Конкурс исследовательских работ «Рядом и вместе» Тема исследования: Радуга ремесел
Вложение | Размер |
---|---|
raduga_remesel.docx | 58.36 КБ |
Министерство образования, науки и молодежной политики
Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
"Нижегородский техникум транспортного обслуживания и сервиса"
Конкурс исследовательских работ «Рядом и вместе»
Тема исследования: Радуга ремесел
Выполнил: Лабин Александр Александрович, обучающийся I курса по профессии 23.01.09 Машинист локомотива: помощник машиниста электровоза; слесарь по ремонту подвижного состава
Руководитель: Лужбина Наталья Владимировна, преподаватель русского языка и литературы
2020
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… | стр. 3 | |
1. | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | 6 |
1.1 | Нижегородский гипюр | 6 |
1.2 | Балахнинское кружево | 7 |
1.3 | Стеклянная елочная игрушка | 7 |
1.4 | Семеновская роспись | 8 |
1.5 | Полховско - Майданская роспись | 8 |
1.6 | Нижегородская вышивка | 8 |
1.7 | Резьба по камню | 9 |
1.8 | Хохломская роспись | 9 |
2.1 | Узорное ремизное ткачество | 10 |
2.2 | Резьба по кости | 13 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. | 16 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ…….. | 17 | |
Приложение 1 | ||
Приложение 2 | ||
Приложение 3 |
ВВЕДЕНИЕ
На уроках истории, МХК и литературы мы, как правило, изучаем крупные исторические события, памятники литературы и искусства, но редко останавливаемся на подробном изучении культуры, исторических памятников и промыслов нижегородского края. А ведь так много необычного, загадочного и красивого несут в себе произведения народных промыслов.
Зная историю родного края, его традиции, памятники и произведения народных промыслов, лучше понимаешь вклад соотечественников в культурное наследие нашей страны, видишь связь поколений, испытываешь гордость за свою малую Родину, область и страну в целом.
Всем известно, что искусство способно вдохновлять человека, мотивировать его и дарить душе умиротворение. Без этого также невозможно жить полноценной жизнью. Кроме того, многие люди посвящают свою жизнь разным видам искусства. Но где та тонкая грань, которая разделяет ремесло от искусства? И может ли ремесло превратиться в настоящее искусство?
В своей работе я попробую разобраться в том, можно ли предметы нижегородских ремесел отнести к произведениям искусства.
Целью моей работы является изучить народные ремесла Нижегородского края и создать альбом «Радуга ремесел», посвященный им.
Во время работы передо мной стояли такие задачи:
- Собрать информацию по ремеслам Нижегородской области: Нижегородский гипюр, Балахнинское кружево, Стеклянная елочная игрушка, Семеновская роспись (матрешка), Полховско-Майданская роспись, Нижегородская вышивка, Резьба по камню, Хохломская роспись;
- На основе полученной информации проследить историю развития ремесел Нижегородской области;
- Определить значение ремесел для культурного развития Нижегородской области;
- Провести более подробный анализ полученной информации о развития ремесел «Резьба по кости» и «Узорно-ремизное ткачество»;
-Создать иллюстративный альбом «Радуга ремесел».
Объектом исследования является история развития ремесел Нижегородской области.
Предмет исследования – конкретные ремесла нижегородского края: Нижегородский гипюр, Балахнинское кружево, Стеклянная елочная игрушка, Семеновская роспись (матрешка), Полховско-Майданская роспись, Нижегородская вышивка, Резьба по камню, Хохломская роспись.
Гипотеза: промыслы нижегородского края входят в культурное наследие не только нашей страны, но и за рубежом.
Актуальность выбранной темы обусловлена популярностью изделий нижегородских мастеров у путешественников, приезжающих в наш край, а также большим интересом к нижегородскому ремеслу на международных выставках.
Моя работа проходила в несколько этапов.
