Гипотеза: если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающего мира. Цель проекта: выяснить, как можно утилизировать мусор.
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_nauchno.docx | 47.08 КБ |
Конкурс научно - исследовательских работ и творческих проектов среди
обучающихся первой ступени образования «Я - исследователь»
Направление «Естественнонаучное»
Подарим мусору вторую жизнь
Лигуз Мария Витальевна,
1 В класс.
Руководитель проекта:
Малышева Светлана Александровна,
учитель начальных классов
Муниципального общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная
школа №3 с углублённым изучением
отдельных предметов»
г. Лабытнанги
2011
Оглавление
Приложения
Введение
Мы часто гуляем с мамой по нашему городу. Всегда удивляемся тому, как он меняется на глазах: растут новые дома, расширяются проезжие дороги, благоустраиваются улицы и дворы. Неизменной остаётся только одна картина – мусор. Несмотря на постоянную борьбу жителей города с этой проблемой, она остается первостепенной и зимой, и осенью, а особенно весной и летом. Мусорные контейнеры, которые стоят повсюду, тоже не могут решить этой проблемы до конца. Согласитесь, они очень портят внешний вид, когда переполнены мусорными отходами. И во всём этом роются бродячие собаки, птицы и даже люди.
Может проблема в том, что обслуживающие организации несвоевременно вывозят отходы из этих контейнеров, а может быть мы, как жильцы, способствуем захламлению наших дворов...?
Я много раз с интересом наблюдала, как специальные машины грузят мусор и увозят его. Меня заинтересовал вопрос: «Куда его увозят? Можно ли вторично переработать мусор?»
В своей работе я попыталась разобраться в этих проблемах.
Актуальность проекта.
Проблема утилизации и переработки мусора актуальна во всём мире. Над ней работает большое количество учёных. Постоянно разрабатываются новые технологии, внедряются новые подходы. Во многих западных странах люди сами сортируют бытовой мусор перед тем, как его выбросить.
Мусорные баки стоят прямо перед подъездом моего дома, и каждый день я наблюдаю очень грустную «мусорную» картину.
Я решила на деле внести свой вклад в сохранение чистоты нашего города, а значит и планеты.
Гипотеза: если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающего мира.
Цель проекта: выяснить, как можно утилизировать мусор.
Задачи:
Методы: изучение литературы, интервьюирование, практическая работа, опыт, практико-ориентированное исследование.
Объект: бытовой мусор.
Предмет исследования: утилизация мусора.
Для начала договоримся, что отходы [4] – это изделия и материалы, которые утратили свои потребительские свойства в результате физического или морального износа.
А утилизация отходов (франц. utilisation, от лат. Utilis) - полезный, употребление с пользой, использование [5].
Жизнь человека и его деятельность всегда сопровождались образованием отходов.
До эры образования городов утилизация отходов происходила безболезненно для окружающей среды: пищевые отходы, ткани из натуральных волокон, кожа, древесина и др. быстро перегнивали и использовались в качестве удобрения.
В настоящее время картина сильно изменилась. На смену одежде и обуви из натуральных волокон пришли современные синтетические материалы, различные виды упаковок, предметы из полимерных материалов. Значительно возрос и объем образующихся отходов. Следовательно, количество отходов, от которых необходимо освободить город, тоже возросло.
Как наш город избавляется от мусора
Для того, чтобы выяснить, как наш город избавляется от образующегося мусора, я встретилась с заместителем генерального директора ООО «Авто-Миг плюс» Евгением Ивановичем Ярмошко.
В своём интервью Евгений Иванович рассказал, что предприятие «Авто-Миг плюс», занимается сбором и вывозом отходов от предприятий и организаций города, а также отходов от жилых домов. На придомовых территориях в специальных местах установлены контейнеры, куда мы выбрасываем мусор. Далее весь этот мусор специальные машины-мусоровозы везут за город на сортировочную площадку твёрдых коммунальных отходов по адресу г. Лабытнанги, юго-западный промрайон. Туда мы и отправились.
