Исследовательская работа по теме:
Саксофон – музыкальный инструмент для души и здоровья
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа по теме: Саксофон – музыкальный инструмент для души и здоровья | 67.12 КБ |
X региональный конкурс
проектов и творческих работ обучающихся в области социально-гуманитарных наук, искусства и культуры
«Свой путь к открытиям»
«Мир моих увлечений»
Исследовательская работа по теме:
Саксофон – музыкальный инструмент для души и здоровья
Работу выполнила
ученица 4 «А» класса
МОУ «Лицей № 56»
Акованцева Мария
Руководитель: Устинкина
Анна Михайловна
г. Саратов
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Всё о саксофоне………………………………………………………………….5
1.1.История создания……………………………………………………………………...4
1.2.Строение саксофона…………………………………………………………………..5
Глава 2. Саксофон и детское развитие…………………………………………………..7
2.1. Польза………………………………………………………………………................7
2.2. «Музыкальные» риски……………………………………………………………….8
Глава 3. Интерес к музыке………………………………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………………….12
Список литературы……………………………………………………………………....13
Приложение……………………………………………………………………………....14
Мое увлечение – игра на саксофоне
Введение
Укроюсь от забот в кофейне небольшой.
Здесь мой приют – кусочек джазового рая.
Опять спешу туда, где старый саксофон
Волшебную мелодию в душе моей играет.
Если кому-нибудь задать вопрос, какой музыкальный инструмент вы считаете наиболее чувственным? Несомненно, в ответ услышите - саксофон - инструмент для души, как его называют многие меломаны. Его страстный и экспрессивный тембр, умеющий передавать нежность и страсть, может уносить человека в самые потаённые воспоминания.
Он весьма многолик и может быть серьёзным философом в произведениях И.С. Баха, нежным и лиричным у композиторов-романтиков, дерзким и свободным в джазе. В этом жанре саксофон - король, так как фактически является голосом исполнителя, которым он разговаривает со слушателями. Нельзя не отметить импровизационные возможности инструмента, сделавшие его в джазовом искусстве непревзойдённым лидером.
На саксофоне можно музицировать все - от простых мелодий, звучащих по радио и телевидению, до исполнения классических пьес в разных стилях, а также сложнейших джазовых импровизаций.
Оптимальный возраст для начала учебы на этом инструменте – 10 лет, причем детям хрупкого телосложения придется подождать еще год. Если у ребенка крепкое телосложение, то можно начать заниматься на саксофоне и в 9 лет.
Цель: выяснить, является ли моё увлечение полезным занятием для меня и моего здоровья.
Задачи:
1)изучить литературные источники и ресурсы Интернет по теме исследования;
2)выявить, есть ли положительные или отрицательные моменты игры на саксофоне для физического и духовного развития детей;
3)проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы.
Объект: саксофон
Предмет: возможности саксофона
Гипотеза: игра на саксофоне - приятное увлечение и полезно для здоровья.
Методы: изучение литературы, поиск информации, отбор информации, анализ и синтез; анкетирование.
Исследование проводила в три этапа.
На первом этапе я направила усилия на пути решения поставленных задач: познакомилась с историей создания и строением саксофона.
На втором этапе я выясняла, как влияет игра на саксофоне на развитие детского организма, опираясь на мнения специалистов по данной проблеме.
На третьем этапе я провела анкетирование для определения интереса к музыке.
Чтобы выяснить, что знают дети о саксофоне, я провела анкетирование. (Приложение 1)
Сегодня саксофон — один из ярчайших духовых инструментов, и какая бы музыка на нём не исполнялась, классическая, джазовая или популярная, она всегда вызывает прилив радости и большого удовлетворения от услышанного и увиденного. Потому что звучит саксофон. Надеюсь, результаты моего исследования пригодятся моим одноклассникам и сверстникам, если перед ними будет стоять вопрос выбора музыкального инструмента для музыкального образования. Материалы моей работы можно будет использовать на внеклассных мероприятиях для расширения кругозора и популяризации саксофона.
