Часто дети и взрослые имееют конфликты, всегда ли они были, будут ли и каквы причины межпоколенных конфликтов , эти вопросы освещаются в работе
Вложение | Размер |
---|---|
mezhpokolennye_konflikty_v_xxi_veke.docx | 511.38 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Сланцевская средняя общеобразовательная школа № 2»
Муниципальный фестиваль исследовательских проектов среди
обучающихся 8-11 классов муниципальных общеобразовательных организаций
Сланцевского муниципального района в 2019-2020 учебном году
Секция: социальные исследования
Исследовательский проект
по теме:
«Коммуникация, межпоколенные конфликты в XXI веке»
Выполнил работу: Александров Денис, ученик 10 класса
Преподаватель: Комарова Татьяна Николаевна, учитель географии
г. Сланцы
2020 год
Оглавление
1. Типология поколений в теориях ученых 4
Адаптация теории поколений Уильяма Штрауса и Нила Хоува 5
Сравнение поколений по модели “культурных измерений” Герта Хофстеде. 6
Типы отношений между поколениями по теории Маргарет Мид 6
2 Итоговое сравнение поколений 7
(поколение Х – родители, Z- подростки) 7
3. Изучения ценностных приоритетов представителей разных поколений, анализ результатов тестирования. 8
Возрастная структура участников тестирования 8
Жизненные ценности родителей и подростков 9
Взаимный интерес поколений друг к другу 11
Какие темы подростки обсуждают с родителями? 12
Время общения разных поколений 13
Конструирование «пространства сопричастности» в межпоколенной коммуникации, Интерактивная карта встреч 14
Список литературных источников 16
Актуальность: Я часто слышу от своих сверстников, друзей, одноклассников, что они конфликтуют со своими родителями, учителями и вообще с представителями старшего поколения. Почему близкие люди не могут найти общий язык? В чем причина такого количества различных трений и разногласий? Почему молодое поколение не понимает и не хочет понимать старших?
Молодому поколению в будущем предстоит создавать свои семьи, и очень хочется, чтобы в них было меньше конфликтов, а больше взаимопонимания.
Проблема: почему существуют разногласия, всегда ли они были и будут ли они в дальнейшем.
Объект исследования - представители разных поколений, а предмет исследования - межпоколенный конфликт.
Гипотеза: в обществе принято считать, что главными причинами конфликтов и разногласий между поколениями являются разные жизненные ценности и ориентиры. Но действительно ли это так?
Цель исследования: Охарактеризовать модели поведения поколений в процессе межпоколенной коммуникации.
Задачи:
Теория:
Изучить работы ученых-социологов о межпоколенной коммуникации;
Выявить общие и особенные черты поколений
Практика:
Провести опрос старшеклассников и представителей старших поколений с целью изучения их ценностных приоритетов, анализ результатов опроса, Представление данных в формате диаграмм, гистограмм, таблиц.
Составление карты взаимодействия разных поколений
Методы и приемы:
Практическая значимость: работа вносит определенный вклад во взаимопонимание между разными поколениями, информация может применяться для родителей на родительских собраниях и учащихся на классных часах.
План исследования
К российской действительности
По их теории известно, что поколение в среднем меняется каждые 20 лет, а человек живет 80 лет.
Поколение – это определенная группа людей, сформировавшая свой характер и модель поведения под влиянием внешних событий.
Цикл поколений - движение по 4 этапам, у которых есть свои особенные черты.
Подъем – это время, когда институты сильны, процветает коллективизм.
Пробуждение – это период, когда людей начинает утомлять дисциплина, институты подвергаются нападкам.
Спад – это этап, когда институты слабы, а индивидуализм процветает
Кризис – это время, когда институты разрушены, но воссоздаются для сохранения нации.
Цикл повторяется на новом витке истории, проявляя новые качества поколений.
Классификация и характеристика поколений
1.Поколение Бэби-бумеров – это поколение, главные ценности которого работа, общественная самореализация, главное слово – “должен”(53-76 лет, Подъем)
2. Странники, Поколение X – люди, которые готовы отстаивать свои права, часто бунтуют и сопротивляются закону, а также индивидуалисты.(32-53 лет, Пробуждение)
Сэндвичи, так как сжаты с двух сторон поколениями, которых они должны содержать.( дети и родители)
3.Поколение Миллениум – главное слово этого поколения “хочу”, а ценности – впечатления, друзья и интересная работа. (16-32 лет, Спад)
4. Поколение Зумеров – люди, а точнее дети, родившиеся с гаджетами и привыкшие находиться дома. Предпочитают искать информацию в интернете и быть в сети, нежели в реальной жизни. Для них важен собственный внутренний мир и ближний круг.( до 16-17 лет, Кризис)
1.Дистанцированность власти – необходимость человека в руководстве и контроле свыше.
2.Индивидуализм/коллективизм – предпочтение человека работать в команде или в одиночку.
3.Избегание неопределенности – необходимость человека в выстраивании своих целей, желаний и планов.
Группа ценностей | X | Y | Z |
Дистанцированность власти | значительная | средняя | малая |
Индивидуализм/коллективизм | Инд. | Колл. | Инд. |
Избегание неопределенности | низкая | средняя | малая |
1.Постфигуративные культуры – культуры, в которых дети учатся у предков, становясь их копиями, повторяя качества своих родителей. Прогресс будет медленным, так как происходит копирование качеств.
2.Кофигуративные культуры – культуры, в которых дети и взрослые преимущественно учатся у своих сверстников, постигая что-то новое. Прогресс становится умеренным.
3. Префигуративные культуры – культуры, в которых взрослые, не успевая за техническим прогрессом, учатся у своих детей, прогресс достигает высоких значений.
