В последние годы очень часто по радио и телевидению мы слышим понятия: демография, демографическая ситуация, демографическая политика. А самое главное, в репортажах журналистов постоянно звучит зависимость будущего от этих понятий. Будущее это мы и наше поколение, поэтому нам стало интересно о какой зависимости идёт речь.
Актуальность проекта заключается в том, что человек – высшая ценность на Земле. Благодаря человеку создаются материальные и духовные ценности.
Вложение | Размер |
---|---|
demograficheskiy_portret_shkoly_dlya_muzeya.doc | 105 КБ |
Демографический портрет школы
Ивонина Екатерина, 9 класс
Полещук Елена Борисовна, учитель географии МОУ СОШ п. Восточный имени И. Ф. Панченко, 2019 год
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….1-2
1. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ……………………………………2-3
2. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ШКОЛЕ……………………3-7
Динамика численности учащихся за 10 лет
Половой состав учащихся школы
Этнический состав
Количество детей в семьях учащихся
Вкусовые предпочтения учащихся
Увлечения учащихся
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….7
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………8- 9
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..9-10
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы очень часто по радио и телевидению мы слышим понятия: демография, демографическая ситуация, демографическая политика. А самое главное, в репортажах журналистов постоянно звучит зависимость будущего от этих понятий. Будущее это мы и наше поколение, поэтому нам стало интересно о какой зависимости идёт речь.
Актуальность проекта заключается в том, что человек – высшая ценность на Земле. Благодаря человеку создаются материальные и духовные ценности.
В рамках школьной программы по географии учащиеся знакомятся с различными показателями населения страны, мира. Чтобы получить наиболее твердые знания в этой области, школьникам необходимо уметь применять свои навыки при изучении населения своей местности. Познакомившись с основными демографическими показателями нашей страны, учащиеся могут более глубоко проанализировать демографическую ситуацию в нашей местности, изучая учащихся своей школы.
Данная работа носит исследовательский характер и посвящена выявлению особенностей демографической ситуации в МОУ СОШ п. Восточном имени И. Ф. Панченко.
Объект исследования: обучающиеся школы.
Предмет исследования: динамика численности обучающихся, состав обучающихся.
Гипотеза: школа является зеркалом современных демографических процессов.
Цель исследования: составление демографического портрета нашей школы, а также привлечение внимания обучающихся к демографическим проблемам в России на примере школьной демографической ситуации.
Задачи:
1. Изучить возрастной, национальный, половой состав обучающихся.
2. Составить анкеты по проведению анализа демографической ситуации в нашей школе.
3. Провести анкетирование обучающихся школы.
4. Провести статистическую обработку собранного материала.
5. Ознакомить с данной работой обучающихся школы.
Методы:
1. Анализ литературных источников.
2. Проведение анкетирования.
3. Обработка данных анкетирования.
4. Составление и анализ таблиц и диаграмм.
Без учета населения не может обойтись ни одно государство. В Древней Руси государственные переписи начали проводиться со 2-й половины XIII века по инициативе монголов с целью учёта населения для определения размеров дани. После образования централизованного государства в некоторых местах были заведены так называемые «писцовые книги», в которых имелись сведения о населении, описания городов, деревень, поместий, церквей. Указом Петра I от 26 ноября 1718 г. было положено начало государственным ревизиям, которых было проведено 10 с 1719 по 1858 годы.
Первая всеобщая перепись населения России была проведена по состоянию на 9 февраля 1897 года. В советское время переписи проводились по состоянию на 28 августа 1920 г., на 15 марта 1923 года, а всеобщие переписи — по состоянию на 17 декабря 1926 года, на 6 января 1937 года, на 17 января 1939 года, на 15 января 1959 года, на 15 января 1970 года, на 17 января 1979 года и на 12 января 1989 года. После распада СССР очередная перепись населения России, запланированная на 1999 год, была отложена из-за финансовой нестабильности после кризиса 1998 года. Она была проведена лишь 9 октября 2002 года. Очередная перепись населения России была проведена в октябре 2010 года. В 2020 году будет проведена следующая перепись населения.
Чтобы выполнить эту исследовательскую работу, я составила демографический словарь, который представлен в приложениях (см. Приложение 1).
2. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ШКОЛЕ
Для составления демографического портрета был проведен опрос, в котором приняли участие 152 обучающихся 1 – 11 классов ( см. Приложение 2).
Также я провела анализ ежегодных статистических отчетов школы, изучила архивный материал «Сводная ведомость успеваемости учащихся по годам» с 2013 по 2015 год. По этим материалам я выполнила данную работу по изучению демографической ситуации в школе..
