Жизнь человека чрезвычайно сложная и многосторонняя. Ежедневно на нас сваливается большое количество информации. Чтобы в ней не захлебнуться, мы вынуждены использовать категоризацию, т.е. разложение разных объектов на группы на основе их характерных черт. Биологи классифицируют растения и животных на классы, группы, виды, подвиды. Мы тоже склонны классифицировать людей на высоких и низких, мужчин и женщин, молодых и старых, имеющих чувство юмора и нет, приятных и неприятных. Если люди, которые входят в группу подобных, мы с минимальными усилиями можем получить необходимую информацию о представителях этой группы. Дошколята проходят тестирование, из них выделяют способных и недалёких. Большей частью прогнозы оправдываются. И это связано не только с одарённостью или глупостью, или характерами детей, но и с установкой, которая была дана в самом начале, когда учеников разделили на категории и уделяли больше внимания тем, кто добивался лучших результатов. В одном случае категоризация пошла на пользу, а в другом принесла вред. Т.О. категоризация может быть опасной, она базируется на обобщении, которое игнорирует некоторые индивидуальные характеристики, подчеркивая общие. Представим себе яблоки, стулья или карандаши - нам они представляются более однородными, чем на самом деле. Это же касается и людей. Оценивая людей разных групп спортсменов, охранников, учителей, мы преувеличиваем схожесть внутри группы. Категоризация ведет к возникновению стереотипов – это суждении о чертах и поведении, присущих представителям отдельной группы, которая не базируется на фактах. Наиболее распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации отдельных представителях этнической группы делаются предубежденные выводы относительно всей группы. Иногда воспринимаем тех фактов, которые не совпадают с нашими стереотипами.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_stereotipov_na_zhizn_lyudey.docx | 317.39 КБ |
муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Школа № 29» городского округа Самара
443110, г. Самара, ул. Радонежская, 2А,телефон(факс)334-87-66, e-mail: school29@bk.ru, сайт школы: 29-school.ru |
«Влияние стереотипов на жизнь человека в обществе»
Выполнила
Ученица 6 класса «В»
Громова Настя
Г. Самара
2019
Содержание
| 3 – 4 |
| 4 – 7 |
| 7 – 9 |
| 9 |
1 Введение.
Жизнь человека чрезвычайно сложная и многосторонняя. Ежедневно на нас сваливается большое количество информации. Чтобы в ней не захлебнуться, мы вынуждены использовать категоризацию, т.е. разложение разных объектов на группы на основе их характерных черт. Биологи классифицируют растения и животных на классы, группы, виды, подвиды. Мы тоже склонны классифицировать людей на высоких и низких, мужчин и женщин, молодых и старых, имеющих чувство юмора и нет, приятных и неприятных. Если люди, которые входят в группу подобных, мы с минимальными усилиями можем получить необходимую информацию о представителях этой группы. Дошколята проходят тестирование, из них выделяют способных и недалёких. Большей частью прогнозы оправдываются. И это связано не только с одарённостью или глупостью, или характерами детей, но и с установкой, которая была дана в самом начале, когда учеников разделили на категории и уделяли больше внимания тем, кто добивался лучших результатов. В одном случае категоризация пошла на пользу, а в другом принесла вред. Т.О. категоризация может быть опасной, она базируется на обобщении, которое игнорирует некоторые индивидуальные характеристики, подчеркивая общие. Представим себе яблоки, стулья или карандаши - нам они представляются более однородными, чем на самом деле. Это же касается и людей. Оценивая людей разных групп спортсменов, охранников, учителей, мы преувеличиваем схожесть внутри группы. Категоризация ведет к возникновению стереотипов – это суждении о чертах и поведении, присущих представителям отдельной группы, которая не базируется на фактах. Наиболее распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации отдельных представителях этнической группы делаются предубежденные выводы относительно всей группы. Иногда воспринимаем тех фактов, которые не совпадают с нашими стереотипами.
Цель: Понять, как влияют стереотипы на нашу жизнь в обществе.
Задачи:
2 Глава I. Виды стереотипов.
Для начала нужно разобраться какие же бывают стереотипы.
Русские приписывают себе такие качества, как добродушие (63,3 %), радость (30,4 %), лень (27,1 %), ум (22,7 %), гостеприимство (20,4%), открытость (16,6%), отсутствие ответственности (17,1 %), трудолюбие (14,4 %), легковерие (11,0 %), способность к выживанию (10,5%), сила воли (9,9%), склонность к выпивке (8,8 %).
Немецкие студенты видят себя такими: пунктуальными (38,1%), аккуратными (22,6%), высокомерными (19,0%), целеустремленными (17,9%), прилежными (15,5%), эгоистичными (15,5 %), материалистичными (10,7 %), консервативными (10,7 %), скованными (8,3 %).
