Сегодня практически для каждого молодого человека призывного возраста тема прохождения срочной службы в рядах вооруженных сил является очень актуальной. У большинства юношей возникают вопросы: «Идти служить или нет?», «Зачем нужна служба в армии?». Именно поэтому необходимо разобраться, что дает год, проведенный вдали от дома. Ответив на эти вопросы, можно понять, нужна ли служба в армии в целом.
Трансформация российского общества, углубляющиеся социально-экономические проблемы привели к социально-психологической неготовности большей части молодежи к воинской службе. Это нацеливает на расширение научных исследований и поиск путей решения поставленных задач в области изменения социального поведения молодежи, формирования позитивного отношения молодежи к воинской службе. На мой взгляд, для изменения отношения молодежи к воинской службе необходимо активизировать работу социальных институтов, а именно семьи, школ, образовательных институтов, средств массовой информации по формированию военно-патриотических установок и ориентаций личности.
Таким образом, необходимо выяснить причины, которые лежат в основе нежелания проходить воинскую службу, и изучить способы и методы формирования позитивного отношения к службе в армии у современной молодежи.
Вложение | Размер |
---|---|
paloyan_51.docx | 61.95 КБ |
БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 51»
Школьная конференция обучающихся «Шаги в науку»
«Детские общественные объединения по формированию позитивного отношения к военной службе»
Автор: Палоян А.А., ученик 8 Б класса.
Руководитель: Перекопская Т.Я.,
учитель английского языка.
Омск-2019
Оглавление
Введение…………………………………………………….……………………3-5
Глава 1. Теоретическая часть.
Глава 2. Практическая часть.
2.1. Отношение к армии мужчин старшего поколения..…………………...…8
2.2. Отношение к армии молодых людей моего поколения..……….………..8-10
2.3. Школьный юнармейский отряд «Патриот - 51» …………………………10-12
Заключение…….………………………………………………………………...12-13
Список литературы …………………………………………………………......14
Приложения……………………………………………………………………...15-16
Введение
Сегодня практически для каждого молодого человека призывного возраста тема прохождения срочной службы в рядах вооруженных сил является очень актуальной. У большинства юношей возникают вопросы: «Идти служить или нет?», «Зачем нужна служба в армии?». Именно поэтому необходимо разобраться, что дает год, проведенный вдали от дома. Приобретает ли что-то солдат, вернувшись со службы, или 365 дней можно просто вычеркнуть из жизни? Ответив на эти вопросы, можно понять, нужна ли служба в армии в целом.
События последних лет позволяют судить о том, что падение духовных ценностей, социальное расслоение общества оказывают отрицательное влияние на общественное сознание многих социальных групп населения нашей страны, в том числе и на молодёжь. В общественном сознании молодежи обнаруживается устойчивая тенденция к падению престижа военной службы, неуважение к государству и его армии.
Нечеткость понятий «честь», «долг», «Отечество», резко снизившийся престиж воинской службы ухудшают морально-психологическое состояние призывников. Трансформация российского общества, углубляющиеся социально-экономические проблемы привели к социально-психологической неготовности большей части молодежи к воинской службе. В связи с чем, указанный круг вопросов приобретает особую актуальность и социальную значимость. Это нацеливает педагогическую науку на расширение научных исследований и поиск путей решения поставленных задач в области изменения социального поведения молодежи, формирования позитивного отношения молодежи к воинской службе.
Под позитивным отношением к воинской службе подразумевается формирование установки личности, а именно психологическая готовность к воинской службе, отсутствие страха перед армией, доверие к военному руководству, осознание важности собственной деятельности по защите Отечества.
При изучении темы «Защита Отечества» по обществознанию в данном учебном году я задался следующим вопросом: бесспорно, что армия — это важный социальный институт, созданный для защиты безопасности государства. Но является ли служба в армии для самого военнослужащего нужной и полезной? Если — нет, то нужно ли мне служить в армии?
Кроме того актуальной является проблема формирования позитивного отношения к службе в армии у современных юношей призывного возраста. На мой взгляд, для изменения отношения молодежи к воинской службе необходимо активизировать работу социальных институтов, а именно семьи, школ, образовательных институтов, средств массовой информации по формированию военно-патриотических установок и ориентаций личности.
