Нравственность должна быть полярной звездой науки.С. Буффлер
Вложение | Размер |
---|---|
«Языковая картина мира ребенка дошкольного возраста». | 52.05 КБ |
«Языковая картина мира ребенка дошкольного возраста». | 735.03 КБ |
Тема: «Языковая картина мира ребенка дошкольного возраста».
Основной идеей, вдохновившей Лео Вайсгербера, была идея идиоэтничности языка и его содержания. Данное предположение он сделал на основании трудов В. фон Гумбольта о внутренней форме языка.
Именно на данной теории и была построена теория языковой картины мира. Он утверждает, что словарный запас одного языка совместно с языковыми знаками и совокупностью понятийных мыслительных средств, которыми располагает языковое сообщество. И в течение времени носитель языка изучает этот словарь. И в указанном случае, можно сказать, что язык содержит в себе определенную картину мира и передает ее всем членам сообщества- носителям языка. Данной теорией Вайсгербер указывает на мировоззренческую, субъективно-национальную, идиоэтническую стороны языковой картины мира. К разработке своей теории он приступил в 30-е гг. прошлого столетия. В статье «Связь между родным языком, мышлением и действием» он уже вписывает картину мира в сам язык. Л. Вайсгербер полагает, что в каждом языке представлена особая точка зрения, с которой народ, создававший язык смотрел на окружающее пространство. И таким образом, мир остается завуалированным. Вайсгербер однако не отождествлял понятия научной и языковой картин мира, но усматривал в языке некоторую силу, воздействующую на человеческое сознание во всех сферах духовной культуры, включая и науку. Исследователь указывал и на такой факт, что разница между языком и наукой не столь и велика. А научная картина мира отличается от языковой степенью универсальности и идиоэтничности[4].
Наука направлена на универсальность и имеет основную цель: объективную истину. Наука, несомненно, должна быть полностью очищена от примесей субъективного характера.
В отличие от науки, язык обречен на идиоэтнизм. Чтобы сблизить эти понятия, как утверждает Л. Вайсгербер, нужно добавить универсальности в язык, либо незначительно уменьшить ее в науке.
В результате, можно сказать, что люди, если бы они были лишены своих этнических и индивидуальных особенностей смогли бы познать истину, но по причине отсутствия такого рода возможностей, они никогда не смогут постичь данную истину.
С точки зрения Вайсгербера, люди, стремящиеся освободится навсегда от родного языка, обречены на провал [4].
В результате, Л. Вайсгербер предложил строить научную картину мира исходя из языковой. Язык он понимал, как промежуточный мир между человеком и миром внешним. Мир он видит сквозь родной язык.
Мировоззренческая составляющая языковой картины мира легче обнаружить в лексической системе языка. В языке есть такие понятия как трава и сорняк и следовательно, ребенок воспринимает мир и мнение о травах, в соответствии с представлениями его предков. И каждым подобным образом ребенку передаются мнения и точки зрения на тот или иной факт от предков. И ребенок воспринимает данную точку зрения, исходя из того, что она является единственной и правильной и формулируется в единую картину мира.
Свою задачу Л. Вайсгербер видел отнюдь не в том, чтобы своей работой способствовать преодолению в сознании человека их собственных языковых картин мира и их вытеснению научной картины мира. Всю жизнь он пытался показать непреодолимую силу языковой картины мира на сознание и восприятие ее носителей.
Автором гипотезы лингвистической относительности является Эдвард Сепир совместно с Бенджаменом Ли Уорфом. В основе их концепции стоит структура языка, которая определяет структуру мышления и способ познания внешнего мира. Согласно разработанной в прошлом веке концепции, логический строй мышления осуществляется языком. И определенный характер познания окружающей действительности зависит непосредственно от языка. Исходя из этого, можно сказать, что определение действительности мира осуществляется через собственный язык. Язык представляет собой итог отражения человеком окружающего мира. Именно Э. Сепир настаивал на тирании языка. Именно язык обладает властью над ориентацией человека в мире.
Основные разнообразия в дроблении мира могут быть объяснены посредством ассоциативных различий отличием языкового материала, оставшимся от прежних поколений и эпох, а так же следов других языков.
Как утверждают исследователи, форма и категория мышления имеют множество сходств у всех народов, хотя язык определяет мироощущение каждого из носителей и именно язык регулирует процессы понимания, само осмысления и мышления.
