Презентация к исследовательской работе ученика 9 класса по теме "От натурального числа до мнимой единицы". К презентации есть текст. Поскольку это был проект, то ученик создал дополнительно карточки для контрольной работы по данной теме.
Вложение | Размер |
---|---|
milov_m._9a_proekt.pptx | 1.6 МБ |
milov_m._9a_proekt.docx | 76.91 КБ |
Слайд 1
Исследовательская работа по математике: От натурального числа до мнимой единицы Выполнил: ученик 9 «А» Милов Максим Руководитель работы: учитель математики Чагина Ю.А. Санкт-Петербург 2020 г.Слайд 2
Цель моей работы: Выяснить что такое мнимое число , рассмотреть комплексные числа и узнать историю его возникновения и его применение =
Слайд 3
Задачи: Во время выполнения своей исследовательской работы я должен выполнить следующие задачи: Собрать материал по своей теме Узнать что такое мнимое и комплексное число Расширить для себя понятие действительных чисел до комплексных Рассказать слушателям о комплексных и натуральных числах Закончить исследование в виде презентации Сделать контрольную работу для учащихся, изучающих математику на углубленном уровне
Слайд 4
Что такое комплексное число? Комплексным числом называется выражение вида z=a + bi Где i - мнимая единица Множество всех комплексных чисел с арифметическими операциями есть поле и обычно обозначают как С
Слайд 5
Что такое мнимое число? Действительное число а называется действительной частью комплексного числа z= а +bi и обозначается а =Re z Действительное число b называется мнимой частью числа z= a+bi и обозначается b= Im z
Слайд 6
Неполное квадратное уравнение вида x 2 = m (m – известная величина) является самым простым типом квадратного уравнения и вместе с тем очень важным, так как к нему приводится решение всякого квадратного уравнения. Оно легко решается , если m =0 или если m -положительное число , но если m- отрицательное число , то уравнение х 2 = m (например, х 2 = - 9) не может иметь никакого положительного и никакого отрицательного корня: ведь и положительное и отрицательное число по возведении в квадрат дает положительное число. Таким образом, можно сказать, что уравнение х 2 = - 9 не имеет решений. Но с таким же основанием до введения отрицательных чисел можно было говорить, что и уравнение 2x + 6 = 4 не имеет решений. Однако после введения отрицательных чисел это уравнение стало разрешимым. Точно так же уравнение х 2 = - 9, не имеющее решений среди положительных и отрицательных чисел, становится разрешимым после введения новых величин - квадратных корней из отрицательных чисел . Введя в рассмотрение мнимые числа, можно сказать, что неполное квадратное уравнение x 2 = m всегда имеет два корня. Если m > 0, эти корни действительны, они имеют одинаковую абсолютную величину и различны по знаку. Если m = 0, оба они равны нулю; если m < 0, - они мнимые . Зачем нужно мнимое число?
Слайд 7
Кто ввел обозначение мнимого числа? Сам символ был придуман Леонардо м Эйлером в 1777 году , от imaginarius мнимый Так же Леонард Эйлер распространил все стандартные функции на комплексную область
Слайд 8
Кто ввел понятие мнимые числа? В еличины были впервые введены итальянским математиком Кардано в середине 16 века в связи с решением кубического уравнения. Кардано назвал эти числа «софистическими» (т. е. «мудреными»).Декарт в 30-х годах 17 века ввел наименование «мнимые числа», которое, удерживается до сих пор. В противоположность мнимым числам прежде известные числа (положительные и отрицательные, в том числе иррациональные) стали называть действительными или вещественными. Сумма действительного и мнимого числа называется комплексным числом. Часто и комплексные числа называют мнимыми.
