С этой работой моя ученица участвовала в районной экологической конференции в 2015 году. Мы стали лауреатами.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_myod_i_ego_kachestvo.doc | 149 КБ |
myod_i_ego_kachestvo2.ppt | 2.55 МБ |
prikaz_ek.konf_.itog2015.doc | 117 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«СОШ им. А.П. Чехова»
Секция «Экологические аспекты здоровья человека»
Тема: «Мёд и его качество»
Автор: ученица 8 класса
Курносова Вероника
Руководитель:
Матросова Ирина Владимировна,
учитель химии и биологии
Истра, 2015 г
Оглавление
Введение…………………………………………………………………..3
2.1. Определение запаха, цвета и вкусовых качеств меда………..12
2.2. Определение наличия механических примесей……………….14
Выводы……………………………………………………………………….16
Список литературы …………………………………………………… . … 17
Приложение ………………………………………………………………….18
Введение
Каждый раз, проходя по рынку, я удивляюсь огромному количеству различных сортов мёда. Но весь ли представленный мёд натурален? Цены на него сейчас достаточно высоки, а изготовить фальсификат не так уж и сложно. Поэтому мёд всё чаще и чаще подделывают. Мошенники с каждым годом становятся все опытнее, а подделки бывает трудно отличить от оригинала даже в лаборатории.
На основании этого я выдвинула гипотезу: не весь мёд, представленный в рыночной сети, настоящий.
Добывание меда — старинный славянский промысел. Он назывался бортничеством, а люди, занимавшиеся им — бортниками.
Бортники берегли старые толстые деревья, в которых были дупла, и сами выдалбливали отверстия — борти, устраивая в них склады для медовых запасов.
Бортничество было нелегким занятием. Немало усилий, ловкости, труда требовалось от «древолаза». Ему приходилось забираться на высокие деревья, уметь «ладить» с пчелами, знать их нрав.
Торговля медом процветала в славянских землях так же, как и торговля мехами. Можно сказать, что его появление совпадает с появлением самих славян. Еще в древности на Руси мед был широко известен и любим как простым народом, так и великими князьями.
До начала ХХ века мёд с хлебом был ежедневной традиционной и очень полезной русской едой. Затем нескончаемые войны первой половины ХХ века подорвали производство мёда в России.
В середине ХХ века мёд был практически вытеснен со столов россиян налаженным к тому времени в СССР массовым промышленным производством сахара (сахарозы). И мёд в России из необходимого ежедневного продукта превратился в редкий изыск для баловства.
Актуальность темы: Сейчас натуральные продукты из рациона активно вытесняет разного рода химия, а мёд остаётся как лакомство да изредка как лекарство.
Подделанный мед стало трудно отличать от натурального не только органолептически, но и при лабораторных исследованиях.
Найти порядочного, честного пчеловода и качественный мёд становится всё сложнее, поэтому каждый покупатель вправе знать, как выбрать настоящий природный мёд.
За прошедшее столетие приемы фальсификации совершенствовались. Стали применять патоку, инвертный сахар и сахарозу. Для подделок использовали разные содержащие углеводы вещества, например картофельный и кукурузный крахмал, и другие продукты.
К настоящему времени известные фальсификаты меда можно свести в три большие группы: натуральные меды с добавкой посторонних продуктов для увеличения их массы и вязкости, меды, изготовленные пчелами из сладких продуктов не нектарного происхождения, и искусственные меды.
Потребители должны знать о существовании фальсификатов меда и уметь их распознавать.
Информация, собранная и систематизированная в проекте, представляет интерес не только для учителей химии, но и для любого человека. Такой проект можно выполнить в любом городе, изучив мёд из местного ассортимента.
Я поставила перед собой цель — проверить, насколько состав мёда соответствует информации на этикетках, всегда ли есть польза от употребления мёда; выявить самый качественный и безопасный мёд из тех, что мне удалось найти; составить памятку для покупателей.
Объект исследования: Мёд.
Предмет исследования: Состав мёда.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу о составе натурального меда и его свойствах.
2. Рассмотреть требования к натуральности мёда.
3. Выяснить основные способы фальсификации мёда.
4. Провести необходимые анализы проб меда, включающие органолептическую оценку и физико-химический анализ.
Практическая значимость проекта определяется возможностью применения результатов исследования на уроках, посвященных здоровому образу жизни, на классных часах и родительских собраниях.
