Цель проекта: изучить, кто стоял у истоков возникновения науки космонавтики, установить, как зарождалась профессия – космонавт, какими способностями и знаниями нужно было обладать, чтобы покорить технику и стать пионерами космоса.
В данном проекте я проведу исследование, как идеи использования ракеты для полетов в космос практически воплотились в создание ракетной и космической техники.
Вложение | Размер |
---|---|
Научно-исследовательский проект по физике: «Время первых» | 277.96 КБ |
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области «Электростальский колледж»
Научно-исследовательский проект по физике:
«Время первых»
Проект разработал:
Студент 1 курса
Гр. ТЭОЭЭО 19-01
«Электростальского колледжа»
Семенов Данила.
Руководитель:
Преподаватель физики
Коваленко М.Ю.
Г.о. Электросталь
2020 г.
Оглавление
IY . Глава 2. Эра освоения человечеством космического пространства
1 С. П. Королёв………………………………………………………..6
2 Первый искусственный спутник Земли…………………………...7
3 Второй искусственный спутник Земли ……….…………………..7
4. Первые четвероногие «космонавты»
а) Белка и Стрелка…………………………………………………..8
б) Шимпанзе Хэм…………………………………………………….9
в) Кошка Фелисетт…………………………………………………..10
5. Первый отряд космонавтов………………………………………..10
а) Первый полет человека в космос…………………………………12
б) Женщины – космонавты в космосе………………………………..13
6. Многоразовые космические корабли………………………….….15
V. Глава 3. Трагические страницы в истории покорения космоса….17
VI Заключение…………………………………………………………….19
VII Список используемой литературы………………………………......20
Приложение …………………………………………………………………22
Введение
1. Актуализация выбранной темы проекта
Тема исследовательского проекта «Время первых» была выбрана мною не случайно. Со времён первого полета Ю.А. Гагарина человечество шагнуло далеко вперед в освоении космоса, но реализация советской космической программы не имела тогда аналогов в мировой практике. Впервые ставились и решались сложнейшие научные и инженерные задачи. Масштабы работ по созданию космической техники и освоению космического пространства требовали объединения и координации усилий представителей многих областей науки и техники. По инициативе Главного конструктора СССР С.П. Королева была осуществлена широкая кооперация научно – исследовательских институтов, конструкторских бюро и заводов страны.
Мне захотелось изучить первые шаги в освоении космоса и узнать, как то, что для одних было фантастикой и полетом воображения, для других стало целью, путь к которой был им ясен. Шведский физик, лауреат Нобелевской премии Ханнес Альфвен так оценил вклад Главного конструктора СССР С.П. Королёва: «Сергею Королеву больше, чем кому – либо другому, принадлежит заслуга в том, что космический век стал реальностью».
2. Цель и задачи проекта
Цель проекта: изучить, кто стоял у истоков возникновения науки космонавтики, установить, как зарождалась профессия – космонавт, какими способностями и знаниями нужно было обладать, чтобы покорить технику и стать пионерами космоса.
В данном проекте я проведу исследование, как идеи использования ракеты для полетов в космос практически воплотились в создание ракетной и космической техники.
3. Методы исследования:
Методы исследования: изучение литературы по теме, поиск в сети Интернет, отбор и систематизация материала.
Задачи исследования:
1. Изучение работ Циолковского - обоснование возможности совершения полетов в космос.
2. Изучение «злободневного вопроса» - полета человека в космическое пространство в трудах С.П. Королева.
3. Выяснение технических задач - обеспечение безопасности и работоспособности человека в космическом полете и возвращению аппарата на Землю.
4. Выяснение, какими качества обладали герои, ставшие первыми, и кто отдал свою жизнь во имя покорения космоса.
Теоретическая значимость работы
Изучение материалов по истории освоения космоса знакомит нас с трудами величайших ученых нашей страны и подвигами первых космонавтов, стоящих у основания космической эры. Штурм космоса начался. «Мы можем гордиться тем, что его начала наша Родина», - сказал С.П. Королев.
Практическая значимость работы
От истории космонавтики захватывает дыхание. Человечество прошло длинный путь, который был полон головокружительных побед и громких неудач. Первые эксперименты Циолковского. Покорение техники и физики пионерами космонавтики. Герои, ставшие первыми, и те, кто отдал свою жизнь во имя прогресса. Все это позволило достигнуть того, что мы можем видеть сейчас.
Глава 1.
