В связи с современной мировой ситуацией наблюдается важность расширения межкультурных контактов, потребность преодоления коммуникативных и языковых барьеров, возникающих при межкультурном общении людей, формирования толерантного отношения к культуре и традициям другого народа. В то же время процесс обучения в системе российского образования содержит в себе значительные ресурсы для формирования готовности к межкультурной коммуникации.
Вложение | Размер |
---|---|
issld_rabta.docx | 56.6 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа
"Муравленковский многопрофильный колледж"
Научно -практическая работа на тему:
"Формирование представлений о культуре Великобритании у ямальских дошкольников"
Автор: Попович А. А. студентка 2 курса
ГБПОУ ЯНАО "ММК"
Направление подготовки : Дошкольное образование
Научный руководитель: Немцова Ю.С.,
преподаватель ГБПОУ ЯНАО "ММК"
Муравленко, 2019
Содержание
1.2 Индивидуально-типологические особенности ямальских дошкольников 8
1.3 Сравнительная характеристика особенностей Ямала как северного региона и Великобритании 10
Список использованной литературы 25
Язык, который является инструментом познания и средством общения, с помощью которого становится реальным взаимопонимание и взаимодействие между представителями различных лингвокультур, играет важную роль в реализации обозначенных задач.
В связи с современной мировой ситуацией наблюдается важность расширения межкультурных контактов, потребность преодоления коммуникативных и языковых барьеров, возникающих при межкультурном общении людей, формирования толерантного отношения к культуре и традициям другого народа. В то же время процесс обучения в системе российского образования содержит в себе значительные ресурсы для формирования готовности к межкультурной коммуникации.
В настоящие дни существует огромное количество возможностей для практики иностранного языка и для детей дошкольного возраста эти возможности расширились: просмотр обучающих программ на иностранном языке, мультфильмов в Интернете и по спутниковому телевидению, прослушивание аудиозаписей и чтение аутентичных книг со стихами и сказками, выезды за границу, где ребенок оказывается в естественной языковой среде, являющейся мощным механизмом, который может пассивные знания языка переквалифицировать а активные. Приобщение ребенка к иноязычной культуре с раннего возраста становится возможным, благодаря всем перечисленным факторам.
Наиболее часто можно услышать проблему педагогов, работающих с дошкольниками, что при всем обилии и разнообразии печатной продукции трудно подобрать материал, приемлемый для работы именно с дошкольниками. Особенно не хватает информации о странах, их культуре, традициях и обычаях в сопоставлении со своим регионом проживания. Следовательно, существует проблема: где найти материал по страноведению, адекватный возможностям детей дошкольного возраста?
Ямал – северный пульс страны. Суровый, холодный край. Ямал – полуостров на севере Западной Сибири. Ландшафты полуострова – тундра, лесотундра. Полуостров плохо освоен человеком из за сурового климата, сильной заболоченности, повсеместного распространения многолетней мерзлоты, высокий коэффициент влажности, отсутствие лесной растительности, слабо развита транспортная и другая инфраструктура.
Отдалённость от центра России делает отпечаток на культурном развитии.
Великобритания – это единственное соединённое Королевство. Схожесть с Ямалом – островное государство на северо-западе Европы. Это крупнейшее государство в Европе с богатой культурой.
Цель исследования:
- дать представление о культуре Великобритании у ямальских дошкольников.
Задачи:
- Изучить специальную, научную, методическую литературу по проблемам исследования.
- Изучить особенности культуры Великобритании.
- Изучить индивидуально-типологические особенности ямальских дошкольников.
- Сделать сравнительную характеристику особенностей Ямала как северного региона и Великобритании.
- Создать путеводитель на английском языке по соединённому Королевству для ямальских дошкольников в форме проекта «Путешествие в Великобританию».
Методы исследования:
- Анализ, синтез и наблюдение, статистические методы исследования
Ожидаемый продукт:
- Создание путеводителя по достопримечательностям соединённого Королевства Великобритании для ямальских дошкольников.
