В процессе физического воспитания зачастую основное внимание уделяется физическому развитию, а когнитивная и эмотивно-аксиологическая сторона остаются без внимания педагога. В тоже время физическая культура располагает колоссальным потенциалом и возможностями для формирования ценностного отношения к занятиям физической культурой и сдаче норм ГТО. Именно этим определяется актуальность разработанного проекта, направленного на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование обучающихся.
Цель проекта - создать положительную мотивацию у обучающихся для занятий спортом, совершенствовать физические качества, приобщать к физкультуре и спорту через привлечение к сдаче норм «ГТО».
Задачи:
- выработать положительное представление о комплексе ГТО;
- повысить интерес обучающихся к развитию физических и волевых качеств, воспитывать гражданственность и патриотизм;
- помочь осознать участникам образовательных отношений значимость физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности на любом возрастном периоде жизни; способствовать повышению двигательной активности посредством реализации физкультурно-оздоровительных мероприятий;
- обеспечить внедрение комплекса ГТО в систему физического воспитания обучающихся;
- сформировать умения и навыки здорового образа жизни;
- обобщить и распространить опыт работы школы по применению современных физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий в условиях внедрения комплекса ГТО.
Объект исследования – введение комплекса ГТО в образовательный процесс обучающихся 1 – 11 классов образовательного учреждения.
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-znachimyy_proekt._na_vstrechu_kompleksu_gto.docx | 40.03 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №11»
Социальный проект
«Навстречу комплексу ГТО»
Автор: Гиндуллина Маргарита
Руслановна, ученица 6 а класса
Руководитель:
учитель физической культуры
Никифорова Е.А.
г. Нижневартовск, 2018 г
Введение
Сегодня физическое воспитание как никогда остро нуждается в научно обоснованных методиках, технологиях и комплексах приемов и средств, направленных на формирование ценностного отношения к занятиям физической культурой. О назревшей необходимости трансформации системы физического воспитания косвенно свидетельствуют и издание Указа Президента РФ от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)». Реализация установки на оздоровление нации, заложенной в этом проекте, возможна только в случае формирования у населения страны потребности в занятиях физической культурой, осознании ценности своего здоровья и необходимости активной работы по его сохранению.
Две трети российских детей в возрасте 14 лет уже страдают от хронических болезней, половина обучающихся имеет отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, примерно 40 процентов призывников не могут выполнить физкультурный минимум, предусмотренный для военнослужащих.
В процессе физического воспитания зачастую основное внимание уделяется физическому развитию, а мотивационная сторона остается без внимания педагога. В тоже время физическая культура располагает колоссальным потенциалом и возможностями для формирования ценностного отношения к занятиям физической культурой и сдаче норм ВФСК ГТО. Именно этим определяется актуальность разработанного проекта, направленного на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование обучающихся.
Цель проекта - создать положительную мотивацию у обучающихся для занятий спортом, совершенствовать физические качества, приобщать к физкультуре и спорту через привлечение к сдаче норм ВФСК «ГТО».
Задачи:
- выработать положительное представление о комплексе ГТО;
- повысить интерес обучающихся к развитию физических и волевых качеств, воспитывать гражданственность и патриотизм;
- помочь осознать обучающимся образовательных отношений значимость физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности на любом возрастном периоде жизни; способствовать повышению двигательной активности участников образовательных отношений посредством реализации физкультурно-оздоровительных мероприятий;
- обеспечить внедрение комплекса ГТО в систему физического воспитания обучающихся;
- сформировать у участников умения и навыки здорового образа жизни.
Объект исследования – введение ВФСК ГТО в образовательный процесс обучающихся 6 – 7 классов образовательного учреждения.
Предмет исследования – пути и условия реализации норм ВФСК ГТО обучающимися 6 – 7 классов МБОУ «СШ №11».
Сроки реализации: 2018 – 2020 гг.
Повышение уровня физической подготовки обучающихся через внедрение комплекса ГТО во внеурочной деятельности.