«Теория космических эр» Константин Эдуардович Циолковский
Изобретатель, выдающийся ученый,
Идейный космонавтики отец,
Великий гений Богом умудренный,
Теории космической творец.
Вклад в космонавтику его бесценен,
Он сделал идеальный, обоснованный прогноз,
Эффект творений несомненен,
Он новое в науку о Вселенной внес.
Труд освоенья космоса подробно разработан,
Конкретных предложений в нем не перечесть,
Он всеобъемлющ и охват идей огромен,
Там все идеи для полетов есть.
Горбовец Марк.
Научные достижения Константина Циолковского:
1. Создание первой в стране аэродинамической лаборатории и аэродинамической трубы.
2. Аэростат, которым можно управлять, дирижабль из цельного металла – разработки Циолковского.
3. Предложил новый проект двигателя с газотурбинной тягой.
4. Более четырех сотен работ по теории ракетостроения.
5. Разработка методики изучения аэродинамических свойств летательных аппаратов.
6.Изложение строгой теории реактивного движения и доказательство необходимости использования ракет для космических путешествий.
7. Разработал старт ракеты с наклонного уровня.
8. Эта разработка применялась в артиллеристских установках типа «Катюши».
9. Работал над обоснованием возможности совершения путешествий в космос.
10.Серьезно занимался изучением реальных межзвездных путешествий.
Награды
Глава 2. Эра освоения человечеством космического пространства.
Сергей Павлович Королев
Наша страна и вся мировая наука в лице академика С.П. Королева имела ученого, с именем которого навсегда будет связано одно из величайших завоеваний науки и техники всех времен – открытие эры освоения человечеством космического пространства.
Академик М.В. Келдыш
С именем Королева связана целая эпоха в освоении космоса.
Советский учёный, Генеральный конструктор, главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР и основоположник практической космонавтики.
В 1955 году (задолго до лётных испытаний ракеты Р-7) С. П. Королёв, М. В. Келдыш, М. К. Тихонравов вышли в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ). Правительство поддержало эту инициативу. В августе 1956 года ОКБ-1 вышло из состава НИИ-88 и стало самостоятельной организацией, главным конструктором и директором которой был назначен С. П. Королёв.
Для реализации пилотируемых полётов и запусков автоматических космических станций С. П. Королёв разработал на базе боевой ракеты семейство совершённых трёх- и четырёхступенчатых носителей.
4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Запуск спутника высоко поднял международный авторитет СССР как страны передовой науки и техники.
«Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества», — сказал позже С. П. Королёв.
Награды.
Первый искусственный спутник Земли
Корпус спутника состоял из двух полусфер диаметром 58 см из алюминиевого сплава со стыковочными шпангоутами, соединёнными между собой 36 болтами. Герметичность стыка обеспечивала резиновая прокладка. На верхней полуоболочке располагались крест накрест две уголковые вибраторные антенны, каждая состояла из двух плеч-штырей длиной по 2,4 м и по 2,9 м, угол между плечами в паре — 70°. Такая антенна обеспечивала близкое к равномерному излучение во всех направлениях, что требовалось для устойчивого радиоприема в связи с тем, что спутник был неориентирован.
Второй искусственный спутник Земли
3 ноября 1957 года запущен второй искусственный спутник, который вывел на орбиту первое живое существо - собаку Лайку.
Лайка.
Для экспериментальных запусков с целью подтверждения безопасности космических полётов предлагались мыши, крысы и собаки. Рассматривался вариант запусков и с обезьянами, но выбор пал на собак, так как они лучше поддаются дрессировке и спокойнее, чем обезьяны.
Конструкторы установили предел массы собак в 6-7 кг, однако маленькие породистые собаки не годились для полёта: чаще всего они были изнежены, слишком требовательны к пище и недостаточно выносливы. Поэтому собак отбирали из приюта для бездомных животных. По рекомендациям специалистов по кино-, фото- и телеаппаратуре решено было отбирать белых собак, потому что белые лучше выглядели в кадре. Из всех белых затем отсеивали по результатам тренировок в барокамерах, на центрифугах и вибростендах.
Настоящая кличка собаки была Кудрявка, но персонал переименовал её в Лайку из-за звонкого лая. Перед полётом Лайке сделали операцию, в ходе которой установили датчики дыхания на рёбра и датчик пульса около сонной артерии.
