового диапазона приводит к снижению внимания и увеличению ошибок при выполнении различных видов работ. Шум замедляет реакцию человека на поступающие от технических устройств сигналы.
За последние десятилетие проблема борьбы с шумом во многих странах стала одной из важнейших. Внедрение в промышленность новых технологических процессов, рост мощности и быстроходности технологического оборудования, механизация производственных процессов привели к тому, человек в производстве и в быту в больших городах постоянно подвергается воздействию шума. Шум оказывает вредное воздействие на человека, он утомляет, раздражает, мешает сосредоточиться.
Последствия их влияния на организм | |
Природного происхождения | |
- Шум спокойного парка. | Расслабление всего организма |
- Раскат грома. | Угнетает, боль в ушах |
-Лес в безветренную погоду. | Приятные чувства наслаждения |
-Стук дождевых капель. | Хочется спать. |
Антропогенного происхождения | |
-Работа пылесоса. | Вызывает раздражительность |
Шум автотранспорта | Быстрая утомляемость |
Громкая музыка. | Головная боль |
Отбойный молоток | Снижает работоспособность |
Шум железнодорожного транспорта | Снижает внимание |
-Разговор средней громкости. | Вызывает утомляемость, раздражительность |
Обычный шум в доме | Ослабление памяти, снижение внимания |
Шум города. | Жалобы на быструю утомляемость, головная боль. |
Шум телевизора, радио | Нарушение сна, общая слабость |
Методы защиты от шума
Анкета для учащихся 4 классов
Анкета № 1. Влияние шума на обучающихся.
Всего учеников 50 | Шум на уроке мешает сосредоточиться | Шум на перемене мешает отдохнуть | Шум вызывает усталость, головную боль |
Да | 18 36% | 17 34 % | 15 30% |
Нет | 8 16% | 4 8% | 4 8% |
Не знаю | 3 6 % | 2 4% | 3 6% |
Из анализа анкет, учащихся выявили, что любой шум мешает сосредоточиться на уроке, отдохнуть на перемене, вызывает головную боль и усталость.
Анкета № 2. Какие звуки из предложенных вам нравятся, а какие - нет.
Шум листьев в лесу | Стук дождевых капель | Шум телевизора | Шум ручья, водопада. | Работа пылесоса | Шум в доме | |
Нравятся | 14 28% | 8 16 % | 5 10% | 12 24% | 3 6% | - |
Не нравятся | 3 6% | 5 10% | 17 34% | 2 6% | 20 60% | 28 100% |
Вывод: школьникам нравятся шум листьев, стук дождевых капель, шум ручья, отрицательно относятся к шуму телевизора, пылесоса, к шуму в доме.
Из анализа анкет убедились, что шум отрицательно влияет на самочувствие учеников, отрицательно сказывается на здоровье.
Анкета № 3. Социологический опрос среди учеников и учителей о влиянии шума на здоровье человека (11 учителей и учащихся 49).
1. Можно ли считать шум невидимым убийцей? Ответ. Да, нет, не знаю.
Да | Нет | Не знаю | |
Учителя | 91% | - | 9% |
Ученики | 72% | 24% | 4% |
По мнению учеников и учителей, шум влияет на здоровье человека.
2. Как вы думаете, где на территории школы повышено шумовое загрязнение: на этажах, спортзале, столовой, классе?
На этажах в перемену | Спортзал | Столовая | Класс | |
Учителя | 48% | 25% | 18% | 9% |
Ученики | 34% | 26% | 24% | 16% |
Главными источниками шума являются этажи, спортзал, меньше столовая.
3. Считаете ли вы, что шум является причиной рассеянности, отвлеченности учащихся на уроке?
Да | Нет | Не знаю | |
Учителя | 91% | 9% | - |
Ученики | 88% | 12% | - |
Большинство учителей и учеников считают, что шум влияет на сосредоточенность учеников на уроке.
4.А что лично вам мешает сосредоточиться на уроке?
Шум в коридоре | Шум в классе | |
Учителя | 82% | 12% |
Ученики | 28% | 72% |
Вывод: по мнению учителей шум в коридоре мешает больше чем на уроке в классе. А ученики считают, что шум в классе более отрицательно влияет на сосредоточенность на уроке.
5.Что вы чувствуете при шумовом загрязнении? Как шум влияет на вас?
