Среда обитания человека – окружающая среда. Нас окружают объекты природы и объекты, сделанные руками человека, которые способны при определенных условиях оказывать воздействие на деятельность и здоровье человека.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 94.62 КБ |
![]() | 647.16 КБ |
Муниципальное образовательное бюджетное учреждении
средняя общеобразовательная школа №2 им.Н.Я.Василенко г.Лабинска муниципального образования Лабинский район
«Влияние шума на ученика»
Предмет: «Физика»
Автор: Першина Дарина Сергеевна
9 «Б» класс, МОБУ СОШ №2 города Лабинска
Научный руководитель:
Ковбанина Евгения Юрьевна,
учитель физика
МОБУ СОШ №2 города Лабинска
Лабинск,2019
Содержание
1. Введение …………………………………………………………………… 3
2. Теоретическая часть ………………………………………….…………….5
3. Практическая часть…………………………………………….………….. 8
3. Заключение ……………………………………………………………….. 11
4. Вывод……………………………………………………………………… 12
5. Литература…………………………………………………………………13
6. Приложение……………………………………………………………….14
Введение
Среда обитания человека – окружающая среда. Нас окружают объекты природы и объекты, сделанные руками человека, которые способны при определенных условиях оказывать воздействие на деятельность и здоровье человека.
Одним из вредных взаимодействий на здоровье человека является шумовое загрязнение. Свыше 500 миллионов человек в мире страдают различными нарушениями слуха (по данным ВОЗ). Их с каждым годом становится на 15 – 30% больше. На наш слух влияют острые и хронические заболевания, сильный шум, механические повреждения и травмы, приём некоторых лекарств. Снижению слуха подвержены не только пожилые люди, но и дети и люди трудоспособного возраста.
Всем известно, что загрязнение воздуха негативно влияет на здоровье человека. Однако этот фактор уступает по своей вредности шуму, которым окружает нас цивилизация.
О вредном влиянии шума на организм человека знали еще в Древнем Китае - казнь с помощью шума там считали самой жестокой.
В настоящее время шум стал нашим постоянным спутником. Особо от этого страдают дети. Установлено: чем выше уровень шумов внешней среды, тем хуже это влияет на умственно-психическое состояние детей.
В прошлом веке Роберт Кох писал: "Когда-то человечество будет вынуждено бороться с шумом настолько же решительно, как оно борется с холерой или чумой". Это время наступило.
Современная медицина считает шум одним из грозных врагов здоровья человека.
Шумовое загрязнение - серьёзная современная проблема. По степени вредности воздействия шуму принадлежит второе место после химического загрязнения. Поэтому как неблагоприятный фактор шум имеет большое социальное значение.
Шум негативно влияет на организм учеников. Наносит вред здоровью и самочувствию ребенка. Шум на перемене, на дискотеке, на улице снижает слух, память, внимание, повышает давление.
По этой причине я заинтересовалась данным вопросом, ведь самочувствие и собственное здоровье волнует нас больше всего. Здоровье-это не всё, но без здоровья всё – ничто! (Сократ (Socrates) ок. 469 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э., Афины)
Актуальность: в том, что в современном мире с развитием промышленности повышается шумовое загрязнение, которое негативно воздействует на человека. Даная работа посвящена проблеме шумового загрязнения в школе и влияние его на работоспособность школьника.
Новизна:
Проблема: необходимость знаний учащихся нашей школы о вредном воздействии шума на организм человека.
Гипотеза: шум негативно влияет на учебу школьника.
Цель: изучить влияние шума на внимание и память учеников.
Задачи:
II. Теоретическая часть
Что такое шум?
Под термином «шум» понимается всякий неприятный и нежелательный звук (или совокупность звуков), мешающих восприятию полезных сигналов, оказывающий раздражающее или вредное воздействие на организм ученика, снижающий его работоспособность.
Шумы бывают разными. Это и шелест листвы, и журчание ручья, птичьи голоса, лёгкий плеск воды и шум прибоя. Они приятны человеку, успокаивают его, снимают стрессы. Такие шумы используются в лечебных заведениях, кабинетах психологической разгрузки. Но естественные звучания голосов природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются другими шумами. В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Их исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека. Постоянное воздействие сильного шума влияет не только на слух, но и вызывает другие вредные последствия - звон в ушах, головокружение, головную боль, усталость.
Установлено, что авиационный шум от самолетов и вертолетов оказывает неблагоприятное воздействие на самочувствие населения в радиусе до 10-20 км от взлетно - посадочной полосы. У растений замедляется рост, они быстрее увядают. Птицы бросают гнёзда, оставляя кладки птенцов. Млекопитающие перестают размножаться.