Лайка была жива в течение 4 витков вокруг Земли. Из-за ошибки расчёта площади спутника и отсутствия системы терморегулирования температура за это время поднялась до 40°C. Собака умерла от перегрева. Сам же спутник совершил 2370 витков вокруг Земли, затем сгорел в атмосфере 14 апреля 1958 года.
Пресса в СССР не сразу осознала значимость события. ТАСС официально сообщило о запуске «Спутника-2» в тот же день, но в статье сначала было перечислено всё научно-исследовательское оборудование и только в конце было написано, что на борту находится собака по кличке Лайка. В западной же прессе это стало сенсацией. В статьях выражали восхищение ею и одновременно переживали. «Самая лохматая, самая одинокая, самая несчастная в мире собака» — так писала «The New York Times» в своём номере от 5 ноября 1957 года.
В течение 7 дней СССР передавал данные о самочувствии уже мёртвой собаки. Только спустя неделю с момента запуска СССР сообщил о том, что якобы усыпили Лайку. Это вызвало небывалый шквал критики в западных странах со стороны защитников животных. В Кремль пришло много писем с протестами против жестокого обращения с животными и даже с саркастическими предложениями послать Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущёва в космос вместо собаки.
Памятник Лайке находится около метро «Динамо» в Москве, возле КПП Института военной медицины Министерства обороны РФ.
Первые четвероногие «космонавты».
Белка и Стрелка.
20 августа 1960 года на Землю вернулись запущенные в космос собаки Белка и Стрелка. Благодаря их полету ученые получили достаточные сведения о пребывании живых существ в космическом пространстве, а Белка и Стрелка стали знаменитыми на весь мир.
До знаменитого полета Белки и Стрелки в космос советские ученые организовывали 27 суборбитальных запусков. Больше половины этих экспериментов были удачными, а в остальных случаях животные гибли. В качестве космонавтов использовали беспородных дворняжек, которые раньше жили в собачьих питомниках. Дворняжкам отдавалось предпочтение потому, что эти животные прошли естественный отбор при жизни на улице, имели крепкое здоровье, ели все что угодно, лояльно относились к людям и были очень смекалистыми.
Полет Белки и Стрелки стал первым, когда за космонавтами с Земли велось видеонаблюдение. Данные, передававшиеся с корабля-спутника во время прохождения зоны действия наземных приемных пунктов, записывались на кинопленку.
Во время полета Стрелка чувствовала себя нормально, но Белка после четвертого витка вокруг Земли стала очень беспокойной. Собака забилась, пытаясь освободиться от крепления. Ее самочувствие резко ухудшилось. После этого корабль с собаками на борту совершил еще 13 витков вокруг Земли, а по возвращении медики сразу провели полное обследование космонавток. Однако никаких отклонений в анализах у собак не было.
Впоследствии, именно поведение Белки повлияло на решение провести лишь одновитковый полет вокруг Земли первого космонавта-человека.
После удачного полета Белка и Стрелка жили в Институте авиационной и космической медицины. Их часто возили в детские сады, школы и дома ребенка для того, чтобы показать первых космонавтов детям. Через несколько месяцев после полета у Стрелки родились вполне здоровые и крепкие щенки. Шесть штук. Дочь стрелки - Пушинку - Никита Хрущев подарил жене американского Президента Жаклин Кеннеди. И Белка, и Стрелка прожили до глубокой старости и умерли своей смертью. Чучела собак находятся в Мемориальном музее космонавтики в Москве.
Шимпанзе Хэм
31 января 1961 года Хэм был помещён в космический корабль «Меркурий-Редстоун-2» (англ. Mercury-Redstone 2) и запущен в космос с космодрома на мысе Канаверал. Это был суборбитальный полёт. Корабль достиг высоты 157 миль (253 км). Полёт продолжался 16 минут 39 секунд. Дальность полёта — 422 мили (679 км). Хотя в кабине корабля упало давление воздуха, Хэм не пострадал от этого, так как был одет в скафандр. Корабль «Меркурий» с Хэмом на борту приводнился в Атлантическом океане и был поднят на спасательное судно.Полёт Хэма был предпоследней репетицией перед первым суборбитальным полётом американского астронавта в космос, последним из шимпанзе летал Энос.
Кошка Фелисетт
Чёрно-белая кошка Фелисетт является единственным представителем вида, чей полёт в космос достоверно подтверждён. Запуск кошки осуществил 18 октября 1963 года французский Учебный и научно-исследовательский центр авиационной медицины(CERMA). Ракета-носитель Véronique AG1 стартовала с космодрома Хаммагир и менее чем за 15 минут поднялась на высоту 160 км. Здесь произошло отделение капсулы с кошкой. Затем капсула на парашюте опустилась на землю, где была найдена поисковой командой.
