Работа выполнена в рамках региональной научной молодежной конференции "Российское предпринимательство - проблемы, возможности,перспективы".
Вложение | Размер |
---|---|
malyy_biznes.pptx | 238.58 КБ |
malyy_biznes.docx | 80.61 КБ |
Слайд 1
Малый бизнес в современном государстве: управление его развитием Выполнила: Ю . В. Сайдаметова Научный руководитель: учитель истории и иностранного языка В.А.Бирюкова МБОУ Краснодесантская СОШСлайд 2
Проблемы в развитии малого предпринимательства: ограниченность внутреннего рынка; ориентация экономической политики на обеспечение интересов крупных хозяйственных и финансовых структур ; чрезмерная жесткость фискальной и кредитно-денежной политики; усиление региональной дифференциации экономики и «регионализация» внутреннего рынка вследствие роста транспортных тарифов, недостаточного развития инфраструктуры и действия субъективных факторов; неурегулированность отношений собственности, создающих трудности участия субъектов малого предпринимательства в институциональных преобразованиях, невозможности осуществления стратегического планирования.
Слайд 3
Говоря о поддержке малого бизнеса, следует определить, что речь в данном случае должна идти не только о выделении каких-либо средств, а в первую очередь о создании благоприятного климата в стране, способствующего развитию и эффективному функционированию малого предпринимательства.
Слайд 4
Для реализации необходимы! льготные условия доступа к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, научно-техническим разработкам и технологиям; помощь в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала малых предприятий; поддержка внешнеэкономической деятельности малого бизнеса, включая содействие развитию его торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными странами, а также привлечение иностранных инвестиций; установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности и т.д.
Слайд 5
Именно государство может сыграть решающую роль в запуске механизмов управления развитием малого бизнеса, и, в первую очередь, в сфере финансового обеспечения деятельности субъектов малого бизнеса.
Слайд 7
Динамика роста числа малых предприятий и численности, занятых на малых предприятиях за 2011-2017 гг. (на начало периода) Год Количество малых предприятий, ед. Численность занятых на малых предприятиях, тыс. чел. 2011 1137,4 27,1 2012 1100,6 24,33 2013 282,7 5,92 2014 227,8 4,64 2015 219,7 4,55 2016 229,2 4,71 2017 232,3 5,4
Слайд 8
Количество действующих малых предприятий по отраслям экономики в России. Вид экономической деятельности 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 94 809,0 1 089,3 5 163,7 1 609,3 2 568,3 Рыболовство, рыбоводство 12 459,0 15 034,0 11 823,0 592,0 58 474,0 Добыча полезных ископаемых 1 811,2 1 691,2 1 558,1 2 124,3 2 451,5 Обрабатывающие производства 2 013,3 2 226,3 1 475,5 1 132,3 1 837,1 Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 28 924,0 28 449,0 14 799,0 9 440,7 50 564,0 Производство транспортных средств и оборудования 63 559,0 97 196,0 61 394,0 32 964,0 90 607,0 Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования 2 056,8 1 907,1 1 858,5 1 090,5 2 130,5 Транспорт и связь 730 872,0 878 273,0 754 210,0 179 032,0 315 572,0 Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 58 769,0 4 631,9 1 678,6 1 878,8 2 338,6 Всего 7139,5 7 824,5 6853,7 4346,7 7502,7
Слайд 9
Для стимулирования и развития малого предпринимательства требуется разработка положений, регламентирующих взаимоотношения малого и крупного бизнеса, с одной стороны, и малого бизнеса и государства, с другой.
Слайд 10
д ля решения проблем финансирования малого предпринимательства необходимо: на законодательном уровне облегчить доступ предпринимателям к кредитным ресурсам; оптимизировать налогообложение малого предпринимательства, чтобы налоговое бремя не являлось причиной ликвидации деятельности субъектов малого бизнеса; совершенствовать работу лизинговых компаний, предоставлять налоговые и иные льготы тем из них, которые предоставляют свои услуги малым предприятиям по низким процентным ставкам; привлекать для финансирования малых предприятий службы занятости, чтобы их средства шли не только на выплату пособий по безработице, но и, например, на льготное кредитование тех предпринимателей, которые помогают решать проблему занятости населения ; увеличить количество государственных заказов, предоставляемых малым предприятиям, причем придать этому решению форму закона и контролировать его выполнение; повысить ответственность региональных органов власти за поддержку и развитие малого бизнеса, контролировать целевое использование бюджетных средств на финансово-инвестиционную поддержку субъектов малого предпринимательства.
