Интернет - всемирная компьютерная сеть, объединившая в последние годы множество компьютеров в единую информационную систему. Он стал неотъемлемой частью современного общества. Интернет стремительно ворвался в сферы образования, торговли, услуг, он создает новые формы общения и обучения.
Вложение | Размер |
---|---|
tolstikova_e.docx | 226.18 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Исследовательская работа
«Интернет- зависимость - болезнь или плохая привычка?»
Работу выполнила Толстикова Елена,
ученица 9б класса МБОУ «СОШ №2» ИГОСК
Руководитель:
Гуляева Татьяна Николаевна,
учитель биологии МБОУ «СОШ №2» ИГоСК
Изобильный, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Актуальность, цель, задачи, гипотеза, методы исследования
Глава I. Зависимость от Интернета: постановка проблемы, методы изучения, практика.
История создания компьютера
Происхождение проблемы
Понятие и критерии Интернет - зависимости
Причины и последствия Интернет – зависимости
Глава II. Влияние Интернет - зависимости на развитие личности школьника
Психологические особенности подростка
Исследование Интернет - зависимости среди учащихся в школе
Анализ социологического опроса
Заключение.
Список литературы
Приложения
1. Памятка для детей по безопасному поведению в Интернете
2. Методические рекомендации родителям по профилактике компьютерной
зависимости
3. Тест на интернет - зависимость (Кимберли Янг)
4. Анкета «Место компьютера в жизни детей и подростков»
Всякий от чего - либо или от кого – либо зависит…
Введение
Интернет - всемирная компьютерная сеть, объединившая в последние годы множество компьютеров в единую информационную систему. Он стал неотъемлемой частью современного общества. Интернет стремительно ворвался в сферы образования, торговли, услуг, он создает новые формы общения и обучения.
Но вместе с ним появилось и много новых проблем. Одной из таких проблем стала Интернет-зависимость. Данная проблема очень актуальна, так как за последние годы стремительно увеличивается число зависимых людей от Интернета. Особенно Интернет-зависимость распространена среди молодежи, поэтому и необходимо знать ее причины и последствия.
Актуальность: использование интернета, кроме преимуществ, имеет последствия негативного характера. Интернет - зависимость у подростков часто искажает реальную действительность, полностью заменяя ее онлайн просторами.
Цель исследования: исследование проблемы интернет - зависимости, степени распространенности среди подростков и особенностей этого явления.
Задачи:
1. Определить наиболее часто используемые Интернет – ресурсы.
2. Выяснить наличие и степень распространения зависимости от Интернета учащихся 4--8-х классов школы.
3. Рассмотреть влияние Интернет - зависимости на личность подростка.
Гипотеза исследования: я предположила, что в нашей школе среди детей есть ряд учащихся, относящихся к группе риска интернет – зависимости.
Проблема: Интернет-зависимость. Что это: болезнь или плохая привычка? Как избавиться от интернет-зависимости доступными средствами? Легко ли это сделать?
Методы исследования:
1. Изучение литературы по теме исследования.
2. Теоретический анализ психологических исследований, проведенных по данной проблеме.
Теоретические положения моего исследования базируются на представлениях Голдберга А., Войскунского А.Е., Жичкиной А.Е., Егорова А.Ю., Короленко Ц.П., Янг К. и других специалистов, о таких последствиях применения компьютерных технологий, как Интернет-зависимость. В качестве источников были также использованы электронные сайты и средства массовой информации, посвященные данной проблеме. Научная новизна исследования определяется недостаточной разработанностью в социально-психологической литературе данной проблемы.
Практическая значимость - результаты исследования могут быть полезны школьному психологу и родителям для профилактики Интернет-зависимости в школьном возрасте.
Глава I. Зависимость от Интернета: постановка проблемы, методы изучения, практика.
1.1 История исследований Интернет-зависимости
Впервые, о проблеме чрезмерного использования Интернета заговорили за рубежом в конце 80-х гг., а в середине 90-х американским психологом Айвеном Гольдбергом было введено понятие «интернет-зависимость», которое он определил как патологическая, непреодолимая тяга к использованию Интернета, оказывающая негативное влияние на бытовую, рабочую, социальную, семейную и финансовую сферы деятельности.