И как указали исследователи, именно в детстве язык оказывает влияние на познавательную способность и деятельность ребенка. Так ребенок, выросший в Сибири, воспринимает мир как большую часть времени это снежное время и вырабатывает различные формы снега (белый, грязный, мягкий, растаявший). Исследователи слишком большую роль придавали языку как единственному инструменту познания мира. Следует же отметить, что познавательная деятельность человека может осуществляться и без языка. Так процесс наблюдения может являться инструментом познания. Можно утверждать, что власть языка не настолько является тиранической и наряду с вербальным существует и невербальный путь познания.
Как таковой сам термин языковой картины мира был введен Л. Вайсгербером, как было указано в предыдущем параграфе. В работах Э. Сепира понятие языковой картины мира присутствует в некоторых случаях.
Б. Уорф придавал не малое значение классификационной стороне языковой картины мира. Этот факт помог ему в сравнении языковой картины мира с научной. Обе указанные картины мира представляют собой некоторую систему изучения окружающего мира. Из этого следует, что и та и другая картины мира тесно соприкасаются с моделированием мира и в этом и есть их сходство [6].
Таблица 1 – Основные черты научной и языковой картин мира по исследованиям Б. Уорфа
№ | Научная картина мира | Языковая картина мира |
1. | Тесно соприкасается с моделированием мира. | Тесно соприкасается с моделированием мира. |
2. | Результат деятельности ученых. | Результат деятельности носителей языка, которые создали и преобразовали язык. |
3. | Отражение научного сознания. | Отражение обыденного сознания. |
4. | Истина универсальна, а следовательно научные картины мира стремятся к монизму. | По возрасту старше научной картины мира. |
5. | Превосходит по степени информационной насыщенности. | |
6. | Всегда разнообразны языковые картины мира, а следовательно множественны во мнениях. |
Вышеприведенные признаки языковой картины мира сформировали определенное мнение Б. Уорфа, о том что, языковые картины мира, а не действительность в целом должны стать основным источником научных знаний.
Б. Уорф опустил фактор познания за счет преувеличения роли языка перед развитием науки. Нельзя опускать тот факт, что Уорф был сторонником языкового плюрализма.
В науке Западных развитых стран установилась ситуация, когда основное предпочтение отдают категориям и подкатегориям, имеющим место к индоевропейским языкам. Получается, что Западная культура произвела обобщающий анализ всей картины мира без учета особенностей языков других стран. Западная культура считает выполненный анализ правильным и бесповоротным, окончательным в своем решении. И единым верным выходом из сложившейся ситуации лежит через все другие языки, которые пришли в конечном итоге к одинаковым выводам, как считает Уорф.
Из этого следует, что Б. Уорф призывал всех ученых становиться языковедами, чтобы во множестве языков можно было найти категории осмысленные в повседневном опыте носителей.
В данном параграфе будут представлены основные представления о языковой картине мира со стороны Ю.Д. Апресяна.
Как язык представляет определенный способ восприятия и организации мира. Все значения, которые выражаются в нем, складываются в некоторую единую систему взглядов или можно сказать некоторую философию коллектива, которая представляется как обязательная для всех носителей языка.
Через призму своих собственных языков носители могут видеть мир в различных аспектах по причине свойственной языку концептуализации.
Во многих существенных отношениях языковая картина мира является более обыденной, отличной от научной картины мира. При этом обыденность не показатель ее примитивности. Например, представления о внутреннем мире человека, которые являются результатом и опытом жизнедеятельности многих поколений на протяжении многих веков и способные служить некоторыми проводниками в настоящий мир [1].
Апресян вводит такую характеристику как наивность языковой картины мира. И в наивной картине мира он выделяет наивную геометрию, физику, этику. И так заповеди наивной этики реконструируются на основании сравнительной характеристики пар слов, являющихся наиболее близких по смыслу, с учетом того, что одно является нейтральным, а другой оценочным. Можно привести следующий пример.
Такие слова как хвалить и льстить, гордиться и кичиться. В результате анализа приведенных слов, можно сказать, что «нехорошо преследовать узкокорыстные цели».
Особенно интересен образ самого человека, который был создан русской языковой картиной мира. В результате рассмотрения широкого круга русской лексики, которая рассматривает действия и состояния человека, Ю.Д. Апресян предоставляет следующее описание.
