Утилизация и способы сортировки ТБО
Бабенко Виктория, 10-А класс, ГБОУ СОШ №382
Руководитель: Михайлова Е.В., учитель высшей категории
С развитием промышленности растут города, увеличивается численность населения и, следовательно, объем производимого мусора. В наше время проблема загрязнения окружающей среды стоит, как никогда, остро. Свалки покрывают гектары суши и образуют мусорные пятна в океане. Они оказывают влияние на климат, на оставшиеся запасы пресной питьевой воды и площадь плодородных почв на Земле. Какой бы страшной не казалась статистика, с проблемой отходов можно и нужно бороться. В том, какие же есть способы и как должна выглядеть идеальная модель обращения с отходами в будущем, я решила разобраться в своей исследовательской работе.
Была выдвинута гипотеза: действительно ли недостаточная информированность людей о данной проблеме является одной из основных причин её замедленного решения. Также были поставлены следующие цели и задачи: изучить проблему утилизации отходов в России, виды отходов, источники и возможные способы их утилизации. Затем провести опрос среди учащихся 10-А класса школы №382, чтобы выяснить насколько они осведомлены о проблеме утилизации отходов и способах его переработки, а также о раздельном сборе мусора.
Вначале я выяснила, что отходы делятся на отходы органического природного происхождения, отходы минерального происхождения, химические отходы и твердые бытовые отходы. ТБО по своему составу многокомпонентны и состоят из пищевых отходов, бумаги и картона, пластмассы, стекла, металла и текстиля. В зависимости от вида отходов используют различные способы утилизации: захоронение, компостирование, термическая или плазменная переработка.
Далее, проведя аналогию с замкнутыми циклами в природе, я пришла к выводу, что для сохранения ресурсов планеты необходимо замкнуть или замедлить жизненный цикл вещей. Этому призвана помочь циклическая экономика. В такой экономике нет отходов, а есть вторичные ресурсы. Однако в нашей стране пока не удалось создать цикл полной переработки отходов. Этому мешают следующие причины: система мусоропроводов, отсутствие норм, регулирующих утилизацию отходов на производствах. А также отсутствие стимула у производств использовать вторсырье и низкая информированность населения о правилах сортировки и способах утилизации ТБО. Сейчас положение относительно решения данной проблемы улучшается, так как с 1 января 2019 года в России проводится мусорная реформа, цель которой до 2024 года довести уровень утилизации мусора до 60% и построить более 130 крупных современных мусороперерабатывающих комплексов.
На следующем этапе работы, был проведен опрос учащихся 10-А класса моей школы, с целью определения их отношения к переработке мусора и знаний о правилах его сортировки.
По результатам анкетирования я выяснила, что большинство одноклассников заинтересованы проблемой сортировки и утилизации отходов (60%) и согласны сортировать мусор при условии наличия удобной инфраструктуры (78%). Такое соотношение говорит о том, что население имеет мало информации о раздельном сборе отходов. Нет социальной рекламы по телевизору, наружной рекламы. Также учащиеся слабо осведомлены о видах и правилах сортировки отходов (89%). С заданием по сортировке мусорной корзины не справились более половины учеников (56%). Не все четко представляют замкнутый «жизненный цикл» каждой вещи, включающий в себя вторичную переработку. Поэтому я разработала и предложила сверстникам памятку о правилах сбора мусора, в которой объяснила, как разделять отходы в зависимости от их состава.
Памятка. "Сортировка ТБО"
1. Все упаковки необходимо разбирать на составные части: крышки, этикетки, металлические, стеклянные, пластиковые детали, кусочки скотча.
2. Пищевые отходы категорически нельзя смешивать с синтетическими. Все упаковки от продуктов питания необходимо мыть.
3. Батарейки, аккумуляторы, энергосберегающие лампы, градусники, а также техника должны сдаваться в специальные пункты приёма.
4. Каждый вид отходов должен собираться в отдельные контейнеры.
