Передача из поколения в поколение обычаев и традиций брачного союза между мужем и женой в современном российском социуме переживает кризисное состояние. Обучение подрастающего поколения правилам этикета в семейно-брачных отношениях задают средства массовых информаций и отнюдь не в лучшем виде. Возвращение молодому поколению представлений о ценности брака, которые во многом опираются на традиции и обычаи способны позитивно повлиять на сложившуюся ситуацию. Цель работы: выявить особенности брака как социо- культурного явления и этнокультурные особенности брака у башкир.
Задачи: проанализировать литературу по теме исследовательской работы;
рассмотреть понятие брака; выявить особенности формы брака; определить
специфику брака и брачных отношений у башкир.
Вложение | Размер |
---|---|
etiket_v_kulture_svadebnyh_ritualov_bashkir.doc | 976.5 КБ |
Этикет в культуре свадебных ритуалов башкир: история и современность
Автор: Васимова Рената
11 класс
МКОУ «СОШ №4»
г.Миньяр
Научный руководитель: Даутова М. А.
учитель немецкого языка
высшей категории
МКОУ «СОШ №4»
г.Миньяр
Аша,2019
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Брак как социо- культурное явление 2
1.1. Правовая природа брака 2
1.2. Своеобразие семейно-обрядовой культуры башкир 3
ГЛАВА 2. Традиции семейно-брачных отношений у башкир 3
2.1. Внутрисемейные отношения в традиционной башкирской семье 3
2.2. Этикет в культуре свадебных ритуалов башкир: история и современность 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 7
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 7 ПРИЛОЖЕНИЯ 8
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: передача из поколения в поколение обычаев и традиций брачного союза между мужем и женой в современном российском социуме переживает кризисное состояние. Обучение подрастающего поколения правилам этикета в семейно-брачных отношениях задают средства массовых информаций и отнюдь не в лучшем виде. Возвращение молодому поколению представлений о ценности брака, которые во многом опираются на традиции и обычаи способны позитивно повлиять на сложившуюся ситуацию.
Гипотеза: свадебный ритуал сохранил свои традиционные элементы.
Цель работы: выявить особенности брака как социо- культурного явления и этнокультурные особенности брака у башкир.
Задачи: проанализировать литературу по теме исследовательской работы;
рассмотреть понятие брака; выявить особенности формы брака; определить
специфику брака и брачных отношений у башкир.
Объект исследования – брак как социо- культурное явление.
Предмет – традиции семейно-брачных отношений у башкир.
Степень изученности темы. Обрядовую культуру башкир изучали многие исследователи. Первые сведения даны в исследованиях XVIII в. П.С.Палласа и И.И.Лепехина. А.З. Асфандияров дал описание башкирской семьи XVIII - первой половины XIX в.
Новизна исследования заключается в том, что собран материал по обрядовой культуре башкир, проживающих в Миньяре. Предпринята попытка провести сравнительный анализ некоторых церемоний традиционного свадебного обряда 19 и 21века.
Структура работы обусловлена целью и поставленными задачами исследования. В работе нашли применение следующие методы исследований - описательный, сравнительно-исторический, анализ литературы.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что фактический материал углубляют наши знания по краеведению.
ГЛАВА 1. Брак как социо- культурное явление
1.1. Правовая природа брака.
Брак - сознательное, основанное на взаимном межличностном притяжении соединение жизненных судеб мужчины и женщины. Вступая в брак, люди преследуют гораздо более широкий круг интересов, а не только создание и поддержание на определенном уровне материальной основы своей жизни. Удовлетворение «брачных» интересов лежит в самой биологической и социальной природе человека, они коренятся в потребности продолжения рода: рождения и совместного воспитания общих детей, в необходимости межличностного общения, проявления и получении со стороны близких друг друга по совместной жизни лиц участия, любви, уважения, поддержки в самых разных жизненных ситуациях.
Брак является союзом лиц противоположного пола, мужчины и женщин, имеющий своей основной целью создание семьи. К правовым признакам брака можно отнести то, что он оформляется в установленном законом порядке и, как следствие порождает супружеские права и обязанности для сторон.