В работе использовались следующие методы: анализ теоретической литературы и интернет – источников, сбор информации методом исследования этикеток, проведения опытов, классификация.
Обзор литературы
Состав мёда.
Пчелы вырабатывают мёд из нектара или пади. При этом в организме пчелы происходят сложные превращения. Мёд почти полностью состоит из нектара растений, только некоторые компоненты попадают в мёд из организма пчелы. В состав мёда входит около 300 различных веществ, основу его составляют простые сахара – фруктоза и глюкоза.
Мёд имеет сложный химический состав. В нем содержится около 18% воды и 80% сухого вещества, из которого виноградный сахар составляет 35% и плодовый – 40%. Кроме того, мёд содержит сахарозу (1,3-5%), мальтозу (5-10%), декстрины (3-4%). Количество белковых веществ в цветочном меде равно 0,04-0,29%, а в падевом – 0,08-0,17%. В мёде содержится до 20 аминокислот.
Ароматические вещества различных растений попадают в улей с нектаром и придают своеобразный вкус зрелому мёду. Больше всего их в зрелом меде. Если мёд откачивают и хранят без плотного закрытия, ароматические вещества теряются и запах его становится слабее. Соотношение ароматических веществ в нектаре различных медоносных растений разное. Мёд, выработанный пчёлами из сахарного сиропа без примесей нектара, не имеет запаха.
В меде имеется яблочная, молочная, винная, щавелевая, лимонная, янтарная и другие кислоты.
В мёде содержатся такие ферменты, как инвертаза, диастаза, каталаза, липаза и др.
Из витаминов в мёде преобладают B1, B2, B3, пантотеновая, никотиновая (РР), аскорбиновая кислота (С) и др.
Ненатуральным мёдом считается переработанный пчелами сахарный мёд, а также мёд из сладких соков плодов, овощей и искусственный мёд.
Виды мёда.
Название мёда зависит от вида растений, с которых собран нектар, например, гречишный, подсолнечниковый, каштановый, донниковый, липовый, белоакациевый, вересковый и др. Такой мёд называется монофлёрным.
Мёд, выработанный пчелами из нектара различных растений, называют полифлёрным.
Иногда название мёда связано с местностью или угодьями, где пчелы собирают нектар (к примеру, карпатский, дальневосточный, башкирский, луговой, лесной).
Окраска мёда бывает всех оттенков, от светло-желтого до коричневого и бурого в зависимости от вида растения, с которого пчелы собрали нектар. По цвету различают три группы сортов мёда: светлые, умеренно окрашенные и темные. Темный мёд полезнее светлого. В нём содержится больше минеральных и других веществ.
Превращение нектара в мёд начинается еще в организме пчёл. Раствор углеводов, минеральных солей, ароматических веществ с водой и другими веществами пчелы переносят с растений в восковые ячейки сотов. Много пчёл работает не только на сборе и перенесении нектара, но и на его переработке в улье.
Вырабатывая мёд из нектара, пчелы испаряют воду, перемешивают в сотах и обрабатывают ферментами. Вследствие этого изменяется химический состав продукта. Основная масса воды испаряется из нектара в первый же день.
Зрелый мёд пчёлы запечатывают в ячейках восковыми крышечками. По этому признаку определяют его зрелость и сроки откачки. Незапечатанный мёд имеет повышенную водность и содержит много нерасщеплённой сахарозы, что ухудшает его качество. Незрелый мёд содержит более 22% воды. Такой мёд нельзя долго хранить.
Откачанный мёд через некоторое время кристаллизуется (сахар превращается в кристаллы). На свойство мёда кристаллизироваться и на скорость кристаллизации влияет прежде всего соотношение глюкозы и фруктозы. Чем больше в мёде глюкозы, тем быстрее начинается и происходит кристаллизация.
Кристаллизация (засахаривание) не ухудшает качеств мёда, кристаллы только придают ему определённый вид и привлекательность.
Устойчивость мёда против нагревания невысокая. Питательные и лечебные свойства прогретой продукции снижаются. При 40°С и выше мёд утрачивает свои особые полезные свойства и превращается в простую сладкую субстанцию (практически – в обычный глюкозно-фруктозный сироп). Мёд при этом теряет бактерицидные свойства и аромат. Тепло изменяет и цвет мёда – он становится более тёмным, иногда коричневым. Чем интенсивнее и длительнее влияние тепла, тем больше ухудшаются качества мёда. Поэтому желательно хранить его в обыкновенном состоянии, не нагревая без надобности.
