Для ребёнка компьютер – это целый мир, мир интересный, модный и манящий. Программное обеспечение предоставляет широкий спектр применения компьютера: для учёбы, общения, поиска всевозможной информации, отдыха и развлечений. Но нужно помнить, что компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье.
Сегодня компьютеры стали частью нашей жизни. Современному ребенку ничего не остаётся, как жить в соседстве с такой привычной и обыденной вещью, как компьютер.
В школе появился предмет «Информатика». Большинство рефератов, работ для олимпиады невозможно выполнить без компьютера. В результате школьники всё больше времени проводят за компьютером и в школе, и дома. Мы учимся читать, писать, рисовать, не отходя от экрана. Смотрим фильмы, слушаем музыку. До сих пор многие родители умиляются, видя, что их ребенок просиживает за компьютером все свободное время. По данным исследований, в России до 80 процентов школьников в возрасте 12—13 лет страдают компьютерной зависимостью.
А ведь компьютер — вещь далеко не безопасная. Компьютер становится причиной серьезных проблем со здоровьем. Бессонные ночи, проведенные за монитором, способствуют появлению постоянной усталости и ослаблению иммунной системы человека, после чего резко повышается вероятность недугов. Сидячий образ жизни приводит к проблемам с позвоночником, неправильное освещение в ночные часы — к заболеваниям глаз.
Главный вопрос — если пользоваться, то как?
Так что же такое компьютер – угроза для здоровья детей или современный друг и помощник? В связи с актуальностью проблемы и была выбрана тема исследования: «Компьютер: друг или враг?»
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_slastikov_drug_ili_vrag.doc | 305 КБ |
vrag_ili_drug.pptx | 1.8 МБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Большесолдатская средняя общеобразовательная школа»
Название проекта:
«Компьютер - друг или враг?»
Выполнил:
Новосильцев Дмитрий
Научный руководитель:
Воробьева Ирина Юрьевна
Большое Солдатское
2020 год
Содержание
I. Введение 2 - 3
II.Теоретическая часть 3
2.1Основная часть. Компьютер друг или враг.
2.2. Польза от компьютера.
2.3. Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером
2.4. Нормы СанПиНа
2.5. Признаки развития зависимости у ребенка 4-7
2.6. Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером 6- 7
2.4. Положительные качества ПК 7
III. Практическая часть 3.1.Анкеты 8-9
3.2. Анализ результатов 9-13
3.4. Реализация профилактических мероприятий 13
IV. Выводы 14
V. Список литературы 14
IV. Приложения 15-16
I. Введение
Для ребёнка компьютер – это целый мир, мир интересный, модный и манящий. Программное обеспечение предоставляет широкий спектр применения компьютера: для учёбы, общения, поиска всевозможной информации, отдыха и развлечений. Но нужно помнить, что компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье.
Сегодня компьютеры стали частью нашей жизни. Современному ребенку ничего не остаётся, как жить в соседстве с такой привычной и обыденной вещью, как компьютер.
В школе появился предмет «Информатика». Большинство рефератов, работ для олимпиады невозможно выполнить без компьютера. В результате школьники всё больше времени проводят за компьютером и в школе, и дома. Мы учимся читать, писать, рисовать, не отходя от экрана. Смотрим фильмы, слушаем музыку. До сих пор многие родители умиляются, видя, что их ребенок просиживает за компьютером все свободное время. По данным исследований, в России до 80 процентов школьников в возрасте 12—13 лет страдают компьютерной зависимостью.
А ведь компьютер — вещь далеко не безопасная. Компьютер становится причиной серьезных проблем со здоровьем. Бессонные ночи, проведенные за монитором, способствуют появлению постоянной усталости и ослаблению иммунной системы человека, после чего резко повышается вероятность недугов. Сидячий образ жизни приводит к проблемам с позвоночником, неправильное освещение в ночные часы — к заболеваниям глаз.
Главный вопрос — если пользоваться, то как?
Так что же такое компьютер – угроза для здоровья детей или современный друг и помощник? В связи с актуальностью проблемы и была выбрана тема исследования: «Компьютер: друг или враг?»
Объект исследования – влияние компьютера на здоровье человека.
Предмет исследования – воздействие компьютера на человека и его здоровье.