Традиции и обычаи по праву считаются культурным наследием каждой страны. Они являются основой жизни и становления любого народа. В этих двух понятиях отражаются привычки и устои людей, их самобытность и индивидуальность. Обычаи и традиции служат памятью об истории предков. Их придерживаются и передают из поколения в поколение. У каждого народа своя уникальная история, которую легче понять, зная традиции и обычаи, формировавшиеся с давних времен. Многие из них насчитывают столетия. В некоторых странах соблюдение обычаев и традиций является обязательным условием, так как это не дает забыть о предках и их укладе жизни. Иногда традиции перенимаются другими народами. Это объединяет их в одну большую семью.
Одной из стран, где рьяно хранят и чтут свои традиции и обычаи, является Великобритания. Культура этой страны обладает такими традициями, характерные особенности которых подчас трудно выразить словами, но нельзя не ощутить буквально везде: в поведении, быту, искусстве, языке и религии. Британцам свойственна тоска по прошлому, и для них нет ничего дороже традиций и обычаев. Неважно, каким образом они появились. Главное – это придерживаться их во всем и всегда. Соблюдение традиций для британцев – лучший способ чувствовать себя комфортно, ощущать постоянство во всем.
Великобритания – страна консерваторов.
Главная отличительная черта британцев заключается в их консерватизме. Он проявляется во всем. Люди, воспитанные в духе консерватизма, остаются приверженцами всего старого и проверенного годами. Стремление жить обособленно отражается на облике многих городов. Дома невысокие, двухэтажные, построенные из камня; сверху их покрывают высокой черепитчатой крышей. В сельской местности можно встретить старинные фамильные замки, каждый из которых имеет свою легенду, а часто и свое приведение. Дом и сад для британца большая ценность. Это его маленькая крепость. Большую часть свободного времени народ Великобритании тратит на создание уюта своего домашнего очага, а так же на работу в саду. Британцы с гордостью демонстрируют «зеленые пальцы» (то есть грязные руки с зеленью под ногтями) после работы в саду [4]. В своих мечтах они видят бескрайние зеленые просторы, покрытые плантациями экзотических цветов и кустарников. А свои дворы британцы украшают садовыми гномами. Это любопытное явление отличает их от других народов и дает возможность проникнуть в самое сердце британского характера. По фигурке гнома, его выражению лица можно сделать выводы о хозяине дома.
Хоть у Великобритании и богатые национальные обычаи, но национального костюма эта страна не имеет. Чаще всего за национальный костюм принимают наряд танцоров, исполняющих ритуальный танец моррис. Постепенно народные мотивы ушли из одежды британцев, но все же костюмы имеют отличительные черты, которые в наше время называют «английский стиль». Суть этого понятия кроется в характере одеяния, он должен быть неброским, элегантным и спокойным. Но неотъемлемой традицией является облачение в средневековую одежду королевской семьи во время официальных церемоний. Еще адвокаты и судьи надевают на время заседания мантию и парик [12].
Британские традиционные обычаи тесно связаны с многовековой историей. Возможно самая красивая и завораживающая традиция в Великобритании — смена караула. История смены караула начинается с 1660 года. Суть этой красочной церемонии у Букингемского дворца состоит в смене одних гвардейцев на других. Церемония длится 45 минут. Гвардейцы в ярко-красной форме и высокими медвежьими шапками сменяются под звуки оркестра. Еще одной привлекательной традицией является Церемония Ключей. На протяжении 700 лет каждую ночь тюремщик лондонского Тауэра запирает его ворота. Все ворота должны быть заперты ровно в 21 час и 53 минуты. После этого штатный трубач трубит отбой и церемония завершается. С начала XVII века ежегодно проводится традиционный парад, именуемый «Вынос знамени». Он совершается в честь королевы. В торжестве принимают участие 1400 солдат и офицеров, среди которых 200 конных гвардейцев и 400 музыкантов, играющих на барабанах и волынках [18]. Парад начинается с залпов орудий королевской артиллерии, после чего королева объезжает ряды гвардейцев и возвращается в Букингемский дворец. После этого она продолжает смотр с балкона. Парад завершается демонстрационным полетом военно-воздушных сил. Знамя и карету монарха по очереди несут разные полки гвардии. Эти и другие традиции показывают уважение и преданность британцев к монархии и королевской семье.