Для контроля состояния кошки во время полёта ей в мозг были имплантированы электроды. После полёта она была доставлена в CERMA, где её изучали в течение двух-трёх месяцев. Для дальнейшего продолжения исследований она была усыплена.
Изначально, для исключения личного фактора в исследованиях, все кошки, участвовавшие в космической программе Франции, имён не имели. После полета британская пресса называла животное «астрокошкой», а затем у неё появилось имя Фелисетт.
Первый отряд космонавтов
Решение об отборе и подготовке космонавтов к первому космическому полёту на космическом корабле «Восток» было принято в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 22-10 от 5 января 1959 года и в Постановлении Совета Министров СССР № 569—264 от 22 мая 1959 года.
Отбор и подготовка будущих космонавтов были поручены Военно-воздушным силам (ВВС) Вооружённых Сил СССР. Непосредственно отбор был поручен группе специалистов Центрального военного научно-исследовательского авиационного госпиталя (ЦВНИАГ). Отбором будущих космонавтов занимались: Е. Карпов, В. Яздовский, Н. Гуровский, О. Газенко, А. Генин и др. В космонавты выбирали военных лётчиков-истребителей в возрасте до 35 лет, ростом до 175 см, весом до 75 кг. (По другим данным: возраст до 30 лет, рост до 170 см, вес до 70 кг).
В процессе первичного отбора были рассмотрены документы на 3461 лётчика истребительной авиации. Для первичной беседы были отобраны 347 человек. По результатам бесед и амбулаторного медицинского обследования к дальнейшему медицинскому отбору были допущены 206 лётчиков, которые проходили окончательное стационарное обследование в ЦВНИАГ в период октябрь 1959 — апрель 1960. За это время отказались быть космонавтами 72 человека, не прошли по предъявленным медицинским требованиям 105 человек. Полностью все этапы медицинского обследования прошли 29 человек.
11 января 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС К. А. Вершинина была сформирована войсковая часть 26266, задачей которой была подготовка космонавтов. Впоследствии эта часть была преобразована в Центр подготовки космонавтов ВВС (ЦПК). 24 февраля 1960 года начальником ЦПК был назначен полковник медицинской службы Евгений Карпов.
Мандатной комиссией были отобраны 20 человек.
7 марта 1960 года в первый отряд космонавтов были зачислены двенадцать человек — Иван Аникеев, Валерий Быковский, Борис Волынов, Юрий Гагарин, Виктор Горбатко, Владимир Комаров, Алексей Леонов, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович, Герман Титов, Георгий Шонин.
9 марта — Евгений Хрунов.
25 марта — Дмитрий Заикин, Валентин Филатьев.
28 апреля — Павел Беляев, Валентин Бондаренко, Валентин Варламов, Марс Рафиков.
17 июня — Анатолий Карташов.
В первом отряде космонавтов были 9 лётчиков ВВС, 6 лётчиков ПВО и 5 лётчиков авиации ВМФ. На момент зачисления самому старшему, Павлу Беляеву, было 34 года, самому младшему, Валентину Бондаренко — 23 года.
Первый полет человека в космос
12 апреля 1961 г. С. П. Королёв снова поразил мировую общественность. Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток-1», он реализовал первый в мире полёт человека в космос — гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина — по околоземной орбите. Ракета-носитель «Восток» с кораблём «Восток-1», на борту которого находился Гагарин, была запущена с космодрома Байконур. После 108 минут полёта Гагарин успешно приземлился в Саратовской области, неподалёку от города Энгельса. Сергей Павлович в решении проблемы освоения человеком космического пространства не спешил. Первый космический корабль сделал только один виток: никто не знал, как человек будет себя чувствовать при столь продолжительной невесомости, какие психологические нагрузки будут действовать на него во время необычного и неизученного космического путешествия.
Три сообщения ТАСС
Было заготовлено три варианта сообщения ТАСС (Телеграфное агентство Советского Союза) о полете человека в космос.
Первое - торжественное, "успешное".
Второе - на тот случай, если корабль не выйдет на орбиту и упадет где-нибудь в тайге или океане. В этом сообщении ТАСС было обращение к правительствам стран с просьбой помочь в поиске космонавта.
И, наконец, третий вариант - о трагической гибели первого космонавта.
