Выполнен в рамках проектной деятельности.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kvadratnye_uravneniya.pptx | 1013.9 КБ |
proekt_nepolnye_kvadratnye_uravneniya.docx | 37.03 КБ |
Слайд 1
«Неполные квадратные уравнения» т ема: Выполнили ученики 8д класса: Петку Витя, Петку Виктория, Андреев Д, Чудакова М. МАОУ « Полесская СОШ» учитель математики: Орлова С.Г. 2018 год « Уравнение представляет собой наиболее серьёзную и важную вещь в математике». Лодж О .Слайд 2
Краткая аннотация проекта. Проект разработан с использованием ИКТ и элементами модульной педагогической технологии. Он может быть проведен с учащимися 8-9 классов. Проект охватывает изучение тем: « Квадратное уравнение и его корни » , « Формула корней квадратного уравнения » . Основная цель - создать такую систему, которая бы обеспечивала бы образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Данный проект формирует понятия квадратного уравнения, умение решать неполные квадратные уравнения, умение применять формулу корней квадратного уравнения. Знакомит учащихся с методом выделения полного квадрата, с формулой корней приведенного квадратного уравнения, формула корней квадратного уравнения со вторым четным коэффициентом., а также рассмотрены некоторые нестандартные приемы решения квадратных уравнений. При проведении проекта с опорой на формирующее оценивание учитель помогает ученикам в развитии их навыков решению квадратных уравнений разными способами, организует самостоятельные исследования по учебной теме. План оценивания в ходе проекта направлен на реализацию деятельного подхода в обучении, в центре внимания учебные потребности ребенка, развитие навыков самоуправления обучением, самооценивание , взаимное оценивание.
Слайд 3
1.Аннотация проекта. 2. Цели. 3. Ожидаемые результаты. 4. Вопросы, направляющие проект. 4.1 Основополагающий вопрос; 4.2 Проблемные вопросы; 4.3 Учебные вопросы. 5. Теоретический материал. 6. Дидактический материал. 7. Критерии оценивания. 8. Литература. Содержание.
Слайд 4
Изучив этот проект, учащиеся должны: Знать, что такое квадратное уравнение, неполное квадратное уравнение, приведенное квадратное уравнение; формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения, терему Виета и обратную ей. Уметь решать квадратные уравнения выделением квадрата двучлена, решать квадратные уравнения по формуле, решать неполные квадратные уравнения, решать квадратные уравнения с помощью теоремы, обратной теореме Виета, использовать теорему Виета для нахождения коэффициентов и свободного члена квадратного уравнения. Цели: Ожидаемые результаты обучения: После завершения проекта учащиеся смогут: Решать квадратные уравнения различными способами
Слайд 5
Вопросы, направляющие проект Основополагающий вопрос: Можем мы решать неполные квадратные уравнения, не изучая их отдельной группой . Облегчает ли их изучение в дальнейшем решение квадратных уравнений Проблемные вопросы: Какая роль представляется неполным квадратным уравнениям в математике. Почему их нужно изучать отдельной группой ? Учебные вопросы: 1. Что такое квадратное уравнение? 2. Какие уравнения называются неполными квадратными уравнениями ? 3. Приведите примеры неполных квадратных уравнений различных видов 4. Сколько корней имеет неполное квадратное уравнение каждого вида ? Показать на примерах
Слайд 6
Определение квадратного уравнения, его виды. Квадратным уравнением называется уравнение вида ax 2 + bx + c = 0, где х - переменная , а, b и с -некоторые числа, причем, а ≠ 0. Если в квадратном уравнении ах 2 + bx + c = 0 хотя бы один из коэффициентов b или с равен нулю, то такое уравнение называют неполным квадратным уравнением . Неполные квадратные уравнения бывают трёх видов: 1) ах 2 + с = 0, где с ≠ 0; 2) ах 2 + b х = 0, где b ≠ 0; 3) ах 2 = 0. Приведённым называют квадратное уравнение, в котором старший коэффициент равен единице. Такое уравнение может быть получено делением всего выражения на старший коэффициент a : х 2 + px + q = 0
Слайд 7
Различные способы решения квадратных уравнений. 1) Разложение левой части уравнения на множители. Решим уравнение х 2 + 10х – 24 = 0. Разложим левую часть уравнения на множители: х 2 + 10х – 24 = х 2 + 12х – 2х – 24 = х ( х + 12) – 2 ( х +12) = ( х + 12)( х – 2). Следовательно, уравнение можно переписать так: ( х + 12)( х – 2) = 0. Так как произведение равно нулю, то по крайне мере один из его множителей равен нулю. Поэтому левая часть уравнения обращается в нуль при х = 2, а также при х = - 12. это означает, что числа 2 и – 12 являются корнями уравнения х 2 + 10х – 24 = 0.
