Методы и способы решения уравнений высших степеней. Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
uravneniya_vysshih_stepeney.docx | 836.63 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Баян-Талинская средняя общеобразовательная школа
Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва
Научно-исследовательская работа
по теме: « Уравнения высших степеней»
Выполнил: Монгуш Комбу,
ученик 10 класса
МБОУ Баян-Талинской СОШ
Руководитель: Ондар Кан-Демир Семенович,
учитель математики и физики
МБОУ Баян-Талинской СОШ
Содержание
Введение…………………………………………………………………….…...3
Уравнения высшей степени и способы их решения…………...……………..5
Разложение многочлена на множители…………………..….……..................8
Способ группировки………………………………………………………...…..8
Решение уравнений высших степеней с помощью формулы сокращенного умножения………………………………………………………………………..9
Решение уравнений высших с помощью теоремы Безу………………………10
Схема Горнера……………….…………………………………………………..13
Метод введения новой переменной……....………………….……………......15
Биквадратные уравнения.……………………………………..………………..16
Возвратные уравнения…………………………………………………………..18
Функционально-графический метод…………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………………24
Список литературы……………………………………………………………..25
Введение
Теория уравнений занимает ведущее место в алгебре и математике в целом. Значимость ее заключается не только в теоретическом значении для познания естественных законов, но и служит практическим целям. Большинство жизненных задач сводится к решению различных видов уравнений, в основном это уравнения второй степени (квадратные уравнения), но существуют и уравнения высшей степени.
В школьной программе рассматривается только 2 способа решения уравнений высших степеней: 1) Разложение на множители методом группировки и формул сокращенного умножения; 2) Ведение новой переменной. Готовясь к предстоящим экзаменам, я заинтересовался другими способами решения этих уравнений. Поэтому я выбрал тему «Уравнения высших степеней».
Актуальность этой темы заключается в том, что на уроках алгебры, геометрии, физики мы очень часто встречаемся с решением различных уравнений. Поэтому каждый ученик должен уметь верно и рационально решать уравнения, что также пригодится и при решении более сложных задач, в том числе и при сдаче экзаменов.
Цель работы: изучить уравнения высшей степени и различные способы их решения.
Задачи:
Объект исследования: уравнения высшей степени.
Предмет исследования: способы решения уравнений высшей степени.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, сравнение, обобщение, практический метод.
Результат исследования: Я научился решать возвратные уравнения, а также изучил теорему Безу и схему Горнера.
Гипотеза: Существует много различных видов и методов решения уравнений высших степеней, о которых не рассказывается в школьной программе 9 класса.
.
Уравнения высшей степени и способы их решения
Уравнение – это математическое выражение, являющееся равенством, содержащее неизвестное. Если равенство справедливо для любых допустимых значений входящих в него неизвестных, то оно называется тождеством; например: соотношение вида (x – 1)2 = (x – 1)(x – 1) выполняется при всех значениях x [2] .
Уравнение вида:
называется уравнением n-ой степени.
Если n=1, уравнение называется линейным.
Если n=2, уравнение называется квадратным.
Если n=0, уравнение называется однородным.
Процесс отыскания решений уравнения заключается обычно в замене уравнения равносильным. Замена уравнения равносильным основана на применении четырёх аксиом:
1. Если равные величины увеличить на одно и то же число, то результаты будут равны.
2. Если из равных величин вычесть одно и то же число, то результаты будут равны.
3. Если равные величины умножить на одно и то же число, то результаты будут равны.
4. Если равные величины разделить на одно и то же число, то результаты будут равны [6].
Рассмотрим решения уравнений с одной переменной степени выше второй.
Степенью уравнения Р(х) = 0 называется степень многочлена Р(х), т.е. наибольшая из степеней его членов с коэффициентом, не равным нулю.
Так, например, уравнение (х3 – 1)2 + х5 = х6 – 2 имеет пятую степень, т.к. после операций раскрытия скобок и приведения подобных получим равносильное уравнение х5 – 2х3 + 3 = 0 пятой степени [7].
Вспомним правила, которые понадобятся для решения уравнений степени выше второй.
