Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_kompyuternyh_tehnologiy_na_stanovlenie_lichnosti_detey.docx | 57.61 КБ |
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Межшкольный учебный комбинат п. Пионерский»
Тема:
«Влияние компьютерных технологий на становление личности детей»
Автор: Коробкова Елизавета -
обучающаяся в МАУ ДО «МУК п. Пионерский»
по программе «Система дорожной безопасности «Человек-
автомобиль-дорога»
Руководитель: Соколова Ольга Юрьевна,
педагог дополнительного образования.
п.г.т. Пионерский,
2019 год
\
Тема: «Влияние компьютерных технологий на становление личности детей».
1.Аннотация
В России информационные технологии стали неотъемлемой частью сегодняшней жизни современных подростков. Это для взрослого поколения они ещё по привычке называются новейшими технологиями. А для детей это уже обыденная нормальная составляющая жизни. Это сильно упростило как жизнь в целом, так и ее отдельные составляющие. Это существенно расширило возможности, в том числе и обучения.
Однако, не все изменения нашей жизни, привнесенные информационными технологиями, носят позитивный характер. Родителей все больше волнует то, что увлечение компьютером начинает доминировать, вытесняя приобщение к культурным и эстетическим ценностям, художественной литературе и даже все естественные потребности, включая сон и принятие пищи, общение с друзьями.
Цель работы – На основе более глубокого анализа проблемы осознать масштаб негативного влияния чрезмерного увлечения компьютерными играми детей и подростков на формирование и развитие их личности.
Данная цель достигается последовательным решением следующих задач:
1. Провести теоретический анализ основ исследования компьютерной зависимости.
2. Провести экспериментальное исследование подростков с компьютерной зависимостью.
3. Разработать программу по профилактике и коррекции компьютерной зависимости у подростков.
Актуальность данного исследования: В настоящий момент возрастает количество детей и подростков, увлекающихся компьютерными программами, в том числе и играющих в компьютерные игры. В последние годы компьютерные игры накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр, оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. Для достижения цели использовались общетеоретические методы исследования: анализ литературных источников, сравнительный анализ, опрос.
Практическая значимость работы: состоит в том, что результаты исследования могут быть полезны школьным психологам для профилактики компьютерной зависимости в подростковом возрасте, в рамках психологического консультирования, классным руководителям и родителям компьютерозависимых детей.
Объект исследования – подростки в возрасте от 10 до 15 лет.
Предмет исследования – компьютерная зависимость.
1.1 Исследования компьютерной зависимости подростков
Прежде всего, рассмотрим само понятие «компьютерная зависимость». Этот термин был заимствован из лексикона вречей-психиатров, на основании того, что у многих людей, при долгом и частом использовании компьютера наблюдаются социальные и психологические проблемы, характерные для людей больных разными формами зависимости. Всего может наблюдаться от одного до десяти симптомов зависимости, или аддикции.
Например: увеличение времени, проводенным за компьютером, беспокойство при отсутствии возможности использования компьютера, нахождении в реальном мире, обман или скрывание количества времени, проведенного в виртуальном пространстве, вялые процессы функционирования в реальном мире. Кроме того, злоупотребление компьютером ведет к социальной изоляции, депрессии, неудачам в учебе, финансовому неблагополучию.
Компьютерная зависимость включает в себя различные отдельные пристрастия: к компьютерным играм, бесцельным и долгим путешествиям по Интернету, к азартным онлайн-играм, электронным покупкам, виртуальные знакомства. При этом в тяжелых случаях, все это не просто забирает у человека время и ухудшает его физическое здоровье, но может привести к разрушению личности.
Компьютерная зависимость - болезнь не менее серьезная, чем другие, более известные аддикции: наркомания или алкоголизм. Здесь действуют похожие механизмы.
Современными учеными доказано, что одним из важнейших факторов формирования компьютерной аддикции являются свойства характера человека. Как правило, зависимый от компьютера человек обладает ранимостью, повышенной обидчивостью, высокой тревожностью, низкой самооценкой, склонностью к депрессии, низкой стрессоустойчивостью, неспособностью разрешать конфликты, уходом от проблем. Подростки, страдающие компьютерной зависимостью, чаще всего, не умеют строить отношения со сверстниками и противоположным полом, плохо адаптируются в коллективе. Они видят выход в уходе от жизненных трудностей в виртуальный мир компьютера, что постепенно формирует компьютерную зависимость.