Слайд 8
2) Метод выделения полного квадрата Решим уравнение х 2 + 6х – 7 = 0 Выделим в левой части полный квадрат. Для этого запишем выражение х 2 + 6х в следующем виде: х 2 + 6х = х 2 + 2· х ·3. В полученном выражении первое слагаемое – квадрат числа х , а второе – удвоенное произведение х на 3. поэтому чтобы получить полный квадрат, нужно прибавить 3 2 , так как х 2 + 2· х ·3 + 3 2 = ( х + 3) 2 . Преобразуем теперь левую часть уравнения х 2 + 6х – 7 = 0, прибавляя к ней и вычитая 3 2. Имеем: х 2 + 6х – 7 = х 2 + 2· х ·3 + 3 2 – 3 2 – 7 = ( х + 3) 2 – 9 – 7 = ( х + 3) 2 – 16. Таким образом, данное уравнение можно записать так: ( х + 3) 2 –16 = 0, т.е. ( х + 3) 2 = 16. Следовательно, х = 3 = 4, х 1 = 1, или х +3 = - 4 , х 2 = – 7.
Слайд 9
Решение неполных квадратных уравнений. 1. Если ах 2 = 0. Уравнения такого вида решаются по алгоритму: 1) найти х 2 ; 2) найти х. Например, 5х 2 = 0 . Разделив обе части уравнения на 5 получается: х 2 = 0, откуда х = 0. 2. Если ах 2 + с = 0, с≠ 0 Уравнения данного вида решаются по алгоритму: 1) перенести слагаемые в правую часть; 2) найти все числа, квадраты которых равны числу с. Например, х 2 - 5 = 0, х 2 = 5. Следовательно, надо найти все числа, квадраты которых равны числу 5. Таких чисел только два и - Таким образом, уравнение х 2 - 5 = 0 имеет два корня: x 1 = , x 2 = - и других корней не имеет. 3. Если ах 2 + b х = 0, b ≠ 0. Уравнения такого вида решаются по алгоритму: 1) вынести общий множитель за скобки; 2) найти x 1 , x 2 . Например, х 2 - 3х = 0. Перепишем уравнение х 2 – 3х = 0 в виде х ( х – 3 ) = 0. Это уравнение имеет, очевидно, корни x 1 = 0, x 2 = 3. Других корней оно не имеет, ибо если в него подставить вместо х любое число, отличное от нуля и 3, то в левой части уравнения х ( х – 3 ) = 0 получится число, не равное нулю.
Слайд 10
Вывод: 1) если уравнение имеет вид ах 2 = 0, то оно имеет один корень х = 0; 2) если уравнение имеет вид ах 2 + b х = 0, то используется метод разложения на множители: х (ах + b ) = 0; значит, либо х = 0, либо ах + b = 0. В итоге получается два корня: x 1 = 0; x 2 = - ; 3) если уравнение имеет вид ах 2 + с = 0, то его преобразуют к виду ах 2 = - с и далее х 2 = - В случае, когда - 0,уравнение х 2 = < - не имеет корней (значит, не имеет корней и исходное уравнение ах 2 +с=0 ). В случае, когда - > 0, т.е. = m , где m >0, уравнение х 2 = m имеет два корня - = = - Таким образом, неполное квадратное уравнение может иметь два корня, один корень, ни одного корня.
Слайд 11
Решение полных квадратных уравнений ах 2 + bx + c = 0, где a , b , c – заданные числа, а ≠ 0, х – неизвестное. Рассмотриваются следующие случаи решения полных квадратных уравнений: D < 0, D = 0, D > 0. 1. Если D < 0, то квадратное уравнение ах 2 + bx + c = 0 не имеет действительных корней. Например, 2х 2 + 4х + 7 = 0. Решение: здесь а = 2, b = 4, с = 7. D = b 2 – 4ас = 4 2 – 4*2*7 = 16 – 56 = - 40. Так как D < 0, то данное квадратное уравнение не имеет корней. 2. Если D = 0, то квадратное уравнение ах 2 + bx + c = 0 имеет один корень, который находится по формуле Например, 4х – 20х + 25 = 0. Решение: а = 4, b = - 20, с = 25. D = b 2 – 4ас = (-20) 2 – 4*4*25 = 400 – 400 = 0. Так как D = 0, то данное уравнение имеет один корень. Этот корень находится по формуле 3. Если D > 0, то квадратное уравнение ах 2 + bx + c = 0 имеет два корня, которые находятся по формулам: ; (1) Например, 3х 2 +8х – 11 = 0. Решение: а = 3, b = 8, с = -11. D = b 2 – 4ас = 8 2 – 4*3*(-11) = 64 + 132 = 196. Так как D > 0, то данное квадратное уравнение имеет два корня. Эти корни находятся по формулам:
Слайд 12
Вывод: Если D < 0, то квадратное уравнение ах 2 + bx + c = 0 не имеет корней. Если D = 0, то квадратное уравнение имеет один корень, который находится по формуле Если D > 0, то квадратное уравнение ах 2 + bx + c = 0 имеет два корня ; .
