В человеческой речи всегда отражаются ее идеология и психология, житейский опыт, социальные интересы и связи, культурный уровень и духовные запросы. Именно фразеологизмы являются важным инструментом в создании произведений устного народного творчества, а также художественной литературы. Меткость, образность, эмоциональность фразеологизмов делает их «золотым» запасом русского языка.Мы живем в интересном и противоречивом обществе, в котором люди очень часто употребляют фразеологизмы, даже не замечая этого. А самые маленькие и вовсе не знают, что это такое, но все-таки слышат фразеологизмы от своих родственников и повторяют их, не задумываясь о том, что используют лексическое средство языка.
Вложение | Размер |
---|---|
oipdkabantseva.docx | 30.73 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда
Гимназия № 40 им. Ю.А. Гагарина
Исследовательский проект
«Употребление фразеологизмов в наши дни»
Автор
Кабанцева Анна Владимировна,
Учащаяся 8 «Б» класса
МАОУ гимназии № 40 им. Ю.А. Гагарина
Руководитель
Исматова Елена Юрьевна,
Учитель русского языка и литературы
МАОУ гимназии № 40 им. Ю.А. Гагарина
г. Калининград
2017
Содержание
1. Введение
1. Актуальность работы
В настоящее время возникла проблема отсутствия знаний о фразеологизмах. Сейчас она стоит особенно остро, потому что выпускники 9-х и 11-х классов сдают ГИА и ЕГЭ, в контрольно-измерительных материалах которых есть задания, требующие знания фразеологизмов. Оказалось, что многие из старшеклассников с большим трудом находят фразеологические обороты в тексте, не понимают их значение, не умеют их употреблять в речи. Фразеологические обороты - особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа, - должны возвратиться в нашу речь и обогатить её.
Я считаю тему своей работы актуальной, ведь она позволяет младшим классам узнать что-то новое, что может подвигнуть их на дальнейшее изучение фразеологизмов.
2. Цели задачи работы
1. Произвести поиск необходимой языковой информации о фразеологизмах;
2. Выяснить источники происхождения фразеологизмов;
3. Познакомиться с фразеологическими словарями русского языка;
4. Научить учащихся 3-4 классов употреблять фразеологизмы.
3. Гипотеза
Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее более яркой и выразительной!
4. Целевая аудитория
Школьники младших классов.
5. Сроки реализации
Декабрь 2016 года - апрель 2017 года.
6. Партнеры по выполнению проекта
Учащиеся параллельных классов, учитель по русскому языку, родители.
Сценарий классного часа для учащихся младшей школы.
1.Углубить свои знания по теме «Фразеологизмы».
2.Заинтересовать учащихся младших классов данным направлением
3.Ознакомить учащихся младших классов с фразеологизмами.
2. Теоретическая часть
2.1 Знакомство с фразеологизмами
Общетеоретическое понятие фразеологизма следующее:
Фразеологизм - устойчивое сочетание слов, постоянное по своему составу и значению, которое воспроизводится в речи как неделимое целое.
Одновременно с этим, в русском языке используется также фразеологические обороты. Фразеологический оборот - это воспроизводимая языковая единица из двух и более полнозначных слов, целостная по своему значению и устойчивая в своем составе и структуре.
2.2 Где мы можем встретить фразеологизмы?
Фразеологизмы встречаются:
2. В разговорном стиле языке (Пример: «Сыграл в ящик»);
3. В публицистическом стиле литературы (Пример: «Приказал долго жить»).
2.3. Общие свойства фразеологизмов
В научной и учебной литературе выделяют основные общие свойства фразеологизмов:
2.4 Ошибки в употреблении фразеологизмы
Фразеологизм имеет устойчивую форму, которая должна строго воспроизводиться. В противном случае, возникают ошибки: «деньги выпускаются в трубу» («вылетают в трубу»), «слухом не слыхивал» («слыхом не слыхивал»), «душа кровью обливается» («сердце кровью обливается»), «похоронить на корню» («подкосить на корню»), «пока суть да дело» («пока суд да дело»), «положить в долгий ящик» («отложить в долгий ящик»), «отлегло на сердце» («отлегло на душе»), «власть предержащие» («власти предержащие»).