Главная идея, проблема работы
Компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. О пользе и вреде этого изобретения можно спорить бесконечно, ведь у всякого явления или события есть свои сторонники и противники. Бесспорно, компьютер подрастающему поколению порой даже заменяет друзей, родителей, школу...
Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. Так как я являюсь учащимся школы, то мне ближе и понятнее изучение своих сверстников. И поэтому я решил исследовать зависимость учащихся школы от компьютера, влияние компьютера на здоровье школьника и к каким изменениям в организме может привести это влияние.
Цели и задачи
Цель: изучить положительное и отрицательное влияние компьютера на здоровье человека.
Задачи:
1. Изучить имеющеюся литературы по заданному вопросу.
2. Провести анкетирования с целью выявления зависимости школьников от компьютера.
4. Использовать данные по исследованию данной темы на классных часах в школе, для разъяснительной работы с ребятами.
5. Распространение памятки с гимнастикой.
Актуальность изучаемой темы
Вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем современности. Компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. Тем более, что компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. И поэтому я решила исследовать зависимость учащихся школы от компьютера, влияние компьютера на здоровье школьника и к каким изменениям в организме может привести это влияние.
Гипотеза
Если я полученными знаниями при выполнении данной работы смогу помочь хотя бы одному человеку, немного больше получить информации о вреде и пользе работы на компьютере, и мои буклеты будут полезны ребятам, то я могу считать что моя работа проделанная не даром.
Методика исследования
1. Анализ литературы по теме исследования.
2. Анкетирование, математическая обработка данных, построение диаграмм.
II.Теоретическая часть
Я постарался доступно для человека, не имеющего отношения к медицине, описать профессиональные заболевания пользователей компьютеров, способы профилактики. Вы узнаете, как выбрать компьютер и программное обеспечение, безопасные для здоровья, найдете полезные советы по безопасной работе на компьютере (проконсультируюсь по данному вопросу у своего педагога Воробьевой Ирины Юрьевны).
2.1Основная часть. Компьютер друг или враг.
В 17 веке замечательный французский учёный Паскаль изобрёл первую счётную машинку, которая называлась арифмометр. Она выполняла любые арифметические действия. В 20 веке механический арифмометр уже не поспевал. Где выход? Электрическая энергия – вот что помогло создать совершенно новые вычислительные машины. Так пришло время ЭВМ (электронно-вычислительных машин). Слово «компьютер» произошло от латинского слова, означающего «считать, вычислять». Они считали в 1000 раз быстрее механических счётных машин.
Но какими огромными были ЭВМ. Комнаты, в которых они размещались, напоминали гигантские залы, сплошь заставленные белыми шкафами. Несколько десятков тысяч электронных ламп обрабатывали огромное количество цифр. Но на смену лампам пришли транзисторы, и компьютеры стали размером с комнату. А нынешние персональные компьютеры с микросхемами легко расположить на письменном столе и даже в кармане брюк. Первые персональные компьютеры появились в 1976 году в США.
За последние десятилетия 20 века микрокомпьютеры проделали значительный путь в своём развитии, стали работать гораздо быстрее и значительно больше перерабатывать информации. Развитие больших вычислительных систем привело к созданию суперкомпьютера — суперпроизводительной и супердорогой машины, способной просчитывать, например, модель крупного землетрясения.
В конце 20 века человечество вступило в стадию формирования глобальной информационной сети «Интернет», которая способна объединить возможности различных компьютерных систем.
2.2. Польза от компьютера.
Психологи считают, что работа с компьютером развивает у школьника логическое и абстрактное мышление, помогает концентрировать внимание, а также улучшает память. С помощью специальных программ можно развивать творческие способности ребёнка – к примеру учить языки, рисовать. Обучение с помощью компьютера проходит быстрее и интереснее. При условии разумного использования компьютеры могут помочь развитию координации рук и глаз, а также других способностей ребёнка. Формируется правильное представление о всевозможных понятиях, географических объектах и всего прочего, с чем не сталкивался ребёнок в повседневной жизни. Благодаря этому дети раньше начинают осознавать, где реальность, а где вымысел. Компьютерные игры помогают научиться принимать самостоятельные решения.