- Работа с печатными изданиями: Балахнинское кружево. Л.В. Ведерникова; Хохломская роспись. Т.И. Емельянова; Городецкая роспись. С.П. Чуянов; Ткачество и вышивка Нижегородского края. И.В. Маршева; Нижегородская игрушка. Н.В. Квач, С.И. Квач; Нижегородская резьба по камню и кости. Л. И. Помыткина, а так же с интернет ресурсами.
- Опрос близких мне людей о том, что они знают о ремеслах Нижегородской области, знают ли они лично мастера какого-либо художественного промысла и приходилось ли им самим производить какие-либо произведения искусства.
- Обработка полученной информации и написание работы.
Методы исследования:
1) Опрос друзей, родственников и пожилых людей.
2) Изучение интернет материалов, литературы и музеев.
3) Сравнительно-сопоставительный анализ полученной информации.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Богата нижегородская земля талантами и традициями. По официальным данным на территории области бытует почти треть всех сохранившихся народных художественных промыслов России. Это и хохломская роспись; полховско - майданская роспись; городецкая роспись; городецкая резьба по дереву; городецкая золотная вышивка; жбанниковская глиняная свистулька узорно-ремизное ткачество; балахнинские изразцы; гончарный промысел ; берестяной промысел и лозоплетение, чкаловский гипюр; балахнинские кружева ; казаковская филигрань; обработка металла (Павлово, Ворсма); резьба по камню; резьба по кости (Варнавино); кожевенный промысел.
Причин такому распространению несколько. И первая из них – климат, не слишком благоприятный для сельского хозяйства и довольно бедные почвы. Нужно было нашим предкам чем-то зарабатывать. В ход шло то, что находилось под рукой: дерево, глина, лен и т. д. Но тягу к красоте не спрячешь, поэтому украшали предметы быта и резьбой и росписью.
В своей работе я постараюсь осветить историю и особенности наиболее известных для меня промыслов Нижегородского края и остановлюсь на узорном ремизном ткачестве и резьбе по кости.
1.1. Нижегородский гипюр
Нижегородский гипюр как особый вид строчевой вышивки сложился к концу XIX века. Такой тип сквозной вышивки с удивительно красивым орнаментом не встречается в других районах России.
Традиционный горьковский гипюр включает около пятидесяти элементов вышивки, у каждого из которых свое название — ромашка, бобурочка. А от другого гипюра (того же ивановского) наш отличается преобладанием растительного орнамента — веточки, цветочки всякие (у них же — геометрические формы) — и большей легкостью и прозрачностью (у нас рефеть — то есть клеточка — 5 миллиметров, у них — всего 2—3). Не зря горьковский гипюр сами мастера прозвали воздушным белопенным...
В России строчевая вышивка как промысел возникла в приволжском торгово-промышленном селе Катунки, находящимся в северо-западной части Нижегородской губернии (ныне Чкаловский район Нижегородской области). Село Катунки долгое время было одним из центров кружевного производства. Главным элементом узора, характерным для «нижегородского гипюра», являются ромбы, которые вышивальщицы называют «цветками». Обычно цвет вышивки соответствует цвету ткани. Существует около 50 видов швов и разделок, которыми заполняются цветки.[1]
1.2. Балахнинское кружево
Одним из известных центров кружевоплетения в XVIII–XIX веках был древний город на Волге – Балахна. Особенностью балахнинского кружева является многопарная техника плетения – самая сложная и трудоемкая. В ней применяется большое количество коклюшек, доходящих при выплетении до 300 пар и более. В дело шёл преимущественно белый, кремовый и чёрный шёлк. Также использовались хлопчатобумажные и льняные нити.[2]
1.3. Стеклянная елочная игрушка
Елочные игрушки фабрики «Ариель» в Нижнем Новгороде — совершенно уникальные по дизайну произведения, их не перепутаешь ни с каким другим новогодним украшением.