1.2. Формы и типы брака
Брак – исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной. Классификацию форм брака можно провести и по разным критериям: брак по сговору, брак по любви, брак по расчету, брак по рекомендации посредников. Гостевой брак. Этот термин пришел из Франции. Супруги имеют две квартиры и живут раздельно, навещая друг друга 2-3 раза в неделю: и женаты, и свободны одновременно. Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку – общественному положению, возрасту, доходу и т. д. (приложение 2)
Другим критерием классификации выступает плата за брак. Покупной брак возник одновременно с групповым браком и внутри него. Раннюю форму покупного брака можно назвать дарообменной. Обряд бракосочетания осуществлялся в виде эквивалентного дарообмена. Две группы обменивались «подарками», которым могла служить женщина. Постепенно на мусульманском Востоке возникла новая форма покупного брака – калымный брак. Калым, выкуп за невесту, первоначально выплачивался роду, а позднее родителям в качестве компенсации за потерю работницы. Кроме покупного брака существует хищнический брак. Различают две его разновидности: умыкание (похищение) невесты; умыкание жениха;
Вывод: брак есть юридически оформленный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание и поддержание семейных отношений и порождающий права и обязанности супругов. Существуют разные формы и типы брака.
ГЛАВА 2. Традиции семейно-брачных отношений у башкир
2.1. Внутрисемейные отношения в традиционной башкирской семье
В основе семейных отношений башкир лежит традиционный этикет, в котором четко регламентированы правила поведения каждого члена семьи. Особое место среди этих норм занимают взаимоотношения супругов. Семейная жизнь башкир в прошлом характеризовалась как спокойная и мирная. Устойчивость отношений была обусловлена также тем, что каждая семья относилась к более широкой родственной группе. Члены семьи, с одной стороны, чувствовали ответственность не только за себя и свою семью, но и за весь род. Негативное поведение любого из них могло наложить клеймо на весь род. С другой стороны, если мужчина плохо обращался со своей женой, она могла обращаться за помощью к членам своего рода. Если муж притеснял ее, она могла потребовать развод. Этот вид развода называется «хула». В этом случае жена предлагала мужу свой махр (калым) или часть приданого за право получить развод. Половину суммы будущий муж выплачивает сразу, до переезда жены в его дом. Кроме этого, сторона жениха должна была выплатить калым, то есть выкуп за невесту. Из литературы я узнала, что никах, сыгранная свадьба, совместная жизнь супругов, рождение детей -все это не означает в полной мере формирования новой семьи. Только уплата суммы калыма является достаточным основанием, чтобы невеста переехала к мужу.
Главой башкирской семьи был мужчина. Женщине предписывалось оказывать знаки внимания мужу, быть покорной.
В полукочевом обществе женщина была помощницей и опорой мужа, детей, всего рода. По этикету супруги при старших старались не переговариваться друг с другом. Не называли друг друга по имени, особенно женщины. Чаще они пользовались такими словами «наш», «отец» – после рождения первенца, «мой хозяин».
Проявление эмоций на людях также не одобрялось. Жена не должна была прилюдно укорять мужа, принижать его достоинства. В свою очередь и мужчина не должен высказывать свое недовольство, указывать на недостатки жены при посторонних. Этикет требовал, чтобы мужчины показывали уважение к женскому полу. Считалось неприличным супругам без особой надобности появляться на людях и ходить вместе. Женщине полагалось идти позади мужа на пару шагов. «Ходят парами!», осуждают иногда пожилые. Сейчас это правило более или менее соблюдается только пожилыми, молодым оно просто неизвестно.
Этикет предписывал определенные нормы поведения для замужних женщин. Им запрещалось ходить с непокрытой головой. Запрещалось вступать в разговор мужа с посторонними людьми. По наблюдениям С.И. Руденко, в кругу своей семьи женщина ела вместе со всеми домочадцами, а при постороннем мужчине, она только подавала на стол. Если в отсутствие мужа приходил посторонний мужчина, жена не должна была принимать его в доме. Жена провожала и встречала мужа, открывая ворота. Часто помогала распрягать коня. Всегда наготове должны были быть еда и теплая вода.
Моя прабабушка также встречала отца, открыв ворота, помогала переодеться и умыться». В то время выйти замуж по любви было просто невозможно. Выдавали за человека того же социального статуса, каким обладала девушка. Если она была из богатой семьи, то её выдавали только за богатого, а если была из бедной – то только за бедного. Мою прабабушку выдали за парня из обеспеченной семьи, когда ей было 19 лет. Сначала был никах, а потом свадьба. Она состоялась в 1933 г., а в 1934г. на свет появилась первая дочь.