Человек в языковой картине мире представляется как особое существо, создающее или выполняющее деятельность. Это три основных и различных вида деятельности: физические, интеллектуальные и речевые. Так же к нему относятся определенные состояния:
1.Восприятие.
2.Желания.
3.Мнения.
4.Эмоции.
А так же следует отметить, что человек реагирует на внешние и внутренние воздействия. В большинстве случаев всем системам соответствует однородная единица семантического метаязыка. Таких систем насчитывается восемь.
1.Физическое восприятие. К данной категории относится зрение, слух, обоняние, осязание. И к чувствам соответственно относятся органы: глаза, ухо, нос, кожа. Базовое составляющее высказывания – воспринимать.
2.Физиологическое состояние. К данной категории относятся: голод, жажда, нужда, боль. И соответственно относятся различные части тела, в данном случае физиологические состояния локализуются в различных частях тела. Базовое составляющее высказывания – ощущать.
3.Физиологические реакции на разного рода воздействия. К данной категории можно отнести следующие реакции: холод, бледность, жар, сердцебиение. И соответственно различные части тела: лицо, сердце, горло, тело.
4.Физические действия и деятельность. В данном случае примером будут следующие действия: отдыхать, бежать, идти, пилить, наливать, кушать. И соответственно данные действия происходят посредством различных частей тела: руки, ноги, голова, все тело.
5.Желания. Примером могут быть: хотеть, предпочитать, стремиться. В большей степени они связаны с потребностями человека и их удовлетворением и относятся, как правило, к телу. Так же желания, направленные на удовлетворение духовных потребностей и локализация их непосредственно в душе человека. Базовое составляющее высказывания – хотеть.
6.Интеллектуальная деятельность и ментальные состояния. Далее приведен пример указанной категории: воображать, представлять, полагать, интуиция, озарение, знать, верить, помнить. Орган, совершающий данную категорию действий – голова, а точнее мозг. Базовое составляющее высказывания – знать, считать.
7.Эмоции. Примером могут быть следующие единицы: бояться, сердиться, ревновать, обижаться. Эмоции классифицируются на низшие и высшие. Низшие эмоции присущи как человеку, так и животному: страх, ярость, удовольствие. Высшие эмоции свойственны только человеку: надежда, стыд, вина. Основная локализация в душе и сердце. Базовое составляющее высказывания – чувствовать.
8.Речь. к данной категории относятся следующие примеры: объявлять, обещать, говорить, объявлять.Базовое составляющее высказывания – говорить [6].
Каждая из приведенных категорий имеет внутреннюю организацию. А так же категории взаимодействуют друг с другом.
В итоге были представлены понятия языковой картины мира различных исследователей. Итоги приведенных и исследованных концепций приведены и обобщены в таблице.
Понятие языковой картины мира объединяет несколько идей.
1.Языковая картина мира отличается от научной.
2.Каждый язык обозначает свою концепцию, изображающую реальность несколько иначе, в отличие от других языков.
Таблица 2 - Сопоставление концепций понятия языковой картины мира
Исследователь | Соотношение языковой и научной картин мира | Невербальная сторона познания | Наука и язык | Свобода человеческого сознания от языковой картины мира | Реконструкция языковой картины мира |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Л. Вайсгербер | Языковая и научные картины мира неравнозначны, однако разница незначительная. Основные различия заключаются в степени универсальности и идиоэтничности. Развитие научной картины мира непосредственно из языковой. | Не признавал | Наука непосредственно подчиняется языку. Этой областью является то место, где научная картина мира значительно отстает от языковой картины мира. | Допускается относительная свобода человеческого сознания от языковой картины мира. | Реконструкция языковой картины мира на синхронической основе и на лексическом материале. |
Б. Уорф | Отождествлял научную и языковую картины мира. Считал, что языковая картина мира должна стать единственным источником научных знаний. | Не признавал | Наука находится на полном подчинении языка. Язык обладает наибольшей степенью влияния на познание. | Свобода не допускается | Непосредственно как на лексическом, так и на грамматическом материале. |
Ю. Д.Апресян | Языковая картина мира отличается от научной и поэтому является наивной. | Признает | Нет определенной структуры. | Допускается относительная свобода. | Только на лексическом материале. |
Таким образом, можно сказать, что первоначально понятие научной картины мира представлялось как достигнутое и доказанное наукой.
