Цель: заинтересовать одноклассников игрой в шахматы, познакомить с правилами игры.
Гипотеза: каждый человек способен научиться играть в шахматы, эта мудрая и древняя игра полезна.
Вложение | Размер |
---|---|
Проектно-исследовательская работа "Шахматы - полезная игра". | 657 КБ |
Межрайонный конкурс
проектных и исследовательских работ учащихся
«ОТКРЫТИЕ»
Секция: Искусствоведение и культурология
Тема: Шахматы – полезная игра
Автор работы: Коротаев
Святослав Михайлович,
ученик 2 б класса
МБОУ «Шаховская гимназия»
Руководитель: Громова
Елена Евгеньевна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Шаховская гимназия»
2019
Содержание
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ ……………………….....……………...…..9
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….……....10
Уже три года я занимаюсь в шахматном клубе «Ферзь» посёлка Шаховская. Нас учат играть в шахматы. Мы участвуем в шахматных турнирах разных городов: Одинцово, Волоколамск, Можайск, Бородино. Я понял, что эта игра развивает логическое мышление и память, воспитывает выдержку, силу воли, помогает лучше решать задачи по математике. Я предположил, что каждый человек способен научиться играть в шахматы, и эта мудрая и древняя игра будет очень полезна моим одноклассникам. Так была выбрана тема моей работы «Шахматы – полезная игра».
Цель работы: заинтересовать ровесников игрой в шахматы, познакомить с правилами этой игры.
Для достижения поставленной цели я определил такие задачи:
Объект исследования: шахматы.
Предмет исследования: процесс освоение правил шахматной игры.
Методы исследования: изучение информационных источников, анкетирование, наблюдение, моделирование, описание, фотографирование.
Мне стало интересно узнать, что известно одноклассникам о шахматах. Я провел анкетирование 27 учащихся (Приложение 1). Результаты анкетирования:
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. История шахмат
Слово «шахматы» пришло из персидского языка. «Шах» - значит король, «мат» - поражённый. Дословно «шахматы» - король побеждён.
В словаре С.И. Ожегова сказано: «Шахматы - игра чёрными и белыми фигурами и пешками на доске в 64 клетки, состоящая в том, что каждый из двух партнёров стремится объявить мат королю соперника».
Шахматы возникли в Индии в I веке нашей эры. В то время эта игра называлась чатуранга. В настольной военной игре чатуранга участвовали четыре игрока. Они располагались парами, друг против друга. Шахматная доска с фигурами выглядела не так, как сейчас. Фигуры расставлялись на доске подобно кресту и передвигались по броску костей. Позже в игру уже стали играть двое соперников, где выигрыш достигался не бросанием костей, а разумом.
Раньше фигуры для шахмат делали из кости – моржовой и слоновой, из керамики и дерева, стали, серебра и золота, из янтаря и разных камней. В двадцатом веке стали делать фигуры из пластмассы.
Сейчас чаще всего шахматы делают из пластмассы и дерева - такие шахматы не очень дорого стоят и доступны всем.
На Руси игра в шахматы получила свое распространение с IX века и год от года становилась всё популярнее. Умение играть в шахматы ценилось так же высоко, как умение вести бой.
В XVII веке умение играть в шахматы относили к числу достоинств благородных рыцарей – наряду с умением ездить верхом и плавать, охотиться и фехтовать, петь и слагать стихи.
2.2. Великие шахматисты современности
Великими шахматистами современности стали следующие выдающиеся личности – чемпионы мира.
Александр Алехин (Россия) - в 16 лет был одним из самых сильных игроков в России, к 22 годам стал сильнейшим игроком в мире. Всего в своей жизни Алёхин выступил в 87 турнирах, в 62 из них занял 1 место.
Михаил Ботвинник (СССР) - в 20 лет стал чемпионом СССР, впоследствии - семикратный чемпион страны, получил возможность участвовать в турнирах за пределами страны. Был чемпионом мира с 1948 по 1963 год.