Компьютер сейчас повсеместно используется и во время школьных занятий, поэтому наличие его дома помогает ребенку получать новые знания, искать информацию для выполнения домашних заданий, а также быть в курсе мировых событий, благодаря интернету . К тому же игра на компьютере помогает ребенку отвлечься, снять стресс и даже перебороть боль, ведь всем известно, что стоит только увлечься чем-то интересным, как мы тут же забываем, что у нас что-то болит.
Тот интерес, который вызывают игровые занятия на компьютере, становится базовым для формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память и внимание. Развитие этих качеств во многом обеспечивает психологическую готовность ребёнка к школе.
Компьютер даёт нам много информации для составления разнообразных документов, заявлений, рефератов, докладов, письменных обращений .
Итак, компьютер развивает множество интеллектуальных навыков: развитие логики, внимание, сосредоточенность, развитие мелких мышц рук, воображение, интерес к учёбе.
2.3. Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:
Сидячее положение в течение длительного времени;
Воздействие электромагнитного излучения монитора;
Утомление глаз, нагрузка на зрение;
Перегрузка суставов кистей;
Стресс при потере информации.
Сидячее положение
Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей - сколиоз. По медицинским данным у тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.
Воздействие электромагнитного излучения монитора
Монитор является источником практически всех видов электромагнитного излучения (радиации). В зависимости от воздействия на объект, эти излучения, бывают ионизирующими и неионизирующими. К ионизирующим относится рентгеновское излучение, которое широко используется в медицине, к неионизирующим - электромагнитное поле (излучение) сверхнизкой и низкой частоты.
Электромагнитные излучения сверхнизкой частоты не обладают способностью вызывать ионизацию, а соответственно, и мутации. Одним словом, чтобы не запутывать вас в подробностях действия электромагнитных излучений, можно все резюмировать следующим образом: ионизирующие излучения, такие, как рентгеновское, при определенной дозе облучения могут вызывать возникновение злокачественных опухолей. Электромагнитные поля сверхнизкой частоты не представляют угрозы для здоровья человека, однако, в силу того, что их действие мало изучено, рекомендуется уменьшить или свести к минимуму с ними встречу.
Рентгеновское излучение, исходящее от монитора, ничтожно мало и сравнимо с естественным радиационным фоном. Это означает то, что сидите ли вы рядом с дисплеем или гуляете по улице - дозу вы получите примерно одну и ту же. Исключения составляют бракованные мониторы, уберечься от которых можно, выбирая известную марку, у известного поставщика и в известном магазине. Хотя никто не будет против, если вы придете в магазин вместе со счетчиком и посчитаете микрорентгены в час.
Воздействие на зрение
Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Суть работы на компьютере - ввести или прочитать текст, нарисовать или изучить детали чертежа. А это - огромная нагрузка на глаза, ведь изображение на экране дисплея складывается не из непрерывных линий, как на бумаге, а из отдельных точек, к тому же светящихся и мерцающих.
В результате работа на компьютере серьезно перегружает наши глаза. Если к тому же монитор невысокого качества и интерфейс используемых программ неудачный, то последствия не заставят себя ждать. У пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения... Это явление получило название "компьютерный зрительный синдром".
Перегрузка суставов кистей рук
Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.
Чтобы длительная работа на компьютере не привела к возникновению синдрома запястного канала, достаточно выполнять несложные рекомендации по организации своего рабочего места и режима работы, каждый час делать короткие перерывы, во время которых выполнить несколько упражнений для кистей рук.
Стресс при потере информации
Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный пользователь может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса у детей истерики, у взрослых пользователей случались и инфаркты.
2.4. Нормы СанПиНа
Результаты физиолого-гигиенических исследований позволили разработать основные требования к организации работы на компьютерах детей различных возрастных групп, к рабочему месту пользователя, к гигиеническим условиям в помещениях. Эти требования изложены в СанПиНе «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (СанПиН 2.2.2./2/4/1340-03).
Расстояние от экрана до глаз ребенка должно составлять 60-70 см, линия взгляда должна приходиться на середину или верхнюю треть экрана ( Приложение I). Этого можно достичь за счет использования мебели, соответствующей ростовым данным ребенка. Конструкция рабочего стула должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы для снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения утомления (оптимально - стул с высокой спинкой и подлокотниками).