2.5 Роль фразеологизмов
В человеческой речи всегда отражаются ее идеология и психология, житейский опыт, социальные интересы и связи, культурный уровень и духовные запросы. Именно фразеологизмы являются важным инструментом в создании произведений устного народного творчества, а также художественной литературы. Меткость, образность, эмоциональность фразеологизмов делает их «золотым» запасом русского языка.
3. Практическая часть
3.1 Вопросы для анкетирования:
1. Знаете ли вы что такое фразеологизм?
2. Где вы чаще всего встречаете фразеологизмы?
3. Приведите примеры фразеологизмов.
4. Ваш любимый фразеологизм.
5. Употребляете ли вы фразеологизмы в речи?
3.2 Результаты анкетирования:
Вопросы | Ответы |
1. Знаете ли вы что такое фразеологизм? | Да - 25 (чел.) Нет - 7 (чел.) |
2. Где вы чаще всего встречаете фразеологизмы? | В книге – 17 (чел.) В речи – 11 (чел.) |
3. Приведите примеры фразеологизмов. | Кот наплакал - 9 (чел.) Крыша поехала - 18 (чел.) |
4. Ваш любимый фразеологизм? | Провалиться сквозь землю - 16 (чел.) Крыша поехала – 12 (чел.) |
5. Употребляете ли вы фразеологизмы в речи? | Да – 18 (чел.) Нет – 9 (чел.) |
Мы живем в интересном и противоречивом обществе, в котором люди очень часто употребляют фразеологизмы, даже не замечая этого. А самые маленькие и вовсе не знают, что это такое, но все-таки слышат фразеологизмы от своих родственников и повторяют их, не задумываясь о том, что используют лексическое средство языка. Я думаю, что на основе составленного мной сценария для проведения классного часа и по его результатам, учащиеся младших классов смогут узнать много интересной и полезной информации о фразеологизмах.
Интернет-ресурсы:
4. Все для презентаций - prezentazia.ru
5. Википедия - wikipedia.org
6. Образовательный портал - sociology.net.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сценарий классного часа для учащихся младшей школы
Тема: Что такое фразеологизм?
Цели: - раскрыть особенности фразеологических оборотов, их происхождение;
- обогащать словарный запас детей;
- прививать интерес к родному языку, расширять кругозор учащихся;
Оборудование: иллюстрации фразеологических оборотов; карточки «фразеологический оборот», «крылатые слова».
Ход занятия:
Орг. момент;
1. На доске: «Не спроста и не спуста слово молвится и до веку не сломится»
- Так говорят в народе. И сегодня мы будем говорить тоже о словах, но не о простых словах, а о выражениях, их происхождении.
2.На доске: рука об руку, рукой подать, быть под рукой, на руках носить, держать себя в руках, из рук вон плохо, руки коротки, золотые руки
- Посмотрите на эти выражения. В них повторяется слово «руки». Как видим, все эти выражения употребляются, как правило, в переносном значении.
- Как, например, можно «держать самому себя в руках»? Это образное выражение мы употребляем, когда нужно успокоиться, перестать волноваться.
- Ребята, а вы когда-нибудь слышали, чтобы вместо выражения «золотые руки» употребляли выражение «алмазные руки» или «бриллиантовые руки»?
3. – Вы поняли, что заменять слова в таких сочетаниях нельзя. Они и называются поэтому устойчивыми или фразеологическими оборотами. А ещё их называют крылатыми словами
4. – Русский язык чрезвычайно богат фразеологическими оборотами. Мы их употребляем, не задумываясь над их происхождением. А ведь в них отразилась история нашего народа. Попробуем объяснить некоторые фразеологизмы. Почему так стали говорить? Ведь это очень интересно.