На сегодняшний день уровень физического развития большинства обучающихся не отвечает требованиям ВФСК ГТО, поэтому основная задача стоит в приобщение обучающихся к систематическим занятиям физической культурой во внеурочной и внеклассной деятельности.
На первом этапе реализации проекта было решено несколько мероприятий.
В школе создана:
- рабочая группа по реализации комплексной программы внедрения ВФСК «ГТО»;
- было решено провести эксперимент, обучающихся 6-7 классов;
- в апреле 2018 года было проведено анкетирование обучающихся, с целью определения их отношения к физическим занятиям и сдаче нормативов комплекса ГТО.
Таблица 1
Отношение обучающихся к Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу ГТО
Классы | Знаете ли Вы, что такое «ГТО»? (%) | Занимаетесь ли Вы регулярно физической культурой и спортом? (%) | Хотели бы Вы выполнить нормы ГТО? (%) | |||
Да | Нет | Да | Нет | Да | Нет | |
6 а кл. | 2 | 23 | 9 | 16 | 10 | 15 |
6 б кл. | 1 | 23 | 12 | 12 | 14 | 10 |
7 а кл. | 3 | 20 | 16 | 6 | 14 | 9 |
7 б кл. | 0 | 22 | 5 | 17 | 3 | 20 |
Результаты анкетирования показали, что более половины обучающихся 6-7 классов не занимаются физической культурой и спортом. Менее 80 % обучающихся знают о существовании комплекса ГТО. Комплекс ГТО, призван повысить количество регулярно занимающихся физической культурой обучающихся.
- Создано общественное движение «Юные волонтеры» (обучающиеся 6 а класса);
- с 1 сентября 2015 года начал работать спортивный школьный клуб «Олимп», в который входят секция легкой атлетики (тренер Борисов Михаил Александрович), волейбол (Юлия Владимировна и Ушал Александр Флорианович), секция ОФП (Никифорова Елизавета Андреевна и Яблоновский Антон Борисович).
В рабочую группу по реализации комплексной программы внедрения ВФСК ГТО входят: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учителя ФК, учителя, школьный медицинский работник, социальный педагог, педагог-психолог, учащиеся школы, родители, волонтёры.
Основные функции членов рабочей группы:
Учителя ФК:
- обеспечивают наличие информационного стенда и наглядных материалов по выполнению нормативов.
- разрабатывают систему мер по привлечению обучающихся классов к сдаче норм ГТО;
- проводят тренинги и занятия по внедрению ВФСК ГТО, повышают уровень знаний волонтеров, обучающихся, учителей и родителей по здоровьесбережению;
- организовывают и проводят внутришкольные соревнования по выполнению испытаний на соответствие нормативам ВФСК ГТО.
- выявляют при сдаче норм ГТО детей, одарённых и талантливых в спорте;
- проводят уроки с использованием материала по пропаганде ГТО;
- применяют технические средства обучения для более яркого показа высоких результатов нормативов ГТО;
- используют в работе педагогические технологии, направленные на формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью и ЗОЖ;
- организовывают и используют современные формы спортивно-оздоровительной работы.
Обучающиеся:
- участвуют в организации и проведении системы мероприятий по привлечению к сдаче норм ГТО;
- формируют навыки социальной и личностной компетентности при сдаче испытаний ГТО;
- проявляют творческие и организаторские способности при проведении массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий, организации досуга;
- участвуют в проектно-исследовательской деятельности, в семинарах и тренингах для педагогов, обучающихся, родителей по ЗОЖ.
Родители:
- получают в рамках всеобуча информацию по вопросам ЗОЖ, реализации комплекса ГТО;
- оказывают поддержку классным руководителям при ознакомлении с методикой диагностики возможностей и способностей уровня физического развития детей при проведении родительских собраний, бесед, лекций, совместных мероприятий;
- участвуют в организации просмотров фильмов, телепередач по формированию интереса к физической культуре и спорту.
Педагог-психолог:
- создаёт банк диагностик; осуществляет психологическую поддержку участников мероприятий, направленных на выполнение комплекса ГТО;
- проводит консультации и тренинги для участников образовательных отношений.
