Вложение | Размер |
---|---|
leonov_kirill.docx | 197.61 КБ |
Всероссийская конференция учащихся «ШАГИ В НАУКУ - КАЛУГА»
Секция: Литературоведение
Образы богатырей
в русских народных волшебных сказках
Автор работы: Леонов Кирилл
Класс: 3 "А"
Образовательное учреждение:
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №7"города Калуги.
Научные руководители:
Оксана Анатольевна Финашина,
учитель начальных классов,
Шутенко Наталия Владимировна,
педагог-психолог
Калуга, 2019
Введение
Я очень люблю читать. Особенно сказки. Да и кто их не любит? Папы и мамы, бабушки и дедушки, взрослые уже люди, с удовольствием смотрят мультики, в которых появляются из далёкого детства сказочные герои. В нашей школьной библиотеке я взял книгу, которая называлась "Фольклор народов России", посмотрел содержание и обнаружил,что существуют русские богатырские сказки. У меня возникли вопросы:
Поиск ответов на эти вопросы составили основу моего исследования.
Цель исследовательской работы: сравнение образов русских богатырей в волшебных сказках.
Задачи исследовательской работы:
Актуальность: русская народная сказка (в том числе и богатырская волшебная сказка) – это память народа, важная составная часть культуры народа. Каждый человек должен знать и уважать древнюю культуру своего народа. Каждая сказка – это какая – то новая сторона большой души народа и русского характера. Но "сказка раскрывает свои сокровища только при широком сопоставительном изучении каждого из сюжетов." В.Я.Пропп.
Примечание. Для сравнения образов богатырей были выбраны русские волшебные народные сказки, в которых главные герои вступают в битву с противниками - силами зла. При этом, при выборе русских сказок, не учитывали былинные сказки.
Основная часть.
Глава I. Что такое богатырская волшебная сказка?
Прежде, чем начать исследование, нужно тщательно изучить его объект. Поэтому я решил выяснить, что такое богатырская волшебная сказка?
За толкованием слова я обратился к различным словарям и справочникам, но четкого определения я не нашел, даже в справочнике литературоведческих терминов. Дается лишь определение слову "сказка".
1) В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова следующее объяснение: «Сказка – 1. Повествовательное, обычно народно-поэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. 2. Выдумка, неправда, ложь (разг.)»
2) В книге для чтения «Маленькая дверь в большой мир» в кратком словарике литературоведческих терминов дано следующее значение: «Сказка – произведение устной народной словесности. Это повествование о вымышленных и невероятных событиях»
3) Из «Большого толкового словаря современного русского языка» Д.Н.Ушакова я узнал следующее: «Сказка – повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях».
4) «Большой Российский Энциклопедический Словарь» так трактует это понятие: «Сказка – один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел»
И лишь в одном из самых первых словарей, словаре В.И. Даля, о сказке говорится так: "Сказка, вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть,сказание. Есть сказки богатырские, житейские, балагурные."
В результате изучения данных определений, я сделал вывод:
"Богатырская волшебная сказка"- это один из видов повествовательных, обычно народно-поэтических, произведений о вымышленных лицах (богатырях), преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
У слова "Сказка" есть множество друзей. О них можно узнать в "Словаре синонимов". Это слова: предание, басня, легенда, поверье, миф, притча, вымысел, былина, сага, байка, побасенка, небылица, небыль. Слова-синонимы отличаются друг от друга. Они означают различные виды вымышленных устных и письменных историй. Например, «СКАЗАНИЕ», «БЫЛИНА» и «МИФ» - рассказы исторического и легендарного характера. «САГА» - героическое произведение Древней Скандинавии, а «БАЙКА» и «ПОБАСЕНКА» - короткие шуточные истории, выдумка.
Глава 2. Кто такой богатырь?
В словаре В.И. Даля:
БОГАТЫРЬ - муж. , человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин. Сказочные богатыри, великаны, побивающие одним махом десятки врагов и разные чудища.