Полезные свойства мёда.
Мёд обладает бактерицидным действием, усиливает обмен веществ, ускоряет регенерацию тканей, оказывает противовоспалительное, рассасывающее и тонизирующее действие. Мёд нормализует деятельность желудочно-кишечного тракта, стимулирует функцию внутренних органов, предупреждает склероз, нормализует сон, стимулирует защитные силы организма и т.д. Искусственный мёд, полученный из сахара, не имеет лечебных свойств, характерных для натурального мёда.
При наружном применении мёд обеззараживает, убивает всех микробов, стафилококков и пр. Во время первой и второй мировых войн, врачи использовали мёд для наложения повязок. Такая повязка никогда не присохнет, рана быстро покрывается новым эпителием (зарастает). Сотовым мёдом можно лечить катаракту глаз, так как мёд усиливает кровообращение в месте применения, что приводит к очищению тканей.
При внутреннем применении мёд является мощной энергетической подпиткой, так как усваивается организмом человека на 100%.
Для зубов и всей ротовой полости очень полезно тщательно и долго жевать мед в сотах до полного исчезновения медового привкуса. Затем брать и хорошенько жевать новую порцию сотового меда. Это прекрасная профилактика кариеса, стоматитов и гингивитов.
2. Методики определения качества меда
2.1. Для того чтобы определить зрелость жидкого (незасахарившегося, свежего) мёда, в него опускают ложку и начинают вращать его. Незрелый мёд стекает с ложки, а зрелый – наматывается, ложась на ложку складками, как лента.
Возьмите жидкий (незасахарившийся) мёд на пробу, опустив в емкость тонкую палочку. Если это настоящий мёд, то он тянется вслед за палочкой длинной непрерывной нитью, а когда эта нить прервётся, то она целиком опустится, образуя на поверхности мёда башенку, пагоду, которая затем медленно разойдётся.
Фальшивый же мёд поведёт себя, как клей: будет обильно стекать и капать с палочки вниз, образуя брызги.
2.2. Kачественный мёд не должен пенится. Пенистость свидетельствует о брожении, т.е. порче мёда. Натуральный мёд не может бродить, т.к. он бактерициден. (Для получения из мёда спиртных напитков путем брожения его или растворяют в воде и доводят до кипения. При нагревании мёд утрачивает бактерицидность и может быть сброжен.)
2.3. Со временем мёд мутнеет и густеет (засахаривается) – это верный признак хорошего качества. Жидкий мед бывает, как правило, летом (июль-август) в период его откачки. Максимум через 1—2 месяца (в зависимости от сорта) он кристаллизуется.
Поэтому, если зимой или весной продается жидкий мед, значит, он или подогрет, или фальсифицирован. Следует помнить, что при нагревании до температуры +40°С и выше мёд утрачивает свои основные полезные свойства, превращаясь в простой сладкий фруктозно-глюкозный сироп.
В засахаренном натуральном мёде все полезные свойства сохраняются, и нежелательно его подогревать или добавлять в горячие блюда, напитки.
Чаще всего настоящий мёд засахаривается через 2-3 недели после сбора. Учитывая, что последний взяток берется в конце сентября — начале октября, к 20 октября натуральный мед может быть только засахаренным. Исключение составляет мед из белой акации (акациевый мед), который долго не кристаллизуется (иногда до весны), и вересковый мед, превращающийся в желеобразную массу.
Бывает, что мед при хранении образует снизу закристаллизовавшийся слой, а сверху — сиропообразный. Это указывает на то, что мед незрелый и содержит повышенное количество воды.
2.4. Проверьте запах и вкус. Фальсифицированный мёд, как правило, не имеет запаха. Настоящий мёд отличается душистым ароматом. Этот запах ни с чем не сравним. Мёд с примесью сахара не имеет аромата, а его вкус близок к вкусу подслащённой водички.
2.5. Определите, есть ли в мёде крахмал. Для этого положите в стакан немного мёда, залейте кипятком, размешайте и охладите. После этого капните туда несколько капель йода. Если состав посинеет, значит, в мёд добавлен крахмал. Добавление крахмальной патоки можно определить нашатырным спиртом, который добавляют по каплям к пробе меда, предварительно растворенного в дистиллированной воде (1:2). Раствор окрашивается в белый цвет с бурым осадком.
