Чувство языка приходит к нам благодаря чтению большой литературы, созданной мастерами слова, будь то прозаики или поэты. Во многом этому способствуют различные жанры массовой культуры, в том числе и песен.
И всё же языковая вседозволенность, господствующая на современном этапе развития русского языка, проявилась в текстах популярных песен. Они востребованы. Создатели текстов, учитывая языковое развитие молодёжи, стремятся приблизить язык песни к речевому стандарту массового слушателя. Авторы используют любые способы для привлечения внимания слушателя.
Вложение | Размер |
---|---|
pyatyshev_s.i.doc | 138.5 КБ |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЭНГЕЛЬССКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»
(ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»)
Тема исследовательской работы: «Тексты популярных молодёжных песен и нормы русского литературного языка»
Выполнил:
Пятышев Севастьян Игоревич
обучающийся 1 курса
ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»
Руководитель
Яркова Вера Ивановна
преподаватель русского языка и литературы
ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»
Саратов 2019
Содержание
Глава 1. Характеристика понятия «лингвоэкология» и её взаимосвязь с нормами русского литературного языка 6
1.2 Проблемы современного песенного творчества 9
Глава 2. Исследовательская часть 11
2.1 Анализ выбранных песенных текстов 11
2.2 Виды лексико - стилистических и грамматических ошибок и их отражение в текстах современной поп-музыки 12
2.3 Влияние текстов песен на речевое поведение человека 17
Список использованных источников 21
Введение
Прошло более полутора столетий. Каково состояние русского языка на сегодняшний день? Оправдываем ли мы, соотечественники Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, их надежды? Увы! Разрушается целостность и чистота литературных норм письменной и устной речи. Современное состояние речевой культуры в России оставляет желать лучшего. Его можно расценивать как кризисное и в плане речевого этикета, и в плане обеднённости лексики, неумения связно и логично выразить свои мысли или чувства.
Чувство языка приходит к нам благодаря чтению большой литературы, созданной мастерами слова, будь то прозаики или поэты. Во многом этому способствуют различные жанры массовой культуры, в том числе и песен.
И всё же языковая вседозволенность, господствующая на современном этапе развития русского языка, проявилась в текстах популярных песен. Они востребованы. Создатели текстов, учитывая языковое развитие молодёжи, стремятся приблизить язык песни к речевому стандарту массового слушателя. Авторы используют любые способы для привлечения внимания слушателя.
Так появляются песни, способные вызвать «лингвистический шок» - состояние, вызывающее крайнюю степень удивления, смеха или смущения, возникающее у человека, когда он слышит в речи языковые элементы, звучащие странно, смешно, неприлично. Такое определение даёт «лингвистическому шоку» профессор В. Белявин. Наше исследование началось с такого шока. Его вызвало содержание песни Модный Танец Арам Зам Зам (Дискотека Авария):
Арам Зам Зам, Арам Зам Зам
Гули Гули Гули Гули Гули Рам Зам Зам
Тексты таких песен расшатывают нормы языка, снижают общую и словесную культуру, изменяют эстетический вкус носителей языка. Происходит потеря эстетического языкового идеала.
В качестве изучения текстов популярной молодёжной музыки был избран лингвоэкологический подход, так как он объединяет в себе изучение языковой составляющей современного песенного текста и тех факторов, которые влияют на такой текст.
Актуальность работы обуславливается тем, что в современной песенной поэзии слово утрачивает свое значение как лексическая единица и перестает нести какой-либо смысл. Дело в том, что авторы современных хитов не задумываются над настоящим значением и звучанием слов, а попросту используют их для рифмы, причем в абсолютно неправильной и даже непристойной форме.
Современное общество не задумывается над смыслом слов популярных песен. В эстрадных песнях нашего поколения наблюдается отсутствие логической связи между предложениями. При создании образа неуместно используются выразительные средства языка: метафоры, эпитеты. Над рифмой доминирует мелодия.
Поэтому проблема, решение которой связано с повышением уровня культуры речи нашего общества, очень актуальна. В таких условиях особое значение приобретает воспитание молодого поколения, поскольку от него напрямую зависит будущее языка.
Гипотеза исследования: современный песенный текст не только отражает культурно-языковое состояние эпохи, но и, обладая особым характером воздействия на своих адресатов, прежде всего подростков, формирует культурно-языковое пространство, негативно влияя на речевую культуру будущего.
