Исследовательская работа. Ациклические виды спорта, как форма развития вестибулярного аппарата на примере фигурного катания
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 144 Калининского района
Ациклические виды спорта, как форма развития вестибулярного аппарата на примере фигурного катания
Работу выполнила:
Абаканова Валерия ,
Ученица 6 «В» класса
Научный руководитель:
Учитель физкультуры
Юрченко Татьяна Николаевна
2019-2020 уч.г.
Санкт-Петербург
1. Что такое «Вестибюлярный аппарат?» 5
2. Функциональная связь вестибулярного и двигательного анализаторов. 5
3. Основные проявления вестибулярных нарушений: 6
4. Общая характеристика двигательной деятельности в фигурном катании. 6
5. Роль сенсорных систем при занятиях фигурным катанием 7
Актуальность исследования. Если, хотя бы раз в жизни вы пили таблетки от укачивания или спускались со ступенек аттракциона с многообещающим названием “Сюрприз” на трясущихся ногах, то стать последовательницей Валентины Терешковой вам, увы, “не светит”. Виной тому — сверхчувствительность вестибулярного аппарата, которая может испортить жизнь не только мечтающим о славе космонавта, но и тем, кто пользуется автомобилем, автобусом, лифтом и другими благами цивилизации. В естественной и тем более спортивной деятельности главную роль играет двигательная активность, эффективность которой определяется точностью пространственной ориентировки. Следовательно, развитие и совершенствование вестибуломоторных функций является принципиально значимым как для взрослого человека, так и для ребенка.
Гипотеза: фигурное катание эффективная форма развития вестибулярного аппарата.
Цель работы: доказать эффективность развития вестибулярной устойчивости, занимающихся фигурным катанием.
Задачи исследования:
Объект исследования: тренировочный процесс по фигурному катанию
Предмет исследования: фигурное катание, как форма развития вестибулярного аппарата
Методы исследования:
Этапы работы по проекту:
В нашей работе мы прежде всего опираемся на книги, статьи, на собственный и тренерский опыт.
Вестибуля́рный аппара́т (лат. vestibulum «преддверие») — орган, воспринимающий изменения положения головы и тела в пространстве и направление движения тела у позвоночных животных и человека; часть внутреннего уха..
Именно вестибулярный аппарат отвечает за ориентирование тела в пространстве и легко поддается тренировке. Этот орган позволяет нам ровно стоять, ходить и даже бегать, различать право-лево, верх-низ. Как мы уже начали понимать, вестибулярный аппарат – это физически существующий маленький орган, воспринимающий изменения положения тела
Одно из ведущих мест в анализе пространства, а также в условно — рефлекторных изменениях работы внутренних органов при выполнении мышечной деятельности занимает двигательная сенсорная система (ДСС). ДСС постоянно информирует центральную нервную систему о деятельности и состоянии мышц, сухожилий, связок, суставов при выполнении движений, сохранении позы, равновесия, об изменениях положения тела и его частей в пространстве. Благодаря точной работе двигательной сенсорной системы достигается очень тонкое согласование между работой двигательного аппарата и внутренних органов. Двигательные центры мозга функционально связаны с корковыми отделами всех афферентных систем организма, но особое значение имеют взаимосвязи ДСС и вестибулярной сенсорной системы (ВСС).
Многочисленными исследованиями установлено тесное функциональное взаимодействие вестибулярного и моторного аппаратов. Это даёт основание рассматривать вестибулярный и двигательный анализаторы как единую комплексную взаимосвязанную функциональную систему.
Постоянная импульсация, идущая с вестибулярных рецепторов в состоянии покоя к скелетной мускулатуре через различные отделы центральной нервной системы, сигнализирует о положении головы в пространстве, регулирует мышечный тонус, обеспечивая нормальную позу.
Возбуждение вестибулярного аппарата сопровождается уменьшением выносливости к статическим усилиям, более ранним появлением ощущения усталости. Вестибулярные раздражения приводят к изменению наиболее тонких дифференцированных произвольных движений с дозированными мышечными усилиями, модулируют проприорецептивную активность. Установлено, что тренировка ВСС приводит к ослаблению выраженности вегетативных реакций, совершенствованию двигательных навыков. В свою очередь, постоянная двигательная активность положительно сказывается на вестибулярной функции.
