Тувинская национальная одежда и украшения, сохраняя основы культуры этноса, впитывает в себя оттенки современности, национальные украшения приобретают то новое, что позволяет молодому поколению проявлять свое творчество и фантазию.
Украшения – одна из универсалий, относящаяся к атрибутам личной культуры. Многие народы и сейчас могут обходиться без одежды, но нет ни одного из них, у которого не было бы украшений.
Украшениям тувинцы (как женщины, так и мужчины) придавали большое значение. Они служили для выполнения их прямого назначения – украшать, но и наделялись большим символическим смыслом – играли роль амулетов – оберегов, маркировали возраст и социальное положение индивида, утверждали переход личности из одного статуса в другой.
Вложение | Размер |
---|---|
chavaga_proekt.docx | 26.61 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Целинная средняя общеобразовательная школа
Кызылского кожууна Республики Тыва
Проект
Национальное тувинское женское украшение - боошкун
Выполнила: Монгуш Чайзат,
ученица 3 класса
Руководитель: Деспижек А-Х.Ю.,
учитель начальных классов
Содержание
1. Введение
2. Практические результаты
3. Приложение
Введение
В декабре 2017 года мы с мамой были в центре тувинской культуры и посетили выставку мастеров Тувы по изготовлению женских украшений «Чавага. После увиденных необыкновенно красивых женских украшений, мне в голову пришла идея изучить традиционные национальные украшения. Для себя я выбрала тему «Национальное тувинское женское украшение – боошкун».
Тувинская национальная одежда и украшения, сохраняя основы культуры этноса, впитывает в себя оттенки современности, национальные украшения приобретают то новое, что позволяет молодому поколению проявлять свое творчество и фантазию.
Украшения – одна из универсалий, относящаяся к атрибутам личной культуры. Многие народы и сейчас могут обходиться без одежды, но нет ни одного из них, у которого не было бы украшений.
Украшениям тувинцы (как женщины, так и мужчины) придавали большое значение. Они служили для выполнения их прямого назначения – украшать, но и наделялись большим символическим смыслом – играли роль амулетов – оберегов, маркировали возраст и социальное положение индивида, утверждали переход личности из одного статуса в другой.
Актуальность проекта в том, что тувинская традиционная культура и обычаи являются неотъемлемой частью исторического наследия Республики Тыва. Также она играет важную роль в сохранении тувинских обычаев и обрядов, способствует сохранению историко-культурного наследия своего края. Боошкун – тувинское национальное украшение женщин, начиная с раннежелезного века.
Цель проекта: Изучить историю национального украшения – боошкун.
Задачи проекта: Изучение приемов изготовления тувинского национального украшения для волос; обработка информации про боошкун из различных источников, изготовление своими руками современное украшение – боошкун.
Национальное тувинское женское украшение - боошкун
Внимательно изучив различную литературу про женские украшения я узнала, что чавага делали из бирюзы, нефрита, но самым распространенным камнем являлся коралл. Дорогие украшения из серебра были доступны лишь состоятельным людям. Наши бабушки считали волосы «вместилищами души».
До замужества девочки носили одну косу, был еще вариант прически две основные косы плелись сбоку и одна толстая сзади которые на уровне плеч соединялись и закреплялись накосным украшением – чавага. Незамужние девушки носили в косах бусы с металлической пластиной –
боошкун, а замужние – чавага. Чавага состояла из металлической пластины и коралловых бус, которые закреплялись к удлиненной коже. Чавага прикрепляли к прическе невесты матерью или близкой родственницей перед свадьбой. Есть даже народные песни, частушки. Например, «Чавагазын салбактаӊар, чаваа доруун эзертеӊер» - «готовьте чавага, оседлайте чаваа доруг».
Тувинские женские украшения для прически - накосники (чавага, боошкун) представляют особый интерес. По своему функциональному значению они закрепляют прическу. Когда детям исполнялось три года, родители совершали праздничный обряд - обрезание волос, на котором в присутствии родственников мальчику, девочке стригли новую причёску. Девочкам символически стригли только боковые волосы, заплетали одну косичку «чаъш» завязывали ей концы украшениями из нитей, бус «боошкун». Боошкун - девичье накосное украшение из трех нитей бус. В некоторых источниках говорится, что боошкун – это бусы иногда с металлической круглой и квадратной пластиной. К ним подвешивали 3-5 снизок бус и чёрные пучки нитей, в других источниках, что боошкун – ожерелье из бус, которое крепилось на кончике кос. Накосное украшение «боошкун» также было оберегом. У западных тувинцев девочки до просватанья носили одну косу, а у южных - две.
Заключение
В заключение хотелось бы сказать, что в настоящее время традиционные украшения используются в фольклорных праздниках, украшения можно увидеть в музеях. В повседневной жизни очень редко используются такие украшения. Современные тувинские женщины и девушки используют украшения свойственные нашему времени. Однако, чтобы не забыть свои истоки, а так же знать национальную культуру, в выполнение тувинских украшений часто вводятся элементы стилизации, что делает их доступными для использования в современной жизни. Я узнала, что Боошкун - девичье накосное украшение из трех нитей бус, а также применяли как оберег для детей. Считаю, что это хорошо, чтобы не забыть свою историю, культуру.
Технология изготовления
Для изготовления чавага мне понадобилось: шелковые нити, иглы, лоскут однотонной ткани – шёлк, для фона, картон, крупные бусины различных цветов и формы (1-3 см), ножницы. Всего было потрачено 500 рублей.
Сначала разрезаем нужную форму и шьем основание для боошкуна, внутрь вставляем картон. После этого закрываем открытую часть и зашиваем. На прочную шелковую нить нанизываем бусины, сочетая их по цвету, чтобы вышло красиво. Таким образом, готовим три одинаковой длины подвески из низок бус. На готовое основание закрепляем полученные подвески из бусин. После этого начинаем делать кисть из черной шелковой нити. Полученные кисти закрепляем к подвеске из бусин. На последнем этапе на обратной стороне основания закрепляем резинку для волос. Вот и наша боошкун готова.
Практическая значимость нашего проекта.
В нашем республике и школе каждый год проводятся национальные праздники Наадым, Шагаа. Поэтому, считаю значимым на каждый праздник иметь свой национальный наряд и красивое украшение – боошкун.
Список литературы:
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Этот древний-древний-древний мир!
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Рисуем крокусы акварелью
Рисуем пшеничное поле гуашью