Цель исследования – рассмотреть слово и его значение как лексическую единицу в контексте современных песен, а также выяснить, какую угрозу для речевой реализации языка, нравственных и культурных установок личности представляет некорректное использование этого слова.
Для достижения цели мы поставили следующие задачи:
определить, какой жанр песен популярен у современной молодежи, и вывести наиболее яркие приметы этого жанра;
описать форму и содержание песенного текста, которые способствуют его включению в языковую среду молодёжи;
проанализировать словесную составляющую современных песенных текстов на предмет наличия в ней нарушений языковых норм;
провести анализ современных песенных текстов как фактора, влияющего на языковые предпочтения современной молодёжи.
В ходе работы нами были использованы методы исследования:
1) элементы лексического анализа,
2) социологический опрос, анкетирование,
3) сравнительное изучение фактов.
Предмет исследования – подход к выбору слова в современной песенной поэзии.
Объектом исследования являются собственно тексты популярных песен.
Новизна темы состоит в том, что в наше время мало говорится о влиянии современной культуры на молодежь.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования данных материалов при выборе музыкальных произведений для прослушивания, при проведении факультативных занятий по литературе, русскому языку, МХК.
В работе были использованы следующие источники песенных текстов:
а) видеокассеты с записями концертов, телевизионных музыкальных программ, видеоклипов;
б) звучащая речь (музыкальные передачи радиостанций «Русское Радио», «Русское Радио-2», «Love-Радио»; телевизионные музыкальные передачи «Субботний вечер», «Песня года», «Золотой Граммофон»).
Глава 1. Характеристика понятия «лингвоэкология» и её взаимосвязь с нормами русского литературного языка
Термин «лингвоэкология» вошёл в жизнь сравнительно недавно. Лингвоэкология-это учение о взаимоотношениях языка и общества, о взаимозависимости между языком и обществом, о защите языка от негативных процессов в человеческом обществе, о защите общества от отрицательного влияния языка.
Главная задача лингвоэкологии - сохранение чистоты русского языка.
Лингвоэкология тесно связана с нормами литературного языка. Нормы литературного языка–это социально одобряемое правило, то есть общепринятое употребление слов, словосочетаний, форм слов, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках. Именно эти нормы и обеспечивают чистоту языка.
Дадим определение: чистота языка – это отсутствие в ней слов–паразитов, жаргонизмов и просторечных выражений, выражений с отрицательной эмоциональной окраской, а также нелитературных элементов.
В отечественной науке об этом заговорили в конце 80-ых, появился целый цикл публикаций, посвящённых лингвоэкологии, поскольку состояние современного русского языка, его дальнейшая судьба не могли не волновать лингвистов. Проблеме линвоэкологии посвящены работы академика В.В.Виноградова, В.П. Григорьевой, С.И. Виноградовой, В.В. Колесовой, Ю.Н. Караулова.
Одним из первых отечественных лингвистов стал употреблять этот термин Л.И. Скворцов. Лингвоэкология, с его точки зрения, способна дать оценку развития языка, уберечь от небрежного отношения к главному средству общения человека. Л.И. Скворцов уверен, что лингвоэкологическое «культивирование» родного языка призвано возродить духовность народа.
В.К. Журавлёв, доктор филологических наук, рассматривает языковую среду как фактор, формирующий личность человека.
Мы решили выяснить, сколько времени в день занимает прослушивание песен у студентов и каковы источники. Результаты таковы:
37% слушают её от 1 до 3 часов в день, 30% более 5 часов, 27% от 3 до 5 часов и 6% - менее 1 часа.
68% слушают музыку через мобильные устройства, 21% через интернет, 9% по радио и 2% по телевидению.
Также решили провести анкетирование, чтобы узнать, как ребята относятся к нарушениям норм русского литературного языка.
В анкетировании приняли участие 168 человек (студенты 1 курса 86 человек, 82 человека 4 курса).
Результаты вызвали недоумение: 76 человек к таким ошибкам относятся нормально. Главное для них: информация должна быть интересной и понятной. 24 человека ошибки раздражают, а остальные вообще их не замечают.
Мы решили выяснить причину такого низкого уровня речевой культуры и обратились к текстам популярных песен, так как современный песенный текст, имеющий большую популярность среди молодёжи, является частью её языковой среды, прививает им определённый языковой вкус, формирует их речевую культуру и нравственный облик.
Для того чтобы понять, какой музыке отдают предпочтение студенты нашего техникума и язык каких песенных жанров нам в дальнейшем проанализировать, мы провели анкетирование и условно назвали его «Музыкальные предпочтения».
