В течение всей нашей жизни мы всегда окружены звуками. Мы говорим и слышим, поэтому речь и слух являются неотъемлемой частью полноценного восприятия картины мира. Не все звуки может услышать человек, но тем не менее все они оказывают влияние на человеческий организм. Это влияние сказывается на нашем самочувствии и здоровье.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа по физике | 29.01 КБ |
XXV учебно-исследовательская конференция
школьников Шарыповского района
«Первые шаги в науку»
Секция: Психология и философия
«Чаша достоверности"
Тема исследования
«Влияние звуков и шумов на организм человека»
Участник: Никульшина Карина Александровна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Парнинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Григория Семеновича Елисеева, 8 класс, e-mail: контактный телефон: _____________ /Никульшина К.А./ Руководитель: Фролова Ольга Ивановна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Парнинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Григория Семеновича Елисеева, учитель физики, e-mail: olivа-62@mail.ru контактный телефон: +79233748022 |
с.Парная, 2019г
Введение
В течение всей нашей жизни мы всегда окружены звуками. Мы говорим и слышим, поэтому речь и слух являются неотъемлемой частью полноценного восприятия картины мира. Не все звуки может услышать человек, но тем не менее все они оказывают влияние на человеческий организм. Это влияние сказывается на нашем самочувствии и здоровье.
Основная часть
Проблема:
Мы постоянно слышим от старших: «Не шумите!», «Ведите себя тише!», «Выключи громкую музыку», «Ребята, тишина!..» и т.д. Наблюдая за поведением учеников на перемене, я видела, как громко они кричат и разговаривают, а взрослые при этом недовольны, как вздрагивают первоклассники, когда громко звенит звонок и как радуются ему ученики на уроке. Я решила выяснить, какое влияние на организм человека оказывают звуки и шумы.
Актуальность:
Долгое время влияние звуков и шумов на организм человека не изучалось, а в начале 20 века начало прогрессировать. Нежелательные звуки и шумы ведут к снижению работоспособности, проблемам сердечнососудистой и центральной нервной системы, остроты слуха, функциональных возможностей работы мозга. В России защита от посторонних звук и шумов обусловлена Законом РФ «Об охране окружающей среды».
Цель: Изучить положительное и отрицательное влияние звука и шума на здоровье человека.
Объект исследования: Шум и звук как явления.
Предмет исследования: Воздействие звука и шума на организм человека.
Задачи:
1. Ознакомится с характеристиками звука и шума.
2. Изучить информацию о влиянии шума и звука на организм человека.
3. Провести анкетирование (опрос) обучающихся и педагогов нашей школы.
4. Подготовить информацию для обучающихся и педагогов о влиянии звуков и шумов на организм человека с целью использования ее на уроках.
1.Шум
Звуки, которые мы слышим ежеминутно, очень разновидные. В своё очередь они делятся на музыкальные звуки и шумы. Музыкальные звуки: музыкальные инструменты, свист, пение и т.п.. Шумы зарождаются во время грозы. Тот же шум шелестящей листвы. Главное различие шума от музыкального тона то, что у шума нет определённой частоты колебаний, т.е. определённой высоты звук.
Звуковые частоты, получаемые ухом человека, лежат интервале от 16 до 20000Гц. Менее 20Гц это инфразвук, который человеческий орган слуха не воспринимает. Источником инфразвуковых колебаний являются: взрывы, грозовые разряды.
Частоты более 20000Гц являются ультразвуком. Встречается он: в шуме водопада, ветра, морской гальки, дождя.
Что представляет из себя шум? Это беспорядочные колебания различной физической природы, отличающиеся сложностью временной и спектральной структуры. Является одной их форм физического загрязнения окружающей среды. Источниками шумов являются: шум лифта, телевизора, громкоговорящие устройства. Шум измеряется в децибелах. Уровень шума в 20-30дБ безвреден для человека. К примеру: человеческий шёпот примерно 20дБ, а негромкая речь 30-40дБ. Разговоры на повышенных тонах 50-60дБ снижают внимание и ухудшают зрение человека. Постоянное воздействие сильного отрицательно влияет на здоровье человека, например: звон в ушах, нервные заболевания, головная боль. Шум подобен яду, который накапливается в организме.
Каждый человек воспринимает шум совершенно по-разному. Зависит от окружающих условий, возраста, настроения и состояния здоровья.
Различают несколько ступеней воздействия шума на организм человека:
- шум, влияющий на механическое повреждение органов слуха;
- шум, вызывающий сильные изменения в органах слуха и приводящий к резким переменам в этой области;
- шум, блокирующий разборчивое восприятие речи;
- шум более низких уровней, производит вредное воздействие на нервную систему и мешает умственному труду и отдыху, в общем.
Шум мешает людям отдыхать и снижает производительность труда. Наиболее чувствительно к действию шума старшее поколение.
В 27 лет на шум реагируют 47% людей, в 28-37 лет - 58%, в 38-50 лет – 63%, а вот в возрасте 58 лет и более – 76% людей.
Наиболее благоприятные для организма человека диапазоны шума:
- для сна и отдыха – 30-40 дБ;
- для умственного труда – 40-50 дБ.
Существует так называемый «школьный шум», при котором уровень интенсивности шума на уроках находится преимущественно в пределах от 50 до 80 дБ. Шум до 40 дБ не вызывает отрицательных изменений, они становятся выраженными при воздействии шума в 50 и 60 дБ. Решение арифметических примеров требует при шуме в 50 дБ на 15-55%, а в 60 дБ — на 81% больше времени. При шуме в 65 дБ у школьников отмечено снижение внимания на 12-16%. Уровень шума свыше 80–100 дБ способствуя увеличению числа ошибок в работе, снижая производительность труда примерно на 10 – 15% и одновременно значительно ухудшая его качество.
2. Звук
Звук – механическое колебание внешней среды, которое воспринимается слуховым аппаратом человека.
Звук большой мощности поражает слуховой аппарат и нервную систему. Длительный громкий шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая его чувствительность. А вот тихие звуки, например: журчанье ручья, птичьи голоса и звуки природы успокаивают и настраивают на работу. Нам известно, что ряд заболеваний (невроз, заболевания кожи, патологические изменения) связан с перенапряжением нервной системы. Большинство учёных проводили исследование на эту тему, их исследования показали, что:
1. При высоких уровнях звука понижение слуховой чувствительности наступает через 1-2 года работы.
2. Уровень звука 20-30 дБ безвреден для человека.
3. Под воздействием звука, превышающего 85-90 дБ, снижается слуховая чувствительность.
4. Под влиянием сильного звука, особенно высоко частного (180-190 дБ), в органе слуха происходят необратимые изменения.
5. Звук 150 дБ уже не переносим.
6. Звук воздействует на кору головного мозга, звук ускоряет процесс утомления, ослабляет внимание.
7. Отсутствие необходимой тишины, особенно в ночное время, приводит к преждевременной усталости.
Как показывают исследования, неслышимые звуки также оказывает вредное воздействие. Особенно сильное влияние оказывается на психическое здоровье человека: ухудшается настроение, поражаются все виды интеллектуальной деятельности, появляется ощущение тревоги, испуга, страха и т.п. Причиной некоторых видов глухоты является повреждение внутреннего уха.
С точки зрения экологов один из оптимальных способов шумоизоляции – высадка деревьев и кустарников вдоль дорог.
3. Результаты анкетирования (опроса) обучающихся и педагогов школы
Для получения информации по теме исследования я предложила анкету обучающимся и педагогам. Вот что удалось выяснить:
Категория участников – педагоги. Количество участников опроса – 10
Вопрос анкеты | Ответы респондентов |
Ваш возраст | от 20 до 30 лет – 3 чел.; от 50 до 65 лет – 7 чел. |
Просыпаетесь ли Вы под звук будильника? | Да – 4; нет – 1; просыпаюсь до звонка и жду - 5 |
Нравится ли Вам громкая музыка? | Да – 1; нет – 1; зависит от ситуации и настроения - 8 |
Какой стиль в музыке вы предпочитаете? | Рок (Рамштайн) – 1; шансон – 2; классическая музыка – 1; эстрадная и поп-музыка – 3; любая, под настроение – 2; спокойная – 1 |
Как влияет музыка на организм человека? | Влияет – 10; положительно - 2; положительно и отрицательно - 6; хорошая музыка – положительное влияние - 2 |
Влияет ли возраст на восприятие громкой музыки? | Да - 10 |
Сколько человек должно быть в классе для удовлетворения тишины? | 15 чел – 1; от 1 до 50 чел. – 1; любое количество воспитанных детей, желающих учиться – 1; количество не играет роли, важно воспитание – 7. |
Шум на уроках мешает тебе сосредоточиться? | Да, очень - 10; нет, у нас на уроках не шумно - 0; не знаю, не обращаю внимания – 0. |
Шум на переменах мешает тебе отдыхать? | Да, он меня очень раздражает - 5; нет, на переменах не так уж и шумно - 0; не знаю, не обращаю внимания – 5. |
Включаете ли вы музыку, когда готовитесь к урокам? | Да - 0; нет – 8; иногда - 2. |