Слайд 9
Геометрическая форма комплексного числа Комплексные числа изображаются на так называемой комплексной плоскости. Ось, соответствующая в прямоугольной декартовой системе координат оси абсцисс, называется действительной осью, а оси ординат - мнимой осью. Комплексному числу z= a+biz = a+bi будет однозначно соответствовать на комплексной плоскости точка ( a;b )( a;b ):z= a+bi ↔( a;b )z= a+bi ↔( a;b ) . То есть на действительной оси откладывается действительная часть комплексного числа, а на мнимой - мнимая. Комплексное число также можно изображать радиус-вектором OM Длина радиус-вектора, изображающего комплексное число z= a+biz = a+bi , называется модулем этого комплексного числа. Модуль любого ненулевого комплексного числа есть положительное число. Модули комплексно сопряженных чисел равны. Модуль произведения/частного двух комплексных чисел равен произведению/частному модулей каждого из чисел. Модуль вычисляется по формуле : | z|=| a+bi |=
Слайд 10
Где применяются комплексные числа? В течение последних двухсот лет комплексные числа находят многочисленные, а иногда и совершенно неожиданные применения. Так, например, с помощью комплексных чисел Гаусс нашел ответ на чисто геометрический вопрос: при каких натуральных n циркулем и линейкой можно построить правильный n-угольник? Из школьного курса геометрии известно, как циркулем и линейкой построить некоторые правильные многоугольники: правильный треугольник, квадрат, правильный шестиугольник (его сторона равна радиусу описанной около него окружности). Более сложным является построение правильных пятиугольника и пятнадцатиугольника . Научившись строить эти правильные многоугольники, легко перейти к построению соответствующих многоугольников с удвоенным числом сторон: восьмиугольника, десятиугольника и т. п. Все эти задачи на построение были решены еще в Древней Греции. Однако, несмотря на огромные усилия многих замечательных древнегреческих геометров и других ученых, никому не удалось построить ни правильный семиугольник, ни правильный девятиугольник. Не удалось также осуществить построение правильного р-угольника ни при каком простом числе р, кроме p = 3 и p = 5. Более двух тысяч лет никто не мог продвинуться в решении этой проблемы. В 1796 г. Карл Фридрих Гаусс, 19-летний студент-математик Геттингенского университета, впервые доказал возможность построения правильного семнадцатиугольника с помощью циркуля и линейки. Это было одно из самых удивительных открытий в истории математики . В течение нескольких последующих лет Гаусс полностью решил проблему построения правильных n-угольников.
Слайд 11
Но не только в математике применяются мнимые числа Решение многих задач физики и техники приводит к квадратным уравнениям с отрицательным дискриминантом. Эти уравнения не имеют решения в области действительных чисел. Но решение многих таких задач имеет вполне определенный физический смысл. Значение величин, получающихся в результате решения указанных уравнений, назвали комплексными числами. Комплексные числа широко использовал Н. Е. Жуковский (1847 - 1921) при разработке теории крыла, автором которой он является. Комплексные числа нашли применение во многих вопросах науки и техники . Комплексные числа используется чаще всего в квантовой физике , квантовой механике и в электротехнике
Слайд 12
Как же решается квадратное уравнение не имеющее действительных корней? = -1, преобразуем это уравнение: =(-1)* 25 , = * , - * =0 ( x -5 )*(x+5 )=0, откуда =5 =-5
Слайд 13
Итоги проекта В ходе выполнения проекта я узнал историю возникновения мнимых чисел Узнал что мнимому числу посветили свои работы такие известные математики как Рене Декарт , Карл Фридрих Гаусс, Абрахам Муавр, Джероламо Кардано и другие Выяснил , что мнимые числа применяются не только в алгебре и геометрии , н о и в квантовой физике и электротехнике. Создал контрольную работу для учащихся.
Слайд 14
Источники информации Интернет источники: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Комплексное_число https :// thequestion.ru/questions/185064/chto-takoe-mnimoe-chislo-prostymi-slovami-zachem-oni-kak-imi-polzuyutsya https:// otvet.mail.ru/question/72278136 http:// engangs.ru/175456/zachem-nujnyi-kompleksnyie-chisla-gde-eto-ispolzuetsya http:// fb.ru/article/88839/kompleksnyie-chisla-znachenie-i-evolyutsiya-mnimyih-velichin Справочные материалы и книги: Кулакин Е.Д – «Комплексные числа» - серия. Математика , Элективный курс. 2013-112стр. Шахмейстер А.Х. – Комплексные числа – СПб «Виктория-Плюс» 2011-176стр. Глейзер Г.И.- «История математики в школе» 1964 - 375стр. Деменева Н.В. «Комплексные числа» «Комплексные числа». 9-11кл._Глазков Ю.А. и др._2012 - 160стр
Слайд 15
Спасибо за Внимание!