Динамика численности учащихся.
Численность населения России постоянно изменяется.
Чтобы проследить динамику численности учащихся в нашей школе за последние 10 лет , нам пришлось обратиться к заместителю директора школы по учебной части и проанализировать цифровые данные ежегодных статистических отчётов. Полученные данные были занесены в таблицу.
Таблица 1.
Численность учащихся
Учебные годы | Кол-во обучающихся | Кол-во классов-комплектов |
2009-2010 | 235 | 13 |
2010-2011 | 234 | 13 |
2011-2012 | 230 | 13 |
2012-2013 | 219 | 13 |
2013-2014 | 217 | 13 |
2014-2015 | 210 | 13 |
2015-2016 | 197 | 13 |
2016-2017 | 204 | 13 |
2017-2018 | 197 | 13 |
2018-2019 | 196 | 13 |
2019-2020 | 192 | 13 |
Анализ архивных документов и статистических отчетов позволяет сделать вывод, что численность обучающихся в период с 2009 по 2019 годы менялась.
Начиная с 2013учебного года, численность обучающихся снижалась с 235 в 2009-2010 учебному году до193 в 2019-2020 учебном году и 13 классов – комплектов в не менялось, средняя наполняемость классов составила с18 человек в 2009-2010 учебном году до 15 человек в этом учебном году.
В последние три года наблюдается небольшое увеличение обучающихся начальной школы. Это увеличение количества родившихся в последние годы, я считаю, объясняется проведением демографической политики как на государственном, так и на региональном уровнях: ипотека, помощь молодым семьям, различные виды пособий матерям – одиночкам, беременным женщинам, детям в возрасте до 3-х лет, бесплатное обеспечение детским питанием детей в возрасте до 3-х лет, единовременные губернаторские выплаты семьям при рождении ребенка, «материнский капитал» и т.д.
Самые популярные имена в нашей школе.
Не секрет, что в определенные временные участки появляется мода на пару тройку мужских и женских имен. Двадцать лет назад родители чаще всего называли мальчиков Евгениями, Дмитриями и Романами, а девочек — Дарьями, Анастасиями и Татьянами. Сейчас же предпочтения несколько изменились.
Итак, начнем с мальчиков. В этом учебном году самое популярное имя Данил происхождение еврейское, означает «Бог – мой судья».
Второе место присуждено имени Кирилл (на персидском языке означает «солнце».
Третье место отдано имени Денис ("посвященный Дионису, богу веселья»).
Топ самых распространенных мужских имен в нашей школе
Место | Имя | Количество обучающихся с таким именем |
1 | Данил | 11 |
2 | Кирилл | 10 |
3 | Денис | 6 |
4 | Дмитрий, Никита, Евгений, Артем, Сергей | По 5 человек |
5 | Андрей, Владислав, Александр, Иван | По 4 человека |
6 | Вадим, Илья, Максим, Егор, | По 3 человека |
7 | Алексей, Матвей | По два человека |
В нашей школе есть обучающиеся, которые имеют редкие, в наше время имена - Степан, Афанасий, Семен, Лаврентий, Тимофей, Руслан, Макар.
Теперь разберемся с самыми популярными именами для девочек.
В этом учебном году огромную популярность завоевало имя Дарья. В переводе с древнеперсидского означает: сильная, побеждающая, обладательница, победительница. Второе место занимают Екатерины (происходит от греческого слова "катариос" - чистый, непорочный). На третьем месте расположилось имя Ангелина. Переводится оно как «ангел», «вестница», «посланница». Это очень красивое и довольно редкое имя, но не для нашей школы.
Топ самых распространенных женских имен в нашей школе
Место | Имя | Количество обучающихся с таким именем |
1 | Дарья | 11 |
2. | Екатерина | 10 |
3. | Ангелина | 6 |
4. | Виктория | 5 |
5. | Валерия, Ксения, Анастасия | По 4 человека |
6. | Алина, Ольга | По 3 человека |
Есть и редкие имена, которые в нашей школе в единственном числе – Ульяна, Виолетта, Сардана, Сабина, Самира, Наргиз, Эвелина, Лика, Яна, Снежана.
Для более полного анализа демографической картины я разделила всех обучающихся на три звена. Начальная школа, основная школа и средняя школа
Половой состав учащихся начальной школы.
Традиционно, вот уже не первый год, в России рождается больше мальчиков, чем девочек - на тысячу мальчиков до 4 лет приходится всего 950 девочек. Соотношение в пользу мужчин сохраняется до 29-летнего возраста. Начиная с 30 лет – женщины в большинстве. А после 70-ти их становится и вовсе более чем в 2 раза больше.