Утверждения о корнях многочлена и его делителях:
1. Многочлен n-й степени имеет число корней не превышающее число n, причем корни кратности m встречаются ровно m раз.
2. Многочлен нечетной степени имеет хотя бы один действительный корень.
3. Если α – корень Р(х), то Рn (х) = (х - α)·Qn - 1(x), где Qn - 1(x) – многочлен степени (n – 1).
4. Всякий целый корень многочлена с целыми коэффициентами является делителем свободного члена.
5. Приведенный многочлен с целыми коэффициентами не может иметь дробных рациональных корней.
6. Для многочлена третьей степени
Р3(х) = ах3 + bx2 + cx + d возможно одно из двух: либо он разлагается в произведение трех двучленов
Р3(x) = а (х - α)(х - β)(х - γ), либо разлагается в произведение двучлена и квадратного трехчлена Р3(x) = а(х - α)(х2 + βх + γ).
7. Любой многочлен четвертой степени раскладывается в произведение двух квадратных трехчленов.
8. Многочлен f (x) делится на многочлен g(х) без остатка, если существует многочлен q(x), что f(x) = g(x)·q(x). Для деления многочленов применяется правило «деления уголком».
9. Для делимости многочлена P(x) на двучлен (x – c) необходимо и достаточно, чтобы с было корнем P(x) (Следствие теоремы Безу) [1].
10. Теорема Виета: Если х1, х2, …, хn – действительные корни многочлена
Р(х) = а0хn + а1хn - 1 + … + аn, то имеют место следующие равенства:
х1 + х2 + … + хn = -а1/а0,
х1 · х2 + х1 · х3 + … + хn - 1 · хn = a2/а0,
х1 · х2 · х3 + … + хn - 2 · хn - 1 · хn = -a3/а0,
х1 · х2 · х3 · хn = (-1)n an/а0.
Способы решения уравнений высших степеней
1.1 Способ группировки.
Данный способ применяют к многочленам, которые не имеют общего множителя для всех членов многочлена. Чтобы разложить многочлен на множители способом группировки, нужно: объединить члены многочлена в такие группы, которые имеют общий множитель в виде многочлена. Вынести этот общий множитель за скобки [8].
Примеры решения уравнений способом группировки:
Пример 1. x³-5x²-16x+80=0
x(x²-16)-5(x²-16)=0
(x-5)(x²-16)=0
(x-5)(x-4)(x+4)=0
x-5=0 или x-4=0 или x+4=0
x=5 x=4 x=-4
Ответ: -4; 4; 5.
Пример 2. x³-3x²-4x+12=0
x²(x-3)-4(x-3)=0
(x²-4)(x-3)=0
(x-2)(x+2)(x-3)=0
x-2=0 или x+2=0 или x-3=0
x=2 x=-2 x=3
Ответ: -2; 2; 3.
Пример 3. x⁴-5x³-16x²+100x-80=0
x⁴-5x³-20x²+4x²+100-80=0
x²(x²-20)-5x(x²-20)+4(x²-20)=0
(x²-5x+4)(x²-20)=0
x²-5x+4=0 или x²-20=0
D=25-16=9 x²=20
x1=(5+3)÷2=4x=±√20
x2=(5-3)÷2=-1
Ответ:-√20; -1; 1; √20.
1.2 Решение уравнений высших степеней с помощью формул сокращенного умножения
1. Квадрат суммы: (a + b)2 = a2 + 2ab + b2
2. Квадрат разности: (a - b)2 = a2 - 2ab + b2
3. Разность квадратов: а2- b2 = (a - b) (a + b)
4. Куб суммы: (a + b)3 = a3 + 3a2b + 3ab2 + b3
5. Куб разности: (a - b)3 = a3 - 3a2b + 3ab2 - b3
6. Сумма кубов: a3 + b3 = (a + b) (a2 - ab + b2)
7. Разность кубов: a3 - b3 = (a - b) (a2 + ab + b2)
Примеры решения уравнений с помощью формул сокращённого умножения:
Пример 1. (2x)³-8=0
(2x)³-2³=0
(2x-2)(4x²+4x+4)=0
2x-2=0 или 4x²+4x+4=0
x=1 D=16-64=-48 корней нет
Ответ: 1.
