Исследовательская работа на научно-практическую конференцию учащихся
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 114.11 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа «Гармония»
Исследовательская работа
на тему: «Антибиотики: лекарство «против жизни»
по ___________ биологии_________________
название учебной дисциплины
Ученица 10 класса
Тивикова Дарья Сергеевна
Руководитель:
Шулаева Людмила Николаевна
г. Воскресенск, 2010
Содержание
Стр.
2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. История открытия антибиотиков........................................………………6
2.2. Классификация антибиотиков………………..…………………………...8
2.3. Получение антибиотиков.....……………………….……………………...9
2.4. Механизм действия антибиотиков......................……………………….12
2.5. Влияние антибиотиков на организм человека ……..…………………13
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. Проведение социологического опроса…………….....................………19
3.2. Обработка результатов исследования………..…………………………20
3.3 Разработка памятки ......................…………………………………....….22
4. ВЫВОДЫ...........................................................................................................23
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………...……………..24
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
В течение тысячелетий человечество было подвержено инфекционным заболеваниям, которые уносили миллионы жизней и были основной причиной смерти. Инфекционные болезни были и остаются наиболее опасными из-за их способности вовлечь в процесс большое число здоровых людей в течение короткого периода времени.
Изобретение антибиотиков можно назвать революцией в медицине. В 1929 году английский микробиолог А. Флеминг открыл первый антибиотик — пенициллин. Это стало одним из самых выдающихся открытий XX века. Началась новая эра в биологии и медицине — эра антибиотиков. С 40-х годов лекарственные препараты, убивающие или препятствующие росту микроорганизмов, широко вошли в медицинскую практику.
В настоящее время антибиотики представляют собой самую многочисленную группу лекарственных средств.
Способность антибиотиков успешно бороться с инфекционными заболеваниями, ранее считавшихся смертельно опасными, была воспринята как панацея. Долгое время антибиотики назначались при малейших признаках любой инфекции. Однако вскоре после начала использования антибиотиков медики столкнулись с проблемой антибиотикорезистентности — стали появляться бактерии, нечувствительные к их действию. К сожалению, с каждым годом число антибиотикоустойчивых микроорганизмов неуклонно растёт. Во многом это связано с тем, что, забывая об осторожности, многие люди применяют антибиотики по собственному усмотрению.
На сегодняшний день в обществе сложилось противоречивое мнение о необходимости использовании антибиотиков в лечении. После появления новых мощных препаратов о них заговорили как об «оружии массового поражения, убивающем все живое». Уже сейчас доказано, что их действие у нас в организме сродни эффекту «выжженной земли». Помимо сильнейших
3
аллергических реакций, которые возникают под действием препаратов этой группы, антибиотики оказывают губительное воздействие на жизнь и здоровье пациентов, пользующихся ими.
Стоит ли говорить, какой вред это наносит организму человека? Применение антибиотиков можно считать обоснованным, когда речь идёт о действительно серьёзной, угрожающей жизни инфекции.
В настоящее время возникла необходимость скорейшей и полной информированности граждан по показаниям и противопоказаниям в области применения антибиотиков. Именно сейчас, когда появились резистентные к антибиотикам штаммы бактерий, нужно, чтобы у людей сложилось четкое представление, когда и что можно лечить этими безобидными на первый взгляд препаратами. Бесконтрольное применение антибиотиков приводит к росту числа возбудителей, на которые известные лекарства данной группы практически не действуют, и организм человека оказывается беззащитным перед натиском инфекции.
Сейчас, когда становятся известны все новые разрушительные способности антибиотиков, может быть, отказаться от них вовсе и заменить другими препаратами? Научная дискуссия об антибиотиках в самом разгаре, а нам уже сегодня важно знать, какая антимикробная терапия поможет организму справиться с недугом, причинив ему минимум вреда.
Цель работы: выявить положительное и отрицательное воздействие антибиотиков на организм человека.
Задачи:
4
Методы, применяемые в работе:
1. Поисковый.
2. Систематизация.
3. Сравнительный анализ.
4. Анкетирование.
5. Обобщение.
5
Теоретическая часть
2.1 История открытия антибиотиков
В народной медицине для обработки ран и лечения туберкулеза издавна применяли экстракты лишайников. Позднее в состав мазей для обработки поверхностных ран стали включать экстракты бактерий Pseudomonas aeruginosa, хотя почему они помогают, никто не знал, и феномен антибиоза был неизвестен.
Однако некоторые из первых ученых-микробиологов сумели обнаружить и описать антибиоз (угнетение одними организмами роста других). Дело в том, что антагонистические отношения между разными микроорганизмами проявляются при их росте в смешанной культуре. До разработки методов чистого культивирования разные бактерии и плесени выращивались вместе, т.е. в оптимальных для проявления антибиоза условиях. Луи Пастер еще в 1877 описал антибиоз между бактериями почвы и патогенными бактериями — возбудителями сибирской язвы. Он даже предположил, что антибиоз может стать основой методов лечения.
Первые антибиотики были выделены еще до того, как стала известной их способность угнетать рост микроорганизмов. Так, в 1860 был получен в кристаллической форме синий пигмент пиоцианин, вырабатываемый небольшими подвижными палочковидными бактериями рода Pseudomonas, но его антибиотические свойства были обнаружены лишь через много лет. В 1871г. русский микробиолог В. А. Манассеин установил, что в присутствии сизой плесени многие плесени гибнут. А через год другой русский врач – А. Г. Полотебнов вызывал заживление ран с помощью плесени. Интересен и тот факт, что ещё Авиценна, живший в 11 веке, предлагал лечить воспаление уха плесенью.
В 1896 году Гозио из культуральной жидкости Penicillium выделил кристаллическое соединение — микофеноловую кислоту, подавляющее рост бактерий сибирской язвы.
6
Эммерах и Лоу в 1899 году сообщили об антибиотическом веществе, образуемом Pseudomonas руосуаnеа, они назвали его пиоцианазой; препарат использовался в качестве лечебного фактора как местный антисептик.
И. И. Мечников искал «благодетельный бактерий, оберегающий нас от болезнетворных». Ещё в 1901г. он отметил, что задерживающее влияние одних микробов относительно других обнаруживается даже в борьбе организма с очень опасными бактериями – такой вывод он делает из наблюдений за действием бактерий молочнокислого брожения простокваши на гноеродные бактерии, развивающиеся в кишечнике.
В 1910—1913 годах О. Блэк и Ю. Элеберг выделили из гриба рода Penicilliurn пенициловую кислоту, обладавшую антимикробными свойствами
В 1929г. английский учёный Александр Флеминг обнаружил гибель бактерий-кокков около плесневых грибков, случайно попавших из воздуха на питательные растворы, где размножались бактерии. Флемингу удалось в ничтожном количестве получить вещество в виде жёлтого порошка, названного по названию плесени пенициллином. На сообщение Флеминга в 1936г. о своём открытии, так же как и на более ранние исследования В. А. Манассеина и А. Г. Полотебнова, в то время не обратили внимания.
Прошло ещё много лет прежде чем в Оксфордском университете Г. Флори, Э. Чейн и Абрахам нашли способ выделять пенициллин из культуральной жидкости, в которой развивался грибок, и подвергать его сложной очистке. В 1937 году Вельш описал первый антибиотик актиномицетного происхождения актиномицин, в 1939 году Красильниковым и Кореняко был получен линцетин и Дюбо — тиротрицин. Таким образом, к моменту получения пенициллина в очищенном виде (1940) уже было известно 5 антибиотических веществ.
Впервые пенициллин применили в 1941г. для лечения тяжёлого больного со смешанной стафилококковой и стрептококковой инфекцией. Успех был впечатляющим. С тех пор методы получения пенициллина и его
7
очистки совершенствовались и продолжают совершенствоваться. Сейчас его получают в огромных количествах. Применение пенициллина в борьбе с различными инфекционными заболеваниями и воспалительными процессами явилось мощным стимулом для поиска новых, еще более эффективных антибиотических веществ, образуемых различными группами микроорганизмов.
Темпы роста числа антибиотиков:
1856 год – 1, 1940 год – 6, 1945 год – 32, 1949 год – 150, 1953 год – 450, 1964 – более 1600, в настоящее время – известно более 3000.
2.2 Классификация антибиотиков
Современная классификация антибиотиков разработана в Государственном центре по антибиотикам, в соответствии с которой они характеризуются по механизму действия, химической структуре, противомикробному спектру, типу действия на клетку.
С учетом механизма действия антибиотики разделяют на группы:
1) ингибиторы синтеза клеточной стенки микроорганизма (пенициллин, цефалоспорин);
2) препараты, нарушающие молекулярную организацию и функции клеточных мембран (полимиксин, нистатин);
3) препараты, подавляющие синтез белка на уровне рибосом (макролиды, левомицитин);
4) ингибиторы синтеза РНК на уровне РНК-полимеразы (рифампицин);
5) ингибиторы синтеза РНК на уровне ДНК-матрицы (актиномицины);
6) ингибиторы синтеза ДНК на уровне ДНК-матрицы (антрациклины).
По химической структуре выделяют следующие группы антибиотиков: 1) бета-лактамные (пинициллин, цефалоспорин);
2) аминогликозиды (гентамицин, стрептамицин);
3) тетрациклины (тетрациклин, окситетрациклин);
8
4) макролиды (эритромицин, азитромицин);
5) противогрибковые (нистатин, натомицин).
По спектру противомикробного действия антибиотики разделяют на следующие группы:
1) препараты, действующие преимущественно на грамположительные и грамотрицательные кокки (стафилококки, стрептококки), некоторые грамположительные микробы (коринебактерии, клостридии);
2) антибиотики широкого спектра действия, активные в отношении грамположительных и грамотрицательных палочек (тетрациклины, аминогликозиды);
3) антибиотики с преимущественной активностью в отношении грамотрицательных палочек (полимиксины, цефалоспорины 3-го поколения); 4) противотуберкулезные антибиотики (стрептомицин, рифампицин);
5) противогрибковые антибиотики (нистатин, дифлюкан).
По типу и механизму биологического действия антибиотики делятся на две группы. В этом случае тип действия антибиотиков бывает «цидным» (бактерицидным, фунгицидным, вирицидным, протозоацидным), под которым понимают необратимое нарушение жизнедеятельности (гибель) инфекционного агента, и статическим (бактериостатическим, фунгистатическим, виристатическим, протозоостатическим), при котором прекращается или приостанавливается размножение возбудителя.
2.3 Получение антибиотиков
Для получения антибиотиков используется сложная многоступенчатая биотехнологическая схема, состоящая из нескольких стадий (рис. 1):
1) стадия биосинтеза (образования) антибиотика — основная биологическая стадия процесса получения антибиотика. Необходимо создание оптимальных условий для развития продуцента и максимально возможного биосинтеза антибиотика;
9
Рис. 1. Схема производства антибиотиков
10
2) стадия предварительной обработки культуральной жидкости, клеток (мицелия) микроорганизма и фильтрации (отделение культуральной жидкости от биомассы продуцента). Определяется составом среды, характером роста продуцента, местом накопления биологически активного соединения (в культуральной жидкости или внутриклеточное);
3) стадия выделения и очистки антибиотика. В качестве основных методов применяют экстракцию, осаждение, сорбцию на ионообменных материалах, упаривание, сушку;
4) стадия получения готовой продукции, изготовления лекарственных форм, расфасовки.
Для максимального выхода антибиотика при культивировании продуцента необходим комплекс мер, включающий подбор питательных сред, высокопродуктивных штаммов микроорганизмов и режимов их культивирования.