Слайд 13
Решение приведенных квадратных уравнений Теорема Виета . Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену. Иначе говоря, если x 1 и x 2 - корни уравнения х 2 + px + q = 0, то x 1 + x 2 = - p , x 1 x 2 = q . Теорема, обратная теореме Виета . Если для чисел x 1 , x 2, p , q справедливы формулы то x 1 и x 2 - корни уравнения х 2 + px + q = 0 . а) Если свободный член q п риведенного квадратного уравнения положителен ( q >0), то уравнение имеет два одинаковых по знаку корня и это зависит от второго коэффициента p . Если p >0 , то оба корня отрицательные, если p <0 , то оба корня положительны. б) Если свободный член q приведенного квадратного уравнения отрицателен ( q < 0), то уравнение имеет два различных по знаку корня, причем больший по модулю корень будет положителен, если p <0 , или отрицателен, если p >0.
Слайд 14
Метод переброски. Рассмотрим полное квадратное уравнение ax 2 + bx + c = 0; (1) Для его решения мы вначале используем формулу дискриминанта: D = b 2 – 4ac и если D > 0 , то с помощью формул корней полного квадратного уравнения находим x 1 и x 2 : Теперь рассмотрим другое полное приведенное квадратное уравнение y 2 + by + ac = 0 . (2) Первый коэффициент у этого уравнения равен 1 , а второй коэффициент равен b и совпадает со вторым коэффициентом уравнения (1) . Свободный член уравнения (2) равен ac и получен как произведение первого коэффициента и свободного члена уравнения (1) (то есть можно сказать, что a «перебросилось» к c ). Найдем дискриминант и корни квадратного уравнения (2): D = b 2 – 4ac , т.о. он полностью совпадает с дискриминантом уравнения (1 ). Корни уравнения (2): y 1,2 = (- b ± √D ) / 2 .
Слайд 15
Если теперь корни x 1,2 сравнить с корнями y 1,2 , то легко видеть, что корни уравнения (1) можно получить из корней уравнения (2) делением на a . Теперь рассмотрим примеры, в которых очень удобно пользоваться приведенным выше методом «переброски». Пример 1 . Решить уравнение 6x 2 – 7x – 3 = 0. Решение. Выполним «переброску» и решим новое уравнение с помощью теоремы Виета: y 2 – 7y – 3 · 6 = 0; y 2 – 7y – 18 = 0. По теореме Виета y 1 = 9; y 2 = - 2. Теперь вернемся к переменной x . Для этого разделим полученные результаты y 1,2 на первый коэффициент исходного уравнения, т.е. на 6. Получим: x 1 = 9/6; x 2 = - 2/6. После сокращения будем иметь x 1 = 1,5; x 2 = - 1/3. Ответ: -1/3; 1,5.
Слайд 16
Свойства коэффициентов квадратного уравнения . А. Пусть дано квадратное уравнение ах 2 + b х + с = 0, а ≠ 0. 1.Если а + b + с = 0 (т.е. сумма коэффициентов уравнения равна нулю), то х 1 = 1, х 2 = 2. Если а - b + с = 0, или b = а + с, то х 1 = – 1, х 2 = – Решим уравнение 345х 2 – 137х – 208 = 0. Решение . Так как а + b + с = 0 (345 – 137 – 208 = 0), то х 1 = 1, х 2 = Ответ : 1; – Решим уравнение 132х 2 + 247х + 115 = 0 Решение. Т. к. а- b +с = 0 (132 – 247 +115=0), то х 1 = - 1, х 2 = - Ответ: - 1; -
Слайд 17
Б. Если второй коэффициент b = 2 k – четное число, то D = k 2 – ac и формулу корней х 1,2 = можно записать в виде х 1,2 = Решим уравнение 3х 2 – 14х + 16 = 0. Решение . Имеем: а = 3, b = – 14, c = 16, k = – 7; D = k 2 – ac = (– 7) 2 – 3 · 16 = 49 – 48 = 1, D >0, два различных корня; х = Ответ : 2;
Слайд 18
Графическое решение квадратного уравнения Если в уравнении x 2 + px + q = 0 перенести второй и третий члены в правую часть, то получим x 2 = – px – q . Построим графики зависимостей у = х 2 и у = – px – q . График первой зависимости – парабола , проходящая через начало координат. График второй зависимости – прямая . Возможны следующие случаи: прямая и парабола могут пересекаться в двух точках, абсциссы точек пересечения являются корнями квадратного уравнения; - прямая и парабола могут касаться (только одна общая точка),т.е. уравнение имеет одно решение; - прямая и парабола не имеют общих точек, т.е. квадратное уравнение не имеет корней.