Рабочее место должно быть хорошо освещенным. Необходимо периодическое проветривание помещения для создания благоприятного микроклимата (19-21 °С). Для снижения утомляемости и повышения работоспособности, особенно зрительного анализатора, необходимо индивидуально настраивать монитор по показателям яркости и контрастности, оптимально подбирать цвет фона и шрифта (рекомендуются белые или желтые знаки на синем фоне, черные знаки на зеленом или белом фоне), и размер шрифта.
Соблюдение правильного режима работы на компьютере способствует также снижению напряжения глаз и развития утомления. Детям до 3 лет не следует разрешать пользоваться компьютерами, это для них слишком высокая эмоциональная и зрительная нагрузка. При этом компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях рекомендуется проводить не чаще двух раз в неделю и обязательно завершать их гимнастикой для глаз.
Для младших школьников непрерывная длительность занятий с компьютером не должна превышать -15 минут. Необходимо обязательно чередовать работу на компьютере с другими видами работ. Наиболее утомительны для детей игры с навязанным ритмом (темп игры задается компьютером и паузы и остановки не предусмотрены). Гигиенисты рекомендуют непрерывную продолжительность таких игр ограничивать 10 минутами для учащихся начальной школы и 15 минутами для более старших школьников
2.5.Признаки развития зависимости у ребенка
По результатам опроса подростки от 10 до 17 лет на вопрос
«Чем ты обычно занимаешься в свободное время?» ответили:
1. 12, 2 % - провожу время с друзьями;
2. 18, 1 % - читаю книги;
3. 30,1 % - посещаю кружки, секции;
4. 44, 9 % - играют в компьютерные игры;
5. 43, 7 % - общаюсь по телефону;
6. 71,1 % - общаюсь в сети;
7. 74, 2 % - смотрю телевизор.
Компьютерная зависимость — пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Такая зависимость наиболее часта в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Признаком к зависимости является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности. В более старших возрастах она начинает включать и более содержательные занятия: усовершенствование собственного компьютера, поиск компьютерных программ и других материалов в сети Интернет, программирование и т. п. Ее возникновению способствуют нарушения общения со сверстниками; она, в свою очередь, приводит к закреплению и дальнейшему прогрессированию этих нарушений. Вместе с тем, компьютер предоставляет возможность для виртуального общения (в частности, через Интернет), что смягчает негативные психологические проявления нарушения реальных межличностных отношений. Как и другие виды зависимости (алкогольная, наркотическая). Такая зависимость может повышать вероятность правонарушений в подростковом возрасте (незаконный "взлом" компьютерных программ и т. п.). Вместе с тем, она нередко становится источником успешной профессиональной подготовки к последующей производительной деятельности в области компьютерных технологий. По данным о выпускниках школы 30% выпускников свою карьеру построили с применением компьютерных технологий.
Признаки зависимости
Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.
Провел хотя бы одну ночь у компьютера.
Прогулял школу – сидел за компьютером.
Приходит домой, и сразу к компьютеру.
Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).
Пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался.
Конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.
Первая стадия — интерес.
Друзья посоветовали, как отвлечься от проблем, «убить время», развлечься.
Вторая стадия — втягивание.
Воздержание сопровождается настоящими «ломками»: и скучно, и грустно, и дела не идут на ум.
Третья стадия — полная зависимость.
Конечно, люди с нарушенной психикой находят мир и покой в Интернете, потому что избавляются там от многих реальных проблем. Но и психически здоровые люди при чрезмерном увлечении Интернетом становятся зависимыми от него, а всякая зависимость в той или иной степени — нарушение психики.
Симптомы зависимости
Психические признаки: появление чувства радости, отсутствие контроля за временем взаимодействия с компьютером; желание увеличить время взаимодействия с компьютером («дозу»); появление чувства раздражения, либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером; использование компьютера для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии; эмоциональная неустойчивость; навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту, снижение самооценки и т. д.
Социальные признаки: возникновение проблем во взаимоотношениях с родителями; проблемы экономические, т.к. много денег приходится платить за такое удовольствие; проблемы с правоохранительными органами при совершении правонарушений для добычи денег; пренебрежение личной гигиеной, неряшливость.
Духовные признаки: потеря смысла реальной жизни, жизнь становится ненужной, пустой, лишенной всякого смысла, что приводит к духовному обнищанию.