Каждый народ помнит свою историю и не забывает о традициях, существующих у далеких предков. «Традиция – это приобретение опыта, минуя осмысление, передача навыка навыком же» [12]. Следуя традициям и обычаям, мы черпаем знания и опыт у своих предшественников. В дальнейшем передаем это и другим поколениям. Так создается история народа, формируется его культура и самобытность. Не стоит забывать и то, что воспитание в себе таких качеств, как уважение и любовь к традициям и обычаям своего народа, приведет к сохранению этой истории и через много тысячелетий после нас.
О традициях и обычаях Великобритании можно говорить долго, но вывод будет один. Британцы чтут и помнят традиции предков и стараются их соблюдать во всем. Уникальные обычаи этой страны отражают ее оригинальность и неповторимость. Британцы сумели сохранить это ценное богатство, данное им предками.
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, благоприятный для формирования высоких нравственных чувств и гражданских качеств, к которым относится чувство патриотизма.
То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе и крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Наш современник академик Д.С. Лихачёв отмечал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству» [10].
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Без знания своих корней, традиций своего края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, дом, город, край, страну, с уважением относящегося к другим народам.
2020-й год – юбилейный год для Ямала: ему исполнится 90 лет! Нам, живущим на земле Ямала, стыдно не интересоваться его историей, народами, живущими здесь испокон веков и культурой, созданной этими народами.
В 1930 году население здесь составляло 30 тыс. человек, которые жили, в основном, натуральным хозяйством. Изменения, произошедшие с регионом за эти годы, грандиозные. Сегодня ЯНАО в пятерке регионов-лидеров РФ по инвестиционной привлекательности, по уровню ВРП на душу населения, по демографическим показателям и многим другим, важнейшим для стабильного развития регионов, направлениям [16].
В результате развития нефтегазового комплекса, сегодня на земле Ямала живут и трудятся представители 80 национальностей. И очень важно, чтобы приезжие носители современной цивилизации с уважением относились к древней уникальной цивилизации коренных жителей этой земли. А психологию народа, его духовный мир, нравственность невозможно понять, подробнейшим образом не изучив, не осмыслив обычаи, по которым жили многие поколения. Традиции - это своеобразный источник знания истории и культуры любого народа.
Округ расположен в северной части Западно-Сибирской равнины, площадь его составляет 750,3 тыс. кв. км. С севера омывается Карским морем. В пределы округа входят восточные склоны Полярного Урала, Западная часть Гыданского полуострова, Тазовского полуострова, полуостров Ямал. На большей части округа распространена разной глубины залегания вечная мерзлота. Коренными жителями являются ненцы, селькупы, ханты коми-зыряне [16].
Суровые природные условия Севера сформировали совершенно особое мировоззрение, быт, уклад жизни, которые легли в основу самобытной уникальной культуры, объединившей человека и его среду в единое неразрывное целое. Знание и понимание этой культуры способствуют стабилизации межнациональных отношений между народами, проживающими сейчас на Ямале, т.к. многие конфликты возникают из-за нарушения чужих представлений и норм жизни. Кроме того, некоторые сложившиеся обычаи и традиции можно было бы принять и нам, представителям других культур. Особенно это касается взаимоотношений с природой.
Известный писатель – ученый А.К. Омельчук отмечает, что этика Севера уникальна, и к тому же он полагает, что именно такое присущее северянам экологически бережное отношение к окружающей природе должно распространяться на все планету [13].
Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, краю и родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий. Одна из задач дошкольного воспитания состоит в том, чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего родного края творческим, развивающим и интересным для ребенка. Работа по патриотическому воспитанию должна носить целостный характер, она требует проведения систематических мероприятий, способствующих привитию детям чувства любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.
Ямало-Ненецкий автономный округ расположен в арктической зоне Западно-Сибирской равнины, в центре Крайнего Севера России. Его площадь – 769 250 кв. км, что в несколько раз превышает площадь среднего государства Западной Европы [16].