Было интересно наблюдать, как машины, доставляющие мусор, предварительно взвешивают для учёта и контроля вывозимого мусора. У каждой машины есть свой закодированный чип. После взвешивания машины пропускают на мусорную площадку.
Евгений Иванович обратил особое внимание на то, что каждый слой отходов с помощью бульдозеров пересыпается слоем земли для того, чтобы не нанести большого урона экологии. (Приложение I)
К сожалению, мы часто можем наблюдать, как портят вид нашего города переполненные мусором контейнеры. Мусор валяется рядом, его разносят собаки и птицы (летом). Кроме того, пищевые отходы в этих контейнерах выделяют вредные вещества и просто плохо пахнут. Всё это создает опасность для жизни и здоровья человека. Поэтому очень важно, чтобы мусор из контейнеров своевременно вывозился на сортировочную площадку для захоронения.
Большую роль в проблеме утилизации мусора играет собственная культура человека. Если с детства вырабатывать привычку и потребность «давать вторую жизнь мусорным отходам», то у человека будет формироваться экологическая культура. И во взрослом возрасте это делать будет не так сложно.
Важным звеном в пропаганде экологической культуры могут стать средства массовой информации. Меня заинтересовало, а как отражаются в нашей местной газете вопросы экологии, охраны окружающей среды, борьбы с мусором. Я отправилась в редакцию газеты для детей и подростков «Я - мал», где меня приветливо встретили редактор Ржеуская Екатерина Владимировна и заведующая отделом Богатырева Наталья Александровна. Они не только показали подборку газет, рассказали о работе, которая ведётся в этом направлении, но и поделились своим мнением по этому вопросу. (Приложение II)
Я убедилась, что проблеме воспитания экологической культуры посвящено много статей, рубрик, заметок.
Оказывается, сами ребята пытаются найти способы борьбы с загрязнением окружающей среды. Этой теме был посвящён целый разворот газеты под заголовком «Жизнь планеты в наших руках».
Надеюсь, что взрослые читают газету «Я-мал» и будут более ответственно относиться к этой проблеме.
Насколько чистой, удобной и безопасной будет наша земля, зависит и от того, куда будет вывозиться мусор – на свалки или предприятия по переработке. И взрослым, и нам надо учиться беречь нашу Землю.
Учёные утверждают, что каждая группа бытовых отходов имеет свой срок разложения и, в зависимости от этого срока и материала, из которого она произведена, приносит свой вред окружающей среде. Я решила провести собственное исследование по определению времени разложения тех групп отходов, которых было больше всего в домашнем и школьном мусорных вёдрах.
Для опыта я приготовила 3 банки, в которых разместила разные виды отходов: отходы от продуктов питания, бумажные отходы, отходы из пластмассы.
Во все банки я насыпала землю и перемешала. Баночки закрыла крышками. (Приложение III)
1 неделя:1 банка- лист капусты завял и стал мягким, кожура яблока, виноград потемнели.
2 банка - бумага намокла и легко разорвалась на кусочки.
3 банка – ложечки и палочки для канапе никак не изменились.
2 неделя: 1 банка - появился неприятный запах. Лист капусты весь размяк и развалился, кожура яблока и виноград стали мягкими и тёмными.
2 банка – бумага почти вся смешалась с землёй, я нашла только небольшие части.
3 банка – ничего не изменилось.
3 неделя: 1 банка – очень плохой запах из баночки. Кожура яблока и виноград стали чёрными и мягкими, лист капусты весь испортился и его почти не заметно.
2 банка – бумага уже вся смешалась с землёй.
3 банка– ложечка осталась без изменений.
4 неделя: 1 банка–запах из банки с продуктами стал ещё хуже. Кожура яблока и виноград раскисли, лист капусты смешался с грунтом.
2 банка - бумаги совсем не видно.