Очевидно, что это плата за овладение современными возможностями связи людей между собой, другая сторона цивилизации, лишившая нас тишины библиотек вместо адаптированных файлов, прогулок с друзьями вместо ожидания «дешевого» ночного времени связи, и еще многого. Не слишком ли дорогая цена?
III.Практическая часть
1. Анкетирование
Я проводил анкетирование среди учеников 6 - 9 классов. Опрошено 50 ребят. Проведена обработка данных по выявлению влияния компьютера на зрение и на психику. Зависимость школьников от компьютера.
Анкета №1.
Время работы за компьютером.
1.Сколько часов в день вы сидите за компьютером?
а) от 1 – до 2 часов; б) от 2 – до 4 часов; в) от 4 – до 10 часов
2.Соскольки лет вы работаете на компьютере?
а) с 4 лет; б) с 10 лет; б) свой вариант ответа ___________________
Зависимость от компьютера.
1.Есть ли постоянное желание играть в игры?
а) да; б) нет; в) не знаю
2.С лёгкостью можете оторваться от игры?
а) да; б) нет; в) не знаю
3.Какое общение вы предпочитаете?
а) общение по электронной почте; б) с другом на яву; в) не важно как
4.Может ли заменить вам компьютер лыжную прогулку?
а) не может; б) да; в) не знаю
5.Вы кушаете, пьете чай, готовите уроки у компьютера?
а) да; б) нет; в) когда как
6.Проводили вы хоть одну ночь за компьютером?.
а) нет; б) да;
7.Придя, домой вы сразу садитесь за компьютер?
а) да; б) нет;
8.Вы забывали чистить зубы и кушать заигравшись за компьютером?
а) да; б) нет; в) не придаю значения
9. Пребывали вы в плохом, раздраженном настроении, не могли ничем заняться, если был сломан компьютер?
а) да; б) нет
10. Что вас больше всего интересует?
а) компьютер; б) чтение книг; в) разгадывание логических игр
Психологические симптомы
1. Пребывали вы в плохом, раздраженном настроении, не могли ничем заняться, если был сломан компьютер?
а) да; б) нет;
2. Конфликтовали вы, угрожали, шантажировали в ответ на запрет сидеть за компьютером?
а) нет; б) да
Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером.
1.Сколько часов рекомендуется сидеть за компьютером?
а) 1 час; б) 2часа; в) 10 часов
2.Устают ли глаза при работе с компьютером?
а) да; б) нет; в) не придаю значения
3.Вы делаете гимнастику для глаз?
а) да; б) нет; в) как получится
4.Вы знаете, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью?
а) да; б) нет; в) мне все равно
Влияние компьютера на развитие интеллекта.
1.В какие игры вы предпочитаете играть.
а) брадилки; б) стратегии; в) логические
2.С приобретением компьютера твой интеллект:
а) повысился; б) остался на том же уровне; в) не замечаю
3.2. Анализ результатов
Я провел анкетирование среди учащихся 6-9 классов всего было опрошено 50 ребят. Вопросы анкеты разбиты на 5 групп:
Время работы за компьютером.
Анализ полученных результатов по этому блоку показал, что 83% учащихся имеют дома компьютер; 12% учащихся начали работать на компьютере с раннего возраста - 4 лет; 30% - с 10 лет; 29% - с 13 лет; 29% - с 14 лет.
Зависимость от компьютера
Я выяснил, что 36% респондентов ответили, что у них есть постоянное желание играть в игры. Вероятно, эти ученики склонны к игромании. 74% ответили, что у них нет тяги к компьютерным играм.
Я поставил перед выбором ребят: компьютер или прогулка - 24% выбрали компьютер, а 76% - прогулка.
Общение по электронной почте или общение с другом на яву - 0% выбрали общение по электронной почте, а 100% общение с другом на яву
На вопрос: что больше всего интересует: компьютер, чтение книг или решение логических задач,72% -учащихся выбрали компьютер, 20% опрошенных чтение книг, 8% решение логических задач.
Психологические симптомы
В ходе анкетирования я постарался выяснить, пребывают ли в плохом, раздраженном настроении школьники, если был сломан компьютер?
20% детей пребывают в раздраженном настроении, не могут ничем заняться, 80% - не испытывают зависимости.