Более половины территории расположено за Полярным кругом. Расстояние от окружного центра до Москвы – 2 436 км.
Территория округа располагается в трех климатических зонах: арктической, субарктической и зоне северной (таежной) полосы Западно-Сибирской низменности. Климат – континентальный, определяется наличием многолетней мерзлоты, близостью Северного Ледовитого океана, обилием заливов, рек, болот и озер.
Для округа характерны длительная (до восьми месяцев) зима, короткое (в среднем около 50 дней) лето, сильные ветры, небольшая величина снежного покрова. Среднегодовая температура воздуха – минус 10°С.
Крупнейшие населенные пункты региона – города Новый Уренгой, Ноябрьск, Надым. Столица округа – город Салехард (до 1933 г. – Обдорск) – основан русскими казаками в 1595 г. [16].
Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) является стратегическим регионом России. Он один из наиболее интересных и противоречивых субъектов Российской Федерации. ЯНАО входит в состав Тюменской области и является частью региона-матрешки совместно с Ханты-Мансийским автономным округом. Территория округа расположена в природно-климатической зоне Крайнего Севера и Полярного круга, что осложняет жизнедеятельность людей и непосредственно влияет на развитие инфраструктуры.
По данным Федеральной службы государственной статистики на 01 января 2018 года численность населения округа составила 538,0 тыс. человек. Плотность населения – 0,7 человека на квадратный километр, удельный вес городского населения – 83,7% [16].
Территорию округа населяют представители многих народов. Коренными среди них являются ненцы, селькупы и северные ханты. Сегодня к коренным этнографическим группам можно отнести старожильческое население коми-зырян и русских, их этнокультурное взаимодействие с автохтонным населением было интенсивным.
Титульными среди коренных народов являются представители самодийской группы уральской языковой семьи — ненцы (ненэць, ненэй ненэць). На территории округа выделяют две этнографические группы ненцев: сибирская тундровая и сибирская лесная. От других народов Крайнего Севера язык и культуру ненцев отличает монолитность (специфический диалект имеет лишь группа лесных ненцев, компактно проживающая в округе).
ЯНАО – один из самых многонациональных регионов Российской Федерации. В округе проживают представители 112 народностей и национальностей. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года доля аборигенного населения в общей численности населения округа составила восемь процентов (41,2 тыс. человек), кочевой образ жизни ведут более 13 тыс. человек (что составляет 32% от всего аборигенного населения). Согласно переписи национальный состав населения округа представлен следующим образом: русские 61,7 %; украинцы – 9,7%; ненцы – 5,9%; татары – 5,9%; ханты – 1,9 % [16].
В Ямало-Ненецком автономном округе отмечается высокий естественный прирост населения (в 2016 году он составил 5 436 человек). Смертность имеет отрицательную динамику, в то время, как показатель рождаемость стремится вверх. По уровню рождаемости ЯНАО входит в десятку ведущих регионов России.
В сфере образования в ЯНАО ведется работа по созданию современной образовательной среды «умной школы», обеспечивающей школьникам доступность к проведению исследований, конструированию, моделированию в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами [14].
В школах-интернатах проводится работа по поэтапному обустройству школьных этнопарков, изучению культуры коренных народов Севера, освоению школьниками традиционных технологий и ремёсел.
На Ямале активно расширяется сеть корпоративных профильных классов, объединений научно-технической направленности, действуют два технопарка. Данным направлением работы охвачено более 12,5 тысяч детей [14].
Отчётливая положительная динамика среднедушевых денежных доходов населения говорит о хорошем состоянии экономики и жизнедеятельности.
Ямало-Ненецкий автономный округ – один из самобытных регионов России. Основу культуры Ямала составляют многонациональные традиции народов, населяющих регион.
На территории автономного округа в течение ряда лет ведутся системные преобразования: строительство и реконструкция объектов культуры, развитие кадрового потенциала отрасли.
Кроме того, реализуются долгосрочные культурно-просветительские проекты, направленные на знакомство зрителей с многообразием жанров, стилей, направлений классического и современного театрального и музыкального искусства, осуществление традиционных культурных проектов – «Театральный фестиваль», «Филармонические сезоны», «Гастрольная карта Ямала», «Филармония для детей и юношества» и др. [15].