Тему данной исследовательской работы я считаю актуальной, так как многие молодые люди не желают служить в рядах Российской Армии в силу разных причин: наличие неуставных отношений в армии, отсутствие престижа армии в обществе, нежелание тратить время на службу. Постоянный поток негативной информации в средствах массовых информаций серьезно подрывает престиж и авторитет армии. Эта тенденция ярко проявляется в отношении к армии молодежи, которая считает, что служба в армии бесполезна и учит юношей быть грубыми и жестокими.
Таким образом, необходимо выяснить причины, которые лежат в основе нежелания проходить воинскую службу, и изучить способы и методы формирования позитивного отношения к службе в армии у современной молодежи.
Цель исследовательской работы – изучение деятельности детских общественных объединений по формированию позитивного отношения к военной службе.
Для достижения поставленной цели мне необходимо было решить следующие задачи:
2. Провести анкетирование по исследуемой теме среди служивших в армии мужчин и среди молодых людей моего поколения.
3. Изучить деятельность детских общественных объединений по формированию позитивного отношения к военной службе на примере школьного юнармейского отряда.
Объект исследования – юноши БОУ г. Омска «СОШ №51», родители юношей, члены Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство»; детские общественные организации.
Предмет исследования – отношение к Российской армии юношей современного поколения и мужчин старшего поколения; деятельность детских общественных организаций.
Проблема исследования заключается в том, что необходимо формировать позитивное отношение к службе в армии у современных юношей с детского возраста.
Гипотеза: предположим, формирование позитивного отношения к службе в армии у юношей призывного возраста возможно в ходе работы детских общественных организаций.
В работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические (изучение, анализ, синтез, обобщение);
- эмпирические (анкетирование, опрос, интервью, сравнение).
Для того чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования, было проведено социологическое исследование в виде опроса. По результатам опроса можно будет сделать определенные выводы по данной теме, являющейся одной из важнейших тем в наше время.
Основная часть. 1.1. Отношение к службе в армии в прошлые века
Что же означает само слово «армия»? Согласно энциклопедии – армия в переводе с латинского слова, «armo», значит «вооружаю» [2].
Развитие и становление Вооруженных сил России тесно связаны с историей государства, ее общественным строем, экономикой и политикой. На протяжении всей истории русским людям постоянно приходилось вести борьбу против иностранных захватчиков. В основе русской армии лежал принцип обязательности - долга защиты Русской земли.
Главными элементами вооруженных сил Древней Руси были княжеская дружина и народное ополчение. Княжеская дружина находилась в распоряжении князя и созывалась с согласия народа. Дружину содержал народ. Но помимо профессиональной дружины в войнах могли принимать участие и простой народ, и городское население. [2, 8].
В XVI веке Московское государство располагало армией в 150-200 тысяч воинов. Основу вооруженных сил составляли дворянские формирования. За несение военной службы дворяне получали земельные владения с крестьянами. Готовность дворянских отрядов к боевым действиям проверялась на специальных военных смотрах. Каждый дворянин был обязан явиться на смотр в полном вооружении, имея при этом двух коней и одного или нескольких вооруженных слуг. Если дворянин не являлся на смотр, опаздывал или был плохо снаряжен, то ему грозил штраф, а иногда и уменьшение земельного владения. Дворяне несли военную службу на протяжении всей жизни. Они считались служилыми людьми [8, 9].
Реформа армии была проведена с 1701 по 1711 года при Петре I – была создана регулярная русская армия. Система комплектования войск осуществлялась по принципу рекрутского набора. Из 10-20 крестьянских дворов (обычно по жребию) предоставляли одного человека на пожизненную военную службу. При Екатерине II был определён срок службы в 25 лет.
А.В. Суворов стремился разбудить у солдата национальную гордость, веру в себя, чувство чести, долга. «Не руки, не бренное человеческое тело одерживает победу, - говорил Суворов, - а бессмертная душа, если душа воина велика и могуча, не предается страху, то и победа несомненна» [2, 8].
Шли века, менялось оружие, способы ведения боя и принципы комплектования войск, но неизменными оставались традиции ревностного служения Отечеству. В войнах начала XX века противник единодушно отмечал такие качества солдата Русской армии как: «терпеливость в беде, безграничная выносливость, несокрушимая стойкость, способность к самопожертвованию, смелость без бахвальства».