2.6. Примесь мела можно обнаружить, если к меду разбавленному дистиллированной водой, добавить несколько капель уксуса. При наличии мела происходит вскипание смеси вследствие выделения углекислого газа. Или можно просто капнуть на мёд уксусом или какой-либо иной кислотой. Если мёд "закипит", значит, мел есть.
2.7. Определение добавки в мёд сахарозы (сахара). Растворите мёд в горячей дистиллированной воде в соотношении 1:2 до получения легко текучего (достаточно жидкого) раствора. Осмотрите на предмет обнаружения механических примесей - раствор натурального мёда (без привнесенных нерастворимых добавок) обязательно будет прозрачным, без осадка и без посторонних примесей на поверхности. Затем аккуратно капните туда несколько капель раствора азотнокислого серебра, наблюдая реакцию. Если мёд без добавки сахара, помутнения не будет.
Если в мёд добавлен сахар, вокруг капель сразу начнется отчетливо заметное белёсое помутнение.
2.8. Наличие механических примесей. В небольшую пробирку берем пробу меда, добавляем кипяченную или дистиллированную воду и растворяем его. Натуральный мёд растворяется полностью, раствор прозрачный. При наличии нерастворимых добавок (для фальсификации) на поверхности или в осадке обнаружится механическая примесь к нему.
Исследовательская часть
№ образца | Название | Производитель | Год сбора и дата упаковывания |
1 | Мед липовый "Дедушкин Улей" | Новогородская обл., Батецкий р-н, д.Мойка, ООО "Медовый Дом". | 2014 г. 11.12.14 г. |
2 | Мед цветочный "Медовый Спас" | Московская область, Раменский р-н, п. Быково ООО "Медовая Долина" | 2014 г. 13.01.2015 г. |
3 | Мед гречишный «Медовый край» | Новогородская обл., Батецкий р-н, д.Мойка, ООО "Медовый Дом". | 2014 г. 01.11.2014 г. |
4 | Мед липовый натуральный | Краснодарский край, г. Горячий Ключ, ст. Пятигорская, ООО «Комбис Плюс» | 2014 г. 25.11.14 г. |
5 | Мёд липовый | Куплен на рынке в Истре. Со слов продавца – произведён в Тамбовской области. | 2014 г. август 2014 г. |
6 | Мёд донниковый | Куплен у хороших знакомых, пасечников в Саратовской области. | 2014 г. август 2014 г. |
2. Органолептический анализ мёда.
1.1. Определение запаха, цвета и вкусовых качеств меда
Цвет образцов определяла при дневном освещении. Окраску мёду придают красящие вещества нектара, которые хорошо сохраняются и в зрелом меде.
Вкус меда определяла при его нагревании до 30-60°С (сладкий, горький, кислый), при этом отметила вкусовые дефекты.
Запах (аромат) меда определила, поместив в стеклянный стакан 30-40г меда. Затем закрыла плотной крышкой и на 10мин поставила на водяную баню (45-50°С). Сняв крышку, сразу же определяла запах меда и обонятельные дефекты проб.
Консистенцию (вязкость) определяла по характеру стекания меда. Для определения консистенции (вязкости) меда в него погружают ложку, затем ложку извлекают и оценивают характер стекания меда:
- жидкий мёд — мёд, который стекает мелкими, частыми каплями;
- вязкий мёд — стекающий крупными, редкими, вытянутыми каплями;
- очень вязкий мёд — мёд, который, стекая, образует длинные тяжи;
- плотная консистенция — ложка погружается в мёд под давлением.