Изготовление игрушки состоит из двух или трех этапов: выдувание идеального шара из стеклянной трубки и роспись по шару, либо выдувание шара, формовка прессом, роспись игрушки. Эксклюзивный принцип создавать игрушки тематическими линейками позволяет реализовать дизайнерский подход к новогоднему елочному наряду.[3]
1.4. Семеновская роспись (матрешка)
Родилась куколка нового облика в нач. ХХ века в деревне Мериново Семеновского уезда. Первым мериновским мастером, изготовившим матрешку, был А.Ф. Майоров. Он создал тот вариант изделия, который дошел до наших дней. В основе мериновской росписи – крупные цветы, на веточках размещены маленькие пятилепесковые цветочки, колокольчики или рябинка, все они обрамляются крупными листьями. [4]
1.5. Полховско -Майданская роспись
Это третий центр нижегородской росписи, расположенный в крупном селе Полховский Майдан Вознесенского района. Первые токарные изделия (посуду), продававшиеся на ярмарках, не раскрашивали. Однако известно, что в 1916 г. Павел Никитич Полин привез в село выжигательный аппарат, после чего посуду и игрушки начали покрывать выжженным рисунком. Сейчас роспись выполняется анилиновыми красками с преобладанием ярко-розового, желтого, зеленого и фиолетового цвета.[5]
1.6. Нижегородская вышивка
Нижегородская вышивка - это вышивка Нижегородской области, традиционно отличающаяся необыкновенным многообразием технических приемов. Старейший ее вид, пришедший в Нижегородский край в 17 веке вместе со старообрядцами и прямо продолжающий традиции древнерусского шитья, золотная вышивка, широко бытовавшая в Арзамасе и селе Лысково с окрестными деревнями. В отличие от торжокской вышивки, нижегородское золотное шитье не имело сложной фактурной разработки поверхности. Небольшие формы растительного узора заполнялись золотой или серебряной нитью с помощью гладевых стежков, которые укладывали по контуру узора ровным плотным слоем. Подобной вышивкой украшали праздничные женские сарафаны, головные уборы, платки и косынки.
Наиболее распространена в Нижегородском крае белая строчка -- ажурная вышивка, иногда в добавлением цветного контура, которой украшали изделия из холста: полотенца, подзоры, рубахи и др. Крупные формы узора заполнялись разнообразными строчевыми разделками в виде мелких звезд, кружков, сеток, петелек и т. д. Особенно часто в строчевых узорах встречаются изображения птицы-павы, барса, крупных стилизованных цветов с отходящими от них плавными бегами и узорными листьями. Во второй половине 19 века пышные узоры, напоминающие золотошвейные мотивы 16-17 веков, сменили натуралистические рисунки с изображением роз, лилий, шиповника, заимствованные из печатных изданий. Центрами производства строчевых изделий с растительными узорами были Городецкий, Балахнинский и Макарьевский уезды.[6]
1.7. Резьба по камню
Художественная обработка камня - древнейший вид народного искусства. В Нижегородской области художественной резьбой по камню занимаются на фабрике "Борнуковская пещера" в селе Борнуково на реке Пьяне. Начало резьбы по камню в Нижегородской губернии относится к середине XIX века. Делали из камня столешницы и подоконники, точили вазы, масленки, вырезали фигурки людей и животных. Так же известняк отправлялся на отделку дворцов Санкт-Петербурга и Москвы. [7]
1.8. Хохломская роспись
Один из старинных самобытных русских народных промыслов, на протяжении веков формирующий быт и жизненный уклад целых поколений. Она обладает особой технологией, колоритом, своеобразным каноном и традициями, а, главное, уникальным стилем растительного орнамента, который исполняется художником кистью от руки. Посеребренную поверхность дерева покрывали желтоватым вареным льняным маслом (олифой), которая становилась похожей на золотую. Однако и серебряный порошок был дорогим для крестьян, поэтому деревенские художники использовали более дешевый – оловянный.[8]
2.1 Узорное ремизное ткачество
Узорное ремизное ткачество – старинный вид народного ремесла – было развито во многих деревнях Нижегородской земли, особенно на северных ее окраинах. Узорно-ремизное ткачество долгие годы, а по архивным записям до 50 - 60 годов 20 века, использовалось в изготовлении ткани в семьях. Именно это сохранило традиции нижегородского ткачества и позволило возродить его в семидесятых годах 20 века на шахунском предприятии «Тканые узоры».
