Математика в моей будущей профессии
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_v_moey_budushchey_professii.rar | 1.49 МБ |
Азовская районная научно-практическая конференция учащихся
Секция «Математика»/ подсекция «Общая математика»
Математика в моей будущей профессии.
Автор работы:
Литвиненко Милена Сергеевна,
8 класс МБОУ Задонская СОШ
Руководитель:
Арнаутова Наталья Александровна,
учитель математики
1 квалификационной категории
МБОУ Задонской СОШ
х.Победа
2015год
Оглавление:
I.Введение…………………………………………………………………..стр. 3-4
II.Основная часть:
1.Теоретическая часть.
1.1. Важное значение математики в медицине..………………….. стр. 5
1.2. Исследования Леонардо Да Винчи-математика и анатома…..стр. 6-8
2. Практическая часть.
2.1. Математические исследования моего организма……………..стр.9-12
III.Заключение………………………………………………………………стр. 13
IV.Список литературы………………………………………..................... стр. 14
I.Введение.
Здоровье-это самое дорогое, что есть у человека. Все со мною согласятся, что «Здоровье до того превышает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее богатого короля» (А.С. Шопенгауэр) и что беречь здоровье надо смолоду, с детства.
Мы редко думаем о том, что имеем, но всегда думаем о том, чего нам недостает. Как много бы отдал безногий, чтобы встать на ноги, как много бы отдал слепой, чтобы увидеть мир! А часто ли мы радуемся тому, что имеем? Ценим ли мы это? Человек редко ценит главное богатство, которое имеет, но сожалеет, когда его теряет: это молодость, здоровье и свобода. Если они у вас есть, то вы неисчерпаемо богаты! А все остальное – мелочи…
Профессия врача самая гуманная. Помогать людям – это здорово! В будущем я хочу быть полезным людям и обществу, поэтому мечтаю связать свою жизнь с медициной и стать врачом.
Проблема: Ученые с давних лет прибегают к математике. Современные науки активно использует различные разделы математики: теорию вероятностей и статистику, теорию дифференциальных уравнений, теорию игр, дифференциальную геометрию и теорию множеств, для изучения структур и принципов функционирования живых объектов, но не каждый человек может произвести исследование собственного организма, так как не видит связи математики с другими науками.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что молодежи надо заранее задумываться о профессиональной ориентации, о самоопределении после обучения в школе, интересоваться о спросе молодых специалистов на предприятиях и об условиях труда. Раннее самоопределение ученика в выборе профессии способствует подготовке к итоговой аттестации, расширению метапредметных знаний.
Цель моей исследовательской работы:
Изучение применений математических исследований и методов в профессиональной деятельности медицинского работника.
Задачи работы:
Предполагаемый продукт: произвести математические исследования собственного организма.
Методы исследования: наблюдение, провожу антропометрические измерения и использование при математических расчетах.
Структура работы:
1. Постановка проблемы;
2. Выдвижение гипотез, путей решения проблемы;
3. Планирование деятельности по реализации проекта;
4. Сбор информации;
5. Структурирование информации;
6. Выполнение практических расчетов;
7. Изготовление продукта работы;
8. Оформление продукта;
9. Самооценка и самоанализ;
10. Сделать вывод.
II.Основная часть.
1.1. Важное значение математики в медицине
Математика - это чрезвычайно мощный и гибкий инструмент при изучении окружающего нас мира. В любой научной дисциплине существует своя методология, основанная на выполнении конкретных экспериментов. Эти сведения, далее, фиксируются и обрабатываются в виде чисел. А поскольку обработкой числовой информации занимается математика, вот Вам и связь между медициной и математикой, биологией и математикой. Владея медицинскими и математическими знаниями, каждый человек сможет позаботиться о своем здоровье и здоровье своих близких.
Математика всем нужна. Наборы чисел, как ноты, могут быть мертвыми значками, а могут звучать музыкой, симфоническим оркестром. Без знания азов математики нельзя быть докой в компьютерной технике, использовать возможности компьютерной томографии...
