Цель проекта – изучить заслуги ученого- математика Софьи Васильевны Ковалевской перед Отечеством.
Задачи проекта:
Вложение | Размер |
---|---|
sofia_kovalevskaj.ppsx | 2.99 МБ |
Слайд 1
Региональный этап III международного конкурса «Математика и проектирование» Проект «Софья Васильевна Ковалевская» Номинация «История математики» Автор: Разумова Маргарита Александровна, обучающаяся 9 класса МОУ Рахманинская СОШ Руководитель: учитель математики Разумова Галина Владимировна Адрес: Россия, 393091, Тамбовская область, Петровский район, село Рахманино, ул. Школьная, д.25 Телефон дом. – (47544) 25-6-46Слайд 2
Цель проекта – изучить заслуги ученого- математика Софьи Васильевны Ковалевской перед Отечеством. Задачи проекта: Познакомиться с жизнью и деятельностью Софь и Ковалевской. Оценить роль Софьи Васильевны в развитии женского образования в России Ознакомиться с математическими работами, отмеченными премиями. Изучить деятельность Ковалевской, как писателя. Прочитать одно из наиболее известных ее произведений «Воспоминания детства».
Слайд 3
Содержание работы: Предшественницы С.В. Ковалевской Детство и юность Учеба и работа за границей Задача о вращении твердого тела Литературное творчество Последние годы жизни Вывод Список литературы
Слайд 4
Я чувствую, что предназначена служить истине – науке, и прокладывать новый путь женщинам, потому что это значит – служить справедливости.
Слайд 5
В истории науки найдется немного женских имен, которые были бы известны всему миру, о которых, хотя бы понаслышке, знал каждый образованный человек. К числу таких женщин, пользующихся мировой известностью, принадлежит Софья Васильевна Ковалевская , выдающаяся представительница математической науки 19 века, первая женщина – член-корреспондент Петербургской академии наук, профессор Стокгольмского университета, писательница и передовая общественная деятельница своего времени.
Слайд 6
Предшественницы С.В. Ковалевской Предшественницы – это слово следует понимать только хронологически, чтобы показать, как редки были женщины - математики даже в обозримом прошлом.
Слайд 7
Гипатия (370 -415) Габриэль-Эмилия маркиза дю Шатле (1706-1749) Мария Аньези (1718-1799) Гортензия Лепот (1723-1788) Софи Жермен (1776-1831) Евдокия Ивановна Голицына (1780-1850) Мэри Соммервиль (1780-1872) Ада Лавлейс (1815-1852)
Слайд 8
Гипатия – дочь греческого философа и математика Теона. Она училась в александрийском мусейне у отца и его коллег, затем в Афинах изучала труды греческих философов Платона и Аристотеля. По возвращению в Александрию она преподавала в мусейне философию, астрономию и математику. Популярность Гипатии как преподавателя была чрезвычайно широка. Учиться к ней приезжали люди из разных стран. Ученность и красноречие Гипатии, принимавшей участие в общественных делах города, снискали ей популярность в александрийском обществе. Жизнь ее окончилась трагически: в 415 году, она язычница, была растерзана толпой фанатиков-христиан, подстрекаемых духовеством.
Слайд 9
МАРКИЗА ЭМИЛИЯ ДЮ ШАТЛЕ (1706-1749) Дю Шатле написала сочинение «О природе и распространении огня» (света) на премию, объявленную Парижской академией в 1738 году. Премии ее работа не получила, но сочинение дю Шатле было напечатано академией, как заслуживающее внимания. В 1740 году маркиза дю Шатле написала книгу «Основы физики». Вышла она в Париже, издана была анонимно, в форме писем неизвестного автора своему сыну. Книга получила высокую оценку Эйлера. Последний труд маркизы дю Шатле , главная ее заслуга в науке, относится к механике Ньютона. В 1745 году дю Шатле закончила полный перевод работы Ньютона «Математические начала натуральной философии» с латинского языка на французский, предпослав им комментарий и дополнения.