Слайд 19
Решим графически уравнение х 2 – 3х – 4 = 0. Решение. Запишем уравнение в виде х 2 = 3х + 4 Построим параболу у = х 2 и прямую у = 3х + 4. Прямую у = 3х + 4 можно построить по двум точкам М (0;4) и N (3;13). Прямая и парабола пересекаются в двух точках А и B с абсциссами х 1 = – 1 и х 2 = 4. А В
Слайд 20
Решение квадратных уравнений с помощью номограммы. Это старый и незаслуженно забытый способ решения квадратных уравнений, помещенный на с.83 ( см. Брадис В.М . Четырехзначные математические таблицы. – М., Просвещение, 1990). Таблица XXII . Номограмма для решения уравнения z 2 + pz + q = 0. Эта номограмма позволяет, не решая квадратного уравнения, по его коэффициентам определить корни уравнения. Криволинейная шкала номограммы построена по формулам: ОВ = , АВ = Полагая ОС = р , Е D = q , ОЕ = а ( все в см), из подобия треугольников САН и С DF получим пропорцию откуда после подстановок и упрощений вытекает уравнение z 2 + pz + q = 0, причем буква z означает метку любой точки криволинейной шкалы. 1. Для уравнения z 2 – 9 z + 8 = 0. Номограмма дает корни z 1 = 8, 0 и z 2 = 1, 0 (рис. 12). 2. Решим с помощью номограммы уравнение 2 z 2 – 9 z + 2 = 0. Разделим коэффициенты этого уравнения на 2,получим уравнение z 2 – 4, 5 + 1 = 0. Номограмма дает корни z 1 = 4 и z 2 = 0,5.
Слайд 21
Геометрический способ решения квадратных уравнений. В древности, когда геометрия была более развита, чем алгебра, квадратные уравнения решали не алгебраически, а геометрически. Приведем ставший знаменитым пример из «Алгебры» ал-Хорезми . Примеры Решим уравнение х 2 + 10х = 39. В оригинале эта задача формулируется следующим образом: «Квадрат и десять корней равны 39». Решение. Рассмотрим квадрат со стороной х , на его сторонах строятся прямоугольники так, что другая сторона каждого из них равна 2 , следовательно, площадь каждого равна 2 Полученную фигуру дополняют затем до нового квадрата АВС D , достраивая в углах четыре равных квадрата, сторона каждого из них 2 , а площадь 6 6 2 6 2 x 2 2 6 2 6 D x C A х B S = х 2 + 10х = 25. Заменяя х 2 + 10х числом 39, получим что S = 39+ 25 = 64, откуда следует, что сторона квадрата АВС D , т.е. отрезок АВ = 8. Для искомой стороны х первоначального квадрата получим х = 8 - 2 – 2 = 3 Площадь S квадрата ABCD можно представить как сумму площадей: первоначального квадрата х 2 , четырех прямоугольников (4 ∙ 2 = 10х ) и четырех пристроенных квадратов (6 ), т.е.