Одним из вредных шумов является так называемый «школьный шум», под влиянием которого у учащихся проявляется изменение функционального состояния центральной и нервной системы. От чрезмерного уровня шума усиливается состояние дискомфорта: на переменах школьное здание гудит, на уроке, в связи с наполняемостью классов и создаваемым шумом, детям приходится напрягать слух. Учителю также приходится работать с повышением голоса. К концу учебного дня устают и те, и другие. Уровень шума в школе снижается к пятому уроку, когда уменьшается поток учеников. А до этого времени на переменах стоит невообразимый шум, бегают дети, раздается громкий смех, крики. Тут не то, что отдохнуть – устать можно! В результате к концу дня ученики чувствуют себя совершенно усталыми. Как многие детские учреждения, наша школа страдает от внутреннего шумового загрязнения, что наносит большой вред.
Как же устроен наш орган слуха и почему громкие звуки вызывают дискомфорт, и ухудшают самочувствие человека?
Человеческое ухо состоит из трех основных частей: наружного уха, среднего уха и внутреннего уха.
Наружное ухо можно увидеть в зеркало – оно включает в себя ушную раковину и наружный слуховой проход (1). Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой, расположенной под углом к нему (2). Она, как мембрана микрофона, передает звук в среднее ухо, которое находится непосредственно за ним – в полости черепа. Усиливают звуковые колебания самые маленькие косточки человеческого тела – молоточек, наковальня и стремечко (4).
В среднем ухе также располагается евстахиева труба (3), которая соединяется с носоглоткой. При ее помощи выравнивается давление в среднем ухе.
Над основанием евстахиевой трубы находится внутреннее ухо (5). Из-за формы, напоминающей раковину улитки, его называют лабиринтом. Это заполненное жидкостью образование обеспечивает восприятие звуков. Внутри располагается канал, стенки которого покрыты рецепторами, которые улавливают колебания звуковых волн и передают их на слуховые нервы.
Наш слух – это электрические сигналы, которые определенные центры головного мозга воспринимают как звуки. Электрические сигналы вырабатываются чувствительными клетками во внутреннем ухе под воздействием колебаний (их создает любой шум), передающихся туда через барабанную перепонку и цепь слуховых косточек. Очень сильные колебания (то есть слишком громкий шум) вызывают гибель чувствительных клеток, из-за чего слух снижается. Природа предусмотрела определенный механизм защиты уха от сильного звука. Это специальные мышцы, которые при сильных колебаниях напрягаются и ограничивают движения слуховых косточек.
Органы слуха – это тонко настроенный инструмент, позволяющий перерабатывать звуковые колебания в нервные импульсы. Одной из самых распространенных причин потери слуха является воздействие слишком громких звуков.
Я узнала, что сила звука измеряется в децибелах (дБ ). Белл в переводе с английского означает «колокольчик», а «деци» значит десять. Получается, что один децибел равен звуку десяти колокольчиков. Но, оказывается, что был ученый по фамилии Белл. Он изобрел телефон. Благодаря этому люди научились передавать звуки на расстояния. В честь ученого Белла названа единица измерения силы звука.
Если принять абсолютную тишину за 0 дБ, то шелест падающих листьев вызывает 10 дБ, шепот – 20, тиканье часов – 30 дБ, обычная беседа – 60, движущийся автомобиль от 60 до 90, радиоречь – 70, хлопанье дверью – 78, плач грудного ребёнка -80, уличный шум – 80 дБ, игра на пианино – 90, интенсивное дорожное движение – 100–110, рокмузыка в исполнении оркестра – 110–120, а работающий двигатель реактивного самолета – 140 дБ. Уровень интенсивности шума на уроках находится преимущественно в пределах от 50 до 80 дБ.
III. Практическая часть
Эксперимент.
1) Источники шума в нашей школе.
Я провела замеры уровня шума в различных местах школы с помощью программы на смартфоне (Sound Meter) шумометр. Данные замеров занесены в таблицу.
№ п\п | Источники шума | дБ |
1. | Шум на перемене в начальной школе | 80 - 100 |
2. | Шум на перемене в основной школе | 80 - 97 |
3. | Шум на уроке | 45-60 |
4. | Шум в школьной столовой | 75 - 83 |
5. | Шум на уроке в спортивном зале | 50 - 58 |
Из данных в таблице видно, что больше всего шума на переменах в корпусе начального звена - 100дБ. Уровень шума практически равен уровню шума ночного клуба (110 дБ), или уровню шума интенсивному дорожному движению (110-120 дБ). Уровень шума на перемене в основной школе – 80 -97дБ,.Даже в столовой во время принятия пищи шум не прекращается и составляет 75 – 83 дБ. Не удивительно, что очень часто школьники и преподаватели возвращаются домой утомлённые и нередко с плохим настроением.