Многих выдающихся людей, стоявших у истоков нашей космической программы, уже нет в живых, но жива память о них и память о ликовании, охватившем весь советский народ в тот день 12 апреля 1961 года, – говорит летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Георгий Гречко. – Жива память о подвиге Юрия Гагарина, поскольку первый полет в космос был настолько настоящим, великим подвигом, жива память о чудесной гагаринской улыбке и его легендарном «Поехали!».
За подготовку первого полёта человека в космос С. П. Королёв был вторично удостоен звания Героя Социалистического Труда (Указ не публиковался).
Вслед за первым полётом Ю. А. Гагарина 6 августа 1961 года Германом Степановичем Титовым на корабле «Восток-2» был совершён второй космический полёт, который длился одни сутки. Опять — скрупулёзный анализ влияния условий полёта на функционирование организма. Затем совместный полёт космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4», пилотируемых космонавтами А. Г. Николаевым и П. Р. Поповичем, с 11 по 12 августа 1962 года; между космонавтами была установлена прямая радиосвязь. На следующий год — совместный полёт космонавтов В. Ф. Быковского и В. В. Терешковой на космических кораблях «Восток-5» и «Восток-6» с 14 по 16 июня 1963 года: изучается возможность полёта в космос женщины. После полёта С. Королёв сказал своей жене, что женщинам в космосе не место.
С 12 по 13 октября 1964 года на более сложном космическом корабле «Восход» в космосе был экипаж из трёх человек различных специальностей: командира корабля, бортинженера и врача.
Первый в мире выход в открытый космос состоялся 18 марта 1965 года во время полёта корабля «Восход-2» с экипажем из двух человек. Космонавт А. А. Леонов в скафандре вышел через шлюзовую камеру и находился вне корабля около 20 минут.
Первая в открытом космосе
Светлана Савицкая в космос летала два раза. Первая миссия длилась с 19 по 27 августа 1982 года в качестве космонавта-исследователя на корабле "Союз Т 7" и орбитальной станции "Салют 7". А второй ее космический полет прошел с 17 по 29 июля 1984 года в качестве бортинженера корабля "Союз Т 12" и орбитальной станции "Салют 7" совместно с Владимиром Джанибековым и Игорем Волком.
25 июля 1984 года впервые в мире женщина-космонавт Савицкая осуществила выход в открытый космос, пробыв вне космического корабля 3 часа 35 минут.
"Это был основной, ключевой элемент моего второго полета. Собственно говоря, ради того чтобы был обеспечен приоритет нашей страны в этом важном разделе космической деятельности, чтобы первая советская женщина вышла в открытый космос", — сказала она.
По словам Савицкой, идея выйти в открытый космос возникла у нее после ее первого полета на орбиту в 1982 году. "Я видела скафандр, видела отсек, понимала, что это можно сделать. А учитывая, что американцы начинали летать на "Шаттлах" и через года-полтора собирались уже в экипаж включать и женщину, то я, конечно, понимала, что любой нормальный руководитель космической программы в Америке, конечно, решил бы вот эту "клеточку" незанятую, достижение такое этапное, включить бы в свою программу", — сказала она.
Светлана Савицкая - дважды Герой Советского Союза. Полковник авиации (1984). Член КПСС/КПРФ с 1975 года. Депутат Верховного Совета СССР (1989—1991). Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации II, III, IV, V, VI созывов от КПРФ (с 1996 года.) Единственная женщина — дважды Герой Советского Союза за всю историю СССР.
169 дней в космосе
Елена Кондакова совершила два полета в космос. Первый - в октябре 1994 года на космическом корабле "Союз ТМ-20". На Землю она вернулась в марте 1995 года, установив рекорд по продолжительности полета среди женщин - 169 дней 5 часов и 35 секунд. По итогам полета Кондакова была удостоена звания героя Российской Федерации за проявленное мужество и героизм во время осуществления полета с целью мирного освоения космического пространства.
Второй полет Кондаковой состоялся в мае 1997 года на американском космическом корабле многоразового использования "Атлантис" по программе шестой орбитальной стыковки со станцией "Мир".
Первая россиянка на МКС
Елена Серова - четвертая в отечественной космонавтике женщина на орбите Земли и первая россиянка на МКС. Путь к осуществлению мечты занял у Елены около восьми лет - в декабре 2006 года она была зачислена в отряд космонавтов РКК "Энергия" на должность кандидата в космонавты-испытатели.
В сентябре прошлого года Елена стартовала в качестве бортинженера пилотируемого корабля "Союз ТМА-14М". В 12 марте 2015 года экипаж "Союза ТМА-14М" благополучно вернулся из экспедиции. На МКС россиянка провела 169 суток.
Владимир Путин издал указ о награждении за мужество и героизм, проявленные во время длительного полета на Международной космической станции, званием Герой России. 15 февраля 2016 года состоялось торжественное вручение награды.
Лунный проект
Ещё в середине 1950-х годов Королёв вынашивал идеи запуска человека на Луну. Соответствующая космическая программа разрабатывалась при поддержке Н. С. Хрущёва. Однако эта программа так и не была реализована при жизни Сергея Павловича из-за отсутствия единоначалия. Программа разрабатывалась под руководством Минобороны СССР, в котором Королёв не работал, разногласий с главным конструктором ракетных двигателей В. П. Глушко, а также смены руководства КПСС — Л. И. Брежнев не придавал лунной программе такого значения, как Хрущёв. После смерти Сергея Павловича программа запуска космонавтов на Луну была постепенно свёрнута. Советская программа освоения Луны в дальнейшем производилась с помощью беспилотных космических аппаратов. СССР проводил изучение Луны с помощью двух радиоуправляемых самоходных аппаратов, «Луноход-1» в ноябре 1970 г. и «Луноход-2» — в январе 1973 г. «Луноход-1» проработал 10,5 месяцев, «Луноход-2» — 4,5 месяцев. Оба аппарата передали достаточное количество данных о лунном грунте и фотоснимков лунного рельефа.
Многоразовые космические корабли.
205 минут триумфального полета
Первый полет «Бурана» должен был состояться 29 октября 1988 года, но на последней минуте старт был отменен из-за неполадки. Еще 17 дней ушло на поиск и исправление недочета. Несмотря на надвигающиеся на космодром дождь с ветром старт 15 ноября прошел успешно. С помощью ракеты-носителя в штатном режиме космоплан вышел на орбиту, совершил два витка вокруг Земли и с высокой точностью приземлился на посадочную полосу.
Полет и посадка проходили полностью в автоматическом режиме, весь полет занял 205 минут. Перед самым приземлением «Буран» заставил наблюдателей поволноваться, резко сменив направление и на время пропав из поля зрения антенн. Кто-то в центре управления полетами уже начал составлять сообщения о неудавшемся полете, кто-то готовился взорвать «Буран» − такое распоряжение было на случай полного отказа оборудования. Но корабль лишь развернулся и зашел на посадку с другой стороны аэродрома. Такой маневр был заложен в бортовой компьютер «Бурана». Далее системы с ювелирной точностью посадили корабль, отклонившись от плана всего на несколько метров.
Автоматический полет «Бурана» был занесен в Книгу рекордов Гиннесса и является непревзойденным до сих пор. К сожалению, этот полет оказался единственным. Наступили перестроечные времена, и на дорогостоящий проект не осталось средств. Полеты как на «Буране», так и на «Шаттлах» оказались нерентабельными. К тому же носившая военный характер программа уже была не актуальна в эпоху разрядки международных отношений. В 1993 году программа «Буран» была полностью свернута.
Сегодня еще живы те, кто работал над «Бураном», и они передают знания молодым. Заделы по «Бурану» не растрачены окончательно. Системы автоматического пилотирования, разработанные для космоплана, используются в современных истребителях и беспилотниках. Сотни других технологий, появившихся благодаря «Бурану», используются в различных сферах. А тема многоразовых космических кораблей продолжает развиваться, и, возможно, когда-то в космос полетит новый «Буран».
Глава 3.
Трагические страницы в истории покорения космоса.
Катастрофы в космонавтике.
Изучение космоса — деятельность, связанная с повышенной опасностью, которую не удалось избежать ни нам, ни американцам.
24 октября 1960 г. на космодроме Байконур произошла авария с многочисленными человеческими жертвами при подготовке к первому испытательному запуску межконтинентальной баллистической ракеты Р-16. За 30 минут до запланированного запуска произошёл несанкционированный пуск двигателя второй ступени Р-16. Произошло разрушение баков первой ступени и взрывообразное возгорание компонентов ракетного топлива. В пожаре, по официальным данным, погибло 74 человека. Позже от ожогов и ран скончалось ещё четыре человека. Среди погибших были: главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения Главный маршал артиллерии М.И. Неделин, заместитель начальника полигона инженер-полковник А.И. Носов, начальники 1-го и 2-го управлений полигона инженер-полковники Е.И. Осташев и Р.М. Григорьянц, заместители Главного конструктора ОКБ-586 Л.А. Берлин и В.А. Концевой, заместитель главного конструктора ОКБ-456 Г.Ф. Фирсов, главный конструктор ОКБ-692 Б.М. Коноплёв. После того как 24 октября 1963 года на полигоне произошла катастрофа МБР Р-9А с человеческими жертвами, этот день считается «чёрным» днём в космонавтике. В этот день принято вспоминать не только жертв неделинской катастрофы, но и всех, кто погиб при освоении космоса.
27 января 1967 г. в ходе наземных испытаний загорелся корабль «Аполлон-1». В огне погибли астронавты Верджил Гриссом, Эдвард Уайт и Роджер Чэффи.
24 апреля 1967 г. при завершении программы полёта на корабле «Союз – 1» во время спуска на Землю погиб лётчик-космонавт дважды Герой Советского Союза (второй раз посмертно) В.М. Комаров. На большой скорости из-за нераскрытия купола основного парашюта космический корабль врезался в землю в пустынной местности в Адамовском районе Оренбургской области. На месте гибели сооружен памятный комплекс. За героизм, мужество и отвагу, проявленные при осуществлении полёта, награждён второй медалью «Золотая Звезда». Международный комитет по аэронавтике и космическим полётам отметил подвиг космонавта орденом «Роза ветров» с бриллиантами.
27 марта 1968 г. в тренировочным полёте на самолёте МиГ-15УТИ (учебно-тренировочный истребитель) вблизи г. Киржач погибли первый космонавт Земли лётчик-космонавт СССР Герой Советского Союза Ю.А. Гагарин и лётчик-испытатель командиром полка Герой Советского Союза В.С. Серёгин
30 июня 1971 г. при спуске аппарата «Союз-11» произошла разгерметизация в результате которой погиб экипаж корабля в составе: командир: Г.Т. Добровольский – Герой Советского Союза; бортинженер: В.Н. Волков – дважды Герой Советского Союза инженер-исследователь: В.И. Пацаев – Герой Советского Союза.
28 января 1986 г. мир потрясла катастрофа, произошедшая с шаттлом «Челленджер». На 73-й секунде полёта из-за негерметичности уплотнителя одного из твердотопливных ускорителей космический челнок с семью астронавтами на борту взорвался. В тот страшный день в небе над Флоридой погибли Фрэнсис Скоби, Майкл Смит, Рональд Макнейр, Эллисон Онизука, Грегори Джарвис, Джудит Резник и Кристи Маколифф – школьная учительница, которая стала первым в истории NASA гражданским членом экипажа шаттла.
1 февраля 2003 г. космический челнок «Колумбия» возвращался на землю после 16-дневного полета. Центр управления полётом потерял связь с шаттлом за 16 минут до его приземления. В 14 часов по Единой шкале времени корабль стал разваливаться в воздухе, а через 24 секунды взорвалась герметичная кабина экипажа, и все семь человек погибли. Гибель семерых космонавтов (Рик Хазбенд (Rick D. Husband), Вильям Мак Кул (William C. McCool), Илан Рамон (Ilan Ramon), Дэвид Браун (David M. Brown), Майкл Андерсон (Michael P. Anderson), Лорел Кларк (Laurel B. Clark), Калпана Чаула (Kalpana Chawla) потрясла не только население США. Национальный траур был объявлен в Израиле, поскольку в состав космического экипажа входил первый израильский космонавт Илан Рамон. Трагедия вызвала большой общественный резонанс в Индии, ибо в составе экипажа «Челнока» была американка индийского происхождения Калпана Чаула.
27 января 1967 «Апполон-1» погибли 3 человека-пожар при взлете
24 апреля 1967 «Союз-1»погиб 1 человек- при посадке
30 июня 1971 «Союз-11» погибли 3 человека-разгерметизация при посадке
28 января 1986 «Челленджер» -жертвы 7 человек- взрыв через 71 секунду при взлете
1 февраля 2003 «Колумбия» погибли 7 человек-взрыв при посадке.
Заключение
История освоения космоса — самый яркий пример торжества человеческого разума над непокорной материей в кратчайший срок. С того момента, как созданный руками человека объект впервые преодолел земное притяжение и развил первую скорость, чтобы выйти на орбиту Земли, прошло всего лишь чуть более шестидесяти лет — ничто по меркам истории!
Космос — это грандиозные проекты.
Космос — это сложные технологии.
Космос — это значимые люди.
Космос — это славная история и перспективное будущее.
Вывод
В результате проведения своей исследовательской работы, я выяснил, что истинная оценка свершенному в освоении космоса принадлежит будущему. Но мне ясно одно – имена К. Э. Циолковского, С.П. Королева, первых космонавтов Земли – Ю.А. Гагарина, Г. Титова, А. Леонова и других навечно останутся в памяти людей.
VII Список используемой литературы
Циолковский К.Э. Черты из моей жизни. - Калуга: Золотая аллея, 207 – 224 с.
Первые в мире. Документы Государственного архивного фонда СССР. Страницы космических стартов. Фотоальбом
https://gagadget.com/science/21931-pochemu-chelovechestvu-nuzhno-izuchat-kosmos/
Стихи о К.Э. Циолковском
http://chto-takoe-lyubov.net/stixi-o-cziolkovskom-konstantine-eduardoviche/
Циолковский Константин Эдуардович
https://ru.wikipedia.org/wiki/Циолковский,_Константин_Эдуардович
Фелисетт
https://ru.wikipedia.org/wiki/Фелисетт
Хэм
https://ru.wikipedia.org/wiki/Хэм_(шимпанзе)
Первый отряд космонавтов СССР
https://ru.wikipedia.org/wiki/Первый_отряд_космонавтов_СССР
Лайка
https://ru.wikipedia.org/wiki/Лайка_(собака-космонавт)
Гагарин Юрий Алексеевич
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гагарин,_Юрий_Алексеевич
Белка и Стрелка
https://ru.wikipedia.org/wiki/Белка_и_Стрелка
Королёв Сергей Павлович
https://ru.wikipedia.org/wiki/Королёв,_Сергей_Павлович
https://www.tvc.ru/news/show/id/70525
https://infourok.ru/tragicheskie-dati-v-istorii-razvitiya-kosmosa-3064255.html
Приложение 1
Фамилия И. О. | Родился | Скончался | Зачислен | Отчислен/ | Первый полёт/ |
1933-02-12 | 1992-08-20 | 1960-03-07 | 1963-04-17 | дисциплина | |
1925-06-26 | 1970-01-10 | 1960-04-28 | 1970-01-10 | 1965-03-18 | |
1937-02-16 | 1961-03-23 | 1960-04-28 | 1961-03-23 | погиб | |
1934-08-02 | 2019-03-27 | 1960-03-07 | 1982-01-26 | 1963-06-14 | |
1934-08-15 | 1980-10-02 | 1960-04-28 | 1961-03-06 | здоровье | |
1934-12-18 | 1960-03-07 | 1990-05-30 | 1969-01-15 | ||
1934-03-09 | 1968-03-27 | 1960-03-07 | 1968-03-27 | 1961-04-12 | |
1934-12-03 | 2017-05-17 | 1960-03-07 | 1982-08-28 | 1969-10-12 | |
1931-04-29 | 2013-10-20 | 1960-03-25 | 1969-10-25 | здоровье | |
1932-08-25 | 2005-12-11 | 1960-06-17 | 1961-04-07 | здоровье | |
1927-03-16 | 1967-04-24 | 1960-03-07 | 1967-04-24 | 1964-10-12 | |
1934-05-30 | 2019-10-11 | 1960-03-07 | 1982-01-26 | 1965-03-18 | |
1934-03-31 | 1966-02-18 | 1960-03-07 | 1963-04-17 | дисциплина | |
1929-09-05 | 2004-07-03 | 1960-03-07 | 1982-01-26 | 1962-08-11 | |
1930-10-05 | 2009-09-30 | 1960-03-07 | 1982-01-26 | 1962-08-12 | |
1933-09-29 | 2000-07-23 | 1960-04-28 | 1962-03-24 | дисциплина | |
1935-09-11 | 2000-09-20 | 1960-03-07 | 1970-06-17 | 1961-08-06 | |
1930-01-21 | 1990-09-15 | 1960-03-25 | 1963-04-17 | дисциплина | |
1933-09-10 | 2000-05-19 | 1960-03-09 | 1980-12-25 | 1969-01-15 | |
1935-08-03 | 1997-04-06 | 1960-03-07 | 1979-04-28 | 1969-10-11 |
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Два морехода
Самодельный телефон
Горка
О путнике