Микроорганизмы, производящие различные метаболиты, в том числе и антибиотики, вначале проходят стадии быстрого роста (тропофазу), во время которой синтез этих веществ незначителен. По мере замедления роста из-за истощения одного или нескольких необходимых питательных веществ в культуральной среде микроорганизм переходит в идиофазу; именно в этот период синтезируются идиолиты.
Эти особенности культурального роста необходимо учитывать в производственном процессе. Например, в случае антибиотиков большинство микроорганизмов в стадии тропофазы чувствительны к собственным антибиотикам, а во время идиофазы становятся устойчивыми к ним. Чтобы уберечь микроорганизмы, продуцирующие антибиотики, от самоуничтожения, важно быстро достичь идиофазы и затем культивировать микроорганизмы в этой фазе. Это достигается путем варьирования режимов культивирования и состава питательной среды на стадиях быстрого и медленного роста.
11
Новые антибиотики с уникальными свойствами и специфичностью можно получить путем генно-инженерных манипуляций с генами, участвующими в биосинтезе известных антибиотиков. Большой эффект здесь может дать технология рекомбинантных ДНК: с ее помощью можно создавать новые антибиотики с уникальной структурой, оказывающие более мощное действие на определенные микроорганизмы и обладающие минимальными побочными эффектами. Генно-инженерные подходы можно использовать для увеличения выхода антибиотиков и снижение стоимости их производства.
2.4 Механизм действия антибиотиков
Термин «антибиотик» происходит от греческих слов «anti», что означает против и «bios» - жизнь, и буквально переводится, как «лекарство против жизни». Несмотря на это антибиотики спасают и будут спасать миллионы жизней людей. Так в чем же состоит секрет антибиотиков, их механизм действия?
Важнейшим моментом в понимании феномена антибиотиков является определение горизонта их действия. Антибиотики разрушают или тормозят развитие клеток бактерий грибов или опухолей, то есть антибиотики активны по отношению к организмам, состоящим из клеток. И наоборот: антибиотики абсолютно неэффективны против вирусов, которые, как известно, относятся к субклеточным микроорганизмам.
Прежде чем говорить о их действии, нужно вспомнить, что антибиотики бывают бактерицидные и бактериостатические. Обе группы важны, но бактерицидные антибиотики имеют значительно большее значение, так как уничтожение возбудителя заболевания способствует наиболее скорому выздоровлению человека. Бактериостатические же антибиотики лишь задерживают деление микробной клетки, выздоровление происходит под влиянием иммунной системы организма. Если иммунные
12
системы ослаблены, то после исчезновения антибиотиков возбудители заболевания опять начинают размножаться, проводя к возникновению рецидива.
К бактерицидным относятся две подгруппы антибиотиков.
Первая подгруппа бактерицидных антибиотиков нарушает образование микробной стенки. В момент деления микроба появляются две дочерней клетки, каждая из которых должна быть окружена вновь образующей микробной стенкой, выполняющей структурную и обменную функции. Если микробная стенка не покроет дочерние клетки, то из большего в них осмотического давления жидкость из окружающей среды устремится в них, они набухнут и лопнут.
Вторая подгруппа бактерицидных антибиотиков нарушают функцию внутренней цитоплазматической мембраны микроорганизмов. Эта мембрана выполняет функцию транспорта ионов и различных метаболитов. Клетка теряет ионы калия, фосфаты, нуклеиновые кислоты, пуриновые и пиримидиновые основания, аминокислоты. В результате клетка гибнет. Эти антибиотики влияют как на делящуюся, так и на покоящуюся клетку.
Вторая группа антибиотиков – бактериостатические. Её представители нарушают синтез белков, нуклеиновых кислот внутри микробных клеток, преимущественно нарушая их деление. Отдельные представители данной группы по отношению к конкретным микроорганизмам могут быть и бактерицидными средствами.