В анкетировании приняли участие 168 человек- студенты 1 курса 86 человек, 82 человека 4 курса.
Результаты таковы: поп-музыка отдали предпочтение 80, классике – 7, народной песне – 4, року – 11, рэпу – 13, шансону – 23, разной музыке – 30 студентов.
Выводы таковы: большая часть респондентов предпочитает слушать поп-музыку, на втором месте по популярности находится разная музыка, причем, без уточнения её разновидности. Остальные виды музыки оказались в видимом меньшинстве.
1.2 Проблемы современного песенного творчества
Слово– исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои; дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками; словесная речь. Сочетание звуков, составляющее одно целое, которое, по себе, означает предмет или понятие; реченье. Развивая слово, люди пришли к тому, что соединили его с музыкой. Так появилась песня. За долгие годы этот род словесно-музыкального искусства претерпел большие изменения. Появлялись новые музыкальные инструменты, новые слова. Песни уже можно было классифицировать по содержанию на лирические, патриотические, сатирические и т. п., по социальной функции – на обрядовые, бытовые, военно-строевые и т. п.; по исполнительному составу–на сольные, хоровые, с инструментальным сопровождением и без него. Сейчас создано множество только российских песен, и каждый человек выбирает из этого количества именно то, что ему нравится. Путем социологического опроса мы выяснили, какие современные жанры песен наиболее популярны у наших подростков и молодежи, а также у некоторых более взрослых людей.
Итак, наибольшее предпочтение учащиеся нашего лицея отдали эстрадной песне («попсе»), рэпу, шансону и R’n’B. Дадим определения данным жанрам.
Эстрадная песня (попса; от англ. Pop – «популярные») – точного определения ей нет. В широком значении под этим термином может пониматься любая коммерчески ориентированная поп-музыка, независимо от субъективной оценки её качества и профессионализма. Чаще всего это легко запоминающиеся композиции. Однако со временем слово попса стало иметь другое значение. Сейчас ее понимают как низкопробную и неоригинальную часть поп-музыки, основанную на низкокачественном подражании успешным исполнителям. У группы «Бригадный Подряд» даже есть песня «Попса».
В этой песне резко критикуется «попса», под которой понимается отечественный шоу-бизнес, исполнение под «фанеру», скандалы в рекламных целях и прочее. Рэп (от англ. rap, rapping) — ритмичный речитатив, обычно читающийся под музыку с тяжёлым битом.
Исполнитель рэпа называется рэ́пером. Это один из немногих жанров, где именно текст является самым главным в песне.R’n’B— музыкальный жанр, особенно популярный в США, настоящее положение которого было задано с1940-х годов музыкой в стиле R&B. Несмотря на то, что сокращение «R'n'B» производит ассоциации с традиционной музыкой в стиле ритм-энд-блюз, сегодня эта аббревиатура используется чаще для определения стиля афроамериканской музыки, появившегося после диско в 1980-х. Этот новый стиль сочетает в себе элементы соула, фанка, танцевальной музыки и — в результате появления течения нью-джек-свинг в конце 1980-х — хип-хопа.
К данному времени жанр R’n’B практически полностью потерял свои R&B корни, превратившись в смесь хип-хопа и электроники.
Шансон (блатная песня) – музыкальный жанр, основу которого составляют песни о неволе, тюрьме и зоне, т.е. о людях, лишённых свободы. Даже существует понятие «блатная романтика». Но в настоящих блатных песнях этой самой романтики, как ни странно, нет. Основные темы – предательство друга (пример – песня М. Круга «Роза»), измена любимой, жизнь на свободе и т.д.
Глава 2. Исследовательская часть
2.1 Анализ выбранных песенных текстов
Цель преобладающей части лирических песен – повлиять на душевное состояние слушателя, заставить его сопереживать лирическому герою.
Тактические приемы реализации: создание теплой доверительной атмосферы, формирование положительного эмоционального настроя. В популярной лирической песне основным инструментом реализации стратегий служат разнородные наборы языковых и речевых средств. Это объясняется спецификой жанра песни и прежде всего принадлежностью песни к малым жанрам художественной речи.
В качестве средств реализации коммуникативных стратегий и тактик в песенных текстах используются стилистические тропы, характерные для произведений художественной речи, а также просторечные, жаргонные слова и конструкции, которые присущи разговорной речи и не свойственны поэтическим произведениям.
