В данной работе происходит знакомство с аликвотными дробями, представление о которых даёт ключ к решению большого класса нестандартных задач, описывается алгоритм разложения правильной несократимой дроби в сумму различных аликвотных дробей и его применение в олимпиадных задачах и задачах, в которых требуется разделить какие-либо ресурсы на несколько частей с наименьшим количеством действий для этого.
Вложение | Размер |
---|---|
safonova_m._sekrety_alikvotnyh_drobey.doc | 345.5 КБ |
VI научно-практическая конференция студентов и школьников
«Актуальные вопросы естественных наук и пути их решения»
Секция: «Математика»
СЕКРЕТЫ АЛИКВОТНЫХ ДРОБЕЙ
Автор: Сафонова Мария,
обучающаяся 6 «Б» класса ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский
Научный руководитель: Фролова Елена Юрьевна,
почётный работник общего образования Российской Федерации,
учитель математики ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский
п.г.т. Усть-Кинельский, 2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 | ||
1. | Основная часть | 5 | |
1.1. | Происхождение аликвотных дробей | 5 | |
1.2. | Понятие египетской дроби | 6 | |
1.3. | Разложение аликвотных дробей по формуле | 7 | |
1.4. | Представление единицы в виде суммы аликвотных дробей | 8 | |
1.5. | Алгоритм разложения правильной несократимой дроби в сумму различных аликвотных дробей | 9 | |
2. | Практическая часть | 12 | |
2.1. | Решение задач с практическим содержанием | 12 | |
2.2. | Решение олимпиадных задач | 13 | |
3. | Результаты исследования | 16 | |
Заключение | 17 | ||
Библиографический список | 18 |
ВВЕДЕНИЕ
«Без знания дробей никто не может признаваться знающим арифметику!»
Цицерон
Необходимость в дробных числах возникла в результате практической деятельности человека. Потребность в нахождении долей единицы появилась у наших предков в процессе деления добычи после охоты. Второй существенной причиной появления дробных чисел следует считать измерение величин при помощи выбранной единицы измерения.
Я познакомилась с дробями в пятом классе, в середине учебного года. Сначала было нелегко, но потом эта тема мне очень понравилась, и мне захотелось узнать о дробях намного больше. Стала искать дополнительный материал и натолкнулась на интересную задачу, в которой надо было вычислить сумму, состоящую из дробей с единицами в числителях. Эта задачка оказалась мне не по силам, но заинтересовала меня. Учитель математики объяснил мне, что речь идёт об аликвотных дробях.
Актуальность. Понятие аликвотных дробей не рассматривается в курсе школьной математики, но представляет большой интерес, так как позволяет найти ключ к решению большого класса нестандартных задач.
Цель работы: познакомиться с аликвотными дробями и обосновать закономерность применения теории аликвотных дробей к решению математических задач.
В соответствии с поставленной целью в работе определены основные задачи:
Объектом исследования служат аликвотные дроби, а предметом исследования является изучение приёмов решения нестандартных задач, основанных на использовании теории аликвотных дробей.
Характер исследования обусловил необходимость применения комплекса следующих общенаучных методов исследования:
Теоретическая значимость исследования заключается в применении теории аликвотных дробей к решению нестандартных задач.
Практическая значимость состоит в совершенствовании вычислительных навыков при выполнении действий с аликвотными дробями и возможном их использовании при подготовке к математическим олимпиадам.
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1. Происхождение аликвотных дробей
Немного из истории математики.
Первой дробью, с которой познакомились люди, была половина. Хотя названия всех следующих дробей связаны с названиями их знаменателей (три – «треть», четыре – «четверть» и т. д.), для половины это не так. Её название во всех языках не имеет ничего общего со словом «два». Следующей дробью была треть, а затем – четверть.
Таким образом, первые дроби, с которыми нас знакомит история, это дроби вида так называемые единичные дроби или аликвотные, то есть дроби с числителем, равным единице .