Слайд 11
Спасибо за Внимание!
УДК 346.26
Малый бизнес в современном государстве: управление его развитием.
Аннотация: определены проблемы в развитии малого предпринимательства, проведен анализ становления и особенностей развития малого предпринимательства, установлены факторы, препятствующие его развитию.
Ключевые слова: предпринимательство; малое предпринимательство; предпринимательство России; статистика малого предпринимательства; управление развитием малого предпринимательства.
Как показывает мировая и отечественная практика, малое предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и общественных структур. В настоящее время многие проблемы в развитии малого предпринимательства порождены именно недостатками государственной экономической политики, определяющей основные параметры внешней среды, в которой происходит развитие малого бизнеса.
Основными из них являются следующие: ограниченность внутреннего рынка, в том числе спроса на продукцию субъектов малого предпринимательства; ориентация экономической политики на обеспечение интересов крупных хозяйственных и финансовых структур; чрезмерная жесткость фискальной и кредитно-денежной политики, приводящая к обострению проблем воспроизводства (недостаточность ресурсов для текущей деятельности и развития), и как следствие, вынужденное бегство субъектов малого бизнеса в «теневую экономику»; усиление региональной дифференциации экономики и «регионализация» внутреннего рынка вследствие роста транспортных тарифов, недостаточного развития инфраструктуры и действия субъективных факторов, приводящих к неравным условиям для развития субъектов малого бизнеса в различных регионах; несовершенство и противоречивость нормативно-правовой базы, неурегулированность отношений собственности, создающих трудности участия субъектов малого предпринимательства в институциональных преобразованиях, невозможности осуществления стратегического планирования.
Полностью устранить или существенно ограничить их действие можно с помощью государственной (а также интеграционной, международной и других) поддержки малого предпринимательства при значительном улучшении всех факторов внешней (и внутренней) среды малого бизнеса.
Говоря о поддержке малого бизнеса, следует определить, что речь в данном случае должна идти не только о выделении каких-либо средств, а в первую очередь о создании благоприятного климата в стране, способствующего развитию и эффективному функционированию малого предпринимательства.
В эпоху рыночных отношений главным принципом управления развитием малого бизнеса должно стать создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйства. Необходимо, чтобы внешняя среда не угнетала, а стимулировала предпринимательскую активность. Она должна формировать стимулы для саморазвития и улучшения конкурентоспособности малого бизнеса с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта. Следует создать равные хозяйственные возможности для малых и более крупных предприятий, равные условия предпринимательской деятельности при свободе выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости. Очень важно, чтобы эта поддержка содействовала добросовестной конкуренции; формированию широкого слоя собственников; созданию развитой инфраструктуры малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях; развитию приоритетных видов деятельности малого бизнеса; участию малых предприятий в реализации важнейших народнохозяйственных программ и проектов, а также в поставках продукции и выполнении работ для государственных нужд; модернизации производственных фондов малых предприятий, внедрению прогрессивных технологий и новой техники; устойчивому функционированию субъектов малого предпринимательства за счет уменьшения коммерческих и финансовых рисков, связанных с малым бизнесом.
Для реализации этих целей необходимы: льготные условия доступа к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, научно-техническим разработкам и технологиям; помощь в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала малых предприятий; поддержка внешнеэкономической деятельности малого бизнеса, включая содействие развитию его торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными странами, а также привлечение иностранных инвестиций; установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности и так далее.
Как показывает мировая и отечественная практика, именно государство может сыграть решающую роль в запуске механизмов управления развитием малого бизнеса, и, в первую очередь, в сфере финансового обеспечения деятельности субъектов малого бизнеса.