Пример 2. +18a⁴+108a²+216=0
(a²+6)³=0
a²+6=0
a²=-6
Ответ: корней нет.
Пример 3. 8x(1+2x)-(4x+3)(4x-3)=2x.
8x+16x2-(16x2-9)=2x,
8x+16x2-(16x2-9)=2x,
8x+16x2-16x2+9=2x,
8x-2x=-9,
6x=-9,
x=-1,5
Ответ: -1,5
1.3 Решение уравнений высших степеней с помощью теоремы Безу
Остаток от деления многочлена Р(х) на двучлен (х – а) равен Р(а).
Следствие из теоремы Безу: Число a является корнем многочлена P(x) тогда и только тогда, когда P(x) делится на (x ‑ a) без остатка [1].
Примеры решения уравнений с помощью теоремы Безу:
Пример 1. Решить уравнение 2х3-3х2+5х-14=0
Возможные рациональные корни: ±; ±1; ±2; ±; ±7; ±14.
P(x)=2х3-3х2+5х-14 = 0
P(1)= 2 – 3 + 5 – 140
P(-1)= -2 – 3 – 5 - 140
P(2)=16 – 12 + 10 - 14 = 0
(x-2)( 2х2+х+7)=0
x = 2 D=1-56=-55
корней нет
Ответ: 2.
Пример 2. Решить уравнение 3х4 – 2х3 -8х2 – х + 2 = 0
Возможные рациональные корни: ±; ±; ±1 ; ±2.
P(x)= 3х4 – 2х3 -8х2 – х + 2 = 0
P(1)= 3 – 2 – 8 – 1+ 2 0
P(-1)=3 + 2 – 8 + 1 +2 = 0
(х+1)(3х3-5х2-3х+2)=0
Решим уравнение 3х3 – 5х2 – 3х + 2 = 0.
Возможные рациональные корни: ±; ±1; ±; ± 2 .
P(x)=3х3 – 5х2 – 3х + 2 = 0
P(1)= 3 – 5 – 3 + 20
P(-1)= - 3 – 5 + 3 – 2 0
P(2)= 24 – 20 – 6 + 2 = 0
(х+1)(х-2)(3х2+х-1)=0
х+1=0 х-2=0 3х2+х-1=0
х= -1 х= 2 D=1+12=13
х1=
х2=
Ответ: -1;; ; 2.
Пример 3. Решить уравнение x3 - 2x2 - 6x + 4=0
Возможные рациональные корни: ±1 ; ± 2 ; ±4.
P(x)= x3 - 2x2 - 6x + 4 = 0
P(1)= 2 – 2 – 6 + 40
P(-1)= - 1 – 2 + 6+ 40
P(2)= 8 – 8 – 12 + 40
P(- 2)= - 8 – 8+ 12 + 4 = 0
(х+2)( х2-4х+2) = 0
х+2=0 х2-4х+2 = 0
х= -2 D=16-8= 8
х1=
х2=
Ответ: -2; ; .
1.4 Схема Горнера
Схема Горнера - это алгоритм вычисления значения многочлена при определенном значении переменной. Использование схемы Горнера значительно упрощает вычисления, а также помогает эффективно подбирать корни.
Примеры решения уравнений с помощью схемы Горнера:
Пример 1. Решить уравнение: 4х3 - 19х2 + 19х + 6=0
Возможные рациональные корни уравнения:±; ±; ±; ±1; ±; ±2; ±3; ±6.
P(x)=4х3 - 19х2 + 19х + 6 = 0
P(1)= 4 – 19 + 19 + 6 ≠0
P(-1)= -4 – 19 – 19 + 6 ≠0
P(2)=32–76+38+6=0
Остаток равен 0, значит:
(х-2)(4х2-11х-3)=0
x = 2 D= 121 + 48 = 169
х1=3
х2= -0,25
Ответ:-0,25, 2, 3.