Полученные данные внесла в таблицу:
№ образца | Название | Цвет | Вкус | Аромат | Вязкость |
1 | Мед липовый "Дедушкин Улей" | Светло-желтый, почти прозрачный. | Слишком сладкий, першения, жжения во рту не дает. | Слабо выражен. | Вязкий. Не засахарен. |
2 | Мед цветочный "Медовый Спас" | Жёлтый, полупрозрачный. | Слишком сладкий, першения, жжения во рту не дает. | Запах более выражен. | Вязкий. |
3 | Мед гречишный «Медовый край» | Светло-коричневый. | Присутствует карамельный привкус. Ощущается небольшое першение в горле. | Запах хорошо выражен. | Очень вязкий, не засахарен. |
4 | Мед липовый натуральный | Желтый. | Сладкий с кислым привкусом. Першения, жжения во рту не дает. | Запах кислый, неприятный. | Жидкий. Расслоился: снизу частично засахарен, сверху жидкая прослойка. |
5 | Мёд липовый | Желтый. | Вкус не похож на медовый, кислый. Першения, жжения во рту не дает. | Запах брожения, спиртовой. | Жидкий. Расслоился: снизу частично засахарен, сверху жидкая прослойка. |
6 | Мёд донниковый | Бледно-желтый, почти белый | Сладкий, приятный на вкус. Дает приятное жжение в горле. | Запах медовый, хорошо выражен. | Полностью засахарен, плотной консистенции. |
Вывод: Таким образом, больше всего напоминает мёд образец № 6.
Сравнительно слабый аромат имел образец №1.
Самые большие дефекты выявлены у образцов под номерами: 4 и 5. Они имеют кислый вкус с посторонним привкусом (спиртовым) и неприятный запах, что свидетельствует о признаке брожения меда. Эти образцы – жидкие, что говорит о повышенном содержании воды.
Кроме того, к зиме настоящий мёд должен был «сесть», т.е. засахариться, как образец № 6.
Если даже образцы 1-3 представляют собой настоящий мёд, то с целью сделать его опять жидким производители его нагревали. И, таким образом, теперь он представляет собой простую сладкую субстанцию (практически – обычный глюкозно-фруктозный сироп), т.к. при 40°С и выше мёд утрачивает свои особые полезные свойства.
Образцы 4 и 5, которые частично засахарились, забродили и содержат повышенное количество воды, скорее всего представляют из себя «незрелый» мёд, что также является нарушением. Он долго не хранится.
Для определения наличия механических примесей (опилок, песка и др.) 5 г меда растворила в 5 мл дистиллированной воды, нагрела до 50°С. Затем раствор меда вылила в стакан из светлого стекла емкостью 100 мл.
Если бы были примеси, то они находились бы на поверхности или на дне стакана.
Вывод: Механические примеси обнаружены в образце меда №5. Это небольшие образования чёрного цвета, всплыли на поверхность.
Анализ №1. Определение наличия крахмала.
Образцы мёда растворяла в воде (1:1) и добавляла 1 каплю раствора йода, изменение окрашивания раствора указало бы на присутствие крахмала или продуктов его гидролиза.
Вывод: Во всех пробирках не происходило изменение цвета
Анализ №2. Определение наличия мела.
К раствору мёда прибавила несколько миллилитров соляной кислоты. Вскипание раствора свидетельствовало бы о наличии мела в меде.
Вывод: Исследование не показало наличия мела в мёде.
Анализ №3. Определение добавки в мёд сахарозы (сахара).
Для выявления примеси сахарозы (сахара) к 5мл раствора меда (1:1) прибавила 5 капель 5%-ного раствора нитрата серебра-ляписа. Появление мути или белого осадка говорило бы о наличии данной примеси.
Вывод: Исследование не показало наличия примеси сахарозы в мёде.
Анализ №4. Определение избытка воды в мёде.
Для определения водности на газетную бумагу наносила каплю меда. Через минуту оценивала степень ее намокания. Бумага немного подмокла под двумя образцами.
Вывод: Согласно результатам этого исследования, образцы мёда №4 и 5 содержат избыток воды. Это говорит о незрелости или ненатуральности мёда.
Анализ №5. Определение признаков брожения или повышенной кислотности.
Для определения признаков брожения или повышенной кислотности меда к 10мл 10%-ного раствора меда добавила 5 капель 1%-ного спиртового раствора фенолфталеина и 0,5мл 0,1%-ного едкого натрия. При исчезновении малиновой окраски можно говорить о повышенной кислотности меда и о наличии признаков брожения.
Вывод: Образцы 2 и 5 поменяли малиновую окраску на исходную желтую. Значит, кислотность меда повышена. Это говорит о его незрелости или ненатуральности. Образец 3 также стал бледно-розовым, кислотность немного повышена.
Выводы
На последнем этапе мной были подведены итоги работы, результаты систематизированы и проанализированы, сформулирован ряд выводов.
Выявлен самый полезный с точки зрения химического анализа мёд под номером 6, купленный у друзей в Саратовской области.