В целях усиления воздействующего эффекта на слушателя авторы современных песенных текстов употребляют иноязычную лексику; клишированные конструкции; высказывания, тексты.
2.2 Виды лексико - стилистических и грамматических ошибок и их отражение в текстах современной поп-музыки
Лексико - стилистические ошибки – это употребление неуместных в данном стиле языковых средств и нарушение требований ясности, точности, богатства и выразительности речи. Вследствие их текст «отяжеляется».
Дадим определение некоторым лексико-стилистическим ошибкам и уточним их роль в тексте популярной музыки.
Жаргонизмы - слова, которые встречаются в речи определённых групп людей: молодёжи, студентов, а также деклассированных элементов: воров, бродяг, карточных шулеров. Слова - жаргонизмы находятся за пределами норм русского литературного языка, поэтому их употребление недопустимо.
Варваризмы - иностранные слова или выражения, не полностью освоенные языком и воспринимаемые им как чужеродные. Они вызывают затруднения при установлении ассоциативных связей между предложениями текста.
Слова - паразиты – это слова, не связанные с содержанием текста, ими заполняются вынужденные паузы. Не востребованные смыслом и структурой высказывания, они делают речь безграмотной и неуверенной, нарушают сочетаемость слов в предложении.
Варваризмы - иностранные слова или выражения, не полностью освоенные языком и воспринимаемые им как чужеродные. Они вызывают затруднения при установлении ассоциативных связей между предложениями текста.
Прецедентные тексты - это тексты, включающие в песенное повествование лексику Интернета. Такой текст хорошо знаком любому среднему члену лингвокультурного сообщества. Этим авторы пытаются привлечь внимание слушателя.
Цитирование рекламных текстов с целью отображения бытовой жизненной ситуации, изображения переживаний лирического героя на фоне реалий повседневной жизни – один из способов привлечения внимания слушателя знакомыми текстами.
Лексический повтор - неуместное повторение одних и тех же слов. Хотя роль лексического повтора в произведениях классики велика: они помогают понять суть происходящего, заострить внимание на главном.
Плеоназм - употребление в речи близких по смыслу и поэтому логически излишних слов.
Рассмотрим эти нарушения в песенных текстах поп-музыки.
Жаргонизмы и просторечные слова:
Можешь даже не набирать, можешь даже не набирать.
Тут угорать, я хочу угорать (Элджей & Feduk – Розовое Вино)
На баре синие, мы танцуем под минимал (Элджей – Минимал)
Слышь! Время без забот - будем вспоминать уже через год.
Из автомобилей радивцо напомнит нам о том, что не сбылось (Макс Корж – Горы по колено)
Варваризмы:
No stress. Хаваем как M&M's dance-dance. (Элджей & Feduk – Розовое Вино)
А я da-, а я da-, а я dance танцевала тебе (LOBODA – Superstar)
Прямая, косвенная или скрытая цитация прецедентных текстов:
Пишешь адрес: «Никуда Безднадега точка ру (гр. «Иванушки Интернейшнл») Айсикью, имэйлами мы стали так близки, Сердце он-лайн, в трубке гудки (гр. Нон-стоп)
Я жду тебя... Сажусь на диван, включаю телевизор: «Здравствуйте, это операция «Тайд» или кипячение».
Лексические повторы:
Цвет настроения
Цвет настроения
Цвет настроения
Цвет настроения синий
Цвет настроения синий (Филипп Киркоров – Цвет настроения синий)
Мало половин
Мало, мало половин
Мало половин
Мало, мало половин
Мало половин
Мало, мало половин (мало половин)
Я открываю мир других мужчин (Ольга Бузова – Мало пололовин)
Медуза, медуза, медуза, мы друзья
Медуза, медуза
Медуза, медуза, медуза, мы друзья (MATRANG – Медуза)
Малиновый свет упал на окна
Танцует во тьме пара влюблённых
Малиновый свет
Малиновый свет
Малиновый свет искал нас долго (Лёша Свик – Малиновый свет)
Рос стрит-кридабилити благодаря мамуле.
Рос стрит-кридабилити благодаря мамуле.
Рос стрит-кридабилити благодаря мамуле.
Рос стрит-кридабилити благодаря мамуле. (ХЛЕБ – Drum and Bass)
Плеоназм:
Не забывай пламя огня, где мы греем огнём себя - поёт Юлия Савичева (Дождь ливня, буран метели)
Он тогда продал свой дом, продал картины и кров (Алла Пугачёва – «Миллион алых роз»)
Слова-паразиты:
«И мне никого, блин, не надо…» («Градусы»); «Что же делать, Ё-мое!» («Дискотека Авария»).
