Основная цель подготовки по программе – прошедший подготовку и итоговую аттестацию обучающийся должен быть готов к профессиональной деятельности в качестве слесаря по ремонту автомобилей. Качественные знания и навыки, полученные при обучении – это возможность стать востребованным специалистом на рынке труда.
В связи с этим, возникает необходимость оценки качества подготовки обучающихся, которая состоит из текущего контроля и итоговой аттестации. Формы и условия проведения итоговой аттестации устанавливаются образовательным учреждением. Их мы не рассматриваем в настоящей работе. Текущий контроль проводится педагогом по результатам освоения тем, разделов и учебной программы.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_rabota_miroshnik_shugurov.doc | 821 КБ |
МБУДО «Лянторский ЦДО»
«Использование компьютерных технологий для диагностики качества подготовки обучающихся по направлению
«Слесарь по ремонту автомобилей»
Выполнили:
Мирошник Вадим, 17 лет, обучающийся третьего года обучения по направлению «Слесарь по ремонту автомобилей»;
Шугуров Антон, 17 лет, обучающийся третьего года обучения по направлению «Оператор ЭВ и ВМ»
Руководители:
Кот Анатолий Иванович, педагог дополнительного образования
Новоселов Андрей Михайлович, педагог дополнительного образования
Лянтор
Оглавление.
Введение 3
Обоснование темы, цели и задачи проекта 5
Технология изготовления проектного продукта 7
Описание программы MyTestX 9
Типы тестовых заданий 11
Параметры теста и правила применения 12
Заключение 13
Литература 14
Приложение 1 15
Приложение 2 22
Введение
В настоящее время в России количество автомобилей исчисляется миллионами. Ещё выше темпы автомобилизации в Югре. Всё это порождает очень важную проблему, связанную с безопасностью движения. Чем меньше неисправных машин, тем выше безопасность движения. Для того, чтобы имеющийся парк автомобилей эффективно и безопасно работал, существует специальная служба. Работниками данной службы являются слесари по ремонту автомобилей. Их задача в том, чтобы следить за техническим состоянием машин, устранять поломки, не допускать возникновения технических неисправностей. Работа слесаря по ремонту автомобилей – это высококвалифицированный труд, требующий большого объёма знаний и навыков. Нужно хорошо знать устройство всех механизмов различных типов автомобилей, порядок и правила сборки и разборки узлов и агрегатов. Нужно уметь проводить осмотр и диагностику состояния агрегатов машин, уметь пользоваться обычным и специальным инструментом, приспособлениями и приборами, проводить контрольные, регулировочные, сборочные и другие операции. Всё это предъявляет большие требования к подготовке специалистов данной профессии. Основная цель подготовки по программе – прошедший подготовку и итоговую аттестацию обучающийся должен быть готов к профессиональной деятельности в качестве слесаря по ремонту автомобилей. Качественные знания и навыки, полученные при обучении – это возможность стать востребованным специалистом на рынке труда.
В связи с этим, возникает необходимость оценки качества подготовки обучающихся, которая состоит из текущего контроля и итоговой аттестации. Формы и условия проведения итоговой аттестации устанавливаются образовательным учреждением. Их мы не рассматриваем в настоящей работе. Текущий контроль проводится педагогом по результатам освоения тем, разделов и учебной программы.
По различным причинам, связанным с болезнью, карантинными мероприятиями, «актированными» днями, обучающиеся вынуждены осваивать материал самостоятельно. Поэтому у педагога и обучающегося возникает необходимость контроля качества усвоения самостоятельно освоенного материала. Как сделать это быстро, качественно, объективно? В качестве одной из форм текущего контроля качества освоения программного материала нами предлагается компьютерная тестовая диагностика, позволяющая объективно и оперативно установить качество освоенного материала в баллах. Данная форма контроля может быть использована педагогом на уроке, так и во внеурочное время обучающимися самостоятельно.
Обоснование темы, цели и задачи проекта.
Предлагаемый проект является групповым, по предметно-содержательной области – межпредметным, так как реализован в рамках двух направлений: «Слесарь по ремонту автомобилей» и «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин».