2) Анкетирование
Я провела анкетирование среди педагогов и учащихся нашей школы «Влияние школьного шума на самочувствие и работоспособность учащихся и учителей».
В анкетировании приняли участие 8 педагогов
1. Влияет ли шум в школе на Ваше самочувствие в течение дня? Если да, то как?
Да -8 человек Нет – 0 человек.
А) появляется усталость – 5 человек;
Б) болит голова – 2 человека;
В)появляется раздрожительность – 1 человек.
2. Испытываете ли Вы во время перемен дискомфорт из-за шума детей?
Да – 5 человек. Нет – 3 человека.
3. Какова, на Ваш взгляд, оптимальная наполняемость класса, при которой на уроках не будет шумно?
А) 25 человек;
Б) 20 человек – 5 педагогов;
В) 15 человек – 2 педагога;
Г) не влияет на шум в классе- 1 педагог.
4. Влияет ли шум на работоспособность ученика и учителя?
Да – 8 человек. Нет- 0.
5. Ваш совет ученикам, как повысить работоспособность:
Соблюдать режим дня; кушать витамины; заниматься физкультурой; быть внимательными к окружающим не шуметь и не перебивать собеседника; знать приёмы релаксации; уметь регулировать своё самочувствие.
В анкетировании приняли участие 36 учеников.
1. Раздражает ли вас посторонний шум на уроке?
Да – 27 учеников. Нет – 9 учеников.
2. Беспокоит ли вас шум на перемене?
Да – 14 учеников. Нет – 22 ученика.
3.Бывает ли, что вы перестаете воспринимать объяснения учителя на уроке из-за посторонних шумов?
Да – 25 учеников. Нет – 11 учеников.
4. Можете ли вы отвлечься от окружающих шумов?
Да – 8 учеников. Нет – 28 учеников.
5. Включаете ли вы музыку, когда делаете уроки?
Да- 9 учеников. Нет – 27 учеников.
6. Каким образом вы предпочитаете слушать музыку ?
А) Через наушники – 23 человека.
Б) Через динамики – 13 человек.
Вывод: шум влияет на самочувствие учителей и учащихся, снижает работоспособность и мешает восприятию учебного материала. Школьники не до конца осознают вред и опасность, которые влекут за собой чрезмерные шумовые воздействия. Так большинство учащихся слушают музыку через наушники, шумно проводят перемены, не задумываясь о возможных последствиях для своего здоровья.
3). Как шум влияет на внимание школьника?
По результатам анкетирования, я вижу, что и ученикам и педагогам шум мешает сосредоточиться на уроке, отвлекает и тем самым снижается внимание.
4). Какое воздействие может оказать шум на нашу память?
Чтобы убедиться в негативном влиянии шума на память я провела следующий эксперимент.
Ученикам нужно было дома выучить наизусть стихотворения при полной тишине и при искусственно созданном шуме (работа телевизора - 65-78 дБ, пылесоса – 68дБ, громкая музыка - 80 дБ). Они учили стихотворения С.Есенина, состоящие из трех четверостиший.
Имя испытуемого | Заучивание стихотворения при уровне шума от 40 до 50 дБ | Заучивание стихотворения при уровне шума от 65 до 90 дБ |
Катя | 20 мин | 30 мин |
Юлия | 15мин | 25 мин |
Вывод: шум влияет на скорость запоминания стихотворения и прочность, следовательно, на память.
IV. Заключение.
Гипотеза: шум негативно влияет на учебу школьника полностью подтверждена проведёнными и описанными выше исследованиями. При повешенном уровне шума у учеников снижается внимание, ухудшается восприятие учебного материала, увеличивается время на приготовление домашнего задания, а именно заучивание стихотворений. Тем самым шум снижает работоспособность. Часто излишне громкие звуки приводят к плохому самочувствию, утомлению, повышенной возбудимости.
Согласно медицинским данным, комфортным для человеческого уха является предел громкости звука до 60 децибел. Громкость более 85 децибел может способствовать снижению слуха и постепенно привести к глухоте. Проблемы со слухом у людей действительно помолодели. Чаще всего это вызвано регулярным прослушиванием всевозможных аудио плееров в наушниках на предельно высокой громкости. Молодежь буквально живет в наушниках, ходит в них по улицам, сидит у компьютера, а нередко и засыпает. Такая нагрузка на слуховые каналы ведет к их ослаблению, способствует развитию тугоухости. Шумы вызывают функциональные расстройства сердечно–сосудистой системы; оказывают вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток.