В настоящее время под научной картиной мира понимается система представлений о мире, которые вырабатываются и выражаются посредством фундаментальных понятий.
Научную картину мира, как правило, противопоставляют языковой картине мира. Постигая мир, ребенок образует концептуальную картину мира с помощью языка в том числе. В будущем он сравнивает свой опыт с опытом других людей и тем самым корректирует свой собственный опыт.
Языковая картина мира определяется как выполняющая функцию формирования человека в мире, в том числе, систематизации получаемой им информации.
Основные различие между языковой и научной картинами мира особенно четко проявляется при анализе тех слов естественного языка, которые используются в качестве научных терминов.
Мировоззренческая составляющая языковой картины мира легче обнаружить в лексической системе языка. В языке есть такие понятия как трава и сорняк и следовательно, ребенок воспринимает мир и мнение о травах, в соответствии с представлениями его предков. И каждым подобным образом ребенку передаются мнения и точки зрения на тот или иной факт от предков. И ребенок воспринимает данную точку зрения, исходя из того, что она является единственной и правильной и формулируется в единую картину мира.
Таким образом, язык вводит некоторое ограничение субъективного описания мира. Посредством языка человек стремиться приблизиться к объективной точке зрения. Язык субъективен в своем отражении (холодный-горячий, близкий-далекий, добрый-злой). В остальных случаях язык ориентируется на представленную реальность окружающей действительности.
Языковая картина мира непосредственно отражает обывательские, бытовые и повседневные представления о мире, в отличии от научной картины мира, которая представляет собой в большей степени представления о мире, вырабатываемые в науке и выражаемые с помощью фундаментальных понятий и научных методов.
Самая первая и простая речь ребенка может казаться простой лишь со стороны, однако же, она самая сложная и осмысленная. Процесс воспроизведения языка, период его овладения и изучения открывает большие возможности для изучения и анализа его познавательной деятельности. Первая речь ребенка это скорее помощник ему в достижении его желаний, однако, она является как препятствием, так и средством достижения. Согласно исследованиям, первые три года ребенок овладевает речью, содержанием языка, формой. Сначала называются сами вещи, предметы, которые его окружают, а затем добавляются действия.
В языке всегда присутствуют основные современные духовные ценности, в литературе, журналах, которые созданы человеком на всем протяжении его существования.
Процесс овладения речью – это достаточно продолжительный и сложный процесс, в протекании которого в ребенке закладываются определенные ценности, духовные порядки, свое проявление как личности.
По мнению исследователей, ребенок с самого момента рождения является носителем языкового механизма, а его речь вне зависимости от вида языка, протекает согласно одним и тем же стадиям.
Когда ребенок овладевает речью, он формирует в своем сознании определенную картину мира или образ, который формирует для него окружающую действительность. Особо важную роль играет семантика слов.
Именно слово определяет и организует жизнь человека, речь реализует его способ мышления и описывает его картину мира. В качестве главных и первых элементов картины мира ребенка являются объекты природы, явления своего окружения. К тому же картина мира ребенка исходит из его представлений на основе прочитанной литературы.
Значение воспринимаемых и воспроизводимых слов детьми иногда не совпадает со значением слов, воспроизводимым взрослым человеком.
Для мышления ребенка характерны определенные реальные образы, ситуации, связанные с каким-либо словом. В воспроизведении слов ребенок опирается, прежде всего, на определенный факт и ситуацию.
Ребенок воспринимает определенное слово как знак или символ предмета, который включен в некоторую систему отношений с другими предметами и явлениями. Для любого ребенка язык – это некоторое средство осуществления коммуникации, но и в то же время объект наблюдения и познания.
В самом процессе общения для ребенка важны такие факторы как психологический и эмоциональный, а так же эмоционально-чувственные проявления и реакции.
Сам язык как средство общения имеет наименьшее значение для ребенка. Язык как средство общения помогает в полной мере ребенку ориентироваться в мире, где проявляются разного рода отношения, возникающие между людьми. Этот момент способствует проявлению личности и умению понимать чужое эмоциональное состояние, данное проявление способствует сближению и нахождению контакта с другими детьми.
Языковая картина мира современного ребенка представлена в его сознании посредством оценки. Например, если язык является, по мнению ребенка плохим, он должен быть заменен на другой язык, более правильный, который частично поможет в общении.