В глазах русских студентов немцы выглядят следующим образом: умные (27,1 %), пунктуальные (24,9%), трудолюбивые (18,2%), хозяйственные и экономные (12,2%), скупые (11,0%), практичные (10,5 %), высокомерные (7,2 %).
Представления немецких студентов о русских таковы: склонные выпивать (34,5 %), гостеприимные (27,4 %), радостные (11,9%), любящие праздники (10,7%), скромные (9,5%), открытые (8,3 %), сердечные (7,1 %), общительные (6,0 %), самоуверенные (4,8 %), националисты (4,8 %).
Таким же образом появились стереотипы :
«Типичный американец»: дружелюбный, трудолюбивый, самоуверенный, вечно спешащий.
«Типичный китаец»: низкорослый, бесцеремонный, шумный, жующий один только рис.
«Типичный англичанин»: сдержанный, пренебрежительный, держащий чашку чая в одно руке, тарелку овсянки в другой.
«Типичный француз»: самодовольный, модный, любвеобильный, любящий поедать улиток и лягушек.
Маша ненавидит Петю потому что он ей постоянно грубил в прошлом.
Все богатеи – воры.
Заработать много денег честным трудом невозможно.
Бьет – значит любит.
Самое дорогое – самое качественное
Все спортсмены занимаются спортом с утра и до вечера.
Мужчины умнее
Все величайшие достижения и открытия совершены мужчинами
Девочки любят розовый цвет, мальчики - голубой
Девочки играют в куклы, мальчики в машинки
Вот мнение о мужчинах и женщинах по мнению стереотипов:
3 Глава II. Влияние стереотипов на жизнь людей в обществе
Социальные стереотипы играют огромную роль в повседневном общении благодаря целому ряду своих особенностей.
1. Они как бы предопределяют восприятие конкретной жизненной ситуации, поскольку мы постигаем окружающую нас социальную действительность не напрямую, а опосредованно, Через призму сложившихся в нашем сознании или усвоенных извне социальных стереотипов.
Показательным в этом отношении является эксперимент, проведенный известным психологом А.А. Бодалевым. В ходе эксперимента группе взрослых испытуемых были показаны несколько фотографий. Участники эксперимента, видевшие каждую фотографию в течение пяти секунд, должны были воссоздать образ человека, которого они только что видели. Показу фотографии предшествовала установка на определенный стереотип — характеристика изображенных на ней людей. Например, говорили "Сейчас вы увидите портрет преступника" или "... портрет героя" и т.д. Под влиянием предложенной установки оказались 35,3% испытуемых, не испытывали его заметного влияния — 54%, активно сопротивлялись Предлагаемому стереотипу — 10,7%.
Вот какие портретные характеристики были даны молодому человеку, изображенному на фотографии: "Этот зверюга понять Что-то хочет. Умно смотрит и без отрыва. Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами, фигура массивная, стареющая, брошена вперед (установка на стереотип "преступник").
"Молодой человек лет 25—30. Лицо волевое, мужественное, с 'травильными чертами. Взгляд очень выразительный. Волосы всклочены, небрит; ворот рубашки расстегнут. Видимо, это герой такой-то схватки, хотя у него и не' военная форма (одет в клетчатую рубашку)" (установка — "герой").
Полярность суждений об одном и том же человеке объясняется тем, что фотография сама по себе дает мало информации и участники эксперимента вынуждены воспроизводить признаки предложенного стереотипа.
2. Социальный стереотип "экономит мышление" за счет обезличивания и формализации общения. Идентификация с уже известным образцом предопределяет стандартную реакцию, позволяет использовать уже знакомую модель ролевого поведения, действовать как бы автоматически. Именно по этой причине официальное общение с незнакомыми и малознакомыми людьми происходит больше по стереотипу.
Так, например, у каждого более или менее опытного продавца формируется набор стереотипов покупателей типа "внимательный" — "рассеянный"; "придирчивый"; "вежливый" — "хамоватый" и т.д., что позволяет продавцу, не задумываясь, вести себя соответствующим образом.
3. Каждый социальный стереотип включает в себя описание, Предписание и оценку ситуации, хотя и в разной пропорции, что вполне соответствует компонентам человеческого "Я".
4. Стереотипы очень стойки и зачастую передаются по наследству, от поколения к поколению, даже если далеки от реальности. Сюда можно отнести, например, свойственную многим веру в доброго царя (президента), который разом решит все проблемы и сделает жизнь лучше
5. Чем дальше мы от социального объекта, тем в большей степени попадаем по влияние коллективного опыта.
4 Вывод
Стереотипы помогают нам быстро и без проблем оценивать человека. Но у стереотипов есть и минусы ведь так много случаев, когда человек, например, хорош в рисовании, но при этом не может выучить даты по истории. Стереотипы – это и не хорошо и не плохо. Самое главное не принимать стереотипы близко к сердцу.
Солдатская шинель
Серебряное копытце
Северное сияние
Позвольте, я вам помогу
Два морехода