Исследовательская работа студента специальности Фармация посвящена вопросу изучения профессионального уровня аптечных работников разных аптечных сетей, осуществляющих отпуск лекарственных препаратов. Работа содержит цель, объект и предмет исследования, описание экспериментальной работы и выводы.
Вложение | Размер |
---|---|
den_nauki._zaharuk_kristina.docx | 25.33 КБ |
Докладчик: Захарук Кристина
Научный руководитель Сухова Людмила павловна
Тема: Профессиональный уровень специалистов, осуществляющих отпуск лекарственных препаратов
Цель работы: изучить профессиональные компетенции фармацевтических работников аптек г. Благовещенска
Объект исследования: профессиональные компетенции аптечных работников
Предмет исследования: изучение профессиональных компетенций аптечных работников, осуществляющих отпуск лекарственных препаратов населению.
Надлежащая аптечная практика (Good Pharmacy Practice; GPP) представляет собой Правила, разработанные с целью обеспечения надлежащего качества фармацевтических услуг, оказываемых фармацевтическими работниками населению. Настоящие Правила направлены на обеспечение населения качественными, безопасными лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техники, предоставления ему достоверной информации о лекарственном средстве, пропаганду здорового образа жизни и профилактику заболеваний, обеспечение рационального применения рецептурных лекарственных препаратов, влияние на прописывание и использование лекарственных препаратов и предоставлении информации об имевших место побочных действиях лекарственных препаратов и оказание помощи при самолечении. Данные Правила предназначены для фармацевтических работников в целях совершенствования качества предоставления фармацевтических услуг и повышения их персональной ответственности в деятельности по укреплению здоровья и предотвращению заболеваемости населения.
В январе 2017 г. Министерство юстиции Российской федерации зарегистрировало Приказ Министерства здравоохранения РФ № 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения». Приказ, а соответственно, и правила, вступили в силу с 1 марта 2017 года.
В соответствии с надлежащей аптечной практикой (НАП) для осуществления качественной фармацевтической помощи основополагающими являются высокий уровень профессиональной квалификации специалистов, занятых аптечной практикой и соблюдение объективных норм и требований при осуществлении профессиональной деятельности. Первоочередная задача в реализации НАП – это оценка профессиональных знаний специалистов о лекарственных препаратах. Только высококвалифицированные специалисты способны оказать качественную консультативную помощь при отпуске препаратов, в результате чего можно достигнуть максимальной терапевтической пользы от использования лекарственных препаратов и предупреждения неблагоприятных реакций.
Нами проведено изучение компетентности фармацевтических работников аптечных организаций по вопросам безопасного использования лекарственных препаратов, их осведомленности о требованиях НАП в части безопасности применения лекарственных препаратов, а также соблюдения правил НАП в работе аптек.
Исследование заключалось в проведении анкетирования специалистов, занимающихся отпуском лекарственных препаратов, для проверки их уровня знаний. Была составлена и предложена анкета, при заполнении которой респондентам нужно было указать основные характеристики предложенного международного непатентованного названия (МНН) лекарственного средства. На первом этапе для проведения анализа было выбрано 5 лекарственных препаратов безрецептурного отпуска (ЛП БРО) по МНН из Перечня ЛП БРО, широко представленных на российском фармацевтическом рынке и пользующихся устойчивым спросом у покупателей– ксилометазолин, ацетилцистеин, дротаверин, ибупрофен, лоратадин. Всего было опрошено 25 фармработников разных аптечных сетей (Семейная аптека, Социальная, Вербена, Твоя аптека и др).
Как показал анализ, 100 % фармацевтических работников достаточно хорошо знают основные характеристики предложенных препаратов. Более детальный анализ анкет показал следующие результаты:
Достаточно хорошо знают показания к применению препаратов 100 % респондентов; хорошо ориентируются в торговых названиях препаратов 100 % опрошенных;
О возможности возникновения аллергических реакций правильно ответили 60 % специалистов; 50 % опрошенных смогли верно отметить препараты, прием которых противопоказан детям до 14 лет с учетом их дозировки; 80 % знает, какие препараты не следует применять при заболеваниях печени и почек или применять с осторожностью; препараты, применение которых противопоказано при беременности, верно отметили все опрошенные.
Изучение использования правил надлежащей аптечной практики (НАП) проводилось на примере тех же аптек, сотрудники которых участвовали в опросе. В выборке участвовали 12 аптек разных организаций. Как показал опрос,50 % специалистов знают об основных направлениях и требованиях НАП, а 50 % имеют некоторое представление о правилах НАП.
На следующем этапе исследования мы оценивали соответствие поведения специалистов при осуществлении профессиональной деятельности уровню фармацевтического обслуживания в аптеках согласно требованиям НАП. Как показал анализ опроса, все фармацевтические работники повышают свою квалификацию, т.к. это является лицензионным требованием и условием при осуществлении фармацевтической деятельности. Применение отдельных способов повышения квалификации распределилось следующим образом: 20 % регулярно работают со справочной литературой; 10 % знакомятся с профессиональными печатными изданиями; 40 % участвуют в проведении тренингов и занятий; 30 % проходят ежегодное тестирование по месту работы. 100 % участвуют в конференциях и семинарах;
Комплексное аптечное обслуживание предусматривает участие аптеки в мероприятиях по укреплению здоровья и предотвращению заболеваемости населения. Пропаганда здорового образа жизни и профилактика заболеваний - одно из направлений НАП по безопасному использованию препаратов. Среди мероприятий, проводимых в аптеках по пропаганде здорового образа жизни, отмечены следующие: оформление информационных стендов – 100 % аптек; предоставление населению информационных брошюр и буклетов по вопросам здоровья – 100 % аптек; оформление тематических витрин (о вреде табакокурения, алкоголизма и др.) – 100 % аптек.
Одним из важных направлений реализации требований НАП является проведение мероприятий по обеспечению рационального применения рецептурных лекарственных препаратов. Наиболее «слабое» место при реализации данного направления – возможность приобретения рецептурных препаратов без рецепта врача.
90 % респондентов соблюдают требования по отпуску рецептурных препаратов; однако 10 % все - таки отпускают рецептурные препараты, по огромной просьбе посетителя.
Опрос покупателей о наличии у них хронических заболеваний и о применяемых в данный момент препаратов осуществляет 50 % респондентов.
Обратную связь с врачами в отношении прописывания лекарственных препаратов практикует 70 % специалистов.
Проверку соответствия доз возрасту больного осуществляет только 60 % респондентов;
а оценку совместимости прописанных препаратов проводит лишь 50 % опрошенных.
В последнее время возрастает роль самолечения и, соответственно, повышается роль фармацевта как консультанта при выборе препаратов.
Опрос показал, что фармработники в 60-ти % случаев консультируют покупателей по применению препаратов БРО; но никто не рекомендует обратиться к врачу, если в этом есть необходимость; оценивают симптомы и продолжительность недомогания 20 %;
выясняют у покупателя принятые меры по устранению симптомов недомогания 10 %; Однако только 10 % специалистов дают рекомендации о возможном взаимодействии нескольких препаратов, и 0 % информирует врачей о случаях возникновения осложнений при использовании препаратов безрецептурного отпуска.
Заключение: Таким образом, в ходе исследовательской работы были изучены профессиональные знания специалистов, осуществляющих отпуск лекарственных препаратов населению. Выявлены причины нерациональной организации фармацевтического обслуживания, обоснована необходимость специального обучения фармацевтических работников этим вопросам. Но в целом, по результатам опроса, можно говорить о достаточно высоком профессиональном уровне фармацевтических работников наших аптек.
Предложения: Руководителям аптек: для обеспечения профессиональной компетентности специалистов, осуществляющих отпуск лекарственных препаратов населению, целесообразно, наряду с обязательным повышением квалификации (не реже 1 раза в 5 лет), проводить их дополнительное обучение по специальной программе фармацевтического профиля, осуществлять контроль компетентности и аттестацию в рамках системы качества аптеки. Наладить аптечным работникам обратную связь с врачами. Для фармацевтических работников – регулярно повышать самообразование.
Как Снегурочке раскатать тесто?
Как я избавился от обидчивости
Сверчок
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Осенняя паутина