При этом следует отметить существенную перестановку акцентов в реализации государственной политики в сфере малого бизнеса в последние годы: поддержка субъектов малого бизнеса оказывается не напрямую, а преимущественно через кредитно-финансовые организации, обеспечивающие их обслуживание. Так происходит максимальная передача функций по осуществлению финансовой поддержки малого предпринимательства с федерального на региональный и местный уровни управления. Однако, подобная практика в нашей стране не оправдала себя: бесконтрольность функционирования фондов поддержки развития малого бизнеса и др. аналогичных организаций на региональном уровне повсеместно приводит к нецелевому использованию средств, выделяемых на поддержку малого предпринимательства.
Как видно из табл. 1 число занятых на малых предприятиях равномерный характер с 2011г. до 2015 г. включительно, что было связано с экономическим кризисом в стране. В 2016 г. Произошло резкое возрастание, как числа малых предприятий, так и численности занятых на них.
Рис.1 Количество малых предприятий в России за период с 2011-2017 гг. (рис. составлен на основании данных Росстат)[1]
Динамика роста числа малых предприятий и численности, занятых на малых предприятиях за 2011-2017 гг. (на начало периода)
Год | Количество малых предприятий, ед. | Численность занятых на малых предприятиях, тыс. чел. |
2011 | 1137,4 | 27,1 |
2012 | 1100,6 | 24,33 |
2013 | 282,7 | 5,92 |
2014 | 227,8 | 4,64 |
2015 | 219,7 | 4,55 |
2016 | 229,2 | 4,71 |
2017 | 232,3 | 5,4 |
Таблица составлена на основе данных Росстат[2]
Наибольшее число малых предприятиях (36 %)сосредоточено в торговле и общественном питании (включая посреднические услуги в сфере торговли), 19 % – в строительстве, 17 % - в промышленности. Право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью имели 36,1 тыс. чел. Из них 70 % заняты в торговле и общественном питании, 8 % - в промышленности, 8 % - в связи и на транспорте.
Следует отметить, что отраслевая структура малого бизнеса, сложившаяся в начале 90-х годов практически не изменилась.
Количество действующих малых предприятий по отраслям экономики в России.[3]
Вид экономической деятельности | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 94 809,0 | 1 089,3 | 5 163,7 | 1 609,3 | 2 568,3 |
Рыболовство, рыбоводство | 12 459,0 | 15 034,0 | 11 823,0 | 592,0 | 58 474,0 |
Добыча полезных ископаемых | 1 811,2 | 1 691,2 | 1 558,1 | 2 124,3 | 2 451,5 |
Обрабатывающие производства | 2 013,3 | 2 226,3 | 1 475,5 | 1 132,3 | 1 837,1 |
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий | 28 924,0 | 28 449,0 | 14 799,0 | 9 440,7 | 50 564,0 |
Производство транспортных средств и оборудования | 63 559,0 | 97 196,0 | 61 394,0 | 32 964,0 | 90 607,0 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования | 2 056,8 | 1 907,1 | 1 858,5 | 1 090,5 | 2 130,5 |
Транспорт и связь | 730 872,0 | 878 273,0 | 754 210,0 | 179 032,0 | 315 572,0 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 58 769,0 | 4 631,9 | 1 678,6 | 1 878,8 | 2 338,6 |
Всего | 7139,5 | 7 824,5 | 6853,7 | 4346,7 | 7502,7 |
Исходя из вышеизложенных данных, можно сделать следующие выводы, что увеличение общей суммы прибыли произошло 2012 г, что составило 7824,5 млрд. руб., затем последовал убыток, минимум составил 4346,7 млрд. руб. в 2014 г., с 2017 года начался рост общей суммы прибыли до 7502,7 млрд. руб. Наиболее убыточным видом экономической деятельности оказалось производство транспортных средств и оборудования. По остальным видам экономической деятельности в 2015 г. наблюдается устойчивый рост прибыли по сравнению с 2014 г., однако не все отрасли вышли на докризисный уровень прибыли 2011 г.