В 1925 году был принят закон «Об обязательной военной службе», а в 1939 году – закон о всеобщей воинской обязанности. Надвигалась угроза второй мировой войны, поэтому Советское правительство увеличивало численность армии. К началу 1941 года численность вооруженных сил составляла 5,7 миллионов человек [5, 6].
С особой силой чувство патриотизма проявилось в годы Великой Отечественной войны. О чём свидетельствуют примеры беспредельной стойкости защитников Брестской крепости, Одессы и Севастополя, Москвы и Ленинграда, в битве за Берлин.
В настоящее время согласно статье 59 конституции нашей страны – Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Он несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее гражданской службой [2, 3].
Воинская обязанность гражданина РФ заключается в постановке гражданина на воинский учёт по достижении им 17 лет. Он обязан состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате. На военную службу, призываются граждане РФ от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете. Получив повестку из военкомата, гражданин обязан явиться на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии для отправки в воинскую часть для прохождения службы. Срок военной службы по призыву составляет сейчас 12 месяцев, но в разное время были другие сроки (1,5; 2 года; 3 года 8 месяцев) [7].
Позитивное отношение к воинской службе не является врожденным, оно формируется целенаправленно. Следовательно, необходима плановая системная работа с учащимися школ, средних профессиональных учебных заведений и вузов. Ожидаемый результат у учащихся: избавление от страха перед срочной службой в армии; развитие чувства долга; развитие волевых качеств; формирование уважения к профессии военного; уважение к солдату - защитнику Отечества.
Результаты исследования Д.С. Крутилина и О.Г. Рындиной позволили сделать вывод о том, что сформированное позитивное отношение к воинской службе у молодежи будет являться результатом целенаправленного и системного военно-патриотического воспитания. Организация военно-патриотического воспитания предполагает формирование определенной совокупности чувств, мыслей, побуждающих молодежь к определенным действиям, т.е. речь идет о формировании мотивов деятельности [1].
Исходя из выше изложенного, военно-патриотическое воспитание молодежи должно быть нацелено на:
1) формирование мотивов исполнения воинской обязанности, а также на самореализацию в воинской деятельности, т.е. формирование стремления стать военнослужащим, развитие желания в овладении определенной военно-учетной специальностью или воинской должностью;
2) доведение до сознания молодых людей того факта, что военная служба является определенным этапом профессионального совершенствования специалиста, возможностью получения практического опыта и повышения квалификации в уже избранной ранее гражданской профессии;
3) формирование желания получить определенную специальность, которая может пригодиться и после увольнения с военной службы, а также поможет повысить конкурентоспособность молодого человека на рынке труда;
4) формирование стремления деятельно и активно реализовать свое позитивное отношение к военной службе в ходе занятий военно-прикладными видами спорта, подготовки к поступлению в военное образовательное учреждение профессионального образования, развития необходимых для удачной военной службы профессионально важных качеств [5].
Анализ литературы показал, что формирование позитивного отношения к воинской службе является результатом реализации патриотического воспитания молодежи, а на ее эффективность в системе образования влияют следующие факторы:
- индивидуально-психологические факторы: ценностные установки, знания о военной службе, волевые качества, эмоциональные установки и переживания;
- социально-психологические факторы: моральные установки и психологический климат в ученических коллективах, установки отношения к воинской службе в семьях учащихся;
- педагогические факторы: уровень развития патриотизма в педагогическом и ученическом коллективе образовательного учреждения, реализация программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы", организация социального партнерства с общественными организациями и воинскими коллективами (кадетские школы, воинские части, высшие учебные заведения военной направленности и т.п.) [1, 3].
Практическая часть. 2.1. Отношение к армии мужчин старшего поколения
Для проведения социологического исследования был выбран такой метод, как опрос. В данном исследовании опрос проводился с помощью анкетирования (приложение №1). Опрашиваемые самостоятельно отвечали на предложенные им вопросы. Анкетирование носило анонимный характер, что позволило получить наиболее достоверную информацию.
Всего в данном социологическом опросе принимало участие 43 человека, из них родители учащихся 8Б класса и члены Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство».
Из всех опрошенных 79% (39 человек) служили в армии, остальные имели освобождение по состоянию здоровья.
Для 82% опрошенных (32 человек) срок службы в армии составил 2 года, для оставшихся 7 человек – более 2-х лет.
На вопрос о вкладе армии в характер служащих, опрошенные ответили следующим образом: 90% респондентов считают, что взгляды на жизнь стали более осознанными, 38% считают, что стали умнее, расчётливее, изворотливее, у 82% опрошенных появилась готовность к принятию и решению сложных жизненных ситуаций, 14 % осознали весь ужас военных действий и 38% опрошенных стали ценить близких.
Все опрошенные получили различные знания, умения и навыки при прохождении военной службы. Таких людей, которые бы считали, что армия им ничего не дала, — не оказалось. Среди умений и навыков были отмечены следующие: физическая выносливость (94%), умение обращаться с оружием, военной техникой (72%), знания в области разных военных дисциплин (46%), умение быстро принимать решения в экстремальных ситуациях (66%).
Все опрошенные считают службу в армии полезной и необходимой.
2.2. Отношение к армии молодых людей моего поколения
Изучение данного вопроса также проводилось с помощью анкетирования. Опрос носил анонимный характер, что позволило получить наиболее достоверную информацию (приложение №2).
Всего в данном социологическом опросе принимало участие 78 учеников мужского пола БОУ г. Омска «СОШ №51». Из них 38 учащихся 8-х классов, 16 учащихся 10-х классов, 15 учащихся 11-х классов, 9 учащихся – участники юнармейского отряда «Патриот-51».
Из всех опрошенных 8-х классов только 53% (20 учеников) хотят служить в армии, оставшиеся 47% (18 человек) против службы Отечеству. Среди учащихся 10-х классов большинство парней (75%) желают пойти в армию. А в ходе опроса учеников 11-х классов я получил противоположные результаты – большая часть (75%) в армии служить не хочет, аргументируя это следующими комментариями: «Не собираюсь! Так как не хочу терять год своей жизни!». Все юнармейцы ответили, что хотят служить в армии.
В ходе опроса можно выделить следующий «рейтинг» армейских проблем Российской армии (приложение №3, таблица 1). Более половины молодых людей считают самой важной проблемой дедовщину в армии и неуставные отношения. Это испытание, выпадающее на долю молодого мужчины, которое не каждый может с честью и достоинством пройти. Почти третья часть опрошенных указала на отсутствие престижа армии в обществе, утрату смысла в воинской службе. Агрессивная внешняя среда, утрата толерантности в обществе ведет к скептицизму в отношении молодежи к обществу и социальным институтам, в том числе к Вооруженным Силам. Все меньше молодых людей связывают понятие «гражданский долг» со службой в армии. Слабую дисциплину в армии отметила третья часть учеников. Возможно, это связывается с сокращение числа офицерского состава. Это приводит к бесправности и ослаблению дисциплины среди военнослужащих. Около третьей части указали на взяточничество и воровство в армии. Кроме того будущими призывниками были выделены и другие проблемы современной армии: недостаточное финансирование, плохая оснащенность армии, наличие нерешенных социальных проблем (жилье, семья, питание), проблема повышения образования, социальная незащищенность, реорганизация Вооруженных сил, участие военных в «горячих точках».
Большинство (64%) учеников 8-х классов считает службу в армии полезной. В равном количестве (18%) опрошенные затруднились ответить на данный вопрос, а также считают службу в армии бесполезной. 69% опрошенных 10-х классов считают, что армия полезна для молодого мужчины. 75% выпускников считает службу в армии бесполезной и ненужной. 100 % опрошенных юнармейцев считают службу в армии полезной.
Ученики 8-х классов выделили следующие умения и навыки, которые может дать армия: хорошую физическую подготовку – 55% (21 человек), жизненный опыт – 24% (9 человек), дисциплинированность – 16% (6 человек). Учащиеся 10-х классов также выделили дисциплинированность (31%), военное дело (44%), физическую подготовку (25%). Опрошенные 11-классов считают, что армия обеспечивает военный опыт (47%) и хорошую физическую подготовку (53%). Юнармейцы отметили физическую подготовку (92%), дисциплинированность (76%), военные навыки и умения (60%), житейский опыт (54%).
Среди опрошенных 8-классников установлено, что 80% родителей и родственников проходили службу в армии, у 10-классников – 75%, у 11-классников – 73%, у юнармейцев – 88%.