Без математики невозможно не только сделать лечебные и диагностические приборы, но и работать на них. Ведь современная медицина не может обходиться без сложнейшей техники.
В фармацевтике особенно важна математика. Ведь нужно точно рассчитать сколько нужно ввести препарата определенному человеку в зависимости от его личных характеристик, и даже сам состав лекарственного вещества нужно рассчитывать, чтобы нигде не ошибиться.
В медицине очень много математических задач: Для расчета пульсового давления, подбора линзы при замене хрусталика, введении жидкости и электролитов больным с дегидратацией, определения типа аритмии на ЭКГ и многие другие…
И в биологии, и в медицине вовсю применяется математическая статистика.
Создано учебное пособие «Математическая статистика в медицине» В нем изложены теории вероятностей и математической статистики, широко используемые в медицине и здравоохранении. Большое внимание уделено выводам и интерпретации результатов расчета.
Многие знания из школьной математики используются в медицинских исследованиях.
1.2. Исследования Леонардо Да Винчи - математика и анатома.
Леонардо Да Винчи говорил: «Пусть не читает меня в основах моих тот, кто не математик». Пытаясь найти математическое обоснование законов природы, считая математику могучим средством познания, он применяет ее даже в такой науке, как анатомия.
Гениальный живописец, скульптор и архитектор Леонардо был и величайшим ученым своего времени. Основа познания мира, по Леонардо, - опыт, систематическое наблюдение явлений и процессов природы. С равным успехом занимается Леонардо анатомией и физиологией, зоологией, ботаникой, палеонтологией, геологией, географией, механикой, физикой, химией, астрономией, гидравликой, акустикой, оптикой, математикой. Причем математика у Леонардо в центре научных построений в любой отрасли знания.
Годы жизни и творчества Леонардо да Винчи относятся к тому времени, которое получило впоследствии название эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи был одним из титанов этой эпохи.
Леонардо да Винчи родился в 1452 г. в маленьком городке Винчи, близ Флоренции. Еще в детстве Леонардо обнаруживает разносторонние способности и особенный интерес к математике и живописи. Около 1466 г. отец отдает его для обучения к известному художнику и скульптору Андреа Вероккио, разносторонне образованному человеку, оказавшему большое влияние на Леонардо. Одновременно изучая математику, астрономию, физику и географию, Леонардо общается с целым рядом известных ученых своего времени. Скитаясь впоследствии по стране, Леонардо неустанно работает, стремясь теснее связать искусство с наукой, глубже познать мир. И в живописи, и в науке Леонардо неизменно стремился отойти от канонов и подражания авторитетам. Он призывал изучать реальный мир, учиться у природы - «учительницы учителей».
Пытаясь найти математическое обоснование законов природы, считая математику могучим средством познания, он применяет ее даже в такой науке, как анатомия. Он изучал труды врачей Авиценны (Ибн-Сины), Витрувия, Клавдия Галена и многих др. Весьма прискорбно, что рукописи Леонардо до середины XVIII века пребывали в неизвестности и дошли до нас не полностью, в разрозненном виде. Леонардо изучал анатомию в ее обширном целом и со всей глубиной. С величайшей тщательностью он изучал каждую часть человеческого тела. И в этом превосходство его всеобъемлющего гения. Леонардо можно считать за лучшего и величайшего анатома своей эпохи. И, более того, он несомненно первый, положивший начало правильному анатомическому рисунку. Труды Леонардо в том виде, в каком мы имеем их в настоящее время, являются результатом огромной работы ученых, которые расшифровали их, подобрали по тематике и объединили в трактаты применительно к планам самого Леонардо.
Работа над изображением тел человека и животных в живописи и скульптуре пробудила в нем стремление познать строение и функции организма человека и животных, привела к обстоятельному изучению их анатомии.
Во всех многообразных изысканиях Леонардо был исследователем нового в науке и искусстве. В частности, и анатомию он развил и обогатил новыми методами и исследованиями настолько, что его, несомненно, можно считать одним из зачинателей современной анатомии.