Его вкус немного терпкий и приятно слегка жжёт во рту, цвет и запах соответствуют норме. Он вовремя «сел», при этом не наблюдалось никаких расслоений, консистенция равномерная, твердая.
Выявлены и самые небезопасные и бесполезные, с точки зрения состава, образцы мёда, которые не содержат полезных веществ, а в некоторых случаях (№5) прокисли, забродили и в пищу не годны.
Отрицательно и то, что продукт является достаточно высококалорийным, так как содержит много углеводов, что может способствовать возникновению кариеса и лишнего веса при частом употреблении. Но в качестве лечебного средства натуральный мёд незаменим!
Основной вывод — можно употреблять весь исследованный мной мёд, но в меру, не каждый день и не в больших количествах. И, стоит помнить, что 5 из 6 представленных образцов не принесут пользы вашему здоровью, т. к. почти не содержат полезных веществ.
Для того, чтобы учащиеся нашей школы хотя бы немного узнали о том, как выбрать «настоящий» мёд, мы создали небольшую памятку, которая помещена в приложении. Надеюсь, что многим она поможет в будущем сделать правильный выбор. Так же можно использовать нашу работу на классных часах, на уроках, посвященных здоровому образу жизни и родительских собраниях.
Список литературы:
Интернет – сайты:
Приложение
Памятка покупателю мёда
1. Не покупайте мёд в подозрительных местах. Лучше всего брать его у проверенных продавцов. Если это невозможно, перед покупкой большого количества меда, купите 100-200 грамм на пробу. Дома, используя доступные методики, проведёте несколько анализов и убедитесь, что мёд натуральный.
.
Слайд 1
МОУ «СОШ им. А. П. Чехова» Тема работы: «Мёд и его качество» Автор: Курносова Вероника , ученица 8 класса Руководитель: Матросова И.В.Слайд 2
Гипотеза : не весь мёд, представленный в рыночной сети, настоящий. Цель работы: провести анализы образцов мёда, сделать вывод о его качестве, составить памятку для покупателей.
Слайд 3
Задачи исследования: 1. Изучить литературу о составе натурального меда и его свойствах. 2. Рассмотреть требования к натуральности мёда. 3. Выяснить основные способы фальсификации мёда. 4. Провести необходимые анализы проб меда, включающие органолептическую оценку и физико-химический анализ.
Слайд 4
На Руси мёд впервые отмечен летописью в 880 г.
Слайд 5
С целью наживы к мёду подмешивают: сахарный сироп, сахарин, свекловичную или крахмальную патоку, муку, мел и т.д. Способы фальсификации мёда
Слайд 6
Состав мёда - Вода (18%) - Глюкоза (35%) - Фруктоза (40%) - Сахароза (до 5 %) - Органические и неорганические кислоты - Белки, ферменты - Минеральные вещества: калий, натрий, магний, железо, фосфор, алюминий, медь, марганец, цинк - Витамины: В 1 , В 2 , В 3 , РР, С, фолиевая кислота и др.
Слайд 7
цветочный мёд производится пчелами в процессе сбора и переработки нектара падевый мёд пчелы вырабатывают собирая падь и медвяную росу Виды мёда Натуральный мёд
Слайд 8
Цветочный мёд Монофлёрный Полифлёрный
Слайд 9
АКАЦИЕВЫЙ КАШТАНОВЫЙ ГРЕЧИШНЫЙ ПОДСОЛНЕЧНИКОВЫЙ ДОННИКОВЫЙ РАПСОВЫЙ КЛЕНОВЫЙ Цветочный мёд ЛИПОВЫЙ
Слайд 10
По цвету мёд делят на светлый и тёмный с многочисленными переходным оттенками от белого до красновато- коричневого. Прозрачность жидкого мёда зависит прежде всего от количества попавшей в мёд при откачке перги. Виды мёда по цвету и прозрачности
Слайд 11
МЁД ЗРЕЛЫЙ И НЕЗРЕЛЫЙ
Слайд 12
Полезные свойства натурального мёда
Слайд 13
Исследуемые образцы мёда
Слайд 14
Методики определения качества мёда
Слайд 15
Органолептический анализ Включает оценку цвета, запаха, вкуса и консистенции продукта, а также оценивает наличие примесей.
Слайд 16
Свежий зрелый мёд стекает с ложки густыми непрерывающимися лентами.