По данным исследований, проведенных губернским земством в конце ХIХ века, всего третья часть производимой для себя и на продажу ткани была из льна. Лен как культура был требователен к условиям выращивания и обработке. Эти народные традиции возродились в 1971 году на севере Нижегородской области в городе Шахунья на Шахунской строчевышивальной фабрике.
С 1973 года были утверждены образцы и на художественно-экспертном совете по народным художественным промыслам в Нижнем Новгороде и начат массовый выпуск изделий. В это же время Шахунская строчевышивальная фабрика переименована в Шахунскую художественную фабрику.
С 1990 года в связи с экономическим кризисом в стране начался спад производства и встал вопрос о реорганизации Шахунской художественной фабрики.
В 1998 году образовалось дочернее предприятие ОАО «Тканые узоры» по производству изделий ручного художественного ткачества.
С 27 ноября 2001 года дочернее предприятие ОАО «Тканые узоры» становится открытым акционерным обществом. Современный ассортимент ООО «Тканые узоры», который постоянно обновляется, насчитывает более 100 наименований изделий. Это скатерти, портьеры, салфетки, покрывала на диван и кресла, полотенца, фартуки, одежда для детей и взрослых. В основном это высокохудожественные изделия с использованием трудоемких ткацких приемов «мережки», бранного, выборного ткачества, выполненных в традициях Шахунского района. Изделия вырабатываются из хлопковой и льняной пряжи, вискозы, полушерсти с использованием синтетической пряжи.
Нижегородское ткачество отличается большой узорностью геометрического орнамента и тонкостью колорита. Количество цветов в ткани немногочисленно, гармонично и благородно в оттенках. В основном это белый, красный, синий цвета. Благодаря тонко найденному композиционному решению цвета и орнамента изделия Нижегородских ткачих имели особенную изысканность.
В отличие от сделанных «на коленке» ярмарочных сувениров, изделия фабрики ткут не частные любители, а профессиональные мастера с многолетним опытом работы. Не смотря на фабричное качество «Тканых узоров», вы не найдете аналогов в магазинах, торгующих промышленными товарами. Ведь продукция фабрики - это не поточное производство, а ручная авторская работа. Орнаменты тканей разрабатываются мастерами-художниками, а сами изделия, как и сотни лет назад, ткутся вручную на деревянных станках, воссозданных по старинным чертежам.
С годами фабрика «Тканые узоры» серьезно расширила свой ассортимент, который сегодня включает салфетки, полотенца (рушники), скатерти (столешники), шторы, половики, кукол, шторы, покрывала изо льна и хлопка. Помимо товаров для дома, мастера ткут одежду для детей и взрослых, традиционные русские рубахи с вышивкой, русские народные костюмы, сарафаны и сценические костюмы для фольклорных коллективов. Для православных верующих и хранителей русских традиций предлагаются крестильные наборы.
В настоящее время фабрика «Тканые узоры» является одним из ведущих предприятий России, сохраняющих народные традиции ручного ткачества с применением ажурной, браной, выборной техник исполнения. Работы, выполненные мастерами, постоянно участвует в выставках, ярмарках, где изделия ручного ткачества отмечены медалями, дипломами, почетными грамотами.
Фабрика «Тканые узоры» имеет статус предприятия Народных художественных промыслов (НХП). Это означает, что каждое изделие фабрики оценивает Художественно - экспертный совет по НХП, на котором подтверждается уникальность продукции и ее ценность, как художественного произведения.
