Цель работы. Показать важность применения теоретических сведений и знаний физики для обучения и повышения качества игровых навыков волейболистов.
Задачи.
Гипотеза. Знание законов физики и умение видеть и применять их способствует более быстрому обучению и повышению игровых навыков волейболиста.
Объект. Технические элементы волейбола.
Предмет. Законы физики (биомеханика)
Методы исследования.
Актуальность. У начинающих и не только волейболистов возникают трудности при технических приёмах. Связано это с такими факторами:
Знания физики помогают понять правильность выполнения приёмов волейбола, следовательно, незнание и неумение применять законы физики и биомеханики на практике ухудшает технический уровень игрока.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ivanova_a._10a.docx | 778.6 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Торопецкого района средняя общеобразовательная школа №1
Научный проект
Применение теоретических знаний физики для повышения игрового уровня волейболистов
Работу выполнил: Иванов Александр
ученик 10а класса МБОУ ТР СОШ №1
Руководитель: Юрченко Татьяна Николаевна
учитель физической культуры МБОУ ТР СОШ №1
2018 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
2.1. Волейбол 5
2.2. Биомеханика 6
2.3. Движение мяча 8
2.4. Удар по мячу 10
2.5. Приём мяча 12
2.5.1. Точность приема подачи 17
2.6. Результат наблюдений 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
Информационные источники 25
Приложения 26
ВВЕДЕНИЕ
Цель работы. Показать важность применения теоретических сведений и знаний физики для обучения и повышения качества игровых навыков волейболистов.
Задачи.
Гипотеза. Знание законов физики и умение видеть и применять их способствует более быстрому обучению и повышению игровых навыков волейболиста.
Объект. Технические элементы волейбола.
Предмет. Законы физики (биомеханика)
Методы исследования.
Актуальность. У начинающих и не только волейболистов возникают трудности при технических приёмах. Связано это с такими факторами:
Знания физики помогают понять правильность выполнения приёмов волейбола, следовательно, незнание и неумение применять законы физики и биомеханики на практике ухудшает технический уровень игрока.
2.1. Волейбол
Волейбол—вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника (добить до пола), либо чтобы игрок защищающейся команды допустил ошибку. Волейбол это неконтактный, комбинационный вид спорта, где каждый игрок имеет строгую специализацию на площадке. Важнейшими качествами для игроков в волейбол являются прыгучесть для возможности высоко подняться над сеткой, реакция, координация, физическая сила для эффективного произведения атакующих ударов.
2.2. Биомеханика
Биомеханика— раздел естественных наук, изучающий на основе моделей и методов механики механические свойства живых тканей, отдельных органов и систем, или организма в целом, а также происходящие в них механические явления.
Метод биомеханики— системный анализ и системный синтез движений на основе количественных характеристик, в частности кибернетическое моделирование движений. Биомеханика, как наука экспериментальная, эмпирическая, опирается на опытное изучение движений. При помощи приборов регистрируются количественные характеристики, например траектории скорости, ускорения и др., позволяющие различать движения, сравнивать их между собой. Рассматривая характеристики, мысленно расчленяют систему движений на составные части— устанавливают её состав. В этом— суть системного анализа.
Технику волейбола следует рассматривать как систему двигательных действий, направленную на решение конкретных задач в игре с учетом конкретных игровых ситуаций.
Учитывая специфику волейбола, овладение совершенной техникой имеет решающее значение в достижении спортивного мастерства в этом виде спорта.
Технику составляют приемы и способы (варианты приемов), необходимые для ведения игры. Разнообразие двигательных действий, которыми владеет волейболист, характеризует его техническую подготовленность. Рациональность технических действий — это характеристика способа выполнения приема игры, при котором возможно достижение наибольшей его эффективности.
Каждый прием игры представляет собой систему движений, тесно взаимосвязанных между собой. В каждом приеме игры выделяют три фазы: подготовительную, основную и заключительную.
Подготовительная фаза включает в себя начальное (исходное) положение, основной задачей которого является готовность к действию. В подготовительной фазе действие направлено на создание наилучших условий для решения смысловой задачи.
В основной фазе действие направлено на взаимодействие с мячом—отбивание посредством оптимального распределения жесткости биомеханического аппарата игрока. Оптимальная жесткость его обеспечивает, с одной стороны, эффективность, с другой — вариативность движений.