Для многих зависимых людей, а особенно подростков, уход в виртуальную среду является одним из способов приспособления к этому жестокому миру. Такие личности испытывают трудности в выражении своих эмоций, не могут наладить контакты с близкими и сверстниками, что вызывает у них дискомфорт, а поэтому стараются избегать подобных ситуаций, и ищут более безопасный, опосредованный способ взаимодействия со средой, в данном случае, через компьютер. Кроме того, виртуальная среда служит также средством самозащиты: здесь у такого человека не бывает плохого настроения, не возникает чувства боли, никто не унизит и не обидит его.
Тем не менее, как это происходит и с другими аддикциями, личности, страдающие компьютерной зависимостью испытывают недостаток внимания, чувство одиночества, не получают помощи и взаимопонимания со стороны близких людей, а поэтому, испытывают связанную с этим постоянную эмоциональную напряженность и тревогу. Именно поэтому такой человек больше всего и нуждается в поддержке близких, психологически грамотном сопровождении его в преодолении трудностей, различных жизненных ситуаций. Некоторые исследователи напрямую связывают проявления компьютерной зависимости в школьные годы, а ее разгар на первых курсах вуза, когда особенно необходима самостоятельность в принятии решений и стрессоустойчивость.
Именно по этим причинам, понятие «компьютерная зависимость» часто относят к психологическим понятиям.
Другие исследователи видят основы формирования компьютерной зависимости в связи с особенностями воспитания и отношений близких родственников в семье - это может быть, как гиперопека, так и завышенные требования и, вытекающий отсюда «комплекс неудачника». Кроме того, проблема может быть в нарушенных отношениях среди других членов семьи, затруднениях в общении и взаимопонимании.
Из различных видов компьютерных зависимостей, наиболее сильно человек подвержен игровой зависимости, что обуславливает особенностями самой компьютерной игры: быстрой сменой событий в компьютерных играх, не повторяемостью, динамичностью игры, непрерывностью самого процесса. Полное погружение в игру создает эффект участия игрока в виртуальной реальности, в существующем только для него сложном и подвижном процессе. Именно это свойство компьютерных игр не позволяет человеку, страдающему игровой зависимостью прервать процесс для выполнения каких-либо социальных обязательств в реальной жизни.
Компьютерная зависимость иногда может также возникать, как следствие других заболеваний: депрессии или шизофрении, в таких случаях требуется срочное вмешательство психиатра или психотерапевта, и, возможно, лекарственная терапия. Несмотря на кажущуюся внешнюю безобидность, компьютерная зависимость опасна тем, что формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная аддикция: курение, наркотики, алкоголь, страсть к азартным играм. Подсчитано, что в среднем требуется не более полугода-года для становления компьютерной зависимости.
Таким образом, основными критериями, определяющими компьютерную аддикцию, включая интернет-зависимость, игровую зависимость, можно считать следующие:
1. Прежде всего, нежелание отвлечься от работы на компьютере или компьютерной игры, при вынужденном отвлечении – раздражение.
2. Неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером.
3. Расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в т.ч. игр), так и устройств компьютера.
4. Забрасывание домашних дел, обязанностей, учебы, забывание о встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере.
5. Часто пренебрежение человеком, страдающим компьютерной зависимостью, собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером. Удовлетворение нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера. Злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами.
6. Ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером.
7. Обсуждение компьютерной тематики со всеми окружающими и сведущими в этой области людьми.
Если говорить о физических аспектах компьютерной зависимости, то они характеризуются общим истощением организма - хронической усталостью. Как уже было сказано, люди, страдающие компьютерной зависимостью, пренебрегают сном и отдыхом. При этом, эйфория и возбужденность, вызванная играми или пребыванием в Интернете, могут маскировать усталость, что становится причиной еще большего утомления организма. В связи с этим, на фоне компьютерной зависимости могут возникнуть различные нарушения психики и поведения.
Соответственно, пренебрежению подвергаются не только отдых и полноценный сон, но и принципы питания. Одним из физиологических последствий компьютерной зависимости являются различные заболевания желудочно-кишечного тракта: гастриты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, хронические запоры, геморрой.
Всем известно и отрицательные последствия длительного пребывания за компьютером для состояния опорно-двигательного аппарата и глаз. На фоне компьютерной зависимости часто возникают искривления позвоночника, миопия, дальнозоркость, глаукома, синдром «сухого глаза».
Особенности детской компьютерной зависимости требует отдельного разговора. Мнения ученых о влиянии компьютера на развитие детей очень противоречивы. Столь же противоречивы и данные, получаемые в психологических исследованиях о влиянии компьютера на психическое развитие, становление личности детей и взрослых.