Каким образом вы предпочитаете слушать музыку (через колонки (динамики), наушники)? | Динамики – 0; наушники – 3; когда как – 7. |
Раздражает ли вас посторонний шум? | Да – 8; нет – 0; иногда - 2. |
Можете ли вы отвлечься от окружающих шумов? | Да - 5; нет – 0; иногда - 5. |
Бывает ли, что вы перестаете воспринимать ответы детей на уроке? | Да – 0; нет – 10; иногда – 0. |
Можете ли вы заснуть под громкий, надоедливый шум? | Да – 2 (если сильно устану); нет – 8. |
Категория участников – обучающиеся. Количество участников опроса – 30
Вопрос анкеты | Ответы респондентов |
Ваш возраст | от 9 до 11 лет – 13 чел.; от 14 до 16 лет – 17 чел. |
Просыпаетесь ли Вы под звук будильника? | Да – 18; нет – 12 (из обеих возрастных категорий – поровну) |
Нравится ли Вам громкая музыка? | Да – 21; нет – 5; зависит от ситуации и настроения - 4 |
Какой стиль в музыке вы предпочитаете? | Любой - 14; рэп – 5; поп – 3, никакой – 3; хип-хоп - 5 |
Влияет ли музыка на организм человека? | Влияет – 30. Положительно - 2; положительно и отрицательно - 21; хорошая музыка – положительное влияние - 7 |
Влияет ли возраст на восприятие громкой музыки? | Да – 18; нет – 6; не знаю - 6 |
Шум на уроках мешает тебе сосредоточиться? | Да, очень - 10; нет, у нас на уроках не шумно - 10; не знаю, не обращаю внимания – 10. |
Шум на переменах мешает тебе отдыхать? | Да, он меня очень раздражает - 13; нет, на переменах не так уж и шумно - 5; не знаю, не обращаю внимания – 12. |
Включаете ли вы музыку, когда делаете уроки? | Да - 6; нет – 16; иногда - 8. |
Каким образом вы предпочитаете слушать музыку (через колонки (динамики), наушники)? | Динамики – 7; наушники – 11; когда как – 12. |
Раздражает ли вас посторонний шум? | Да – 12; нет – 6; иногда - 12. |
Можете ли вы отвлечься от окружающих шумов? | Да -12; нет – 4; иногда - 14. |
Бывает ли, что вы перестаете воспринимать объяснения учителя на уроке? | Да – 9; нет – 11; иногда – 10. |
Можете ли вы заснуть под громкий, надоедливый шум? | Да – 12; нет – 18. |
Проанализировав ответы, я сделала следующие выводы:
- участниками моего опроса стали ученики разных ступеней обучения и педагоги разных возрастов;
- под звук будильника просыпаются все педагоги кроме одного (возраст до 30 лет) и даже раньше звонка будильника, что говорит об ответственности человека; ученики под звук будильника просыпаются только 60% опрошенных, т.к. 40% надеются на родителей или просто спят спокойно, без всякого чувства ответственности; возможно это связано и с тем, что многие дети нарушают режим дня и ложатся спать поздно;
- громкая музыка нравится 70% учеников и только 10% педагогов, слушают музыку; ученики слушают более ритмичную музыку, а старшее поколение предпочитает шансон, что говорит о том, что возрастные изменения коснулись звукового восприятия и органы слуха уже с трудом воспринимают громкие звуки, а это связано с увеличением амплитуды колебаний барабанной перепонки в ухе;
- 100% педагогов и 70% обучающихся считают, что звуки оказывают влияние на организм человека, большая часть участников опроса считают, что это влияние как положительное, так и отрицательное, называя музыку с положительным влиянием хорошей; получается, что «хорошая» ритмичная громкая музыка для детей сказывается отрицательно на их здоровье, работоспособности и внимании;
- шум на уроках и переменах оказывает вредное воздействие на организм человека (раздражает), так считает большая часть опрашиваемых и учеников и педагогов;
- количество учеников на уроке педагоги не считают главной причиной шума, все опрошенные указывают на воспитанность детей и соблюдение ими дисциплины на уроке;
- почти половина опрашиваемых учеников слушают музыку (чаще тяжелую) через наушники во время выполнения домашней работы, что приводит к снижению восприятия учебного материала и уменьшению качества умственной работы мозга;
- непосредственное слушание музыки через наушники вызывает раздражение барабанных перепонок и оказывает вредное воздействие на организм человека;
- 63% обучающихся на уроке перестают воспринимать объяснение учителя, что может указывать на то, что некоторые педагоги ведут уроки в виде лекций и не меняют приемы и методы во время урока, поэтому у обучающихся снижается интерес к восприятию учебного материала;
- под громкий надоедливый шум может заснуть почти половина опрошенных детей и 0% педагогов, что говорит об отрицательном влиянии шума на организм человека и о возрастных изменениях в организме человека.
Заключение
Длительное воздействие шума оказывает влияние на психологическое состояние человека. Раздражительность от постороннего шума зависит в основном от возраста, а также от темперамента человека. Воздействие шума и громких звуков влияет: на слуховой аппарат человека; на нервную систему; на сердечно - сосудистую систему. Человек становится: раздражительным, нервным, слабым, забывчивым, тревожным, испуганным, плохо видит, быстро утомляемым, ухудшается его интеллектуальная деятельность. В результате человек приобретает: гипертоническую болезнь, бессонницу, неправильный сон. Обучающиеся не задумывается о том, то увеличение шума может привести к тяжелым последствиям и является важной проблемой, не пытаются понять, что люди, старшие по возрасту, совсем по-другому воспринимают громкие звуки и шум и раздражаются не из вредности, а из-за болезненных ощущений своего организма.
Практическая значимость моей работы: материал можно использовать на уроках физики в 9 классе при изучении темы «Звуковые волны», а также на уроках биологии, музыки, основах безопасности жизнедеятельности.
Список литературы
А.В. Перышкин, Е.М. Гутник Физика 9 класс, Издательство «Дрофа», Москва 2013 г.
А.В. Тарасов «Физика в природе»
Интернет - ресурсы: http://www.businesseco.ru
Санитарно-эпидемиологические правила (СанПиН 2.4.2.1178-02). "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях", 2002.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шумовое_загрязнение
Проблема влияния шума на организм человека. (www.conf.muh.ru)
О вредном влиянии шума (www.webasto-msk.ru)
Проблема влияния шума на организм человека. (www.conf.muh.ru)
Приложения
Анкета для педагогов:
1. Ваш возраст
2. Просыпаетесь ли Вы под звук будильника?
3. Нравится ли Вам громкая музыка?
4. Какой стиль в музыке вы предпочитаете?
5. Как влияет музыка на организм человека?
6. Влияет ли возраст на восприятие громкой музыки?
7. Сколько человек должно быть в классе для удовлетворения тишины?
8. Шум на уроках мешает тебе сосредоточиться?
9. Шум на переменах мешает тебе отдыхать?
10. Включаете ли вы музыку, когда готовитесь к урокам?
11. Каким образом вы предпочитаете слушать музыку (через колонки (динамики), наушники)?
12. Раздражает ли вас посторонний шум?
13. Можете ли вы отвлечься от окружающих шумов?
14. Бывает ли, что вы перестаете воспринимать ответы детей на уроке?
15. Можете ли вы заснуть под громкий, надоедливый шум?
Анкета для обучающихся:
1. Ваш возраст
2. Просыпаетесь ли Вы под звук будильника?
3. Нравится ли Вам громкая музыка?
4. Какой стиль в музыке вы предпочитаете?
5. Влияет ли музыка на организм человека?
6. Влияет ли возраст на восприятие громкой музыки?
7. Шум на уроках мешает тебе сосредоточиться?
8. Шум на переменах мешает тебе отдыхать?
9. Включаете ли вы музыку, когда делаете уроки?
10. Каким образом вы предпочитаете слушать музыку (через колонки (динамики), наушники)?
11. Раздражает ли вас посторонний шум?
12. Можете ли вы отвлечься от окружающих шумов?
13. Бывает ли, что вы перестаете воспринимать объяснения учителя на уроке?
14. Можете ли вы заснуть под громкий, надоедливый шум?
Ф.И.О. школьника | Образовательное учреждение, класс | Домашний адрес, индекс | Дата рождения | Данные паспорта или свидетельства о рождении (серия, номер, кем и когда выдан) |
Никульшина Карина Александровна | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Парнинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Григория Семеновича Елисеева, 8 класс | Красноярский край, Шарыповский район, с.Парная, ул.Совхозная, д.15, кв.1, 662322 |
Свинья под дубом
Мост из бумаги для Киры и Вики
Проказы старухи-зимы
Почему Уран и Нептун разного цвета
Для чего нужна астрономия?