Глава 1. Всё о саксофоне
1.1. История создания
История саксофона насчитает около 150 лет. Инструмент изобрел уроженец Бельгии Антуан – Жозеф Сакс, ставший известным как Адольф Сакс, в 1842 году.
Зимой в 1842 года Сакс, сидя дома, приставил мундштук от кларнета к офиклеиду и попробовал сыграть. Услышав первые ноты он назвал инструмент своим именем. Согласно некоторым сведениям, Сакс придумал инструмент задолго до этой даты. Но сам изобретатель не оставил никаких записей.
Вскоре после изобретения он познакомился с великим композитором Гектором Берлиозом. Для знакомства Сакс специально приехал в Париж. Кроме знакомства с композитором он хотел познакомить музыкальную общественность с новым инструментом. Услышав звучание, Берлиоз был в восторге от саксофона. Инструмент выдавал необычные звуки и тембр. Подобного тембра композитор не слышал ни в одном из имеющихся инструментов. Сакс был приглашен Берлиозом в консерваторию для прослушивания. После того, как он сыграл перед присутствующими музыкантами на своем новом инструменте ему сразу же предложили играть в оркестре на бас–кларнете, но он не стал выступать.
Изобретатель создал первый саксофон при помощи соединения конической трубы с тростью кларнета. Также к ним был добавлен клапанный механизм гобоя. Концы инструмента имели изгибы и внешне были схожи на букву S. Саксофон объединял звучание медных и деревянных духовых инструментов. За время своего становления он столкнулся с многочисленными препятствиями. В 1940-е годы, когда в Германии доминировал фашизм, законодательство запретило использовать саксофон в оркестре. С начала 20 века саксофон занял важное место среди самых известных музыкальных инструментов. Чуть позже инструмент стал «королем джазовой музыки».
1.2. Строение саксофона
Саксофон представляет собой духовой инструмент, выполненный из металла, который имеет единственный деревянный элемент – трость, которая воспроизводит звук. Трости изготавливаются из тростника или бамбука, можно встретить и синтетические трости, но по звуку они значительно уступают деревянным.
Саксофон имеет три основные части:
- раструб;
- корпус;
- эска.
Корпус саксофона изготавливают из специальных сплавов: меди и цинка или латуни. Корпус саксофона изогнут в форме чубука. Сопрано и сопранино имеют небольшую длину и поэтому обычно не изгибаются.
На эску насаживается мундштук, имеющий клювообразную форму, который изготавливается из чёрного эбонита или пластика, иногда из металла.
Трость является звукообразующим элементом саксофона, изготавливаемым из бамбука, камыша или тростника, иногда из синтетических материалов.
Трость прикрепляется к мундштуку с помощью лигатуры, которая представляет собой небольшой хомут с двумя винтами. Лигатуру изготавливают из металла или кожи (дает трости более свободное колебание).
Саксофон имеет сложную систему клапанов, закрывающих и открывающих отверстия на его корпусе. В зависимости от разновидности инструмента, количество клапанов составляет от 19 до 22.
Глава 2. Саксофон и детское развитие
2.1. Польза
«Влияние музыки на детей благодатно,
и чем раньше они начнут испытывать
его на себе, тем лучше для них».
В.Г.Белинский
Музыка творит чудеса – она влияет на настроение, придает сил в трудную минуту и благотворно воздействует на самочувствие и мыслительные процессы. Можно смело сказать, что музыка – это не только прекрасное, но и терапевтическое искусство. Современные исследователи активно изучают роль музыки в развитии и воспитании ребенка и радеют за то, чтобы музыка заняла свое место среди обязательных наук. Американский ученый Мартин Гарднер путем проведения ряда экспериментов выяснил, что дети младшего школьного возраста, которые учились хуже сверстников, после более углубленных занятий искусством, выровнялись в учебе и даже весьма преуспели в математике.
По мнению врачей, в том числе и физиологов, основная польза от игры на саксофоне приходится на развитие головного мозга. Поспособствовала этому взаимосвязь нескольких особенностей, которые свойственны игре на данном музыкальном инструменте. Прежде всего, занятия на саксофоне требуют большой работы легких, повышенная вентиляция которых помогает снабжать нервные клетки головного мозга достаточным количеством кислорода, причем не только во время упражнений на саксофоне, но и в обыденной жизни. Еще одним фактором, оказывающим благоприятное влияние на развитие мозга, является и само музицирование. За счет присутствия 19-22 клапанов, посредством которых регулируется звучание и расширяется палитра инструмента до 2,5 октав, исполнителю требуется определенная сноровка, отлаженная работа пальцев и хорошая память. А поскольку движение пальцев для воспроизведения мелодии на саксофоне сложнее, чем при работе с клавишными инструментами, то детскому мозгу необходимо приспосабливаться к управлению этим не легким механизмом. В дальнейшем данный навык поможет справиться и с другими сложными техническими изобретениями.
Память и абстрактное мышление – это те показатели, которые необходимы для получения высшего образования и неважно какого: гуманитарного либо технического. Поскольку саксофонист должен все время представлять перед глазами строение инструмента, принцип работы, взаимодействие всех его частей и при всем при этом держать в голове написанную нотами партию. Это единственный в своем роде инструмент, который помогает исполнителю передать в полном объеме, в режиме реального времени свои чувства и мысли, а также свое восприятие окружающей атмосферы. Эти возможности инструмента в своей практике широко применял Дмитрий Шостакович.
Беседуя со своим преподавателем в музыкальной школе, я выяснила о ряде привилегий в будущем, если мое увлечение перерастет в профессиональную занятость:
1. Музыкальные учебные заведения (училища, колледжи и консерватории) на сегодняшний день бесплатные.
2. Ребята, имеющие музыкальное образование на духовом инструменте, имеют привилегии: играют в оркестре. На практике обычно попадают в столицу или крупные города, многие остаются там и работают.
3. Имеют возможность много путешествовать с оркестром.
4. Духовники редко болеют респираторными заболеваниями, т.к. со временем увеличивается объём легких.
2.2. «Музыкальные» риски
Музицирование — занятие непростое. На первый взгляд может показаться: что может грозить музыканту? Не горные лыжи, не бокс, не альпинизм. Сидишь себе в помещении и тренькаешь в свое удовольствие, или дудишь. На самом деле все не так, как кажется при беглом взгляде. У музыкантов полным-полно профессиональных заболеваний. Из 10 музыкантов 8 или 9 сталкиваются со специфическими болезнями. Но, что важнее всего для родителей потенциальных учеников музыкальной школы, более 75% из них впервые сталкиваются с проблемой в юном возрасте.
Врачи полагают, что связано это, по большей части, со следующими факторами:
1. Недостаточное владение правильной техникой игры на инструменте. Во многом это зависит от преподавателя, от его умения правильно «поставить» осанку, руки, дыхание. Но порой проблема в том, что ученики сами пренебрегают советами, объясняя это тем, что «мне так удобнее, легче».
2. Неумеренные по интенсивности и продолжительности занятия. Иногда это связано с амбициями родителей или учителей, стремящихся любой ценой сделать из ребенка «звезду». Часто молодые музыканты сами настолько увлекаются, что готовы репетировать целыми днями, а ночью спать в обнимку с инструментом или партитурой.
3. Пренебрежение другими составляющими гармоничного развития: правильным режимом сна и отдыха, регулярным питанием, физической активностью и специальными упражнениями, помогающими снимать напряжение или развивать правильное дыхание.
4. Недостаточное внимание самого ученика или его наставников к состоянию здоровья. Как правило, первые симптомы расстройства здоровья игнорируются как несущественные.