2.5 Влияние антибиотиков на организм человека
Считается, что открытие антибиотиков прибавило примерно 20 лет к средней продолжительности жизни человека в развитых странах. В каждой семье есть человек, который остался в живых благодаря антибиотикам. Микробиолог Зинаида Ермольева, получившая в 1942 году первые в СССР образцы пенициллина, объясняла значение антибиотиков так: “Если бы в
13
XIX веке был пенициллин, Пушкин бы не умер от раны”.
Использование антибиотиков отодвинуло на второй план многие ранее смертельные заболевания (туберкулез, дизентерия, холера, гнойные инфекции, воспаление легких и многие другие). С помощью антибиотиков удалось значительно снизить детскую смертность. Большую пользу приносят антибиотики в хирургии, помогая ослабленному операцией организму справляться с различными инфекциями. Знаменитый французский хирург XIX века А. Вельпо с горечью писал: “Укол иглой уже открывает дорогу смерти”. Эпидемии послеоперационной горячки уносили в могилу до 60% всех прооперированных, и такая огромная смертность тяжелым грузом лежала на совести хирургов. Теперь с большинством больничных инфекций можно успешно бороться при помощи антибиотиков.
Так началось время, которое врачи справедливо называют “веком антибиотиков”. Антибиотики пришли в нашу жизнь как избавление от инфекций, мучивших человечество тысячи лет. Однако после появления новых мощных препаратов о них заговорили как об «оружии массового поражения, убивающем все живое».
Несмотря на высокую эффективность в лечении многих инфекционных болезней, сфера применения антибиотиков значительно ограничивается побочными реакциями, возникающими на фоне лечения с использованием этих препаратов. Побочные реакции на антибиотики могут быть самые разнообразные: от простой тошноты до необратимых изменений красного костного мозга. Основной причиной развития побочных реакций на антибиотики является нарушение принципов их использования, часто по невнимательности как лечащего врача так и пациента. Возникновение побочных реакций на антибиотики – это сложный патофизиологический процесс в развитии, которого принимает участие множество факторов. С одной стороны риск возникновения побочных реакций определяется свойствами самого антибиотика, а с другой стороны реакцией на него
14
организма больного. Также возникновение побочных реакций зависит от дозы используемого антибиотика и от длительности лечения. Возникновение некоторых побочных реакций зависит от лекарственной формы используемого антибиотика (таблетки или инъекции).
Вот лишь отдельные примеры коварного воздействия антибиотиков:
- стрептомицин может вызвать нарушение слухового и вестибулярного аппарата;
- биомицин даёт осложнения на органы пищеварения;
- левомицетин тормозит кроветворение, может вызвать тяжелое поражение крови, печени и нервной системы, что крайне опасно для жизни человека, когда его организм и так подвержен инфекции;
- гентамицин может вызвать глухоту и поражение почек; почки могут пострадать и от некоторых цефалоспоринов;
- тетрациклин, доксициклин токсически влияют на печень. Препараты из группы фторхинолонов повышают чувствительность к солнечному свету и влияют на хрящевую ткань. Детям их назначают лишь в крайних случаях, так как они могут нарушить рост;
-канамецин может привести к глухоте;
Давнее знакомство с антибиотиками не мешает применять их неразумно и бессистемно. Злую шутку сыграла с нами привычка некоторых врачей назначать антибиотики по любому поводу, при малейшем намеке на инфекцию. (Конечно, это делается из лучших побуждений, чтобы вылечить быстрее и эффективнее). По оценкам американских ученых, в каждом втором (!) случае антибиотики принимаются неоправданно или без рекомендации врача. «Плохих» препаратов не существует. Случается, что их назначают не к месту некомпетентные врачи. Да и мы слишком часто берем на себя смелость решать столь непростые вопросы. Может быть, стоит изменить отношение к антибиотикам, которые мы привыкли глотать после каждого чиха и малейшего повышения температуры?