«Школьный шум», под влияние которого находятся ученики, изменяет функциональное состояние нервной системы. Уровень интенсивности шума на уроках находится преимущественно в пределах от 50 до 80 дБ. Шум до 40 дБ не вызывает отрицательных изменений, они становятся выраженными при воздействии шума в 50 и 60 дБ. Списывание текста при уровне шума 40 – 50 дБ не вызывало у школьников дискомфорта. С поставленной задачей дети справились на 100%, при качестве выполнения 84%. При шуме до 80 дБ с работой справились 56% учеников, качество выполнения работы – 25%. При шуме в 65 дБ у школьников отмечено снижение внимания на 12-16%. Уровень шума свыше 80–100 дБ способствуя увеличению числа ошибок в работе, снижая производительность труда примерно на 10 – 15% и одновременно значительно ухудшая его качество.
V.Вывод
Я считаю, что наша школа страдает от « школьного шума », который вредит здоровью и снижает успеваемость. Уровень шума на уроках и переменах полностью зависит от учеников. Наша задача – обезопасить себя и окружающих от такого небезопасного шума, ведь он сказывается отрицательно на самочувствии и учителей, и учеников, способствует быстрому утомлению. Поэтому каждому школьнику необходимо знать и соблюдать правила, которые помогут сохранить слух и быть здоровыми.
Наше здоровье – в наших руках !
Берегите уши от сильного шума!
VI.Литература
1. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир / учебник 3 класс, 2011 год
2. Клюкин, И. И.Удивительный мир звука / И. И. Клюкин. - 2-е изд. - Л. : Судостроение, 1986.
Источники информации интернет
1. http://www.epwr.ru/quotation/txt_375_4.php Берегите слух В разделе: ЗОЖ.
2. http://www.mosmedclinic.ru/ ВРАЧ ЛОР Горячева Оксана Игоревна Центр коррекции слуха «ТопФон»
3. http://www.asosch1.narod.ru/tvorchestvo 29.html
4. http://www.myshared.ru/slide/1281/
5.http://www.coolreferat.com В.С. Мухина "Шестилетний ребенок в школе"
VII. Приложения
Приложение 1.
Стихи для заучивания.
Восход солнца
Загорелась зорька красная
В небе темно-голубом,
Полоса явилась ясная
В своем блеске золотом.
Лучи солнышка высоко
Отразили в небе свет.
И рассыпались далеко
Осветили землю вдруг.
Небеса уж голубые
Расстилаются вокруг.
Лучи ярко-золотые
От них новые в ответ.
С.Есенин.
Зима
Вот уж осень улетела,
И примчалася зима.
Как на крыльях, прилетела
Невидимо вдруг она.
Вот морозы затрещали
И сковали все пруды.
И мальчишки закричали
Ей "спасибо" за труды.
Снег падает, мелькает, вьется,
Ложится вялой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает,
И иней на снегу сверкает.
С.Есенин
Приложение 2
Схема органа слуха человека
Приложение 3
Анкета для педагогов
1. Влияет ли шум в школе на Ваше самочувствие в течение дня? Если да, то как? Да Нет
А) появляется усталость; Б) болит голова; В) появляется разждрожительность
2. Испытываете ли Вы во время перемен дискомфорт из-за шума детей? Да Нет
3. Какова, на Ваш взгляд, оптимальная наполняемость класса, при которой на уроках не будет шумно?
А) 25 человек; Б) 20 человек; В) 15 человек; Г) не влияет на шум в классе
4. Влияет ли шум на работоспособность ученика и учителя? Да Нет
5. Ваш совет ученикам, как повысить работоспособность:
Анкет для учеников
1. Раздражает ли вас посторонний шум на уроке? Да Нет
2.Беспокоит ли вас шум на перемене? Да Нет
3.Бывает ли, что вы перестаете воспринимать объяснения учителя на уроке из-за посторонних шумов? Да Нет
4.Можете ли вы отвлечься от окружающих шумов? Да Нет
5. Включаете ли вы музыку, когда делаете уроки? Да Нет
6. Каким образом вы предпочитаете слушать музыку ?
