Вторая муниципальная научно-практическая конференция школьников.Секция -русский язык. Задача проекта-проанализировать речь учеников школы с 8 по 11 класс с точки зрения использования ими жаргонной лексики,выяснить причины и осознаность ее употребления.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 956 КБ |
Управление образования администрации
МО «Багратионовский городской округ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г.Багратионовска»
II муниципальная научно-практическая конференция учащихся
Секция: русский язык
Тема: «Сленг современного школьника»
Выполнили: Чуканцев Павел, 9Б
класс, Потапенко Владимир, 9Б класс
МБОУ «СОШ г.Багратионовска»
Руководитель: Бабасюк Е.В., учитель
русского языка и литературы
МО «Багратионовский городской округ»
2019
Оглавление:
Введение. 3 – 4 стр.
Цель проекта
Задачи проекта
Актуальность выбранной темы
Гипотеза
Объект и область исследования
Глава I Теоретический аспект исследования. 5 – 6 стр.
1.1. Общая характеристика понятия сленга
1.2. Причины употребления сленга подростками
Глава II. Практический аспект исследования. Методика исследования.
7-9 стр.
2.1. Данные социологического опроса среди учащихся 8-11классов моей школы и педагогов. 8 стр.
2.2 Тематические группы жаргонизмов, выявленные в результате исследования 9 стр.
Глава III Результаты проведенного исследования 10- 11
3. 1 Причины употребления сленга учениками нашей школы.
3.2 Осознанность употребления сленга.
3.3 Результаты опроса учителей.
Заключение 12-13
4.1 Выводы
4.2 Список использованной литреатуры.
V Приложения. 14-15
Введение
Цель проекта:
Проанализировать речь учеников нашей школы с точки зрения использования ими жаргонной (сленговой) лексики. Выяснить, какое место занимает подростковый жаргон (сленг) в речи школьников, причины и осознанность его употребления
Задачи проекта:
1. Изучить литературу по данному вопросу.
2. Выявить причины использования подросткового жаргона.
3. Провести исследование среди учащихся с целью выяснения употребления и восприятия сленговых выражений подростками.
4. Проанализировать результаты опроса и сделать соответствующие выводы.
5. Составить словарь современного сленга, употребляемого подростками нашей школы.
6. Выполнить компьютерную презентацию
Актуальность проекта:
Представленная тема, на наш взгляд, очень актуальна. Современный человек должен говорить грамотно, но что представляет собой лексика современного подростка? Она далека от совершенства: изобилует жаргонизмами, нецензурными словами. Многие лингвисты бьют тревогу: русский язык засоряется, перестает быть «могучим и великим». Сленговая речь стала повседневной, проникает во все слои общества. Ее можно услышать даже с экрана телевизора от высших должностных лиц. Возникает вопрос: бороться со сленгом или принимать его? Поиски ответа на этот вопрос способствовали возникновению интереса к исследованию данной темы.
Гипотеза:
1. в речи учеников нашей школы очень часто используется жаргонная лексика;
2. используя сленг, школьники не всегда осознают, что тем самым засоряют и огрубляют нашу речь.
3.Сленг проник и в речь педагогов, распространяясь, как сорняк.
Область исследования: жаргонизмы, сленговые выражения как слой лексики, тесно связанный с жизнью современного школьника.
Объект исследования: устная речь учащихся 8-11 классов моей школы
В ходе работы нами использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические (чтение и анализ литературы).
2.Эмпирические (анкетирование, опрос, беседа, обработка информации, сравнительный анализ, выводы).
1.1. Общая характеристика понятия сленга
Так что же такое сленг и почему современные школьники так активно используют его в своей речи?
Своё исследование мы начали с теоретической части. Изучили словари и энциклопедии, заглянули в интернет. Выявили, что данные источники по-разному трактуют понятие «сленг»
В «Школьном толково-этимологическом словаре» (составитель Г.Н. Афонина) и в «Словаре иностранных слов для школьников» значение слова сленг одинаково: сленг – слова, выражения, характеризующие речь определённых социальных или возрастных групп людей; сленг- заимствованное из английского – то же, что и французское жаргон. То есть авторы этих словарей считают, что слова жаргон и сленг – синонимы.