Не стала исключением и наша школа
Полученные данные соответствуют тому, что в России и в мире мальчиков рождается больше, чем девочек и их количество выравнивается только к 30 годам. Наибольший перевес мальчиков над девочками на младшей ступени обучения.
В возрастном составе видно, что больше всего обучающихся имеют возраст 8 и 10 лет, меньше 11 лет.
Количество детей в семьях
Для естественной смены поколений необходимо, чтобы половина семей в России воспитывала двух детей, другая половина – трех. В России подавляющая часть семей имеют не более двух детей. Результаты школьной переписи это подтверждают. В основном в семьях обучающихся один или два ребенка, на них приходится.
Преобладают семьи из пяти человек. В основном состоящие из двух родителей и трех детей.
Этнический состав школьников.
Россия является многонациональным государством, что отражено в её конституции. Очень сложен ее этнический состав. И в нашей школе крупные по численности народы соседствуют с малыми. Среди национальностей больше всего русских, но есть один обучающийся, назвавший себя дагестанцем.
К любимым предметам относятся физкультура, математика, чтение.
Традиционная русская кухня всегда отдавала предпочтение кашам, исключением не стали обучающиеся начальной школы. Больше всего они любят кашу в школьной столовой и борщ.
Увлечения обучающихся.
В свободное от учебы время обучающиеся занимаются разными дополнительными видами деятельности по своим интересам: спорт, творчество, Интернет. Для занятий во внеурочное время предлагают свои услуги детская музыкальная школа с. Екатеринославка, стадион, спортивная школа, библиотеки. Много лет ведет спортивную лыжную секцию учитель физкультуры Таровский Николай Николаевич. Кроме того п. Восточный имеет многолетнюю спортивную историю. Поэтому среди увлечений на первом месте стоит занятие спортом.
В нашей школе для ребят организована внеурочная деятельность различного направления. На протяжении всего учебного года проводится огромное количество мероприятий для обучающихся и их родителей, главными героями которых являются сами ребята. Независимо от возраста и национальности, они очень активно принимают участие во всех мероприятиях.
Поэтому почти всем обучающимся начального звена нравится учиться в школе.
В основной школе прослеживается почти такая же картина как и вначальной школе. Среди детей больше всего мальчиков.
Преобладает в возраст 12 и 15 лет.
Семья в основном состоит из четырех человек: родители и два ребенка. В этническом составе видим преобладание большего числа национальностей. Больше всего обучающихся считают себя русскими. Один человек назвал себя потомком эвенка по линии отца и один человек так же по линии отца назвал себя грузином. Так же есть обучающийся, считающим себя украинцем. Три человека не знают своей национальности.
Физкультура по - прежнему самый любимый предмет в школе среди основного звена. На втором месте математика. В основной школе появились обучающиеся, у которых нет любимых предметов. Изменились так же вкусовые предпочтения. Больше предпочитают в школьной столовой картофельное пюре и макароны. Так же у многих обучающихся нет любимых блюд.
Обучающиеся основного звена в свободное время занимаются спортом. Это подтверждается высокими результатами на спортивных соревнованиях, которые проходят в нашем районе и области. Увеличилась доля детей, которым не нравится учится в школе.
В средней школе в 2019-2020 году обучается 14 человек. Из них только три мальчика. В 10-11 класс уже много лет поступает малая часть девятиклассников. Этому есть много причин.
Основная причина ухода – это ЕГЭ. Пока его не было или пока оно не влияло на получение аттестата, такого оттока не было после 9-го класса и в 10-11-м классах было достаточное количество учеников.
Еще одна причина - слабоуспевающие ученики обычно покидают школу после девятого класса, требования педагогов увеличиваются, сложность изучаемого материала возрастает. Третья причина – лафа в колледжах по сравнению со школой, где не надо готовиться к ЕГЭ. И четвертая причина состоит том, что в школе ученики остаются дома под присмотром родителей, а уехав, они получат абсолютную свободу, делай что хочу.
Основной возраст от 15 до 17 лет.
Основной состав семьи – это 4 человека – родители и двое детей.
В национальном составе преобладают русские и одна девочка – азербайджанка.
Физкультура по – прежнему самый любимый предмет. Так же появляется история и биология. Это связанно с тем, что обучающиеся уже начинают задумываться о ЕГЭ и поступлении в ВУЗ
Из вкусовых предпочтений, в старшем звене, появляется выпечка . Ей отдают предпочтение большая часть старшеклассников. Так же остаются традиционные русские блюда – борщ и картофельное пюре.