В различных педагогических исследованиях получено множество аргументов, говорящих за использование компьютера в обучении школьников – это и положительное влиянии на умственное развитие детей, расширяющиеся возможности для развития, доступность информации. На сегодняшний момент создано и создается большое количество специальных обучающих программ – причем, как для школьников и студентов, так и для дошкольников. При этом, доказана и эффективность овладения многими навыками, например, счетом, чтением, использованием географических карт, когда для этого используется помощь компьютера. Но, естественно, нужно помнить и о другой стороне компьютеризации образования и мира детства.
Здесь выходят на поверхность опасности, подстерегающие ребенка, приобщившегося к виртуальному миру. Это могут быть и нарушения нормального общения с детьми и взрослыми, и потеря эмоциональной чувствительности, избыточный вес, болезни от перенапряжения глаз и многое другое. Самая большая проблема – это уход ребенка в виртуальный мир, замена реальной жизни виртуальной, и другие следствия возникновения «компьютерной зависимости» в детском и подростковом возрасте.
Так как компьютерная зависимость характеризуется стремлением уйти от повседневной жизни, то в этот момент ребенок не только отбрасывает насущные заботы на задний план, но и, главное, происходит, торможение работы его психики, а в серьезных случаях прекращается индивидуально-личностное развитие.
Все вышесказанное приводит к уходу ребенка от проблем повседневной жизни в новую, виртуальную реальность. Незрелость детской психики не позволяет эффективно сопротивляться погружению в виртуальный мир. Дети, да и подростки еще не имеют необходимых психологических механизмов защиты, и, следовательно, их психика подвергается жесткому давлению, что может привести к появлению приступов панического ужаса, тревоги, агрессии, раздражения, ночных кошмаров, навязчивых неврозных состояний. Постепенно у детей, при постоянном взаимодействии с компьютером, нарушается режим дня, что ведет к потере чувства времени, нарушениям сна. Под воздействием компьютера (особенно компьютерных игр) у детей трансформируется режим дня и ночи – у них могут наблюдаться резкие телодвижения и вскрики во время сна.
Так как формирование навыков общения с другими людьми, а также эмоциональной сферы ребенка формируются в большей степени при общении с родителями и сверстниками, при чтении сказок, непосредственном взаимодействии со средой, то искажение истинного представления об окружающем, неправильное и представления о виртуальном мире, как о реальном, приводит к печальным и трудно поддающимся коррекции последствиям.
В целом, дети и подростки, подверженные компьютерной зависимости, отличаются от людей, адекватно относящихся к компьютеру. С появлением признаков компьютерной зависимости стали проводиться различные исследования, результаты которых должны были дать ответы на несколько вопросов о том, как возникает компьютерная зависимость, в чем она выражается и как ее лечить.
Данные исследования проводили зарубежные психологи М. Шоттон, Ш. Текл и К. Янг.Ими были предложены 9 признаков, по которым можно выявить наличие компьютерной зависимости у детей и подростков. Рассмотрим эти признаки:
1. При попытке отвлечь от игры на компьютере, ребенок выражает яркое нежелание делать это.
2. Даже если ребенка все же смогли отвлечь от компьютера, то он становится очень раздражительным.
3. Ребенок не способен планировать время, когда он закончит игру на компьютере.
4. Ребенок расходует практически все карманные деньги, на то, чтобы обновлять программы на компьютере и приобретать все новые и новые игры.
5. Постоянно забывает о домашних делах и обязанностях, в том числе о об учебе.
6. Полностью сбивается график питания и сна, ребенок начинает пренебрегать своим собственным здоровьем.
7. Часто, для того, чтобы поддерживать себя в бодрствующем состоянии, подросток начинает злоупотреблять кофе и другими психостимуляторами, а прием пищи происходит без отрыва от компьютера.
8. Когда ребенок начинает играть или работать на компьютере, он ощущает эмоциональный подъем, испытывает чувство эйфории, когда находится за компьютером.
9. Ребенок предвкушает и продумывает со всеми подробностями свое последующее нахождение в мире компьютерной фантастики, что способствует улучшению настроения и захватывает все помыслы, много мечтает о том, как скоро он начнет играть.
Кроме того, у растущего организма ребенка со временем появляются нарушения в функционировании системы пищеварения и болевые ощущения в области позвоночника, лопаток и запястий рук, а регулярное раздражение глазных яблок способствует появлению головных болей и проблем со зрением.
Исследования А.Е. Войскунского, Л.И. Шакирова показали, что компьютерные игры могут приводить к негативным последствиям, затрагивающим все уровни психической структуры личности подростка и ребенка.