«Макулатура»: журналы, газеты, книги , картон, бумага, бумажная и картонная упаковка, билеты. Отдельно собираются: кассовые чеки, деньги, грязная бумага и картон, салфетки, пачки от сигарет, поддоны для яиц.
«Стекло»: все стеклянные предметы.
«Металл»: все металлические упаковки, банки.
«Tetra-pak»: бумажные стаканчики, картонные упаковки от напитков.
«Пластик»: необходимо проверять вид пластика по имеющейся на продукции маркировке, нельзя смешивать разные виды пластика. Для уточнения вида пластика есть специальные таблицы
Вложение | Размер |
---|---|
babenko_v_10a_382_utilizatsiya_i_sortirovka_tbo.docx | 622.43 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
общеобразовательная школа 382
Исследовательская работа
Утилизация и сбор ТБО
Автор: Бабенко Виктория Александровна, учащаяся 10-А класса ГБОУ СОШ №382 Руководитель: Михайлова Елена Васильевна, учитель химии ГБОУ СОШ № 382 |
Санкт-Петербург
2020
Содержание | |||
1.Введение..................................................................................................................................... | 3 | ||
1.1 Цели и задачи исследования..................................................................................... | 4 | ||
1.2 Методы исследования................................................................................................ | 4 | ||
1.3 Этапы и значимость исследования........................................................................... | 4 | ||
2. Теоретическая часть................................................................................................................ | 5 | ||
2.1 Образование и утилизация отходов......................................................................... | 5 | ||
2.2 Состав твёрдых бытовых отходов............................................................................ | 6 | ||
2.3 Основные способы утилизации отходов.................................................................. | 6 | ||
2.4 Полный цикл переработки отходов.......................................................................... | 10 | ||
2.4.1 Концепция "Ноль отходов"............................................................................. | 10 | ||
2.4.2 Причины замедляющие создание полного цикла переработки отходов в России. ..................................................................................................................... | 10 | ||
2.4.3 Меры, принимаемые государством для решения проблемы утилизации отходов....................................................................................................................... | 11 | ||
3. Практическая часть ................................................................................................................. | 11 | ||
3.1 Анкетирование учащихся.......................................................................................... | 11 | ||
3.2 Результаты анкетирования........................................................................................ | 12 | ||
3.3 Заключение по проведённому анкетированию....................................................... | 13 | ||
3.4 Разработка памятки населению о правилах раздельного сбора мусора............. | 14 | ||
4. Выводы...................................................................................................................................... | 14 | ||
5. Источники информации.......................................................................................................... | 15 | ||
6. Приложение.............................................................................................................................. | 16 |
С развитием промышленности растут города, увеличивается численность населения и, следовательно, объем производимого мусора. В наше время проблема загрязнения окружающей среды стоит, как никогда, остро. На данный момент среднее количество ежедневно принимаемого мусора на крупнейших свалках составляет 10-16 тонн. Свалки покрывают гектары суши и образовывают мусорные пятна в океане. Наглядно всю величину проблемы показывают документальные фильмы об экологии среды. «Мусор» режиссёра Кандида Брэди является одним из самых известных и зрелищных, кадры из этого фильма поразили меня и мне захотелось изучить проблему утилизации отходов в России. (Приложение 8,9)
Многие люди не задумываются, куда попадает мусор из мусорных баков. Мы привыкли, нам удобно выкидывать мусор в ведро и забывать про него, ведь это отходы, зачем о них думать. А на самом деле все эти свалки наносят колоссальный вред нашей планете. В процессе “брожения” мусора на свалках образуются десятки новых химических соединений, они впитываются в почву, проникают в грунтовые воды, а так же в виде газа попадают в атмосферу и разрушают озоновый слой. Всё это сказывается на климате, на оставшихся запасах пресной питьевой воды и площади плодородных почв на Земле.
Какой бы страшной не казалась статистика, с проблемой отходов можно и нужно бороться. В том, какие же способы есть и как должна выглядеть идеальная модель обращения с отходами в будущем, я и решила разобраться в своей исследовательской работе.
Цель работы:
Изучить проблему утилизации отходов в России.
Задачи:
1). Изучить виды отходов, их источники и возможные способы утилизации.
2). Изучить причины, мешающие создать полный цикл утилизации отходов в России.
3). Провести опрос среди учащихся, чтобы выяснить насколько они осведомлены о проблеме утилизации отходов, о раздельном сборе мусора, о способах переработки отходов.
Гипотеза исследования заключается в том, что действительно ли отсутствие информирмации о способах утилизации отходов является одной из причин, по которой учащиеся моего класса не занимаются раздельным сбором ТБО.
1.2 Методы исследования
1). Изучение основных понятий и статистики с помощью статей, научных исследований и книг.
2). Анализ информации об осведомлённости людей об утилизации и сортировки мусора путем проведения анкетирования среди учащихся 10-А класса школы 382.
1.3 Этапы исследования
1). Изучение видов отходов и способов их утилизации.
2). Изучение причин замедляющих создание полного цикла утилизации отходов в России.
3). Изучение мер, проводимых государством для решения проблемы утилизации отходов.
4). Проведение анкетирования среди учащихся 10-А класса школы №382, с целью выяснения уровня осведомленности о данной проблеме и готовности способствовать её решению.
5). Изучение правил сортировки отходов и существующих видов маркировки продукции, разработка памятки с правилами раздельного сбора мусора.
2. Теоретическая часть
2.1 Образование и утилизация отходов.
В XX веке образование отходов росло так быстро, что это стало важной проблемой для всего человечества.
Ежегодно в мире образуется 2 миллиарда тонн твёрдых бытовых отходов, причем не менее 33% из них не обрабатываются экологически безопасным способом. В России ежегодно образуется 600 миллионов тонн таких отходов. Среднестатистический гражданин России производит в год примерно 400 кг мусора, это около 1,1 кг ежедневно. Средний показатель по миру колеблется от 0,7 кг до 4,34 кг. И это лишь твёрдые бытовые отходы.
А какие же ещё существуют виды отходов. Все отходы можно разделить на промышленные и твёрдые бытовые отходы. Промышленные, в свою очередь, делятся на отходы органического природного происхождения, отходы химического происхождения и минерального. Безусловно, неправильно утилизированные промышленные отходы тоже сказываются на экологии окружающей среды. Однако, все огромные свалки и острова мусора в океане состоят из бытового мусора, который произвели люди. Поэтому остановлюсь на подробном рассмотрении только твёрдых бытовых отходов.
Твердые бытовые отходы
Твердые бытовые отходы (или ТБО), как правило, представляют собой смесь биологических отходов и мусора – небиологических материалов различного происхождения. ТБО образуются регулярно в результате жизнедеятельности жителей домов.
Из-за неоднородности выброшенные ТБО могут иметь практически любой класс опасности для среды и человека от 1 до 5. При этом неопасными являются такие отходы, как картон и бумага, другие материалы на основе древесины, стеклосодержащие и текстильные отходы.
Наиболее опасными бытовыми отходами являются аккумуляторы, в том числе батарейки, а также сломанные электроприборы, бытовая химия, косметика и средства-антистатики, дезодоранты, ядохимикаты – спреи от насекомых.
Способы утилизации ТБО:
2.2. Состав твёрдых бытовых отходов
Твёрдые бытовые отходы представляют собой сложную гетерогенную смесь.
По морфологическому признаку твёрдые коммунальные отходы (ТКО) в настоящее время состоят из следующих компонентов:
1. Биологические отходы:
- кости
- пищевые и растительные отходы (помои, отбросы)
2. Синтетические отходы:
-целлюлозной переработки т.е. бумага (газеты, журналы, упаковочные материалы)
и древесина
- нефтепродукты: пластмассы, текстиль, кожа, резина
- различные металлы (цветные и чёрные)
- стекло
- смёт
В среднем перерабатывается 10 % -15 % мусора. Твёрдые бытовые отходы подвергаются переработке только на 3 % - 4 %, промышленные на 35 %. В основном мусор свозится на свалки. Их в России около 11 тысяч и захоронено около 82 миллиардов тонн отходов.
2.3. Основные способы утилизации отходов
Основные способы переработки отходов
Захоронение отходов на полигонах:
- земляная засыпка
2. Естественные методы разложения ТБО:
- компостирование
3. Термическая переработка ТБО:
- сжигание
- низкотемпературный пиролиз,
- высокотемпературный пиролиз (плазменная переработка)
Захоронение на полигонах сегодня является наиболее распространенным в мире способом утилизации отходов. Данный метод применяется к несгораемым отходам и к таким, которые в процессе горения выделяют токсичные вещества.
Полигон отходов (ТБО) не является обычной свалкой. Современные полигоны для утилизации— это сложные инженерные сооружения, оснащенные системами борьбы с загрязнениями подземных вод и атмосферного воздуха. Некоторые полигоны умеют перерабатывать газ, образующийся в процессе гниения отходов, в электроэнергию и тепло. К сожалению, сегодня это в большей степени относится к европейским странам, поскольку в России очень малый процент полигонов соответствует данным характеристикам.
Главный минус традиционного захоронения отходов заключается в том, что даже при использовании многочисленных систем очистки и фильтров этот вид утилизации не дает возможности полностью избавиться от таких негативных эффектов разложения отходов как гниения и ферментации, которые загрязняют воздух и воду. Поэтому, хотя относительно других способов утилизации, захоронение ТБО стоит достаточно дешево, экологи рекомендуют перерабатывать отходы, сводя к минимуму тем самым риски загрязнения окружающей среды.
Компостирование представляет собой технологию переработки отходов, которая основана на их естественном биоразложении. По этой причине компостирование широко применяется для переработки отходов имеющих органическое происхождение. Сегодня существуют технологии компостирования как пищевых отходов, так и неразделенного потока ТБО.
В нашей стране компостирование не получило достаточно широкого распространения, и обычно оно применяется населением в индивидуальных домах либо на садовых участках. Однако процесс компостирования также может быть централизован и осуществляться на специальных площадках, представляющих собой завод по переработке (ТБО) мусора органического происхождения. Конечным продуктом данного процесса является компост, которому можно найти различные применения в сельском хозяйстве.
Поскольку бытовые отходы содержат достаточно высокий процент органической фракции, для переработки ТБО довольно часто применяют термические методы. Термическая переработка мусора (ТБО) представляет собой совокупность процессов теплового воздействия на отходы, необходимых для уменьшения их объема и массы, обезвреживания, и получения энергоносителей и инертных материалов (с возможностью утилизации).
Важными преимуществами современных методов термической переработки являются:
- эффективное обезвреживание отходов (полное уничтожение патогенной микрофлоры).
- снижение объема отходов до 10 раз.
- использование энергетического потенциала органических отходов.
Из всего многообразия, которым могут похвастаться методы переработки ТБО, наиболее распространено сжигание. Основными преимуществами сжигания являются:
- высокий уровень апробированности технологий
- серийно выпускаемое оборудование.
- продолжительный гарантийный срок эксплуатации
- высокий уровень автоматизации.
Основной тенденцией развития мусоросжигания является переход от прямого сжигания отходов к оптимизированному сжиганию. Полученная из ТБО топливная фракция обеспечивает дополнительное получение электрической и тепловой энергии. И наиболее перспективно сегодня применение плазменных технологий, благодаря которым обеспечивается температура выше, чем температуры плавления шлака, что дает возможность получить на выходе безвредный остеклованный продукт и полезную энергию.
Плазменная переработка мусора (ТБО), по существу, представляет собой не что иное, как процедуру газификации мусора. Технологическая схема данного способа предполагает собой получение из биологической составляющей отходов газа с целью применения его для получения пара и электроэнергии. Составной частью процесса плазменной переработки являются твердые продукты в виде непиролизуемых остатков или шлака.
Явным преимуществом высокотемпературного пиролиза является то, что данная методика дает возможность экологически чисто и относительно просто с технической стороны перерабатывать и уничтожать самые различные бытовые отходы без необходимости их предварительной подготовки, т.е. сушки, сортировки и т.д. И само собой, использование данной методики сегодня более выгодно с экономической точки зрения, чем применение других, более устаревших методик.