Для многих острой проблемой является юридическая незащищенность, некоторые предприниматели испытывают трудности со сбытом товаров, продукции, реализацией услуг.
Созданная инфраструктура поддержки малого бизнеса пока не в полной мере оправдывает свое существование: в основном оказывается консультационная и информационная поддержка.
Для стимулирования и развития малого предпринимательства требуется разработка положений, регламентирующих взаимоотношения малого и крупного бизнеса, с одной стороны, и малого бизнеса и государства, с другой. Необходимо нормативно закрепить условия, формы и способы технической помощи малым предприятиям, привлечения их к научно-исследовательским программам научных организаций. Не менее важным моментом является помощь в формировании финансовых и инвестиционных ресурсов для малого предпринимательства.
Существенным аспектом развития малого бизнеса является информационное обеспечение. Информация используется предпринимателями при защите от рисков, подготовке и принятии управленческих решений, при выборе тактики и стратегии развития, оформлении сделок, получении кредитов, освоении местных рынков и т.д.
С целью развития инновационной деятельности необходимо предоставлять малым инновационным предприятиям производственные площади, оборудование для выполнения научно-исследовательских работ, а также юридические, финансовые, маркетинговые и иные услуги, содействовать в правовой и коммерческой защите интеллектуальной собственности.
Для эффективного и скорейшего разрешения всех этих вопросов необходима координация усилий органов государственной власти всех уровней, общественных, научных структур, а также самих предпринимателей.
Реализация подобных мероприятий требует значительных финансовых, материальных, информационных, трудовых и др. затрат и, конечно же, времени на разработку, внедрение, апробацию и развитие тех или иных методов поддержки малого бизнеса. Однако, на наш взгляд, комплексное внедрение этих и других механизмов будет способствовать не только количественному развитию малых предприятий в республике, но и достижению их высокой жизнеспособности, при которой они оптимально выполняют свои социально-экономические функции.
Существующая в России финансово-кредитная система поддержки малого бизнеса, при всем многообразии ее элементов, не является достаточной и эффективной для развития малого предпринимательства, и во многом это объясняется несовершенством законодательной базы и незаинтересованностью органов власти, прежде всего, региональных и местных, в развитии малого бизнеса и решении его основных проблем.
Обобщая выше изложенный материал, можно отметить, что для решения проблем финансирования малого предпринимательства необходимо: на законодательном уровне облегчить доступ предпринимателям к кредитным ресурсам; оптимизировать налогообложение малого предпринимательства, чтобы налоговое бремя не являлось причиной ликвидации деятельности субъектов малого бизнеса; совершенствовать работу лизинговых компаний, предоставлять налоговые и иные льготы тем из них, которые предоставляют свои услуги малым предприятиям по низким процентным ставкам; привлекать для финансирования малых предприятий службы занятости, чтобы их средства шли не только на выплату пособий по безработице, но и, например, на льготное кредитование тех предпринимателей, которые помогают решать проблему занятости населения; увеличить количество государственных заказов, предоставляемых малым предприятиям, причем придать этому решению форму закона и контролировать его выполнение; повысить ответственность региональных органов власти за поддержку и развитие малого бизнеса, контролировать целевое использование бюджетных средств на финансово-инвестиционную поддержку субъектов малого предпринимательства.
Реализация этих мероприятий позволит, на мой взгляд, решить одну из основных проблем развития малого предпринимательства – проблему финансирования, а значит, и поможет малому бизнесу занять достойное место в экономике нашей страны и региона.
Библиографический список
[2] Кириленко Н. А. Анализ развития малого предпринимательства Российской Федерации: проблемы и перспективы // Молодой ученый. — 2017. — №43. — С. 150-154. — URL https://moluch.ru/archive/177/46157/ (дата обращения: 16.10.2019).
[3] Кириленко Н. А. Анализ развития малого предпринимательства Российской Федерации: проблемы и перспективы // Молодой ученый. — 2017. — №43. — С. 150-154. — URL https://moluch.ru/archive/177/46157/ (дата обращения: 16.10.2019).
Рисуем крокусы акварелью
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна