Исследовательская работа посвещена изучению отпечатков пальцев у девятиклассников и установление взаимосвязи папиллярных узоров пальцев с выбором профессии.
Вложение | Размер |
---|---|
Дерматоглифика – это наука, изучающая рисунки кожи. | 189.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №60»
ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САРАТОВА
Научно-практическая конференция «Твой шанс»
Профессия на кончиках пальцев
Выполнила:
Ульянова Виктория, 9 В класс
Научный руководитель:
Касьянова Д.А.
Содержание:
Введение
Дерматоглифика – это наука, изучающая рисунки кожи. Рисунки на коже есть только у человека и высших приматов. Наиболее характерные рисунки кожи человека находятся на подушечках пальцев, хотя можно найти рисунки кожи на всех фалангах пальцев, на ладонях и на ногах. Современная наука не имеет общепринятой теории о происхождении рисунков кожи человека. Есть версия, что шершавый (папиллярный) рисунок кожи образовался в процессе эволюции на руках у приматов, для того чтобы увеличить трение в процессе лазанья по деревьям.
Папиллярные узоры на подушечках пальцев формируются еще в утробе матери и не исчезают после смерти (в отличие от линий судьбы на ладонях). Они не меняются в течение жизни. Этот рисунок соответствует кармическим предначертаниям человека на конкретное воплощение.
Некоторые ученые биоэнергетики считают, что пальцы являются биорезонаторами, которые принимают вибрации из информационного поля, с которым взаимодействует человек и каждый в своем строго определенном режиме. Этот биоэнергетический код информационного взаимодействия зашифрован в силовых линиях папиллярного рисунка. Торсионные поля (носители информации) беспрерывно вращаясь, как бы вкручиваются в биополе человека по резьбе его папиллярных узоров.
Узоры формируют мироощущение человека, его реакции на окружающий мир, специфику нервной системы, показывают некоторые наследственные болезни, выносливость, долгожительство, влияют на выбор профессии, спортивные наклонности, творческие и т.д.
Знание морфологических особенностей кожного покрова широко используется сегодня для ранней диагностики болезней, выявления групп риска, наследственной предрасположенности к заболеваниям или долголетию, разработки рекомендаций по здоровому образу жизни, профессиональной ориентации, в криминалистике, этнографии и во многих других областях человеческой деятельности.
2.1. История возникновения дерматоглифики
Наиболее ранние научные сообщения об анатомических и гистологических особенностях кожной ребристости (гребешков) и углублений между ними (бороздок) относятся к XVII в., когда в анатомических работах появились рисунки и описания особенностей узоров ладоней и пальцев человека. Успехи биологии в XIX в. способствовали дальнейшему исследованию рисунков кожи. В начале XIX в. Я. Пуркине дал первую классификацию кожных узоров пальцев, выделил 9 основных типов. В последней трети XIX в. впервые стали применять отпечатки пальцев для опознания личности. Большую роль здесь сыграли работы Ф. Гальтона. В начале XX в. появились специальные сравнительные исследования кожного рельефа приматов и других млекопитающих. Американский ученый В. Уайлдер в 1904 г. предложил использовать особенности гребешковых линий и узоров на коже ладоней и подошв как важный этнический признак. Затем началось изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью.
Название "дерматоглифика" было принято в 1926 г. на 42-м съезде Американской ассоциации анатомов. В 1936 г. Г. X. Камминс обнаружил и описал особенности дерматоглифов (кожных узоров) при синдроме Дауна. В конце 50-х годов, когда были изучены хромосомные наследственные заболевания, началось изучение коррелятивных связей между особенностями хромосомных наборов и кожными рисунками рук. Родилась современная дерматоглифика, которая находит все более широкое применение в различных областях знаний - от медицины до криминалистики и этнографии. В последнее время наиболее широко изучаются и применяются дактилоскопия и пальмоскопия.
2.2. Характеристика дерматоглифических узоров
Френсис Гальтон, предложил первую классификацию узоров пальцев рук, выделив три основных типа узоров: завиток (W), петля (L) и дуга (А).Рассмотрим каждый тип узоров подробнее:
1)ПЕТЛИ
Люди, у которых основной рисунок пальцевых узоров — петля, обладают взрывным темпераментом. Они не выносят длинной и монотонной работы, информацию усваивают медленно, но запоминают её надолго. «Спринтерская» натура даёт о себе знать и в любви. «Петли» ветрены, непостоянны и зачастую имеют несколько параллельных связей (см. приложение).
2) ЗАВИТКИ
Самый сложный петлевой узор. Так же сложно организованы и его обладатели — трепетные, ранимые, но чрезвычайно способные люди. Они мобильны, активны, выносливы, с лёгкостью адаптируются к любым условиям, но при этом концентрируются на своём внутреннем мире. Чем больше на руке завитков, тем сложнее натура и тем сильнее у неё склонность к самоедству (см. приложение).
3)ДУГИ
Человек «дуга» имеет небольшой жизненный потенциал и не самое крепкое здоровье. Но отпущенные природой силы такой человек использует разумно и экономно. Однажды найдя своё место, «дуга» не тратит сил на поиски лучшей доли. Люди, у которых на пальцах преобладают дуговые узоры, крайне консервативны и авторитарны, плохо сходятся с людьми. Но, если такой человек стал вашим другом, он пойдёт за вас в огонь и в воду. В супружеской жизни «дуги» отличаются исключительной преданностью, никогда не позволяют себе интрижек на стороне, но требуют абсолютной верности в ответ (см. приложение).
2.3. Применение в практической деятельности человека
Знание морфологических особенностей кожного покрова широко используется сегодня для ранней диагностики болезней, выявления групп риска, наследственной предрасположенности к заболеваниям или долголетию, разработки рекомендаций по здоровому образу жизни, профессиональной ориентации, в этнографии. Открытиями в сфере дактилоскопии криминалисты пользуются до сих пор. С наступлением информационной эры возможности дактилоскопии выросли, защита информации вышла на новый уровень. Сканерами для считывания отпечатков оборудованы сейфы, клавиатуры, ноутбуки, флешки, замки, терминалы для оплаты покупок.
3. Дерматоглифика и психоэмоциональные особенности человека
3.1.Выбор профессии как психологическая особенность человека
Психологи выделяют ряд специфических психологических проблем подрастающего поколения в профессиональном самоопределении, в выборе своего профессионального будущего. Специфичность этих проблем связана с нестабильной ситуаций в стране, обострением противоречий в общественном и индивидуальном самосознании, отсутствии стабильных социальных норм в отношении профессии и самостоятельности индивида, а также ломка определенных установок касающихся престижности профессий.
Многие психологи утверждают, что профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанное с ним поведение. Длится оно иногда у отдельных людей всю дальнейшую жизнь.
Самым важным, неотложным и трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии. Он хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни, прежде всего, зависит от того - сумеет ли он правильно выбрать профессию. В пору юности все определенней и ясней выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности. Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Юность - это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки. Юношеский возраст по Эриксону, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных, индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления.
На этом этапе встает проблема конкретной психологической помощи старшеклассникам в их профессиональном самоопределении, создание условий, стимулирующих рост ученика в результате которой он сам мог бы взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор. Психологической особенностью старшеклассников является возрастающий интерес к собственному "Я". Процесс формирования профессиональной направленности у школьника на основе интереса к конкретной профессии осуществляется значительно интенсивнее, чем в предыдущие годы обучения в школе. Этому способствует социальная позиция старшеклассников связанная с близкой перспективой выбора профессии. В этом возрасте получает дальнейшее развитие основная движущая сила формирования профессиональной направленности - потребность в выборе профессии, которая с одной стороны приводит в движение сферы разнообразных потребностей и интересов личности. С другой - диапазон интересов обеспечивает определенный уровень способностей, потребностей и умений, широту предметно - практического и теоретического опыта личности.
3.2. Методика определения профессионального профиля
Требования к общим способностям, которые предъявляют к человеку большинство
профессий, настолько очевидны, что часто проходят мимо внимания как подростков,
выбирающих профессию, так и взрослых, которые должны им в этом помогать.
Диагностика, способствующая более реалистичному взгляду подростков на свои
возможности, открывает хорошие перспективы для учебной мотивации в старшей школе
в свете профессиональной жизненной перспективы.
В своих исследованиях мы использовали методику «Эрудит» Г.В. Резапкиной (модификация методики Школьный тест умственного развития под ред. К.М. Гуревича)
Методика предназначена для определения усвоения ряда понятий школьной программы,
сформированности основных мыслительных процессов и развития вербального
интеллекта учащихся 8–9-х классов. Она состоит из четырех серий заданий, каждая из
которых выявляет уровень развития основных мыслительных операций (установление
аналогий, классификация, обобщение, поиск закономерностей) на материале физико-
математического, естественнонаучного, общественного и гуманитарного предметного
цикла. Задания четвертой серии направлены на изучение способности к анализу и синтезу
знаковой информации.
Методика «Эрудит» может использоваться для оценки успешности обучения различных
групп учащихся и эффективности различных программ и методов обучения.
Работа над тестом занимает один урок. Если нет возможности рассадить ребят по одному,
психолог должен внимательно следить, чтобы ребята не списывали друг у друга. У
каждого школьника на парте должен быть бланк ответов и лист с заданиями (см. приложение).
Полученные данные обработали совместно со школьным психологом.
3.3. Результаты тестирования учащихся 9 классов
Полученные данные занесли в сводную таблицу.
ИТОГИ ТЕСТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 9 В КЛАССА ОТ 11.03.16 ПО МЕТОДИКЕ «ТУР» (Г.В. РЕЗАПКИНА)
ФИО | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМ.ПРОФ. | ГУМАНИТАР-НЫЙ ПРОФ. | ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ ПРОФ. | ФИЗИКО-МАТЕМАТ. ПРОФ. |
Герасимова А. | 14 | 18 | 15 | 17 |
Чурикова Т. | 14 | 10 | 9 | 9 |
Пономаренко А. | 7 | 5 | 8 | 5 |
Громова Д. | 18 | 20 | 17 | 19 |
Ульянова В. | 8 | 8 | 5 | 6 |
Ульянова М. | 9 | 8 | 5 | 4 |
Белякова Е. | 15 | 13 | 11 | 10 |
Умурзакова З. | 18 | 18 | 10 | 10 |
Попкова А. | 15 | 6 | 4 | 2 |
Смирнова Э. | 8 | 4 | 5 | 6 |
Костин Я. | 10 | 11 | 7 | 3 |
Исаев Д. | 11 | 13 | 9 | 13 |
Матасов Д. | 17 | 15 | 11 | 12 |
Макашова А. | 6 | 10 | 6 | 5 |
Желтова В. | 9 | 8 | 5 | 4 |
Громова А. | 16 | 16 | 11 | 14 |
ИТОГИ ТЕСТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 9 Б КЛАССА ОТ 11.03.16 ПО МЕТОДИКЕ «ТУР» (Г.В. РЕЗАПКИНА)
ФИО | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМ.ПРОФ. | ГУМАНИТАР-НЫЙ ПРОФ. | ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ ПРОФ. | ФИЗИКО-МАТЕМАТ. ПРОФ. |
Вяткин М. | 12 | 8 | 8 | 3 |
Безруков А. | 4 | 10 | 6 | 15 |
Штабова В. | 14 | 6 | 2 | 2 |
Царькова С. | 13 | 8 | 3 | 5 |
Аникеев Д. | 13 | 13 | 7 | 6 |
Григорьев Д. | 9 | 7 | 7 | 3 |
Шмыгин И. | 12 | 11 | 8 | 7 |
Уткин Е. | 9 | 11 | 6 | 3 |
Поликашина А. | 16 | 16 | 8 | 10 |
Шаипов И. | 20 | 16 | 16 | 10 |
Адыгезалова М. | 16 | 15 | 8 | 11 |
Макарова Ю. | 16 | 16 | 8 | 10 |
Хорсов А. | 22 | 19 | 17 | 17 |
Юдин Д. | 16 | 11 | 6 | 9 |
Терешина Д. | 17 | 15 | 8 | 5 |
Шевченко К. | 13 | 10 | 4 | 6 |
Дактилоскопические исследования пальцев рук учащихся 9 В:
ФИО | Петли | Дуги | Завитки |
Герасимова А. | 7 | 0 | 4 |
Чурикова Т. | 3 | 5 | 2 |
Пономаренко А. | 5 | 5 | 0 |
Громова Д. | 5 | 3 | 2 |
Ульянова В. | 1 | 5 | 4 |
Ульянова М. | 3 | 6 | 1 |
Белякова Е. | 1 | 8 | 1 |
Умурзакова З. | 2 | 6 | 2 |
Попкова А. | 3 | 4 | 3 |
Смирнова Э. | 3 | 7 | 0 |
Костин Я. | 4 | 5 | 1 |
Исаев Д. | 6 | 4 | 0 |
Матасов Д. | 6 | 2 | 2 |
Макашова А. | 2 | 4 | 4 |
Желтова В. | 3 | 4 | 3 |
Громова А. | 1 | 4 | 5 |
Дактилоскопические исследования пальцев рук учащихся 9 Б:
ФИО | Петли | Дуги | Завитки |
Вяткин М. | 8 | 0 | 2 |
Безруков А. | 3 | 0 | 7 |
Штабова В. | 5 | 3 | 2 |
Царькова С. | 3 | 6 | 1 |
Аникеев Д. | 3 | 6 | 1 |
Григорьев Д. | 0 | 8 | 2 |
Шмыгин И. | 3 | 5 | 2 |
Уткин Е. | 1 | 9 | 0 |
Поликашина А. | 3 | 4 | 3 |
Шаипов И. | 0 | 8 | 2 |
Адыгезалова М. | 5 | 5 | 0 |
Макарова Ю. | 0 | 0 | 10 |
Хорсов А. | 4 | 4 | 2 |
Юдин Д. | 4 | 0 | 6 |
Терешина Д. | 3 | 5 | 2 |
Шевченко К. | 5 | 3 | 2 |
С помощью литературных источников по данному вопросу, а также с использованием психологических методик установили зависимость между папиллярными линиями и выбором профессии:
Профессиональная деятельность | |
Максимум петель | Ощущения и информацию такие люди добывают исключительно из общения с другими людьми, работая в команде. Не переносят скучную и монотонную работу, которая им не интересна. Сильно развита фантазия. Люди такого склада охотно выбирают профессии, связанные с большим количеством людей, обменом информацией, вербальным общением. ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОФИЛЬ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ ПРОФИЛЬ |
Максимум дуг | Наличие на руке большинства дуг делает человека энергичным, уверенным в себе. У такого человека наблюдается уверенность во всем: в осанке, походке, манерах, жестах. У него выразительная артистичная мимика. Такие люди обладают сугубо конкретным мышлением. Они однозначны и целеустремлены. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ |
Максимум завитков | Быстро обучаются, схватывают информацию на лету. Ощущения черпает внутри себя, а информацию – в письменных источниках. Строгая логика в мышлении и требовательность в доказательствах. Люди с большим количеством завитков имеют предрасположенность к программированию, юриспруденции, научным работам. Так же они обладают хорошей координацией движений, поэтому стоит предложить этим людям такие единоборства, как борьба или бокс. В футболе, баскетболе им больше подойдет роль защитника. ФИЗИКО-МАТЕМАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ |
Соотнесли ряд профессий с профильными направлениями. Получили следующие данные:
ПРОФЕССИИ | |
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ | Бухгалтер, менеджер, программист, социолог, аудитор, бизнесмен-предприниматель, специалист банковского дела, финансист, специалист страхового дела, оператор ЭВМ, статистик, секретарь. |
ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОФИЛЬ | Психолог, историк, филология, политолог, философ, журналист, лингвист. |
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ ПРОФИЛЬ | Геолог, географ, биолог, фармацевт, медик, химик, технолог. |
ФИЗИКО-МАТЕМАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ | Геофизик, инженер связи, программист, физик. |
Таким образом, соединив профессиональные предпочтения учащихся и дактилоскопические исследования, получим следующую зависимость:
ФИО | Максимум папиллярного узора (П - петли, Д - дуги, З - завитки) | Профиль, выбранный учащимся по психологическому тесту | Совпадение |
Герасимова А. | П | ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОФИЛЬ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ ПРОФИЛЬ | 100% |
Чурикова Т. | Д | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ | 100% |
Пономаренко А. | П/Д | ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОФИЛЬ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ ПРОФИЛЬ | 100% |
Громова Д. | П | ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОФИЛЬ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ ПРОФИЛЬ | 100% |
Ульянова В. | Д | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ | 100% |
Ульянова М. | Д | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ | 100% |
Белякова Е. | Д | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ | 100% |
Умурзакова З. | Д | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОФИЛЬ | 100% |
Попкова А. | Д | ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ ПРОФИЛЬ | 0 % |
Смирнова Э. | Д | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ | 100% |
Костин Я. | Д | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ | 100% |
Исаев Д. | П | ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОФИЛЬ | 100% |