3 банка - ложечка осталась без изменений.
Выводы:
Вот так же и в природе - только пищевые отходы и туалетная бумага быстро сгниют и исчезнут, а для того, чтобы сгнила и исчезла бумага, пластиковая бутылка или посуда, понадобятся годы. Так, бумага разлагается за 2 - 4 года, железная банка разлагается, ржавеет за 6 - 10 лет, полиэтиленовая пленка разложится через 60 - 100 лет, а стекло будет лежать в земле лет 600. [1, 170]
Поэтому, если мы сегодня выбросим весь этот мусор, то через 2 года сгниёт бумага. Когда мы окончим школу, поржавеет и развалится железная банка. Когда мы состаримся и будем дедушками и бабушками, только тогда исчезнет в земле полиэтиленовый пакет, а битое стекло или бутылка будут лежать в земле долгие и долгие годы после нас и лишь затем превратятся в песок.
Сортировка мусора
В Москве была предпринята попытка вывозить мусор, после того как жители его отсортируют, но успехом это не увенчалось – люди по-прежнему выбрасывали мусор, не сортируя его. Причины этому могут быть разные. Но главное даже не в этом. Чтобы сортировка мусора пошла успешно, нужна социальная реклама. Ведь не всякий знает, насколько не отсортированный мусор загрязняет окружающую среду. Необходимо выработать единое отношение к экологии, которого пока не существует. И тогда такое важное новшество, как сортировка мусора, принесёт только пользу. (Приложение IV (а))
Я думаю, что сортировке мусора надо учить детей уже со школьной скамьи. Тогда, став взрослым человеком, не возникнет вопроса: в тот ли контейнер ты выбросил пластик или бумагу.
После изучения групп отходов дома и в классе, а также проведения опыта я рассказала о своих наблюдениях и выводах одноклассникам. Мы предложили ребятам учиться сортировать мусор по группам отходов. После сортировки отходов я предполагала каждую из этих групп отдать на переработку.
Включиться в работу мы предложили ребятам других первых классов, которые учатся в нашей школе.
Я приготовила 3 ведра, наклеила на них аппликации, которые обозначали, какие отходы следует бросать в каждое ведро. Для начала я провела небольшое занятие по сортировке мусора. (Приложение IV (б))
Мусор сортировали в школе и дома.
Пищевые отходы
Пищевыми отходами, которые мы с ребятами и родителями собрали за неделю, я покормила бездомных собак и голубей.
Кроме того, я посетила зимний сад детского сада «Катюша», где живут морские свинки и сухопутная черепаха. Они очень любят разные фрукты и овощи. Я принесла им в подарок кусочки хлеба, яблок и морковки. Они были очень рады.
Из собственных наблюдений я знаю, что пищевые отходы также могут быть использованы для приготовления удобрений.
Каждое лето мы всей семьей приезжаем в гости к дедушке с бабушкой, которые живут в Липецкой области. Прошлым летом все отходы от продуктов питания, овощей, фруктов мы с дедушкой складывали в специально приготовленную яму. Туда же бросали скошенную траву, сорняки с грядок и др.
Один раз в неделю мы поливали всё водой. Всё это в течение лета и осени перегнивало. А следующей весной весь образовавшийся перегной пойдет на грядки как удобрение. Такой способ утилизации отходов называется компостирование.
Вывод: я выяснила, что отходы от продуктов питания можно использовать как удобрение для огорода после переработки и как корм для домашних и бездомных животных. (Приложение V)
Куда деть бумагу?
Отходы бумаги, собранные с ребятами первых классов, мне не удалось передать на переработку. Как выяснилось, в нашем городе нет предприятия, которое бы занималось переработкой бумаги и картона. Я узнала, что в г. Ноябрьске существует ЧП по приёму макулатуры, а так же проходят акции по сбору макулатуры "Спаси Дерево".