Представьте себе Россию, какой она была триста лет назад. Тогда и люди выглядели иначе, и одежда их, и внешний вид были иными…
5. За домом, едва
Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава,
Другой – засучив рукав.
- Эти крылатые выражения зародились в те далёкие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см, а у женщин длиннее на 40 см (135 см). Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами – будет неудобно, плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, нехотя, очень медленно, что они работают спустя рукава.
О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает, засучив рукава.
6. Глеб у доски повесил нос,
Краснеет до корней волос.
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра?
- Выделите из стихотворения крылатые выражения.
- Фразеологический оборот «бить баклуши» уходит корнями в речь людей, делавших деревянную посуду: ложки, чашки и т.д.
В этом деле наиболее простой работой считалась подготовка древесины: раскалывание деревянных чурок на мелкие обрубки заданных размеров, которые назывались баклушами.
Раскалывать чурки на баклуши поручалось тем, кто не владел настоящим мастерством. Эта работа ценилась ниже, чем работа мастера, превращавшего потом баклуши в посуду. С тех пор это выражение стало употребляться с пренебрежительным оттенком в значении «заниматься несерьёзным делом, бездельничать».
7. – Все вы, конечно, слышали выражение «кричать на всю Ивановскую»
А связано это выражение с Московским Кремлём. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди – дьяки – оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем хорошо было слышно, дьяк читал очень громко, кричал на всю Ивановскую.
8. Вешать можно на гвоздь
Полотенце и трость,
Лампу, плащ или шапку,
И верёвку, и тряпку…
Но никогда и нигде
Не вешайте носа в беде! (Ю. Коринец)
- Объясните фразеологизм.
- Мы часто говорим «остаться с носом» (потерпеть неудачу), «оставить с носом» (обмануть). Однако не все знают, что нос в этом выражении не имеет ничего общего с частью лица.
По древнему обычаю жених приносил родителям невесты нос, т. е. подарок, выкуп. Если жениху отказывали, то он оставался с носом. Позже это слово было связано со словом нос в современном понимании и появились выражения «показать нос», «водить за нос».
Но совсем иного происхождения фразеологизм «зарубить на носу» (хорошо запомнить) . Носом в старину называли памятную дощечку, бирку, которую носили с собой неграмотные люди, делая на ней различные заметки, зарубки, если он взял в долг что-то у другого человека.
1.– Насколько ярче, эмоциональнее выражают мысль фразеологизмы. И мы их охотно употребляем в речи, сами того не замечая. Они очень точно передают наше одобрение или насмешку, иронию.
- До каких пор ты будешь бить баклуши?,- говорим лентяю.
-Ой, так можно легко попасть впросак!- предостерегаем рассеянного.
- У тебя всё получилось шиворот-навыворот,- сетуем на бестолкового.
2. – У меня есть небольшой рассказ одного школьника, очень полюбившего фразеологизмы. Сейчас я его прочитаю, а вы постарайтесь их запомнить.
Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, рыбу удить будем. Уху сварим- пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим. Потом он мне покою не давал: «Пойдём да пойдём!» Говорит: «Он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились пойти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего «приятеля» дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке на воскресенье.
- Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться,- растерялись мы.
- Вот пустомеля,- возмутился дед,- всё время кому-нибудь морочит голову!
У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
- Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед,- со мной пойдёте. И пошли. И костёр развели. А уха была- не в сказке сказать, ни пером описать.
3. - Я предлагаю вам проиллюстрированные фразеологические обороты. Назовите их и объясните их смысл.
На доске: иллюстрации
с луны свалился;
смотрит сквозь пальцы;
плачет в три ручья;
дело в шляпе;
на нём лица нет;
обливается слезами;
Итог занятия:
- Я думаю, что вы будете уместно употреблять фразеологизмы. Эти словосочетания с крыльями придут к вам на помощь, от чего ваша речь станет образной и выразительной, желаю успехов!
Швейня
Почему Уран и Нептун разного цвета
Загадочная система из шести экзопланет
Знакомые следы
Позвольте, я вам помогу