Слайд 10
Мария Аньези (1718-1799). Дочь профессора математики Болонского университета Пиэтро Аньези очень рано проявила свои способности. С двадцати лет Аньези посвящает себя математике и быстро делает успехи. Через десять лет ее единогласно избирают в члены Болонской академии наук. Во время болезни отца на нее возложено чтение лекций по математике, а после его смерти, в 1750 году, ее назначают профессором Болонского университета. В 1748 году она издает учебник по математике «Курс анализа для употребления итальянского юношества». Этот труд Мария Аньези писала в течение десяти лет. Кубическая кривая Y=1/(1+X ) получила название «локон Аньези».
Слайд 11
Гортензия Лепот (1723-1788) В свое время мадам Лепот была единственной женщиной-математиком и астрономом во Франции, членом научной академии в Безье. Ей принадлежит вычисление орбиты кометы 1762 года. Мадам Лепот рассчитала и составила детальную карту наблюдавшегося в Париже в 1764 году кольцеобразного солнечного затмения. В 1774 году вышли рассчитанные ею эфемериды Солнца, Луны и всех пяти известных тогда планет на период до 1792 года. В честь мадам Лепот натуралист Коммерсон назвал привезенный из Японии цветок ("японскую розу") "потией", но затем другой натуралист, А. Жюссье, заменил это название на"гортензию".
Слайд 12
Бесспорно, талантливым математиком была француженка Софья Жермен (1776—1831) . В тринадцать лет Софья увлеклась математикой, несмотря на запреты родителей. Софья вела научную переписку с математиками: с Гауссом, Фурье, Деламбром и другими европейскими учеными. Гаусс в столетие Геттингенского университета (1837 г.) признал ее быть достойной почетной степени доктора. Жермен приобрела имя важными результатами по теории чисел и теории упругих поверхностей. Ее имя в теории чисел присвоено нескольким формулам. Главная же заслуга Жермен в науке состоит в том, что она является одним из основоположников теории упругости. Справедлив упрек французского математика Ребьера. Он в своей книге «Женщины в науке» пишет : «На стенах башни Эйфеля (в Париже) записаны имена 72 ученых. Позабыли о Софье Жермен, одном из творцов теории упругости, на основании которой только и стала возможной постройка башни».
Слайд 13
Евдокия Ивановна Голицына (1780-1850) Молодой Пушкин посвятил ей стихи: Краев чужих неопытный любитель И своего всегдашний обвинитель... Отечества почти я ненавидел, Но я вчера Голицыну увидел И примирен с отечеством моим. В ее доме собирались ученые и литераторы. Они бывали здесь подолгу, расходились далеко за полночь, и, вероятно, поэтому княгиню звали "Ночной принцессой". Салон Голицыной часто посещали академик-математик М.В.Остроградский, математик Н.Д.Брашман (профессор Московского университета) , известные профессора института инженеров путей сообщения Дестрем и Базен. Княгиня Голицына занималась математикой и напечатала на французском языке работу "Анализ понятия силы". Эта работа в двух частях. Она была напечатана в Петербурге в 1837 году, другая - в Париже в 1844 году. Дочь сенатора, княгиня, получившая прекрасное образование, она принадлежала к тому обществу, которое придерживалось взгляда о том, что " ученость не следует впускать в гостиную". В этом обществе Голицыну третировали, считали "пропащей женщиной" только потому, что она "сочиняла книги". В течение долгих лет княгиня Голицына находилась под тайным надзором III отделения.
Слайд 14
Мэри Соммервиль (1780-1872) Мэри Соммервиль , шотландка , почетный член Королевского астрономического общества Англии. Она изложила на английском языке «Небесную механику» Лапласа. В последние годы своей жизни Мэри Соммервиль познакомилась с новейшими для того времени достижениями алгебры – алгеброй линейной и ассоциативной и теорией кватернионов. Она ежедневно несколько утренних часов занималась этими предметами и находила в этом глубокое удовлетворение. Последний энциклопедист Гумбольдт сказал: «В чистой математике никто не превосходил мадам Соммервиль» (никто из женщин ее времени).