В «Кратком словаре иностранных слов» слово сленг [англ. slang]– в английском языке – слова или выражения, употребляемые людьми определённых профессий или классовых прослоек, жаргон.
В словарях В. И. Даля и С.И. Ожегова нет слова сленг, что говорит о его молодости.
Из этих определений следует, что сленг – разновидность нелитературной речи.
Объектом нашего исследования является школьный сленг. Он, как выяснилось, является компонентом молодёжного сленга - средства общения большого количества молодых людей в возрасте примерно 12 – 25 лет. Противопоставляет себя старшему поколению и официальной системе, отличается разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской. Его носители, как и он сам, дерзкие, резкие, своеобразные подростки.
Очень часто из уст своих одноклассников слышим такие слова, как: офигел, зашибись, пипец, улет. Считаем, что эти и другие подобные словечки вытесняют нормальную речь. Каковы же причины их употребления? После изучения научной литературы по данному вопросу мы выяснили следующие причины употребления сленга.
1.2. Причины употребления сленга подростками
Основной причиной появления жаргонного сленга среди подростков является желание создать свой язык, организовать общение среди сверстников; учащиеся употребляют жаргонизмы, потому что отсутствие словарного запаса не дает им возможности грамотно выражать свои мысли; свое отношение к происходящему вокруг них им легче выразить с помощью жаргонизмов. В целом, возможные причины отражает следующий кластер:
2.1. Социологический опрос среди учащихся 8-11 классов моей школы и педагогов.
Чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу чащимся 8-11классов была предложена анкета, целью проведения которой было следующее:
- определить круг наиболее употребляемых жаргонизмов в речи учащихся нашей школы;
- определить мотивы употребления жаргонизмов в речи;
- определить отношение учащихся нашей школы к жаргонным словам, употребляемым ими в речи;
- выявить наличие и отсутствие стремления обойтись без жаргонизмов.
Анкета «Современная речь подростка»
1. Знаешь ли ты слова молодежного сленга? (да, нет)
2. Употребляете ли вы в своей речи жаргонные слова, сленг? (да, нет )
Приведите примеры:______________
3. Почему вы используете нелитературную речь?
а) так говорят все, и я буду;
б) так легче общаться;
в) помогает лучше выразить свои мыcли;
г) мне всё равно, как я говорю;
д) делают речь понятной для друзей и непонятной для взрослых;
е) считаю, что это модно и современно;
ж) помогает самоутвердиться
з) другое
4. Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений?
а) Да.
б) Нет.
в) Не думал об этом.
5. Считаете ли вы, что сленг засоряет, разрушает нашу речь? (да, нет)
6 В каком классе ты учишься
А) 8 Б)9 В) 10 Г)11
7 Твой пол (женский, мужской)
8) Что ты читаешь?
А) ничего
Б) Только произведения из школьной программы
В) Произведения из школьной программы и интересные мне книги
9 Употребляешь ли ты нецензурные слова?
А) редко
Б) Никогда
В) Часто
В анкетировании принимало участие 172 ученика: 54 из 8-х классов, 39 человек из 10-х классов, 15 из 11-х классов, 64 человека из 9-х классов, а также 20 педагогов. Анкетирование было анонимным.
Опрос педагогов
2.2 Тематические группы жаргонизмов, выявленные в результате исследования (примеры)
Слова состояния, оценки
Лол – смешно
Лукас – like - нравится
Мыш – легкое оскорбление
Кринж - оценочное суждение обычно подразумевает собой неодобрение
Хайп – популярность вокруг личности, события
Ништяк – состояние души в позитивном ключе
Красава-похвалаРоил – шутка
Базарить – говорить
Хеллоу – привет
Чилл – расслабление, отдых
Школьная жизнь
Домашка – домашнее задание
Контроша – контрольная работа
Училка-учительница
Слова, обозначающие действия
Шипперить – сводить людей
Троллить – стебать
Флексить – считать себя лучше других; тоже что и смеяться.
Рофл – шутка
Базарить – говорить
Шаришь – понимаешь
События, явления, понятия
Слэм- драка на концерте
Лафа –удача Музло-музыка Мем – прикол
Глава III Результаты проведенного исследования.
Данные анкетирования показали, что подавляющее большинство
(90.85 % употребляют сленг в своей речи, 9.1 % не употребляют) Причем процент учащихся, не употребляющих сленг, по классам следующий: 8класс-2 %,9 класс-11 %,10-10 %,11 класс-20 %.
(Приложение 1, 4)
Интересно было проанализировать процент употребления сленга среди мальчиков и девочек. Получился достаточно интересный результат: процент употребления сленга оказался выше у девочек, вопреки бытующему мнению.
85,2% девочки
77,5% мальчики
Следующий график отражает процентное соотношение употребления сленга девочками и мальчиками
(Приложение 3)
3. 1 Причины употребления сленга учениками нашей школы.
Мы пришли к выводу, что причиной употребления сленга в нашей школе является:
1. желание создать свой язык, выделяющий «своих среди чужих»;
2.стремление к простоте (овладеть лит. словами гораздо труднее);
3. отсутствие словарного запаса, не дающее возможности грамотно выражать свои мысли и позволяющее хоть как-то выразить свои мысли.
Исходя из полученных результатов, видно, что подростки активно используют в своей речи сленг и жаргонную лексику и считают, что такая речь приемлема в современном обществе.
Выявлены причины употребления жаргонизмов в речи подростков и отмечено, что учащиеся используют жаргон для того, чтобы им было легче общаться и лучше выражать свои мысли, считают его использование модным и таким образом стремятся создать свой мир, отличный от взрослого.
3.2 Осознанность употребления сленга.
( Приложение 2)
3.3 Результаты опроса учителей:
Часто слышу-75 %
сленг в общении с учениками-15%
употреблять-85%.
Таким образом, достаточно высокий процент понимания учителями сленговой речи говорит о ее распространенности. Кроме того, некоторые учителя допускают употребление сленга в общении с учениками и считают, что нужно принять его. А значит создаются предпосылки для выхода сленга за пределы молодежной среды, чего, по нашему мнению, нельзя допускать
Заключение
4.1. Выводы: Сленг был, есть и будет. Хорошо это или плохо? Сленг нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие – появляются. Но нельзя допускать повсеместного его распространения, подмены собой литературного языка. Надо обращать внимание школьников на то, что сленговая речь находится за пределами литературного языка. В целом наша гипотеза в ходе опросов и анкетирования нашла свое подтверждение.
Что же можно сделать?
1) На уровне каждой школы необходимы системные мероприятия, которые были бы направлены на формирование любви к чистому языку.
2) На государственном уровне нужно поставить правовой заслон сленговым словам в литературе, на телевидении, в кино, в театральных постановках, в СМИ, в рекламе.
4.2 Список использованной литреатуры и интернет ресурсы.
1. Береговая З. М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания.- М.: 2006, № 3.
2. Большая советская энциклопедия.- М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
3. «Школьный толково-этимологический словарь»
4. Даль, В.И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль; Под ред. В.П. Бутромеев. - М.: Олма Медиа Гр., 2013. - 448
5. Никитина Т. Г. Так говорит молодёжь: словарь молодёжного сленга. – М.: ФПб, 1998.
6. Для чего нужен сленг?
Интернет-ресурсы
V. Приложения
Приложение 1-2 Употребляете ли вы в своей речи сленг?
Процент учащихся, не употребляющих сленг, по классам следующий: 8класс-2 %,9 класс-11 %,10-10 %,11 класс-20 %.
Приложение3
Приложение 4
Упрямый зяблик
Госпожа Метелица
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
За чашкой чая
Астрономический календарь. Июнь, 2019