Один из современников, посетивший Леонардо в 1517 г., писал: «Этот человек так детально разобрал анатомию человека, показав на рисунках части тела, мышцы, нервы, вены, связки и все остальное, как никто не сделал этого до него. Все это мы видели своими глазами». Преодолев все трудности, Леонардо сам занимался анатомированием и оставил подробное наставление, как производить его. Он изобрел модель из стекла для изучения клапанов сердца. Он первый стал делать распилы костей вдоль и поперек, для подробного изучения их структуры, ввел в практику зарисовку всех изучаемых им органов во время анатомирования. И этим объясняется необычайно правильное и реалистическое изображение людей и животных в его живописи и скульптуре. Точнее всего Леонардо изображает и описывает скелет, впервые совершенно правильно представляя и изображая его пропорции; он также первый точно определяет число позвонков крестца. Все анатомические изображения, сделанные до Леонардо, были условны, да и позднейшие художники не смогли превзойти Леонардо в этом искусстве. Все совершенное Леонардо в анатомии - грандиозно и явилось основой для новых величайших достижений. Леонардо стремился путем опыта выяснить функции отдельных частей человеческого тела. Изучая каждую часть, Леонардо воспринимал человеческий организм как нераздельное целое и называл его «прекрасным инструментом». Интересуясь движениями человеческого тела и тела животных, Леонардо изучал не только строение мышц, но и их двигательную способность, способы их прикрепления к скелету и особенности этих прикреплений.
Исследования Леонардо касаются также функции мозга. Из органов чувств Леонардо наиболее подробно занимался органом зрения, который он считал «повелителем и князем прочих четырех чувств»; сначала он заинтересовался зрением как художник, вдохновенно видящий мир. «Неужели не видишь ты, - пишет Леонардо, - что глаз объемлет красоту всего мира... Он направляет и исправляет все искусства человеческие, двигает человека в разные части света. Он - начало математики. Он измерил высоту и величину звезд. Он нашел элементы и их место. Он породил архитектуру и перспективу, он породил божественную живопись».
Его вклад в медицину неоценим. Результаты своих исследований Леонардо воплотил в богатой коллекции анатомических рисунков, которые вместе с текстовыми замечаниями обзорными фрагментами сочинений по анатомии и физиологии человека составили «Винзорское собрание» - галерею в старинном замке - летней резиденции английских королей. До нас дошло около 150 больших листов, где последовательно представлены части тела человека- от внутренних до наружных, что формирует у зрителя пространственное впечатление, помогает составить представление о принадлежности определенных органов к различным системам. Он первый изучает феномен развития зародыша, показывает связь матери и ребенка в ее утробе.
2.Практическая часть.
2.1.Математические исследования моего организма.
С целью познания себя и собственного организма я провела некоторые исследования своего организма через различные математические задачи.
Задача: В поясничном, крестцовом и копчиковом отделах позвоночника позвонков поровну. В грудном отделе их на семь больше, чем в поясничном, а в шейном отделе — на пять меньше, чем в грудном. Сколько позвонков в каждом отделе позвоночника, если всего их 34?
Решение: 3х+(х+7)+(х+2)=34,
5х+9= 34,
х=5.
Значит в поясничном, крестцовом и копчиковом отделах по 5 позвонков, грудном- 12, шейном-7.
Масса органов (масса моего тела 40 кг)
Состав крови в процентах:
плазма (жидкое межклеточное вещество) – 54%;
клетки – форменные элементы (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты) – 46%;
вода, сухого вещества 8 – 10%.
Недостаток железа в крови приводит к заболеванию – анемия.
Содержание железа в моем организме:
Задача: Среднее содержание железа в организме человека массой 70 кг составляет 5 г. А сколько же этого вещества в моем организме?
Решение: составим пропорцию
70 кг – 5 г
40 кг – х г
Значит в моем организме приблизительно 2,9 г железа.
Еще с древности люди заметили, что длина отдельных частей тела соотносится к длине других частей тела, например:
Задача:
Длина кишечника человека в 4 раза превышает длину туловища. Вычислите длину своего кишечника.
Решение: длина моего кишечника равна:
47×4=188 см ( 47 см длина моего туловища)
Формула Мостеллера:
Поверхность моего тела = 1,312 м2
«Выявление плоскостопия»:
Возьмем лист белой бумаги, встанем на него мокрой ногой, получится след.
Соединяем самые крайние точки со стороны большого пальца и пятки (линия AK). Находим среднюю точку M.
Затем проводим перпендикуляры AB и MD от точек A и M. Находим точку пересечения MD со следом, обозначим её буквой C. Делим CD на AB.
Если получится число большее 0,33, то имеет место плоскостопие, если меньше, то все в порядке.
В моем случае получилось число 0,3. Плоскостопия нет!
АД(систола) = 1,7×возраст+83
АД(диастола) = 1,6×возраст+42
Мое нормальное давление:
АД(систола) = 1,7×14+83=106,8
АД(диастола) = 1,6×14+42=64,4
ЖЕЛ=(рост×0,052) – (возраст×0,022)-4,2
ЖЕЛ=(рост×0,041)-(возраст×0,018)-3,7
Вот чему равна моя жизненная емкость легких:
(155 ×0,041) – (14×0,018) – 3,7 = 6,355 – 0,252 – 3,7 = 2,403 см
М=60+0,75(Р-180)+(В-20):4, где
М – масса тела в кг
Р – рост в см
В – возраст в годах
Решение:
60 + 0,75(155 -180)+(14-20):4=39,75 кг
Моя масса тела соответствует норме!
Существуют разные формулы для определения оптимального соотношения веса и роста. Но все они условны, так как не учитывают многие другие факторы. Поэтому, избыток жира нужно оценивать не только по этим соотношениям, но и по внешнему виду, толщине кожной складки и др. При одном и том же росте и весе один человек может выглядеть полным, другой - совершенно нормальным.
Задача: Вычислить свой предполагаемый рост по формуле.
Дс = 0,54×(ДО + Дм ) – 4,5
Дд = 0,51×(До + Дм) – 7,5
Дс – длина тела сына
Дд – длина тела дочери
До – длина тела отца (180 см)
Дм – длина тела матери (159 см)
Мой предполагаемый рост: 0,51×(180+159)-7,5=165 см
III. Заключение.
Работая над проектом я выяснила, что математика и медицина неразрывно связаны друг с другом и без математики невозможно представить современную медицину. Познакомилась с медицинскими исследованиями Леонарда Да Винчи. Знания, которые я получаю на уроках математики, помогли мне решить практические задачи, связанные со здоровьем человека и на шаг приближают меня к овладению профессией, которая в будущем, я надеюсь, станет моей судьбой.
Моя работа имеет практическое значение, так как решаемые задачи укрепляют навык решения задач на проценты, развивают вычислительные навыки, повышают интерес к математике и к профессии медицинского работника, дают возможность каждому человеку узнать больше о своем организме.
В этой работе я рассказала лишь о некоторых математических методах и исследованиях в медицине, но ясно одно, что в любой профессии математика незаменима, надеюсь, что все это понимают и уважают Царицу всех наук!
Впереди у меня еще много неизведанного из области медицины…!
IV. Литература:
1. Гальперштейн А.Я. Моя первая энциклопедия: Науч.-поп. издание для детей. – М.: ЗАО «Росмэн-Пресс», 2006.
2.Балабанова В.В., Максимцева Т.А. Биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград: Учитель, 2003.
3. Куценко Г.И., Кононов И.Ф. Режим дня школьника. – М.:Медицина, 1993.
4. Используемые сайты:
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
За еду птицы готовы собирать мусор
Для чего нужна астрономия?
Агния Барто. Сережа учит уроки
Петушок из русских сказок