Дети провели исследование и анкетирование о том легко ли учиться в современной школе. сделали интересные наблюдения по возрастной категории: начальная школа, среднее звено и старшая школа.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_legko_li_uchitsya_v_shkole.doc | 280 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильный лицей»
Творческий проект
«Легко ли учиться в школе?»
Авторы: учащиеся 3 «В» класса
Халилов Джавит
Ито Алиса
Банаев Андрей
Руководитель: Моргунова Елена Сергеевна
рп. Чегдомын 2018г.
Содержание.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
Стоит дом, кто в него войдёт, тот ум приобретет.
Мудрым никто не родился, а научился.
Учение – путь к умению.
Без языка, без голоса, а правду говорит (книга).
В школьной сумке я лежу, как ты учишься скажу (дневник).
Белый камешек растаял, на доске свой след оставил (мел).
Цель: способствовать осознанию ответственного отношения к учёбе – главному труду школьников.
Задачи: Формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
Формировать личностную мотивацию учебной деятельности;
Методы, используемые в проекте:
Возрастная категория участников: учащиеся 3 «В» класса, и учащиеся нашей школы, учителя, родители, психолог.
ШКОЛЬНЫЕ ПРАВИЛА.
Правила поведения в школе.
Правила поведения в школьной библиотеке.
Правила поведения в классе.
Правила поведения в школьной столовой.
ЗАЧЕМ ДЕТИ ХОДЯТ В ШКОЛУ?
Мы-то знаем зачем: чтоб получить образование, поступить в институт, стать полноценным членом общества, и т.д., и т.п.
Все это ясно нам, а ясно ли ребенку?
В каком возрасте формируется осознанное понятие о том, зачем нужны знания? Ведь посещать занятия можно по разным причинам: из-под палки, по инерции, потому что учатся все, для того, чтобы соответствовать окружению или превзойти его, чтобы достигнуть успеха или избежать неудач, просто потому, что интересно. Все эти причины называются мотивациями, внешними и внутренними. Не все они равноценны. Самые талантливые не проявят в полной мере своих способностей, если им не хочется или не интересно учиться, если нет уверенности в существовании прямой связи между учебой и жизненным успехом.
Внешняя мотивация: родителям нужно, чтобы их дитя училось. Вот они и понуждают его к этому, используя знаменитый принцип кнута и пряника: наказывают за двойки, угощают конфетами за пятерки. Вопрос - насколько это эффективно?
Внутренняя мотивация: дитя заявляет: "Я хочу!" и не идет вместе со всеми в кино, а садится рисовать. Или читать книжку. Или даже решать задачки. Ребенку интересно усваивать новое, реализовывать свои способности, преодолевать трудности. Стимулом в этом случае служит сам предмет познания - интересный и увлекательный. Для каждого свой.
МЛАДШИЕ КЛАССЫ
В начальной школе ребенок может учиться достаточно успешно, ориентируясь на оценку учителя или мнение родителей. Ценность самих знаний малыш осознает слабо. К любимым чаще относятся предметы, которые содержат элемент игры, забавы: труд, рисование, физкультура. В этом возрасте у большинство детей стремятся доставить удовольствие взрослому, уважаемому человеку, порадовать его своими успехами и наоборот нежелание выслушивать его упреки.
"Я учусь потому, что если получу двойку, меня будут ругать". Тимофей Т. 3 класс.
"Я учусь для своей мамы. Она расстраивается, когда я не успеваю. Мне ее жалко". Алексей Д. 3 класс.
"Я учусь, чтоб быть умной. Мой папа очень умный, и я должна быть такой же". Алиса И. 3 класс.
Следует учитывать и то, что смысл слова "учиться" в детском понимании может быть гораздо шире, чем просто приобретение знаний. Желание увидеть друзей, поиграть, ребенок также включает в понятие школьной учебы. Все эти занятия могут служить и служат достаточным стимулом для того, чтобы "перетерпеть" скучные уроки. И наоборот, плохие отношения со сверстниками могут негативно сказаться и на успеваемости.
Вопрос: Нужна ли внешняя мотивация?
Ведь любая работа должна быть вознаграждена. Если не награждать усердие, то неминуемо наступит усталость и апатия. К тому же ученик может просто почувствовать плюсы хорошей учебы. Это может войти в привычку, как хорошие манеры.
Психолог: Без мотивации, на определенном этапе, особенно в младших классах, не обойтись. Пользуйтесь этим временем! Пока еще вы в силах заставить свое любимое чадо учиться лучше. Пока еще ваша опека и контроль идут на пользу ребенку.
Просто нужно соблюдать меру: главным должно оставаться само знание, а не сладкий пирожок, полученный в награду.
СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Интерес к конкретным предметам еще во многом зависит от личности учителя, постепенно в этом возрасте почтение к взрослым утрачивает свою актуальность. На первый план выходит стремление быть лучше или хотя бы не хуже других одноклассников.
"Я люблю, когда учителя меня хвалят". Анастасия К. 5 класс.
"Если быть - так, быть лучшим! Мне нравится получать пятерки, быть лучше всех в классе". Миша К. 4 класс.
Не стоит упрекать ребенка в тщеславии: это нормально для определенного возраста. А стремление к похвале останется на втором плане, делая школьную жизнь ученика более яркой, привлекательной.
Вопрос: Чем так плохо соревнование?
Психолог: соревнование в реальном мире неизбежно. Вся наша жизнь это бег наперегонки. Проблема в том, что несформировавшуюся натуру могут выбить из колеи первые неудачи. Полезней соревноваться не с другими, а самим собой.
СТАРШИЕ КЛАССЫ
Условием успешного усвоения школьной программы (и не только) в этом возрасте является стремление обрести уверенность в себе и своих силах.
"Мне нравится узнавать каждый день что-то новое! Мне самой интересно: сколько я могу всего запомнить?" Алина Ю, 8 класс.
Подростки начинают осознавать полезность приобретенного знания, как средства получить что-то еще более ценное.
"Я хочу свободно говорить по-английски. Читать в подлиннике Шекспира". Маша Б. 7 класс.
"Главное в жизни - это деньги. Большинство бед, большинство ссор в семье происходит из-за их отсутствия. Я хочу много зарабатывать, тогда все у меня будет хорошо". Андрей Ф. 8 класс.
Вопрос: Что можно сказать про слишком идеальные и слишком низких мотивациях?
Психолог: Не стоит вслух выказывать свое недовольство: вы только навредите. Просто дети еще не научились лгать как следует.
Во многом это зависит от суждений отца и матери, плюс юношеский максимализм. Со временем и то и другое сгладится, перестанет шокировать окружающих. Люди вокруг разные: одни работают в библиотеках за мизерную зарплату и чувствуют удовлетворение от общения с прекрасным, другие активно зарабатывают деньги.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС
241
Учеников начальной школы
(от 7 до 11 лет)
Наша гипотеза:
Скорее всего, большинство младших школьников учится под присмотром родителей; уровень успеваемости – выше среднего; эти дети практически не прибегают к услугам репетитора и почти не используют интернет - ресурсы для решения учебных задач.
322
Ученика средней школы
(от 11 до 15 лет)
Наша гипотеза:
Эти ученики уже обрели некоторый уровень самостоятельности в выполнении домашнего задания; уровень успеваемости становится разным; скорее всего они начинают активно пользоваться услугами репетиторов для подготовки к экзаменам.
89
Учеников старшей школы
(от 15 до 18 лет)
Наша гипотеза:
Старшеклассники почти не прибегают к помощи родителей; активно пользуются услугами репетиторов и интернет – ресурсами; уровень успеваемости разный.
Давайте узнаем, насколько самостоятельны сегодняшние школьники, сколько времени они посвящают учёбе и правда ли, что они родились с гаджетами в руках.
Вопрос: Отличник или нет?
Данные: Круглые отличники, и те кто учатся на «4» и «5».
Дети: 76,1%
Подростки: 67,6%
Юноши: 74,3%
Вопрос: Сколько времени уходит на домашнюю работу?
Данные: Ребята, у которых выполнение домашнего задания занимает более 4 часов
Дети: 6,7%
Подростки: 9,4%
Юноши: 16,6%
Вопрос: Помогают ли родители?
Данные: Ребята, которым помогают родители и другие члены семьи
Дети: 61,9%
Подростки: 39,1%
Юноши: 18%
Вопрос: Занимаетесь ли с репетитором?
Данные: Ребята, которые занимаются с репетитором хотя бы по одному предмету
Дети: 23,1%
Подростки: 25,3%
Юноши: 36,3%
Вопрос: Какие предметы подтягиваете с помощью репетиторов?
Данные: Три самых популярных предмета, по которым ребята занимаются с репетитором.
Дети: английский язык (43%), математика (26%), русский язык (19%)
Подростки: математика и алгебра (46,8%), английский язык (45,5%), русский язык (16,4%)
Юноши: математика и алгебра (52,1%), английский язык (21,8%), русский язык (21,2). С небольшим отрывом — физика (20,9%) и химия (15,8%)
Вопрос: Читаете ли дополнительно книги?
Данные: Сколько ребят выбрало «книги» в качестве источника дополнительной информации
Дети: 51%
Подростки: 47,1%
Юноши: 65,0%
Вопрос: Пользуетесь ли интернетом в учебных целях?
Данные: Сколько ребят выбрало «интернет-ресурсы» в качестве источника дополнительной информации
Дети: 45,5%
Подростки: 66,6%
Юноши: 78,5%
ХОРОШИЕ ОТВЕТЫ.
Отвлечёмся от цифр и посмотрим, какие они, наши герои — порой прямолинейные, порой забавные, порой удивительные, но всегда искренние.
Почитайте ответы ребят-респондентов (всех возрастных групп) на вопрос:
«Какие дополнительные ресурсы для учёбы тебе помогают?»
Ум
(средняя школа)
Самое трудное делаем вместе с подругой
(средняя школа)
Помощь учителя, списывание на переменах
(средняя школа)
Пацаны помогают
(средняя школа)
Яндекс
(младшая школа)
Тётя
(средняя школа)
Карандаши, ручка, пенал
(младшая школа)
Не скажу, это тайна
(средняя школа)
Сам порешиваю примерчики и тому подобное
(средняя школа)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итоги.
Сделаем несколько выводов из приведённых кратких цифр. Вполне возможно, что они помогут вам взглянуть на своих детей, учеников, друзей и в целом на современное поколение немного другими глазами.
1. Желание учиться хорошо
Из приятного, но непроверяемого: высокий уровень успеваемости респондентов всех возрастных групп. Конечно, здесь влияет и фактор самооценивания — в конце концов, в опросе можно написать что угодно.
С другой стороны, даже некоторая вероятность завышения собственного уровня успеваемости говорит о значимости этого фактора для детей. А это уже хорошо.
2. С каждым годом больше стресса
Из неприятного, но очевидного: с переходом в следующую возрастную группу становится приблизительно в 1,5 раза больше детей, уделяющих выполнению домашнего задания более 4 часов в день, а это уже критически нездоровое количество времени. В пользу предположения об уровне учебного стресса говорит и динамика использования услуг репетитора (в старших классах детей, занимающихся с репетиторами, становится на 10% больше). Такой напряжённой гонке есть объяснение — всё возрастающий прессинг со стороны родителей, учителей и общества, придающих большое значение экзаменам.
3. Языки
Из недостоверного, но похожего на правду: заметно желание родителей создать для детей хорошую базу для последующей «включённости» в глобальное сообщество — знание английского языка сегодня необходимо специалисту высокой квалификации в любой области. Одновременно с этим чувствуется неувядающий спрос на услуги репетиторов по русскому языку. Как это объяснить? Низкий фактический уровень грамотности или низкий уровень уверенности в знании родного языка?
ВЫВОД.
Учение в школе это трудоёмкий процесс, который требует много работы над собой. Чтобы приходить вовремя и не просыпать на занятия надо соблюдать режим дня. Для выполнения всех школьных правил требуется самодисциплина.
Сделать домашнюю работу, ответить на пятёрку у доски требует усердия.
Каждый из нас должен осознать важность учёбы в школе. Именно от этого зависит наше дальнейшее будущее. Будет ли у тебя успешная и достойная работа. Воплотятся ли в жизнь твои мечты.
Главное – это любопытство, оно всему голова. У каждого родителя всегда должен быть ответ на вопрос ребёнка: «Зачем мне это знать?». Ребёнку нужно научиться искать знания, почему это важно и любопытно.
Например: таблица умножения развивает мозг; умение читать – это способ познания мира; изучение иностранных языков – возможность общаться с жителями других стран и так далее.
Учителю и родителю важно заинтриговать ребёнка, объяснить, как и где он может пользоваться знанием и только тогда он поймёт, зачем нужно приходить в школу.
Посвящение учителю.
В большую жизнь Вы нам открыли двери,
Вы нас не только азбуке учили.
Учитель! Мы Вас любим, мы Вам верим!
Мы доброты уроки получили!
Наш путь по жизни только начат.
Спасибо Вам – он начат так, как нужно.
Желаем Вам здоровья и удачи,
Учеников – хороших и послушных.
БИБЛИОГРАФИЯ
Лиса и волк
Знакомимся с плотностью жидкостей
Новогодние гирлянды
Почта
Чайковский П.И. "Детский альбом"