Со слов бабушки в семье мужчина всегда был главным, а женщина его беспрекословно слушалась. Разговаривать напрямую со свекровью или с тестем она не имела права, поэтому передавала всё только через мужа. Жена не должна была иметь к нему какие-то вопросы, а затевать ссоры или скандалы, повышать голос на родителей или мужа было запрещено.
Главной функцией женщины было деторождение и ведение хозяйства. В первую очередь она должна была иметь хорошее здоровье, чтобы в дальнейшем родить здоровых детей. Среди башкир были особо распространены многодетные семьи, где было от 7-8 детей и больше. В браке моих прабабушки и прадедушки родилось 9 детей.
Следующим важным моментом, определяющим стабильность отношений, была верность супругов. Случаи женской измены встречались, когда девушку выдавали замуж за старика, за нелюбимого человека, за что муж строго наказывал ее: избивал, разводился, бывали случаи убийства. Иногда женщины сами накладывали на себя руки. Потеря девушкой целомудрия считалась величайшим позором, а измена мужу рассматривалась не только как нарушение норм морали, но и как преступление, влекущее за собой суровое наказание.
По словам Р. А. Султангареевой, у башкир девичья честь почиталась на уровне обережной, святой магии. Невесту, не сумевшую уберечь свою девичью честь, наказывали жестоко: сажали на угли, раскаленные камни, хлестали плетью и т.д.
Статус девичества был высок в силу того, что с ним связывали благополучие всей общины. Отсутствие девственности обыгрывалось в обрядовой агрессии жениха: он рвал ножом занавес, прокусывал блины; объявлял о своем официальном отказе от брака или наказывал невесту сам, осуждать его за эти действа никто не имел права. Измену мужа жена должна была простить. Кроме упреков, никаких наказаний с ее стороны не было.
Существовали определенные правила поведения для вдов и вдовцов. Вся ответственность, по содержанию семьи ложилась на мужчин, вдов старались выдать замуж. По обычаю левирата, на сноху-вдову могли претендовать следующие лица: младший брат умершего «Младший брат мужа – наполовину муж, нет мужа – полный муж». Следующий кандидат на нее – племянник, сын брата покойного мужа. Вдова имела право отказаться от этого брака, но башкирки предпочитали не отдаляться от родственников мужа, особенно если были дети.
С. И. Руденко описал ритуал, когда женщина в знак траура срезала косы и клала в могилу мужу, то же самое делала и с ногтями после этого она не могла принадлежать другому мужчине.
Наряду с левиратом бытовал сорорат, где в случае смерти невесты до брака, за которую был уплачен калым, ее отец должен отдать жениху вторую дочь; в случае смерти жены вдовец мог просить руки ее сестры и жениться, но уплатив дополнительный калым в уменьшенном размере
(приложение 1). Правила этикета были взаимно обязательными для супругов.
2.2. Этикет в культуре свадебных ритуалов башкир: история и современность
В семейных обычаях и обрядах башкир нашли отражение различные этапы истории народа. Строго соблюдалась экзогамия -древний обычай, запрещающий браки внутри рода.
И поскольку близлежащие аулы были часто основаны представителями одного рода, стало обычаем выбирать невест из других, иногда очень далёких аулов. С разрастанием поселений и усложнением их структуры стало возможным выбирать девушку из своего аула, но из другой родственной группы. В редких случаях брак мог заключаться внутри того же подразделения, но с родственниками не ближе пятого-седьмого колена. Девушек выдавали замуж в возрасте от 14-15 лет, мужу полагалось быть старше жены на 3-5 лет. (приложение3)
С древнейших времен в башкирской культуре заключение брака, воспитание здорового потомства считались делом достойным настоящего человека, заботящегося не только о своем личном благополучии, но и о судьбе своего народа. Благополучную семейную жизнь и счастье супружеской пары башкиры связывали с совершением на должном уровне свадебного ритуала,который состоял из следующих этапов:
1) «Колыбельное празднество» - «Бишектуйы» - взаимный уговор родителей у колыбели новорожденных.
2) «Праздник серьги» (Хырба-хебе-туйы) – закрепление уговора, в день десятилетия помолвленных детей.
3) Сватовство – «Кыз эйттереу».
4) Бракосочетание – «Никах».