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа 543 Московского района Санкт-Петербурга
Исследовательская работа
на тему:
От натурального числа до мнимой единицы
Выполнил: ученик 9 «А»
Милов Максим
Руководитель:
учитель математики Чагина Ю.А.
Санкт-Петербург, 2020 г.
Содержание:
3.6.1 Математика
3.6.2 Физика
Как же решается квадратное уравнение, не имеющее действительных корней?
1. Цель моей работы:
Выяснить что такое мнимое число, рассмотреть комплексные числа и узнать историю их возникновения и их применение.
2. Задачи:
3. Теоретическая часть:
3.1 Что такое комплексное число?
Комплексным числом называется выражение вида z=a+bi, где i -мнимая единица.
Множество всех комплексных чисел с арифметическими операциями есть поле и обычно обозначают как С.
3.2 Что такое мнимое число?
Действительное число а называется действительной частью комплексного числа z=а+bi и обозначается а=Rez
Действительное число b называется мнимой частью числа z=a+bi и обозначается b=Imz
3.3 Зачем нужно мнимое число?
Неполное квадратное уравнение вида x2 = m (m – известная величина)является самым простым типом квадратного уравнения и вместе с тем очень важным, так как к нему приводится решение всякого квадратного уравнения. Оно легко решается, если m=0 или если m-положительное число, но если m-отрицательное число,то уравнение х2 = m (например, х2 = - 9) не может иметь никакого положительного и никакого отрицательного корня: ведь и положительное и отрицательное число по возведении в квадрат дает положительное число. Таким образом, можно сказать, что уравнение х2 = - 9 не имеет решений. Но с таким же основанием до введения отрицательных чисел можно было говорить, что и уравнение 2x + 6 = 4 не имеет решений.
Однако после введения отрицательных чисел это уравнение стало разрешимым. Точно так же уравнение х2= - 9, не имеющее решений среди положительных и отрицательных чисел, становится разрешимым после введения новых величин - квадратных корней из отрицательных чисел. Введя в рассмотрение мнимые числа, можно сказать, что неполное квадратное уравнение x2 = m всегда имеет два корня. Если m > 0, эти корни действительны, они имеют одинаковую абсолютную величину и различны по знаку. Если m = 0, оба они равны нулю; если m < 0, они мнимые.
3.4 Кто ввел обозначение мнимого числа?
Сам символ был предложен академиком Петербургской академии наук Леонардом Эйлером в 1777 году, от латинского слова imaginarius – мнимый.
Также Леонард Эйлер распространил все стандартные функции на комплексную область и уточнил формулировку Основной теоремы алгебры о том, что в системе комплексных чисел любой многочлен имеет корень.
3.5 Кто ввел понятие мнимого числа?
Величины были впервые введены итальянским математиком Джероламо Кардано в середине XVI века в связи с решением кубического уравнения. Кардано назвал эти числа «софистическими» (т. е. «мудреными»).Французский математик Рене Декарт в 30-х годах XVII века ввел наименование «мнимые числа», которое, удерживается до сих пор. В противоположность мнимым числам прежде известные числа (положительные и отрицательные, в том числе иррациональные) стали называть действительными или вещественными. Сумма действительного и мнимого числа называется комплексным числом. Часто и комплексные числа называют мнимыми.
3.6 Где применяются комплексные числа?
3.6.1 Математика
В течение последних двухсот лет комплексные числа находят многочисленные, а иногда и совершенно неожиданные применения. Так, например, с помощью комплексных чисел немецкий математик Карл Фридрих Гаусс нашел ответ на чисто геометрический вопрос: при каких натуральных n циркулем и линейкой можно построить правильный n-угольник?