Слайд 22
2 . А вот, например, как древние греки решали уравнение у 2 + 6у – 16 = 0. Решение представлено на рис., где у 2 + 6у = 16, или у 2 + 6у + 9 = 16 + 9. Решение . Выражения у 2 + 6у – 16 +9 – 9 = 0 – одно и то же уравнение. Откуда и получаем, что у + 3 = ± 5, или у 1 = 2, у 2 = – 8. у 2 3у 3у 9 у у 3 3
Слайд 23
Дидактический материал к работе. Решите квадратное уравнение, разлагая его левую часть на множители: а) х 2 – х = 0; е) х 2 – 4х + 4 = 0; б) х 2 + 2х = 0; ж) х 2 + 6х + 9 = 0; в) 3 х 2 – 3х = 0; з ) х 2 + 4х +3 = 0; г) х 2 – 81 = 0; и) х 2 + 2х – 3 = 0. д ) 4 х 2 – = 0; 2. Решите уравнения по формуле: а) 2х 2 – 5х + 2= 0 г) 4х 2 – 12х +9 = 0 б) 6х 2 + 5х + 1=0 д ) 10х 2 – 6х + 0,9 = 0 в) 3х 2 – 7х – 1 = 0 е) 2х 2 – 3х + 2 = 0 3. Не решая квадратного уравнения, определите знаки его корня: 1) х 2 – 2х – 15 = 0 7) х 2 – 2х + 1 = 0 2) х 2 + 2х – 8 = 0 8) х 2 + 4х + 4 = 0 3) х 2 + 10х + 9 = 0 9) х 2 – 6х + 9 = 0 4) х 2 – 12х + 35 = 0 10) 4х 2 + 7х – 2 = 0 5)3 х 2 +1 4х + 16 = 0 11) 5х 2 – 9х – 2 = 0 6) х 2 – 5х + 6 = 0 12) х 2 – 11х + 15 = 0 4. Решите уравнения, используя метод «переброски»: 1) 2х 2 – 9х +9 = 0 5) 3х 2 + х – 4 = 0 2) 10х 2 – 11х + 3 = 0 6) 5х 2 – 11х + 6 = 0 3) 3х 2 +11х +6 = 0 7) 2х 2 + х – 10 = 0 4) 4х 2 +12х + 5 = 0 8) 6х 2 +5х – 6 = 0 5. Решите уравнения, используя свойства коэффициентов: 1) 5х 2 – 7х + 2 = 0 5) 839х 2 – 448х – 391 = 0 2) 3х 2 + 5х – 8 = 0 6) 939х 2 + 978х +39 = 0 3) 11х 2 + 25х – 36 = 0 7) 313х 2 + 326х + 13 = 0 4) 11х 2 + 27х +16 = 0 8) 2006х 2 – 2007х + 1 = 0 6. Решите уравнения по формуле четного коэффициента: 1) 4х 2 – 36х + 77 = 0 3) 4х 2 + 20х + 25 = 0 2) 15х 2 – 22х – 37 = 0 4) 9х 2 – 12х + 4 = 0
Слайд 24
7. Решите приведенные квадратные уравнения по формуле: 1) х 2 – 8х – 9 = 0 3) х 2 + 18х + 81 = 0 2) х 2 + 6х – 40 = 0 4) х 2 - 56х + 64 = 0 8. Решите графически уравнения: 1) х 2 – х – 6 = 0; 4) х 2 – 2х – 3 = 0; 2) х 2 – 4х + 4 = 0; 5) х 2 + 2х – 3 = 0; 3) х 2 + 4х +6 = 0; 6) 4х 2 – 4х – 1 = 0. 9. Решите с помощью номограммы уравнения: 1) z 2 – 7 z + 6 = 0; 4) z 2 – z – 6 = 0 ; 2) z 2 + 5 z + 4 = 0; 5) z 2 – 11 z + 18 = 0; 3) z 2 – 4 z + 4 = 0; 6) z 2 – 2 z + 3 = 0.
Слайд 25
Критерии оценивания Формы оценивания: промежуточное (формирующее) оценивание: - самооценка, взаимооценка участников проекта своей деятельности для выявления потребности в необходимой или дополнительной информации; процесса в понимании теоретического материала. Способы оценивания : тесты, проверочные работы, самостоятельные работы, подготовленные учителем и соответствующие учебной программе и стандарту (Раздаточный материал, дидактический материал). Итоговое оценивание : - оценка содержания итогового материала, его соответствие стандарту и учебной программе; - оценка навыков совместной деятельности (групповой) и индивидуальной; - оценка навыков мышления (достигнута цель).
Слайд 26
1.Ю.Н Макарычев, Н.Г. Миндюк , К.И. Нешков , С.Б. Суворов. Под ред. С.А. Теляковского . Алгебра: Учебник для 8 класса- изд.- М:Просвещение,2010. 2.Жохов В.И., Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Дидиктические материалы по алгебре для 8 класса.- 15изд.- М.: Просвещение, 2010. 3. Энциклопедический словарь юного математика.А.П.Савин-М:Педагогика,1985- 4. Брадис В. М. Четырехзначные математические таблицы для среденй школы. – М., Просвещение, 1990 5 . http :// www . uchportal . ru / load /27-1-0-29503 http :// ru . wikipedia . org / wiki /% CA % E 2% E 0% E 4% F 0% E 0% F 2% ED % EE % E 5_% F 3% F 0% E 0% E 2% ED % E 5% ED % E 8% E 5 http :// www . egesdam . ru / page 221. html 6.Математика. Алгебра. Функции. Анализ данных. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Г. В. Дорофеев и др. – М.: Дрофа, 2004 7. Гусев В. А., Мордкович А. Г. Математика: Справочные материалы: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1988 8. Глейзер Г. И. История математики в школе. – М.: Просвещение, 1982 Литература:
Слайд 27
Номогра́мма ( греч. νομοσ — закон) — графическое представление функции от нескольких переменных , позволяющее с помощью простых геометрических операций (например, прикладывания линейки) исследовать функциональные зависимости без вычислений. Например, решать квадратное уравнение без применения формул
Тема проекта «Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения.