Название типа | Тип отношений | Прогресс |
Постфигуративная культура | Дети учатся у предков | Медленный темп |
Кофигуративные культуры | Дети и взрослые учатся у сверстников | Умеренный темп |
Префигуративные культуры | Взрослые учатся у детей | Ускоренный темп |
(поколение Х – родители, Z- подростки)
Я провел исследование среди учащихся (возраст 15-18 лет) и представителей старшего поколения (возраст 35-50 лет) с целью определения актуальности проблемы, ценностных приоритетов разных поколений и причин межпоколенных конфликтов.
В исследовании приняло участие 103 человека, из них 62 - обучающиеся МОУ «Сланцевская СОШ №2» (9, 10 ,11 классы) и 41 человек - это представители старшего поколения (родители, учителя) от 35 до 50 лет.
Результаты исследования следующие:
Проблема оказалась очень актуальна(74% актуальна, 26% неактуальна)
Я исследовал жизненные ценности родителей и подростков и сравнил их, сделал вывод.
Жизненные ценности подростков и родителей, вопреки моей гипотезе сохраняются и совпадают!
Также в ходе исследования было выявлено то, что подростки признают присутствие в себе цинизма и равнодушия.
Самыми основными причинами межпоколенных конфликтов являются конфликт интересов, отсутствие взаимоуважения, вторжение в личную жизнь и разное мировосприятие.
Конфликт интересов – конфликт, под которым подразумеваются разные интересы разных поколений, то есть поколению Миллениум интересен интернет, сетевая жизнь и брендовая одежда, современная музыка, а представителям старшего поколения интересен телевизор и реальная жизнь, они устойчивы к современным тенденциям.
Разное мировосприятие, отсутствие взаимоуважения являются последствиями конфликта интересов, а вторжение в личную жизнь – это желание родителей знать все про своих детей, соответственно контролировать их как можно сильнее, что является плохим явлением.
Кроме конфликтов и разногласий между поколениями существует и взаимный интерес. Подросткам очень привлекателен жизненный опыт своих родителей. Родителям же нравится, что их дети легко адаптируются к быстрому современному ритму жизни и используют новые технология и знания.
Самой частой темой обсуждения стал быт и покупки. Как ни странно, родителям оказалась более интересна тема взаимоотношений с друзьями, нежели учеба.
Время общения поколений стала основополагающей проблемой межпоколенных конфликтов. Большинство подростков общаются с родителями меньше 15-20 минут в день. За это время люди могут успеть только нагрубить друг другу, но никак не найти решение, которое будет компромиссным.
Теперь давайте сравним, как по-разному воспринимают информацию разные поколения.
Возьмем как пример, исторический факт: убийство Иваном Грозным сына.
Для родителей, учителей и вообще представителей старшего поколения это воспринималось как факт, который никогда не подвергался критике. Но с появлением Интернета и огромных информационных потоков людям стало сложней искать информацию. В интернете можно найти информацию, что Иван Грозный не убивал своего сына, что сын жив, что сына убил третий человек.
Подросткам трудно избирать информацию, понимать где ложь, а где истина, живя в пространстве информационного хаоса.
Одним из путей для решения проблемы межпоколенного конфликта является увеличение времени для общения разных поколений. Для этого я создал карту встреч поколений, пространство, где пересекаются интересы разных поколений.
Проведена большая социологическая работа среди учащихся (возраст 15-18 лет) и представителей старшего поколения (возраст 35-50 лет)
Выявлены: актуальность проблемы межпоколенных конфликтов, ценностные приоритеты разных поколений, причины межпоколенных конфликтов.
Я выяснил: межпоколенные конфликты были, есть и будут, это является даже необходимым для развития общества, но нельзя, чтобы они перешли в социальную напряженность в обществе.
Я выяснил, что ценностные приоритеты поколений родителей и подростков совпадают, причинами конфликтов являются конфликт интересов, отсутствие взаимоуважения, вторжение в личную жизнь и разное мировосприятие.
Но главной причиной межпоколенных конфликтов, я считаю, является время общения поколений. Большинство подростков общаются с родителями меньше 15-20 минут в день, это очень мало.
Чтобы решить эту проблему, я определил, что сферы и темы общения должны быть шире, это может быть решено при использовании пространств в городе, где пересекаются интересы разных поколений. К этим объектам относятся: Кинотеатр( совместный просмотр и обсуждение фильмов), Городской Дом культуры( концерты, спектакли и др), Парк культуры и отдыха( участие в совместных семейных мероприятиях) стадионы( активный отдых), библиотека, коворкинг-центр(место для живого общения, обучения и активного досуга, развития общественных объединений, совместного решения социальных проблем.
А также, я считаю, для бесконфликтных отношений необходимы доброжелательность, открытость к диалогу, оптимистичный взгляд на жизнь, терпимость и принятие людей с разными характерами, а также спрос с себя, а не только с другого
Бочаров В.В. Антропология возраста. СПб., 2001.
Вдовина М. В. Межпоколенные конфликты в современной российской семье. Социологические исследования. 2005. 1. С. 102-104
Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч. Т. 4. М., 1984.
Глотов М. Б. Поколение как категория социологии // Социологические исследования. 2004. № 10. С. 42-48
Зубец О.П. Возраст: особенности нравственной жизни. М., 1987.
Кон. И.С. Социология личности. М., 1967.
Крюкова Т. Л. Молодёжь о старшем поколении: психология межпоколенного конфликта // Психологические исследования. 2008, №2
И тут появился изобретатель
Мост Леонардо
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Астрономический календарь. Март, 2019
Загадочная система из шести экзопланет