15
К тому же, болезнетворные микробы оказались на редкость живучими. В процессе совершенствования препаратов выяснилось, что лекарство убивает лишь чувствительных к нему бактерий. Самые сильные из них выживают, причем в их клетках происходит мутация. Получается, что каждый день пополняется армия супермикробов, устойчивых к антибиотикам. Возникла проблема антибиотикорезистентности. Это заставляет ученых создавать все новые препараты, рассчитанные на новые штаммы. К сожалению, с каждым годом число антибиотикоустойчивых микроорганизмов неуклонно растёт. Во многом это связано с тем, что, забывая об осторожности, многие люди применяют по собственному усмотрению антибиотики.
Сейчас науке становятся известны все новые разрушительные способности антибиотиков. Так может быть отказаться от них вовсе и заменить их другими препаратами?
Без антибиотиков не обойтись, если речь идет о жизни и смерти человека. По-прежнему они являются «центровыми» в преодолении сепсиса, интоксикации, туберкулеза. Пока не существует других препаратов, способных так мощно и быстро справиться с инфекцией, угрожающей жизни.
Опасаясь возможного вреда от антибиотиков, некоторые игнорируют назначенные врачом препараты даже в тяжелом состоянии. Действительно, отдельные из них могут вызвать побочные эффекты. Однако существуют препараты, которые принимаются параллельно с антибиотиками в качестве прикрытия. К тому же, зависимость от антибиотиков никогда не формируется. Антибиотики незаменимы при остром развитии болезни — ангины и пневмонии, а также при инфекционном воспалении, которое локализуется в закрытых полостях (отит, гайморит, остеомиелит, абсцесс, флегмона). Часто приходится назначать антибиотики людям после хирургических операций.
Но действительно ли от любой инфекции можно избавиться с помощью
16
сильнодействующих антибиотиков? Антибиотики бессильны против вирусных и некоторых других инфекционных недугов. Так как большинство простуд и ОРЗ имеют вирусную природу, совершенно бессмысленно пытаться бороться с ними с помощью антибиотиков. То же самое можно сказать о гриппе, кори, краснухе, ветряной оспе, свинке, гепатитах А, В, С и прочих заболеваниях. При этих заболеваниях, так же как и при ОРЗ, антибиотики могут назначаться лишь после появления бактериальных осложнений, то есть вторичной инфекции. Основное же лечение должно проводиться препаратами других групп.
Антибиотики не способны справиться с грибами, простейшими и глистами, вызывающими инфекционные заболевания. К ним относятся грибы рода кандида, вызывающие молочницу, простейшие микроорганизмы —амебы, лямблии.
Также известно, что дифтерия, ботулизм, столбняк развиваются после проникновения в организм бактериальных токсинов. Поэтому основное лечение проводится особыми антитоксическими сыворотками: без их использования болезнь может закончиться трагически даже на фоне антибактериальной терапии.
Антибиотики — препараты, проверенные временем. Неужели, чтобы выбрать подходящий участие врача так необходимо? Надо относиться к назначению антибиотика как к довольно серьезному шагу. Любая самодеятельность здесь неуместна. Чтобы лечение прошло успешно надо выбрать один-единственный препарат, который сработает именно в вашем случае. Дилетантам в фармацевтике, каковыми мы все являемся, очень сложно предусмотреть развитие побочных и токсических эффектов. А они почти всегда появляются при неправильной дозировке и отсутствии «прикрытия», предупреждающего осложнения. Кроме того, своими неграмотными действиями мы пополняем ряды микроорганизмов, устойчивых к конкретному антибиотику. И, наконец, самостоятельно мы
17
вряд ли сможем рассчитать, сколько дней должна длиться антимикробная терапия.
Итак, антибиотики, конечно же, могут вызывать вполне определенные нежелательные реакции. Но вдобавок к их истинным грехам иногда приходится слышать и явно незаслуженные обвинения. Достаточно часто не только в научно-популярных, но и в специальных статьях как о чем-то совершенно очевидном говорят о способности антибиотиков угнетать иммунитет. Подобные утверждения абсолютно ничем не подтверждены. Многочисленными исследованиями однозначно установлено, что ни один из разрешенных к применению в медицинской практике антибиотиков при использовании в лечебных дозах не угнетает систему иммунитета.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что антибактериальные препараты являются единственными эффективными средствами лечения инфекционных болезней. Но, к сожалению, быстрое формирование бактериями устойчивости к антибиотикам, обусловленное нерациональным использованием бактериальных препаратов, приводит к быстрой утрате эффективности последних. Поэтому наряду с поиском препаратов с принципиально новыми механизмами действия необходимы совместные усилия врачей, фармацевтов и пациентов по упорядочению использования антибиотиков и сохранению их для будущего.
18
Практическая часть
3.1. Проведение социологического опроса
В целях изучения уровня знаний учащихся по данной теме была проведена практическая работа, которая включала в себя анкетирование учащихся и их родителей, обработку результатов и разработку практических рекомендаций. Для этого были составлены две анкеты, состоящие из 10 и 7 пунктов.
В опросе приняли участие 40 учащихся 8-11 классов МОУ «СОШ «Гармония» и 25 взрослых (родители и учителя). Опрос родителей и учителей проводили сами старшеклассники.
Перед проведением соцопроса старшеклассникам было рекомендовано изучить содержимое домашней аптечки; выяснить у родителей, имело ли место лечение в семье антибиотиками.
Анкета для учащихся.
принимать антибиотики для лечения гриппа и простуды?
Анкета для взрослых.
3.2. Обработка результатов исследования (Приложение 1)
По результатам социологического опроса среди старшеклассников 8-11 классов МОУ «СОШ «Гармония» получены следующие данные:
1. 85% (34 чел.) имеют в домашней аптечке антибиотики. Наиболее часто встречаются: биомицин, бисептол, левомицитин, ономицин, эритромицин, флемоксина салютаб, макропен и др.
2. 15% (6 чел.) никогда не принимали антибиотики;
35% (14 чел.) принимают их без особой необходимости;
50% (20 чел.) принимают при необходимости.
3. 42,5% (17 чел.) считают применение антибиотиков абсолютно безопасным;
22,5 % (9 чел.) уверены, что антибиотики наносят вред только в случае длительного лечения.
4. 40 % (16 чел.) принимают антибиотики без назначения врача.
5. 10% (4 чел.) всегда читают памятку перед приемом лекарственного
средства;
20
32,5% (13 чел.) учащихся – иногда;
57,5% (23 чел.) не читают вообще, полагаясь на родителей.
6. 77,5% (31 чел.) никогда не проверяют срок годности лекарственного препарата;
22,5% (9 чел.) проверяют иногда.
7. У 7,5% (3 чел.) хоть раз бывали случаи аллергической реакции на лекарственные препараты.
8. 90% (36 чел.) не знают длительность приема антибиотиков.
9. 85% (34 чел.) при улучшении самочувствия склонны прервать курс лечения, назначенный врачом.
10. 92,5% (37 чел.) считают возможным применение антибиотиков для лечения гриппа и простуды.
Таким образом, проведенный опрос выявил низкий уровень грамотности старшеклассников в вопросах безопасного применения антибиотиков.
По результатам социологического опроса родителей и учителей были получены следующие данные:
1. 8% (2 чел.) никогда не принимали антибиотики;
20% (5 чел.) принимают их без особой необходимости;
72% (18 чел.) при необходимости.
2. Ни один взрослый не верит в абсолютную безопасность антибиотиков;
52 % (13 чел.) уверены, что антибиотики наносят здоровью больше вреда, чем пользы.
3. При этом 36% (9 чел.) могут принимать антибиотики без назначения врача.
4. 100% (25 чел.) всегда читают памятку перед приемом нового
лекарственного средства.
21
5. 84% (21 чел.) всегда проверяют срок годности лекарственного препарата;
16% (4 чел.) проверяют иногда.
6. У 20% (5 чел.) бывают аллергические реакции на антибиотики.
7. 72% (18 чел.) считают возможным применение антибиотиков для лечения гриппа и простуды.
Таким образом, проведенный опрос выявил, что взрослые более осознанно подходят к применению лекарственных препаратов, в т. ч. антибиотиков, причем более половины опрошенных не верят в абсолютную безопасность этих средств. В то же время, большинство опрошенных родителей, как и учащиеся, считают возможным применение антибиотиков при лечении простуды и гриппа.
В связи с полученными результатами видно, что существует необходимость в информировании учащихся и их родителей в вопросах безопасного применения антибиотиков.
3.3. Разработка памятки
Для повышения грамотности учащихся в вопросах безопасного применения антибиотиков в рамках Дня Здоровья предложено провести лекторий «Антибиотики: за и против», где учащиеся старших классов могут выступить с сообщениями о роли антибиотиков в борьбе с инфекционными заболеваниями, спектре и характере их действия, а также о положительном и негативном влиянии антибиотиков на организм человека.
На основании результатов опроса и в целях снижения риска опасных последствий применения антибиотиков была разработана памятка «Что надо знать при приеме антибиотиков» (Приложение 2).
22
Выводы
1. В результате проведенного исследования на первом этапе был сделан анализ научной литературы по данной теме, полученные знания систематизированы, в результате чего были выявлены как положительные, так и отрицательные стороны воздействия антибиотиков на организм человека.
2. На втором этапе исследования для установления уровня грамотности учащихся в вопросах безопасного применения антибиотиков был проведен социологический опрос, результаты которого выявили низкий уровень знаний старшеклассников по данному вопросу.
3. Поэтому на третьем этапе в целях повышения информированности учащихся была разработана памятка «Что необходимо знать при приеме антибиотиков», для учащихся начальной школы предложено составить рекомендации «Как обойтись без антибиотиков».
Также было предложено проведение дискуссии среди старшеклассников «Антибиотики: за и против» в рамках проведения Дня Здоровья.
Антибиотики пришли в нашу жизнь как избавление от инфекций, мучивших человечество тысячи лет. Использование антибиотиков отодвинуло на второй план многие ранее смертельные заболевания.
Cо времени своего открытия антибиотики спасли миллионы человеческих жизней, и приобрели славу очень сильного, но и очень опасного лекарства.
И если пока без антибиотиков обойтись вряд ли удастся, то использовать их нужно, по крайней мере, разумно.
- Как вы себя чувствуете? — спросил врач пациента.
- Гораздо лучше, доктор. Думаю, мне помогло ваше лекарство. Я самым тщательным образом следовал указаниям, написанным на бутылочке.
- А что там было написано?
- «Держать плотно закрытым».
23
Список литературы
1. Абдуллин И.М. Антибиотики в клинической практике. Омск: ОмГПУ, 1999.
2. Биотехнология/ Под. ред. Баева А.А. М.: Наука,1984.
3. Гудман С.А. Что внутри человека. Л.: Наука, 2005
4. Егоров Н.С. Основы учения об антибиотиках. М.: Высшая школа, 1986
5. Жолондз М.Я. Медицина против медицины. Бином; СПб.: Нев.Диалект, 2000.
6. Загоскина Н.В. и др. Биотехнология: теория и практика. М.: Оникс, 2009.
7. Мазнев Н.В. Большая энциклопедия медицины. М.: КолосС, 2004.
8. Михайлов И.Б., Маркова И.В. Что нужно знать каждому об антибиотиках. М.: Мир, 2002
9. Популярная медицинская энциклопедия в одном томе. Под ред. Петровского В.Б. М.: Советская энциклопедия, 1983.
10. Энциклопедический словарь юного биолога. Составитель Асниц М.Е. М.: Педагогика, 1986.
Интернет-ресурсы:
http://users.kaluga.ru/aibolit/arhiv.htm
http://www.infections.ru/ab/047-49.shtml
http://www.consilium-medicum.com/media/consilium/04_01/4.shtml
http://www.infections.ru/ab/042-47.shtml
24
Мороз Иванович
Заяц-хваста
Снежный всадник
Весёлая кукушка
Валентин Берестов. Аист и соловей