Из церковно-славянской азбуки
БОГАТЫРЬ
Б- БУКИ(буквы)
Из букв складываются слова. "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". (Иоан 1:1). Следовательно слово БОГ,
Г-ГЛАГОЛЬ
Эта буква подразумевает одновременно и СЛОВО, и ДЕЛО: "Говори и делай"
Т-ТВЕРДО
Эта буква несет в себе образ крепкого, прочного, надежного предмета или убежденного, наполненного внутренней силой человека
Р-РЦЫ
Обозначает "Говори" и "Скажи"
Поэтому богатырь-человек, наполненный внутренней силой, убежденно говорящий и делающий все во имя Бога.
Вывод: богатырь - человек, наполненный внутренней силой и физической силой, убежденно говорящий и делающий все во имя Бога.
Глава 3. История появления богатырских волшебных сказок
В древние времена, когда сказка только зародилась ( а самые древние сказки появились вместе с древнейшими мифами ) сказки не были предназначены для детей, их рассказывали тем, кто вступал во взрослую жизнь, проходил обряд посвящения во взрослые. Сказка была очень серьезным делом.
Сказки бывают разные. Самые древние – сказки о животных. Когда –то люди верили , что каждый род произошел от определенного животного. Такое животное называлось тотемом. Тотем объявлялся покровителем рода: его нужно было почитать (род воронов, род чёрных лебедей, род медведей). Первобытный человек жил в страхе перед тотемным животным, в роли которого мог быть не только медведь, но и мышь.
Однако постепенно человек освобождался от страха , и на смену ему приходил смех. Животные наделялись постоянными качествами. Получалось, что изображались животные, а высмеивались пороки людей – жадность, глупость, лень.
Сказка сохранила следы очень многих обрядов и обычаев: многие мотивы только через сопоставление с обрядами получают свое объяснение. Так, например, в сказке «Крошечка-Хаврошечка» рассказывается, что девушка закапывает кости коровы в саду и поливает их водой . Такой обычай или обряд действительно имелся. Кости животных почему-то не съедались и не уничтожались, а закапывались. В волшебных сказках нашли отражение разные стороны жизни первобытного человека, его верований и обрядов и, в частности, посвящения мальчиков в охотники, и в воины. Обряд этот был очень важным событием для каждого члена племени.
Становясь полноправными членами рода, племени, мальчики должны были доказать, что они усвоили опыт, мудрость старших, что они способны перенести любые тяготы. Тайными тропами, иногда даже с завязанными глазами, их отправляли в лес, в особую мужскую хижину, в которую не имели права пройти посторонние, и там подвергали испытаниям, порой мучительным.
Иногда только из сказки ученые и могут получить знания о каком-либо обряде, бытовавшем в древности.
Глава 4. Общая характеристика богатыря в волшебной русской сказке.
Из прочитанных сказок были выбраны главные герои – богатыри, которые сравнивались по следующим критериям: рост, сила, происхождение, характер, богатырский конь, противники, невеста, путь, помощники. Результаты сравнения я заносил в таблицу.
Богатырь, сказка | Рост | Сила. | Происхождение | Характер | Богатырский конь. | Невеста | Путь | Помощники | Враги |
Иван Быкович "Три царства" | Растет не по дням, а по часам; как хорошее тесто на опаре поднимается, так и он вверх тянется | Железную палку в пятьдесят пудов, которую никто за один край приподнять не может, между пальцами повертывает, словно перо гусиное. Боевой палицей размахнулся - три головы, как кочки снес, а в третий и остальные срубил | От златопёрого ёрша, сын коровы | Вынул червонец и подает старухе, щедрый, работоспособный (3 ночи не спал), бесстрашный, находчивый, ловкий, умный, товарищ | Конь богатырский со сбруей ратной | Царица — золотые кудри | Чужедальняя сторона, на реку Смородину, на калиновый мост | Баба-Яга костяная нога, 5 стариков в лодках(один-хлеб ест, другой-вино, пиво пьет, третий-умеет в бане париться, четвертый-звездочёт, пятый-умеет ершом плавать) | Чудо-юдо шестиглавое, девятиглавое, двенадцатиглавое с огненным пальцем (в последнем бою срубил 18 голов). Чудо -юдовы-жены Ведьма- старуха и ее муж старик- родители чудо-юда |
Иван -Медвежье ушко | Растет не по дням,а по часам. Этот сын растет, как с воды идет | Иван какого схватит за ногу или за руку, так тот без нее и останется | От попадьи и медведя | Ум, хитрость, проворность, умеющий прощать | нет | Дочь старика из подземного царства | Подземное царство | Птица Ногай | Старичок с ноготок, бородка с локоток. Змей |
Иван - крестьянский сын "Иван-крестьянский сын и чудо -юдо" | Третий ребенок в семье | С одного взмаха сшиб 3 головы у чудо-юда | Крестьянская семья | Добрый, находчивый, смелый, умный | Богатырский конь | - | На реку Смородину, на калиновый мост. | Старик и старуха | Чудо - юдо и его жены и мать (змеиха) |
Выводы: (общая характеристика богатыря в волшебной сказке)
1. Богатырей можно разделить на два типа: богатыри, имеющие человеческое происхождение, то есть родившиеся от родителей и богатыри, появившиеся на свет при помощи чуда. (от золотой рыбы или медведя). Богатырь всегда получает прозвище, связанное с его происхождением.
2. Богатыри, появившиеся на свет чудесным образом растут удивительно быстро и имеют огромную, недюжинную силу. Появившись на свет, Иван сразу же встает на ноги, растет не по дням, а по часам. В играх со сверстниками проявляется его богатырская сила: он всегда побеждает. Пpоисходит состязание богатыpей в забpасывании палиц (меча, стpелы). Вес палицы опpеделяется в 9, 24 и 40 пyдов. Забpасывают палицы за 12 – 20 веpст. Иногда стpеляют из лyка. Стpела богатыря летит до местожительства Змея. Оpyжие для богатыpей часто заказывает цаpь.
3. Отправляясь в путь, богатыри выбирают коней под стать себе. Конь является первым другом и помощником. Он свистит богатыpским посвистом, и весь табyн коней падает на колени, кpоме одного коня, котоpого он и отдает одномy из спутников. Себе он беpет коня, yстоявшего после тpех молодецких посвистов.
4. Путь богатырей – долгий и далекий. В волшебных сказках есть и нерусские государства. Они находятся за морем и называются заморскими. Наличие таких выражений: «какой ты земли?», «седок чужестранный», «ездили по другим землям», «захотелось ему на святую Русь», «русским духом пахнет», «русского духу не слыхивала» так же свидетельствуют о наличии нерусских государств.
5. Сражаются богатыри с силами зла. Воплощениями зла в русских сказках являются многоголовые чудища – змеи. В тех сказках, где действие происходит на мосту, Змей – всегда всадник. Когда он едет, «земля дрожит, мост дребезжит, вода ходуном ходит»; «земля стонет, лес вянет, с дуба листья валются – ужас шибко едет!» В сказках конный Змей и его передвижение описаны так, как обычно описывается движение больших масс степной конницы.
6. Богатыри, находясь в пути, встречают прекрасных девушек и освобождают их от чудищ. После освобождения женятся на них.
7. Богатырям помогают волшебные предметы, животные и сказочные существа или люди. Волшебные предметы, которые получает герой –живую и мёртвую воду, мягкий ковёр, который «огнём спалит», яблоня с яблоками, которые «разорвут на части». Получив волшебные средства, он теперь знает, куда идти, и знает, как справиться с противником.
8. Главные герои - молодые люди, внешность которых не описывается.
9. По характеру богатыри добрые, справедливые, бескорыстные, честные и умеющие прощать.
10. В волшебной богатырской сказке всё утраивается: у родителей три сына, трижды происходит бой со змеем, у трёх змеев по 6, 9, 12 голов
11. Баба – яга – страж границы, охраняющая вход в волшебный мир. В сказке «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо» на границе, за пределами которой тёмный лес и тридесятое царство - старая старуха. Это она подвергает героя испытаниям, указывает ему дорогу, дарит волшебное средство.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе самого исследования я нашел ответы на многие вопросы. Я прочитал много богатырских волшебных сказок. По прочитанным сказкам я составил общую характеристику сказочного богатыря. Но главное, что я понял:
Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась...
Богатыри русских волшебных сказок обладают не только недюжинной физической, но и могучей духовной силой. Они терпеливы, борются против сил зла и за справедливость.
Библиография
Приложение
Сочинение
Золотой циркуль
Позвольте, я вам помогу
Денис-изобретатель (отрывок)
Юрий Визбор. Милая моя