5) Праздник выплаченного калыма – «Калымтуйы».
6) Обряд соединения молодых – «Кыз кушыу».
7) Встреча молодых родственников мужа – «Килен тошороу».
8)Прощание молодой с родичами – «Кыз озатыу».
9) Визит молодых в дом родителей жены – «Туркен барыу».
Мужчина и женщина считаются состоящими в браке только после проведения свадебного ритуала. Свадьба начинается в доме невесты, где проводятся и все последующие звенья ритуального комплекса: бракосочетание никах, свадебные пиршества и угощения, первая брачная ночь, проводы невесты к жениху и т.д. Повторение свадьбы в доме жениха предполагает совершение ритуалов с символикой приобщения родов.
Как и у других народов, у башкир существовал ритуал приобщения невесты к огню, очагу. Знакомство с огнем чужого рода сопровождается жертвоприношениями его духу (кусочки мяса, жира). Чем выше поднималось пламя, тем благополучней, счастливей представлялась судьба молодой.(приложение 4)
Приобщение жениха к новой социальной роли имеет 3 этапа. Первый -от получения согласия отца до первой брачной ночи; второй - период тайных посещений жениха к своей нареченной; третий - начало самостоятельной семейной жизни. (приложение5)
Современная свадьба проводится скромнее. По обоюдному согласию уменьшились размеры приданого, взаимных даров, сократилось время ее проведения и количество застолий. Сегодня не придерживаются категорической обязательности в соблюдении ритуалов. Свадебный сценарий во многом зависит от желания молодых, от материальных возможностей сторон. В городских условиях проводится по более упрощенной схеме: сватовство, торжественная регистрация брака, застолье.
Сохраняется модернизированный вариант сватовства: получение согласия родителей девушки на предстоящий брак. Приход в дом невесты родителей жениха является как бы началом более близкого знакомства друг с другом роднящихся сторон. Свата, на роль которого выбирают кого-нибудь из родственников либо друга семьи - человека уважаемого, острого на язык, с чувством юмора, в то же время хорошо знающего этикет подобных церемоний. Отец невесты вручает свату достойный подарок.
При встрече родители уточняют сроки проведения свадьбы, договариваются о количестве гостей, о месте проведения свадебных пиров, о взаимных подарках и т.д. Молодые люди подают заявление в загс, рассылают красочно оформленные приглашения с указанием места и времени проведения свадебных торжеств. Обе стороны начинают подготовку к свадьбе: тщательно убирают в квартире, доме, приобретают подарки для родственников и гостей (как правило, мужчинам дарят рубашки, женщинам- отрез на платье, платки, полотенца и т.д.), заготавливают продукты для застолья. Для свидетельницы специальный подарок готовят родители жениха, для свидетеля -родители невесты, тем, кто помогает в организации застолья, также полагаются подарки.
Тщательно составляется сценарий. Свадьба требует четкой организации: как правило, в качестве ведущих заранее подбирают людей, умеющих петь, плясать, эмоционально и свободно говорить, способных “заразить” гостей своим задором. Некоторые обращаются к профессиональным организаторам подобных торжеств. Меняется атмосфера свадебного застолья за счет многочисленных игровых моментов, как традиционных, так и заимствованных из свадебных ритуалов других народов или из практики профессиональных организаторов свадебных торжеств. Это шуточные пожелания жениху и невесте, указы, телеграммы, поздравления в стихах, вручение различных дипломов, присвоение почетных званий и т.д. Шуточные испытания молодоженов и гостей, различные игры, соревнования придают свадебным торжествам дух приподнятости, веселья и особый жизнерадостный настрой.
Этапы свадебного обряда в местах компактного проживания башкир сохранились.
Это: Сватовство – «Кыз эйттереу»,бракосочетание – «Никах туиы»,обряд соединения молодых – «Кыз кушыу»,встреча молодых родственников мужа – «Килен тошороу»,свадьба «Туй»,прощание молодой с родичами – «Кыз озатыу»,визит молодых в дом родителей жены – «Туркен барыу».