Сегодня все библиотеки и музеи автономного округа оснащены компьютерной техникой и обеспечены доступом к сети Интернет, доля библиотечного и музейного фонда, занесенных в электронный каталог автономного округа, составляет 100%.
Рассмотрим особенности Великобритании.
Название страны: Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Столицей государства является город Лондон.
Главой государства является королева Елизавета II (с 6.02.1952 г.), принадлежащая к Виндзорской династии английских монархов [5]. Королева считается верховным носителем исполнительной власти, главой судебной системы, верховным главнокомандующим вооруженных сил, светским главой англиканской церкви, имеет формальное право распускать палату общин, санкционировать законопроекты, принятые парламентом, ратифицировать международные договоры и созывать парламент на сессии. Однако на практике все основные королевские прерогативы осуществляются парламентом и кабинетом министров.
Этноконфессиональный состав населения.
Население – 64, 1 млн. чел (на 2015 год). Англия (84%), Шотландия (8,3), Уэльс (4,8%), Северная Ирландия (2,9%) [5].
Этнический состав – англичане (76%), шотландцы (5,8%), валийцы (3,1%), индийцы (2,3%), ирландцы (1,9%), пакистанцы (1,8%), поляки (0,9%), бангладешцы (0,7%), китайцы (0,5%), арабы (0,4%), выходцы из стран СНГ (0,3%), иранцы (0,1%), другие (6,1%). Государственная религия - англиканская (27 млн. чел.) в Англии и Уэльсе (глава церкви – монарх), пресвитерианская в Шотландии [5].
Великобритания занимает довольно выгодное экономико- географическое положение. Государство располагается на Британских островах (остров Великобритания, северо-восточная часть острова Ирландия, а также большое количество более мелких островов и архипелагов, среди которых Гебридские, Оркнейские и Шетландские острова, Англси, Уайт, Арран) в Атлантическом океане. Омывается Кельтским, Ирландским, Северным и Гебридским морями. На современном этапе Великобритания является одной из ведущих держав мира, активно участвующих в системе международных отношений.
На современном этапе Великобритания является одним из тех государств, которые участвуют в выработке ключевых международных решений, определяющих тенденции развития мировых политических процессов и всего мирового сообщества в целом. Что касается взаимоотношений с Российской Федерацией, то на современном этапе британо-российские отношения носят весьма противоречивый характер. Противоположные взгляды на украинский кризис, следование Великобритании в политическом фарватере США и другие факторы значительно осложняют диалог между двумя странами [2]. Отношения между государствами характеризуются неустойчивостью и во многом зависят от политической конъюнктуры как в самой Великобритании, так и на Западе в целом.
Различным проблемам современного межкультурного взаимодействия в России и в зарубежных странах в настоящее время посвящается большое количество теоретических, а также практических различных исследований. Сложившаяся сегодня ситуация, в целом, характеризуется ростом мобильности всех людей [8]. Поэтому данные исследования становятся постепенно все более актуальными. В настоящее время активное изучение различных иностранных языков, а также активное их использование как основного средства современного международного общения невозможно без широкого и разностороннего знания культуры различных носителей этих языков, а также их определенного менталитета, образа жизни и национальных особенностей. Лишь сочетание двух основных видов знания, а именно языка и культуры может сегодня обеспечить высокоэффективное общение между различными представителями совершенно разных культур. С активным развитием глобализации различные международные контакты постепенно становятся намного более тесными, что же касается практики международных переговоров, то она становится намного интенсивнее.
Итак, мы рассмотрели особенности Ямала как северного региона нашей страны и Великобритании. Можно заключить, что имеются схожие черты у двух рассматриваемых культур:
1. Многонациональный состав территории.
2. Наличие собственных традиций и обычаев.
И на Ямале и в Великобритании проживают люди различных национальностей. Тем самым происходит межкультурное взаимодействие. Межкультурное взаимодействие – это понятие, которое способно объяснять стремление к встрече и взаимопроникновению различных по уровню и качеству самостоятельных культурных образований, самобытных и оригинальных по форме и содержанию.
Среди особенностей межкультурного взаимодействия следует отметить то, что в нем превалирует подлинный интерес к самобытному образу жизни соседей. В межличностных и межгрупповых отношениях наблюдается этнопсихологическая гибкость, готовность приспосабливаться к традициям и образу мышления и поведения членов иной этнической группы при сохранении собственной идентичности [3].
Эффективность различных современных определенных образовательных коммуникаций по большей части зависит именно от умения учитывать все национальные обычаи и особенности, а также традиции различных участников процесса обучения. Постепенно выстраивая тактику и стратегию в сфере образования, эффективно выбирая образовательные технологии, нужно всегда учитывать основные социокультурные особенности стран изучаемого языка, а также их психологию, менталитет, культуру, традиции и обычаи. Данные знания намного быстрее помогают найти общий язык с различными культурами. Таким образом, можно сказать, что изучение особенностей культуры и коммуникации зарубежных стран представляет на сегодняшний день большой интерес. Это и подчеркивает актуальность нашего исследования, и натолкнуло нас на создание путеводителя на английском языке по соединённому Королевству для ямальских дошкольников на тему «Путешествие в Великобританию».
Наш проект носит название «Путешествие в Великобританию» и рассчитан для детей старшего дошкольного возраста.
I этап проекта.
Целью работы с детьми на первом этапе проекта является формирование у детей представления о стране изучаемого языка, формирование элементарных навыков общения на английском языке, посредством творческой деятельности.
На данном этапе реализуются следующие задачи:
- обучающая: знакомить детей с новыми лексическими единицами по теме «Великобритания»;
- воспитательная: воспитывать интерес к стране изучаемого языка, создавать атмосферу дружелюбия к культуре другой страны;
- развивающая: развивать навыки говорения, развивать умение ритмично располагать формы, в зависимости от формы листа и имеющихся на нем изображений (аппликация).
Материал и оборудование: карта Великобритании, карта мира, лист-шаблон с изображением карты мира без острова Великобритания лист-шаблон в форме острова
Лексические единицы: Great Britain, island, country, the world.
На первом этапе проекта осуществляется знакомство детей с главным героем, сопровождающим детей в процессе изучения лингвострановедческого материала – Винни-Пухом. Педагог представляет героя, рассказывает об авторе произведений о «Винни Пухе», о реальном прототипе медвежонка. Кратко затрагивает тему о Лондоне и Лондонском зоопарке. Напоминает детям о столице нашей родины - Москве. Педагог рассказывает детям о том, что Великобритания – это остров-государство, состоящее из «исторических провинций», которые называются Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия.
Под руководством педагога дети изучают карту мира, подробно рассматривая карту Великобритании, отмечают цветовую палитру карты.
В процессе реализации главной цели проекта на первом этапе осуществляется творческая деятельность – аппликация. Дети наносят на лист-шаблон с изображением карты мира без острова Великобритания лист-шаблон в форме острова.
Во время занятия регулярно происходит смена деятельности детей. Непосредственно перед творческой деятельностью педагог проводит с детьми пальчиковую игру, чтобы помочь детям убрать напряжение с рук. Известно, что пальчиковые игры, так же как и творческая деятельность, развивают мозг ребенка и способствуют развитию речи. Благодаря пальчиковым играм улучшается произношение звуков.
Важным моментом в работе является и физкультминутка. Дети отдыхают от проделанной работы.
В результате проделанной работы дети усваивают такие лексические единицы, как Great Britain, island, country, the world.
II этап проекта.
Целью работы с детьми на втором этапе проекта является знакомство детей с флагом Великобритании, формирование элементарных навыков общения на английском языке, посредством творческой деятельности.
На данном этапе реализуются следующие задачи:
- обучающая: знакомить детей с новыми лексическими единицами по теме флаг Великобритании;
- воспитательная: воспитывать интерес к стране изучаемого языка, создавать атмосферу дружелюбия к культуре другой страны;
- развивающая: развивать навыки говорения, развивать умение ритмично располагать формы, в зависимости от формы листа и имеющихся на нем изображений (аппликация).
Материал и оборудование: иллюстрация флага Великобритании, в отдельных его частях – флага Англии, Шотландии, Ирландии, альбомные листы, карандаши.
Лексические единицы: a flag, Union Jack, United Kingdom, colour, red, blue, white
На втором этапе проекта с помощью героя Винни Пуха педагог знакомит детей с флагом Великобритании, отмечая его историческую значимость и подробно останавливаясь на его истории. Вниманию детей предлагается рассказ, о том, что этот флаг символизирует объединение трех стран Англии, Шотландии и Уэльсе, британские дети называют свой флаг Юнион Джек, что обозначает «Объединение флагов».
Дети рассматривают каждую часть (крест) флага, узнают, что прямой красный крест на белом фоне называется «Крест святого Георгия» и является символом Англии. Белый косой крест на синем фоне – «крест Святого Андрея», покровителя Шотландии. А красный крест по диагонали на белом фоне – крест Святого Патрика, покровителя Ирландии.
После присоединения Ирландии в 1801 году на флаге появился красный крест Святого Патрика. В итоге образовался очень красивый флаг Объединенного Королевства Великобритании.
В качестве творческой деятельности детям предлагается изобразить флаг Великобритании с помощью простого и цветных карандашей.
Непосредственно перед творческой деятельностью проводится пальчиковая гимнастика.
В процессе усвоения нового лингвострановедческого материала, а также творческой деятельности, дети запоминают такие слова, как a flag, Union Jack, United Kingdom, colour. Повторяют лексику по теме «Цвета» (red, blue, white).
В итоге результатом второго этапа проекта происходит обогащение словарного запаса детей, усвоение новых лексических единиц.
III этап проекта.
Целью работы с детьми на третьем этапе проекта является знакомство детей со столицей и королевской семьей Великобритании, формирование элементарных навыков общения на английском языке, посредством творческой деятельности.
На данном этапе реализуются следующие задачи:
- обучающая: знакомить детей с новыми лексическими единицами по теме столица и королевская семья Великобритании;
- воспитательная: воспитывать интерес к стране изучаемого языка, создавать атмосферу дружелюбия к культуре другой страны;
- развивающая: развивать навыки говорения, развивать умение ритмично располагать формы, в зависимости от формы листа и имеющихся на нем изображений (аппликация).
Материал и оборудование: иллюстрации достопримечательностей Лондона, Букингемского дворца, фотографии членов королевской семьи, бумажные короны.
Лексические единицы: a palace, royal family, queen, king, prince, princess, give me, please, stand up, sit down, I am… .
В процессе образовательно-игровой деятельности герой Винни Пух предлагает детям отправиться в столицу Соединенного Королевства Великобритании Лондон. Дети рассматривают слайд-шоу с фотографиями общественно значимых мест города. Подробно останавливаются на Букингемском дворце.
Педагог в лице героя рассказывает детям о том, что в настоящее время королевскую семью возглавляет Королева Елизавета II. Королева находится уже в преклонном возрасте. Муж королевы – герцог Эдинбургский, вопреки всем ожиданиям королем не является. Но их дети настоящие принцы, и принцессы. Принц Чарльз, принцесса Анна, принцы Эндрю и Эдвард.
Детям демонстрируются слайды с фотографиями королевской семьи, и кратко рассказывается о порядке престолонаследия. Дети знакомятся с резиденцией королевской семьи – Букингемским дворцом, рассматривают иллюстрации с его внешним и внутренним убранством.
В качестве творческой деятельности детям предлагается игра – драматизация, постановка сценок из жизни королевской семьи.
Результатом окончания третьего этапа является усвоение детьми новых слов: a palace, royal family, queen, king, prince, princess. А также речевых оборотов: give me, please, stand up, sit down, I am… .
IV этап проекта.
Целью работы с детьми на 4 этапе проекта является знакомство детей с праздниками Великобритании, формирование элементарных навыков общения на английском языке, посредством творческой деятельности.