Слайд 15
Ада Августа Лавлейс (1815 1852) Ада была единственным законнорожденным ребёнком английского поэта Джорджа Гордона Байрона и его жены Анны Изабеллы Байрон (Анабеллы). Математические способности Ады проявились довольно рано. Ада Лавлейс – автор многих статей о вычислительной машине. Но подпись под этими статьями «А.L.» была раскрыта итальянским математиком Л.Ф.Менабреа лишь в 1884 году, через тридцать лет после смерти автора. Об Аде Байрон-Лавлейс пишут теперь как о «первой программистке», которая ввела в программирование понятие «цикл».
Слайд 16
Софья Ковалевская превзошла своих предшественниц талантом и значительностью полученных результатов.
Слайд 17
Детство и юность Софья Васильевна Ковалевская родилась 3(15) января 1850 года в Москве в богатой семье генерал-лейтенанта артиллерии в отставке. Здание Благородного собрания в Москве. Середина 19 века.
Слайд 18
Ее родителями были Василий Васильевич и Елизавета Федоровна Корвин-Круковские. Отец, Василий Васильевич, генерал в отставке. Воевал с турками на Балканах, был награжден медалями, ведал Московским артиллерийским арсеналом. Мать, Елизавета Федоровна, была дочерью почетного члена Петербургской академии наук – геодезиста Федора Федоровича Шуберта и внучкой знаменитого астронома и математика Федора Ивановича Шуберта.
Слайд 19
Появление на свет Сони было встречено ее родителями без радости, так как ждали сына. У них уже была шестилетняя дочь Анюта. Через пять лет после рождения второй дочери у Корвин-Круковских родился долгожданный сын Федя.
Слайд 20
У Сони сложилось убеждение, что она не любима родителями. Это убеждение поддерживалось словами няни, которая любила и жалела Софу, как называли девочку в семье. Анюта, хорошенькая и умная блондинка, была избалована, как первый ребенок, Федя – как сын, и притом младший из детей. Смуглянка Соня занимала промежуточное положение, и на нее обращали меньше внимания. Она росла чутким, застенчивым и несколько диким в обществе взрослых ребенком, болезненно воспринимавшим некоторый недостаток ласки со стороны родителей. Однако она не замкнулась в себе, ее нелюдимость сглаживалась, и с возрастом у нее все больше проявлялись жизнерадостность и резвость. Может быть эта ее особенность лишь содействовала развитию детских фантазий; ребенок жил своим богатым внутренним миром.
Слайд 21
Первыми учителями Софьи были гувернантка из Англии Маргарита Францевна Смит и домашний учитель Иосиф Игнатьевич Малевич. Мисс Смит стремилась к тому, чтобы сделать из русской девочки Сони физически закаленную, пунктуальную и воспитанную девушку: ранний подъем, ежедневное утреннее обливание холодной водой, занятия музыкой, после всех уроков - полуторачасовая прогулка по аллее сада. Суровость воспитательной системы М.Ф.Смит имела несомненное положительное значение для девочки, так как содействовала приобретению Ковалевской с детства навыков к систематической и упорной работе.
Слайд 22
Иосиф Игнатьевич Малевич был первым учителем Софьи Васильевны по общим предметам. Однажды на вопрос отца, любит ли она арифметику, девочка ответила: «нет, папочка». Но спустя четыре месяца, на тот же вопрос отец получил ответ: «да, папочка». Это означало желание изучать математику. В течение двух с половиной лет она усвоила всю арифметику и отлично решала самые трудные задачи. Затем был пройден обширный курс алгебры в двух томах, начат курс геометрии, на шестом году обучения были закончены планиметрия и стереометрия. В начале Иосифа Игнатьевича восхищали литературные способности Сони, он гордился первыми ее успехами в этом направлении – ее стихами. Первые занятия по математике подобных успехов почему-то не предвещали.
Слайд 23
С математикой, еще не зная ее, Соня соприкоснулась рано. Из «Воспоминаний детства» мы узнаем об одном очень курьезном обстоятельстве, тоже возбудившем интерес девочки к этой науке. Когда семья Корвин-Круковских переехала в деревню, весь дом им пришлось отделать заново и все комнаты оклеить новыми обоями. Но так как комнат было много, то на одну из детских комнат обоев не хватило, а выписывать обои приходилось из Петербурга, это было целой историей. Решили до удобного случая покрыть стену просто бумагой. На эту предварительную оклейку пошли листы литографированных лекций М.В.Остроградского о дифференциальном и интегральном исчислении, приобретенные отцом еще в молодости. Листы эти, испещренные странными, непонятными формулами, обратили на себя внимание девочки. Она подолгу простаивала перед ними, пытаясь разобрать хоть отдельные фразы и найти тот порядок, в котором листы должны были следовать друг за другом. От долгого ежедневного разглядывания вид многих формул запечатлелся в памяти.
Слайд 24
1865 год Итак, уже в детстве постепенно у Софьи Корвин-Круковской зрели математические способности, формировалось ценнейшее человеческое качество – способность творить.
Слайд 25
И нет ничего удивительного в том, что в один прекрасный день классная в Палибино стала тесна для нее и что к семнадцати годам она была готова к поездке в Петербург для предстоящих занятий. Дом в Палибино
Слайд 26
Осень 1867 года. Соня с матерью и сестрой приезжает в Петербург. В соответствии с решениями отца, девочка приступает здесь к занятиям по высшей математике. В качестве учителя для нее рекомендовали слушателя Морской академии лейтенанта флота А. Н. Страннолюбского.
Слайд 27
Александр Николаевич Страннолюбский родился на Камчатке. Окончил в Петербурге Морской кадетский корпус, получил чин мичмана. Позже окончил Морскую академию. С 1868 года штатный преподаватель Морского училища и работает в нем около тридцати лет. Большие заслуги принадлежат Страннолюбскому в области развития высшего женского образования. Вот у такого учителя посчастливилось Соне постигать основы высшей математики, ее смысл, логику и красоту. Софья делала большие успехи в этой области.
Слайд 28
Доступ женщинам во все русские университеты в ту пору был закрыт. К слушанию лекций их допускали только некоторые иностранные вузы. Оставалась одна возможность – ехать за границу, что уже сделали многие женщины, желавшие получить высшее образование. Сделать это было непросто: от лиц, уезжающих за границу, требовался паспорт, получить который девушка могла только с согласия родителей или вступив в брак. Просьба дочери отпустить ее за границу со стороны отца сочувствия не нашла и она стала думать о модном тогда фиктивном браке как о единственном выходе из положения. Но как поступить в университет?
Слайд 29
Впоследствии этот брак станет фактическим. 15 сентября 1868 года в Палибине был заключен брак между Софьей Васильевной Корвин-Круковской и Владимиром Онуфриевичем Ковалевским. Владимир Онуфриевич решился на этот шаг, чтобы предоставить свободу Софье Васильевне в ее безудержном стремлении к науке, для которой она была рождена.
Слайд 30
Сразу после свадьбы Ковалевские поехали в Петербург. Оба стали посещать лекции Сеченова по физиологии и Грубера по анатомии в Медико-хирургической академии. Иван Михайлович Сеченов на свой страх и риск предложил Софье Васильевне посещать эти лекции и сам проводил практические занятия с Ковалевскими.
Слайд 31
Основные интересы Софьи Ковалевской лежали в области математики, которою она могла бы теперь, получив основательную подготовку у Страннолюбского, заниматься в университете. Но туда доступ женщинам был закрыт. Вид на новый корпус Московского университета Петербургский университет, конец 1840 г.
Слайд 32
Учеба и работа за границей. За границу семья Ковалевских и сестра Анюта выехали 15 апреля 1869 года. В немецких университетах учебный год состоял из двух семестров – зимнего, с 15 октября по 15 марта, и летнего, с 15 апреля по 15 августа. Поэтому с некоторым опозданием они могли попасть на летний семестр.
Слайд 33
Приехав в Гейдельберг Ковалевская стала хлопотать о допуске к слушанию лекций. Ей было предоставлено право отдельным профессорам допускать ее на лекции по своему усмотрению. Соня посещала двадцать две лекции в неделю, шестнадцать из них – по математике. Занималась Ковалевская у Кирхгофа, Кенигсбергера, Гельмгольца. Профессора удивлялись ее способности быстро схватывать и усваивать материал. Гейдельберг, вторая половина 19 века
Слайд 34
С.В.Ковалевская смотрела на свои занятия математикой не только как на личное дело – она хотела открыть новую дорогу женщинам, доказать, что они могут успешно заниматься наукой. Уехав за границу, она старалась помочь другим девушкам получить специальное образование.
Слайд 35
Она принимала самое горячее участие в организации учебных и научных занятий Лермонтовой Юлии Всеволодовны (1846-1919) . В 1874 году Юля Лермонтова, в одно время с Ковалевской, получила ученую степень доктора– за свои исследования по химии. Вернувшись в Россию, она два года работала в Петербурге в лаборатории Бутлерова. В начале 80-годов навсегда оставила занятия химией, посвятив себя сельскому хозяйству
Слайд 36
Под влиянием Софьи Ковалевской еще две девушки – Жанна Евреинова и Наташа Армфельдт – приехали из России в Гейдельберг. Жанна Михайловна Евреинова (1846-1919) стала первой женщиной-юристом в России. Наталья Александровна Армфельд (1850-1887), двоюродная сестра Сони, ушла от родителей для занятий математикой, но скоро перешла к активной революционной и пропагандисткой деятельности. Ковалевской, предназначенной служить науке и прокладывать путь женщинам в ней, дорога была каждая женщина, вступившая на научный путь.
Слайд 37
С осени 1870 года по весну 1874 года Софья Ковалевская – ученица берлинского профессора математики Карла Вейерштрасса (1815-1897). Берлин. 1860 г.
Слайд 38
Появление Ковалевской у Вейерштрасса овеяно легендой. В октябре 1870 года к 55-летнему ученому, жившему с двумя немолодыми сестрами, пришла 20-летняя женщина маленького роста, казавшаяся совсем юной, и обратилась к нему с необычной просьбой – разрешить ей слушать его лекции. Профессор дал ей задание, нисколько не сомневаясь в том, что эта женщина больше не появится, так как задание вряд ли будет ей по силам. Когда Соня в следующий раз пришла к нему, Вейерштрасс был поражен ее познаниями. Он стал хлопотать перед ученым советом о допуске Ковалевской к слушанию лекций. Однако совет был неумолим и не хотел делать никаких исключений. Тогда профессор решил сам заниматься с талантливой женщиной. Дважды в неделю она ходила на занятия к Вейерштрассу, а один раз в неделю учитель сам навещал ее.
Слайд 39
К теории уравнений в частных производных; О приведении одного класса абелевых интегралов третьего ранга к эллиптическим интегралам; Дополнения и замечания к исследованию Лапласа о форме кольца Сатурна. Каждая из этих работ была достаточна для присуждения за нее ученой степени доктора философии. Но Вейерштрасс послал в Геттингенский университет все три работы, и в 1874 году Ковалевской была присуждена ученая степень доктора философии «с наивысшей похвалой». За неполных четыре года Ковалевская не только усвоила университетский курс математики, но и написала три работы:
Слайд 40
В 1874 году Ковалевские вернулись в Россию. Остановиться они решили в Петербурге. Петербург с его интересной историей, богатейшими культурными традициями, Академией наук и вузами привлекал не только романтикой прошлого, красотой памятников и внешней роскошью дворцов, площадей и проспектов. Он обещал возможность приложения творческих сил и знаний, которые привезли Ковалевские, вселял в них веру в будущее. Дом Голландской церкви, нач.19 в.
Слайд 41
Вот как описывает Софья Васильевна свое состояние в первое время по возвращении на родину: «Все меня теперь интересовало и радовало. Забавляли меня и театры, и благотворительные вечера, и литературные кружки с их бесконечными, ни к чему не ведущими спорами о всевозможных абстрактных темах».
Слайд 42
Шло время, а надежды Ковалевских на работу по специальности не сбывались. Софья Васильевна , получившая блестящее математическое образование, не могла найти применение своим знаниям у себя на родине: в те годы женщина в России имела право преподавать лишь арифметику в младших классах женских гимназий. Согласимся, что для ученого, обладателя диплома доктора философии с высшей похвалой, такая перспектива большого интереса не представляла. Пойти в начальные классы ей мешала и другая причина: по словам Ковалевской, она …забыла арифметику. Когда в 1878 году в Петербурге были открыты Бестужевские высшие женские курсы, Ковалевская к удивлению и негодованию современников не была приглашена преподавать на них. Ей даже не было разрешено читать лекции бесплатно. Так мстили царские чиновники «нигилистке» Софье Ковалевской.
Слайд 43
Таким образом, наука, которой она себя посвятила, и дело ее преподавания, к чему она безусловна была готова, на родине стать ее постоянным занятием не смогли. Нужно было думать о другой работе. Она занялась публицистикой.
Слайд 44
Стокгольм – красивый город, расположенный на озере Мелар, длинном, окаймленном пышными соснами на своих берегах. Из-за обилия воды его иногда называют «северной Венецией». Софья Васильевна Ковалевская приехала в Стокгольм 18 ноября 1883 г.
Слайд 45
Швеция ждала ученую-математика. Газеты еще до ее приезда писали о ней по-разному, иногда давали даже фантастические сведения. В демократической газете было сказано : «Сегодня нам предстоит сообщить не о приезде какого-нибудь пошлого принца крови или тому подобного, но ничего не значащего лица. Нет, принцесса науки, госпожа Ковалевская почтила наш город своим посещением и будет первым приват-доцентом женщиной во всей Швеции».
Слайд 46
«Чужеземная птичка» всех очаровала простотой обращения, изяществом и остроумием и внесла оживление в шведское общество, так писали стокгольмские газеты, когда в 1950 году отмечали столетие со дня рождения Ковалевской.
Слайд 47
Стокгольмцы называли Софью Васильевну Соней Ковалевской или просто Соней. Это имя им очень нравилось, и некоторые родители стали давать имя Соня своим дочкам. Когда Ковалевская привезла в столицу Швеции свою дочь Соню (1878-1852), то шведы стали называть ее Lilla Sonja, т.е. маленькая Соня или Сонечка.
Слайд 48
Дело, ради которого Софья Ковалевская приехала в Швецию, было преподавание высшей математики. В весеннем полугодии 1884 года она прочла частный бесплатный курс по теории дифференциальных уравнений в частных производных. Она тщательно готовилась к лекциям, каждый раз записывая подробно то, о чем будет рассказывать. Слушателями были студенты и молодые преподаватели, первое время сам Миттаг-Леффлер часто приходил на лекции. 1985 г .
Слайд 49
Задача о вращении твердого тела Наибольшую славу Софье Васильевне Ковалевской принесла задача о вращении тяжелого твердого тела вокруг неподвижной точки. Чтобы пояснить сущность задачи, вспомним о детской игрушке прошлых лет – юле. Ее делали из обрубка дерева, обточенного так, чтобы получилось соединение цилиндра и конуса. Если намотать на цилиндрическую часть шнур и, быстро дернув за него, тотчас опустить юлу на землю, то она начнет вращаться вокруг своей оси, а ее острие будет перемещаться и описывать некоторую кривую.
Слайд 50
Если ударить волчок, то можно предсказать, зная направление удара, в какую сторону он отклонится. Однако это отклонение будет кратковременным, волчок будет стремиться вернуться в прежнее положение – такое свойство называется устойчивостью движения. Теперь вместо юлы изготовляют волчок, сущность которого та же самая, что и у юлы: нужно привести волчок во вращение и он будет двигаться довольно долго, в зависимости от величины силы трения острия о поверхность, по которой оно перемещается
Слайд 51
По принципу волчка устроен гироскоп. Это слово составлено из двух греческих слов: «кружусь и наблюдаю». Гироскопические приборы имеют широкое применение в технике. Они служат для определения курса самолетов и судов, а также для стабилизации однорельсового вагона и т.п. Ковалевская занималась изучением общих свойств движения твердого тела (гироскопа) с закрепленной точкой.
Слайд 52
Он состоит из узкого цилиндра и трех колец, таких, что цилиндр может свободно вращаться вокруг двух осей, вертикальной и горизонтальной. Одну точку на цилиндре Мерцалов сделал светящейся. Гироскоп приводился в движение в темноте, перед открытым объективом фотоаппарата. При этом светящаяся точка описывала на снимке очень сложную кривую. Чтобы составить представление о характере задачи, рассмотрим прибор, сконструированный профессором Н. И. Мерцаловым для иллюстрации задачи Ковалевской.
Слайд 53
На рисунках показаны два случая кривых, соответствующие разным начальным положениям оси цилиндра и разным значениям скорости вращения. Задача Ковалевской состояла в том, чтобы рассчитать этот путь и найти положение заданной точки в любой момент времени.
Слайд 54
В 1886 году в Парижской академии наук была объявлена премия Бордена «за дальнейшее усовершенствование задачи о вращении в каком-нибудь пункте». Шарль Лоран Борден был французским нотариусом, завещавшим в 1835 году ренту в 15 000 франков Институту Франции. Ежегодно могли присуждаться пять премий, каждой из пяти академий Института, за темы, способствующие развитию общества, повышению блага человечества, ускорению прогресса науки и укреплению национальной чести Франции. Сроком подачи работ на этот конкурс было 1 июня 1888 года.
Слайд 55
Ковалевская испытала все радости и муки, разочарования и надежды, которые могут встретиться в творческой работе ученого. Она успела предоставить свою работу вовремя и послала ее на конкурс под девизом (на французском языке): «Говори, что знаешь, делай, что должен, пусть будет, чему быть». На конкурс было прислано пятнадцать работ, премирована была одна, работа Софьи Ковалевской. В виду важности полученных результатов премия была увеличена с 3000 до 5000 франков.
Слайд 56
При вручении премии председатель собрания академик-астроном П. Жансен сказал: «Между венками, которые мы даем сегодня, один из прекраснейших и труднейших для достижения возлагается на чело женщины… Наши сочлены нашли, что труд ее является свидетельством не только глубокого и широкого знания, но и признаком ума великой изобретательности». Исследования Ковалевской вызвали большой интерес к задаче о вращении твердого тела, особенно со стороны русских ученых. «Отец русской авиации» Н. Е. Жуковский дал геометрическое истолкование решения этой задачи. Он был большим поклонником таланта Софьи Васильевны.
Слайд 57
Литературное творчество Софья Васильевна Ковалевская в высокой степени была наделена и другим даром, необходимым для совершенствования математических открытий, - воображением. Этот бесценный дар проявился у нее и в области литературного творчества. Вот ее собственное признание:
Слайд 58
«Я понимаю , что вас так удивляет , что я могу заниматься зараз и литературой и математикой . Многие , которым никогда не представлялась случая более узнать математику , смешивают ее с арифметикой и считают ее наукой скучной и aride . В сущности же эта наука , требующая наиболее фантазии , и один из первых математиков нашего столетия говорит совершенно верно , что нельзя быть математиком , не будучи в то же время поэтом в душе …
Слайд 59
Литературное наследие: 1. «Воспоминание детства» на русском языке вышло в 1890 году, на шведском – в 1889 году. 2. Повесть «Нигилистка» впервые вышла в Швеции в 1892 году, в России была напечатана в 1906 году, после чего была запрещена к переизданию и к распространению в переводах на других языках. 3. Очерк «Три дня в крестьянском университете в Швеции» посвящен вопросам народного образования. 4. Очерк о Салтыкове-Щедрине 5. Рассказ «На выставке» 6. Драма «Борьба за счастье», написанная совместно с Анной- Шарлоттой Леффлер. 7. Стихи.
Слайд 60
Годы 1889 - 1890-е и начало 1891годов были сложным периодом в жизни С. В. Ковалевской. Большие успехи чередовались с неудачами и разочарованиями. В 1889 году заканчивался срок избрания ее профессором Стокгольмского университета. Она мечтает вернуться на родину или получить работу во Франции. Миттаг-Леффлер принимает меры к тому, чтобы Софью Васильевну утвердили профессором Стокгольмской высшей школы пожизненно, причем в любое время, по ее желанию, она могла покинуть ее. Последние годы жизни
Слайд 61
Ее двоюродный брат, саратовский губернатор, генерал-лейтенант А. И. Косич пишет письмо президенту Петербургской академии наук, великому князю Константину, с просьбой «возвратить С. В. Ковалевскую русской науке»: избрать ее академиком, что открыло бы ей дорогу к преподаванию в университете. На это письмо был получен отрицательный ответ, подписанный секретарем Академии наук. В нем были высказаны комплименты по поводу блестящих успехов Ковалевской за границей, но заключение было такое: «Так как доступ на кафедры в наших университетах совсем закрыт для женщин, каковы бы ни были их способности и познания, то для г-жи Ковалевской в нашем отечестве нет места, столь же почетного и хорошо оплачиваемого, как то, которое она занимает в Стокгольме».
Слайд 62
Русское общество было возмущено несправедливостью по отношению к прославленной ученой. Русские математики решили отметить научные заслуги своей соотечественницы. В Академии наук существовало звание члена-корреспондента, которое давалось иногородним и иностранным ученым. Трое русских академиков – П. Л. Чебышев, В. Г. Имшенецкий и В. Я. Буняковский – представили 24 октября 1889 года в физико-математическое отделение Академии наук письмо: «Нижеподписавшиеся имеют честь предложить к избранию членом-корреспондентом Академии в разряд математических наук доктора математики, профессора Стокгольмского университета Софью Васильевну Ковалевскую. П. Чебышев, В. Имшенецкий и В. Буняковский».
Слайд 63
16 ноября, в Академии наук был положительно решен вопрос о допущении лиц женского пола к избранию в члены-корреспонденты, а 19 ноября Софья Ковалевская была избрана иностранным (от Швеции) членом-корреспондентом Петербургской академии наук . 14 декабря 1889 года это избрание было утверждено общим собранием Академии наук.
Слайд 64
В мае 1890 году Софья Васильевна последний раз приехала в Россию. На этот раз ее горячо чествовала русская общественность на заседании городской думы. В конце января 1891 года она вернулась в Стокгольм сильно простуженная. Болела Софья Васильевна недолго и скончалась 10 февраля от воспаления легких. «Слишком много счастья» - последние слова Софьи Васильевны Ковалевской.
Слайд 65
Изучив биографию Софьи Васильевны Ковалевской, я –Разумова Маргарита - испытываю чувство гордости и чувство протеста. Горжусь тем, что моя соотечественница - первая в мире женщина член-корреспондент Петербургской академии наук, профессор Стокгольмского университета. Она, несмотря на препятствия, сделала очень много в развитии математики и литературы. Ковалевская служила науке и прокладывала путь женщинам в ней. Протестую я против тех порядков, которые не давали возможности не только учиться, получать высшее образование, но и работать у себя на родине, которую она так горячо любила и делала многое для развития женского образования в России. Вывод
Слайд 66
« Софья Васильевна! Благодаря Вашим знаниям, Вашему таланту и Вашему характеру Вы были и будете славой нашей родины. Недаром оплакивает Вас ученая и литературная Россия… Вам не суждено было работать в родной стране, и Швеция приняла Вас. Честь этой стране, другу науки! Особенно же честь молодому Стокгольмскому университету. Но, работая по необходимости вдали от родины, Вы сохранили свою национальность, вы остались верной и преданной союзницей юной России, России мирной, справедливой и свободной, той России, которой принадлежит будущее. От ее имени прощаюсь с Вами в последний раз». До глубины души меня трогают слова Максима Максимовича Ковалевского (1851-1916), друга С. В. Ковалевской, произнесенные на ее могиле:
Слайд 67
Увенчанное заслуженной славой, имя Софьи Васильевны Ковалевской навсегда останется в науке и в истории общественного движения. Она всегда будет славой родины, которую так горячо любила.
Слайд 68
Список литературы: Кочина П. Я., Зенкевич И. Г. Софья Васильевна Ковалевская: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1986. Кочина П. Я. Софья Васильевна Ковалевская: Издательство «Наука»,1981г. Глейзер Г. И. История математики в школе 7-8 кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982г. Энциклопедический словарь юного математика/ Сост. Э 68 А. П. Савин.- М.: Педагогика, 1985 г. Ковалевская С. В. Воспоминания детства; Нигилистка.- М.: Сов. Россия, 1989 г. Большая школьная энциклопедия. Новое время.19 век. Большая школьная энциклопедия. Россия. 18-19 века
Н. Гумилёв. Жираф
Без сердца что поймём?
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Госпожа Метелица
Мальчик и колокольчики ландышей