Современная жизнь внесла свои коррективы и в свадебную одежду молодых. Специальная свадебная одежда (белое платье, белые туфли для девушки, строгий классический костюм и белая рубашка для молодого человека), обручальные кольца - новое веяние для башкир, обусловленное повсеместным распространением в конце 60-х годов прошлого века практики регистрации брака в официальной обстановке. Как правило, свадебный наряд для девушки и обручальные кольца были предметом заботы жениха. И сегодня живет обычай встречать прибывающих на свадебный пир гостей. Это красочная церемония с взаимными приветствиями, легким угощением. Хозяева заранее договариваются с родственниками, с соседями о месте для ночевки гостей, родители жениха (невесты) остаются в доме хозяина.
Вручение подарков гостям со стороны невесты (жениха) также предполагает выполнение определенных правил: подарки должны быть аккуратно упакованы в пакеты, дарящий называет гостей по имени и вручает подарки с благопожеланиями.
Важным этапом современной башкирской свадьбы является переезд невесты в дом жениха. С древнейших времен и до сегодняшнего дня на проводы невесты собираются гости, друзья, знакомые, соседи, детвора. Чтобы из дома не ушло благополучие, провожая невесту, ей вослед бросают конфеты, деньги, желают ей семейного счастья и всех возможных в этом мире благ.
И сегодня, когда провожают невесту, говорят: “В доме жениха ложись камнем”, то есть останься навсегда. Молодых встречают родители жениха, родственники, гости. Под ноги невесты кладут белую подушку, приносящую счастье и удачу на которую она наступает правой ногой. В зависимости от местных обычаев мать (старшая сестра, тетя) жениха угощает медом, маслом, хлебом-солью.
Интересен ритуал ознакомления невесты с дорогой на родник (реку, озеро). Перед тем как набрать воды, она омывает лицо и руки. Данный ритуал, сохранившийся и сегодня, представляет собой важный этап в зарождающейся семейной жизни. После ритуального чаепития (“чай снохи”) молодая женщина вступает в свою новую роль. Жена, сноха, хозяйка, хранительница домашнего очага. Из традиционных ритуалов сохраняется обычай развешивания в доме вещей из приданого. Молодая заправляет новым бельем свою постель, накрывает стол скатертью, диван покрывалом, развешивает свои полотенца и занавески. Испытательным сроком для молодой семьи является годовой период, в течение которого она находится в переходном состоянии, когда советы и помощь родителей и родственников жизненно необходимы. С появлением на свет первенца за молодой супружеской парой окончательно закрепляется общественный статус семейных людей.
В Миньяре эти этапы немного трансформировались. Сватовство, бракосочетание – Никах, свадьба, прощание молодой с родичами, визит молодых в дом родителей жены.
Вывод: В основе семейных отношений башкир лежит традиционный этикет,ритуалы свадебного обряда сохранились.
Заключение
Я пришла к выводу, что брак –это юридически оформленный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание и поддержание семейных отношений и порождающий права и обязанности супругов. Существуют разные формы и типы брака. В основе семейных отношений башкир лежит традиционный этикет, в котором четко регламентированы правила поведения каждого члена семьи.
Из вышеизложенного видно, что брак в прошлом, отношения между супругами закреплялись и экономически. Женщина была защищена от произвола мужа, в противном случае она могла уйти от него. В интересах мужа – жить в согласии с женой, ибо женитьба требует больших затрат. Если бы раньше не было калыма, то браки совершались бы по усмотрению молодых. Благополучную семейную жизнь и счастье супружеской пары башкиры связывали с совершением на должном уровне свадебного ритуала. Свадебный ритуал сохранил свои традиционные элементы. Я сравнила традиционные свадебные ритуалы с ритуалом проведения их в 20 веке и в начале 21 века (свадьба моей сестры Венеры). Конечно же, произошла некая трансформация этого ритуала в советский период и сейчас. Моя работа не завершена и предполагает дальнейшее изучение этого вопроса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асфандияров А.З. Башкирская семья в прошлом (XVIII - первая половина XIX в.). – Уфа: Китап, 1997. – 104с.
2. Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир. XIX - XX вв. – М., 1991. – 189с.
3. Золотарев Л.А. Супружеские измены, их значение и причины. Популярно-научный очерк. – М., 1895. – С. 5.
4.Султангареева Р.А. Башкирский свадебно-обрядовый фольклор. – Уфа, 1994. С. 12.
5.Хисамитдинова Ф. Понятие («доля») в башкирской мифологии // Ватандаш. – 2003. - №1. – С.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Глоссарий
1. Хула – форма брачного развода
2. Мэхэр- (от араб. махр) означает сумму, которую, по шариату, муж должен выплатить жене полностью в случае развода по его инициативе и в половинном размере, когда инициатором развода является жена.