В музейную коллекцию Шахункского «Фольклорно - этнографического музея» входят уникальные тканые работы художников Шахунского предприятия ручного узорного многоремизного ткачества «Тканые узоры»: Перминовой Т.А., Кужим Н.А., Кожевниковой Л.А., Гуляевой М.С., Чураковой С.В., Перминовой Т.А.[9]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что и сегодня красивые практичные изделия шахунских ткачих нужны людям. Они оживляют интерьер дома, придают ему особую привлекательность и национальный характер, наполняют его душевным теплом и уютом. Любое изделие «Тканых узоров» хранит в себе частичку древней культуры наших предков. Все они сделаны с душой и воплощают в себе многовековые традиции русского узорного ткачества и представляют ценность, как художественные произведения.
2.2. Резьба по кости
Один из самых древних видов искусства, освоенный нашими предками десятки тысяч лет назад - резьба по кости.
Искусство резьбы по кости в России произрастает в старинном Новгороде. В процессе археологических исследований было найдено множество изделий из кости. Впоследствии промысел зародился на Севере нашей страны. На Севере сырья было в достатке, и пролегали купеческие караваны в страны Востока и Запада. Северные мастера в некоторой степени повторяли Европейский принцип резьбы. Здесь зародились первые косторезные русские школы - это Тобольская, Якутская и Чукотско-эскимосская школы.
Первыми изделиями были наконечники для гарпунов и стрел, ножи, рукоятки и ножны для ножей, иглы для шитья, чашки, детали оленей и собачьей упряжек, украшения, фигурки различных животных для амулетов.
Музейные документы свидетельствуют, что резные изделия из кости на нижегородской земле появились в конце XVIII - начале XIX века. Характер резьбы по кости был очень близок к манере деревянной резьбы нижегородских мастеров того времени. Резьбой по кости украшались рукояти ножей и другого холодного оружия, плашки для перочинных ножей, мундштуки, подсвечники, приклады и цевьё ружей, украшения и предметы утилитарного назначения.
Еще в XVIII веке умельцы Павлова и Ворсмы украшали ножи костяными рукоятками в виде объемных малых скульптур: фигурки львов, драконов, птиц, воинов
Но центром промысла было Варнавино. К 1960-х гг. промысел оказался на грани вымирания. Для возрождения древнего ремесла в 1969 году в рабочий поселок Варнавино пригласили художника-костореза из села Холмогоры Парфена Черниковича. Он смог разработать образцы новых изделий, сохраняя древние традиции. Кроме того П.П. Черникович обучил костерезному делу талантливую местную молодежь.
В 1969 г. художник-камнерез представил на экспертный совет первые изделия. Вскоре в р.п. Варнавино был открыт участок по обучению молодежи профессии резчика по кости. Применялась кость крупного рогатого скота и рог (цевка). Использовались различные способы обработки кости: рельефная и ажурная резьба, гравировка.
В 1989 г. в Варнавине образуется костосторезная фабрика – ООО «Варко». Ее продукция составляет более 300 наименований: шкатулки, ларцы, письменные приборы, шахматы, скульптурные композиции и отдельные фигурки, гребни, заколки, броши, бусы с резьбой и росписью на темы природы Нижегородского края. В 1990 г. была организована экспериментальная группа во главе с Н.А. Медведевым – автором более двухсот разработок, мастером-художником высшего класса. [10]
Начиная с 2000-2001 года мастерами фабрики освоена художественная обработка местного сырья - рога лося. Каждое изделие режется мастером от начала до конца вручную, без применения штампов и шаблонов, что позволяет сохранять авторскую индивидуальность. Ассортимент изделий из кости, выполненных на высоком профессиональном уровне, представлен женскими украшениями (заколки, гребни, шпильки, расчески, броши, кулоны, бусы, колье, подвески, браслеты, серьги, различные гарнитуры и комплекты украшений, кольца, перстни). Изделия варнавинских косторезов отличает изысканная ажурная или рельефная резьба, гравировка. Они великолепно дополняют и украшают повседневную и элегантную вечернюю одежду. Работа выполняется вручную с помощью лобзика, специальных приспособлений и инструментов. [11]
Рельефная резьба заключается в следующем: на костяной пластинке по контурам нанесенного рисунка режущими инструментами выбирают фон, оставляя при этом выпуклые рельефы на поверхности кости. Ажурная резьба на проем отличается от рельефной тем, что в местах фона сверлят отверстия. При гравировке вначале на костяной пластинке делают рисунок, затем гравировальной иглой наносят линии различной глубины. В основе - орнамент нижегородской домовой резьбы:
Изделия варнавинских косторезов отличает изысканность, использование разнообразных приемов резьбы по кости:
Работы варнавинских косторезов экспонируются в музеях и выставочных залах России и за рубежом.