Слайд 17
В нашем опыте из жидких образцов более вязким оказался гречишный мёд (№3), но и он не вполне соответствует норме.
Слайд 18
Зимой мёд должен быть закристаллизованным. Образцы №4 и №5 образовали снизу закристаллизовавшийся слой, а сверху — сиропообразный. Это указывает на то, что мёд незрелый . Такой мёд долго не хранится, начинает бродить.
Слайд 19
№ образца Название Цвет Вкус Аромат Вязкость 1 Мед липовый " Дедушкин Улей " Светло-желтый, почти прозрачный. Слишком сладкий, першения, жжения во рту не дает. Слабо выражен. Вязкий. Не засахарен. 2 Мед цветочный "Медовый Спас" Жёлтый, полупрозрачный. Слишком сладкий, першения, жжения во рту не дает. Запах более выражен. Вязкий. Не засахарен. 3 Мед гречишный «Медовый край» Светло-коричневый. Присутствует карамельный привкус. Ощущается небольшое першение в горле. Запах хорошо выражен. Очень вязкий, не засахарен. 4 Мед липовый натуральный Желтый. Сладкий с кислым привкусом. Першения, жжения во рту не дает. Запах кислый, неприятный. Жидкий. Расслоился: снизу частично засахарен, сверху жидкая прослойка. 5 Мёд липовый Желтый. Вкус не похож на медовый, кислый. Першения, жжения во рту не дает. Запах брожения, спиртовой. Жидкий. Расслоился: снизу частично засахарен, сверху жидкая прослойка. 6 Мёд донниковый Бледно-желтый, почти белый Сладкий, приятный на вкус. Дает приятное жжение в горле. Запах медовый, хорошо выражен. Полностью засахарен, плотной консистенции.
Слайд 20
Из 6 образцов только 1 кристаллизовался правильно и представляет собой однородную массу (N6). Донниковый мёд из Саратовской области.
Слайд 21
Образцы под № 1, 2, 3 представляют собой жидкий мёд, а значит, это или фальсификат, или они подвергались нагреванию перед продажей.
Слайд 22
Химический анализ Нам понадобились следующие реактивы: дистиллированная вода, йод, нашатырный спирт, р-р нитрата серебра, фенолфталеин, р-р едкого натра, уксусная и соляная кислоты
Слайд 23
Проведенные мной химический анализы не показали наличия в образцах мела, крахмала, избытка сахарозы.
Слайд 24
Анализ показал, что в образцах под N2 и 5 содержание кислот сильно превышает норму, что говорит о незрелости мёда. Образец N3 также изменил окраску с малиновой на бледно-розовую. Анализ на кислотность
Слайд 25
Образцы N 2 и 5 , которые начали бродить, в пищу лучше не употреблять. Остальные, N 1 , 3 и 4 есть можно, но пользы они не принесут, т.к. были нагреты перед продажей, а значит, потеряли большую часть полезных веществ. Очень достойно прошёл все испытания и стал победителем донниковый мёд, купленный в Саратовской области. Выводы
Слайд 26
Памятка покупателю мёда
Слайд 27
Спасибо за внимание! Будьте внимательны при выборе мёда!
Управление образованием
Истринского муниципального района
Московской области
МОУ ДОД
СТАНЦИЯ ДЕТСКОГО и ЮНОШЕСКОГО
ТУРИЗМА и ЭКСКУРСИЙ
ПРИКАЗ
№ __17_от 5 марта 2015г.
По плану массовых мероприятий МОУ ДОД СДиЮТиЭ 27 февраля 2015 года на базе МОУ «Лучинская СОШ» состоялось XXXVI районная экологическая конференция. Работа конференции проходила в четырех секциях :
- Растительный и животный мир ;
- Экологические проблемы и пути их решения;
- Экологические рейды, акции, программы;
- Экологические аспекты здоровья человека.
Отмечена активность учащихся образовательных учреждений района, принявших участие в конференции. На секциях были представлены 20 работ, приняли участие 12 школ района. Авторы представленных работ продемонстрировали владение основами экологических знаний, умение проводить исследовательскую и экспериментальную работу, практический и научный подход к решению экологических проблем. В рамках экологической конференции прошел конкурс экологических плакатов «Поможем природе».