На вопрос конфликтовали ли вы с родителями, угрожали им, шантажировали их в ответ на запрет сидеть за компьютером?
96% ответили, что, не конфликтовали и не угрожали, а 4% ответили, что вступают с родителями в конфликтные ситуации из-за запрета «общения» с компьютером.
Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером
На вопрос, сколько часов рекомендуется сидеть за компьютером - 80% ответили, что можно сидеть за компьютером от 1-го часа до 2-х часов, а 10% ответили, что надо сидеть за компьютером от 2-х часов до 10-ти часов, сколько хочу 10%.
Гимнастику для глаз делают 20% из числа опрошенных .
На вопрос, вы знаете, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью? 80% ответили, что знают, 20% ответили – нет.
Устают глаза при работе с компьютером у 74% опрошенных ответили да, у 24% глаза не устают, а 2% не придают значения этому.
Влияние компьютера на развитие интеллекта
На заданный вопрос: в какие компьютерные игры вы предпочитаете играть? 42% ответили, что предпочитают играть в «бродилки», 36% предпочитают стратегии, 22% предпочитают логические игры.
3.4. Реализация профилактических мероприятий
Я провел профилактическую работу среди школьников. Она включала в себя:
- создание социальной рекламы « Компьютерная зависимость»,
- распространение памятки с комплексом упражнений для мышц шеи и глаз. (приложение)
IV. Выводы:
Исследуя литературу по вопросу влияния компьютера на здоровье школьника я сделал вывод, что компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. В отношении некоторых игр у подростков формируется зависимость, подобная наркотической.Многие компьютерные игры вызывают агрессивный настрой, но есть и такие, которые развивают положительные качества.
Развитие новых технологий обучения в школе, требует хорошее знание персонального компьютера. Изучить самостоятельно работу во многих программах довольно – таки сложно. Надо иметь достаточно сильную мотивацию, чтобы в одиночку постичь «неизведанное». Но все – таки лучше сделать компьютер не средством развлечения, а инструментом для обучения, в этом школьникам поможет школа.
Проведя анкетирование, я получил следующие результаты:
1. 20% учеников заботятся о здоровье.
2. Большинство (83 %) учащихся имеют компьютер
3. 10% учеников не знают и пренебрегают нормами работы с компьютером.
4. 10% учащихся проводят за компьютером от 4 до 10 часов.
5. 36% учащихся есть постоянное желание играть в компьютерные игры.
6. 36% учеников любят играть в игры, где присутствует террор и насилие, что неизбежно может привести к нарушению психики.
7. 20% ребят выбрали компьютер вместо прогулки, 0%- предпочли компьютер вместо общения с другом на яву, большая часть (72%) предпочитают компьютер вместо чтения книг и разгадывания логических игр.
По статистике отмечается рост числа персональных компьютеров у учеников дома, но это пока никак не влияет на здоровье школьников. Я предполагаю, что школьники соблюдают нормы работы за компьютером дома, в школе уделяется огромное внимание здоровьесберегающим технологиям. Отношения учителей к появлению у школьников персональных компьютеров практически однозначно: машина создана не для развлечений, а для работы. Дети должны, в первую очередь, пополнять свои знания, а не играть. Конечно, есть игры, которые развивают память и мышление, но современные подростки чаще предпочитают различные «стратегии и др.». Это отнюдь не положительно сказывается на их психике и работоспособности.
Проводя исследования я выяснил, что у 74 % опрошенных проявляются подобные симптомы, но они либо не обращают на это внимания, либо немного отдыхают. По данным медосмотра у учащихся школы не наблюдается рост заболеваемости органов зрения и опорно-двигательной системы. Я могу предположить что это связано с тем, что:
- учащиеся знают и соблюдают нормы работы за компьютером;
- в школе уделяется огромное внимание здоровьесберегающим технологиям.
В ходе работы я научилсь проводить анкетирование, обрабатывать и анализировать полученные данные. В рамках работы я, распространила комплекс упражнений по классам. Работа велась целенаправленная, разными методами и средствами. Я удовлетворен результатами своей работы.
В ходе изучения было выявлено, что компьютер оказывает огромное негативное влияние на здоровье человека. Однако, соблюдение несложных правил может существенно уменьшить отрицательное воздействие, а выполнение разработанных в ходе исследования эргономичных упражнений может полностью сократить вред от работы за компьютером. Решать только Вам: что для Вас компьютер -друг он Вам или
Приложение 1.