Матасов Д. | П | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ | 0% |
Макашова А. | Д | ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОФИЛЬ | 0% |
Желтова В. | Д | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ | 100% |
Громова А. | З | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОФИЛЬ | 0% |
2) Учащиеся 9 Б класса:
ФИО | Максимум папиллярного узора (П - петли, Д - дуги, З - завитки) | Профиль, выбранный учащимся по психологическому тесту | Совпадение |
Вяткин М. | П | ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОФИЛЬ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ ПРОФИЛЬ | 0% |
Безруков А. | З | ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ | 100% |
Штабова В. | П | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ | 0% |
Царькова С. | Д | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ | 100% |
Аникеев Д. | Д | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ | 100% |
Григорьев Д. | Д | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ | 100% |
Шмыгин И. | Д | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ | 100% |
Уткин Е. | Д | ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОФИЛЬ | 0 % |
Поликашина А. | Д | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ | 100% |
Шаипов И. | Д | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ | 100% |
Адыгезалова М. | Д | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ | 100% |
Макарова Ю. | З | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОФИЛЬ | 0% |
Хорсов А. | П/Д | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ | 100% |
Юдин Д. | З | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ | 0% |
Терешина Д. | Д | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ | 100% |
Шевченко К. | П | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ | 0 % |
Вывод
Анализируя полученные данные, устанавливаем, что отпечатки пальцев и выбор профиля будущей профессии совпадают на 75% у учащихся 9 В класса и на 69% совпадают у учащихся 9 Б класс Это неплохие показатели при данной методике. Это доказывает лишний раз слова руководителя лаборатории спортивной антропологии, морфологии и генетики ВНИИ физической культуры Татьяны Абрамовой: «Кожные узоры на пальцах окончательно формируются на 3–5-м месяце эмбрионального развития и больше не изменяются на протяжении всей жизни. Кожа и центральная нервная система развиваются в одно время и из одного эмбрионального зачатка. Поэтому пальцевые узоры называют маркером особенностей организации человеческого мозга. По отпечаткам пальцев можно не только узнать о слабых местах нервной системы, но и определить характер человека».
Так как, отпечатки пальцев дают определенную информацию, о предрасположенности к той или иной профессии, то можно пожелать учащимся с 0% совпадения подойти более тщательно к выбору своей профессии.
Список литературы:
1. Виктор Минкин. Основы современной дерматоглифики. minkin@elsys.ru
2. Александр Зубарев. InfoLife – способности, заложенные природой
3. Р. Агнер. Как узнать судьбу по отпечаткам пальцев. М.: Рипол-классик, 2010.
4. Н.Н. Богданов. Типология индивидуальности. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004.
5. Твое здоровье, ж. №1-6. М.: Знание, 1989.
6. Н. Н. Николаенко. Психология творчества. СПб, Речь, 277 с., 2014
7. Папиллярные узоры: Идентификация и определение характеристик личности (Дактилоскопия и дерматоглифика), Под ред. Л.Г. Эджубова и Н.Н. Богданова, М. АК, 316 с., 2002
8. Онлайн nfolifetests.com – Биометрическое тестирование.
9. Г.В. Резапкина. Учебно-методическое пособие «Психологическая диагностика общих способностей подростков» (на правах рукописи Москва, 2007.
Ветер и Солнце
Астрономический календарь. Март, 2019
Цветение вишни в лунную ночь
Медведь и солнце
Рисуем ананас акварелью