Досуг подростка является одним из важных средств формирования личности, ведь в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Именно в данной сфере молодые люди могут максимально проявить свою индивидуальность, выбирая форму, место, время проведения досуга. Таким образом, досуг молодежи является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.
Часто среди родителей и детей происходят разногласия в сфере досуга. Старшее поколение порой не разделяет вид досуга своих детей, что связано с различиями круга духовных потребностей и интересов. Исходя из выше сказанного, проблема проведения досуга современной молодежью является актуальной. Представляет интерес изучение и анализ проведения досуга нынешней молодёжью и молодёжью 80-х годов прошлого века, ведь не зная прошлого, не ценя его, невозможно понять настоящее и построить будущее.
Целью нашей работы является анализ проведения досуга современной молодёжью и молодёжью прошлого века.
Вложение | Размер |
---|---|
pinegin_51_-_dosug_molodezhi_vchera_i_segodnya.doc | 98 КБ |
БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 51»
Школьная конференция обучающихся «Шаги в науку»
«Досуг молодежи вчера и сегодня»
Автор: Пинегин М. Д., ученик 8 Б класса.
Руководитель: Перекопская Т.Я.,
учитель английского языка.
Омск-2019
Оглавление
Введение……………………………………………………………3-4
Глава 1. Теоретическая часть. Понятие досуг и его характеристика
1.2 Функции и принципы молодёжного досуга …………….…5-6
1.3 Характеристика досуга прошлых веков …………………...6-8
Глава 2. Практическая часть. Сравнительный анализ проведения досуга нынешней молодёжью и молодёжью 80-х годов прошлого века
2.1. Анализ результатов опроса учеников ……………………8-9
2.2. Анализ результатов опроса родителей …………………..9-10
Заключение…….………………………………………………..10-11
Список литературы …………………………………………....12
Приложения…………………………………………………….13
Введение
«Досуг без духовных занятий - гибель для человека».
А. Шопенгауэр
Досуг подростка является одним из важных средств формирования личности, ведь в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Именно в данной сфере молодые люди могут максимально проявить свою индивидуальность, выбирая форму, место, время проведения досуга.
В основном досуг привлекает молодежь свободой и добровольностью выбора, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать физическую и интеллектуальную, производственную и игровую деятельности. Таким образом, досуг молодежи является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы. Кроме того, он непосредственно влияет на производственно-трудовую сферу деятельности человека, так как в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и эмоциональные нагрузки [2].
Часто среди родителей и детей происходят разногласия в сфере досуга. Старшее поколение порой не разделяет вид досуга своих детей, что связано с различиями круга духовных потребностей и интересов.
Исходя из выше сказанного, проблема проведения досуга современной молодежью является актуальной. Представляет интерес изучение и анализ проведения досуга нынешней молодёжью и молодёжью 80-х годов прошлого века, ведь не зная прошлого, не ценя его, невозможно понять настоящее и построить будущее. Думаю, данное исследование будет интересно как моему поколению, так и поколению наших родителей.
Цель - анализ проведения досуга современной молодёжью и молодёжью прошлого века.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по вопросу молодёжного досуга.
2. Провести анкетирование среди учащихся 8 класса.
3. Провести анкетирование среди родителей учащихся 8 класса.
4. Выявить основные особенности проведения досуга современной молодёжью и молодежью 80-х годов прошлого века на основании социологических исследований.
Работа проводилась поэтапно:
Объект исследования – ученики 8-х классов БОУ г. Омска «СОШ №51», родители учащихся 8-х классов.
Предмет исследования - сравнение проведения досуга современной молодёжью и молодёжью 80-х годов прошлого века.
Проблема исследования – часто возникающие противоречия в сфере досуга между детьми и их родителями.
В работе рассматривалась гипотеза существования достаточно значимых различий в проведении досуга молодёжью двух поколений, которыми являемся мы и наши родители. Предполагалось, что эти различия возникли в ходе технического и социального прогресса современного мира, а также связаны с изменением менталитета, как данной возрастной категории, так и общества в целом.
При написании научно-исследовательской работы применялись следующие методы: экспериментальный, анкетирование; поисковый и описательный; аналитический, предполагающий сопоставительный анализ отобранных данных.
Практическая значимость исследования: материалы данной работы могут быть использованы при проведении бесед просветительского характера с подростками. Работа может быть применена в дальнейших исследованиях по обозначенной проблематике.