Целью данного проекта является создание проектного продукта – тестов для диагностики качества подготовки обучающихся по направлению «Слесарь по ремонту автомобилей» с использованием компьютерных программ.
Задачи, связанные с отбором фактического материала и его построением, решал Мирошник Вадим, обучающийся по направлению «Слесарь по ремонту автомобилей». Специфические задачи, связанные с использованием компьютерных технологий, решал Шугуров Антон, обучающийся по направлению «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин».
В процессе «присвоения» проблемы проекта мы исходили из следующего тезиса: контроль и самоконтроль качества самостоятельно освоенного материала необходим и мы хотим найти способ помочь обучающимся и педагогу как быстро и эффективно это можно осуществить.
Цель проекта: найти способ быстрого и эффективного контроля качества подготовки обучающихся по программе обучения «Слесарь по ремонту автомобилей».
Задачи проекта определяются теми задачами, которые решали авторы исходя из специфики представляемых ими направлений:
-изучение программы курса подготовки обучающихся по направлению «Слесарь по ремонту автомобилей»;
-отбор и систематизация теоретического материала по темам и разделам программы;
-разработка тестовых заданий;
-анализ и систематизация материала о видах и способах организации тестовых заданий с помощью компьютера;
-определение инструментальных средств и программы для создания тестовых заданий;
-подготовка справочной информации по работе с программой;
-оформление тестов в программе тестирования с учетом оценивания конечного результата.
Проектный продукт должен помочь педагогу и обучающимся быстро и объективно произвести контроль качества подготовки как по отдельным темам, так и по программе в целом. Авторами специально подготовлена печатная версия тестов, что позволяет использовать работу в случае отсутствия компьютерной техники.
Технология изготовления проектного продукта.
Для реализации данного проекта нами был составлен подробный план работы с указанием сроков выполнения его этапов. План работы включал в себя:
- подробное ознакомление с программой курса обучения по направлению «Слесарь по ремонту автомобилей»;
- определение имеющихся и недостающих источников информации, способов их получения;
- определение программы для создания тестовых заданий;
- непосредственная работа по изготовлению проектного продукта;
- написание письменного отчета о проделанной работе.
Для удобства обучающихся нами в качестве основного источника информации были взяты учебные пособия автора Чумаченко Ю.Т., которыми пользуются обучающиеся в учебном процессе. Дополнительными источниками информации служили периодические и интернет издания. Исходя из программы обучения нами были отобраны и сформулированы задания для контроля. В частности, для 1-2 годов обучения были взяты следующие темы:
1.Газораспределительный механизм.
2.Кривошипно-шатунный механизм.
3.Система зажигания.
4.Система охлаждения.
5.Система питания.
6.Система смазки.
В перечень тем для третьего года обучения, включенные для контроля, были взяты следующие:
1.Обслуживание и ремонт системы питания.
2.Ремонт и техническое обслуживание газораспределительного механизма.
3.Ремонт и техническое обслуживание смазочной системы.
4.Ремонт и техническое обслуживание генератора.
5.Ремонт и техническое обслуживание кривошипно-шатунного механизма.
6.Ремонт и техническое обслуживание рулевого управления.
7.Ремонт и техническое системы зажигания.
8.Ремонт и техническое обслуживание системы охлаждения.
9.Ремонт и техническое обслуживание стартера.
10.Ремонт и техническое обслуживание трансмиссии.
11.Система технического обслуживания и ремонта автомобиля.
12.Техническое обслуживание аккумуляторной батареи.
13.Техническое обслуживание и ремонт ходовой части.
Для обеспечения объективности контроля знаний нами был применен принцип вариативности заданий. Каждый блок тем, указанных выше, имеет два варианта заданий. Это обеспечивает объективность контроля при проведении контроля в группе.
Структурно каждое задание состоит из 15-20 вопросов. Каждый вопрос имеет 4 варианта ответов.