К тому же, при использовании данной технологии получаемый на выходе шлак является совершенно безопасным продуктом, и он может быть использован впоследствии для самых различных целей.
Самый распространенный способ утилизации мусора – это сжигание отходов. Сегодня существует огромное количество заводов по сжиганию ТБО, но этот способ, так же как и закапывание мусора, губителен для экологии. Кстати, закапывать в землю можно только разлагаемый мусор, но соблюдается это правило далеко не во всех странах. Несоблюдение этого правило приводит к тому, что в природе оказываются предметы, разлагающиеся десятки, сотни лет. Например, обычная пластиковая бутылка разлагается от 450 до 1000 лет, резиновые покрышки до 100 лет.
Рециклирование отходов, то есть их переработка для дальнейшего использования, является оптимальным методом утилизации мусора. Заводов по переработке мусора в мире не так много, а ведь именно этот метод работы с мусором помогает нивелировать экологическое равновесие – создать баланс в отношениях между человеком и природой.
В США, многих странах Европы и Азии распространена сортировка мусора. Организация этого процесса максимально оптимизирована и упрощена, т. к. начинается сортировка еще на этапе выброса отходов. Законодательство многих стран обязывает своих граждан сортировать мусор в разные тары и мешки, у которых есть свой цвет и обозначение. К примеру, почти во всех префектурах Японии за нарушения в сортировке мусора или отказ от нее гражданин облагается крупным штрафом.
2.4. Полный цикл переработки отходов.
2.4.1. Концепция "Ноль отходов".
Человечество каждый день производит тонны отходов, используя ресурсы планеты. Ресурсы планеты не бесконечны. Чтобы их сохранить, необходимо замкнуть и замедлить жизненный цикл всех вещей.
«Ноль отходов" – новая философия 21 века. Это выбор вещей для долгой жизни, а не для свалки. Это мир, где люди используют практичные многоразовые вещи. Люди просто не производят отходы. Это переход от модели «произвести - использовать – выбросить», к миру где, все новые вещи обретают новую жизнь.
Популярность этой концепции с каждым днём растёт, люди стараются уменьшить мусорный след и сделать свою жизнь более осознанной.
Почти для каждой одноразовой вещи есть долговечный аналог: термокружки, экомешочки, авоськи.
Однако, не смотря на растущую популярность этого движения, всем странам ещё далеко до идеальной модели мира. А в чём же причины?
2.4.2. Причины, замедляющие создание
полного цикла переработки отходов в России.
Недостаточное развитие России в области переработки отходов связано с несколькими причинами:
1. Отсутствие системы правил утилизации отходов. В России низкий уровень тарифов на вывоз отходов на полигоны. Ставка на размещение отходов на полигонах в 5-7 раз меньше, чем в Европе. Отсутствует ответственность за нарушение правил утилизации отходов.
2. Устаревшая система сбора и утилизации мусора. Долгое время людям предлагали "удобный" способ сбора мусора - мусоропровод, где все отходы смешиваются. При наличии мусоропроводов в каждом жилом доме невозможно проводить раздельный сбор мусора. Основными способами утилизации отходов всё ещё являются захоронение на полигонах и сжигание при низких температурах. Оба способа представляют опасность окружающей среде своими выбросами в атмосферу и почву.
3. Низкая информированность населения в сфере обращения с отходами. Отсутствие пропаганды экологического образа жизни, информирования населения о пользе вторичной переработки отходов.
2.4.3. Меры, принимающиеся государством для решения проблем утилизации отходов.
С 1 января 2019 года в России проводится мусорная реформа. Суть реформы сводится к ликвидации несанкционированных свалок, сокращению числа мусорных полигонов, строительству современных комплексов по обработке и утилизации отходов, создание пунктов раздельного сбора мусора по всей стране, увеличению доли перерабатываемых ТБО.
В нацпроекте поставлена цель - до 2024 года довести уровень утилизации мусора до 60% на перерабатывающих заводах и построить более 130 крупных мусороперерабатывающих комплексов. А к 2030 году достичь 95% переработки мусора.
3. Практическая часть
3.1 Анкетирование учащихся.
Итак, одним из важных этапов в реформе является информирование населения, проведение бесед и агитации. Поэтому я решила выяснить, а как же сейчас обстоят дела с заинтересованностью учащихся в этой проблеме.
Я разработала анкету и попросила учащихся 10-А класса школы 382 ответить на вопросы.
Анкета «Сбор и утилизация отходов»
1.Интересуетесь ли Вы проблемой загрязнения окружающей среды и увеличением объёма образования отходов?
2. Занимаетесь ли Вы сортировкой мусора?
3.Какие виды и способы утилизации ТБО Вы знаете?
4.Какие правила сортировки мусора Вы знаете?
5.Попробуйте произвести сортировку мусора, состоящего из упаковки консервированной кукурузы, шариковой ручки Pilot, стеклянной бутылки лимонада Fanta, упаковки сока, упаковки батареек, тетрадки на пружинке.
6.Если бы у Вашего дома был организован раздельный сбор мусора, Вы бы сортировали его?
3.2 Результаты анкетирования
учащихся 10-а класса ГБОУ СОШ № 382
Вопрос 1. Интересуетесь ли Вы проблемой загрязнения окружающей среды и увеличением объёма образования отходов?
По данному вопросу я выяснила, что 60% учащихся интересуются проблемой загрязнения окружающей среды и увеличением количества и площади свалок. 29% учащихся не проявляют интереса к этой проблеме (Приложение 1)
Вопрос 2. Занимаетесь ли Вы сортировкой мусора?
15% учеников считают, что сортируют мусор правильно, разделяя его на пищевые и другие отходы. В основном это ребята, которые живут в частных домах. 63% не сортируют мусор, используя мусоропровод. 22% принимают участие в акциях по сбору макулатуры, батареек, лампочек и старой одежды. Они считают, что частично принимают участие в сортировке мусора.
Вопрос 3. Какие виды и способы утилизации ТБО Вы знаете?
Учащимся было предложено перечислить виды ТБО, подлежащие сортировке, и указать их способ утилизации. Наиболее полные ответы дали 22% учащихся, которые перечислили 9 видов: бумага, мягкий пластик, твёрдый пластик, тетра-пак, стекло, металл, батарейки, градусники, лампочки. 33% перечислили 2-3 вида, в основном это бумага, стекло, металл. 45% учеников дали неполный ответ. Основным видом утилизации обозначили сжигание или хранение на полигонах.
Вопрос 4. Какие правила сортировки мусора Вы знаете?
89% учащихся считают, что правила сортировки мусора им не знакомы. И только 11% готовы частично их перечислить. Никто из класса полностью правил не знал.
Задание 5. Попробуйте произвести сортировку мусора, состоящего из упаковки консервированной кукурузы, шариковой ручки Pilot, стеклянной бутылки лимонада Fanta, упаковки сока, упаковки батареек, тетрадки на пружинке.
Верный ответ.
Контейнер 1 (Бумага): картонная часть из-под упаковки батареек, обложка и листы тетради.
Контейнер 2 (Тетра-пак): упаковка от сока без пластиковой крышки.
Контейнер 3 (Стекло): стеклянная бутылка лимонада Fanta без обертки и металлической крышки.
Контейнер 4 (Металл): упаковка консервированной кукурузы без обертки, металлической крышка, низ копуса ручки, пружинка от тетради.
Контейнер 5 (Резина): резинка от ручки.
Контейнер 6 (Твёрдый пластик): корпус и колпачок ручки, пластиковая часть упаковки от батареек.
Контейнер 7 (Мягкий пластик): обёртки от упаковки кукурузы и лимонада.
Контейнер 8 (Пластиковые крышки): крышка от упаковки сока.
11% учащихся смогли распределить предложенную корзину отходов по 8 контейнерам. 56% не справились с предложенным заданием. 33% распределили отходы только по 4 контейнерам (бумага, стекло, металл, пластик).