Логико-стилистические ошибки в популярных песнях.
Логико-стилистические ошибки - это отсутствие стилевого единства. Пронаблюдаем это в текстах поп-музыки. Логико-стилистические ошибки - это отсутствие стилевого единства. Пронаблюдаем это в текстах поп-музыки:
Я промолчу исподлобья робко… (Земфира)//Припаду, рыдая, к цветам и ноздрями землю втяну// Закрой мне глаза холодной кожей рук (О. Газманов)//
Использование ненормативной лексики
Чаще всего нецезурная лексика встречается у рэп-исполнителей, но в наше время её можно найти и в попсе (чтобы допустить песни к показу, авторы заменяют мат на созвучные слова). Рассмотрим это на примерах:
Еду в магазин Gucci в Санкт-Петербурге (Graaah)
Она жрёт мой х** как будто это бургер (Бургер, бургер) (FACE – Бургер)
Окей, б** у, я взял твою бу и я её е**
И мой Glock или, б**, ТТ издаст ту-ту-ту (Big Baby Tape – Gimme The Loot)
Звонок из отдела (отдела)
Чья-то в а*** мама (мама)
Её что-то задело
Оскорбляющее чувство е****** (е******)
(Anacondaz – На*** тебя и твоих друзей)
Грамматические ошибки в современных песенных текстах.
Поговорим о грамматических морфологических ошибках. Морфологическая норма – это правильное образование грамматических форм, относящихся к частям речи.
\\ Не опуская глаз, не пророняя слов// - поют Л. Агутин и А. Варум\\ Весь мир собой заслоняя – слышим в песне Сосо Павлиашвили и Михаила Танича)\\ Где ж, мой свет, бродишь, голову склоня - произносит Т. Буланова).
Деепричастия совершенного вида образуются от глаголов совершенного вида при помощи суффиксов –в, -ши, -вши. Значит, от глаголов проронить, заслонить, склонить можно образовать деепричастия «проронив», «склонив», «заслонив».
Неправильное образование грамматических форм существительных и глаголов слов мы наблюдаем в следующих случаях:// «Ледовое гетто портит ребёнков» (группа «Челси»)//Едь на такси, но нечем платить// Ты была молода, красива и похожа на апельсина в своём новом плаще//
Обратимся к грамматическим синтаксическим ошибкам. В приведённых ниже примерах нарушено синтаксическое управление:// А в (на) бессонницу грешишь почему-то (Е. Амиралов)// Увидел седину в (на) своих висках» (Ф. Киркоров, слова М. Танича)// Стоят девчонки – юбки по колено («Руки вверх») (одежда бывает до колена)// «Сколько на (в) подушку дней я плакала» (Бьянка). В предложении //Ты снова в осени плену (группа «Чили») наблюдаем неоправданную инверсию. А в строке «А я лежу на пляжу» наблюдаем нарушение синтаксических норм. Правильнее будет сказать «на пляже».
Выводы: в текстах поп-музыки чаще всего прослеживается нарушение форм образования существительных и глагольных форм, а также нарушение управления при построении словосочетаний и предложений.
В соответствии с языком исследованных текстов поп-музыки мы выяснили, что большая часть ошибок – это ошибки стилистические, далее идут ошибки грамматические: морфологические и синтаксические.
2.3 Влияние текстов песен на речевое поведение человека
Ошибки в текстах песен опасны тем, что вторгаются в речевое поведение слушателя на волнах музыкальных ритмов, исключая любую возможность критического анализа. Когда все вокруг танцуют, смеются, у всех комфортное психологическое состояние. Молодёжь пытается вернуться в подобное состояние, вновь слушая поп-музыку.
Текст песен, зачастую не воспринимаемый «при шуме музыки и пляски», откладывающийся в подсознании, станет учебником жизни, тропой к идеалу, к счастью, к успеху.
Подлинным символом современной эстрадной песни, позволяющим ей непосредственно внедряться в подсознание слушателей и влиять на речевую культуру, является стихия междометий и звукоподражаний:
Жу-жу-жу-жу! Жу-жу-жу-жу!