При проведении контроля знаний для педагога важным и решающим является фактор времени. Временные рамки урока, которыми ограничен педагог, требуют проводить эту работу с минимальной затратой времени и максимальной объективностью. Реализовать в полной мере данные требования, на наш взгляд, позволяют современные компьютерные технологии. Поэтому названные проблемы были решены путем использования компьютерных тестовых заданий. Считаем этот выбор закономерным и правильным ещё и потому, что психологически обучающиеся готовы к работе с компьютером, это им нравится.
В качестве инструмента для создания тестовых заданий мы выбрали программу MyTestX
Описание программы MyTestX
Программа MyTestX состоит из трех модулей:
3. MyTestServer – модуль для учителя. С его помощью учитель раздает тесты, производит контроль над ходом тестирования, и получает результаты.
Тест - это система тестовых заданий, параметров и правил их применения.
Задания, параметры тестирования, звуки и изображения к заданиям для каждого отдельного теста - все хранится в одном файле теста. Никаких баз данных, никаких лишних файлов - один тест – один файл. Файл с тестом зашифрован и сжат.
Типы тестовых заданий
Программа MyTest поддерживает девять типов заданий (одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа (чисел), ручной ввод текста, выбор места на изображении, перестановка букв). Задание типа да/нет легко можно получить, используя тип с одиночным выбором. В тесте можно использовать любое количество любых типов.
Задание состоит из вопроса (возможно несколько формулировок) и, в зависимости от типа, вариантов ответа или требуемого ответа. Текст вопроса и вариантов может содержать форматированный текст, рисунки и формулы.
К каждому заданию можно прикрепить рисунок, который будет показан в отдельном окне (удобно для больших рисунков). Причем, при использовании одного и того же рисунка в разных заданиях, не увеличивается размер файла с тестом.
Редактор позволяет прикрепить звуковой файл в формате mp3 или wav. В этом случае в окне модуля тестирования появится панель с медиаплеером.
Для каждого задания в тесте можно индивидуально задать сложность (количество баллов за верный ответ) от 1 до 100, максимальное время обдумывания задания.
К каждому заданию может быть прикреплено вступление - текст, который будет показан вначале показа задания, подсказка (показ может быть за штрафные баллы) и объяснение верного ответа. Вступление и объяснение показываются в обучающем режиме.
Параметры теста и правила применения
Каждый тест содержит:
Заголовок теста. Автор (составитель) теста. Электронная почта автора. Описание теста.
Инструкцию тестируемому - сообщение, которое будет показано тестируемому в начале теста. Позже это сообщение можно посмотреть по команде Тест - Инструкция. Инструкция может содержать форматированный текст, рисунки и формулы.
Оценивание
Оценка учащегося вычисляется по баллам. Уровень оценки в процентах (для того чтобы не менять при удалении/добавлении заданий) задается в редакторе тестов. Система оценки может быть любой - от двухбалльной (зачет/незачет) до 100-балльной. Для оценки можно указать название - тогда выводится не цифра, а название (полезно для зачет/незачет).
Добавление заданий из другого теста
С помощью команды Файл → Импорт → Задания из другого теста... можно добавить в создаваемый/редактируемый тест задания из любого другого теста. При добавлении заданий можно выбрать какие именно задания добавить (отметить галочками), указать добавлять ли в этот тест темы из исходного ...
Создание бумажных тестов
Редактор тестов позволяет экспортировать их для печати. При экспорте можно либо просто вывести все задания, либо вывести задания так как они бы были выведены тестируемому (т.е. учитывая ограничение количества по темам, порядок заданий, порядок вариантов). Дополнительно можно вывести и верные ответы.
Для этого используется команда Файл → Экспорт → Бумажный тест. Будет открыто окно встроенного редактора и в нем созданный текст. Этот тест можно либо сразу распечатать, либо сохранить в файл.
Заключение
В процессе выполнения данной работы нами:
-получены навыки проектирования;
-приобретён опыт практического применения имеющихся знаний и навыков;
-получены навыки исследовательской работы;
-получены приращения в знаниях, умениях и навыках;
-подробно изучен теоретический материал по программе подготовки «Слесарь по ремонту автомобилей»;
-изучена компьютерная программа MyTestX;
-приобретены дополнительные знания по устройству автомобиля;
Работая над проектом, мы получили возможность доказать собственную компетентность, что способствовало поднятию нашего статуса.
В процессе работы мы испытывали различной сложности трудности. Преодоление трудностей путём установления причин того, что не получилось, оцениванием эффективности собственных действий, будет способствовать формированию положительных черт характера, формированию реалистичного представления о себе самом.
В результате работы получен проектный продукт в виде тестов, позволяющий оперативно и объективно произвести педагогу контроль качества освоения материала обучающимися. В перспективе нам кажется целесообразным использование разработанных тестов каждым обучающимся самостоятельно для самоконтроля качества усвоения тем и разделов программы. Это будет способствовать повышению качества подготовки в целом. Другой интересной перспективой нам видится идея незначительной доработки и адаптации тестов для использования при дистанционном обучении.
Список источников информации и иллюстраций:
Литература
1.Роговцев В.Л., Пузанков А.Г., Олдфильд В.Д. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств. – М.1997.
2.Чумаченко Ю.Т., Герасименко А.И., Рассанов Б.Б. Автослесарь. – «Феникс».2002.
3.Чумаченко Ю.Т., Чумаченко Г.В., Герасименко А.И. Материаловедение для автомехаников. – «Феникс».2005.
4.Чумаченко Ю.Т., Рассанов Б.Б. Автомобильный практикум. – «Феникс».2003.
5.Журнал «За рулём». – 2010-2011.
6.Журнал «Авторевю». – 2010-2011.
7.Макарова Н.В.Санкт-Петербург 2005г «Руководство по работе с текстовым процессором MS-WORD»
8.Брайон М., Модха С. Тесты для профессионального отбора. – 2-е изд. (Серия «Практическая психология»)-Издательский дом «Питер».Москва, 2005
Сайты в интернете
Иллюстрации
Приложение 1
Система зажигания.
Вариант№1
1. Дайте точное определение.
Система зажигания предназначена для…
а) запуска автомобиля;
б) подачи рабочей смеси в цилиндры двигателя;
в) надежного и своевременного воспламенения рабочей смеси в цилиндрах двигателя импульсами высокого напряжения;
г) для своевременного приготовления и подачи рабочей смеси
2.Источником высокого напряжения служит…
а) Аккумулятор;
б) Катушка;
в) Генератор;
г) Стартер.
3.Какое напряжение необходимо для пуска двигателя?
а) 16-18В;
б)12-14кВ;
в)16-18кВ;
г)12-14В
.
4.На рисунке приведена схема батарейного зажигания.
Что изображено на рисунке под номером 8?
а) замок зажигания;
б) вращающийся кулачок;
в) конденсатор;
г) контакты прерывателя
5.Основная функция катушки зажигания…
а) преобразование низковольтного напряжения тока в ток высокого напряжения ;
б) прерывание тока в цепи;
в) преобразование высокого напряжения тока в ток низкого напряжения;
г) Соединение аккумулятора со свечей зажигания
6.Что используют для воспламенения горючей смеси?
а) катушку зажигания;
б) обмотки;
в) свечи;
г) аккумулятор
7.Что из перечисленного является проводником?
а) резина;
б) органическое стекло;
в) пластмасса;
г) проволока.
8.Моменг зажигания происходит в?
а) ВМТ;
б) НМТ;
в) во время совершения рабочего хода;
г) на холостом ходу.
9.Что вызывает ЭДС?
а) аккумулятор;
б) включатель стартера;
в) свеча;
г) катушка зажигания.
10.Что дает напряжение 12-15кВт?
а) аккумулятор;
б) свеча зажигания;
в) катушка зажигания;
г) распределитель.
11.Что даёт напряжение 12 вольт ?
а) аккумулятор;
б) распределитель;
в) катушка зажигания;
г) прерыватель.
12.Что способствует своевременной подачи искры на каждый цилиндр?
а) Прерыватель;
б) Свеча;
в) распределитель;
г) конденсатор.
13.Что такое ЭДС?
а) физическая величина, характеризующая работу сторонних сил в источниках постоянного или переменного тока;
б) физическая величина, характеризующая силу тока в цепи;
в) физическая величина, характеризующая мощность ;
г) физическая величина, характеризующая сопротивление в цепи.
14.Что позволяет лишнюю энергию, полученную от катушки зажигания, превратить в тепло?
а) прерыватель;
б) конденсатор;
в) распределитель;
г) свеча.
Ключи:
1.в 2. б 3.в 4.г 5.а 6.в 7.г 8.а 9.г 10.в 11.а 12.в 13.а 14.б
Вариант 2
1. Что вызывает ЭДС?
а) аккумулятор;
б) включатель стартера;
в) свеча;
г) катушка зажигания.
2.Что изображено на рисунке под номером 3
а) катушка зажигания;
б) аккумулятор;
в) прерыватель;
г) ключ зажигания
3. Момент зажигания происходит в?
а) ВМТ;
б) НМТ;
в) во время совершения рабочего хода;
г) на холостом ходу
4. Что позволяет лишнюю энергию, полученную от катушки зажигания, превратить в тепло?
а) прерыватель;
б) конденсатор;
в) распределитель;
г) свеча
5. Что используют для воспламенения горючей смеси?
а) катушку зажигания;
б) обмотки;
в) свечи;
г) аккумулятор.
6. Что такое ЭДС?
а) физическая величина, характеризующая работу сторонних сил в источниках постоянного или переменного тока.;
б) физическая величина, характеризующая силу тока в цепи;
в) физическая величина, характеризующая мощность;
г) физическая величина, характеризующая сопротивление в цепи
7. Что дает напряжение 12-15кВт
а) аккумулятор;
б) свеча зажигания;
в) катушка зажигания;
г) распределитель
8.Что из перечисленного является изолятором?
а) резина;
б) органическое стекло;
в) пластмасса;
г) проволока
9.Для чего предназначен прерыватель?
а) увеличение напряжения;
б) распределение тока на свечи;
в) создание искры;
г) прерывание тока
10. Основная функция катушки зажигания…
а) преобразование низковольтного напряжения тока в ток высокого напряжения.
б) прерывание тока в цепи;
в) преобразование высокого напряжение тока в ток низкого напряжения;
г) соединение аккумулятора со свечей зажигания
11. Что способствует своевременной подачи искры на каждый цилиндр?
а) прерыватель;
б) свеча;
в) распределитель;
г) конденсатор
12.Какова роль конденсатора?
а) распределение тока;
б) создание искры;
в) предохранитель;
г) прерывание тока
13.Что изображено на рисунке под номером 2?
а) катушка зажигания;
б) аккумулятор;
в) прерыватель;
г) ключ зажигания
14. Источником высокого напряжения служит…
а) аккумулятор;
б) катушка;
в) генератор;
г) стартер
15. Система зажигания предназначена для…
а) запуска автомобиля;
б) подачи рабочей смеси в цилиндры двигателя;
в) надежного и своевременного воспламенения рабочей смеси в цилиндрах двигателя импульсами высокого напряжения;
г) для своевременного приготовления и подачи рабочей смеси
Ключи:1.г)2.а)3.а)4.б)5.в)6.а)7.в)8.а)9.г)10.а)11.в)12.в)13.г)14.б)15.в)
Приложение 2
Ремонт и техническое обслуживание газораспределительного механизма.
1.Нарушение величины теплового зазора в клапанном механизме приводит к:
а) потери мощности двигателя;
б) выходу из строя клапанов;
в) выходу из строя двигателя в целом;
г) выходу из строя распределительного вала.
2. Что не является составной частью газораспределительного механизма:
а) распределительный вал;
б) механизм привода распределительного вала;
в) клапанный механизм;
г) головка блока цилиндров.
3. Основной неисправностью механизма газораспределения является:
а) вытягивание ремня привода;
б) снижение упругости клапанных пружин;
в) износ шеек и кулачков распределительного вала;
г) поступление масла в камеру сгорания.
4.Нарушение регулировок и износ деталей механизма газораспределения сопровождается:
а) повышенной шумностью и стуками двигателя;
б) потерей мощности;
в) снижением давления масла;
г) повышенным дымлением.
5.По шумам и стукам работающего двигателя можно определить:
а) износ цепи и звездочек привода;
б) износ подшипников распределительного вала;
в) износ маслоотражательных колпачков;
г) увеличенные зазоры в клапанном механизме.
6. Причиной уменьшения компрессии в цилиндрах может быть:
а) потеря упругости клапанных пружин;
б) износ вкладышей коленчатого вала;
в) неисправность кривошипно-шатунного механизма;
г) неисправность газораспределительного и кривошипно-шатунного механизмов.
7. Величина тепловых зазоров впускных и выпускных клапанов должна составлять (кроме двигателей ВАЗ-2108 и МеМЗ):
а) 0,15 мм;
б) 0,25 мм;
в) 0,35 мм;
г) 0,45 мм.
8. Замену ремня привода распределительного вала рекомендуется производить после:
а) 40 тыс. пробега;
б) 60 тыс. пробега;
в) 80 тыс. пробега;
г) 100 тыс. пробега
9 Давление в конце такта сжатия в цилиндрах проверяют при помощи:
а) динамометрического ключа;
б) индикаторного нутромера;
в) компрессометра;
г) прибора К-69.
10. Компрессия для технически исправного карбюраторного двигателя должна составлять:
а) 0,70-0,75 Мпа;
б) 0,75-0,80 Мпа;
в) 0,80-0,85 Мпа;
г) 0,85-0,90 Мпа.
Ключи:1а ; 2г; 3г; 4в; 5в; 6б; 7а; 8б; 9в; 10б.
Ремонт и техническое обслуживание кривошипно-шатунного механизма.
1 Кривошипно-шатунный механизм состоит из:
а) распределительного вала;
б) блока цилиндров с картером;
в) головки цилиндров;
г) моховика.
2. Укажите вид ремонта кривошипно-шатунного механизма, который выполняется со снятием двигателя с автомобиля:
а) снятие и установка крышки головки блока цилиндров;
б) снятие головки блока цилиндров;
в) снятие коленчатого вала;
г) снятие поддона масляного картера.
3. В каком порядке производится затяжка креплений головки цилиндров:
а) от центра к периферии по порядку;
б) от центра к периферии крест-накрест;
в) в любой последовательности;
г) сначала центр, затем периферия, затем остальное.
4. Чтобы выявить техническое состояние двигателя необходимо провести его диагностирование по следующим параметрам:
а) расход топлива;
б) угар масла;
в) давление масла;
г) расход охлаждающей жидкости.
5.Основными признаками неисправности кривошипно-шатунного механизма являются:
а) уменьшение давления в конце такта сжатия (компрессии) в цилиндрах;
б) увеличение расхода масла;
в) повышенное содержание СО в выхлопных газах;
г) нарушение зазоров между стержнями клапанов и толкателями.
6. Проверка технического состояния блока цилиндров состоит:
а) в визуальном контроле целостности блока, отсутствия обломов, трещин и пробоин;
б) измерении износов поверхностей цилиндров (гильз цилиндров);
в) измерении износа гнезд тарелок клапанов;
г) измерении износов отверстий под коренные подшипники.
7. При наличии незначительных забоин на зубьях обода маховика (венца):
а) их следует зачистить;
б) заменить маховик;
в) заменить обод маховика;
г) прошлифовать.
8. При наличии трещин на коленчатом валу необходимо:
а) провести его перешлифование;
б) заменить;
г) заделать эпоксидным составом.
9.Причиной поступления масла в камеру сгорания и попадания его на свечи зажигания является:
а) высокое давление масла;
б) износ компрессионных колец;
в) износ прокладки головки;
г) износ маслосъемных колец.
10. Одной из причин появления «белого» дыма в выхлопной трубе прогретого двигателя может быть:
а) некачественный бензин;
б) неисправность свечи зажигания (работает с перебоями);
в) нарушение герметичности прокладки блока;
г) раннее зажигание
ключи:1а;2в;3б;4г;5г;6в;7а;8б;9г;10в
Рисуем зимние домики
Позвольте, я вам помогу
Подарок
Два Мороза
Почему люди кричат, когда ссорятся?