Бобби Фишер (США) выиграл 8 американских Чемпионатов, причем один из них со счетом 11:0. Он выигрывал по 20 матчей подряд. В 15 лет стал самым молодым гроссмейстером, а в 29 лет – чемпионом мира.
Эмануил Ласкер (Германия) 27 лет обладал титулом чемпиона мира.
Анатолий Карпов (Россия) - один из самых великих игроков в истории. Он по сей день играет сам и обучает детей шахматам. У него есть более 160 титулов победителя. Турниры в школе Карпова очень популярны. В них принимали участие члены нашего клуба «Ферзь» Кирилл Тиньгаев и Дементий Шишминцев. Книги и фото с автографом Карпова украшают наш шахматный клуб.
Гарри Каспаров (Россия) стал самым молодым, тринадцатым, чемпионом мира в 1985 году в возрасте 22 лет.
После него чемпионами мира становились Владимир Крамник (Россия) и Виши Ананд (Индия).
Потом наступил черёд нынешнего чемпиона мира Магнуса Карлсена (Норвегия). На чемпионате мира по шахматам в 2018 году почти 3 недели два гроссмейстера (соперником Магнуса был россиянин Сергей Карякин) никак не могли определить, кто же из них станет новым чемпионом мира. Было сыграно вничью 12 партий. Серия игр закончилась победой действующего чемпиона мира 26 летнего Мангуса Карлсена.
2.3. Шахматные фигуры и шахматные ходы
Сейчас шахматы - это логическая игра для двух человек на черно-белом поле из 64 клеток. Играют фигурами и пешками, по 16 штук на игрока. Ближе к каждому игроку стоят кони, слоны, ладьи, король и ферзь. Второй ряд занимают пешки.
Пешка — ходит на одно поле вперёд, на два с начального поля. Если пешка берет фигуру соперника, то может ходить по диагонали на одно поле вперёд.
Конь — ходит на 2 клетки по вертикали и 1 по горизонтали или 1 по вертикали и 2 по горизонтали.
Слон — ходит на любую клетку по диагонали.
Ладья — ходит на любую клетку по вертикали или горизонтали.
Ферзь — ходит на любую клетку по вертикали, горизонтали или диагонали.
Король — ходит на 1 клетку по вертикали, горизонтали или диагонали.
Перед началом партии каждый из игроков имеет 8 пешек, 2 ладьи, 2 коня, 2 слона, 1 ферзя и 1 короля.
Игроки делают ходы поочередно. Начинают белые. Право играть белыми определяет жребий.
Ход считается сделанным, когда рука игрока опустила фигуру.
Кроме обычных ходов существуют 2 специальных хода.
Рокировка – смена положения короля и ладьи, если они не двигались с начала игры. Король сдвигается на 2 клетки к ладье, а ладья ставится между начальной и конечной позицией короля. Рокировка считается ходом короля.
Взятие на проходе – специальный ход пешки. Она берет пешку соперника, перемещённую сразу на два поля. Под боем оказывается поле, которое было пересечено ею.
Прежде, чем поправить фигуру, игрок должен предупредить соперника. Иначе после прикосновения к фигуре надо будет выполнить ход до конца.
Шах – ситуация, когда король находится под ударом фигуры соперника. Чтобы отбить шах, надо отойти королем на другое поле, перекрыться другой своей фигурой или взять фигуру, которая угрожает королю.
Мат — ситуация, когда король не может уйти из-под шаха.
Партия считается выигранной если: один из игроков дал мат королю соперника; один из игроков признал поражение; у одного из игроков закончилось время, отведенное на ходы; техническая победа.
Ничья в шахматах - пат – ситуация, когда все фигуры игрока лишены возможности сделать ход. Король при этом не должен находиться под шахом.
Время фиксируется на специальных шахматных часах. Игрок нажимает на часах кнопку, которая останавливает его часы и запускает часы соперника.
2.4. «Первые шаги» на шахматной доске
Правила игры в шахматы не так сложны, как может показаться сначала.