Многие исследователи отмечают и отрицательное влияние на физическое здоровье подростка, на положительное отношение к школе и успеваемость (А.Г. Шмелёв), а также на поведение (О.Н. Арестова) при развитии у подростка компьютерной зависимости.
Особенности пубертатного периода являются фактором риска для возникновения компьютерной зависимости у подростков, как и сами психологические особенности этого периода высокая сензитивность к любым внешним влияниям, перестройка ранее сложившихся психологических структур, изменения в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Компьютерная зависимость усугубляет подростковое демонстративное неповиновения, как один из видов девиантного поведения, что чревато личностными изменениями: повышенной обидчивостью, конфликтностью, подозрительностью, стремлением говорить неправду, уходу от ответственности в принятии решений, поиску оправдательных аргументов, стереотипностью поведения, повышенной тревожностью.
В качестве одной из предпосылок развития зависимого поведения у подростков можно выделить достаточно низкий уровень самостоятельности и свободы в выборе поведения, характерный для некоторых подростков и высокую восприимчивость к внешнему воздействию, определенного характера.
В исследованиях Е.Ф. Польшаковой показано, что развитию аддиктивного поведения в подростковом возрасте могут способствовать трудные жизненные ситуации. При этом в подростковом возрасте может наблюдаться недостаточное развитие социальных навыков и личностных ресурсов, что приводит к уходу от решения проблем, вызванных стрессовыми ситуациями.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что компьютерная зависимость, как одна из форм аддикций, характеризуется определенным поведением и характерными признаками. Особенно подвержены компьютерной зависимости дети и подростки, в связи с возрастными особенностями.
1.2 Причины возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков
Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования показал, что основной группой риска для развития компьютерной зависимости являются подростки в возрасте от десяти до восемнадцати лет.
Кроме возрастных особенностей поведения и развития психических процессов, этому способствуют широкое распространение домашних компьютеров, легкость подключения к Интернету, компьютеризация школьных программ обучения, большое количество игровых компьютерных клубов. При этом, в группу риска чаще попадают мальчики, в силу большей развитости чем у девочек, таких черт характера, как конкурентность, соревновательные мотивы, стремление к первенству.
Компьютерная зависимость может возникнуть как у подростков, так и в более раннем возрасте. Например, у младших школьников в силу возрастных особенностей психика характеризуется определенной нестабильностью. В этом возрасте происходит смена основного вида деятельности: игра сменяется учебой. Нестабильность психики ребенка является одним из оснований возникновения различных видов зависимостей, и не только компьютерных. Кроме того, психика ребенка этого возраста наиболее подвержена привыканию при систематическом воздействии на нее.
Доказано, что в основе формирования патологического пристрастия к компьютеру лежит нарушение психических механизмов восприятия мира.
Под влиянием компьютерных игр зачастую у ребенка даже в раннем возрасте может сформироваться аддиктивное поведение, которое характеризуется стремлением уйти от реальности посредством изменения своего психического состояния. Происходит процесс, во время которого ребенок не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своём личностном развитии. Увлекаясь компьютером, ребенок гораздо меньше интересуется обыкновенными игрушками и постоянно стремится к виртуальным играм.
Наиболее интересными для детей и опасными по воздействию на психику являются ролевые компьютерные игры, ведь именно они способны сформировать устойчивую психологическую зависимость, привести к дезадаптации и нарушениям в сфере психических состояний.
Опасны ролевые игры и для подростков, ведь большинство таких компьютерных игр рассчитано на этот возраст. Они написаны людьми старшего поколения, без учета возрастных психологических особенностей, для получения выгоды. Подобные игры могут сильно повлиять на формирование личности в период активной социализации и усвоения социальных ролей. Подросток видит мир глазами компьютерного героя. Реалистичные компьютерная графика, звуковые эффекты способны на время игры полностью заменить реальность. Через какое-то время ребенок теряет связь с реальной жизнью и переносит себя в виртуальный мир, где он получает острые, яркие впечатления. Пройти игру для него становится практически смыслом жизни.
Еще более усиливает подростковую компьютерную зависимость игра в сети Интернет, где подросток играет уже с живыми людьми, которых он не идентифицирует за образами персонажей игры. В сети игрок придумывает своего персонажа, т.е. самого себя, выдавая партнерам по игре себя придуманного за себя реального.
Играющий действует уже по правилам, придуманным им самим. Осознание бесконечности сетевого пространства, безнаказанности и большого количества участников подталкивает подростка создавать собственные правила поведения, принимать решения, которые не имеют отношения к реальной жизни.