Жу-жу-жу-жу! (Ленинград & Глюк’oZa (ft. ST) - Жу-Жу)
Skibidi wap-pa-pa
Skibidi wap-pa-pa-pa-pa
Skibidi wap-pa-pa-pa-pa-pa-pa-pa-pa
Skibidi pa-pa
Skibidi boom-boom, ay
Skibidi boom-boom-boom-boom, ay
Skibidi boom-boom-boom-boom-boom-pa-pa-boom-boom
Skibidi pa-pa (Little Big – Skibidi)
Лексического значения эти повторяемые слова или вовсе не имеют или имеют минимальное, присущее служебным частям речи. Если такие песни имеют популярность, то можно говорить не только о языковой, но и нравственной деградации человека. Очевидно, что это сказывается и на общем речевом поведении молодёжи, оскудении их словарного запаса, знании лексического значения слов.
Проведенное нами анкетирование среди подростков показало, что они легко понимают песенный текст при восприятии его в звуковой форме (84,6 % опрашиваемых по сравнению с 46,2 % – при восприятии текста в зрительной форме, т. е. как печатный текст), но нарушения в тексте в данном случае обнаруживают гораздо сложнее (61,5 % опрашиваемых выделили нецензурные выражения и 0% – элементы молодежного жаргона при восприятии песенного текста в звуковой форме по сравнению с 92,3 % респондентов, которые отметили нецензурные выражения в тексте, и 53,8%, выделившими сленговые слова и выражения, при восприятии текста в печатном виде).
Современный песенный текст многократно прослушивается его адресатами (на дискотеке, концертах, при просмотре телепрограмм, индивидуальном прослушивании и т.д.) и через механизм непроизвольного запоминания откладывается в их долговременной памяти. Запоминание песенного текста (вместе с присутствующими в нем нарушениями и представленными нормами и ценностями) способствует внедрению в речевую практику подростков используемых в нем слов и конструкций, а также формированию их мировоззрения и образа Я.
Нарушение языковых норм в текстах песен опасно тем, что они тиражированы во многих тысячах экземпляров, они вторгаются в языковую картину мира человека, искажая эту картину, внося в неё деформации.
С целью изучения воздействия текстов поп-музыки на молодое поколение было проведено анкетирование, в котором участвовало 86 человек.
В ходе исследования мы выяснили, что 10 человек задумываются над смыслом звучащей песни, 60 – не задумываются, иногда задумываются 16 учащихся.
Заключение
Результаты социологического опроса показали, что молодые люди, читая тексты песен, часто не могут определить их тему и основную мысль. Это говорит о том, что во время прослушивания современной песни человек порой не задумывается над её смыслом. Может, поэтому большая часть молодёжи выбирает зарубежные песни, просто не задумываясь и даже не пытаясь понять текст, расслабляясь под прекрасную музыку, красивый акцент и английский говор.
2. После лексического разбора текстов песен стало очевидным, что в некоторых из них наблюдается отсутствие логической связи между предложениями.
3. Анализ показал, что тексты современных песен в основной массе пишутся в соответствии с требованиями культуры речи. Однако если обратиться к популярной музыке, то здесь наметилась опасная тенденция к безграмотному составлению текстов. Некоторые художественные средства языка: эпитеты и метафоры – употребляются в них неуместно и порой даже неумело.
4. В песнях наших дней рифма отходит на второй план: над ней доминирует мелодия.
5. Чуть ли не главной угрозой является то, что среди молодежи популярны песни, содержащие ненормативную лексику. Тем самым молодое поколение черпает сквернословие из культурной сферы и, употребляя эти слова, занижает личный статус.
Язык – это элемент духовной культуры человека. О гибкости, красоте, многогранности и неповторимости русского языка с восторгом говорили многие поэты и писатели.
И.С.Тургенев, восхищаясь красотой русского языка, призывал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками»
Говоря о меткости русского языка, Н.В.Гоголь подчёркивал: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из – под самого сердца, кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».
Всем нам, русским людям, нужно прислушаться и к словам В.И. Даля: «… Русский речи предстоит одно их двух: либо опошлеть донельзя, либо, образумясь, свернуть на иной путь, захватив притом с собою все покинутые второпях запасы». Пока ещё не поздно.
Список использованных источников
Интернет-источники
1. www.stas-mihaylov.ru
2. www.biankanumber1.ru
3. vk.com/ak47_page
4. http://www Музыка
Приложение
Приложение 1.
Результаты социологического опроса.
Диаграмма 1. Время прослушивания музыки в день
Диаграмма 2. Музыкальные предпочтения.
Рисуем акварельное мороженое
Сверчок
Две лягушки
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Агния Барто. Сережа учит уроки