Я узнала, что отходы бумаги и картона можно перерабатывать и получать новые книги, газеты, журналы. Из одного дерева делают 15 учебников. Сдав 60 кг макулатуры, мы спасём от вырубки одно дерево (взрослое дерево растет в течение 60-70 лет!). Кроме того, значительно сокращается время изготовления бумаги, так как не нужно спиливать дерево, перевозить его с места, где оно росло, до завода, где изготавливают бумагу, измельчать древесину.
Одна тонна макулатуры поможет сэкономить двести кубических метров воды и около тысячи кВт/ч электрической энергии. Из одной тонны обычной макулатуры получается двадцать пять тысяч тетрадей.[3]
Я решила убедиться в том, что бумажным отходам можно дать новую жизнь, проявив творчество и воображение. Выбрав интересную технику «папье-маше», я сделала вазу. А материалом послужил картон от яичных лотков. Теперь эта вазочка украшает наш класс.
Вывод: отходы бумаги можно использовать для изготовления поделок. (Приложение VI)
Что делать с пластиком?
Отходы из пластика и полиэтилена заняли третье место по количеству собранных нами отходов в школе и дома. А учёные подсчитали, что от всего огромного количества мусора такие отходы составляют половину. [3]
Мне удалось выяснить, что сырьём для производства различных полимерных материалов (пластиков) является нефть. В процессе сложной переработки получают сырьё, из которого при помощи различных добавок и способов получают пластмассовые изделия, упаковочную пленку, современные строительные и отделочные материалы, детали автомобилей, игрушки. Эти предметы и материалы окружают нас повсюду - в школе, дома, на улице, в машине. Рано или поздно любая вещь приходит в негодность и отправляется в мусор.
К большому сожалению, в нашем городе нет такого предприятия, на котором могли бы перерабатывать отходы из пластика. Хотя мне кажется, если бы оно появилось - без работы точно не осталось бы.
Я и мои одноклассники на уроках технологии всем классом изготавливали из пластиковых бутылок цветы, всевозможных забавных зверюшек. Такими букетами можно украшать класс к празднику.
А ещё поделками из пластиковых бутылок мы украсили территорию детского сада, куда мы ходили. Получилось очень красиво и нарядно. Ведь у нас очень короткое и холодное лето и настоящие цветы плохо растут. (Приложение VII)
Вывод: не смотря на то, что в нашем городе нет возможности переработать с помощью специального оборудования пластик на новые вещи, мы можем сами своими руками изготовить предметы, которые будут нам служить второй раз.
Заключение
Цель написания проекта - выяснить, как можно утилизировать мусор.
Анализ изученной литературы и проделанная работа позволили сделать следующие выводы:
немного больше времени понадобится пищевым отходам, пластиковые отходы остаются без повреждений;
В нашем городе нет предприятий, с помощью которых можно переработать бытовой мусор на новые вещи. Но мы можем сами из отсортированного мусора своими руками изготовить предметы, которые будут нам служить второй раз.
Проведя практическую работу по переработке отходов, я разработала рекомендации, как можно уменьшить количество мусора. (Приложение VIII)
Наше предположение о том, что если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования, подтвердилось.
Для нашего города реализация данного проекта обойдётся в 142 385 рублей. (Приложение IX)
Хочется выразить слова благодарности за предоставленную информацию предприятию ООО «Авто-Миг плюс» в лице Ярмошко Е.И., редакции газеты «Я-мал» в лице Ржеуской Е. В. и Богатыревой Н. А., за оказанную помощь в составлении бизнес-плана проекта МУ «Управление ЖКХ Администрации МО г. Лабытнанги» в лице заместителя начальника по экономике Быстровой В.И. А так же учителю биологии и химии МОУ СОШУИП №3 Кузовковой Е.В. за оказанную помощь в написании проекта.
Список литературы.
Интерактивные ресурсы:
Как я избавился от обидчивости
Северное сияние
Воздух - музыкант
Почта
Свадьба в Малиновке