В ходе практической работы я познакомил моих одноклассников с шахматными фигурами, рассказал о правилах игры. Учил делать шахматные ходы каждого индивидуально. В среднем на занятие с одним игроком уходило от полутора до двух часов; то есть было сыграно с каждым по 7 – 8 партий. После этого ребята достаточно хорошо ориентировались на шахматной доске, усвоили правила ходов (Приложение 2).
Затем были проведено 11 шахматных партий. Самая продолжительная партия длилась 50 минут, было сделано 47 ходов (Приложение 3).
Самая короткая партия заняла 28 минут и состояла из 32 ходов. Практические работа показала, что каждый желающий достаточно быстро может освоить игру в шахматы на уровне новичка.
2.5. Авторские шахматы
Мои одноклассники увлеклись игрой в шахматы во время перемен, в группе продленного дня. Нам стало недостаточно наборов игр, имеющихся в классе. Поэтому я решил изготовить дополнительный набор шахмат с помощью родителей (Приложение 4).
Для изготовления шахматной доски использовались фанера, гуашь, мебельный лак.
Для изготовления шахматных фигур я решил не использовать пластилин, потому что в теплом помещении фигуры будут терять свою форму. Я использовал керамическую массу для лепки «Керапласт». Этот материал изготовлен на основе натуральной глины и безопасен. Он полностью готов к работе.
Небольшими порциями я брал «Керапласт» и лепил фигуры. Если на поверхности изделия появлялись трещины, слегка смачивал массу водой. Готовые фигуры сушил двое суток при комнатной температуре. Затем раскрасил половину фигур в чёрный цвет, а вторую половину фигур оставил белыми, такими, какими они были сначала. Высохшие изделия покрыл мебельным лаком. Таким образом я создал набор для игры в шахматы. При случайном падении на пол шахматная фигура не разбилась и не треснула. Значит, созданные мной шахматы ручной работы могут прослужить долго.
В шахматы играли и играют ученые, писатели, художники, музыканты, исторические личности.
Петр I, отправляясь в походы, брал с собой шахматы и двух постоянных соперников.
Увлекалась шахматами Екатерина II.
Л.Н. Толстой играл в шахматы почти ежедневно.
Шахматами увлекались А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов.
За шахматами проводил свой досуг Николай Носов.
В июне 1970 года была сыграна первая космическая шахматная партия между экипажем космического корабля Союз-9 и представителями центра подготовки космонавтов на Земле.
Исследования ученых доказали, что дети, которые играют в шахматы, имеют показатели в школе в три раза выше, чем те дети, которые в шахматы не играют.
Считаю, что поставленной цели я достиг. Мне удалось заинтересовать ребят игрой в шахматы, научить играть на уровне новичка. Ребята считают, что теперь они лучше справляются с математическими заданиями, научились достойно принимать поражение, учитывать свои ошибки. Гипотеза подтвердилась – каждый желающий может научиться играть в шахматы; шахматы – полезная игра.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1. Карпов А.Е. «Учитесь шахматам», - М: Эгмонт Россия, 2005.
2.Карпов А.Е. Серия «Цветной шахматный учебник Анатолия Карпова. Первая сиупень», - М: Русский шахматный дом, 2017 г.
3. Я познаю мир. Шахматы: детская энциклопедия / авт. текста И. М. Линдер. - М.: Астрель: АСТ, 2002.
4.Интернетисточники:
https://www.peoples.ru/sport/chees_player/karpov/
5.Фотографии из личного архива.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Анкета | ||
1 | Знаете ли вы игру «Шахматы»? | |
2 | В какой стране зародилась эта игра? | |
3 | Умеете ли вы играть в шахматы? | |
4 | Хотели бы вы научиться играть в шахматы? | |
5 | Какие качества развивает игра в шахматы? | _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ |
6 | Хотели бы вы узнать больше о шахматах? |
Приложение 2
Процесс обучения одноклассников игре в шахматы
Приложение 3.
Описание ходов самой продолжительной партии
Приложение 4.
Процесс изготовления шахматной доски и шахмат ручной работы
Заяц, косач, медведь и весна
Снегири и коты
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Почему Уран и Нептун разного цвета
Швейня