Нормальное сбалансированное функционирование вестибулярного аппарата человеческого организма необходимо для поддержания вертикального положения тела и осуществления согласованных движений при перемещении в пространстве, стабилизации положения головы и фиксации взгляда, формирования пространственной ориентации. Таким образом, любое нарушение вестибулярного аппарата влечет за собой нарушение указанных функций
Это ощущение головокружения и подергивание глазного яблока — нистагм. Кроме того возможны сопутствующие проявления, такие как тошнота, рвота, нарушение равновесия, понижение температуры тела, изменение ритма дыхания, пульса, колебания артериального давления, усиление потоотделения, изменение реакции зрачков на свет, побледнение или покраснение лица, шеи.
Симптомы вестибулярных нарушений могут возникать внезапно, приступообразно, с более или менее регулярными интервалами между приступами, как, например, при болезни Меньера. В межприступном периоде больные ощущают себя практически здоровыми, однако чаще сохраняются вестибулярные нарушения, возникающие при перемене положения головы, появлении резких запахов, звуков, изменении влажности воздуха и др.
Упражнения в фигурном катании относятся по классификации В. С. Фарфеля (1970 г.) к стандартным (стереотипным) движениям, оценка которых производится по качественному признаку — в баллах. Стабильность элементов и их сочетаний, повторяемых в тренировочных занятиях и на соревнованиях, обеспечивается формированием двигательных динамических стереотипов. Выполнение таких движений сопровождается экономизацией энерготрат организма и высокой степенью автоматизации двигательных навыков.
Фигурному катанию свойственны смешанные упражнения, в которых преобладают ациклические движения. Многообразие форм движений, различный характер прилагаемых усилий требуют развития у фигуриста разных по характеру физических качеств.
Динамическая работа дополняется значительной долей статических упражнений. В связи с этим занятия фигурным катанием развивают как статическую (изометрическую), так и динамическую (в частности, взрывную) силу. Совершенствуются у фигуристов и такие физические качества, как гибкость и ловкость. С повышением квалификации спортсмена растет быстрота поступательных и вращательных движений, статическая выносливость при поддержании различных поз.
Этот вид спорта оказывает огромное влияние не только на развитие двигательного аппарата, но и на функции сенсорных систем организма. Многочисленные ускорения и замедления, наклоны и вращения, сложность сохранения равновесия на малой площади опоры повышают тонкость анализа положений и перемещений тела и развивают вестибулярный аппарат. Повышаются мышечно-суставная и тактильная чувствительность, точность глазомера, дифференцировка слуховых ощущений, способность к комплексному восприятию информации от многих сенсорных систем (чувство льда).
Многие сенсорные системы (анализаторы) —двигательная, вестибулярная, слуховая, зрительная, тактильная — информируют центральную нервную систему спортсмена об особенностях движения, создают комплексное представление о положении тела на льду — чувство льда (А. Н. Крестовников). Сигналы от рецепторов внутренних органов также участвуют в анализе деятельности фигуриста, помогая спортсмену оценивать собственное состояние и способствуя правильной раскладке сил в процессе исполнения обязательной и произвольной программ.
В связи с большим удельным весом вращательных движений, изменением направления и скорости локомоций, а также положений тела чрезвычайно важное значение в фигурном катании имеет деятельность вестибулярной сенсорной системы. Постоянная импульсация с рецептором отолитового аппарата и полукружных каналов повышает точность анализа этих сигналов, совершенствуя пространственную ориентацию, координацию движений и управление положением тела. Одновременно повышается устойчивость вестибулярного аппарата, к этим раздражениям и снижаются неблагоприятные реакции организма на них: рвота, тошнота, расстройство координации движений, изменения пульса, артериального давления, колебательные движения глаз (нистагм) и головы.
Недостаточная устойчивость вестибулярного аппарата у начинающих фигуристов вызывает заметные расстройства координации рук и ног и нарушения локомоций при вестибулярных раздражениях. Лабораторные исследования с вращением кресла Барани вызвали у испытуемых резкие нарушения физической и умственной работоспособности, нарушения сердечной деятельности (при длительных вращениях — до состояния коллапса).
Уже на начальном этапе обучения у юных фигуристов (11—13 лет) устойчивость функций вестибулярного аппарата повышается. Этот эффект не требует специальных способов тренировки, он обусловлен самими упражнениями, применяемыми фигуристами, особенно при наличии угловых ускорений, часто возникающих при выполнении большинства движений (Г. М. Черкасова).
У квалифицированных фигуристов совершенство функций и устойчивость вестибулярного аппарата обеспечивают высокую стабильность сохранения позы — статическую устойчивость, а вестибулярные раздражения в значительно меньшей степени нарушают управление позой и движениями (статокинетическая устойчивость). В положении стоя у фигуристов отмечены наименьшие колебания головы по сравнению со спортсменами других специализаций. С отличной статической устойчивостью в покое у фигуристов может быть связана и высокая меткость стрельбы. Известно, что Н. А. Панин был не только мировым чемпионом по фигурному катанию, но и блестящим стрелком.