А уже в 1994 г. К. Янг разработала и поместила на web-сайт специальный опросник и вскоре получила почти 500 ответов, авторы 400 из которых были признаны, согласно выбранному критерию, Интернет-зависимыми людьми. В 1998-1999 гг. опубликованы первые монографии по данной проблеме (К. Янг, Д. Гринфилд, К. Сурратт).
Кимберли Янг приводит 4 симптома Интернет-зависимости:
1.Навязчивое желание проверить e-mail.
2.Постоянное ожидание следующего выхода в Интернет.
3.Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет.
4.Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.
В России исследованием проблемы занимается лаборатория психологии МГУ и её заведующий, кандидат психологических наук Александр Bойскунский. Однако, не только психологи в России изучают эту новую, но важную проблему. Для социологов, Интернет-зависимость - не личностная проблема, а социальная, с вытекающими из нее социальными последствиями. Такие российские социологи как Н.В. Корытникова, Е. Кубякин, Н.Г. Аристова, Е.Ю. Журавлева, И.В. Соколова, Е. Скрипников касались этой темы.
1.2.Что же значит термин «Интернет-зависимость»?
Термин «зависимость» был заимствован из лексикона психиатров для облегчения идентификации проблемы Интернета путём ассоциации её с характерными социальными и психологическими проблемами.
Зависимость - особый путь жизни, связанный с поиском «идеальной» реальности. При помощи зависимости человек убегает от дискомфорта действительности. Однако, будучи найденной, новая искусственная реальность разрушает здоровье и жизнь
Интернет-зависимость - один из видов нехимической аддикции (мобильная зависимость, зависимость от азартных игр, шоппинг зависимость).
Аддикция - это патологическое влечение к чему-либо, сформировавшееся вследствие личных или социальных проблем и создающие почву для развития психических заболеваний
В самом общем виде Интернет-зависимость (Internet addiction) определяется как «нехимическая зависимость от пользования Интернетом» (Griffits, 1996). Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей «реальной» жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Другое определение Интернет-зависимости - это «навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line».
1.3. Стадии развития интернет – зависимости подростков.
Подростковая интернет - зависимость имеет ряд первопричин и может выражаться в разнообразных формах. По времени, проведенному за компьютером, различают три стадии развития зависимости. На первом этапе человек изучает возможности интернет - сети с дальнейшим подстраиванием виртуальной реальности под себя, восполняя нехватку внимания и информации в реальной жизни. Второй этап захватывает своими возможностями подростка, он начинает больше времени проводить за монитором.
Поиск друзей во всемирной паутине для малообщительного подростка становится единственным источником информации и поддержки связи. Так формируется зависимость от интернета среди подростков, когда человек полностью опровергает реальный мир и реальное общение. Третья фаза зависимости становится видна окружающим людям, когда подросток круглосуточно проводит в сети, на любое замечание реагирует агрессивно.
Последняя стадия является формирующей, так как переходит в хроническую.
Выключая компьютер от сети, зависимые подростки испытывают раздражение, их не интересуют проблемы окружения. Со временем пребывание за компьютером ослабевает, но человек не испытывает радости в жизни, становится замкнутым и депрессивным. Интерес оживает, когда в сети он находит интересную тему или новых собеседников.
1.4. Причины интернет – зависимости у подростков.
Причины часто зависят от психологических особенностей подростка и его склонности к каким-либо действиям. Например, сегодня в сети можно найти большой выбор онлайн - игр. К ним можно отнести азартные игры, такие как казино, покер. Дети младшего возраста часто не могут оторваться от игр-стрелялок, различных ферм. Причины интернет - зависимости у детей и подростков формируются с высокой скоростью, с учетом возрастного изменения и формирования психики.
Иногда главной причиной является педагогическая запущенность детей, склонность к сетевому общению, обмену картинками, фотографиями, информацией. Данному состоянию подвержены лица, которые чувствуют себя уверенней, не видя собеседника. Еще одна причина – необходимость в информационном поиске. Заключается в постоянном нахождении любой информации, которая вызывает интерес. Часто это приводит к информационному переизбытку.
1.5. Признаки интернет – зависимости у подростков.
Признаки у детей и подростков выражаются в следующем:
Все вышеперечисленные признаки интернет - зависимости часто подростки опровергают, бурно реагируя на замечания.
1.6. Последствия интернет – зависимости у подростков.
Не каждый человек попадает в зависимость от компьютерных технологий. Следует отметить несколько факторов, провоцирующих компьютерную зависимость у подростков: это семейные проблемы, недостаток заботы и внимания родителей. Поддержку и отвлеченность от повседневной жизни он ищет в виртуале.
Николас Карр, известный американский ученый-публицист, эксперт в области процессов управления и передачи информации, совместно с созданной им группой исследователей-психологов пришел к неутешительным выводам — быстрое и регулярное просматривание сайтов ведет к тому, что мозг человека утрачивает способность к углубленному аналитическому мышлению, превращая постоянных пользователей сети в импульсивных и неспособных к интеллектуальной работе людей.
Однако нарушение мыслительных процессов и ухудшение памяти - не единственные негативные последствия интернет-зависимости. Окунаясь с головой в сети всемирной паутины, человек постепенно утрачивает навыки реального общения, что приводит к некой асоциальности. Зачем встречаться с друзьями, когда можно поболтать с ними по Skype, зачем с кем-то договариваться в живую или созваниваться, если можно просто отправить письмо по e-mail, зачем искать и покупать товар в обычных магазинах, когда можно приобрести что угодно, не выходя из дома… То есть описанные ранее как преимущества, все эти удобства при длительном и безальтернативном их использовании превращаются в проблему. Так начинают появляться сложности в общении с новыми людьми, а попадание в незнакомую компанию для интернет-зависимого человека и вовсе становится стрессовой ситуацией. Дальше человек замыкается в себе, что сказывается на работе или учебе, у него появляются проблемы со сном.
У подростка быстро возникает зависимое состояние, при котором его ничего не интересует кроме посещений различного рода сайтов в сети. Чаще такому состоянию подвластны лица, склонные с психической неуравновешенности, мнительные и эмоционально слабые личности. Подростки часто пребывают в депрессивном настроении, имеют проблемы с общением и трудности с учебой.
1.7. Профилактика интернет – зависимости.
Есть ряд правил, которые помогут уберечь ребенка от посиделок у компьютера. Прежде всего, родители должны больше времени проводить с ребенком, интересоваться его увлечениями. Родители, которые занимаются своими собственными делами, сами провоцируют ребенка искать поддержку и общение в сети интернет.
Следует подумать, чем ребенка можно занять, кроме учебы. Для этого необходимо провести с ним беседу, в ходе которой поинтересоваться, чем бы он хотел заниматься, и какой род занятий ему больше по душе. Профилактику интернет - зависимости у подростков нужно использовать до того, как ребенок заинтересуется компьютерными технологиями с дальнейшим проведением времени за ним.
1.8. Лечение интернет – зависимости.
Снизить тягу к интернету можно при соблюдении таких пунктов:
Интернет сегодня — один из главных источников полезной информации. Чтобы подросток полностью не отдался виртуальной реальности, забросив учебу и смысл жизни, родителям придется больше посвящать себя интересам ребенка, чтобы жизнь и досуг стали разносторонними.
Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=1812
Глава II. Исследование Интернет-зависимости среди учащихся в школе
Количество интернет-пользователей в России к 2016 году достигнет 100 миллионов.
Динамика проникновения интернета в России в среднем по округам с 2007 по 2015
Доктор Кимберли С. Янг разработала краткий тест, с помощью которого можно определить степень зависимости от Интернета:
Подросток считается интернет-зависимым в случае пяти или более положительных ответов на эти вопросы.
Анализ социологического опроса
В ходе подготовки проекта нами было проведено анкетирование «Место компьютера в жизни детей и подростков». В опросе принимали участие учащиеся 4-5-х, 7-8-х, всего 20 человек, из них 10 мальчиков и 10 девочек:
Такой выборки респондентов оказалось достаточно для того, чтобы составить представление о ведущих предпочтениях в досуговой сфере учащихся и выявить степень значимости информационных технологий, влияющих на их жизненные ориентиры.
Так, например, мы выяснили, что из 20 опрашиваемых детей и подростков 89,3% имеют компьютер, из них 54,8% имеют выход в Интернет
Есть ли у тебя компьютер
девочки мальчики
Также мы выяснили, сколько времени в среднем дети, и подростки проводят за компьютером. Оказалось, что 45% детей и подростков проводят за компьютером большую часть своего свободного времени, а именно более 2 часов в день; 32,7% - уделяют общению с компьютером не более 1 часа в день; 37,7% - до 2 часов в день. Таким образом, дети и подростки отдают предпочтение «общению» с компьютером, нежели общению с друзьями или другим видам досуговой деятельности.
Сколько времени ты проводишь за компьютером?
девочки мальчики
В ходе проведения нашего опроса мы определили цели приобретения компьютера мальчиков и девочек. Полученные результаты мы представили в виде сравнительной диаграммы.
Для чего тебе нужен компьютер?
девочки мальчики
Мальчикам компьютер нужен для того, чтобы: играть в компьютерные игры – 50%; для того, чтобы выполнять доклады, рефераты - 20% и 30% - для того, чтобы общаться через Интернет.
Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что для мальчиков главная цель приобретения компьютера – компьютерные игры и работа над докладами и рефератами. Это говорит о том, что мальчики большое внимание уделяют не только играм, но и учебе.
Проанализировав результаты опроса девочек относительно этого же вопроса, мы получили следующую картину. 45% девочек также как и мальчики, главной целью приобретения компьютера считают – игры в компьютерные игры; 30% девочек компьютер нужен для того, чтобы выполнять доклады, рефераты и 25% - для того, чтобы общаться через Интернет.
Из всех полученных данных можно сделать вывод о том, что цель приобретения компьютера мальчики и девочки выбирают одни и те же.
С помощью нашего опроса мы решили узнать мнение ребят о том, влияет ли компьютер на их психическое и физическое здоровье, и получили результаты, которые представлены в виде диаграммы.
Оказывает ли влияние компьютер на твое здоровье
девочки мальчики
Самыми популярными сайтами в России, по данным Alexa.com, являются следующие: Яндекс, Google, Почта@Mail.ru, В Контакте, Youtube, Facebook, Википедия, LiveJournal, Одноклассники.ru.
По итогам мониторинга ученики нашей школы через домашние компьютеры чаще всего заходят в интернете на сайты "Яндекс", "ВКонтакте" и Google.
Также популярностью среди школьников пользуются сайты Mail.ru, "Одноклассники", Wikipedia, YouTube, Facebook.
В ходе мониторинга учащимся были задан вопрос: Почему вы сидите в социальных сетях?
Почти 90% учащихся ответили, что они общаются, играют в игры, делают домашнее задание и лишь 13% отводят время на творчество и 15% на самообразование.
Тест, разработанный профессором психологии Питсбургского университета в Брэтфорде доктором Кимберли Янг, был предложен учащимся 4-8 классов. (см. Приложение) Всего было опрошено 20 учащихся.
По данным нашего исследования мы выявили следующие результаты:
- 50 % опрошенных детей обычные пользователи интернета, не страдающие Интернет-зависимостью.
- 50 % опрошенных учащихся являются Интернет-зависимыми, но некоторые из них еще вправе себя контролировать, а некоторые уже нет.
Из них:
Заключение.
В данной работе поставлен вопрос о направлениях изменения личности школьника, у которого в процессе взаимодействия с Интернетом развивается психологическая зависимость от киберпространства. Приведенные примеры дают основания полагать, что Интернет может быть использован для ухода в некий виртуальный мир, в котором трудности и проблемы реального мира отсутствуют. Рассмотрены наиболее распространенные и значимые виды деятельности пользователей Интернета. Все они, как показано, действительно способны привести к негативному преобразованию личности подростка.
Компьютерные технологии оказывают глубокое воздействие на психику и сознание подростка, приводящие к нарушению их социально-психологической адаптации. Интернет-зависимость приводит к снижению успеваемости в школе и ухудшает здоровье. В результате формируется индивидуальная система ценностей, расходящаяся с общепринятой.
Изучение данной проблемы дает основание признать необходимость дальнейшего, углубленного изучения Интернет-зависимости как модели психических расстройств.
Все сказанное заставляет задуматься, ведь от того чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе. Проблема Интернет-зависимости среди подростков является актуальной в настоящее время. Подростки во взаимодействии с интернетом находятся в большой опасности, так как представляют собой наиболее незащищенную аудиторию, поскольку в меньшей степени, чем взрослые, в состоянии фильтровать тот вал информации, который обрушивается на них из Интернета. Воспитание компьютерной культуры, самовоспитание пользователей - вот противоядие Интернет - зависимости
Список литературы
1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ. Сер.14.1996. Вып.4.
2. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскуновский А.Е. Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.)
3. Бабаева Ю. Д, Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журн. 1998.Т. 19 №1. С.89-100.
4. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.)
5. Балонов И.М. "Компьютер и подросток" М., 2002 г. стр.32-58.
6. Бирюков В. "Сеть и наркомания". Компьютерный еженедельник "Компьютерра" №16, 1998, стр.13-15.
13. http://psyfactor.org/lib/addict. htm
14. www.netaddiction.com/parents. htm
15. http://www.fid.ru
16. http://www.psy. msu.ru
17. http://www.cpsr.org
18. http://psynet. carfax.r
Приложение 1
Памятка для детей по безопасному поведению в Интернете
Для того чтобы обезопасить себя, свою семью, своих родителей от опасностей Интернета и причинения возможного ущерба, ученик должен предпринимать следующие меры предосторожности при работе в Интернете:
Приложение 2
Методические рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости
1. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре.
2. Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер — не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три — в выходной. Обязательно с перерывами.
3. Предложить другие возможности времяпровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.)
4. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т.д.)
5. Обращать внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.
6. Обсуждать игры вместе с ребенком. Отдавать предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.
7. В случаях, если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, обращаться к психологам, в специализированные центры.
Не хватает: отсутствие внимания со стороны родителей, тепла, любви. Да, да, дорогие родители. Покупка модного и стильного компьютера и демократический настрой в семье - еще не стопроцентное условие положенного вашему отпрыску внимания и заботы. Именно там, в стране волшебных дровосеков и бессмертных магов он проводит свое время, получая то, чего ему не хватает в его маленькой и сложной жизни. Им, этим монстрам подземного царства он рассказывает историю своего одиночества и неудовлетворенности собой. Им достаются его слезы и его смех. С ними он готов быть предельно откровенным и по-настоящему счастливым.
Первые признаки компьютерной зависимости:
- прогулял школу - играл в компьютерную игру,
- хотя бы одну ночь провел у компьютера,
- ест и пьет чай там же,
- не выходит гулять, все сидит за компьютером,
- мало общается,
- нервный,
- груб и раздражителен,
- забывает поесть и почистить зубы,
- пребывает в плохом настроении,
- не знает чем себя занять, если его любимая игрушка - компьютер -
сломался.
Интересуйтесь играми, в которые играют ваши дети. Время от времени (чем чаще, тем лучше) проверяйте, на какие сайты заходит ваш ребенок, какой информацией интересуется. Это сделать очень просто.
Контролируйте компьютерное общение ребенка. Никогда не отпускайте одного на свидание с новыми знакомыми по Интернету. Настаивайте, чтобы сын или дочка шли туда хотя бы вместе с друзьями или одноклассниками.
Следите, чтобы ребенок, кроме компьютера, имел другие увлечения: посещала кружки и спортивные секции. Пытайтесь находить время для совместных прогулок и развлечений. Близкое и доверчивое общение родителей с детьми — наикратчайшая защита от всяческих неприятностей.
Компьютерные игры могут причинить и физический и психологический вред. Физический — нарушение сна и питания, ухудшение зрения. Психологический — отрыв от реальной жизни. Когда время, проведенное в отрыве от реальной жизни, переваливает за 10% от всего времени — это опасно.
Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной “наркомании”, вызванной техническими средствами.
Живите с ребенком ВМЕСТЕ!
3. Правила работы в Интернете:
1. Не разглашать всю личную информацию (имя, адрес, номер телефона, адрес электронной почты, номер школы, ФИО родителей).
2. Использовать трудноопределимые экранные имена.
3. Не оставлять в Интернете информацию о кредитных картах.
4. Не доверять незнакомцам.
В Интернете каждый человек может прикинуться не тем, кто он есть на самом деле.
Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=1812
Литература: 1. Колосова Е., Хромова Ю. Интернет-зависимость – миф или реальность? http://ruk.1september.ru/article.php?ID=20080 2. Интернет-зависимость в подростковой среде http://school3-syzran.siteedit.ru/page44 3. Пережогин Л. О. Интернет-аддикция в подростковой среде.
Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=1812
Приложение 3
Тест на интернет зависимость (Кимберли Янг)
| Вопросы тестирования | Варианты ответов | ||||||||||
Никогда | Редко | Иногда | Обычно | Часто | Всегда, | Нет ответа, | ||||||
1 | Ты замечаешь, что провел в Интернете больше времени, чем планировал |
|
|
|
|
|
|
| ||||
2 | Ты переносишь или откладываешь домашние дела из-за того, что находишься в Интернете |
|
|
|
|
|
|
| ||||
3 | Ты предпочитаешь побыть в Интернете, чем провести время со своей девушкой (свои парнем). |
|
|
|
|
|
|
| ||||
4 | Люди, с которыми ты познакомился в Интернете, надолго становятся твоими интернет-друзьями (знакомыми). |
|
|
|
|
|
|
| ||||
5 | Твои близкие (друзья, знакомые) жалуются на то, что ты проводишь слишком много времени в Интернете |
|
|
|
|
|
|
| ||||
6 | То, что ты много времени проводишь в Интернете, мешает тебе выполнять работу по дому. |
|
|
|
|
|
|
| ||||
7 | Ты сначала проверяешь свою электронную почту (сообщения на одноклассниках, вконтакте или других социальных сетях) и только потом приступаешь к другим делам |
|
|
|
|
|
|
| ||||
8 | То, что ты много времени проводишь в Интернете, мешает тебе на работе (мешает в выполнении домашних заданий – если ты студент или школьник) |
|
|
|
|
|
|
| ||||
9 | Когда кто-либо спрашивает, чем ты занимаешься в Интернете, ты отвечаешь неохотно или вообще уходишь от ответа |
|
|
|
|
|
|
| ||||
10 | Мысли о том, что ты сделаешь, когда снова окажешься в Интернете, позволяют тебя |
|
|
|
|
|
|
| ||||
| отвлечься от мыслей о твоих житейских трудностях и проблемах |
|
|
|
|
|
|
| ||||
11 | Ты бываешь недоволен собой из-за того, что снова выходишь в Интернет. |
|
|
|
|
|
|
| ||||
12 | Ты думаешь о том, что без Интернета, твоя жизнь была бы скучной и неинтересной |
|
|
|
|
|
|
| ||||
13 | Если кто-либо отвлекает тебя, когда ты находишься в Интернете, ты становишься раздражительным, резким. |
|
|
|
|
|
|
| ||||
14 | Ты не спишь из-за того, что до поздней ночи находишься в Интернете |
|
|
|
|
|
|
| ||||
15 | Ты думаешь о том, что сделаешь, когда снова окажешься в Интернете. |
|
|
|
|
|
|
| ||||
16 | Ты снова и снова даешь себе «еще несколько минут», прежде чем выйти из Интернета. |
|
|
|
|
|
|
| ||||
17 | Ты предпринимаешь неудачные попытки уменьшить время, которое проводишь в Интернете |
|
|
|
|
|
|
| ||||
18 | Ты пытаешься скрыть от других сколько времени проводишь в Интернете |
|
|
|
|
|
|
| ||||
19 | Ты предпочитаешь побыть в Интернете, чем сходить куда-нибудь с друзьями или знакомыми |
|
|
|
|
|
|
| ||||
20 | Когда ты выходишь из Интернета у тебя портится настроение, ты нервничаешь, становишься вспыльчивым. Все это проходит, когда ты снова оказываешься в Интернете |
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Все ответы тестов оцениваются по пятибалльной шкале:
Исходя из результатов тестирования, даются следующие характеристики испытуемым:
Приложение 4
Анкета «Место компьютера в жизни детей и подростков»
| мальчики | девочки | учителя |
Есть ли у Вас дома компьютер? |
|
|
|
2. Есть ли у Вас доступ в Интернет? |
|
|
|
3.Зарегистрированы ли Вы в социальных сетях (ВКонтакте, Одноклассники, WhatsApp, и др.)? |
|
|
|
4. Считаете ли Вы Интернет полезным открытием? |
|
|
|
5. В каких целях вы используете Интернет? (для учебы, для работы, для развлечения, для игр)? |
|
|
|
6. Сколько времени вы проводите в Интернете? |
|
|
|
7. Влияет ли Интернет на общение с друзьями? |
|
|
|
8. Влияет ли Интернет на учебу, на работу? |
|
|
|
9. Влияет ли Интернет на здоровье? Каким образом? |
|
|
|
10.Должны ли родители контролировать общение с интернетом? |
|
|
|
| Кол-во опрошенных____ | Кол-во опрошенных___ | Кол-во опрошенных |
аверно, многие задумывались о том, чем живет и дышит наше поколение? Но кроме восклицаний: «в наше время такого не было!» как правило, ничего не приходится слышать. Воздействие вредных привычек, ночных заведений, телевидения и Интернета по большей части оказывает пагубное влияние на современную молодежь. Исследования подтверждают, что часть современной молодежи, вместо того, чтобы активно включаться в социальные институты, организовывать семейные союзы и ориентироваться на созидательную деятельность регулярно погружается в «виртуальную реальность».