От развития и прогрессирования близорукости можно обезопасить себя не очень сложным комплексом оздоровительных упражнений, которые просты как все гениальное
Эти упражнения, входящие в тибетскую гимнастику для глаз очень эффективны, не смотря на всю свою незатейливость. Они помогут "юзеру" сохранить то зрение, которое позволит ему не только работать, но и наслаждаться красками окружающего мира.
Слайд 1
Компьютер – друг или враг Подготовил ученик 9 класса Новосильцев Дмитрий Руководитель: Воробьева И.Ю.Слайд 2
Он рисует, он считает, Проектирует заводы, Даже в космосе летает И даёт прогноз погоды. Миллионы вычислений Может сделать за минуту, Догадайтесь, что за гений? Ну, конечно же … КОМПЬЮТЕР!
Слайд 3
Проблемный вопрос Компьютер – друг или враг? зависимость учащихся школы от компьютера , влияние компьютера на здоровье школьника какие изменения в организме может привести это влияние ГИПОТЕЗА Предположим, что использование компьютера приносит не только пользу людям, но и причиняет вред здоровью.
Слайд 4
Цели изучить положительное и отрицательное влияние компьютера на здоровье человека. разработать «золотые правила работы за компьютером». Задачи 1.Узнать историю возникновения компьютера ; 2. Изучить имеющеюся литературы по заданному вопросу . 3. Провести анкетирования с целью выявления зависимости школьников от компьютера. 4. Изучить функций компьютера в жизни человека 5 . . Распространение памятки с гимнастикой.
Слайд 5
История возникновения компьютера В 17 веке замечательный французский учёный Паскаль изобрёл первую счётную машинку, которая называлась арифмометр. Она выполняла любые арифметические действия. В 20 веке механический арифмометр уже не поспевал. Паскаль Так пришло время ЭВМ (электронно-вычислительных машин). Слово «компьютер» произошло от латинского слова, означающего «считать, вычислять». Они считали в 1000 раз быстрее механических счётных машин.
Слайд 6
Так выглядели первые компьютеры Но какими огромными были ЭВМ. Комнаты, в которых они размещались, напоминали гигантские залы, сплошь заставленные белыми шкафами. Несколько десятков тысяч электронных ламп обрабатывали огромное количество цифр. Но на смену лампам пришли транзисторы, и компьютеры стали размером с комнату. А нынешние персональные компьютеры с микросхемами легко расположить на письменном столе и даже в кармане брюк. Первые персональные компьютеры появились в 1976 году в США. За последние десятилетия 20 века микрокомпьютеры проделали значительный путь в своём развитии, стали работать гораздо быстрее и значительно больше перерабатывать информации. Развитие больших вычислительных систем привело к созданию суперкомпьютера — суперпроизводительной и супердорогой машины, способной просчитывать, например, модель крупного землетрясения. В конце 20 века человечество вступило в стадию формирования глобальной информационной сети «Интернет», которая способна объединить возможности различных компьютерных систем. Современные компьютеры
Слайд 7
ВРЕД Искривление позвоночника Травма кисти Болезни глаз Бессоница Воздействие электромагнитного излучения «Компьютерная зависимость» ПОЛЬЗА Развитие логики Развитие мышления Внимание Сосредоточенность Развитие мелких мышц рук Воображение Интерес к учёбе
Слайд 8
компьютер развивает множество интеллектуальных навыков: развитие логики, внимание, сосредоточенность, развитие мелких мышц рук, воображение, интерес к учёбе Компьютер можно использовать как настоящий помощник в обучении даёт нам много информации для составления разнообразных документов, заявлений, рефератов, докладов, письменных обращений\ «Компьютер – это хорошо» игра на компьютере помогает ребенку отвлечься, снять стресс и даже перебороть боль
Слайд 9
Компьютерная зависимость ??? ешь, пьёшь чай, готовишь уроки у компьютера; провел хотя бы одну ночь у компьютера; прогулял школу – сидел за компьютером; приходишь домой и сразу садишься за компьютер; пребываешь в плохом, раздраженном настроении, не можшьт ничем заняться, если компьютер сломался; конфликтуешь в ответ на запрет сидеть за компьютером.