В заключительной фазе завершается выполнение технического приема. Классификация техники игры в соответствии с распределением приемов по условно-целевому признаку включает передвижения, исходные положения, передачи мяча, прием подачи, приём-передачи, подачи, атакующие удары и блокирование.
2.3. Движение мяча
При свободном полете перед мячом образуется своеобразная подушка более плотного воздуха, а за мячом — разреженное пространство (Рис.1).
Если шар не вращается, то воздух обтекает его симметрично. Струйки воздуха 1 и 2 обходят его сверху, а 3 и 4 – снизу. Аэродинамическая сила направлена вдоль потока воздуха (Рис.2).
Когда шар начинает вращаться, то картина обтекания меняется. Над мячом возникает разрежение. У аэродинамической силы появляется боковая составляющая направленная, в данном случае, вверх (Рис.3).
Основная задача ударных движений в волейболе — создание определенной скорости полета мяча. Как было выяснено, мнение о том, что скорость полета мяча после удара зависит только от предударной скорости бьющего звена, ошибочно. В ударных движениях при соударении мяч и ударяющая ладонная поверхность деформируются, причем в течение этого времени бьющее звено — мяч перемещаются в пространстве на некоторое расстояние (рис.4).
Рис.4
Поэтому данный процесс следует рассматривать как своеобразное упругопластическое соударение. При этом на скорость вылета мяча существенное влияние оказывает суставная жесткость рабочих звеньев конечности. Поскольку жесткость волейбольного мяча относительно постоянна, то изменение послеударной скорости осуществляется за счет регулирования жесткости ударных звеньев кинематической цепи(рук, ног, спины.).
Рассматривая это положение применительно к нападающему удару, необходимо отметить, что большая жесткость кинематических звеньев способствует меньшей амплитуде перемещений в них в момент ударного импульса. Снижается угол поворота в суставах бьющей руки, что способствует увеличению точности направления траектории полета мяча. Таким образом, для достижения точности ударных движении необходима большая жесткость в суставах ударяющей руки. Это характерно для точно направленных нападающих ударов и планирующих подач.
Все последующие формулы применяются в биомеханике, но их основа – законы классической механики.
2.4. Удар по мячу
На перемещение звеньев в момент соударения затрачивается определенная энергия: чем больше контакт соударяющихся звеньев, тем больше потерь энергии.
Количественное измерение потерь энергии выражается через формулу коэффициента восстановления (Рис.5):
Рис.5
где — доударная скорость руки, — доударная скорость мяча, и — аналогичные послеударные скорости.
Для количественной оценки энергетики ударов необходимо ввести коэффициент потерь энергии как отношение потерянной кинетической энергии к начальной через K восстановления. При этом, если доударная скорость мяча , можно установить, что есть показатель кинетической энергии, израсходованной при ударе. Отсюда следует, что чем выше K, тем меньше рассеивание энергии в соударяемой системе, что и обходимо для сообщения большой скорости вылета мячу при нападающем ударе.
Для выявления экстремальных моментов ударного движения имеет значение еще и коэффициент передачи энергии от бьющей руки к мячу (). Существует зависимость коэффициента передачи энергии от показателя кинетической энергии, потерянной в результате удара (Рис.6):
Рис.6
Где А- кинетическая энергия руки и мяча до и после удара.
Если для центрального удара К=1 абсолютно упругих тел с сосредоточенными массами и (с учетом что К=1, а =0), то, следовательно (Рис.7):
Рис.7
Отсюда следует, что коэффициент передачи энергии от руки к мячу будет увеличиваться с увеличением затрачиваемой в ударе кинетической энергии. Иными словами, более жесткая ударная кинематическая система концентрированнее и полнее передает механическую энергию ударяемому мячу.
2.5. Приём мяча
Вместе с тем при приеме мяча с подачи, когда он летит быстро, жесткая система кинематической цепи увеличит передачу энергии от принимающей поверхности рук, тогда мяч, обладающий большим запасом кинетической энергии вследствие соударения с жесткой системой кинематических цепей, получит нежелательную в данном случае высокую скорость, в результате чего может коснуться перекрытия зала или улететь на сторону соперника. Если же скорость полета близка к нулю, то целесообразно при приеме мяча увеличить коэффициент передачи энергии () от супинированных предплечий мячу, что будет способствовать увеличению скорости его отскока.