Головная боль | Усталость | Раздражение | Не знаю | |
Учителя | 36% | 45% | 10% | 9% |
Ученики | 34% | 51% | 13% | 2% |
Вывод: Учителя и ученики отметили, что шум вызывает головную боль, раздражение, усталость.
6. Где больше шумов загрязнения?
На улице | В школе | Дома | В лесу | |
Учителя | 19% | 72% | 9% | - |
Ученики | 23% | 70% | - | 7.% |
Вывод: большинство участвующих в анкетировании считают, что наибольшее шумовое загрязнение в школе. Таким образом, по мнению учащихся и учителей, шум может быть причиной болезней, усталости, влиять на сосредоточенность и вызывать головную боль. Шум может мешать нормальному ритму жизни, а школа является объектом повышенного уровня шума. (Приложение №1)
Экспериментальная работа о шуме
Исследование №1
Тема. Исследование по воздействию шума на кошку.
Цель. Изучить изменение в поведении кошки в зависимости от разных жанров музык Длительный шум высоких звуков приводит к угнетению, а нередко и к гибели животных организмов.
Когда кошка лежала, я включил ей классическую музыку, ее состояние не изменилось, она вела себя спокойно. Тогда я включила пылесос, она вскочила на ноги и убежала. Я повторил опыт, и после включения очень громкой музыки, она опять убежала из комнаты. Значит, животное ведет себя беспокойно при громкой эстрадной музыке и остается в состоянии покоя при включении спокойной тихой классической музыки.
Исследовательская работа № 2
Тема: Влияние шума на объем выполненных заданий.
Цель: Выяснить влияние шумового фона на объем выполненных заданий.
Оборудование. Листки с заданиями, компьютер, телефон.
Задание. В течение 3 мин необходимо решить примеры и ответы записать на листах. Количество правильно решенных примеров умножить на 10. Подсчитать % правильно решенных примеров в тишине и при громкой музыке, чтении текста другим учеником вслух, телефонном разговоре.
Вначале урока решали карточки №1, а в шумной обстановке карточку №2. Задания выполняли ученики 4.классов.
4 г кл В тишине | В шуме |
1. 240+360) :12+150 ) : 2 = 2. (2*49 +502) :10 +80 = 3. (12 *12 +156) : 3 *7 = 4. (642+358) : 5– 100 : 2= | 1.(13*12 +444):15 *20= 2.(300:15 *20-113) :7 = 3.(16*12 +208): 16*7 = 4.(350- 80) : 3*8)+200 = |
В шуме. Решали 23 учеников. Из 69 примеров в шуме решено - 21, это составляет % от предложенных. В тишине из 69 примеров решено 25 это составляет- 43%.
Вывод: решение примеров с сопровождением неприятных звуков отвлекают от работы. Такие звуки способствуют невнимательности и увеличению ошибок, отрицательно влияют на объем выполненных заданий.
Исследование № 3
Тема. Как шум влияет на запоминание.
Цель: Выяснить, как шум притупляет умственные способности.
Задание. Выучить четверостишье в тишине и при искусственно созданном шуме (играет бубен, ученик громко читает текст, играет громкая музыка). Время на запоминание 2 минуты.
В тишине | В шуме |
1.Как дорожу я прекрасным мгновеньем! Музыкой вдруг наполняется слух. Звуки несутся с каким-то стремленьем, Звуки откуда-то льются вокруг. Н.П. Огарёв | 2.Мы на земле живем И нашу землю сделаем гербом. Пусть на гербе, как в небе, навсегда сияет солнце и горит звезда. |
Результаты: Чтобы выучить четверостишье при шуме затрачено больше времени, а некоторые ученики не смогли запомнить, и отказались рассказывать стихотворение.
Заключение
Проведены исследования
Результаты исследования
Рекомендации по снижению вредного воздействия звука на организм человека
Внедрение
Приобретенные знания в результате данной работы, использовать на внеклассных мероприятиях, классных часах по теме «Экология здоровья».
Ученикам школы выполнять рекомендации, способствующие защите от шума.
По результатам анкет классным руководителям провести беседы в классах.
Вывод: Убедились в том, что выдвинутая гипотеза верна. Шум влияет на здоровье человека доказали экспериментами.
Список литературы
Астрономический календарь. Май, 2019
Рисуем космос
«Течет река Волга»
Сказки пластилинового ослика
Сказочные цветы за 15 минут