Актуальность и выбор темы определены следующими факторами:
В настоящее время изучение быта наших предков имеет большую значимость для сохранения традиции и культуры тувинского народа.
Цель исследования: выяснить эффективность использования данного материала в изучении традиций тувинского народа.
Вложение | Размер |
---|---|
титульный лист и оглавление работы | 17.9 КБ |
титульный слайд, актуальность, цели и задачи, гипотеза и заключение | 78.33 КБ |
buklet_deerbe.doc | 141.5 КБ |
Управление образования Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва»
Республиканский туристско-исследовательский конкурс «Отечество»
Секция: Этнография
Учебно-исследовательская работа:
«Кормилица рода Ооржак-
Ручная мельница-Хол дээрбези»
Выполнил:
ученик 11 «б» класса МБОУ СОШ №1
с.Кызыл-Мажалык
Хажики Ачыты Алимович
С.Кызыл-Мажалык
Ул.Чургуй-оолла 100-14
Тел. 89527501309
Руководитель:
Хажики Зарина Алдын-ооловна
Учитель английского языка
высшей квалификационной категории
тел.89232626775
Кызыл-Мажалык-2018г.
Оглавление
Введение стр.3
Глава 1. Из истории ручной мельницы стр.4-5
Глава 2. Ручная мельница из песчаника–хол дээрбези рода Ооржак стр.6
Глава 3. Ручная мельница хакасского народа – Теербе стр.7
Глава 4. Конструкция, принцип работы стр.8
Практическая часть стр.9-10
Заключение стр.11
Список литературы стр.12
Приложение стр.13-18
Слайд 1
Управление образования Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва» Республиканский туристско-исследовательский конкурс «Отечество» Секция: Этнография «Кормилица рода Ооржак - Ручная мельница- Хол дээрбези » Выполнил: Хажики Ачыты Алимович ученик 11 «б» класса МБОУ СОШ №1 с.Кызыл-Мажалык Руководитель : Хажики Зарина Алдын-ооловна учитель английского языка высшей квалификационной категорииСлайд 2
Актуальность: в настоящее время изучение быта наших предков имеет большую значимость для сохранения традиции тувинского народа. Проблема исследования – каким образом изучение предметов быта предков будет способствовать сохранению традиций народа. Объект исследования – жернова- дээрбе Предмет исследования – история происхождения жерновов и использование в настоящее время.
Слайд 3
Цель исследования – выяснить эффективность использования данного материала в изучении традиций тувинского народа. Задачи исследования: 1. Изучить литературу по данной теме. 2. Раскрыть основные аспекты истории происхождения жерновов, строение . 3. Описать ценность данного предмета в современном мире . 4. Сравнить ручные мельницы тувинского и хакасского народов 5 . Подобрать материал для применения его на практике, выпустить буклет.
Слайд 4
Гипотеза – систематическая работа по изучению истории наших предков будет способствовать сохранению традиций тувинского народа. Методы исследования: 1. Изучение специальной литературы. 2 . Обобщение и систематизация материала по данной теме. 3. Описание, с равнение, и нтервьюирование
Слайд 5
Заключение Разнообразие хакасского и тувинского быта свидетельствуют о наличии самобытной национальной культуры, имеющей глубокие традиции. В некоторых случаях прослеживается древняя коллективная форма приготовления и распределения пищи ( талкан , освежевание туши животных, разделка мяса и др.). Мы сравнили быт народов Хакасии и Тувы, и пришли к выводу, что эти народы имели похожие орудия домашнего быта, например ручные мельницы, даже названия имеют сходство: дээрбе ( тув .)- теербен ( хак .); далган ( тув .)- талкан ( хак .)
Загадки
Конь гогочет овса хочет.
Ответ: (Жернова)
Лежит монах в крутых горах,
Выйдет наружу — кормит верных и неверных.
Ответ: (Жернова)
В темной избе медведь ревет.
Ответ: (Жернова)
Какие камни нужнее драгоценных?
Ответ: (Жернова)
Пословицы и поговорки про мельницу
Мельница не по ветру, а против ветра мелет.
Пустая мельница без ветру мелет.
На ветер надеяться — без помолу быть.
Мельник не бездельник: хотя дела нет, а топор из рук нейдет.
Не боится мельник шуму — им кормится.
Мельник богат шумом.
Мельница мелет — мука будет, язык мелет — беда будет.
Мельница сильна (сыта) водой, а человек — едой.
Мельницу строить — за подтоп отвечать.
Мелева много, да помолу нет.
Мелет день до вечера, а послушать нечего.
Мелет и жернов, и язык.
Мели воду, помола не будет.
Мели, Агаша! Изба-то наша: унять некому.
Мели, кривая: устанешь, так перестанешь.
Мели, мели, Емеля, твоя неделя!
Стихотворение «Далган»
Арбай азы кызыл-тасты
Бурун тыва огбелер дег
Алгый пашка хоорган соонда
Буянныг ус чон-даа ховар.
Согаашка ургаш бала-биле
Дээрбезинге тараазын оон
Соктап- соктап челбип алыр.
Дээрбелеп чуура долгаар.
Чыды чаагай далганымны
Чыглып келген доргул-торел
Саржаг каггаш, суттуг шайга
Сагыш хандыр булгап чиир бис.
Песня «Дээрбе»
Эрте шагда шевер кижи
Эки дашты шилип каан
Эптей салгаш долгаптарга
Эки чеми унуп кээр.
Кыштагда кырган-ачам сугда
Далган тыртар дээрбе
Кыйырадыр дагжап тур
Кырган-авам сугда.
Далган тыртар дээрбе
Хырнывысты тоттурар.
Бора-бора даштарывыс
Боттарынга домейлер.
Борбаннадыр долгаптарга
Боду чеми унуп кээр.
Песня «Тоолчургу Тыва»
Тооруктуг оой, тайгаларлыг ээй,
Хорлуг хемниг оой, ховуларлыг ээй,
Аккыр даглар оой, шыва алган ээй,
Аян-ырлыг оой, Ава-Тывам ээй.
Чимистерлиг оой, тайгаларлыг ээй,
Чиргилчинниг оой, ховуларлыг ээй,
Чурумалдыг оой, бойдус шыпкан ээй,
Аян сөстүг оой, Ава-Тывам ээй.
Мөӊгүн-Тайгам, Бай-ла-Тайгам,
Кызыл-Тайгам, Хөр-ле-Тайгам,
Улуг-Хемим, Хемчик-Хемим,
Эрзин-Тезим, Доора-Хемим оой,
Саян-Таӊдым-оой.
МБОУ СОШ №1
с.Кызыл-Мажалык
11 «б» класс
Хажики Ачыты
Слова «мельница», «жернова», «дээрбе» в устном народном творчестве, в стихах и песнях народов России и Тувы
с.Кызыл-Мажалык-2018г
Акварель + трафарет = ?
Колумбово яйцо
Вода может клеить?
Рисуем кактусы акварелью
Пчёлы и муха