Особое значение в оборонительных действиях волейболиста при приеме мячей, летящих с большой скоростью, имеет амортизация силы удара, т. е. гашение скорости мяча, снижение его кинетической энергии путем передачи соударяющейся поверхности предплечий. Амортизация в данном случае осуществляется, во-первых, в результате уменьшения суставной жесткости, а во-вторых, вследствие совместного перемещения соударяющихся поверхностей в сторону, противоположную направлению полета мяча.
Рис.8 (Смещение о.ц.т.т. и ц.т.р. при приеме снизу мячей, летящих с большой скоростью)
На примере представленных на рис.8 траекторий общего центра тяжести тела и центра тяжести рук волейболиста при приеме мячей, летящих со скоростью 18м/с (прием передачи сверху), видно, что для погашения кинетической энергии движения о. ц. т. тела и звеньев кинематических цепей направлены назад-вверх от вертикали, проходящей через точку опоры туловища. При незначительной же скорости полета (5 м/с) для придания мячу большей скорости вылета необходимы встречное движение рук и передача ему кинетической энергии ударного движения предплечий (рис.9).
Рис.9 (Смещение о.ц.т.т. и ц.т.р. при приеме снизу мячей, летящих с незначительной скоростью)
Прием подачи снизу относится к амортизационно-точностным движениям , связанным, во-первых, с амортизацией удара мяча в пределах, допускаемых правилами соревнований, и оставлением мяча в игре в пределах игрового пространства (программа минимум), и, во-вторых, с точным направлением мяча в цель после приема подачи (программа максимум).
Решение задачи целевой точности требует:
С позиций биомеханики результатом решения перечисленных задач является придание оптимального значения вектору начальной скорости отскока мяча, что обеспечивает попадание траектории полета мяча с заданными кинематическими параметрами в заданную точку пространства. Учитывая необходимость амортизации ударного взаимодействия с мячом, представляется рациональным обеспечить контакт предплечий игрока с мячом с минимально возможной абсолютной скоростью Vабс. Эта скорость складывается векторно из скоростей относительных движений общего центра тяжести Vоцт принимающего игрока, активного движения точки контакта предплечий Vпр в момент контакта с мячом и скорости полета мяча Vм в этот момент.
Вектор скорости полета мяча Vм по условиям игры всегда направлен от сетки к лицевой линии, частично меняя угол в пределах игровой площадки. Движения ОЦТ и предплечий в момент контакта игрока с мячом являются управляемыми и могут в зависимости от техники игрока менять их направление относительно траектории мяча: движение навстречу, движение от мяча («осаживание» рук) и неподвижное положение. В последнем случае скорость соударения мяча и предплечий будет равна скорости полета мяча. В первом случае все три составляющие скалярно суммируются и скорость соударения будет максимальной, во втором случае они будут вычитаться, и, следовательно, скорость соударения мяча с ударной поверхностью предплечий – минимальна.
Vабс = Vм + Vоцт + Vпр.
Приведенные соображения позволяют выдвинуть ряд возможных решений, особенно актуальных на приеме силовой подачи соперника в прыжке, когда мяч летит с огромной скоростью и у принимающего подачу игрока две задачи: попасть на траекторию полета мяча и максимально смягчить его прием, амортизируя ударное взаимодействие. При этом немаловажным фактором становится то, что общее время, отпущенное игроку на безошибочное действие приближается ко времени его простой реакции в пределах 0,1–0,2 с .
Минимально необходимая скорость отскока мяча от рук принимающего в зону связующего определяется из задачи обеспечения целевой точности (попадание траектории отскока в заданную точку) с учетом упруго-пластических свойств соударяющихся тел, коэффициента восстановления при ударе и вращения мяча.
Vо = f(Vабс, W, R)
где W – коэффициент упруго-пластических свойств соударяющихся тел; R – коэффициент восстановления при ударе.
Исходными предпосылками для дальнейшего анализа могут служить:
а) главное значение для точности приема имеет положение ударного звена (плечо-предплечье) относительно горизонта и высота от пола точки контакта с мячом;
б) предплечья должны быть супинированы и сведены так, чтобы их внутренние поверхности составляли одну плоскость;
в) все остальные характеристики многозвенника кинематической цепи являются производными от вышеназванных и сугубо индивидуальны.
Общими особенностями описываемого технического приема являются:
– плечо-предплечье в момент контакта представляют собой единое целое, с полным разгибанием в локтевом суставе, с идеальным их сведением и супинацией;
– разгибание кистей в запястье с целью натяжения мышц рабочей поверхности предплечья и улучшения супинации, разгибания в локтевом суставе;
– все остальные характеристики положения (суставные углы в коленном, тазобедренном и плечевом суставах и высота точки контакта мяча с руками от пола) весьма разнообразны, часть из них может быть отнесена к техническим погрешностям, но в большей мере они ситуативны и индивидуальны, так что жесткие детерминированные рекомендации ряда авторов в этой части могут быть приняты только как ориентировочные.
– концентрированное внимание на летящий мяч, причем точка контакта с мячом (положение плеч и предплечий) выбирается так, что в поле прямого зрения оказываются: мяч, предплечья и дальние зоны площадки в направлении приема.
Основные требования к технике приема в данной фазе:
1. Минимальное встречное движение рук в плечевом и локтевом суставах.
2. Минимальное встречное движение корпуса за счет разгибания ног в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах (за исключением слабых по силе подач на лицевую линию площадки с длинной доводкой).
3. Фронтальная плоскость туловища и общая плоскость соединенных предплечий должны быть перпендикулярны траектории полета мяча после приема на связующего.
4. Предплечья обеих рук должны быть максимально разогнуты, супинированы и сведены (в идеале с касанием медиальных поверхностей супинированных предплечий) и составлять одну плоскость.
5. Мяч должен попасть на среднюю треть предплечий.
6. Кисти должны быть разогнуты для большего напряжения ударных поверхностей предплечий.
7. Наклон рук и туловища должен соответствовать положению точки приема относительно сетки и связующего (ближе к сетке, спина ровнее, руки горизонтальнее).
2.5.1. Точность приема подачи
Проблема точности игровых действий – главная в волейболе. Оценка точности двигательных актов по конечному результату, по попаданию мяча во всех игровых действиях в определенную точку игрового пространства определяет целевую точность, которая оценивается по величине отклонения от цели или по процентному отношению удачных и неудачных попыток. Указанные во введении модельные характеристики качества приема и есть по сути оценка целевой точности по второму методу. Биомеханическая характеристика точности движений предполагает рассмотрение техники движения, роль которой основана на расположении звеньев тела в пространстве и наличии внутренних ориентиров (голова, лицо, плечи). Совершенная техника создает стандартные условия, наиболее благоприятные для достижения требуемой целевой точности. При этом «зона точностных действий» достаточно узкая – ноги создают необходимый двигательный фон для точностной работы рук. Управление движениями за счет работы соответствующих мышц может быть реализовано двумя путями:
а) соблюдением заданных характеристик – параметров вылета мяча, определенных заранее и дающих решение задачи целевой точности;
б) коррекцией по ходу движения, в процессе контакта с мячом.
В данном случае первый путь – основной, базовый. Реализация управления в процессе соударения рук и мяча, принципиально возможна исключительно по причине некоторого отличия ударных взаимодействий в волейболе от классической теории удара. Классическое определение ударных явлений в механике приводит к пренебрежению силами неударными по причине бесконечно малого времени удара. Время соударения мяча с руками игрока на приеме подачи должно быть, с одной стороны, достаточно малым, чтобы не нарушались требования правил соревнований, с другой стороны, достаточно большим, чтобы возможно было осуществить управляющую коррекцию движения. На приеме подачи это время составляет 0,3 с, что позволяет на участке траектории 20–30 см осуществлять управление движением на завершающем этапе действия конечным звеном многозвенной цепи.
Факторы, влияющие на точность приема
Конечным результатом действий игрока на приеме подачи является финальная, целевая точность попадания принятого мяча в заданную точку игрового пространства с заданными параметрами (время полета, скорость полета мяча в зоне связующего, координаты). Попадание в цель зависит от ряда факторов, которые необходимо учитывать при обучении и совершенствовании приема и к ним отнесена связь: между точностью и расстоянием до цели, массой снаряда, амплитудой движения конечностей (сопровождения мяча в пределах времени контакта), углом расположения по отношению к цели, шириной цели и горизонтальным расстоянием до нее, начальными условиями вылета мяча после приема ( начальная скорость Vo и угол вылета аo). Рассмотрим более подробно влияние последних факторов. На рис.11 представлена траектория полета мяча после приема с начальной скоростью Vо под углом к горизонту ao в зону связующего (т. А), отстоящую от зоны приема на расстояние L на высоте H.
Уравнение траектории полета мяча без учета сил сопротивления имеет вид(Рис.10):
Рис.10
Рис.11 (Траектория полета мяча на приеме подачи)
Достижение целевой точности возможно разными по виду траекториями и начальными условиями, а критерии оптимальности – различны для разных игроков и ситуаций (Рис.11):
а) для принимающего игрока скорость вылета мяча после приема подачи должна быть минимальной – V0 = V0 min;
б) для пасующего скорость мяча в точке А – желательно минимальная – Va = Va min;
в) с тактической точки зрения для обеспечения быстрой ответной атаки время полета должно быть оптимальным для конкретной тактической ситуации – Ta = Tопт;
Из уравнения (рис.10 ) следует, что при выполнении целевой точности и попадании мяча в точку нахождения связующего А – Ха = L, Yа = Н, и выражение скорости отрыва мяча от рук принимающего игрока Vо как функция угла вылета aо принимает следующий вид ( рис.12 ):
Рис.12
Из практических условий проведения игры и математической логики:
– минимальное значение угла вылета aо, при котором возможно попадание в т.А (Рис.13)
Рис.13
– максимальное значение угла вылета aо, при котором достигается целевая точность попадания мяча в т. А ограничено реальной высотой потолка в игровом зале (Рис.14)
Рис.14
Анализ функциональной зависимости (рис.12) начальной скорости полета мяча Vо от угла вылета aо (а следовательно, и наклона рук игрока на приеме подачи) проводился в поиске существования минимума функции Vо= f(aо) в области действительных решений математической задачи производной функции (рис.12) f′(aо) = 0. Решение поставленной задачи привело к поиску действительных решений трансцендентного уравнения (рис.15), не имеющего аналитического решения в области значений 0 < a0 < 90°.
Рис.15
Предполагая, что оптимальная для связующего высота доводки мяча H = 2,5 м, а в реальных пределах игровой площадки L = 3–10 м решение уравнения (рис.15) проведено на ЭBM, в результате которого в зависимости от зоны приема получены оптимальные значения наклона предплечий принимающего игрока, при которых скорость вылета мяча минимальна (рис.16).
Рис.16 (Оптимальные параметры приема подачи)
Анализ полученных результатов показывает, что для всего диапазона значений L = 3–10 м существуют значения углов вылета (наклона предплечий), при которых траектория полета мяча оптимальна с точки зрения минимальности скорости вылета V0 и скорости в точке передачи Va. В ряде случаев особый интерес может представлять случай, когда в точке передачи А, вертикальная составляющая скорости Vyа обращается в нуль. Это точка траектории, где мяч как бы «повисает», что создает определенные удобства для пасующего. Время полета Тa не имеет экстремальных значений и в области оптимальных углов a0 колеблется в пределах 0,9–1,4 с в зависимости от расстояния между принимающим и связующим игроками и может варьироваться за счет наклона предплечий в зависимости от принятой тактики игры, индивидуальных особенностей принимающего и нападающего игроков.
В процессе создания работы, помимо использования интернета, были проведены наблюдения и опросы.
Я лично занимаюсь в секции волейбола и провёл наблюдения. Так же в этом мне помогли тренеры, ведущие эти тренировки. Я задал вопросы, интересующие меня, и сделал выводы на основе изученного материала, опроса игроков и тренеров, так же используя свой собственный опыт.
2.6. Результат наблюдений
Ученики 5-6 классов, должны в первую очередь учиться:
Основная задача состоит в том, чтобы заложить начальные навыки и приёмы. Учащиеся 5-6 классов не могут использовать знания для повышения своих навыков, так как не достаточно заложен базовый набор, используемых в игре, приёмов и движений.
Ученики 7-9 классов уже имеют базовые навыки. Для развития им нужны соревнования и игровая практика. Основными задачами ставятся:
Задача на данном этапе ставится, научить игрока в любой ситуации оставаться спокойным, так как только уравновешенный игрок может в полной мере использовать все имеющиеся у него возможности. Помимо этого развитие навыков до уровня привычки или инстинкта, чтобы на площадке появилось больше времени на построение тактики и принятия правильного решения в игровых ситуациях. На этом этапе можно начинать включать, в процесс обучения, элементарные знания физики, не загружая игрока лишней информацией.
Ученики 10-11 классов, занимающиеся волейболом, обладают всеми навыками и приёмами волейбола на бессознательном уровне, также у них уже развито психологическое состояние, за счёт проведённых соревнований. На этом этапе для повышения уровня игры, игрок обязан анализировать свою игру и вносить корректировки, опираясь при этом на законы физики.
Конечно, если спросить спортсмена, как он рассчитывает скорость мяча и силу удара, то вам ничего не ответят. Просто анализ происходит автоматически в процессе тренировок, но на это нужно много времени. В итоге игрок вам скажет всё то, что я рассказал в своей работе, только не научным языком. Из всего выше сказанного следует, что применение, в тренировочном процессе, знаний физических законов и принципов, улучшает игру спортсмена, а также ускоряет обучение начинающих игроков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведённых наблюдений, анализа информации из разных источников, опроса тренеров волейбольных секций, я составил список рекомендаций по устранению основных ошибок. (Приложение.1)
Поставив своей целью, показать важность знания законов физики в волейболе, я изучил многие источники информации, провёл собственные наблюдения, опросил людей, связанных с этим видом спорта, проанализировал все полученные данные и пришёл в выводам, что знания физических законов, теорий и принципов, ускоряет обучение и улучшает уже развитые навыки игроков.
Данную работу можно продолжить, рассмотрев другие аспекты игрового процесса.
Информационные источники
https://lektsii.org/6-64062.html
https://top-technologies.ru/article/view?id=36225
https://www.kazedu.kz/referat/95714
https://ru.wikipedia.org/wiki/Волейбол
Приложения
Приложение 1.
Причины ошибок и рекомендации по устранению технических недостатков
1. Ошибки, связанные с индивидуальными анатомическими особенностями и низким развитием подвижности в суставах, в движениях и положениях, лимитируют технически правильное выполнение приема. Развитие суставной подвижности следует производить:
а) в биологически благоприятном для этого возрасте в ДЮСШ;
б) в общеразвивающих и специализированных упражнениях без мяча;
в) так, чтобы основные характеристики упражнений, положения звеньев, углы движений и положений, направление усилий были бы специализированы для приема в реальных условиях в разных зонах, условиях временного ритма и разных направлениях движений.
2. Причины ошибок относительного положения ног, туловища, плеч и предплечий при выходе к мячу состоят в недостаточном внимании на начальной стадии обучения к правильным стойкам, исходным положениям, перемещениям в имитационных упражнениях без мяча. Незакрепленные прочно, автоматически правильные навыки в реальных игровых ситуациях, при игровом дефиците времени и психологической напряженности ломают ее структуру. Задача принять мяч любой ценой, практически ничего не оставляет от слабо автоматизированных двигательных стереотипов. Основной педагогический принцип – к приему подачи с мячом надо переходить только тогда, когда юный спортсмен готов технически правильно выполнить подготовительные действия, не ломая их рациональной структуры.
3. Ошибки внимания и зрительного контроля связаны с несвоевременным сосредоточением на приеме, а также с недостаточным прямым зрительным контролем за мячом в момент его касания рук. Этот недостаток усугубляется при опускании предплечий ниже коленных суставов, и при недостаточном сгибании ног мяч исчезает из поля периферического зрения. Точку приема следует выбирать так, чтобы мяч, предплечья и дальние зоны у сетки находились в секторе прямого зрения. Эти навыки зрительного контроля необходимо развивать в специализированных имитационных упражнениях, с концентрацией внимания в определенный момент, на определенный сигнал и с прослеживанием движущихся объектов, переводя взгляд в заданной последовательности действий.
4. Недостаточная различительная чувствительность временных микроинтервалов, кинематических и динамических характеристик (усилий, суставных углов, оценка траектории, скорости полета мяча) снижает способность к тонкой дифференцировке усилий, точному расположению звеньев, оценке временных последовательностей и требует чередования упражнений по методу сближаемых заданий или контрастных действий, с вариациями веса снарядов для игровых манипуляций, выключения зрения и выполнения отдельных технических элементов без зрительного контроля .
Л. Нечаев. Яма
Сила слова
Вокруг света за 80 дней
О чем поет Шотландская волынка?
Нора Аргунова. Щенята