В ассортименте предприятия насчитывается более 300 наименований изделий утилитарного и декоративного назначения, 285 наименований отнесено к изделиям народных художественных промыслов.
В серии "Народные художественные промыслы Нижегородской области. Драгоценное наследие Нижегородского края" издан АЛЬБОМ: "Художественная резьба по кости. ООО"ВАРКО". Лучшие изделия."[13]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав историю ремесел, я пришел к выводу, что народные ремесла – это вид искусства, уходящий корнями в глубокую древность. Каждое из них имеет свою историю развития, традиции, неповторимость и уникальность. Первыми изделиями народных ремесел стали предметы домашнего быта. Со временем интерес к изделиям народных промыслов увеличивался и сегодня их можно увидеть не только в магазинах и на ярмарках, но и на крупных международных выставках. А значит, изделия эти имеют не только практическую значимость, но и являются предметами искусства.
Все это подтверждает мою гипотезу о том, что промыслы нижегородского края входят в культурное наследие не только нашей страны, но и за рубежом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Интернет источники:
1. Музей-филиал "музей истории художественных промыслов Нижегородской области" https://ngiamz.ru/filialy/muzej-istorii-khudozhestvennykh-promyslov#prom1
2. https://nnovgorodcrafts.ucoz.net/
3. https://nhp.mininuniver.ru/
4. http://master-raduga.nnov.ru/promislu/
5. https://nn.mk.ru/social/2019/07/31/kakie-narodnye-promysly-nizhegorodcy poluchili-ot-predkov.html
[1] См. альбом «Радуга ремесел» фото «Нижегородский гипюр» 1 стр.
[2] См. альбом «Радуга ремесел» фото из Балахнинского краеведческого музея
[3] См. альбом «Радуга ремесел». Фото «Стеклянная елочная игрушка» из музея «Елочной игрушки» Н.Новгород
[4] См. альбом «Радуга ремесел», фото из «Музея матрешки» г. Семенов
[5] См. альбом «Радуга ремесел», фото из «Музея дерева»
[6] Фрагмент статьи из студенческой библиотеки https://studbooks.net/
См. альбом «Радуга ремесел», фото «Золотная вышивка»
[7] См. альбом «Радуга ремесел», фото из Бурнуковского «Музея камня»
[8] См. альбом «Радуга ремесел», фото Фото из музея «Золотая хохлома» г.Семенов
[9] См. альбом «Радуга ремесел», фото из фонда «Ткани и обувь» «Народного фольклорно-этнографический музея» г. Шахунья Нижегородской области
[10] Ресурсный центр развития народных художественных промыслов и ДПИ Нижегородской области
[11] См. альбом «Радуга ремесел», фото из коллекции Варнавинского историко-художественного музея
[12] http://letopisi.ru/index.php/Азбука_ремёсел:_варнавинская_резная_кость
[13] http://master-raduga.nnov.ru/varko Предприятие НХП "ВАРКО". Резьба по кости. р.п. Варнавино
Астрономический календарь. Май, 2019
Марши для детей в классической музыке
Ласточка. Корейская народная сказка
Новый снимок Юпитера
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?