Глава 1.Теоретическая часть. Понятие досуг и его характеристика
1.1. Этимологический разбор термина
В настоящее время на Западе слово «досуг» употребляется вместо термина «свободное время». Это во многом определяется происхождением данного научного понятия. Так, от латинского слова «liсere», означавшего «быть дозволенным, разрешенным», происходят английское «leisure» (свобода в выборе действий) и французское «loisir» (свободное время).
В русском языке слово «досуг» употреблялось уже в XV веке, тогда как выражение «свободное время» появилось лишь в начале XX века. Древнеславянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность что-то совершить. «Досужесть» есть достижение чего-то, на что требуется определенный труд и время. Следовательно, досуг осмыслялся как время, когда можно чего-то достичь [5].
В толковом словаре великорусского языка В.И. Даля можно найти следующее определение данного понятия: «Досуг – свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела». Следовательно, уже в XIX веке слово «досуг» имело современное нам толкование. Об этом говорят и употребляемые в то время пословицы, приводимые В.И. Далем: «Был бы друг, будет и досуг», «Работе время, а досугу час» [1]. Близкое толкование слова «досуг» можно найти в современном словаре русского языка С.И. Ожегова: «Досуг – свободное от работы время» [4].
Таким образом, на основании этимологии слова «досуг», вряд ли правомерно отождествлять его с бездельем. Такой вывод можно проиллюстрировать русской народной пословицей «Не учи безделью – учи рукоделью», которая указывает на возможность соединения труда и отдыха, развлечения.
1.2. Функции и принципы молодёжного досуга
Досуг является объектом исследования достаточно большого круга общественных наук: социологии, философии, психологии, педагогики, которые вносят своеобразие в понимание этого понятия. Во многих источниках понятия «досуг» и «свободное время» используются как синонимы. Так, в кратком словаре по социологии можно найти следующее: «Досуг – синоним понятия «свободное время». Однако данные понятия, безусловно, нужно разграничивать [5].
Свободное время – это часть внерабочего времени, которая освобождена от семейных, общественных и бытовых забот, а также от необходимой физиологической деятельности (сна, питания и пр.). Свободное время можно использовать на что угодно, например, заниматься домашними делами. Некоторые люди предпочитают вовсе ничего не делать. Но можно ли отождествлять свободное время с досугом? Нет, так как свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый.
Досуг – это часть свободного времени, совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека; деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости. Досуг – это не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями: играми, спортом, общением и другое [2, 5].
Выделяют следующие функции досуга:
1) рекреационная и терапевтическая (отдых, восстановление психической и физической энергии). Без их реализации у многих людей неизбежно формируются состояние стресса, повышенный невротизм, психическая неуравновешенность, переходящие в устойчивые болезни;
2) творческо-развивающая (интеллектуальное, физическое, художественное, развитие личности);
3) воспитательная и просветительная (расширение кругозора как у детей, подростков, так и у взрослых);
4) поддержание социальной солидарности, сплоченности разных по социальному статусу людей на основе общих для них досуговых традиций и интересов [2].
Выделяют следующие принципы досуга:
Таким образом, я узнал, что досуг развивается по своим законам и принципам, имеет чёткие функции теоретически обоснованные и апробированные на практике. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил. Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия преимущественно реализуется в сфере досуга.
1.3. Характеристика досуга прошлых веков
Неоднородность мещанства, особенности хозяйственной деятельности обусловили различия между отдельными группами мещан в быту, в проведении повседневного и праздничного досуга, в приверженности к тем или иным обычаям и обрядам. Самым распространенным видом досуга женщин-мещанок было рукоделие. Им занимались горожанки всех возрастов, вышивали, вязали, плели кружева. Характер рукоделия, его практическое значение и место в повседневном укладе определялось той средой, к которой принадлежала семья, ее имущественным положением, и материальными возможностями. Необходимым компонентом досуга мещанок являлось общение с родственниками, знакомыми, соседями. В среде малоимущих мещан, где сохранялись некоторые крестьянские традиции, была распространена форма “работных посиделок”, когда женщины сочетали беседу с рукодельной работой. У мещанок зажиточных и среднего достатка общение, разговоры превращались в один из основных видов досугового поведения. С этой целью устраивался прием гостей, угощение чаем, обмен подарками.
В городах летом оставалась в основном трудовая молодежь: мастеровые, ремесленники, подмастерья, рабочие. В их летнем досуге так же, как и в осенне-зимнем, четко прослеживалось влияние крестьянского быта. В воскресные и праздничные дни на городских заставах, выгонах, пустошах с полудня до позднего вечера окраинная, слободская молодежь устраивала нечто близкое к деревенским “игрищам”: парни и девушки водили хороводы, пели песни, играли. К началу XX века хороводы практически исчезали из летнего досуга молодежи, но гулянья, игры, беседы остались [6].
Досуг мужчин из мещанского сословия был более четко отграничен от домашних забот, чем досуг женщин, и они часто проводили его вне дома, преимущественно в мужских компаниях. Содержание досуга и его формы во многом определялись принадлежностью мещанина к той или иной имущественной группе. Представители зажиточных слоев проводили свое свободное время в клубах за игрой в карты, в бильярд, в лото. Молодые люди из зажиточных семей нередко проводили время на танцах под духовой оркестр в клубах. Большим успехом среди молодежи пользовались открытые балы.
Конец XVIII - начало XIX вв. явились временем развития салонов, кружков, обществ различной направленности: музыкальных, литературных, спортивных и др. Салоны и кружки были как узко сословными, дворянскими (например, известный салон З. Волконской, который любил посещать А.С. Пушкин), так и более открытыми в сословном отношении.
В послепетровскую эпоху общественные формы досуга дворян получили дальнейшее развитие. Они уже не вводились царскими указами с применением административного нажима. Напротив, дворянская среда стала более “открытой” для различных заимствований, порождала и свои собственные формы развлечений и досуговых занятий.
В годы царствования преемников Петра I, особенно Екатерины II, “ассамблеи” постепенно стали уступать место разного рода балам, которые устраивались по случаю больших торжеств или важных семейных событий.
С конца XVIII века в России стали возникать чисто клубные формы досугового времяпрепровождения дворян. В 1770 году в Петербурге, а через два года в Москве появились первые Английские клубы, в число членов которых могли входить только потомственные дворяне. Эти клубы ставили своей задачей организацию отдыха, общения, развлечений для представителей дворянских кругов [3, 6].
Глава 2. Практическая часть. Сравнительный анализ проведения досуга нынешней молодёжью и молодёжью 80-х годов прошлого века
2.1. Анализ результатов опроса учеников
Интересно выявить и проанализировать причины тех изменений, которые претерпевают формы досуга с течением времени, являются ли эти изменения существенными. Это может быть связано с изменением экономической и политической ситуации в стране, социальным развитием общества, с изменением менталитета людей. Изменение форм досуга возможно также за счёт идущего социального и имущественного расслоения общества (если раньше стоимость билета в театр или на концерт популярных исполнителей была доступна каждому школьнику или студенту, то теперь далеко не все могут себе позволить сходить на модный спектакль или на хороший концерт) [2].
В целях данной работы мною был проведён опрос на тему «Досуг молодежи». В проведённом исследовании участвовали ученики 8-х классов БОУ СОШ № 51. В опросе приняли участие 63 человека. В качестве опросного метода было выбрано анкетирование, как самый информативный, объективный и распространённый способ социального измерения. Анкетирование проводилось анонимно в целях получения наиболее достоверной информации.
В ходе опроса было выявлено, что 46% учеников свободное время предпочитают проводить в интернете, 32% - занимаются спортом, 22% учеников свободное время посвящают занятиям танцами, чтением, рисованием и прогулками на улице. Спортом занимаются 64% опрошенных, 18% - не интересуются им совсем, остальные 18% - занимаются спортом нерегулярно.
Современная молодежь предпочитает слушать поп-музыку – 48%, классику слушает 10% опрошенных, рок – 12%, рэп – 20%, а остальные 10% - не слушают музыку вовсе.
Что касается игр в свободное время, то в равном количестве опрошенные предпочитают спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол, гандбол) и компьютерные игры – 34% соответственно. Настольными играми увлекаются 24% учащихся. А лишь 8% учеников не играют вообще.
Выявлено, что из всех опрошенных 42% собирают коллекции (монеты, фишки, игрушки). Регулярно смотрят телевизор 40% учеников, иногда – 36%, не смотрят телевизор вообще 24% учеников. Чтением книг увлекаются всего 34% опрошенных, любимые жанры которых – фантастика, детективы, драмы. Небольшое количество из них предпочитают ужасы и энциклопедии. Большинство учеников предпочитают интернет и телефон (82%).
Из всех опрошенных большая часть любит проводить свободное время и отдых на море (32%), в равном количестве – предпочитают лагерь и отдых в деревне у дедушки, бабушки (28%), остальным (12%) опрошенным нравится отдых в любом месте.
В ходе опроса было выяснено, что многие ученики (56%) хотели бы, чтобы в школе организовали такие кружки, секции, как футбол (80% опрошенных), волейбол, хоккей, бадминтон, танцы, фитнес, кулинария.
2.2. Анализ результатов опроса родителей
Для выявления различий проведения досуга между поколениями было проведено анкетирование родителей учащихся 8-х классов. Всего опрошено 56 человек. Все опрашиваемые были в устной форме ознакомлены с темой данного социологического исследования и понимали, что вопросы анкеты относятся к тому времени, когда им было 14-16 лет.
В ходе опроса было выявлено, что среди родителей в свободное время 36% посещали различные кружки, 54% - занимались спортом, 22% - чтением, 30% - играми во дворе.
Среди любимой музыки родителей преобладали такие виды как поп-музыка (44%), классика (14%), диско (26%), рэп (16%). Все опрошенные ответили, что их досуг был интересным без компьютера.
Большая часть родителей предпочитала играть во дворе, чем отдыхать дома (88%). Среди игр отмечали лапту, «вышибала», прятки, классики, казаки-разбойники, игру со скакалкой, настольные игры. Большинство опрошенных собирали коллекции (64%). Родители коллекционировали вкладыши, календари, марки, открытки, фантики, монеты. 78% опрошенных регулярно смотрели телевизор.
По результатам анкетирования выявлено, что половина родителей предпочитала на каникулах отдых в деревне, 42% - отдых в лагере и лишь 8% - в городе.
Большинство родителей (66%) считает, что время 80-х лучше современного, 20% опрошенных имеют противоположное мнение, 14% - затруднились ответить на данный вопрос.
Результаты опроса показали, что современные ученики проводят свой досуг и свободное время в основном дома, играя в компьютерные игры и в интернет-ресурсах, тогда как представители молодежи 80-х предпочитали проводить его на улице. Данная тенденция в некоторой степени сокращает время для самообразования, саморазвития и творчества. Среди современной молодежи отмечается значительное снижение увлеченности чтением. Современные подростки предпочитают компьютер и интернет, а не книгу и игры с ровесниками во дворе. Но стоит отметить тот факт, что среди современных подростков спорт остается, по-прежнему, актуальным и интересным хобби.
Заключение
Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодёжи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в сфере досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.
В своей работе я выдвигал гипотезу о наличии существенных различий в проведении досуга юношами и девушками двух поколений, которыми являемся мы и наши родители. В ходе исследования гипотеза подтвердилась. Выявленные различия достаточно существенны. Изменилось процентное соотношение между старыми видами досуга, а также возникли его качественно новые виды, связанные с техническим прогрессом (например, широкое распространение компьютеров, телефонов, интернет-ресурсов). Кроме того выявлено значительное снижение увлеченности чтением среди современной молодежи. Ряд выявленных отличий связан с экономическими и политическими изменениями в стране (например, возможность зарубежных туристических поездок для отдыха на каникулах). Однако надо отметить, что современная молодёжь не потеряла интерес к спорту.
Анализируя полученные данные в ходе опросов, можно сделать вывод, что большая часть молодежи не имеет четко сформированное мнение по вопросам досуга. Судя по цифрам, отмечается тенденция определённой части молодёжи к проведению досуга перед телевизором, компьютером, в интернет-ресурсах, кроме того, нарастающий темп жизни, увеличение продолжительности рабочего дня наших родителей не даёт возможности уделить достаточно времени своим детям, а это приводит к возникновению таких социальных проблем, как наркомания, алкоголизм, детская и молодежная преступность.
В качестве прогноза хочу предположить, что изменения, происходящие в досуге, будут углубляться. Возможно появление новых форм досуга. Но будем надеяться, что всё это будет не мешать, а способствовать активному участию российской молодёжи в жизни нашего общества.
Практическая значимость моей работы связана с возможностью ее использования педагогами и классными руководителями в образовательных учреждениях в рамках агитационной и просветительской работы с молодёжью, а также специалистами городских культурно-досуговых учреждений в качестве методических рекомендаций по организации молодежного досуга.
Список литературы
Приложение 1. Анкетирование
Анкета для родителей
Анкета для учеников
Пчёлки на разведках
3 загадки Солнечной системы
Всему свой срок
Философские стихи Кристины Россетти
Рисуем ананас акварелью