Медицинский работник школы:
- проводит обследование обучающихся; ведет мониторинг здоровья обучающихся.
Спортсмены и обладатели значков ГТО разных поколений: представляют собственный спортивный жизненный опыт, на классных часах, родительских собраниях; входят в состав жюри.
Волонтёры (учащиеся 6 а класса):
- организуют акции по привлечению к сдаче норм ГТО;
- проводят социологические опросы;
- участвуют в мероприятиях по реализации комплекса ГТО.
Схема реализации:
- в проводимые мероприятия включается вид испытания комплекса ГТО;
- присутствие членов независимого жюри.
Реализация программы осуществляется в три этапа:
I этап организационно-информационный (январь- март 2018года);
- работа с участниками образовательных отношений ( просмотр видеофильмов, ознакомление с современной системой нормативов ВФСК ГТО, .
II этап апробирование комплекса ГТО среди участников образовательных отношений (апрель 2018 г. – май 2019 г.).
Обе группы занимались по обычной школьной программе по физической культуре (Лях, В.И. Программы общеобразовательных учреждений. 1 – 1 1 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов /В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2014). Отличие состояло в том, что в содержание учебных занятий обучающихся экспериментальной группы входили занятия по психологической подготовке.
Содержание занятий состояло в том, что при выполнении занятий обучающиеся получали определенные установки, с целью воспитания мотивации.
Обучающиеся принимавшие участие в эксперименте, имели основную медицинскую группу и не имели противопоказаний для занятий физической культурой.
Второй этап это плановое выполнение мероприятий. Главное на этом этапе – четкая последовательность действий, их объективная оценка.
III этап аналитический (июнь 2019 г.);
- анализ результативности мероприятий и показателей обучающихся школы при сдаче норм ГТО.
Основные принципы реализации модели: добровольность, доступность, открытость.
Предусматривается возможность позитивного влияния на детей занятий физической культурой и спортом, введение комплекса ГТО через использование новых здоровьесберегающих, информационных, коммуникативных, личностно-ориентированных технологий. Охватывает различные сферы деятельности, предполагает периодическую оценку определения ее эффективности.
При реализации используются методы:
1. Анкетирование «Что ты знаешь о ГТО ?»
2. Информационное сопровождение. (газета «Мы снова сдаём ГТО», буклеты, информация на сайте школы №11, конкурс рисунков и плакатов, стенд).
3. Беседы – направленные на пропаганду здорового образа жизни, истории и значение комплекса ГТО.
4. Дополнительная внеурочная деятельность, направленная на улучшение и тренировку физических качеств обучающихся (товарищеские встречи, социальная акция «Я выбираю спорт», спортивные соревнования, школьная спартакиада по 5 видам спорта, с 1 сентября 2015 года открыты дополнительно 3 спортивные секции).
5. Встречи с известными людьми города и области на тему «Я сдавал ГТО - я буду сдавать ГТО»).
6. Формирование групп по возрастным ступеням для сдачи норм «ГТО».
7. Мастер-классы «Делай как я!» для учащихся 5-7 классов по разным видам нормативов ГТО (силовые, на гибкость, на скорость и выносливость).
8. Спортивно-просветительский марафон для 1-4 классов «Я знаю! Я смогу!» .
9. Спортивный праздник для начальных классов и детский сад №54 «Катюша» (активно сотрудничаем с д/с, т.к. большинство детей переходят в дальнейшем в нашу школу).
10. День здоровья (не реже 3 раз в год), туристический слет, военно –спортивная игра «Зарница».
Соревнования, форумы, весёлые старты, фестивали, акции, деловые и ролевые игры, тестирование, анкетирование, тренинги, анализ специальной литературы, круглые столы, учебные исследования.
11.Социологический опрос участников проекта «Я и ГТО».
12.Итоговое награждение победителей и призёров.
Каждый этап состоит из 5 модулей:
«Нормативно-правовая база (делопроизводство),
«Работа с обучающимися»,
«Работа с педагогами»,
«Работа с родителями»,
«Работа волонтёров».
Каждый модуль сопровождается перечнем мероприятий с определёнными сроками проведения и отчётностью.
Показателями эффективности будут:
- сформированность позитивных установок и ценностей ЗОЖ (увеличение количества занимающихся в спортивных секциях);
- снижение случаев противоправного поведения учеников;
- увеличение числа лиц, отказавшихся от вредных привычек;
- увеличение числа родителей, включившихся в реализацию проекта;
- укрепление связи с родителями.
Основные результаты реализации проекта оцениваются:
в количестве учащихся, принявших участие в сдаче норм ГТО, результатах сдачи контрольных тестов ГТО и в рамках мониторинговых исследований.
Развиваемые у обучающихся компетенции в области здоровьесбережения выявляются в процессе внеурочной деятельности. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.
В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые личностные результаты:
- результаты сдачи контрольных тестов ВФСК ГТО;
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих их людей;
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении собственного здоровья;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения учителей в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
На втором этапе проводилось повторное анкетирование обучающихся, с целью отслеживания динамики результатов заинтересованности в сдаче норм ГТО.
Таблица 2
Отношение обучающихся к Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу ГТО
Классы | Занимаетесь ли Вы регулярно физической культурой и спортом? (%) | Хотели бы Вы выполнить нормы ГТО? (%) | ||
Да | Нет | Да | Нет | |
6 а кл. | 16 | 3 | 15 | 4 |
6 б кл. | 17 | 5 | 14 | 11 |
7 а кл. | 19 | 3 | 18 | 4 |
7 б кл. | 15 | 8 | 14 | 9 |
Результаты анкетирования показали, что количество обучающихся школы регулярно занимающихся физической культурой и спортом увеличилось. Прослеживается положительная динамика в желании выполнить нормы ГТО.
В сентябре 2015 года на спортивной базе школы состоялись малые Олимпийские состязания «Спортивные рекорды школы», на уроках физической культуры. Этими состязаниями был дан старт подготовке и сдаче норм ВФСК ГТО. Результаты представлены в табл. 3
Результаты мониторинга показывают, что наибольшее количество школьников не справились с нормативами ГТО или выполнили лишь один из пяти предложенных нормативов комплекса (Приложение 1).
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
Библиографический список
образования» на 2013-2020 гг., утвержденная распоряжением Правительства
Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148.
2. Дополнительное образование детей в современной школе / Л.Н. Буйлова,
Н.В. Кленова // Образование в современной школе.-2002.-№4 – С.11.
физическом воспитании – Научно-методический журнал «Физическое воспитание
и детско-юношеский спорт» - М. № 8-2010.
4. Методические рекомендации по организации проведения испытаний
(тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО), 2014
Приложения
Мониторинг результатов выполнения обучающимися 1 – 11 классов «МБОУ СШ №11» г. Нижневартовска нормативов ВФСК ГТО
класс | Кол-во обучающихся в классе | Кол-во обуч. Принявших участие в мониторинге | Кол-во обучающихся, которые не справились ни с одним из пяти нормативов ГТО | Кол-во обучающихся, которые не выполнили «зачет» один из пяти нормативов ГТО | Кол-во обучающихся, которые не выполнили «зачет» два из пяти нормативов ГТО | Кол-во обучающихся, которые не выполнили «зачет» три из пяти нормативов ГТО | Кол-во обучающихся, которые не выполнили «зачет» четыре из пяти нормативов ГТО | Кол-во обучающихся, которые не выполнили «зачет» пять из пяти нормативов ГТО |
6 а | 25 | 20 | 3 | 6 | 6 | 4 | 1 | 0 |
6 б | 25 | 19 | 2 | 7 | 8 | 1 | 0 | 1 |
7 а | 25 | 23 | 1 | 3 | 7 | 3 | 5 | 4 |
7 б | 24 | 18 | 4 | 5 | 4 | 3 | 2 | 0 |
Волшебная фортепианная музыка
Госпожа Метелица
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Зимовье зверей
Зимний дуб