Жизнь по параболе»»
Работу выполнили
ученики 8 «д» класса
МАОУ «Полесская
СОШ»
Петку Витя, Павлов Саша, Андреев Дима, Урбанович
Учитель:
Орлова С.Г.
2018 -2019г
Визитная карточка проекта
Стендовый доклад
Этапы подготовки
Разбились на группы, которые выполняли определенную функцию для создания проекта:
Содержание.
1. Введение
2. Вопросы, направляющие проект
3. Цель, задачи
4. Немного истории
5. Теоретический материал
6. Дидактический материал
7. Практическое применение в жизни
8. Заключение
9. Литература
Введение
Проект разработан с использованием ИКТ и элементами модульной педагогической технологии. Он может быть проведен с учащимися 8-9 классов. Проект охватывает изучение тем: «Квадратное уравнение, неполные квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений различными способами. Применение квадратных уравнений в жизни
Основная цель - создать такую систему, которая бы обеспечивала бы образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
Данный проект формирует понятия квадратного уравнения, неполного квадратного уравнения, способы решения неполных квадратных уравнений,
При проведении проекта с опорой на формирующее оценивание учитель помогает ученикам в развитии их навыков решению неполных квадратных уравнений разными способами, организует самостоятельные исследования по учебной теме.
План оценивания в ходе проекта направлен на реализацию деятельного подхода в обучении, в центре внимания учебные потребности ребенка, развитие навыков самоуправления обучением, самооценивание, взаимное оценивание.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос:
Облегчает ли изучение неполных квадратных уравнений в дальнейшем решение квадратных уравнений ?
Проблемные вопросы: Какая роль представляется неполным квадратным уравнениям в математике. Почему их нужно изучать отдельной группой?
Учебные вопросы:
1.Что такое квадратное уравнение?
2.Какие уравнения называются неполными
квадратными уравнениями ?
3.Приведите примеры неполных квадратных уравнений различных видов
4.Сколько корней имеет неполное квадратное уравнение каждого вида? Показать на примерах
Цель : создать такую систему, которая бы обеспечивала бы образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями
- Ввести понятие неполного квадратного уравнения;
- научить решать неполные квадратные уравнения.
Задачи : - Уметь определять вид квадратного уравнения;
- решать неполные квадратные уравнения.
- рассмотреть применение квадратного уравнения на практике
Эпиграф:
Чтобы решить уравненье,
Корни его отыскать,
Нужно немного терпенья,
Ручку, перо и тетрадь.
Немного истории
Квадратные уравнения в Древнем Вавилоне
Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени еще в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков и с земляными работами военного характера, а также с развитием астрономии и самой математики. Квадратные уравнения умели решать около 2000 лет до нашей эры вавилоняне. Применяя современную алгебраическую запись, можно сказать, что в их клинописных текстах встречаются, кроме неполных, и такие, например, полные квадратные уравнения:
Правило решения этих уравнений, изложенное в вавилонских текстах, совпадает по существу с современным, однако неизвестно, каким образом дошли вавилоняне до этого правила. Почти все найденные до сих пор клинописные тексты приводят только задачи с решениями, изложенными в виде рецептов, без указаний относительно того, каким образом они были найдены. Несмотря на высокий уровень развития алгебры в Вавилоне, в клинописных текстах отсутствуют понятие отрицательного числа и общие методы решения квадратных уравнений.
Задача из истории
«Найти два числа, зная, что их сумма равна 20, а произведение -- 96».
Диофант рассуждает следующим образом: из условия задачи вытекает, что искомые числа не равны, так как если бы они были равны, то их произведение равнялось бы не 96, а 100. Таким образом, одно из них будет больше половины их суммы, т. е. 10 + х. Другое же меньше, т. е. 10 - х. Разность между ними 2х. Отсюда уравнение:
(10+x)(10--x) =96,
или же
100 --x2 = 96.
x2 - 4 = 0
Отсюда х = 2. Одно из искомых чисел равно 12, другое 8. Решение
х = - 2 для Диофанта не существует, так как греческая математика знала только положительные числа.
Если решить эту задачу, выбирая в качестве неизвестного одно из искомых чисел, то можно прийти к решению уравнения:
y (20-y)=96
y2 - 20y+96=0
Ясно, что, выбирая в качестве неизвестного полуразность искомых чисел, Диофант упрощает решение; ему удается свести задачу к решению неполного квадратного уравнения.