На данном этапе реализуются следующие задачи:
- обучающая: знакомить детей с новыми лексическими единицами по теме «Праздники Великобритании»;
- воспитательная: воспитывать интерес к стране изучаемого языка, создавать атмосферу дружелюбия к культуре другой страны;
- развивающая: развивать навыки говорения, развивать умение ритмично располагать формы, в зависимости от формы листа и имеющихся на нем изображений (аппликация).
Материал и оборудование: иллюстрация флага Великобритании, в отдельных его частях – флага Англии, Шотландии, Ирландии, альбомные листы, карандаши.
Лексические единицы: holidays, St Valentine Day, festival, cards, to love, I love you, Halloween, witch, ghost.
Данный этап делится на два подэтапа. В процессе реализации четвертого этапа проекта, детям предлагается лингвострановедческий материал на тему «Праздники Великобритании».
В начале дети рассказывают Винни Пуху о традиционных праздниках России. Затем Винни Пух предлагает детям узнать о праздниках людей, живущих в Британии. Первым делом речь идет о Дне Святого Валентина. Детям предоставляется информация об истории этого праздника. Ребята узнают о том, что существует несколько версий его возникновения. Винни пух рассказывает о двух из них. Во время рассказа демонстрирует слайд-шоу с историческими иллюстрациями.
В качестве творческой деятельности детям предлагается самостоятельно сделать «валентинки» из цветной бумаги посредством аппликации.
На втором этапе Винни Пух уделяет внимание другому популярному в Великобритании празднику «Хэллоуин». Дети узнают о причинах празднования данного праздника 31 октября, о том, как принято его отмечать в западных странах.
Творческая деятельность – лепка. Дети лепят тыкву Jack-o'-lantern.
В результате к концу этого этапа, дети владеют следующей лексикой: holidays, St Valentine Day, festival, cards, to love, I love you, Halloween, witch, ghost.
В результате изучения специальной, научной, методической литературы по проблемам исследования мы рассмотрели особенности культуры Великобритании, определили индивидуально-типологические особенности ямальских дошкольников, сравнили особенности Ямала как северного региона и Великобритании. Итогом нашего исследования стало создание путеводителя на английском языке по соединённому Королевству для ямальских дошкольников в форме проекта на тему «Путешествие в Великобританию».
Наш проект разделен на 4 этапа.
Цель работы с детьми на первом этапе проекта – формирование у детей представления о стране изучаемого языка, формирование элементарных навыков общения на английском языке, посредством творческой деятельности. Дети на данном этапе изучают такие лексические единицы как: Great Britain, island, country, the world.
Целью работы с детьми на втором этапе проекта является знакомство детей с флагом Великобритании, формирование элементарных навыков общения на английском языке, посредством творческой деятельности. Лексическими единицами этого этапа являются такие единицы как: a flag, Union Jack, United Kingdom, colour, red, blue, white
Цель работы с детьми на третьем этапе - знакомство детей со столицей и королевской семьей Великобритании, формирование элементарных навыков общения на английском языке, посредством творческой деятельности. На этом этапе дети изучают такие лексические единицы как: a palace, royal family, queen, king, prince, princess, give me, please, stand up, sit down, I am… .
Целью работы с детьми на заключительном 4 этапе проекта является знакомство детей с праздниками Великобритании, формирование элементарных навыков общения на английском языке, посредством творческой деятельности. Дети изучают лексические единицы: holidays, St Valentine Day, festival, cards, to love, I love you, Halloween, witch, ghost.
Тематика предлагаемого проекта требует обязательное использование карт, рисунков, фотографий, различных символических значков (иллюстративные материалы, без которых детям будет гораздо труднее усвоить новую для них информацию страноведческого характера).
Необходимо помнить о необходимости неоднократного проговаривания предъявляемого материала. Особенности восприятия детей дошкольного возраста требуют от педагога использования специальных речевых приемов, направленных на облегчение запоминания. Очень важны и образно-звуковые ассоциации (как, например, со словом «Лондон»): они помогают детям быстрее запомнить новое слово. Весьма ощутимую помощь окажут эмоциональные интонации педагога, его жесты и мимика.
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Флейта и Ветер
Как Снегурочке раскатать тесто?
Осенняя паутина