В большей степени к компьютерной зависимости склонны дети, имеющие конфликтные семейные или школьные отношения, не приверженные никаким серьезным увлечениям. Они находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в сети или успехи в компьютерной игре самоутверждением.
Участие в виртуальном мире позволяет подросткам абстрагироваться от психологических проблем в реальном мире. Но это происходит лишь во время пребывания в виртуальном пространстве. Для такого ребенка реальный мир неинтересен и полон опасностей. Именно поэтому зависимый подросток пытается построить свою жизнь в другом мире — виртуальном, где все возможно, все дозволено, где он сам устанавливает правила игры.
Привлекательность виртуального мира выражается для подростка в наборе определенных свойств, характерных качеств другой реальности. Это и наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого. Отсутствие ответственности, анонимность и невозможность проверки предоставленной о себе информации в интернете, возможность соединения в виртуальном образе реальных, желаемых и целиком вымышленных качеств.
Реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира, возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток, возможность самостоятельно принимать любые решения в рамках игры, вне зависимости от последствий – дает ощущение контроля над вымышленной действительностью.
Наиболее выражено негативное влияние компьютерной зависимости на социальные качества подростка: дружелюбие, открытость, желание общения, чувство сострадания. При особенно выраженной компьютерной зависимости подросток может быть полностью социально дезадаптированным. Кроме того, на фоне социальной дезадаптации и углубления в мир виртуальной реальности у ребенка могут появиться повышенная агрессивность и асоциальное поведение.
Основной сюжет компьютерных игр для подростков – это насилие, безнаказанность, вседозволенность. Ребенок с неуравновешенной психикой теряет чувство реальности и начинает транслировать сюжеты и действия игр на реальную жизнь.
Так как подростковый возраст время формирования ценностных ориентаций: понятий добра и зла, милосердия и жестокости, дружбы и предательства, любви и ненависти, то именно эти понятия могут быть искажены и выражены однобоко, неправильно в ходе развития зависимого от компьютера подростка. Под влиянием компьютерных игр реальность искажается как в кривом зеркале. Такой ребенок может характеризоваться возникновением эмоциональной холодности, замкнутости, не способности к сопереживанию, психологическому инфантилизму — неумению брать на себя ответственность, контролировать свои поступки. Только в живом общении с другими людьми может сформироваться адекватная личность.
Кроме возрастных особенностей подросткового возраста нужно помнить о том, что уровень развития, характеризующий детей подросткового возраста, не является постоянным. Вместе с социальными условиями, изменением особенностей, характеризующих современное общество изменяется и подросток. Современныйребенок не испытывает дефицита информации, он информирован всесторонне. При этом, дети сегодня более критичны, не принимают все на веру, стали тоньше подмечать недостатки в поведении и высказываниях взрослых. Но они остаются детьми, для которых характерно проявление ярко выраженной критичности по отношению к окружающим совместно с недостаточной самокритичностью, неумением объективно оценить свои успехи и неудачи, нежеланием признать свою вину. Таким образом, в аспектах психической деятельности детей и подростков проявляются определенные противоречия:
1. Непримиримость к злу, неправде, готовность вступить в борьбу с малейшим отклонением от истины, с одной стороны и неумение разобраться в сложных явлениях жизни – с другой.
2. Потребность «быть хорошим», стремиться к идеалу и в то же время не терпимость к тому, чтобы его воспитывали.
3. Желание самоутвердиться и неумение это сделать.
4. Потребность и необходимость в совете, помощи – с одной стороны и в то же время, нежелание обратиться к старшему.
5. Большое противоречие между богатством желаний, с одной стороны, и ограниченностью сил, опыта, возможностью для осуществления их – с другой.
6. Показное отрицание авторитетов, увлечение идеальным и сомнение в том, что идеальное может быть в нашей будничной жизни.
7. Презрение к эгоизму, индивидуализму и чувствительное самолюбие.
8. Часто удивление перед достижениями науки, желание познать, пережить вдохновение, радость интеллектуального труда и поверхностное, даже легкомысленное отношение к учебе, к своим повседневным заданиям.
Ребенок, а особенно подросток, обнаруживает невозможность и неподготовленность управлять собственным бурным развитием, своими переживаниями. Конечно, сами по себе эти переживания не являются причиной отклонений в поведении. Но отклонения в поведении подростка может появиться в результате педагогических ошибок, допущенных родителями и близкими взрослыми. Многие процессы характеризуются избирательностью: память, внимание – даже у подростков во многом непроизвольное, произвольность этих процессов – формируется в результате корректного педагогического воздействия. Подросток внимателен к тому, что его интересует, и работой, которая его увлекает, занимается сосредоточенно и длительное время, не чувствуя усталости. Вместе с тем по причине большой возбудимости детям и подросткам присуща неустойчивость внимания.
Особенно остро у детей и подростков проявляется чувство коллективизма. Ребенок нуждается в принятии значимым коллективом. Его характеризует повышенная потребность в общей деятельности, стремление найти свое место в социальном окружении. Для подростка важно мнение одноклассников и он старается заслужить своим поведением их одобрение. Именно поэтому неумение найти свое место в значимом коллективе приводит к замкнутости, одиночеству, что может явиться причиной подверженности различныхаддикций, в том числе компьютерной зависимости.
Исследования показывают, что большая часть подростков пытается заниматься самовоспитанием, хотя, как правило, оно носит у них нестабильный характер. При этом их стремление активно воздействовать на себя иногда не совпадает, а порой и вступает в противоречие с привычками и стихийно возникшими желаниями. Как результат – неорганизованность, недисциплинированность, неуравновешенность, неудовлетворенность.
Современные дети и подростки отличаются тем, что усваивают роли и правила поведения из сюжетов компьютерных игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации. При этом, символическое содержание, воздействующее на них, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения детей и подростков.
Если ребенок и подросток «уходит» в игру, мир Интернета, взаимодействует с объектами, участвующими в виртуальном мире, подчиняющимся своим определенным законам, характеризующимся определенным поведением героев, то воздействие на него происходит очень глубокое и необратимое.
Ребенок легко приобретает возможность исследовать в деталях новый, постоянно обновляющийся мир игры, при этом может столкнуться с неожиданными явлениями в рамках предварительно определенных законов этого виртуального мира.
При этом он получает эмоции, которые могут быть затруднительны для предоставления в реальной жизни. Виртуальные герои имеют свои характеры, качества, но, созданы они для доставления удовольствия играющему в компьютерные игры. При этом, широкий спектр эмоций, как положительных, так и отрицательных можно легко испытать, не вставая с места. Компьютерная игра, виртуальная реальность может дать выход избыточной жизненной энергии, разрядку, реализовать стремление к главенству, компенсацию вредных побуждений, восполнить монотонную деятельность, подчинение врожденному инстинкту подражания, упражнение в самообладании, удовлетворить невыполнимых в реальной обстановке желаний, осуществить тренировку перед серьезным делом.
В компьютерной игре ребенок всегда может исправить свои ошибки – здесь он сильный, смелый, успешный, может получить власть над миром, практически не прикладывая усилий, используя при этом клавиатуру или компьютерную мышь – аналоги волшебной палочки. У него создается иллюзия овладения этим миром. Даже если ты проиграл – ты можешь вернуться назад, переиграть, поменять, просто выключить, не пытаясь решить проблему до конца. Это особенно нужно детям и подросткам, которые болезненно ощущают свою неуспешность, которых привлекает возможность избавления от своих комплексов, сиюминутного получения удовольствия, представления себя в различных обличьях.
Как правило, состояние компьютерной зависимости дезадаптирует детей и подростков, выбивает из социального окружения, лишает других интересов, кроме игры. Компьютерная зависимость становится доминантной. У зависимых детей и подростков формируется влечение, с которым сами они уже не всегда способны справиться. Их поведение отличается неадекватностью реакции на различные жизненные ситуации, так как реальный мир управлению с помощью нажатия на клавиши не поддается. Появляется раздражительность, агрессивность, импульсивность, быстрая утомляемость, неспособность переключаться на другие развлечения, чувство мнимого превосходства над окружающими, нарушается сон, пропадает желание общения с кем-либо.
Часто последствием компьютерной зависимости становится замедление общего развития ребенка.
Как было сказано выше, компьютерные игры, особенно ролевые, являются одним из способов так называемой «аддиктивной реализации», то есть ухода от реальности. Когда зависимому подростку приходится возвращаться из виртуального мира в реальный, он испытывает дискомфорт, ощущает себя маленьким, слабым и беззащитным в агрессивной для его понимания среде. Ребенок или подросток желает как можно скорее вернуться туда, где он победитель. Его компьютерный герой и весь виртуальный мир позволяют удовлетворить те потребности, которые не удовлетворены в реальной жизни. Этого героя уважают, с его мнением считаются, он значим для других. Личность начинает реализовываться в игровом мире, а не в реальном. Зависимости подвержены те, у кого заниженная или завышенная самооценка. И если первые находят в компьютере понимающего собеседника и друга, а также возможность преуспеть в компьютерной жизни, то для вторых важно достижение результата при минимуме усилий.
Подростковый возраст - это период формирования жизненных ценностей, расширения социальных контактов. А зависимый ребенок ограничивает свой круг общения компьютером. Виртуальный мир привязывает подростка к несуществующим объектам, мешая получать удовольствие от общения с окружающими его людьми. В результате у некоторых подростков отмечается снижение уровня эмоционального интеллекта, жизненного опыта, инфантилизм в решении жизненных вопросов и трудности в социальной адаптации. При этом, очень часто умственный коэффициент у таких детей, выше.
Таким образом, основной причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков можно считать недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми. Вначале компьютер компенсирует общение, но потом окружение становится неважным. Итак, детский и подростковый возраст в силу возрастных психолого-педагогических особенностей является наиболее подверженным компьютерной зависимости.
1.3. Формирование компьютерной зависимости
Наиболее распространены три вида деятельности, связанной с применением компьютера. Это коммуникация (общение), развлечение (игра) и получение информации (познание). Все эти виды деятельности могут привести к формированию соответствующих зависимостей и изменений личности. Соответственно – это так называемые игровая аддикция, Интернет-аддикция и хакерство. Не смотря на все большее распространение людей, подверженных компьютерной зависимости, не так часто такие пациенты появляются на приеме у врача – психиатра или психотерапевта. Более того, многие, имеющие серьёзную зависимость от компьютера достаточно спокойно относятся к происходящим с ними изменениям, да и окружающие часто до конца не осознают вредного воздействия коспьютера на их близких. Часто считается, что чрезмерное увлечение компьютерами - проявление «плохого характера».
Тем не менее, надо хорошо понимать, что компьютерная зависимость – это настоящая аддикция, которая имеет характерные этапы:
1. Появляется «точка кристаллизации» в связи с переживанием интенсивной положительной эмоции (или устранением отрицательной) при определенном действии. Возникает понимание, что существует вид активности, с помощью которого можно сравнительно легко изменить свое психическое состояние.
2. Устанавливается зависимый ритм, который выражается в определенной последовательности обращений к средствам зависимости. Для многих компьютерных игроков существует определенный режим игр.
3. Формируется зависимость как составляющая часть личности. В этот период к предмету зависимости прибегают лишь в связи с жизненными затруднениями. Существует внутренняя борьба между естественным и зависимым стилями жизни. Постепенно зависимый стиль вытесняет естественный, и становится частью личности, методом выбора при встрече с реальными требованиями жизни; в этом периоде в ситуациях повышенного контроля особой ответственности возможен контроль над своим пристрастием.
4. Этап полного доминирования зависимого поведения, которое полностью определяет стиль жизни, отношения с окружающими; человек погружается в зависимость, отчуждается от общества. У игроков на этом этапе игра становится стилем жизни, главной её целью.
Формирование компьютерной зависимости происходит не мгновенно, а постепенно. Можно выделить несколько стадий формирования данной зависимости.
Стадия легкой увлеченности. После того как ребенок впервые поиграл в компьютерную игру, ему начинает нравиться сюжет этой игры, он соотносит себя с главным героем, ему нравятся графика, картинки и музыка. Ребенок начинает сравнивать мир реальный и виртуальный и отдает предпочтение последнему. Компьютерная реальность позволяет детям осуществить свои мечты. Один мечтал быть сильным, чтобы все его боялись, в игре он избивает, грабит или убивает других людей. В реальном мире он давно бы был пойман милицией и посажен в тюрьму. Но нет, здесь, в игре, ему все сошло с рук: он скрылся от преследования полиции и может спокойно продолжать свою грабительскую деятельность. Другой всегда мечтал поучаствовать в гонках, купить себе иностранную гоночную машину, и игра дает ему такую возможность, теперь все в его руках. Ребенок получает удовольствие, играя в компьютерную игру, здесь он находит положительные эмоции. Многими исследованиями доказано, что человек стремится постоянно получать положительные эмоции, он готов постоянно повторять действия, которые доставляют ему удовольствие. Таким образом, стремление к игре за компьютером постепенно начинает приобретать целенаправленный характер, но ребенок и даже подросток, к сожалению, этого не осознает.
Однако эта стадия имеет свою специфику: игра в компьютер носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая потребность в игре здесь пока не сформирована, процесс игры не является значимой ценностью для человека.
Стадия увлеченности. Для перехода на эту стадию необходимо появление у ребенка новой потребности – потребности играть в компьютерные игры. Стремление к игре на данной стадии есть мотивация, которая опосредована потребностями бегства от реальности и принятия роли. Как раз здесь игра принимает систематический характер. Если ребенок не может удовлетворить данную потребность по каким-либо причинам, он прибегает к различным активным действиям, чтобы добиться своего.
Стадия зависимости. Здесь уже происходят серьезные изменения в ценностно-смысловой сфере ребенка. Происходит изменение самосознания и самооценки. Игра полностью вытесняет реальный мир.
Можно выделить две формы, в которых проявляется зависимость: социализированную и индивидуализированную. При социализированной форме компьютерной зависимости ребенок поддерживает социальный контакт с обществом, пусть даже в основном с такими же игроками, как и он сам. Такие подростки очень любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом. В данном случае игровая мотивация в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости оказывает менее пагубное влияние на психику ребенка, чем следующая форма. Различие заключается в том, что подростки не отрываются от социума, не уходят в себя. При индивидуализированной форме зависимости нарушаются не только нормальные человеческие особенности миропонимания и мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром, социумом. Здесь происходит нарушение основной функции психики, и вместо реального окружающего подростка мира происходит отражение мира нереального и виртуального. Такие дети всегда, часто подолгу, играют без свидетелей, их потребность не изменяется и не исчезает с удовлетворением базовых физиологических потребностей. Для них компьютерная игра выступает в роли наркотика. Если в течение какого-то временного отрезка их тяга не замещается, то они впадают в состояние, близкое ксвоего рода ломке, испытывают отрицательные эмоции, становятся раздражительными и агрессивными, впадают в прострацию. Такие явления с клинической точки зрения называются психопатологией, или стилем существования, вызывающим данную патологию.
Стадия привязанности. Это последняя, завершающая стадия в компьютерной зависимости. Она характеризуется угасанием игровой активности человека, смещением психологической составляющей индивида в сторону выздоровления. Здесь ребенок держит дистанцию с компьютером, однако полностью оторваться от уже сформировавшейся и укоренившейся потребности в виртуальной реальности он не в силах. Данный период протекает достаточно долго, иногда даже всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности. В силу своих индивидуальных особенностей подросток может остановиться в формировании тяги на одном из предшествующих периодов ее возникновения, таким образом, потребность исчезает быстрее. Но если этого не происходит и ребенок проходит все периоды формирования психологической потребности в виртуальной реальности, то, следовательно, данная стадия будет носить затяжной характер. Важным в этом процессе будет считаться уровень снижения неконтролируемой тяги от общего ее показателя, и, чем он больше, тем меньше по времени будет угасать зависимость. Следует отметить, что возможен новый всплеск игровой активности вследствие появления новых игр, которые могут заинтересовать подростка. После того как игра им постигается, происходит возвращение тяги на исходный уровень.
2. Пути решения проблем компьютерной зависимости у подростков
Факторы, предрасполагающие к компьютерной зависимости: неправильное воспитание в семье, участие в играх родителей, знакомых.
Знакомство с отечественным и зарубежным опытом построения и функционирования воспитательных систем, компьютерной зависимости подростков убедило в том, что самым надежным стержнем профилактики компьютерной зависимости учащихся являются воспитательные мероприятия, досуг ребенка.
В результате проведения психологического эксперимента было выявлено, что с помощью организационно воспитательных мероприятий по профилактике компьютерной зависимости у подростков происходил спад зависимости от компьютерных игр.
Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми и подростками фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.
На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:
1.Компьютерная зависимость – является важной проблемой современного общества.
2.Подростки в силу возрастных особенностей могут быть подвержены воздействию компьютерной зависимости.
3.В профилактике компьютерной зависимости важную роль играет комплексное воздействие определенного ряда мероприятий, организованное нами в форме «Программы по предупреждению и профилактике компьютерной зависимости у подростков».
4.По результатам исследования мы можем констатировать снижение высокого и среднего уровней компьютерной зависимости у девочек – подростков экспериментальной группы с 15 до 9% и с 65 до 55% соответственно.
5.По результатам исследования мы можем констатировать снижение высокого и среднего уровней компьютерной зависимости у мальчиков – подростков экспериментальной группы с 18 до 9% и с 67 до 50% соответственно.
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – Москва-Воронеж. – 2000.-106с.
2. Азарова Р.И. Досуг современной молодежи//Внешкольник. – 2003. - № 10-128с.
3. Сидорова, А. Влияние компьютерных игр на поведение подростков / А. Сидорова // Воспитание школьников. – 2007. – № 7. – 434 с.
4.Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. – СПб.:прайм – Евро-знак, 2009. – 479 с.
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Как нарисовать лимон акварелью
Сказка об осеннем ветре
Колумбово яйцо
Пока бьют часы