Единичные дроби встречаются в дошедших до нас древнейших математических текстах, составленных более 5000 лет тому назад, – древнеегипетских папирусах и вавилонских клинописных табличках.
Египтяне все дроби записывали как суммы долей, то есть представляли их в виде сумм дробей .
Например, ,
И даже сами аликвотные дроби они часто стремились представить в виде суммы меньших аликвотных дробей .
Например, .
Для записи аликвотных дробей египтяне применяли иероглиф «Глаз Хора»
.
Существовали и специальные символы для дробей и
Такие формы записи дробей использовались для того, чтобы поделить «хекат», основную меру объёма в Древнем Египте, из чего следует, что аликвотные дроби нужны были египтянам в практических целях.
В древнеегипетском папирусе Ахмеса представлена таблица, в которой все дроби вида для нечетных n от 3 до 101 представлены суммами аликвотных дробей. Возможно, египтяне стремились к тому, чтобы минимизировать знаменатели дробей в разложении, если даже для этого приходилось увеличивать число слагаемых . Эта таблица помогала производить сложные арифметические выкладки согласно принятым канонам. По-видимому, писцы заучивали ее наизусть, так же, как сейчас школьники запоминают таблицу умножения.
Египетские дроби использовались и в Древней Греции, и впоследствии математиками всего мира, до средних веков, несмотря на имеющиеся к ним замечания. К примеру, Клавдий Птолемей говорил о неудобстве использования египетских дробей по сравнению с Вавилонской системой (позиционная система исчисления).
Важную работу по исследованию египетских дробей провёл математик XIII века Фибоначчи в своём труде «Liber Abaci» . В его книге были приведены алгоритмы перевода из обычных дробей в египетские. Выполненные им вычисления использовали десятичные и обычные дроби, которые со временем вытеснили египетские дроби.
Но, не смотря на это, интерес к аликвотным дробям не утрачен и сегодня, ведь не случайно в Древнем Египте математики «настоящими» дробями считали только аликвотные дроби.
1.2. Понятие египетской дроби
В математике египетская дробь — это сумма нескольких дробей вида (так называемых аликвотных дробей) . Другими словами, каждая дробь суммы имеет числитель, равный единице, и знаменатель, представляющий собой натуральное число.
Пример:
Египетская дробь представляет собой положительное рациональное число вида , к примеру, египетскую дробь, записанную выше, можно переписать в виде дроби .
Для представления какого-либо числа в виде египетской дроби порой приходится проявлять незаурядную изобретательность. Скажем, число выражается так:
.
В большинстве случаев для разложения некоторой правильной дроби в сумму различных аликвотных дробей достаточно уметь раскладывать в такую сумму всякую дробь вида . Например, зная разложения
дробь можно легко представить в виде египетской дроби:
Нетрудно заметить, что разложение произвольной дроби в сумму аликвотных дробей не единственно. Например, дробь может быть представлена как сумма и , либо как сумма и .
1.3. Разложение аликвотных дробей по формуле
В процессе решения задач на разложение аликвотных дробей в виде суммы меньших аликвотных дробей возникла идея систематизировать такое разложение в виде формулы.
Полученная формула выглядит следующим образом:
(1),
то есть любую аликвотную дробь можно представить суммой двух меньших аликвотных дробей.
Докажем равенство (1), преобразовав его правую часть.
Приведя дроби к общему знаменателю и сократив дробь, получаем требуемое.
Применим формулу (1) для разложения аликвотных дробей:
;
;
.
Перепишем равенство (1) иначе и получим следующую полезную формулу:
(2),
то есть аликвотную дробь, знаменатель которой есть произведение последовательных натуральных чисел, можно представить разностью двух аликвотных дробей. Верно и обратное утверждение: разность двух аликвотных дробей, у которых знаменатели являются последовательными числами, равна их произведению.
или
или
1.4. Представление единицы в виде суммы аликвотных дробей
Формула (1) применима в случае, когда требуется разложить аликвотную дробь на две аликвотные дроби. А как быть, если требуется аликвотную дробь представить суммой трёх, четырёх и более аликвотных дробей?
Продемонстрируем это на примере разложения единицы.
Истинность следующего равенства очевидна.
.
Для представления единицы суммой трёх различных аликвотных дробей дробь разложим по формуле (1) еще на две аликвотные дроби:
Для разложения единицы на сумму различных аликвотных дробей четырьмя слагаемыми, распишем аликвотную дробь по формуле (1) следующим образом:
.
Представление единицы в виде суммы пяти аликвотных дробей проведём по тому же алгоритму.
.
Возможны и другие варианты разложения единицы на аликвотные дроби. Например, или
Подведём итог. Теперь любую аликвотную дробь возможно представить в виде суммы нескольких меньших аликвотных дробей по формуле (1). Осталось выработать алгоритм для правильной несократимой дроби, и хотя трудность представления произвольной дроби в виде египетской осложняется неоднозначностью подхода к разложению, попробуем решить этот вопрос.
1.5. Алгоритм разложения правильной несократимой дроби в сумму различных аликвотных дробей
Можно показать, что каждое положительное рациональное число может быть представлено в виде египетской дроби.
Рассмотрим алгоритм, позволяющий разложить несократимую правильную дробь в сумму различных аликвотных дробей не более чем за (a - 1) ход.
Пусть b = ak + r, где 0 < r < a. В качестве первой дроби возьмем дробь с числителем a и знаменателем a(k+1), являющимся кратным числителя, большим знаменателя данной дроби. Вторую дробь найдём как разность между данной дробью и сокращённой первой. Получим:
Так как r > 0, то а – r < а. Значит, можно сделать вывод, что числитель второй дроби уменьшился. Следовательно, повторяя проделанную процедуру несколько раз, мы добьемся требуемого разложения, причем оно наступит не более чем через (а-1) ход.
В частности, все дроби вида могут быть разложены в сумму аликвотных дробей за один ход.
,
Приведем примеры разложений дробей по алгоритму в зависимости от числа шагов:
;
;
В последнем случае пришлось сделать максимальное число ходов.
Разложение по алгоритму оптимально в том смысле, что каждая дробь в разложении есть наилучшее приближение аликвотной дроби на соответствующем этапе разложения. Однако такое разложение имеет и недостатки. Например, из-за большого числа слагаемых или быстрого роста знаменателей процесс получается трудоёмким. Заметим, что есть и другое разложение дроби
В этом разложении и слагаемых меньше, и знаменатели маленькие. Из практических соображений оно более предпочтительно. Значит, несовершенство нашего алгоритма очевидно. Попробуем его модифицировать.
После первого шага алгоритма мы имели:
Далее применим алгоритм уже для дроби . Полученные разложения изменятся. Они будут иметь либо меньшие знаменатели, либо меньшее число слагаемых в разложении.
Вероятно, такие разложения более предпочтительны.
Замечание. В случае, когда числитель дроби нечетный, а знаменатель четный, можно на первом шаге выделить одну долю, после чего вторая дробь сократится, её числитель уменьшится, а, следовательно, сократится число ходов и уменьшится число слагаемых в разложении.
Например, .
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Решение задач с практическим содержанием
Перейдём к задачам, в которых требуется разделить какие-либо ресурсы на несколько частей с наименьшим количеством действий для этого. Их решение оформим в соответствии с теорией аликвотных дробей.
Задача 1. Требуется разделить 5 одинаковых яблок поровну между восемью мальчиками. Можете это сделать с наименьшим числом разрезов?
Решение.
Имеем: (см. замечание).
Таким образом, каждый мальчик получил одну вторую и одну восьмую части яблока. Следовательно, четыре яблока надо разделить пополам и только одно яблоко разделить на 8 частей, сделав при этом 4 + 7 = 11 разрезов.
Ответ: 11 разрезов.
Задача 2. К школьному завтраку надо 13 арбузов одного размера разрезать на 42 одинаковые порции. Как это сделать, не разрезая ни одного арбуза больше чем на 7 частей?
Решение.
Для решения задачи нужно число 13 разделить на 42. Преобразуем дробь , раскладывая её на сумму таких аликвотных дробей, чтобы их знаменатели не превосходили семи:
Такое представление указывает на то, что каждый из шести арбузов надо разделить на 7 частей, а каждый из остальных семи арбузов разделить на 6 частей, тогда получится 42 части одного объема и 42 части другого.
Каждый ученик получит по одной части каждого из двух объемов, при этом будет соблюдено условие задачи.
Задача 3 (старинная задача). Разделите 7 хлебов между 8 людьми .
Решение.
Если разрезать каждый хлеб на 8 частей, придется провести 7 · 7 = 49 разрезов. Не самый лучший вариант решения. Используем знания об аликвотных дробях.
(см. замечание, п. 1.5).
Значит, каждому человеку дать полхлеба, четверть хлеба и восьмушку хлеба. Для этого четыре хлеба режем пополам (4 разреза), два хлеба режем на четыре части (6 разрезов) и один хлеб – на восьмушки (7 разрезов). При таком раскладе получается 17 разрезов. Придется сделать почти в три раза меньше разрезов.
2.2. Решение олимпиадных задач
Задачи на аликвотные дроби составляют обширный класс нестандартных задач, для решения которых нужно проявить не только сообразительность и смекалку, но и прочные знания о свойствах таких дробей. В этом разделе собраны олимпиадные задачи на вычисление различных сумм, состоящих из аликвотных дробей.
Задача 4. Вычислите сумму .
Решение.
Воспользуемся формулой (2), представив каждое слагаемое данной суммы в виде разности аликвотных дробей:
… , и так далее.
Тогда исходная сумма примет вид:
=
В результате приведения подобных слагаемых получим:
Ответ:
Задача 5. Найдите сумму .
Решение.
Применяя формулу (2), преобразуем данную сумму к виду:
Ответ: 0,09.
Задача 6. Вычислите .
Решение.
Знаменатели дробей представим произведением последовательных натуральных чисел, а каждое слагаемое суммы – разностью двух аликвотных дробей.
Ответ: 0,9.
Задача 7. Вычислите сумму .
Решение.
Каждую из дробей перепишем в виде разности аликвотных дробей:
.
Подставим эти разности в исходное выражение, получим:
Ответ:
Задача 8. Найдите сумму .
Решение.
Ответ:
Различные приёмы по осуществлению операций над аликвотными дробями позволяют отточить рабочее орудие математика – умение вычислять и преобразовывать выражения с дробями.
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Работа над данной темой позволила овладеть новыми приёмами решения нестандартных задач с дробями. Впервые столкнувшись с необходимостью печатать дроби и дробные выражения, пришлось познакомиться с редактором формул и совершенствовать компьютерные навыки.
В ходе проведённого исследования сделаны выводы:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учение о дробях считалось самым трудным разделом математики во все времена и у всех народов. Кто знал дроби, был в почете. Автор старинной славянской рукописи XV века пишет: «Несть се дивно, что … в целых, но есть похвально, что в долях …».
В современной математике вместо египетских дробей используются простые и десятичные дроби, однако аликвотные дроби продолжают представлять интерес для всех, кто увлекается математикой. Задачи с использованием аликвотных дробей составляют обширный класс нестандартных задач, решая которые можно совершенствовать вычислительный аппарат и повышать математическую культуру.
Поиск новых приёмов решения задач и вариантов доказательства обогащает нас знаниями, развивает инициативу, логическое мышление и математическую интуицию.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Сочини стихи, Машина
Прекрасная химия
Рисуем акварельное мороженое
Медведь и солнце
Рисуем осенние листья