Исследователи утверждают, что дети в своем развитии проходят стадии становления всего человечества. И это кажется на первый взгляд, в реальности же стадии становления и развития ребенка имеют совершенно другое наполнение.
Дети имеют представление о существование других языков из литературы, специальных детских периодических изданий («Вокруг света», «Всезнайка»), но они актуализируются только в определенного рода ситуации.
Для современного ребенка наличие другого языка как некоторого средства для осуществления коммуникации не является определенно важным, а скорее всего, определяет признак постороннего человека. По результатам исследования около 10% опрашиваемых детей ответили на предложенные им письма на иностранном языке, что нужен человек, который знает этот язык и говорит на нем. Ребенок в своем большем общении определяет язык как эмоциональное чувство и восприятие. Язык ребенок характеризует как ласковый или добрый или злой. Получение новых знаний через детские журналы должно осуществляться посредством языка, который ребенок называет ласковым, добрым с целью формирования в правильных социально-психологических качеств.
Образ самого мира как он есть формируется у человека в течение всей его жизни, в результате всевозможных коммуникаций и различного рода деятельностей.
Когда что-то воспринимая, ребенок не совсем еще может объяснить и сформулировать свои мысли. Его мысли и словарный запас не вписываются в его языковую картину мира. Существует определенный обзор лексических единиц, которые ребенок использует, когда проявляется что-то.
1.Что-то необычное, уникальное, особо редкое.
2.Случайное, неожиданное, непредсказуемое.
Ребенок имеет в определенной мере свой язык, свои представления о предметах и явлениях. Глядя на мир и познавая мир через периодическую литературу, ребенок формирует свой взгляд на окружающий мир, свой стиль общения, образ жизни.
Помимо существующих предметов, здесь живут и вымышленные, созданные и придуманные вещи, которые наделены определенными символами, речью.
В языке примеры выражения необычного и непонятного для маленького ребенка выражаются в детской литературе. Например: «Они сидели в воздухе и попивали чай с баранками» («Смешарики»). Для самого ребенка это действие определенно странное явление, так как ребенок подобного еще не видел, что, следовательно, он не может описать.
Дети-персонажи в детских журналах используют слова-глаголы описывающие восприятие и мышление с отрицательной частицей. Мир, в котором обитает ребенок меняется и растет вместе с ним и, следовательно, меняется отношение к нему. «Джейн не успела ответить, как с ней произошла очень странная вещь. Она вдруг почувствовала, что от смеха она становится все легче, словно ее накачивают воздухом. Это было и странно, и приятно. И ее все больше разбирал смех». (Трэверс «Мери Поппинс»).
Далее представлена структура основных сфер необычных, по мнению ребенка, явлений. Сфера человека:
1.Внутреннее. Примером могут быть странные чувства, ранее не испытываемые. Странные – необычные, непонятные, непредсказуемые.
2.Внешнее. Странный голос, странная одежда. Например: «вас, вероятно, удивляет,почему его так странно зовут? Это имя ему дал Кристофер Робин» (А. Милн «Вини-пух»).
Окружающая ребенка действительность представляет собой особый мир, в котором происходит некая картина, разворачиваются действия. Оценка и интерпретация ситуации с точки зрения ее необычности. «Как это ни покажется странным, мимо окна пролетал толстый человек»( А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»).
Странными дети называют определенные группы явлений, предметов.
1.Не ясный, не поддающийся объяснению.
2.Загадочный.
Все слова соответствуют одному понятию: несоответствие повседневности или обыденному использованию. Так, например, метла для полета Бабы-Яги и для современного ребенка персонаж как Гарри Поттер, она же используется взрослыми, чтобы подметать пол. Все больше современной литературы указывает на неизвестность как устрашающее действие, в литературном смысле усиливающее происходящее действие. Однако, воспринимается ребенком как страх перед неизведанным, перед тем, что вот-вот что-то случится. Усиливаются эмоции ожидания, совместно со страхом предстоящего события.
Детская языковая картина мира особый способ объяснения действительности, особое отображение физических и психических реалий. В языковых единицах детей представлена особая картина видения мира и понимания его со стороны ребенка, чье видение еще не исправлено, не имеющее постороннего вмешательства.
Далее представлен параграф о видении и формировании языковой картины мира ребенка, его понимание основных понятий, которые формируются посредством детских периодических изданий.
В результате исследования специалистов, направленного на выявление сути идей, мыслей детей, их интересов, скрытых позиций.
Детское мировосприятие определено и другими факторами. Социальный фактор. Наибольшее значение здесь определяет семья, именно она формирует основное мироощущение ребенка. И характер обусловлен как речевой, так и не речевой деятельностью, принципом воспитания, обучения. Ребенок в данном случае является не только членом социального общества, но уже и единицей национально- и социально культурного пространства.
В результате представление детьми языковой картины мира и ее непосредственное отношение к собственной культуре. Детская языковая картина мира определяется в детской речи. В результате исследований детской речи по основным направлениям:
1.Анализ грамматической, фонетической и лексико-семантической особенности проявления детской речи.
2.Выявление особенностей грамотного усвоения ребенком определенных грамматических уровней.
3.Выявление и описание индивидуальных лексиконов (детских идиолектов).
Наиболее интересными являются исследования о влиянии на детскую речь и детский лексикон художественной литературы и периодических изданий. Через прочитанные периодические детские издания происходит формирование детской картины мира через усвоение современных рассказов, поступающие ребенку через языковую составляющую.
Представление ребенка о множественности пространств и времени, а так же их некоторой неоднородности удерживаются в сознании ребенка на протяжении жизни до подросткового возраста. Ребенок является творческим человеком и способен на самостоятельное мышление. Ребенок не определен и не знаком с трудностями, а, следовательно, и не знает границ своих возможностей. И формируя детскую языковую картину мира необходимо определять основные понятия о добре и зле, способствовать развитию многосторонней личности.
Ребенок имеет в определенной мере свой язык, свои представления о предметах и явлениях. Глядя на мир и познавая мир через периодическую литературу, ребенок формирует свой взгляд на окружающий мир, свой стиль общения, образ жизни.
Именно слово определяет и организует жизнь человека, речь реализует его способ мышления и описывает его картину мира. В качестве главных и первых элементов картины мира ребенка являются объекты природы, явления своего окружения. К тому же картина мира ребенка исходит из его представлений на основе прочитанной литературы.
Таким образом, можно сказать, что первоначально понятие научной картины мира представлялось как достигнутое и доказанное наукой.
В настоящее время под научной картиной мира понимается система представлений о мире, которые вырабатываются и выражаются посредством фундаментальных понятий.
Научную картину мира, как правило, противопоставляют языковой картине мира. Постигая мир, ребенок образует концептуальную картину мира с помощью языка в том числе. В будущем он сравнивает свой опыт с опытом других людей и тем самым корректирует свой собственный опыт.
Языковая картина мира определяется как выполняющая функцию формирования человека в мире, в том числе, систематизации получаемой им информации.
Основные различие между языковой и научной картинами мира особенно четко проявляется при анализе тех слов естественного языка, которые используются в качестве научных терминов.
Мировоззренческая составляющая языковой картины мира легче обнаружить в лексической системе языка. В языке есть такие понятия как трава и сорняк и следовательно, ребенок воспринимает мир и мнение о травах, в соответствии с представлениями его предков. И каждым подобным образом ребенку передаются мнения и точки зрения на тот или иной факт от предков. И ребенок воспринимает данную точку зрения, исходя из того, что она является единственной и правильной и формулируется в единую картину мира.
Таким образом, язык вводит некоторое ограничение субъективного описания мира. Посредством языка человек стремиться приблизиться к объективной точке зрения. Язык субъективен в своем отражении (холодный-горячий, близкий-далекий, добрый-злой). В остальных случаях язык ориентируется на представленную реальность окружающей действительности.
Языковая картина мира непосредственно отражает обывательские, бытовые и повседневные представления о мире, в отличии от научной картины мира, которая представляет собой в большей степени представления о мире, вырабатываемые в науке и выражаемые с помощью фундаментальных понятий и научных методов.
Именно слово определяет и организует жизнь человека, речь реализует его способ мышления и описывает его картину мира. В качестве главных и первых элементов картины мира ребенка являются объекты природы, явления своего окружения. К тому же картина мира ребенка исходит из его представлений на основе прочитанной литературы.