Лауреатами экологической конференции стали:
По направлению «Растительный и животный мир»
Курносова Вероника МОУ «СОШ им .А.П.Чехова» (руководитель Матросова И.В.)
По направлению «Экологические проблемы и пути их решения»
Джафаров Егор МОУ СОШ №2 (руководитель Середкина О.А.)
По направлению «Экологические рейды, акции, программы»
Аттина Алена МОУ «Румянцевская СОШ» (руководитель Бунеева И.П.)
Князев Андрей МОУ «Румянцевская СОШ» (руководитель Бунеева И.П.)
По направлению «Экологические аспекты здоровья человека»
Хромова Ирина МОУ «Покровская СОШ» (руководитель Корнева О.А.)
Гребенин Владимир МОУ «Покровская СОШ» (руководитель Корнева О.А.)
Дипломантами XXXVI районной экологической конференции:
Соколова Виктория МОУ СОШ №2 г.Истра (руководитель Середкина О.А.)
Сапунова Татьяна МОУ «Новопетровская СОШ» (руководитель Аликова М.В.)
Полякова Ольга МОУ «СОШ им. А.П.Чехова» (руководитель Борисова А.Н.)
Климова Дарья МОУ «СОШ им. А.П.Чехова» (руководитель Борисова А.Н.)
Донских Екатерина МОУ «СОШ им. А.П.Чехова» (руководитель Борисова А.Н.)
Шишкина Мария МОУ Лицей г.Истра (руководитель Анискина Е.П.)
Глухова Наталья МОУ «Глебовская СОШ» (руководитель Щуплякова М.Б.)
Молотков Владислав МОУ «Глебовская СОШ» (руководитель Щуплякова М.Б.)
Варварычева Анна МОУ «Глебовская СОШ» (руководитель Кокорева С.В.)
Хотимская София МОУ Лицей г.Истра (руководитель Анискина Е.П.)
Благодарность за активное участие объявляется учащимся:
Камчибек Болотбек МОУ «Рождественская СОШ» (руководитель Кравчук Е.А.)
Глинюк Таисия МОУ СОШ №2 (руководитель Горичева О.Ю.)
Манаенкова Анастасия МОУ «Первомайская СОШ» (руководитель Елагина Е.Б.)
Черепкова Наталья МОУ «Первомайская СОШ» (руководитель Елагина Е.Б.)
Победителями в конкурсе экологических плакатов стали:
Пронина Екатерина МОУ «Глебовская СОШ» (руководитель Шуплякова М.Б.)
Коллектив МОУ СОШ №2 г.Истра
По результатам экологической конференции
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Объявить благодарность учителям с занесением в личное дело за успешную подготовку учащихся, ставших лауреатами и дипломантами конференции:
Середкиной О.А. МОУ СОШ №2 г. Истра
Бунеевой И.П. МОУ «Румянцевская СОШ»
Корневой О.А. МОУ «Покровская СОШ»
Матросовой И.В. МОУ «СОШ имени А.П.Чехова»
Кокоревой С.В. МОУ «Глебовская СОШ»
Анискиной Е.П. МОУ Лицей г.Истра
Борисовой А.Н. МОУ «СОШ имени А.П.Чехова»
Аликовой М.В. МОУ «Новопетровская СОШ»
Шупляковой М.Б. МОУ «Глебовская СОШ»
Кравчук Е.А. МОУ «Рождественская СОШ»
2. Объявить благодарность преподавателям, принявшим активное участие в районной конференции:
Куржонковой Е.А. МОУ «Новопетровская СОШ»
Монаховой Т.А. МОУ «Глебовская СОШ »
Лазаревой М.В. МОУ СОШ №2 г.Истра
Коротковой Н.А. МОУ «Бужаровская СОШ»
Антиповой Т. И. методисту МОУДОД СДиЮТиЭ
Елагиной Е.Б. МОУ «Первомайская СОШ»
3. Объявить благодарность директору МОУ «Лучинская СОШ» Антиповой Т.И. и зам. директора МОУ «Лучинская СОШ» Макаровой Е. Н., Быковой Л.Ю. за хорошую организацию приема учащихся школ района на экологической конференции .
4. Директорам школ поощрить преподавателей и учащихся, показавших хорошие результаты на районной экологической конференции.
Директор МОУДОД СДиЮТиЭ Шестакова Т.В.
Рисуем зимние домики
Рисуем осенние листья
Бабочка
Сторож
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"