Вопрос 6. Если бы у Вашего дома был организован раздельный сбор мусора, Вы бы сортировали его?
Согласны принимать участие в сортировке мусора 78% учеников. 11% не желают сортировать мусор. Остальные 11% не уверены в том, что справятся с сортировкой мусора.
3.3. Заключение
По результатам анкетирования я выяснила, что большинство учащихся моего класса заинтересованы проблемой сортировки и утилизации отходов (60%) и согласны сортировать мусор при условии наличия удобной инфраструктуры (78%). Такое соотношение говорит о том, что население имеет мало информации о раздельном сборе отходов. Нет социальной рекламы по телевизору, наружной рекламы (баннеры на улицах, рекламные щиты в метро).
Учащиеся слабо осведомлены о видах и правилах сортировки отходов (89%). С заданием по сортировке мусорной корзины не справились более пловины учеников (56%). Такая статистика показывает малую осведомленность учащихся моего класса о составе отходов и способах их утилизации. А также не все четко представляют замкнутый «жизненный цикл» каждой вещи, включающий в себя вторичную переработку.
Общая культура экологического поведения недостаточно развита среди учащихся моего класса, так как не все 100% готовы сортировать мусор.
3.4. Разработка памятки населению
о правилах раздельного сбора мусора.
Я решила разработать памятку для населения о правильной сортировке мусора.
Памятка. "Сортировка ТБО"
1. Все упаковки необходимо разбирать на составные части: крышки, этикетки, металлические, стеклянные, пластиковые детали, кусочки скотча.
2. Пищевые отходы категорически нельзя смешивать с синтетическими. Все упаковки от продуктов питания необходимо мыть.
3. Батарейки, аккумуляторы, энергосберегающие лампы, градусники, а также техника должны сдаваться в специальные пункты приёма.
4. Каждая вид отходов должен собираться в отдельные контейнеры.
«Макулатура»: журналы, газеты, книги , картон, бумага, бумажная и картонная упаковка, билеты. Нельзя: кассовые чеки, деньги, грязная бумага и картон, салфетки, пачки от сигареты, поддоны для яиц.
«Стекло»: все стеклянные предметы.
«Металл»: все металлические упаковки, банки.
«Tetra-pak»: бумажные стаканчики, картонные упаковки от напитков.
«Пластик»: необходимо проверять вид пластика по имеющейся на продукции маркировке, нельзя смешивать разные виды пластика. Для уточнения вида пластика есть специальные таблицы. (Приложение 7)
4. Выводы
1. Изучила из чего состоят твёрдые бытовые отходы, какие способы утилизации ТБО существуют.
2. Изучила концепцию «Ноль отходов», её основные принципы.
3. Выяснила какие причины тормозят развитие промышленности переработки отходов.
4. Изучила правила сортировки мусора, на их основе написала памятку населению о сортировке мусора.
5. Научилась искать и обрабатывать полученную информацию.
Важно помнить, чтобы изменить что-то, нужно начинать с себя. Уже сейчас во многих городах России можно найти пункты раздельного сбора мусора. Можно придерживаться философии «Ноль отходов» и начать использовать более долговечные вещи.
5. Источники информации
1) http://roseco.su/2016/11/razdelnyj-sbor-othodov-samaya-ponyatnaya-instruktsiya/
3) https://plus-one.rbc.ru/economy/ne-smeshivayte-othody-s-gryazyu
4) https://greenpeace.ru/projects/zero-waste/
5) http://datatopics.worldbank.org/what-a-waste/trends_in_solid_waste_management.html
6) https://www.tallinn.ee/eng/A-Guide-to-Sorting-Waste
7) https://journal.tinkoff.ru/garbage/
9) Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об отходах производства и потребления»
6. Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 7
Постер к фильму "Мусор"
Приложение 9
Кадр из фильма "Мусор"
Снегири и коты
За еду птицы готовы собирать мусор
Зимний лес в вашем доме
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Девочка-Снегурочка