В свободное время занимаются спортом или ничего не делают. Это связанно с большей учебной загрузкой и восстанавливают силы таким образом.
В старшей школе 30 процентов детей не хотят учится. Казалось бы, необходимо учиться, чтобы сдать ЕГЭ и получить аттестат, в дальнейшем поступить в ВУЗ и получить профессию. Причин несколько: некоторые старшеклассники идут неосознанно в 10 класс. Возросшая нагрузка вызывает плохую успеваемость. Некоторых заставляют родители учиться дальше в школе, боясь отпускать детей после 9 класса. Кому то просто надоедает учиться и они просто «отбывают» время в школе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей работе я постаралась составить демографический портрет школы.
В результате проделанной работы моя гипотеза подтвердилась: школа является зеркалом современных демографических процессов.
В настоящее время работа носит актуальный характер, т.к. в нашей стране стоит остро вопрос о воспроизводстве населения и улучшения демографической ситуации. Демографическая ситуация в моей школе, представленная в проекте довольно наглядно отражает положение учеников в школах по всей стране. Подобные материалы могли бы давать вузам более наглядное представление о будущих абитуриентах, поможет им избежать многих проблем национального и экономического характера. Также собранные материалы могут быть использованы администрацией школы при анализе и планировании работы на будущее.
А практическое значение работы в том, что данные можно использовать на уроках географии при изучении темы «Население» На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что наша школа будет успешно работать и в будущем, так как количество учащихся будет увеличиваться в связи проведением демографической политики.
Все мы, ученики МОУ СОШ п. Восточный имени И. Ф. Панченко очень разные: у каждого своя внешность, свои черты характера, свои привычки, но дружба остается одной из главных жизненных ценностей современной молодежи.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Цифровые данные статистических отчетов школы
2. Классные журналы
3. Методические рекомендации по участию общеобразовательных учреждений России в проекте «Детская перепись».- М., 2006.-48с.
4. Крылова О.Н. Перепись населения в школе. Еженедельник «География» 27-28.-М..2005 .-48-50с.
5. Руководство для переписчика о порядке проведения Всероссийской переписи населения 2010 года и заполнение переписных документов-
М. .2010.
6. Демографический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1988.
7. Интернетресурсы
https://ru.wikipedia.org/wiki/
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Словарь проекта».
Демография - наука о закономерностях воспроизводство населения,
о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений
[http://ru.wikipedia.org].
Демографическая ситуация - Сложившееся в данном районе соотношение рождаемости, смертности и миграционной подвижности, создающих в данное время определенную половозрастную структуру населения и динамику его численности [http://elskst.narod.ru].
Численность населения - один из демографических показателей. В общем случае — число людей в определенной их совокупности (регион и т. п.). Постоянно изменяется вследствие рождений, смертей, миграции, измеряется и оценивается по состоянию на определенный момент времени [http://ru.wikipedia.org].
Половой состав населения - характеризуется количеством мужчин и количеством женщин [http://www.humanities.edu.ru].
Расовый состав населения - распределение населения по признаку расовой принадлежности с выделением малых и больших рас переходных типов и т.д. [http://www.humanities.edu.ru].
Этнос - исторически образовавшаяся группа людей, объединённая общим происхождением, языковыми и культурными признаками [http://ru.wikipedia.org].
Этнический состав населения - касты (национальности ,которые живут на определенной территории) [http://ru.wikipedia.org].
Национальность - это принадлежность к определенной культуре и языку [http://ru.wikipedia.org].
Миграции - (перехожу, переселяюсь). Например: Миграция населения — перемещения населения, связанные с переменой места жительства [http://ru.wikipedia.org].
Воспроизводство населения - постоянное возобновление поколений людей, один из главных процессов воспроизводства общества (процесс смены поколений) [http://www.humanities.edu.ru].
Перепись населения - единый процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных, относящихся по состоянию на определённое время ко всем лицам в стране или чётко ограниченной её части. В понятие переписи населения иногда включают также процессы сводки, обработки и публикации данных
[http://ru.wikipedia.org].»
Приложение 2
Вопросы анкеты « Что мы хотим узнать о себе».
1. Ваш пол муж: жен (подчеркнуть)
2. Сколько вам лет?
3. Сколько человек в семье?
4. Ваша национальность?
5. Любимый школьный предмет?
6. Любимое школьное блюдо?
7. Твое хобби (любимое занятие) ?
8. Нравится ли тебе учиться в школе?
Да или нет? (подчеркнуть
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Знакомимся с плотностью жидкостей
Любили тебя без особых причин...
Как зима кончилась
Фотографии кратера Королёва на Марсе