3. Никах - религиозное оформление брака.
4. Сорорат –форма брака, где в случае смерти невесты до брака, за которую был уплачен калым, ее отец должен отдать жениху вторую дочь; в случае смерти жены вдовец мог просить руки ее сестры и жениться, но уплатив дополнительный калым в уменьшенном размере.
5.Левират – форма брака, где в случае смерти мужа на сноху-вдову могли претендовать следующие лица: младший брат умершего «Младший брат мужа – наполовину муж, нет мужа – полный муж». Следующий кандидат на нее – племянник, сын брата покойного мужа.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Этапы свадебного обряда
1. Сговор родителей
При согласии сына отец начинал поиски невесты. К отцу найденной невесты отец ехал сам или отправлял сватов. Полученное от него согласие на брак в некоторых районах закреплялось распитием договорившихся сторон из одной чашки напитка бата (разведенный водой мед или кумыс). После этого девушка считалась невестой.
2.Калым
Обряд получения и передачи калыма заключался в необходимости обеспечения молодоженов необходимым для начала совместной жизни имуществом, чтобы не начинать жизнь с нуля. Размер калыма зависел от района проживания родителей. Необходимость введения самого этого понятия была обусловлена отсутствием законов о разделе имущества при расторжении брака и дополнительно закреплением брака (при расторжении брака калым возвращался).При заключении брачного союза определялся и объем приданого. Его размер иногда не уступал калыму.
4.Обмен подарками
5.Малая свадьба -никах
Малая свадьба заключалась в посещении муллы и записи сведений в метрической книге. Работа муллы оплачивалась процентом от стоимости калыма.
6.Свадьба
Туй — церемония празднования официального заключения брака устраивалась после полной выплаты калыма. Туй продолжался c утра до вечера от 2 до 3 дней. Для развлечения гостей устраивались танцы, игры, состязания по борьбе, скачкам.
7.Борьба за невесту
Обряд устраивался по окончании празднований и заключался в чинении препятствий для отъезда жены.
8. Обживание дома мужа
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Обряды первичного после туя посещение дома мужа:
1.Молодая три раза становилась на колени перед свекром и свекровью и каждый раз её поднимали с колен;
2.Молодая раздавали родственникам мужа подарки;
3.Родственники мужа раздавали подарки молодой жене;
4.Посещение молодой с ведрами и коромыслом речки, бросание в неё монеты, дабы откупиться от водяного;
5.Первичное открывание мужу лица - после выполнения предыдущих церемоний
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Ритуал перехода невесты в статус жены:
1.Изменение прически (две косы);
2.Замена девичьего головного убора (такия) на женский (кашмау);
3.Завязывание пояса — символа счастья, добра и благополучия в семье.
Переход жениха в статус мужа также сопровождался обрядами:
1.Получение согласия на брак;
2.Тайные посещения невесты;
3.Вхождение в семейную жизнь.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Основные этапы традиционного свадебного обряда до XIX | Основные этапы современного свадебного обряда | Основные этапы современного свадебного обряда в Ашинском районе |
Колыбельное празднество - «Бишектуйы» - взаимный уговор родителей у колыбели новорожденных. | Сватовство – «Кыз эйттереу». | |
Праздник серьги - закрепление уговора, в день десятилетия помолвленных детей. | ||
Сватовство – «Кыз эйттереу». | Бракосочетание – «Никах туиы». | Сватовство |
Бракосочетание – «Никах». | Бракосочетание – никах | |
Праздник выплаченного калыма – «Калымтуйы». | ||
Обряд соединения молодых – «Кыз кушыу» | Обряд соединения молодых – «Кыз кушыу». | Свадьба |
Встреча молодых родственников мужа – «Килен тошороу». Прощание молодой с родичами – «Кыз озатыу». | Встреча молодых родственников мужа – «Килен тошороу». Прощание молодой с родичами – «Кыз озатыу». | |
Визит молодых в дом родителей жены – «Туркен барыу». | Визит молодых в дом родителей жены – «Туркен барыу». | Визит молодых в дом родителей жены |
Лист Мёбиуса
Как нарисовать лимон акварелью
Зимний дуб
Злая мать и добрая тётя
Большое - маленькое