Подростковый возраст особенно подвержен различным отклонениям в поведении – это связано с психологическими возрастными особенностями. Дело в том, что в этот период особенное значение имеет формирование системы нравственных ориентиров, планирование жизненного пути, создание образа будущего. На волнующие вопросы подростки все чаще начинают искать ответы в сети, ведь там все, для всех и обо всем.
В литературе мало исследований посвящено проблеме Интернет-зависимости в подростковой среде. Наши наблюдения за учащимися среднего и старшего звена во время уроков и перемен, показали, что ребята 40% времени пребывания в школе проводят в Интернете. Мы считаем актуальным изучение Интернет-зависимости у учащихся 9 и 11 классов, потому что они находятся на важном рубеже в своей жизни – заканчивают школу в этом году. В зависимости от их умения общаться, решать конфликтные ситуации зависит их социализация в обществе.
Целью нашего исследования мы определили изучение особенностей интернет-зависимости в подростковой среде и разработку практических рекомендаций, направленных на снижение уровня зависимости от виртуальной реальности у подростков
Объект исследования: особенности интернет-зависимости
Предмет исследования: интернет-зависимость учащихся 9 и 11 классов
Гипотезы:
1) Исходя из теоретических положений и наблюдения за учащимися среднего и старшего звена нашей школы, мы предположили, что у большинства учащихся 9 и 11 классов (60%) мы можем обнаружить интернет-зависимость
2) учитывая тот факт, что в подростковой среде приоритетным для развития и уверенности в себе в силу особенностей данного возраста является общение со сверстниками, мы предположили, что девушки являются более интернет-зависимыми, чем юноши, потому что более эмоциональны и направлены на общение с окружающими.
3) малое количество свободного времени, активная досуговая деятельность, хобби – важный фактор, способствующий тому, что подросток проводит меньше времени, общаясь «он-лайн», поэтому мы предположили, что у учащихся, посещающих кружковую деятельность уровень интернет-зависимости окажется ниже, чем у учащихся без организации досуга
4) коммуникативные и организаторские склонности предполагают активное стремление к общению и организации деятельности окружающих людей, поэтому мы предположили, что учащиеся с высоким уровнем коммуникативных и организаторских склонностей обладают низким уровнем интернет-зависимости.
Цель и гипотезы определили следующие исследовательские задачи:
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методики:
Описание используемых методик представлено в Приложении 1.
В исследовании участвовали учащиеся 9 и 11 классов в количестве 71 человек.
Виды интернет-зависимости. Положительное и отрицательное влияние Интернета.
На сегодняшний день представить себе мир без Интернета практически невозможно. С его помощью мы смотрим фильмы, общаемся с друзьями, узнаем новости и совершаем покупки, не выходя из дома. Изначально Интернет – это просто еще один инструмент для расширения своих возможностей, как в деловой сфере, так и в плане отдыха и приятного общения. Но когда человек начинает проводить слишком много времени в Сети это может стать тревожным сигналом.
Впервые термин «Интернет-зависимость» был введен в обращение в 1994 году психиатром Иваном Голдбергом. Он определил его, как навязчивое стремление выйти в Интернет и оставаться там как можно дольше. Он сравнил эту зависимость с другими типами зависимости – алкогольной, наркотической, зависимостью от азартных игр.
В зависимости от направлений развития Интернета можно выделить несколько видов зависимости:
В литературе выделены положительные стороны Интернет-взаимодействий, обеспечивающие реализацию базовых потребностей человека:
Ряд авторов считает, что существует так называемый зависимый тип личности и люди, имеющие такие черты, попадают в группу риска. Этими чертами являются крайняя несамостоятельность, не умение отказать, сказать "нет" из-за страха быть отвергнутым другими людьми, не желание брать на себя ответственность и принимать решения.
Влияние Интернет-зависимости на подростков.