А) Через наушники Б) Через динамики
Слайд 1
Влияние шума на учеников Предмет: «Физика» Автор: Першина Дарина Сергеевна 9 «Б» класс, МОБУ СОШ №2 города Лабинска Научный руководитель: Ковбанина Евгения Юрьевна, учитель физика МОБУ СОШ №2 города ЛабинскаСлайд 2
Когда – то человечество будет вынуждено бороться с шумом настолько же решительно, как оно борется с холерой или чумой Роберт Кох Здоровье – это не всё, но без здоровья всё – ничто! Сократ ок.496 г.до н.э.
Слайд 3
Шум. Влияние школьного шума на внимание и память школьников Цель: изучить влияние шума на внимание и память учеников младшего школьного возраста . Проанализировать научную литературу по проблеме исследования. 2. Выяснить, что такое шум. 3.Узнать, как устроен орган слуха человека. 4. Выяснить влияние шума на память и внимание школьников. 5. Провести анкетирование учащихся и педагогов школы. 6 . Предложить здоровьесберегающие рекомендации для учащихся. Задачи : Гипотеза: шум негативно влияет на учёбу школьника.
Слайд 4
Что такое шум?
Слайд 5
Схема устройства органа слуха человека C лишком громкий шум вызывает гибель чувствительных клеток
Слайд 6
Белл в переводе с английского означает «колокольчик», а «деци» значит десять.
Слайд 7
Шелест падающих листьев – 10 дБ шёпот – 20 дБ тиканье часов – 30 дБ обычная беседа – 60 дБ движущийся автомобиль – до 90 дБ радиоречь – 70 дБ хлопанье дверью – 78 дБ плач грудного ребенка – 80 дБ уличный шум – 80 дБ дорожное движение - - 110 дБ рокмузыка – 120 дБ двигатель реактивного самолета – 140 дБ Шум на уроке в пределах от 50 до 80 дБ
Слайд 8
Замеры «школьного шума» № п\п Источники шума дБ 1. Шум на перемене в начальной школе 80 - 100 2. Шум на перемене в основной школе 80 - 97 3. Шум на уроке 45-60 4. Шум в школьной столовой 75 - 83 5. Шум на уроке в спортивном зале 50 - 58
Слайд 9
Анкетирование педагогов 1 . Влияет ли шум в школе на Ваше самочувствие в течение дня? Если да, то как? Да -8 человек Нет – 0 человек. А) появляется усталость – 5 человек; Б) болит голова – 2 человека; В)появляется раздрожительность – 1 человек. 2. Испытываете ли Вы во время перемен дискомфорт из-за шума детей? Да – 5 человек. Нет – 3 человека. 3. Какова, на Ваш взгляд, оптимальная наполняемость класса, при которой на уроках не будет шумно? А) 25 человек; Б) 20 человек – 5 педагогов; В) 15 человек – 2 педагога; Г) не влияет на шум в классе- 1 педагог. 4. Влияет ли шум на работоспособность ученика и учителя? Да – 8 человек. Нет- 0. 5. Ваш совет ученикам, как повысить работоспособность: Соблюдать режим дня; кушать витамины; заниматься физкультурой; быть внимательными к окружающим не шуметь и не перебивать собеседника; знать приёмы релаксации; уметь регулировать своё самочувствие.
Слайд 10
Анкетирование учеников 1 . Раздражает ли вас посторонний шум на уроке? Да – 27 учеников. Нет – 9 учеников. 2. Беспокоит ли вас шум на перемене? Да – 14 учеников. Нет – 22 ученика. 3.Бывает ли, что вы перестаете воспринимать объяснения учителя на уроке из-за посторонних шумов? Да – 25 учеников. Нет – 11 учеников. 4. Можете ли вы отвлечься от окружающих шумов? Да – 8 учеников. Нет – 28 учеников. 5. Включаете ли вы музыку, когда делаете уроки? Да- 9 учеников. Нет – 27 учеников. 6. Каким образом вы предпочитаете слушать музыку ? А) Через наушники – 23 человека. Б) Через динамики – 13 человек.
Слайд 11
Эксперимент «Стихотворения» 68 дБ 65-78 дБ 80 дБ Имя испытуемого Заучивание стихотворения при уровне шума от 40 до 50 дБ Заучивание стихотворения при уровне шума от 65 до 90 дБ Катя 20 мин 30 мин Юлия 15мин 25 мин
Слайд 12
Гипотеза: шум негативно влияет на учебу школьника полностью подтверждена снижается внимание ухудшается восприятие учебного материала увеличивается время на приготовление домашнего задания снижает работоспособность
Слайд 13
Наше здоровье – в наших руках ! Спасибо за внимание! Берегите уши от сильного шума!
Рисуем кактусы акварелью
Весёлые польки для детей
"Разделите так, как делили работу..."
Ералаш
Серебряное копытце