2019 год был объявлен ООН Международным годом Периодической таблицы химических элементов, которой исполнилось 150 лет. Этого события долго ждали и за него боролись исследователи, судьба которых неразрывно связана с судьбой российской науки. В нашей школе с целью расширения знаний о значении химических элементов был объявлен конкурс презентаций по химии «Химические элементы в жизни человека». Меня заинтересовала данная тема, и я решила сделать проектную работу в этом направлении.
Цель проекта: создать презентацию по теме «Четыре кита жизни».
Вложение | Размер |
---|---|
chetyre_kita_zhizni.docx | 33.98 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» пгт. Кожва
Проект по химии по теме
«Четыре кита жизни»
Автор: Осокина Полина Борисовна, ученица 9 класса
Руководитель: Савчук Оксана Васильевна, учитель химии
пгт. Кожва
2020 год
Пояснительная записка
Актуальность: 2019 год был объявлен ООН Международным годом Периодической таблицы химических элементов, которой исполнилось 150 лет. Этого события долго ждали и за него боролись исследователи, судьба которых неразрывно связана с судьбой российской науки. В нашей школе с целью расширения знаний о значении химических элементов был объявлен конкурс презентаций по химии «Химические элементы в жизни человека». Меня заинтересовала данная тема, и я решила сделать проектную работу в этом направлении.
Цель проекта: создать презентацию по теме «Четыре кита жизни».
Задачи:
План работы:
Водород, углерод, азот и кислород – это четыре химических элемента, которые химики называют «китами химии» или «четыре кита жизни». Из молекул этих четырех элементов построены не только живые белки, но вся природа вокруг нас и в нас.
В отдельности углерод – это мертвый камень. Азот, как кислород, свободный газ. Азот ничем не связан. Водород, связанный с кислородом, образует воду, а все вместе они создают Вселенную.
В своих простых соединениях - это вода на Земле, облака в атмосфере и воздух. В более сложных соединениях – это углеводы, соли, кислоты, щелочи, спирты, сахара, жиры и белковые вещества. Усложняясь еще больше, они достигают высшей стадии развития – создают жизнь (слайд 2).
Биологическая роль водорода
Для организма важны соединения, в состав которых входит водород, а именно вода, белки, жиры, углеводы, витамины, биологически активные вещества (за исключением минералов) и т.д. Наибольшую ценность представляет соединение водорода с кислородом – вода, которая фактически является средой существования всех клеток организма. Другой группой важных соединений водорода являются кислоты – их способность высвобождать ион водорода делает возможным формирование рН (кислотной) среды. Немаловажной функцией водорода также является его способность образовывать водородные связи, которые, например, формируют в пространстве активные формы белков и двухцепочечную структуру ДНК (слайд 3).
Основные пищевые источники водорода Водород содержится практически во всех пищевых веществах, особенно в зеленых овощах, сочных фруктах, молоке, однако основное его количество попадает в организм в виде воды. (слайд 4)
Дефицит водорода
Причины дефицита водорода
Дефицита водорода как такового не бывают, наблюдают дефицит его конкретных соединений, например, воды.
Последствия дефицита водорода
В этом случае наблюдают: обезвоживание, чувство жажды, сухость кожи и слизистых оболочек, повышение концентрации крови, артериальная гипотензия (снижение артериального давления более, чем на 20 %). (слайд 5)
Избыток водорода
Избытка водорода как такового тоже не бывает, возможен избыток поступления его соединений. В этом случае наблюдают картину, характерную для конкретного соединения. Например, в случае избытка воды (гипергидратация) чаще всего наблюдают отеки. (слайд 5)
Биологическая роль углерода
Углерод в виде отдельного элемента не обладает биологическим значением, биологической ролью обладают его соединения:
Пищевые источники углерода
Углерод находится во всех пищевых продуктах в виде соответствующих органических соединений. К таким продуктам относятся:
все виды жиров, картофель, кукуруза, горошек, овес, чечевица, рис. (слайд 7)
Дефицит и избыток
Вряд ли, представляется возможным оценить, как на организм влияет недостаток углерода, поскольку он входит в состав почти всех необходимых человеку веществ. Поэтому можно оценивать влияние нехватки лишь конкретных его соединений. То же относится и к избытку углерода. Например, при избытке углекислого газа СО2 в окружающей атмосфере наступает кислородное голодание. (слайд 8)
Биологическая роль азота
Биологическая роль азота обусловлена его соединениями. Прежде всего, азот входит в состав аминокислот, из которых затем образуются пептиды и белки. Азот является составным элементом нуклеиновых кислот, которые соединяясь, образуют ДНК и РНК. В составе гемоглобина крови азот участвует в транспортировке кислорода во все участки тела. Ряд гормонов (инсулин, адреналин, глюкагон, тироксин и другие) включает в свой состав аминокислоты, то есть без азота они не могли бы образоваться. (слайд 9)
Пищевые источники азота
Не смотря на доступность азота для живых организмов (составляет почти 80% атмосферы нашей планеты), человеческий организм не способен усваивать азот в такой (элементарной) форме. Азотсодержащими продуктами являются: мясо, рыба, яйца, молочные и кисломолочные продукты.
(слайд 10)
Дефицит азота
Поскольку организму в элементарной форме азот не нужен, соответственно, дефицит никогда не возникает. В отличие от самого азота, дефицит веществ его содержащих (прежде всего белков и витаминов) явление достаточно частое.
Причины дефицита азота
Последствия дефицита азота
Многочисленные расстройства, отражающие нарушения обмена белков, аминокислот, азотсодержащих соединений и связанных с азотом биоэлементов (дистрофия, отеки, различные иммунодефициты, апатия, гиподинамия, задержка умственного и физического развития и пр.).
(слайд 11)
Избыток азота
Как и дефицит, избыток азота как явление не наблюдается никогда, можно говорить только об избытке веществ, его содержащих. Наиболее опасно, когда азот поступает в значительных количествах в организм человека в составе токсичных веществ, например, нитратов и нитритов.
Причины избытка азота
Последствия избытка азота
(слайд 12)
Биологическая роль кислорода
Основной (фактически единственной) функцией кислорода является его участие как окислителя в окислительно-восстановительных реакциях в организме. Входит в состав белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот и воды. Благодаря наличию кислорода, организмы всех животных способны утилизировать (фактически «сжигать») различные вещества (углеводы, жиры, белки) с извлечением определенной энергии «сгорания» для собственных нужд. В покое организм взрослого человека потребляет 1,8-2,4 г кислорода в минуту. (слайд 13)
Пищевые источники кислорода
Кислород есть во всех продуктах, но больше всего его в сочных фруктах и овощах, которые по праву называют кислородсодержащей пищей.
А вот фаст-фуд, ежедневные стрессы, несбалансированные диеты, малоактивный образ жизни и отсутствие полноценного отдыха лишь приближают человека к так называемой «кислородной недостаточности», при которой нарушается работа всех систем и органов человека. (слайд 14)
Дефицит кислорода
При дефиците кислорода в организме человека развивается гипоксия.
Причины дефицита кислорода
Последствия дефицита кислорода
Избыток кислорода
Наблюдается крайне редко, как правило, в искусственных условиях (например, гипербарические камеры, неправильно подобранные смеси для дыхания при погружении под воду и т.д.). В этом случае длительное вдыхание чрезмерно обогащенного кислородом воздуха сопровождается кислородным отравлением – в результате чрезмерного его количества в органах и тканях образуется большое количество свободных радикалов, инициируется процесс самопроизвольного окисления органических веществ. (слайд 16)
Вывод:
В ходе работы над проектом я узнала много нового и интересного: почему водород, углерод, азот и кислород именуют «четырьмя китами жизни», а также их значение в организме человека. Моя презентация пригодится на уроках химии и биологии по ознакомлению с данной темой. (слайд 17)
Источники (слайд 18):
1.Понятие «четыре кита жизни»:
https://zodorov.ru/himicheskie-elementi-v-organizme-cheloveka-v2.html
2.Значение водорода в организме человека:
https://www.moydietolog.ru/vodorod
3.Значение углерода в организме человека:
https://www.moydietolog.ru/uglerod?sphrase_id=25601
4.Значение азота в организме человека:
https://www.moydietolog.ru/azot
https://cyberpedia.su/6x55b7.html
5.Значение кислорода в организме человека:
https://www.moydietolog.ru/kislorod
6.Фото с 3 слайда:
7.Фото с 4 слайда:
8.Фото с 5 слайда:
9.Фото с 7 слайда:
10.Фото с 8 лайда:
11.Фото с 10 слайда:
12.Фото с 11 слайда:
13.Фото с 14 слайда:
14.Фото с 15 слайда:
Как нарисовать ветку ели?
Зимняя сказка
Сказка об одной Тайне
Без сердца что поймём?
Юрий Алексеевич Гагарин