Теоретический материал
Квадратным уравнением называется уравнение вида
ax2 + bx + c = 0 , где a ≠ 0,
a, b, c – некоторые числа:
а – первый коэффициент;
b – второй коэффициент;
с – свободный член.
Определение неполного квадратного уравнения:
Квадратное уравнение ax2 + bx + c = 0 называют неполным, если хотя бы один из коэффициентов, b или c, равен 0. Обратить уравнений внимание, что коэффициент а ≠ 0.
Виды неполных квадратных уравнений с примерами решений удобнее представить в виде таблице:
b =c = 0 ax2 =0 | b ≠ 0, c = 0 ax2 + bx = 0 | b = 0, c ≠ 0 | |
ax2 + c = 0, c < 0 | ax2 + c = 0, c > 0 | ||
4x2 = 0 x2 = 0 x = 0 | 7x2 + 14x =0 7x(x + 2) = 0 x1 = 0; x2 = -2
(разложением на множители лев. части уравн.) | 3x2 – 48 = 0 3x2 = 48 x2 = 16 x1 = 4; x2 = - 4 | 3x2 + 48 = 0 3x2 = - 48 x2 = - 16 решений нет |
1 корень x = 0 | 2 корня x1, x2 | 2 корня x1 , x2 | решений нет |
Вывод: Таким образом, неполное квадратное уравнение может иметь два корня, один корень, ни одного корня.
Дидактический материал
1 Не решая, определите количество корней для каждого неполного квадратного уравнения:
а) 2x2 – 3 = 0; б) 3x2 + 4 = 0; в) 5x2 – x = 0;
г) 0,6x2 = 0; д) -8x2 – 4 = 0.
2 Решить неполные квадратные уравнения :
а) 0,5x2 = 0
б) x2 – 9 = 0
в) 2x2 + 15 = 0
г) 3x2 + 2x = 0
д) 2x2 – 16 = 0
е) 5(x2 + 2) = 2(x2 + 5)
ж) (x + 1)2 – 4 = 0
а) -1,5x2 = 0
б) x2 – 4 = 0
в) 2x2 + 7 = 0
г) x2 + 9x = 0
д) 81x2 – 64 = 0
е) 2(x2 + 4) = 4(x2 + 2)
ж) (x – 2)2 – 8 = 0.
3. Самостоятельная работа по вариантам:
1 вариант
а) 3x2 – 12 = 0
б) 2x2 + 6x = 0
в) 1,8x2 = 0
г) x2 + 9 = 0
д) 7x2 – 14 = 0
е) x2 – 3x =0
2 вариант
а) -x2 = 0
б) 6x2 + 24 = 0
в) 9y2 – 4 = 0
г) -y2 + 5 = 0
д) 1 – 4y2 = 0
е) 8y2 + y = 0
3 вариант
а) 6y – y2 = 0
б) 0,1y2 – 0,5y = 0
в) (x + 1)(x -2) = 0
г) x(x + 0,5) = 0
д) x2 – 2x = 0
е) x2 – 16 = 0
4 вариант
а) 9x2 – 1 = 0
б) 3x – 2x2 = 0
в) x2 = 3x
г) x2 + 2x – 3 = 2x + 6
д) 3x2 + 7 = 12x+ 7
е) 4 =
5 вариант
а) 2x2 – 18 = 0
б) 3x2 – 12x = 0
в) 2,7x2 = 0
г) x2 + 16 = 0
д) 6x2 – 18 = 0
е ) x2 – 5x = 0
6 вариант
а ) -x2 = 0
б ) 4x2 + 36 = 0
в) 25y2 – 1 = 0
г) -y2 + 2 = 0
д) 9 – 16y2 = 0
е) 7y2 + y = 0
7 вариант
а) 4y – y2 = 0
б) 0,2y2 – y = 0
в) (x + 2)(x – 1) = 0
г) (x - 0,3)x = 0
д) x2 + 4x = 0
е) x2 – 36 = 0
8 вариант
а ) 16x2 – 1 = 0
б) 4x – 5x2 = 0
в) x2 = 7x
г) x2 – 3x – 5 = 11 – 3x
д) 5x2 – 6 = 15x – 6
Ответы к самостоятельной работе:
1 вариант: а)2, б)0;-3; в)0; г)корней нет; д);
2 вариант а)0; б)корней; в); г); д); е)0;- ;
3 вариант а)0;6; б)0;5; в)-1;2; г)0;-0,5; д)0;2; е)4
4 вариант а); б)0;1,5; в)0;3; г)3; д)0;4 е)5
5 вариант а)3; б)0;41)
6 вариант а)0; б)корней нет; в) г) д)е)0;-
7 вариант а)0;4; б)0;5; в)-2;1; г)0;0,03; д)0;-4; е)6
8 вариант а) б)0; в)0;7; г)4; д)0;3; е)
4 Тесты
1) Даны квадратные уравнения, разнесите их по двум столбцам
:
Полные Неполные квадратные
квадратные уравнения уравнения
х²+3х+5=0,
9х²=0,
2х²-5х=0,
3х²+4=3х,
6х²-3=0.
;
2) Укажите сколько корней имеет каждое уравнение:
5х²=0,
4х²-324=0,
х²-4х=0.
3) Даны квадратные уравнения, выпишите в каждом уравнении их коэффициенты:
6х²+3=0,
7х²=0,
3х²=2х.
Применение квадратных уравнений в жизни
Жизнь по «параболе»
В школьном курсе алгебры мы знакомимся с квадратными уравнениями и уравнениями, сводящимися к квадратным. Однако они применяются не только для решения более сложных уравнений. Мы встретим квадратные уравнения в экономических дисциплинах, в различных программах для обработки звука и видео, а также в векторной графике.
Многие обучающиеся даже не догадываются, что график квадратичной функции, парабола, встречается в разных областях нашей жизни. Приведу несколько примеров.
Спорт:
При разбеге прыгуна для максимально четкого попадания на планку отталкивания и высокого полета используют расчеты, связанные с параболой. Подобные расчеты нужны и при метании снаряда. Дальность полета объекта зависит от квадратного уравнения. Даже беговая дорожка стадиона, параболической формы, для плавного прохождения дистанции.
Наука и техника
Тесно связаны квадратные уравнения с астрономией. Ведь с их помощью можно найти траекторию движения планет. Человек давно начал освоение неба и одно из главных его изобретений - самолет. Взлет самолета главная составляющая полета. Здесь берется расчет для маленького сопротивления и ускорения взлета. Не обошлась без квадратных уравнений и военная техника. Русская артиллерия установила рекорд дальности стрельбы
Разное
Мы с удовольствием наблюдаем красивейшее оптическое явление – радуга. Еще ученые древности задавались вопросом формы радуги. Она полукруглая. Форма радуги определяется формой капель воды, в которых преломляется солнечный свет. А форма капли- круглая.
Дельфины – прекрасные создания. Они сопровождают суда и начинают выпрыгивать из воды, демонстрируя при этом движение по параболе.
Заключение
Человечество прошло длинный путь от незнания к знанию, непрерывно заменяя на этом пути неполное и несовершенное знание все более полным и совершенным.
Подготавливая свой проект, мы научились работать в группе, разбивать тему на более мелкие подтемы, собирать информацию и перерабатывать её, решать неполные квадратные уравнения, находить и выделять их из всей группы квадратных уравнений.
Нам удалось узнать о квадратных уравнениях гораздо больше, чем в школьном курсе алгебры. Нам было интересно узнать о различных способах решения неполных квадратных уравнений, а также узнать где же они применяются. Решение неполных квадратных уравнений помогает сэкономить время, что немаловажно при решении заданий на ОГЭ.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что квадратные уравнения играют огромную роль в математике. Эти знания могут пригодиться нам на протяжении всей жизни, и я думаю, что нашу работу можно использовать в учебном процессе, чтобы заинтересовать увлекающихся математикой школьников и просто тех детей, которые не видят смысла в квадратных уравнениях
Литература
www.tspu.tula.ru/ivt/old_site/personal/2005_2006/TRPO/subgroup02/Sevrugina/polinИз истории возникновения неполных квадратных уравнений, как отдельной группой.
http://www.uztest.ru/abstracts/?idabstract=19 Теоретический материал по теме: «Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения», с примерами решений.
http://www.varson.ru/images/Algebra_jpeg_big/alg_uravnenia4.jpg
Таблица с примерами решений различных видов неполных квадратных уравнений.
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/253f44a5-bb2a-4221-ae16-5b990bb69526/112627/ Презентации с примерами решений неполных квадратных уравнений различных типов. Электронные тесты для проверки полученных знаний.
.Мордкович А.Г. М 79 Алгебра. 8 класс: В двух частях. Ч.1: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 4-е издание - М.: Мнемозина, 20014. - 223 с.:
.Глейзер Г.И. История математики в школе. - М.: просвещение, 1982
Брадис В.М. Четырехзначные математические таблицы для средней школы. - м., просвещение, 1990
Дробышев Ю.А. Изучение квадратных уравнений на основе историко – генетического метода /Ю.А. Дробышев // /. Математика в школе № 6 –2011.
Пейзаж
Как Снегурочке раскатать тесто?
Просто так
Три загадки Солнца
Рисуем кактусы акварелью