Стабилизация позы легко обеспечивается фигуристами не только в состоянии покоя, но и сразу после вестибулярной нагрузки. Так, после вращений в висе на опускающейся трапеции фигуристы могли, встав на ноги, сразу отпустить руки и занять устойчивую позу стоя, а у не адаптированных к таким нагрузкам лиц время от окончания вращений в висе до отпускания рук (время нерешительности) составляло 2—4 с (В. Г. Стрелец).
На льду высококвалифицированные спортсмены могут многократно выполнять простые элементы с небольшим разбросом даже при закрытых глазах, что говорит о точности сохранения ими равновесия.
Вестибулярные нагрузки не вызывают у них существенных изменений точности воспроизведений временных, силовых и пространственных параметров движений, особенно при вращениях в привычную сторону (у большей части фигуристов — влево).
Влияние вестибулярных раздражений на движения зависит не только от квалификации, но и от спортивной специализации. У фигуристов-одиночников устойчивость вестибулярного аппарата выше, чем у представителей парного катания и спортивных танцев на льду. Даже при вращениях в непривычную сторону (вправо) у них меньше изменяются различные параметры движений (А. А. Ломов).
На протяжении годичного тренировочного цикла адаптация организма спортсменов к вестибулярным нагрузкам повышается. У высококвалифицированных фигуристов вестибулярные раздражения в соревновательном периоде вызывали значительно меньшие по частоте, амплитуде и длительности колебания глаз по сравне-нению с предсоревновательным. Соответственно реже наблюдались двигательные нарушения: потери равновесия тела в пространстве, нарушения координации при вращениях, прыжках.
Оптимальный уровень функционального состояния организма обеспечивается совершенным функционированием вестибулярной сенсорной системы. При нарастании утомления устойчивость вестибулярного аппарата снижается и появляются явления укачивания. Укачивание наблюдалось, например, в предсоревновательном периоде после интенсивных тренировок в конце недельного микроцикла. Утомление, развивающееся к концу выполнения произвольных программ, повышает чувствительность организма к вестибулярным раздражениям и ухудшает процессы координации движений и регуляции позы. Вращательные пробы в висе на опускающейся трапеции показали, что после выполнения произвольных программ у фигуристов-одиночников время нерешительности увеличивается в три раза. Ухудшение регуляции позы особенно проявлялось после выполнения произвольных программ с постоянным изменением темпа и характера движений (Л. Захариев). Таким образом, характерной особенностью утомления в фигурном катании является снижение устойчивости вестибулярного аппарата, что и приводит к нарастанию числа ошибок в конце выполнения произвольных программ.
Исследования, проведенные А. Я. Киреевым (1979—1981 гг.), показали, что эффективным путем усовершенствования устойчивости вестибулярного анализатора является сочетание активных вращательных упражнений (прыжков и вращений на льду) с пассивными (вращения в кресле Барани и других устройствах и тренажерах, где фигурист вращается с помощью специального привода).
В связи с большими требованиями, которые предъявляют занятия фигурным катанием к вестибулярному аппарату, его состояние необходимо учитывать при отборе перспективных фигуристов. В качестве критериев для оценки устойчивости к вестибулярным нагрузкам можно использовать реакции организма на активные и пассивные вращения, при этом показателями недостаточной устойчивости вестибулярного аппарата могут служить изменения электрической активности и кровообращения мозга, изменения на 15— 20% кровяного давления, частоты сердцебиения, дыхания, снижение на 15—20% временных, пространственных и силовых характеристик движений, увеличение до 60 с и более продолжительности нистагма глаз, нарушение двигательных координаций, походки, тремора и т. п.
В регуляции точности движений и усилий спортсменов участвует информация от рецепторов двигательной сенсорной системы — проприорецепторов. Рецепторы, расположенные между мышечными волокнами,— мышечные веретена информируют мозг о растяжении мышцы; рецепторы, находящиеся между мышечным волокном и сухожилием,— о сокращении мышцы; суставные рецепторы — о суставных углах и движениях в суставах. Сигналы от суставных рецепторов вызывают заметную реакцию в коре головного мозга и хорошо осознаются, поэтому их роль особенно велика в регуляции произвольных движений. Импульсы от мышечных и сухожильных рецепторов поступают преимущественно в мозжечок и участвуют в подсознательном контроле движений и поз. Более полное представление о двигательной деятельности обеспечивает совместная активность проприорецепторов и тактильных рецепторов кожи (кинестетическая чувствительность).
В процессе занятий фигурным катанием особенности выполняемого движения более четко осознаются и лучше сохраняются в памяти. Опытные фигуристы при выключении зрения воспроизводят движения, ориентируясь в 70% случаев на моторную память и в 30% случаев на слуховые ощущения при резании льда. С ростом квалификации заметно улучшается анализ сигналов от проприорецепторов мышц ног (И. К. Смирнова). При выполнении вращательных движений велика роль проприорецепторов шейных мышц, так как поворот туловища сопровождается поворотом головы. Исследования Н. А. Панина показали, что изменения импульсации от шейных проприорецепторов (при неправильных движениях головой) нарушают структуру движения, а полное выключение шейно-сухожильных рецепторов при выполнении фигур (троек, восьмерок и др.) понижает качество исполнения соответственно трудности упражнений.
Наряду с развитием двигательной сенсорной системы занятия фигурным катанием совершенствуют тактильную чувствительность. В наибольшей степени этому способствует регулярное исполнение обязательных упражнений. Так, у действующих мастеров спорта тактильная чувствительность стопы выше, чем у артистов балета на льду (в прошлом квалифицированных фигуристов). Тонкость тактильного анализа от рецепторов кожи стопы является важным в спортивном отношении качеством фигуриста, так как позволяет оценивать давление на различные точки опорной ноги при смене ребра конька, при перекате с передней части стопы на заднюю и наоборот (В. А. Апарин).
Слуховая сенсорная система имеет особое значение для усвоения музыкального ритма и темпа, в оценке временных интервалов. Восприятие хруста льда в сочетании с быстротой передвижений и осязательными ощущениями создает комплексное чувство льда (А. Н. Крестовников). Выполнение движений под музыку позволяет усовершенствовать чувство ритма на основе взаимодействия проприоцептивных и слуховых сигналов, быстрее формировать и доводить до автоматизма двигательные навыки, повышает эмоциональность и зрелищность движений.
Исследования А. Н. Крестовникова показали важную роль информации, поступающей от зрительной сенсорной системы, в пространственной ориентации движений фигуриста, в точном воспроизведении обязательных фигур, в соблюдении симметричности фигур. Особенно заметно на качество исполнения фигур влияет периферическое зрение. При выключении центрального зрения (очки с заклеенными в центре стеклами) структура движений изменялась незначительно, а при выключении периферического зрения (трубчатые очки) наблюдалось нарушение ориентировки на площадке, резко страдала симметричность рисунка, толчки правой и левой ногой следовали в различных направлениях, что исключало точное покрытие следа при повторении фигуры, при вращениях не сохранялась вертикальная ось, качество исполнения резко снижалось.
Описание
Среди учащихся 6-х классов я провела анкетирование.
Вопросы анкеты:
Опрос учащихся показал, что 82% знают, что такое вестибулярный аппарат и его значение в жизни. Почти поровну разделились ответы на третий вопрос. Также оказалось, что 74% шестиклассников занимаются спортом. Из низ 70% занимаются ациклическими видами спорта (фигурным катанием, гимнастикой, синхронным плаванием, футболом, борьбой….)
Проведя анкетирование можно сделать следующие выводы: Большинство учащихся знают о значении вестибулярного аппарата в жизни человека, но проблема малоразвитого вестибулярной устойчивости достаточно серьезная.
Тренер ................... по фигурному катанию ответила на наши вопросы.
1. Как вы считаете, фигурное катание способствует развитию вестибулярного аппарата?
Да, конечно. Фигурное катание – это один из самых «ранних» видов спорта, им начинают заниматься с 4-х лет. Этот вид спорта требует виртуозной координации движений, поэтому тренеры пытаются, как можно раньше выработать эти навыки и умения у своих учеников. Хочется привести слова президента Федерации тенниса России Ш.Тарпищева о том, что «прежде чем начинать заниматься различными видами спорта, надо сначала отдать ребенка на 1-2 года в фигурное катание, чтобы закрепить вестибулярный аппарат, научить его держать баланс, владеть своим телом».
2. Какие ещё виды спорта, и какие упражнения способствуют развитию и укреплению вестибулярного аппарата?
Любой спорт способствует развитию и укреплению вестибулярного аппарата. Потому что нужно ощущать свое тело в пространстве и уметь им управлять. А чем нагрузки выше, тем сложнее сохранять равновесие и не испытывать головокружения.
Гимнастика, акробатика, различные виды единоборств, хоккей, шорт- трек, конный спорт и даже пулевая стрельба, в которой необходимо статическое равновесие. Этот список можно продолжать и дальше.