Слайд 1
Научно-исследовательская работа на тему: «Языковая картина мира ребенка дошкольного возраста». Подготовила: Меджидова Лейла Хаганиевна 7в класс.Слайд 2
Объектом исследования выступает языковая картина мира ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста. Предметом исследования является специфика организации языковой картины мира ребёнка, которая формируется на материале детских журналов. Цель данной работы – выявить особенности формирования языковой картины мира ребёнка посредством детских журнальных изданий. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1. Обзор основных положений и гипотез о языковой картине мира в представлении Л. Вайсгербера , Э. Сепира и Б. Уорфа, Ю.Д. Апресяна. 2. Обзор представлений о формировании языковой картины мира детей. 3. Выявление влияния журнальных источников на формирование языковой картины мира детей. Задачи исследования: 1.Описать основные представления и гипотезы о языковой картине мира в представлении Л. Вайсгербера , Э. Сепира и Б. Уорфа, Ю.Д. Апресяна. 2. Определить формирование языковой картины мира детей. 3.Определить влияние журнальных источников на формирование языковой картины мира детей.
Слайд 3
Таблица 1 – Основные черты научной и языковой картин мира по исследованиям Б. Уорфа : Часть№2 № Научная картина мира Языковая картина мира 1. Тесно соприкасается с моделированием мира. Тесно соприкасается с моделированием мира. 2. Результат деятельности ученых. Результат деятельности носителей языка, которые создали и преобразовали язык. 3. Отражение научного сознания. Отражение обыденного сознания. 4. Истина универсальна, а следовательно научные картины мира стремятся к монизму. По возрасту старше научной картины мира. 5. Превосходит по степени информационной насыщенности. 6. Всегда разнообразны языковые картины мира, а следовательно множественны во мнениях.
Слайд 4
Таблица 2 - Сопоставление концепций понятия языковой картины мира: Исследователь Соотношение языковой и научной картин мира Невербальная сторона познания Наука и язык Свобода человеческого сознания от языковой картины мира Реконструкция языковой картины мира 1 2 3 4 5 6 Л. Вайсгербер Языковая и научные картины мира неравнозначны, однако разница незначительная. Основные различия заключаются в степени универсальности и идиоэтничности . Развитие научной картины мира непосредственно из языковой. Не признавал Наука непосредственно подчиняется языку. Этой областью является то место, где научная картина мира значительно отстает от языковой картины мира. Допускается относительная свобода человеческого сознания от языковой картины мира. Реконструкция языковой картины мира на синхронической основе и на лексическом материале.
Слайд 5
Таблица 2 - Сопоставление концепций понятия языковой картины мира: Б. Уорф Отождествлял научную и языковую картины мира. Считал, что языковая картина мира должна стать единственным источником научных знаний. Не признавал Наука находится на полном подчинении языка. Язык обладает наибольшей степенью влияния на познание. Свобода не допускается Непосредственно как на лексическом, так и на грамматическом материале. Ю. Д.Апресян Языковая картина мира отличается от научной и поэтому является наивной. Признает Нет определенной структуры. Допускается относительная свобода. Только на лексическом материале.
Слайд 6
В языке примеры выражения необычного и непонятного для маленького ребенка выражаются в детской литературе. Например: «Они сидели в воздухе и попивали чай с баранками» (« Смешарики »). Далее представлена структура основных сфер необычных, по мнению ребенка, явлений. Сфера человека: 1.Внутреннее. Примером могут быть странные чувства, ранее не испытываемые. Странные – необычные, непонятные, непредсказуемые. 2.Внешнее. Странный голос, странная одежда. Например: «вас, вероятно, удивляет , почему его так странно зовут? Это имя ему дал Кристофер Робин» (А. Милн «Вини-пух»). Странными дети называют определенные группы явлений, предметов. 1.Не ясный, не поддающийся объяснению. 2.Загадочный.
Слайд 7
Все слова соответствуют одному понятию: несоответствие повседневности или обыденному использованию. Так, например, метла для полета Бабы-Яги и для современного ребенка персонаж как Гарри Поттер ,она же используется взрослыми, чтобы подметать пол. Все больше современной литературы указывает на неизвестность как устрашающее действие, в литературном смысле усиливающее происходящее действие. Однако, воспринимается ребенком как страх перед неизведанным, перед тем, что вот-вот что-то случится. Усиливаются эмоции ожидания, совместно со страхом предстоящего события.
Новогодние гирлянды
Усатый нянь
Одна беседа. Лев Кассиль
Корзина с еловыми шишками
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