Пример 2. Решить уравнение: 5х3 +5х2 +х – 11 = 0
Возможные рациональные корни уравнения: .
P(x)=5х3 +5х2 +х – 11= 0
P(1)= 5+5 + 1 – 11 = 0
5 | 5 | 1 | -11 | |
1 | 5 | 10 | 11 | 0 |
(х-1)(5х2+10х+11)=0
х-1=0 5х2+10х+11=0
х=1 D=100 - 220=-120
корней нет
Ответ: 1.
Пример 3. Решить уравнение: х3 - 7х - 6=0
Возможные рациональные корни уравнения: ±1; ±2; ±3; ±6.
P(x)= х3 - 7х – 6 = 0
P(1)= 1 – 7 – 6 ≠ 0
P(-1)= - 1 + 7 – 6 = 0
1 | 0 | -7 | -6 | |
-1 | 1 | -1 | -6 | 0 |
(х+1)(х2-х+6) = 0
х+1=0 х2-х+6 = 0
х= -1 D= 1- 4= -3
корней нет
Ответ: -1.
Метод введения новой переменной заключается в том, что для решения уравнения f(x) = 0 вводят новую переменную (подстановку) t = xn или t = g(х) и выражают f(x) через t, получая новое уравнение r(t). Решая затем уравнение r(t), находят корни: (t1, t2, …, tn). После этого получают совокупность n уравнений q(x) = t1, q(x) = t2, … , q(x) = tn, из которых находят корни исходного уравнения [3].
Примеры решения уравнения методом введения новой переменной:
Пример 1. (x2+4x)(x2+4x-17)=-60
Пусть = t, тогда
t( t – 17 ) = -60
- 17t = -60
t2 - 17t + 60 = 0
= 5
= 12
При t = 5,
= 1
= -5
При t = 12,
= 2
= -6
Ответ: -6, -5, 1, 2.
Пример 2. (x-3)(x-4)(x-5)=(x-2)(x-4)(x-5)
Пусть (x-4)(x-5)=t, тогда
t(x-3)= t(x-2)
tx-3t = tx-2t
tx-3t-tx+2t = 0
-t = 0
t = 0
Вернёмся к замене:
(x-4)(x-5)= 0
x-4 = 0 x-5 = 0
x=4 x=5
Ответ: 4; 5.
Пример 3. (x2-5x+7)(x-2)(x-3)=0
(x2-5x+7)(x2-5x+6)=0
Пусть х2-5=t, тогда
(t+7)(t+6)=0
t1= -7
t2= -6
Вернёмся к замене:
х2-5=-7 х2-5=-6
x2= -12 x2=-11
Ответ: корней нет.
2.1 Биквадратные уравнения.
К квадратным уравнениям сводятся уравнения четвертой степени: ax4 + bx2 + c = 0, называемые биквадратными, причем, а ≠ 0. Достаточно положить в этом уравнении х2 = y, следовательно, ay² + by + c = 0. Найдём корни полученного квадратного уравнения y1,2 =
заменим y на x и получим [7]
Примеры решения биквадратных уравнений:
Пример 1. 2x⁴-19x²+9=0
Пусть y=x², тогда
2y²-19y+9=0
y1=9
y2=0,5
Вернёмся к замене:
При у=9, x²=9
x=±√9
x=±3
При у=0,5, х²=0,5
х=±√0,5
Ответ:-3; -√0,5; √0,5; 3.
Пример 2. 10х4-12х2+1=-10х4
10х4+10х4-12х2+1=0
20х4-12х2+1=0
Пусть х2=t, тогда
20t2-12t+1=0
D=144-80=64
t1=0,5
t2=0,1
Вернёмся к замене:
При t=0,5, x²=0,5
x=±√0,5
При t=0,1, х²=0,1
х=±√0,1
Ответ: -√0,1; -√0,5; √0,1; √0,5.