Очень хорошо влияют на развитие вестибулярного аппарата такие простые упражнения как:
-хождение задом наперед,
-хождение по бордюрам,
-качание на качелях,
-кувырки,
- кружение вокруг собственной оси.
3. Как вы считаете, есть ли необходимость развивать вестибулярный аппарат? Почему?
Конечно, если у ребенка от природы очень слабый вестибулярный аппарат и его не развили в самом раннем детстве, то великим спортсменом он вряд ли сможет стать. Но развивать его для обычной жизни просто необходимо, хотя бы для того, чтобы отлично чувствовать себя в любых поездках и путешествиях. Ведь кому приятны такие ощущения как сонливость, тошнота, потемнение в глазах.
В сохранении равновесия большую роль играют тонические рефлексы позы, возникающие при изменении положения головы в пространстве. Именно возбуждение от рецепторов вестибулярного аппарата, а также от рецепторов мышц и сухожилий шеи вызывает эти рефлексы.
Следовательно, вестибулярный аппарат информирует нервную систему о положении тела и его частей а пространстве и в ответ на эту информацию тонические рефлексы помогают сохранять равновесие как в танце, так и в принятой позе.
Итак, вестибулярный аппарат имеет важное значение в пространственной ориентации человека, координации его движений в покое и в процессе двигательной деятельности. По мнению И.С.Беритова (1953), благодаря вестибулярному аппарату в мозге у человека возможно формирование пространственного образа пройденного пути.
Представители всех видов фигурного катания имеют четкую правостороннюю асимметрию в развитии мышц верхних и нижних конечностей. Периметры бедра и плеча правой стороны тела больше, чем левой.
Исключительно влияние упражнений фигуристов на вестибулярную устойчивость, развитие тонко дифференцированного чувства равновесия, на снижение восприимчивости к угловым ускорениям, вызывающим головокружения и дезориентацию в пространстве. Фигурному катанию свойственны смешанные упражнения, в которых преобладают ациклические движения. У детей 6—7 лет появляется умение осознанно управлять движениями. В катании на коньках дети учатся управлять отдельными действиями целостного двигательного акта: сохранять равновесие, правильно держать туловище, соблюдать направление толчка и согласовывать движения рук и ног. Многообразие форм движений, различный характер прилагаемых усилий требуют развития у фигуриста разных по характеру физических качеств.
Малая площадь опоры, необходимость сохранения равновесия при выполнении сложных поз, прыжки, вращения, маховые движения и скручивание тела при прыжках, статические усилия при поддержках, сохранение равновесия на льду, овладения сложной техникой, постоянное нарастание взрывной, повышение высоты прыжков, длительное скольжение в неизменной позе при выполнении спиралей (в положении ласточки, кораблика, пистолетика и др.), многократное выполнение различных поддержек в парном катании – всё это способствует высокой эффективности развития вестибулярного аппарата фигуристо.
При развитии утомления ухудшается нервная регуляция движений и поз спортсмена. Вестибулярные нагрузки при выполнении произвольных программ снижают устойчивость вестибулярного аппарата к концу упражнений и увеличивают число ошибок и падений, ухудшают процессы регуляции позы. Соответственно тренера добиваются максимального развития вестибулярной устойчивости спортсменов. Поэтому фигурное катание является эффективное формой развития вестибулярного аппарата.
Практико-методическое пособие по развитию вестибулярного аппарата.
Комплекс упражнений для развития вестибулярного аппарата в домашних условиях.
1. Наклоны головы, вперед-назад-влево-вправо - 5-7 раз,
2. Бег по кругу вперед – 3 минуты
3. Бег по кругу назад – 2 минуты
4. Хождение на пятках/ на носках – по 1 кругу
5. Шаг/наклон – пол круга
6. Кувырок вперед – встать, сфокусироваться на любой точке.
Со временем количество кувырков увеличивать.
7. Прыжки на скакалке – 1 минута.
8. Вращение вокруг своей оси. Остановится, сфокусироваться на любой точке. Начинать с 5 секунд. Постепенно время вращения увеличивать.
9. Поставить ноги на одну линию так, чтобы носок одной ноги чувствовал пятку другой. Закрыть глаза и удерживать положение 8 счетов. Повторить на другую ногу.
10. Удерживать туловище на одной ноге в положении «ласточка», руки в стороны. 10 счетов. Повторить на другую ногу.
11. Принять вис вниз головой, начать с 30секунд и постепенно увеличивать время виса, довести да 3-4 минут.
А ТАКЖЕ: катайтесь чаще на качелях, играйте в подвижные и спортивные игры, высыпайтесь.
Рисуем "Осенний дождь"
Лиса-охотница
Флейта и Ветер
Соленая снежинка
Горка