По мнению А.Е. Войскунского, влияние на личностное развитие информационных технологий не может быть однозначно квалифицировано как положительное или отрицательное: наряду с негативными трансформациями личности, существует возможность позитивного развития отдельных способностей. Он считает, что в цепочке "подросток - компьютер - Интернет" возможно два варианта развития их взаимосвязи: "положительный" и "отрицательный". Во втором случае при частом использовании компьютера и Интернета возникают психологические проявления Интернет-зависимости, что в итоге приводит к изменению личности в целом.
Подростковый возраст относится к критическому периоду психического развития. Остро протекающий психический перелом обусловливает его исключительную сложность и противоречивость. Известно, что важнейшим психологическим новообразованием данного возраста является становление самосознания. Важным признаком, характеризующим самосознание подростка, считается чувство взрослости. Таким образом, подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений.
Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования Интернетом. Используя Интернет, подросток вместо стремления "думать" и "учить" предпочитает "искать".
Практическая часть
Особенности проявления интернет-зависимости у подростков по результатам исследования.
Мы опросили 71 учащегося 9 и 11 классов. Эта выборка связана с тем, что после 9 класса многие ребята уйдут во «взрослую» жизнь, а одиннадцатиклассники покинут нас полным составом, навык продуктивного и активного живого общения с окружающими людьми должен быть развит на высоком уровне. Выявленный уровень интернет-зависимости поможет дать своевременные рекомендации ребятам, для того, чтобы они были более адаптированы к будущей социализации.
Из проведённого нами исследования особенностей интернет-зависимости среди учащихся 9 и 11 классов, можно сформулировать следующие выводы:
Рекомендации, направленные на снижение уровня интернет-зависимости среди подростков:
1) Заведите хобби или увлечение. Посещайте различные группы и клубы, занимайтесь спортом, музыкой, танцами, пением и т.д. Займитесь вместе с другом физическими упражнениями. Поспите вместо того, чтобы сидеть в интернете.
2) Посмотрите фильм, сходите на концерт, почитайте книгу. Найдите какой-нибудь интерес, который станет для вас альтернативой интернету.3) Пополните запас ваших знаний. Наверняка, в вашем доме скопилось множество книг, которые вы давно хотели прочесть. Займитесь этим. Таким образом, вы не только отвлечетесь от интернета, но и займетесь самообразованием.4) Помогите на кухне. Вы сможете научиться контролировать себя, выбирая между интернетом и готовкой последнее. К тому же ваша семья будет благодарна вам за приготовленный ужин.5) Избегайте походов в те места, где есть доступ в интернет, например в интернет-кафе. Иначе вы можете поддаться соблазну заглянуть туда на несколько минут.6) Запланируйте семейный вечер. Вместо того, чтобы смотреть телевизор или проводить время поодиночке, соберитесь все вместе, поужинайте, а затем придумайте совместное развлечение, например, поиграйте в настольную игру.7) Установите лимит времени работы вашего компьютера. Выключайте компьютер, если у вас нет необходимости в нем.8) Созванивайтесь и встречайтесь с друзьями в реальном времени.
Заключение.
Воздействие вредных привычек, ночных заведений, телевидения и Интернета по большей части оказывает пагубное влияние на современную молодежь.
В результате нашего исследования мы выяснили, что четверть наших респондентов являются зависимыми от интернета (42%), то есть большую часть своего времени они проводят в «сети», 41% ребят находится в «группе риска». Девушки являются более зависимыми, чем юноши, видимо, это связано с тем, что они являются более эмоционально зависимыми от общения и стремятся расширить его границы разными способами. Такой фактор как успеваемость так же влияет на количество времени, которое они проводят в интернете. Чем лучше учится подросток, тем меньше остается возможности и желания зайти в «сеть». А вот хобби не влияет на интернет-зависимость учащихся. Такие личностные качества как коммуникабельность и умение организовывать людей так же влияют на интернет-зависимость подростков. Ребята с высоким уровнем развития коммуникативных и организаторских склонностей стремятся в режиме реального времени реализовывать свои склонности, организовывать людей, общаться с ними. А учащиеся с низким уровнем развития коммуникативных склонностей пытаются компенсировать нехватку общения в «сети», к тому же там можно представить себя идеальнее, чем есть на самом деле.
Список литературы:
http://alkonark.ru/internet-zavisimost/u-podrostkov
http://odepressii.ru/zavisimost/internet.html
Вода может клеить?
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Интересные факты о мультфильме "Моана"
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Акварель + трафарет = ?