Из школьного курса геометрии известно, как циркулем и линейкой построить некоторые правильные многоугольники: правильный треугольник, квадрат, правильный шестиугольник (его сторона равна радиусу описанной около него окружности). Более сложным является построение правильных пятиугольника и пятнадцатиугольника. Научившись строить эти правильные многоугольники, легко перейти к построению соответствующих многоугольников с удвоенным числом сторон: восьмиугольника, десятиугольника и т. п.
Все эти задачи на построение были решены еще в Древней Греции. Однако, несмотря на огромные усилия многих замечательных древнегреческих геометров и других ученых, никому не удалось построить ни правильный семиугольник, ни правильный девятиугольник. Не удалось также осуществить построение правильного р-угольника ни при каком простом числе р, кроме p = 3 и p = 5. Более двух тысяч лет никто не мог продвинуться в решении этой задачи. В 1796 году Карл Фридрих Гаусс, 19-летний студент-математик Геттингенского университета, впервые доказал возможность построения правильного семнадцатиугольника с помощью циркуля и линейки. Это было одно из самых удивительных открытий в истории математики. В течение нескольких последующих лет Гаусс полностью решил проблему построения правильных n-угольников. Именно эту фигуру Гаусс завещал изобразить на своем надгробии. Скульптор это сделать отказался в виду сложности работы. Но памятник, воздвигнутый Гауссу в Брауншвейге, стоит на семнадцатиугольном постаменте.
3.6.2 Физика
Решение многих задач физики и техники приводит к квадратным уравнениям с отрицательным дискриминантом. Эти уравнения не имеют решения в области действительных чисел. Но решение многих таких задач имеет вполне определенный физический смысл. Значение величин, получающихся в результате решения указанных уравнений, назвали комплексными числами. Комплексные числа широко использовал Н. Е. Жуковский (1847 - 1921) при разработке теории крыла, автором которой он является. Комплексные числа нашли применение во многих вопросах науки и техники.
Комплексные числа широко используются в различных областях физики, в особенности в описании волновых и электромагнитных процессов. С помощью комплексных чисел можно рассчитать параметры для сетей не только постоянного, но и переменного тока.
Также, комплексные числа используется в квантовой физике, квантовой механике и в электротехнике.
4. Практическая часть:
Как же решается квадратное уравнение, не имеющее действительных корней?
= -1, преобразуем это уравнение:
=(-1)* 25 , =*, -*=0
(x-5)*(x+5)=0, откуда =5=-5
Выпишем значения коэффициентов:
Формулы:
Подставим значения:
При школьных знаниях ответ будет: Нет действительных корней. Но с помощью мнимой единицы мы сможем найти корни квадратного уравнения
Ответ:
5. Контрольная работа для учащихся:
_____________________________________________
1 вариант
= 2+2, = 2-2
+2z+5
4. Найдите значения x и y из равенств:
1.7x + 5i = 1 – 10iy. 2.(2x + y) – i = 5 + (y – x)i.
3. x + (3x – y)i = 2 – i.
5. Вычислите:
1. (3 + 5i) + (7 – 2i). 2. (6 + 2i) + (5 + 3i)
3. (– 2 + 3i) + (7–2i).
__________________________________________________________
2 вариант
= 2+3, = 2-3
- 2z+10
4. Найдите значения x и y из равенств:
1. (1 + 2i)x + (3 – 5i)y = 1 – 3i. 2. (2 – i)x + (1 + i)y = 5 – i.
3. (3i – 1)x + (2 – 3i)y = 2 – 3i.
5. Вычислите:
1.(5–4i)(6+2i). 2. (3 – 2i) + (5 + i).
3. (4 + 2i) + (– 3 + 2i).
__________________________________________________________
6. Контрольные вопросы:
7. Итоги проекта:
8. Источники информации:
Интернет источники:
Справочные материалы и книги:
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Два морехода
Заколдованная буква
Позвольте, я вам помогу
Финист - Ясный сокол