Слайд 10
Компьютерная зависимость пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Такая зависимость наиболее часта в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Признаком к зависимости является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности. В более старших возрастах она начинает включать и более содержательные занятия: усовершенствование собственного компьютера, поиск компьютерных программ и других материалов в сети Интернет, программирование и т. п. Ее возникновению способствуют нарушения общения со сверстниками; она, в свою очередь, приводит к закреплению и дальнейшему прогрессированию этих нарушений
Слайд 11
Практическая часть Я провел анкетирование среди учеников 6 - 9 классов. Опрошено 50 ребят. Проведена обработка данных по выявлению влияния компьютера на зрение и на психику. Зависимость школьников от компьютера
Слайд 12
Время работы за компьютером. Анализ полученных результатов по этому блоку показал, что 83% учащихся имеют дома компьютер; 12% учащихся начали работать на компьютере с раннего возраста - 4 лет; 30% - с 10 лет; 29% - с 13 лет; 29% - с 14 лет . Зависимость от компьютера Я выяснил, что 36% респондентов ответили, что у них есть постоянное желание играть в игры. Вероятно, эти ученики склонны к игромании . 74% ответили, что у них нет тяги к компьютерным играм.
Слайд 13
Я поставил перед выбором ребят: компьютер или прогулка - 24% выбрали компьютер, а 76% - прогулка. Общение по электронной почте или общение с другом на яву - 0% выбрали общение по электронной почте, а 100% общение с другом на яву На вопрос: что больше всего интересует: компьютер, чтение книг или решение логических задач,72% -учащихся выбрали компьютер, 20% опрошенных чтение книг, 8% решение логических задач.
Слайд 14
В ходе анкетирования я постарался выяснить, пребывают ли в плохом, раздраженном настроении школьники, если был сломан компьютер? 20% детей пребывают в раздраженном настроении, не могут ничем заняться, 80% - не испытывают зависимости. На вопрос конфликтовали ли вы с родителями, угрожали им, шантажировали их в ответ на запрет сидеть за компьютером? 96% ответили, что, не конфликтовали и не угрожали, а 4% ответили, что вступают с родителями в конфликтные ситуации из-за запрета «общения» с компьютером. Психологические симптомы
Слайд 15
Здоровье сберегающие технологии при работе с компьютером На вопрос, сколько часов рекомендуется сидеть за компьютером - 80% ответили, что можно сидеть за компьютером от 1-го часа до 2-х часов, а 10% ответили, что надо сидеть за компьютером от 2-х часов до 10-ти часов, сколько хочу 10%. Гимнастику для глаз делают 20% из числа опрошенных . Устают глаза при работе с компьютером у 74% опрошенных ответили да, у 24% глаза не устают, а 2% не придают значения этому.
Слайд 16
Реализация профилактических мероприятий Я провел профилактическую работу среди школьников. Она включала в себя: - создание социальной рекламы « Компьютерная зависимость», - распространение памятки с комплексом упражнений для мышц шеи и глаз.
Слайд 17
При соблюдении правил использования Враг Друг превратится
Слайд 18
Вывод Исследуя литературу по вопросу влияния компьютера на здоровье школьника я сделал вывод, что к омпьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. В отношении некоторых игр у подростков формируется зависимость, подобная наркотической. Многие компьютерные игры вызывают агрессивный настрой, но есть и такие, которые развивают положительные качества. Развитие н овы х технологи й обучения в школе, требует хорошее знание персонального компьютера . Изучить самостоятельно работу во многих программах довольно – таки сложно. Надо иметь достаточно сильную мотивацию, чтобы в одиночку постичь «неизведанное». Но все – таки лучше сделать компьютер не средством развлечения, а инструментом для обучения, в этом школьникам поможет школа . В ходе изучения было выявлено, что компьютер оказывает огромное негативное влияние на здоровье человека. Однако, соблюдение несложных правил может существенно уменьшить отрицательное воздействие, а выполнение разработанных в ходе исследования эргономичных упражнений может полностью сократить вред от работы за компьютером. Решать только Вам: что для Вас компьютер -друг он Вам или враг.
Четыре художника. Осень
Сказка об одной Тайне
Ель
Как напиться обезьяне?
Мастер-класс "Корзиночка"