Для формирования более позитивного отношения к армии я хочу предложить следующие пути решения проблемы:
2.3. Школьный юнармейский отряд «Патриот - 51»
Школьный юнармейский отряд «Патриот - 51» – это детско-юношеское общественное объединение, являющееся структурным подразделением Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия».
Отряд является добровольным объединением учащихся в возрасте от 12 до 18 лет. Его деятельность осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 29.10.2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы».
Деятельность данного Отряда имеет следующие цели:
- развитие и поддержка инициативы в изучении истории отечественного воинского искусства;
- воспитание чувства патриотизма, дружбы, товарищества;
- воспитание уважения к Вооружённым Силам России, формирование положительной мотивации к прохождению военной службы;
- пропаганда здорового образа жизни, укрепление физической закалки и выносливости;
- приобщение к военно-техническим знаниям и техническому творчеству;
- подготовки обучающихся к службе в рядах вооруженных сил;
- совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности;
- содействие развитию активной гражданской позиции подростков.
Для успешного выполнения целей Отряда организуются военно-патриотические игры, олимпиады, конкурсы, юнармейские посты у вечного огня, обелисков, мемориалов. Юнармейцы участвуют в воинских ритуалах, в молодёжных спартакиадах по военно-прикладным видам спорта, сдаче норм ГТО, проводят поисковые работы. Кроме того они оказывают шефскую помощь ветеранам Великой Отечественной войны, труда, семьям военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга.
Высшим руководящим органом Отряда является Совет Юнармейского отряда, который созывается Штабом Отряда не менее одного раза в четверть. Деятельность Сбора Отряда осуществляется в соответствии с Уставом Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия».
Управление Отрядом осуществляется руководителем, назначенным директором школы. Методическое руководство деятельностью Отряда осуществляется заместителем директора по воспитательной работе. Участие в деятельности Отряда осуществляется на основании письменного заявления законных представителей обучающегося.
Участники Отряда имеют право:
− принимать участие в мероприятиях Отряда, его занятиях;
− принимать участие в общих собраниях Отряда с правом решающего голоса;
− вносить предложения по совершенствованию работы Отряда;
− избирать и быть избранным в штаб Отряда;
− пользоваться имуществом Отряда;
− получать характеристику-рекомендацию при проявлении определенных способностей для поступления в военные учебные заведения;
Участники Отряда обязаны:
− соблюдать устав, проявлять инициативу в работе Отряда;
− соблюдать при проведении мероприятий Отряда дисциплину и технику безопасности;
− совершенствовать свою общеармейскую и физическую подготовку, воспитывать в себе и окружающих активную жизненную позицию;
− бережно и аккуратно относиться к имуществу Отряда, принимать все меры к обеспечению его сохранности [4].
Заключение
В ходе исследования мною была подтверждена актуальность проблемы службы в армии современного мужского поколения. Мною было изучено отношение к армии в прошлых веках, а также изучена проблема позитивного отношения призывников к службе в армии.
Поставленная гипотеза о том, что одним из способов формирования позитивного отношения к срочной службе у юношей призывного возраста является создание детских общественных организаций, подтверждена.
По результатам социологического опроса выявлено, что поколение наших родителей позитивнее настроено к службе в армии. Они аргументируют это тем, что «служба в армии – это долг каждого мужчины, долг защищать в случае войны свою Родину, семью, мать!», «именно армия из подростков-мальчиков воспитывает настоящих храбрых мужчин!». Это подтверждается результатами опроса моих сверстников, ведь большинство их родителей проходили службу в армии и имеют хорошие воспоминания об этом периоде жизни.
В ходе анализа результатов анкетирования установлено, что современная молодежь негативно настроена к службе в армии. Большинство будущих призывников считает, что «служба в армии – это пустая трата времени», «армия учит быть жестоким и убивать людей», «будущий глава семьи должен учиться, получить высшее образование, чтобы в дальнейшем обеспечивать семью, а не стрелять из оружия». Кроме того по результатам опроса определены основные проблемы Российской армии по мнению учащихся моей школы.
В ходе исследования была отмечена тенденция, что ближе к окончанию школы и призывному возрасту, желающих служить в армии остается меньше. Так, среди учащихся 8-х классов половина хочет служить в армии, но уже среди будущих выпускников почти все не хотят отдавать долг Родине и лишь некоторые могут рассмотреть службу по контрактной основе.
Таким образом, было установлено, что современные реформы Российского общества сопровождаются рядом отрицательных явлений, одно из которых проявляется в падении морально-нравственных и гражданских ориентиров среди молодёжи. С либерализацией всех сфер общественной жизни и формированием гражданского общества, вся прежняя система воспитания юношей как будущих защитников Отечества была отвергнута. Появилась острая необходимость в создании новой технологии военно-патриотического воспитания молодёжи к воинской службе.
На мой взгляд, требуется создание информационно-пропагандистской интернет-площадки по военно-патриотическому воспитанию. Одна из важнейшей задач военно-патриотической работы - это накопление, обработка и распространение информации, обеспечение доступа к информации участников молодёжных клубов и прочих категорий молодёжи. Один из способов формирования позитивного отношения к службе в армии я рассмотрел на примере юнармейского отряда «Патриот-51».
Что касается меня, то я считаю, что служба в армии необходима каждому молодому человеку! Поколение, в котором я сейчас живу, учусь, развиваюсь, обязано служить нашей стране. Армия, в моем понимании, – это структура, созданная государством для его защиты и безопасности. Армия нужна для сохранения территориальной целостности государства, для безопасного, комфортного проживания мирного населения.
Многие мои сверстники считают, что в армии учат грубости, убивать других людей, но это не так. Являясь юнармейцем, я общался со многими бывшими военнослужащими, которые служили в армии 1-30 лет назад. Ни один из них не сказал, что в армии плохо, что служить не нужно. Они рассказывали о своих армейских историях с удовольствием. Один бывший военнослужащий сказал мне: «Умение обращаться с оружием, стрелять из него, попадая точно в цель, это не значит, что армия учит убивать людей». Представители старшего поколения, служившие в армии более 10 лет, говорили, что готовы снова служить в армии своему Отечеству. По их рассказам я понял, что армия закаляет характер, учит правильно и быстро принимать решение, учит помогать в сложных ситуациях своему товарищу и уважать мнение старших. Кроме того армия обеспечивает хорошую физическую подготовку, умение обращаться с оружием и военной техникой. На мой взгляд, данными качествами должен обладать настоящий современный мужчина!
Я очень горжусь, что являюсь участником юнармейского отряда «Патриот-51»!
Список литературы
Приложение №1
Анкета для мужчин старшего поколения
1 . Служили ли Вы в армии?
1. да 2. Нет
2. Каков был срок Вашей службы?
1. год 2. 2 года 3. 3 года и 8 мес.
3. Что изменилось в Вашем характере после военной службы?
- взгляды на жизнь стали осознанными;
-- стал умнее, расчетливее;
- появилась готовность к принятию решений в сложных жизненных ситуациях;
- психика стала подорванной;
- осознание ужаса и страха войны;
- стал ценить близких мне людей
4. Какие знания, умения и навыки Вам дала армия?
- физическая выносливость;
- умение обращаться с оружием, военной техникой;
- знания из области разных военных дисциплин;
- Умение быстро принимать решения в экстремальных ситуациях;
- навыки, определившие будущую профессию;
5. Считаете ли Вы службу в армии полезной?
1. Да 2. Нет
Приложение №2
Анкета для молодых людей современного поколения
1. Да 2. Нет
1. Да 2. Нет
Приложение №3
Таблица 1. Проблемы Российской армии по мнению учащихся БОУ г. Омска «СОШ №51»
Проблемы | Часть опрошенных, % |
Дедовщина в армии, неуставные отношения | 54,5 |
Отсутствие престижа армии в обществе, утрата смысла в воинской службе | 37,5 |
Слабая дисциплина | 34,5 |
Взяточничество, воровство | 26,0 |
Недостаточное финансирование армии | 21,0 |
Вопросы обороноспособности страны, вооружения, оснащенности армии | 17,0 |
Нерешенность социальных проблем (жилье, лечение, питание, содержание…) | 12,0 |
Проблемы повышения образования | 10,0 |
Социальная незащищенность, бесправие солдат | 6,5 |
Реорганизация Вооруженных сил | 6,0 |
Участие военных в «горячих точках» | 3,0 |
Ворона
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Рыжие листья
Сказка об осеннем ветре
Басня "Две подруги"