5. Неправильный выбор инструмента, который должен соответствовать возрасту ребенка, его физическим возможностям. Например, игре на флейте следует начинать учиться с блок-флейты, и на оркестровую можно переходить не ранее чем в 11-13 лет. А на саксофоне до этого возраста и вообще играть не стоит — легкие еще недостаточно развиты.
6. Важно следить за техникой игры. От неправильного положения мундштука может испортиться прикус.
7. Выбор инструмента без учета состояния здоровья ребенка. Например, игра на духовых инструментах не рекомендуется детям с повышенным внутричерепным давлением, но показана тем, кто страдает астмой.
8. При длительной игре на духовом инструменте наступает кислородное голодание головного мозга, наступает некая эйфория.
Глава 3. Интерес к музыке
Чтобы выяснить, что знают дети о саксофоне, я провела анкетирование. (Приложение 1)
В опросе приняли участие ученики 4-х классов (89 учащихся). Я предложила несколько вопросов:
На вопрос – На каком музыкальном инструменте вы играете?
Ответили:
Не играют | 46 |
Фортепиано | 10 |
Гитара | 16 |
Саксофон | 2 |
Флейта | 3 |
Другие | 12 |
На вопрос - Видели ли вы инструмент - саксофон?
да – 40 чел. нет – 49 чел.;
На вопрос - Слышали звучание саксофона?
да – 56 чел. нет – 33 чел.;
На вопрос - Нравится ли вам звучание саксофона?
да – 63 чел. нет – 26 чел.;
На вопрос - Какую музыку вы предпочитаете слушать?
классическую – 23 чел.;
современную – 51 чел.;
не слушают – 15 чел.
Опрос детей показал:
мало детей посещают музыкальную школу;
на саксофоне практически никто не играет.
По результатам анкетирования следует сделать такой вывод:
- мало детей, которые увлекаются музыкой;
- многие не знают и не видели саксофон;
- предпочитают слушать больше современную музыку;
- многие вообще не любят слушать музыку.
Видя, что многие дети не знают, как выглядит саксофон и как он звучит, на новогоднем празднике в классе я выступила с номером, в котором играла на саксофоне, потом провела повторное анкетирование среди своих одноклассников.
(Приложение 2)
В опросе приняли участие ученики 4А класса (21 учащийся). Я предложила несколько вопросов:
На вопрос – Запомнили ли вы как выглядит саксофон?
да – 21 чел. нет – 0 чел.
- Понравилось ли вам звучание саксофона?
да – 21 чел. нет – 0 чел.
- Хотели бы вы научиться играть на саксофоне?
да – 18 чел. нет – 3 чел.
Так же на уроках во время физкультминутки мы начали использовать дыхательную гимнастику, в которой все активно участвуют.(Приложение 3)
Из этого я сделала вывод, что в основном детям интересен саксофон и нравится его звучание, но они не спешат записываться в музыкальную школу, так как занятия на инструменте требует много времени, желания, и, самое главное, терпения.
Заключение
Саксофон в настоящее время является инструментом с обширной сферой применения. Он полноправный член в духовых и эстрадных оркестрах. Во многих современных жанрах, таких как рок, поп, рок-н-ролл, регги, эр энд би, соул, блюз, фанк саксофон является очень важным инструментом. В симфонической и оперной музыке саксофон также находит применение, но, к сожалению, не так часто.
В ходе своего исследования убедилась, что игра на саксофоне для меня интересное и любимое занятие: мне нравится процесс обучения и игра на инструменте. Точно знаю, что игра на саксофоне не просто хобби – планирую связать свою жизнь с этим инструментом. Таким образом, мы решили все задачи и достигли цели, которая была поставлена в начале нашей работы. Гипотеза нашла свое подтверждение: увлечение игрой на саксофоне приносит пользу моему здоровью , есть определенные успехи в учебе и внеурочной деятельности, пригодится и для будущей карьеры.
Но исследуя данный вопрос, выявила факты, которые меня огорчили: это то, что мало детей интересуются классической музыкой и музыкальными инструментами. Для исправления этой проблемы, предлагаю:
Необходимо как можно больше привлекать детей к музыке, игре на инструментах.
Для привлечения детей к музыке необходимо:
- слушание музыки на перемене;
- использование на перемене упражнений дыхательной гимнастики;
- организация кружков по игре на музыкальных инструментах;
- организация музыкальных фестивалей в детских общеобразовательных учреждениях.
Список литературы
Приложение № 1
Анкета
1. Посещаете ли вы музыкальную школу?
Да Нет
2. Хотели бы вы посещать музыкальную школу?
Да Нет
3. На каком музыкальном инструменте вы играете?
а) не играю
б) фортепьяно
в) гитара
г) саксофон
д) флейта
е) другие
4. Видели ли вы инструмент - саксофон?
Да Нет
5. Слышали ли вы звучание саксофона?
Да Нет
6. Нравится ли вам звучание саксофона?
Да Нет
8. Какую музыку вы предпочитаете слушать?
а) классическую
б) современную
в) не слушаю
Приложение № 2
Анкета
1. Запомнили ли вы как выглядит саксофон?
да нет
2. Понравилось ли вам звучание саксофона?
да нет
3. Хотели бы вы научиться играть на саксофоне?
да нет
Приложение № 3
Комплекс упражнений дыхательной гимнастики (по Стрельниковой)
1. Упражнение «Ладошки» (разминочное)
Исходное положение: встать прямо, показать ладошки «зрителю», руки далеко от тела не уводить. Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте кулачки в ладошки.
2. Упражнение «Погончики»
Исходное положение: встать прямо, сжатые кулаки в кисти рук прижать к поясу. В момент короткого и шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются.
3. Упражнение «Насос»
Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая, а не прямая, голова опущена, (смотрит вниз, в пол. Шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»).
Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью - в этот момент воздух абсолютно пассивно уходит через нос или рот.
Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос.
4. Упражнение «Кошка»
Исходное положение» встать прямо, руки опущены. Делаем лёгкие, пружинистые, танцевальные движения, одновременно поворачивая туловище то вправо, то влево. С одновременным коротким шумным вдохом делаем руками лёгкое «сбрасывающее» движение. Кисти рук далеко от пояса не уводим, чтобы вас «не заносило» на поворотах. Голова поворачивается вместе с туловищем то вправо, то влево. Колени то гнутся, то выпрямляются. Приседание лёгкое.
5. Упражнение «Обними плечи»
Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу. А не крест-накрест.
6.Упражнение «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»)
Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) – вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, - тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами-движениями.
Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).
Тик-так, вдох с пола, вдох с потолка. Сильно в пояснице не прогибайтесь: всё делается легко и просто.
7. Упражнение «Повороты головы»
Исходное положение: Встаньте прямо. Поверните голову вправо и сделайте короткий шумный вдох справа. Затем сразу же (без остановки посередине) поверните голову влево, шумно и коротко понюхайте воздух слева.
8. Упражнение «Китайский болванчик»
Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идёт к правому плечу – короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идёт к левому плечу – тоже вдох.
Словно мысленно кому-то говорите: «Ай! Как не стыдно!». Плечи при этом не дёргаются, голова посередине не останавливается.
10. Упражнение «Шаги» передний шаг (рок-н-ролл).
Исходное положение: встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднимаем вверх до уровня живота согнутую в колене правую ногу, на левой в этот момент слегка приседаем – делаем вдох.
Упражнения выполняются: количество раз, кратное 8, рекомендуется выполнять на любом уроке или на переменах.
Развешиваем детские рисунки дома
За еду птицы готовы собирать мусор
Рисуем зимние домики
Простые летающие модели из бумаги
Рыжие листья