Пример 3. (х-4)4-5(х-4)2= -4
(х-4)4 -5(х-4)2 +4=0
Пусть (х-4)2=t
t2-5t+4=0
D=25-16=9
t1=4
t2=1
Вернёмся к замене:
При t=4, (х-4)2 =4
x1=6
x2=2
При t=1, (х-4)2=1
x1=5
x2=3
Ответ:2; 3; 5; 6.
2.2 Возвратные уравнения
Возвратное уравнение – алгебраическое уравнение а0хn + a1xn – 1 + … + a1x +a0=0, в котором ак = an – k, где k = 0, 1, 2 …n, причем, а ≠ 0.
Задачу нахождения корней возвратного уравнения сводят к задаче нахождения решений алгебраического уравнения меньшей степени. Термин возвратные уравнения был введён Л. Эйлером [6].
Алгоритм решения:
Пример 1. 2х⁴+9х³-х²+9х+2=0
Т.к. х = 0 не является корнем уравнения, то уравнение можно разделить на х², получив 2х²+9х-1++= 0
2(х²+)+9(х+)-1=0
Сделаем замену у=х+; у²-2=х²+
Тогда 2(у²-2)+9у-1=0
у1=-5
у2=0,5
Вернёмся к замене:
При у=-5, x²=-5 корней нет
При у=0,5, х²=0,5
х=±√0,5
Ответ:-√0,5; √0,5.
Пример 2. 6х4-35х3+62х2-35х+6=0
Т.к. х = 0 не является корнем уравнения, то уравнение можно разделить на х², получив
Сделаем замену у=х+; у²-2=х²+
6у2-35у+50=0
D=1225-1200=25
у1=
у2=
Вернёмся к замене:
При у=, х+=
х1=3
х2=
При у=, х+=
х1=2
х2=
Ответ: ; ; 2; 3.
Пример 3. 3х4-2х3+4х2-4х+12=0
Т.к. х = 0 не является корнем уравнения, то уравнение можно разделить на х², получив 3х2-2х+4-=0
Сделаем замену у=х+; у²-4=х²+
3(у2-4)-2у+4=0
3у2-2у-8=0
D=4+96=100
у1=2
у2= -
Вернёмся к замене:
При у=1
х+=4 Корней нет.
При у= -
х+= - Корней нет.
Ответ: корней нет
Метод основан на использовании графических иллюстраций или каких-либо свойств функций. В одной системе координат строим графики функций, записанные в левой и в правой частях уравнения, затем, находим точку (точки) их пересечения. Абсцисса найденной точки является решением уравнения [8].
Примеры решения уравнений функционально-графическим методом:
Пример 1. Решить уравнение √х=
Построим в одной системе координат графики функций y= и y=
Пример 2. Решение уравнение х3-√х=0.
Построим в одной системе координат графики функций y= х3 и y=√х
Пример 3. Решить уравнение = -х2 -1
Построим в одной системе координат графики функций y=-х2 -1 и y=
Пример 4. Решить уравнение .
Решение:
– кубическая парабола сдвинута в вниз на 45 единиц
-парабола ветвями в вниз, сдвинута по оси OX вправо на 0,9 единиц и по OY вверх 0,81 единиц.
По графику видно, что графики нашей функций пересекаются в трех точках, значит наше уравнение имеет три корня .
Ответ: -5; -3; 3
Заключение
Практически всё, что окружает нас, связано в той или иной мере с математикой. А достижения в физике, технике, информационных технологиях только подтверждают это. И что очень важно – решение многих практических задач сводится к решению различных видов уравнений, которые необходимо научиться решать.
Наша гипотеза, выдвинутая в начале работы, оказалась верна. В ходе исследовательской работы я научился решать возвратные уравнения, познакомилась с теоремой Безу и схемой Горнера. По-моему мнению, интерес вызывает возможность подбора уравнений при помощи достаточно простого алгоритма с использованием схемы Горнера. Также мы интересовались различными стандартными типами замены переменных, которые позволяют существенно упрощать вид задачи, но особый интерес обычно вызывают графические методы решения.
Литература
8.https://www.tutoronline.ru/blog/uravnenija-vysshih-stepenej
Пейзаж
"Морская болезнь" у космонавтов
Зимовье зверей
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью