В 2020 году исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося русского промышленника Николая Ивановича Путилова. То, что один человек может подменить целую отрасль, да ещё такую, как ВПК, конечно, преувеличение, но нечто похожее в отечественной истории бывало. Примером тому стал Николай Иванович Путилов. Этот человек едва ли не в одиночку перестроил русскую промышленность, приблизив ее к европейской, в своей работе ребята хотели рассказать об этом великом человеке, который основал первую техническую школу для рабочих.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательский проект «Н.И. Путилов – основатель первой технической школы для рабочих» | 40.87 КБ |
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Промышленно-технологический колледж имени Н.И. Путилова»
Исследовательский проект
«Н.И. Путилов – основатель первой технической школы для рабочих»
Участники проекта:
группа обучающихся 27 группы
Егоров С., Савин В., Золоткин А.
СПБ ГБПОУ
«Промышленно-технологический
колледж имени Н.И. Путилова»
г. Санкт-Петербург
Руководитель: преподаватель истории
высшей категории Павленко И.В.
2020г.
Содержание
Введение
В 2020 году исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося русского промышленника Николая Ивановича Путилова. То, что один человек может подменить целую отрасль, да ещё такую, как ВПК, конечно, преувеличение, но нечто похожее в отечественной истории бывало. Примером тому стал Николай Иванович Путилов. Этот человек едва ли не в одиночку перестроил русскую промышленность, приблизив ее к европейской[1]. Построил громадные заводы, флотилии кораблей, крупнейший в стране порт. При этом не положил в свой карман ни копейки. Как его в своё время называли, предприниматель «не из барыша, а из патриотизма». Металлург, строитель, изобретатель и большой знаток военного производства. Человек, спасший Петербург от британского десанта, создатель новой российской металлургии. Инженер, наладивший производство артиллерии для русских броненосцев и рельсов для российских железных дорог. Основатель петербургского порта. Международно признанный изобретатель. Гениальный управленец, решавший задачи, кажущиеся неразрешимыми принципиально.
Можно долго рассказывать о его заслугах перед Отечеством, много добрых дел сделал этот человек. Одним из таких дел стало основание школы для рабочих при Путиловском заводе. История Промышленно-технологического колледжа неразрывно связана с историей базового предприятия «Кировский (Путиловский) завод». В октябре 2018 г. нашему учебному заведению исполнилось 150 лет. За эти годы несколько раз менялся статус образовательного учреждения: школа, училище, лицей, колледж. И во все времена коллектив колледжа развивался, искал новые формы обучения. В то же время сотрудники всегда стремились сберечь и приумножить традиции путиловцев - кировцев, сохраняя то наследие, что досталось от былых поколений. Информации по этой теме крайне мало. Мы, обучающиеся колледжа имени Н.И.Путилова, хотели бы рассмотреть эту тему более подробно.
Цель нашей работы узнать, когда и при каких обстоятельствах была образованна техническая школа для рабочих при Путиловском заводе. Ведь именно тогда закладывались основы и традиции нашего учебного заведения.
Задачи проекта – сформировать представление о истории возникновения и развития технической школы для рабочих; рассмотреть разные периоды развития школы; вспомнить ярких представителей, которые закончили наше учебное заведение; составить краткую памятку, которая содержит информацию о становлении и развитии нашего учебного заведения.
История возникновения и развития школы для рабочих
Школа для детей рабочих значилась в планах Казённого чугунолитейного завода ещё в двадцатых годах XIX века. Но только Н.И. Путилову удалось придать ей техническое направление. Выкупив разорившийся завод в долг у казны в январе 1868 г., он уже через две недели стал производить отечественные рельсы, а в октябре открыл школу. Выдающийся инженер - промышленник, яркий сторонник преодоления зависимости отечественной промышленности от иностранного капитала, Н.И. Путилов не жалел ни сил, ни средств на развитие своего завода и подготовку рабочих. С момента образования в 1866 г. Русского технического общества Путилов Н.И. состоял его действительным членом и задачу распространения технических знаний выполнял наилучшим образом. В 1886 г. открыли мастерскую по кузнечно-слесарному делу, где обучались уже 66 мальчиков 11-19 лет.
С 1887 г. Путиловская школа перешла в ведение постоянной комиссии по техническому образованию русского технического общества. Теперь задачи школы определялись так: «…правильное и основательное обучение первоначальным приёмам того или другого мастерства и ознакомление посредством элементарного технического образования с главными научными знаниями». К началу XX века в школе уже было три мастерских и три класса на 120 учащихся. Время бурных революционных преобразований, реформ, мировых войн не могло не сказаться на образовании. В школы и в училища удалённых рабочих окраин шла передовая образованная молодёжь. В период становления Советского государства шёл активный поиск новых форм обучения молодёжи. В 1918 г. по первому закону об обязательном обучении подростков 15-17 лет училище становится сначала школой рабочей молодёжи, а затем - училищем рабочей молодёжи при заводе и верфи. А в 1921 г. при крупных предприятиях стали возникать школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ)[2].
А в 1932 г. по плану реконструкции заводского ФЗУ было построено кирпичное здание по улице Газа, д.2 (мастерские колледжа). За годы восстановления народного хозяйства и первых пятилеток учащиеся ФЗУ изготавливали узлы и детали первых советских тракторов и танков. Воспитанники ФЗУ стали руководителями и передовиками производства, новаторами. ФЗУ страны значительно пополнили рабочий класс квалифицированными кадрами. Однако они не имели твёрдой системы обучения. Каждое предприятие готовило кадры только для себя. А предвоенное время требовало срочно перейти к подготовке кадров в государственных масштабах и создать единое методическое руководство. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 г. обязал каждый коллектив страны мобилизовать и направить на обучение рабочим профессиям одного человека от ста работающих. По всей стране ФЗУ преобразовывались в ремесленные, железнодорожные училища и школы ФЗО. Они были укомплектованы в течение двух месяцев. В Ремесленном училище №2 на базе заводского ФЗУ приступили к занятиям 1 декабря 2500 учащихся. Только за первые месяцы войны РУ-2 дало фронту военной продукции на 2,5 млн. рублей. Точили снаряды, детали для пулемётов, автоматов, ремонтировали танки, собирали пушки. А какой огромный вклад внесли ремесленники города в создание оборонительных сооружений на дальних, ближних подступах и рубежах внутренней обороны города. В декабре 1941 года осложнилась ситуация на фронте и на заводе. Отключили электричество, часть станков перевели на ручной привод, заводское оборудование по ремонту танков, рабочих и ремесленников перевели на Металлический завод. Училище было законсервировано, все оборудование передано в Апраксин двор. Ремесленники, оставшиеся в живых, были эвакуированы вглубь страны 2 марта 1942 года. После снятия блокады завод сразу же приступил к восстановлению училища. Станки собирал по всему заводу мастер Валеник П.И. Стали набирать новых учащихся, вызвали 40 детей кировцев из эвакуированного интерната, привезли детей-сирот из Белоруссии. Пришли молодые мастера, бывшие учащиеся РУ-2 Чистяков И.А., Бастов В.Ф., вернулись с фронта заслуженные мастера Соловьёв В.А., Павлов А.С. До конца войны коллектив училища продолжал выпуск военной продукции и восстановление мастерских[3].
В послевоенный период коллектив завода снова взял на себя обязательства «превратить свое училище в образцовое учебное заведение» и обратился к другим базовым предприятиям РУ с призывом поддержать кировцев в этом начинании. Что нового было в этих обязательствах? Завод всегда окружал заботой наших выпускников, помогал оснащать мастерские современным оборудованием, ремонтировать и оборудовать учебные кабинеты наглядными пособиями, оказывать помощь в воспитании молодёжи. На этот раз кировцы взяли обязательство «организовать практику учащихся на изделиях продукции повышенной сложности», обеспечить училище производственными заказами. Так, под руководством преподавателей и мастеров ремесленники не только восстановили свое училище, но создавали много различной сложной продукции (вибрационные установки, транспортёры, редукторы, пресс-ножницы для резки проката, мощные пресса для изготовления плит из камыша, коробки скоростей, передние бабки токарно – винторезного станка). Выпуск всей сложной продукции был организован с применением множества приспособлений, специального инструмента, созданных в учебном заведении. В ноябре 1955 г. училище вместе с новым именем Техническое училище №11 получило новое поколение учащихся. Пришли выпускники школ и демобилизованные солдаты и офицеры со средним образованием. Теперь ТУ-11 готовило рабочих - рационализаторов и изобретателей. Были введены в практику технические конференции, конкурсы профессионального мастерства, развивалось наставничество, новаторское движение под руководством заводского совета новаторов во главе с Савичем Е.Ф. В 1968г. за заслуги в подготовке квалифицированных кадров училище награждено Орденом Трудового Красного Знамени[4].
К тому времени наше учебное заведение подготовило 20 тысяч рабочих сложных профессий. С 1963 училище становится ГПТУ, с 1968 года ГПТУ им. Васи Алексеева, с 1984 г.- СПТУ №42 им. Васи Алексеева. В статусе профессионального лицея учебное заведение находилось с 1997 г. до 2013 года. За эти годы ПЛ - 42 пережил немало трудных ситуаций. Главным стоял вопрос: как выжить в условиях перестройки, перекосов в системе профтехобразования страны, как сохранить стабильный, создаваемый годами, педагогический коллектив, не допустить слияния или ликвидации лицея? Демографические ямы 2003 и 2007- 2008гг. привели к жёсткой конкуренции среди учебных заведений за набор. В связи с осложнениями в экономике страны стали ослабевать связи с заводом. Продолжая оказывать поддержку и обеспечивая практику, завод, в то же время, заявил о прекращении набора персонала, в том числе и выпускников лицея. Пришлось, сохраняя всеми силами материально-техническую базу металлообработки, открывать новые профессии для сферы обслуживания и мастеров по обработке цифровой информации. Коллектив продолжал налаживать связи с заводом, несмотря ни на что.
В 2008г. мы включились в общероссийский конкурс государственных учреждений начального профессионального образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Руководители и специалисты завода в своём экспертном заключении поддержали нашу программу и инновационную направленность развития. В результате мы вошли в число победителей и приобрели новейшее импортное оборудование. В 2011 г. Профессиональный лицей №42 внесён в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России».
Федеральным законом об образовании от 29 декабря 2012 г. было отменено деление образовательных учреждений на НПО и СПО. В результате в 2013 г. ПЛ - 42 стал называться СПБ ГБПОУ «Промышленно-технологический колледж». В колледже одновременно ведётся подготовка как рабочих, так и служащих, специалистов среднего звена, владеющих современными промышленными технологиями. В 2013 г. мы впервые провели набор на новую специальность «Технология машиностроения». С 2018 г. начинаем подготовку по ещё одной новой специальности «Аддитивные технологии», с 2020 года также появляется новая специальность «Управление качеством».
Наши выпускники - герои разных лет
Из стен нашего учебного заведения выходили специалистами разные люди: простые труженики, верные своему делу, герои социалистического труда, герои советского союза, выдающиеся личности. В этой части нашей работы мы бы хотели рассказать именно о них. Таким простым выпускником стал Калинин М.И. Он поступил на Путиловский (Кировский) завод в 1896г. токарем в пушечную мастерскую после работы на заводе Старый арсенал. С 1897г. он стал учиться на Путиловских курсах. На этих курсах обучалась наиболее квалифицированная часть Путиловской молодёжи. После выпуска они работали уже мастерами. Именно здесь М.И.Калинин познакомился с участниками революционного кружка «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В дальнейшем М.И.Калинин, начиная с 1919г. в течение 25 лет был бессменным руководителем Верховного органа Советского Государства, Председателем Президиума Верховного Совета СССР до 1946г. Незадолго до смерти, в 1945 году, он вручал нашему городу орден Ленина.
Чистяков Евгений Михайлович (1920-1960), Герой Советского Союза. Воспитанник училища, с 1935г. слесарь турбинного цеха Кировского завода. Был направлен в летную школу по комсомольской путёвке. В 1937г. ушёл в армию. С первых дней войны командовал эскадрильей. Совершил 300 боевых вылетов. Уничтожил 60 автомашин, сотни вражеских солдат, 3 танка, 3 зенитки, 16 самолетов противника. Герой Советского Союза. После войны остаётся служить в армии. Звания Героя Советского Союза удостоен в ноябре 1941г.
Баранов Михаил Дмитриевич (1921-1943), Герой Советского Союза. После окончания ФЗУ с 1938г. работал токарем на Кировском заводе. Отсюда ушёл в авиационное училище. В 1942 героически сражался под Сталинградом. На счету героя 24 немецких самолёта, многочисленные тараны. Кавалер двух орденов Красной звезды и Ордена Ленина. Гвардии капитан М. Д. Баранов пал смертью храбрых в 1943 году. Звание Героя Советского Союза удостоен в августе 1942г.
Воробьёв Борис Михайлович (1921-2008), Герой Социалистического Труда. Родился в семье рабочего в г. Ленинграде. В 1938г. поступил в школу ФЗО. После выпуска в 1940г. поступил на Кировский завод токарем. В начале Великой Отечественной войны был командирован на Урал для выполнения важнейшей фронтовых заказов. В1947г. вернулся на Кировский завод. Токарь-универсал высокой квалификации, овладел многими смежными профессиями, он успешно работал на фрезерных, расточных, долбёжных станках. Известный рационализатор, большой друг и наставник молодёжи, после выхода на пенсию долгие годы руководил кружком технического творчества при Дворце Культуры имени И. Газа, возглавил Совет ветеранов. Звания Героя Социалистического труда удостоен 28 июня 1966.
Евгений Францевич Савич (1916-1969), мастер – новатор по скоростной обработке, создатель особой фрезы, лауреат Сталинской премии. Родился в 1916 году в семье рабочего-путиловца. Выпускник ФЗУ при заводе Красный Путиловец 1933г. фрезеровщик, работал в первом механическом цехе завода.К 40-м. годам – уже знатный стахановец, в годы блокады работал на заводе в цехе штампов и приспособлений, выполнял самые сложные задания, сутками не отходил от станка, работал, поддерживаемый с двух сторон товарищами. Две новинки Савича – Фреза с многогранными пластинками и быстросменный патрон – отмечены золотыми медалями ВДНХ СССР. Его имя занесено в энциклопедию «Инженеры Санкт-Петербурга». Награждён орденом Ленина (1952г.), двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак почёта». За выдающиеся достижения в труде Е.Ф.Савич в 1951 году был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР.
Заключение
Мы постарались тщательно рассмотреть историю возникновения, развития и трансформации технической школы для рабочих. Нас удивило рвение и желание Путилова обучать детей рабочих. Он прекрасно понимал, что преодолеть зависимость российской промышленности от иностранного капитала можно только неуклонно создавая собственные квалифицированные кадры рабочих, инженеров, мастеров. Он горячо верил в способность русских людей овладевать знаниями. С тех пор наше образовательное учреждение стало настоящей кузницей рабочих кадров для страны, и с честью подтверждает способность нашей молодёжи к обучению и овладению современными технологиями. Мы составили краткую памятку, которая содержит информацию о становлении и развитии нашего учебного заведения[5].
Список использованной литературы и источников
Приложение 1
История появления, развития и трансформации школы для рабочих
[1] Б.П. Усанов. Николай Иванович Путилов – учёный, инженер, предприниматель. СПб. 2000, стр. 7.
[2] Двадцатипятилетие Путиловской школы, Техническое образование, Педагогический журнал постоянной комиссии по техническому образованию при Императорском Русском Техническом Обществе, №7, ноябрь 1893г, стр.3.
[3] Двадцатипятилетие Путиловской школы, Техническое образование, Педагогический журнал постоянной комиссии по техническому образованию при Императорском Русском Техническом Обществе, №7, ноябрь 1893г., стр. 5.
[4] Двадцатипятилетие Путиловской школы, Техническое образование, Педагогический журнал постоянной комиссии по техническому образованию при Императорском Русском Техническом Обществе, №7, ноябрь 1893г., стр. 7.
[5] Приложение № 1.
Астрономический календарь. Май, 2019
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Всему свой срок
Рисуем пшеничное поле гуашью
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский