Проект подбора и высадки зелёных насаждений на школьном дворе.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zelyonaya_zona_otdyha.doc | 733.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 имени В.Хомяковой»
г. Энгельс, Саратовской области
Проект на тему:
«Зелёная зона отдыха школьного двора»
Номинация:
Окружающий мир
Подготовил: Живов Илья, ученик 3 «Б» класса
Руководитель: Школьникова Т.Ю.,
учитель начальных классов,
МОУ «СОШ №5 имени В.Хомяковой»
2018 г.
Оглавление:
2.4. План посадки деревьев. …………………………………………………….стр.9
2.5. Правила посадки растений. ………………………………………………. стр. 9
Современный человек живёт в природной (мир природы) и социальной (мир людей) среде. Природа и человек неразрывно связаны между собой. Природа – это среда жизни человека. Изменение состояния природы отражается на состоянии человека. При этом мир людей должен вписываться в мир природы, не вызывая противоречий и не нарушая законов природы. С гибелью природы погибнет и сам человек.
Однако современная история свидетельствует о том, что человек не всегда разумно использовал природу. Долгое время человек брал от природы всё необходимое для жизни. Отходы, которые он производил, без труда перерабатывались другими организмами. По мере развития техники и промышленности влияние человека на природу стало расти. В результате человек испортил и загрязнил природу достаточно сильно, и этого загрязнения начал страдать сам. Человек наносит природе большие и маленькие раны. С маленькими ранами (сломанная ветка, сорванный полевой цветок, разрушенный муравейник) природа ещё может справиться сама, если ей вовремя помочь. Большие раны - глобальные проблемы человечества (загрязнение почвы, воды, воздуха, уничтожения растений, животных, вырубка лесов) нарушают природное равновесие, т.е. взаимосвязь между живыми организмами и объектами неживой природы.
Опасное нарушение природного равновесия, о котором уже сейчас говорят многие учёные, может привести к резкому ухудшению условий жизни самого человека и всех живых организмов.
Многие считают, что охрана природы - дело взрослых людей. Однако дети тоже могут внести свой посильный вклад. Что же могут сделать школьники? Они могут многое. Их помощь природе очень разнообразна. Например, подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка животных и птиц зимой; установка табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям; посадка растений в зелёных зонах города и школы. (Слайд 2,3,4)
В нашей работе мы попробуем разработать модель «Зелёной зоны отдыха» на территории двора школы. Актуальность нашей работы очевидна.
В нашей школе работают несколько групп продлённого дня, которые посещают учащиеся младших классов. В режим работы каждой группы включены ежедневные прогулки. Специальной площадки для прогулок во дворе школы пока нет. Но на школьной территории можно найти свободный участок, на котором можно организовать «Зелёную зону отдыха».
Организация такой зоны одновременно решает несколько проблем: увеличивается количество деревьев на школьном дворе, улучшается окружающая среда, совершенствуется эстетика школьного двора, организуется зона активного отдыха для учащихся школы. (Слайд 5)
Исследовав территорию школьного двора, был выбран участок за школой.
Для работы нам понадобится стать экологами, озеленителями, дизайнерами.
Чем занимаются экологи? Они заботятся о растениях и животных; изучают связи между живыми существами и окружающей средой; между человеком и природой.
А какую работу выполняют озеленители? Они сажают растения и ухаживают за ними.
А что могут сделать дизайнеры для нашей Зелёной зоны отдыха? Они помогают выбрать место для посадки; красиво разместить деревья.
Необходимые знания для работы мы искали в библиотеке, в интернете, обращались за помощью к родителям и учителям, использовали собственный опыт работы на дачном участке. (Слайд 6)
Нелегко выбрать самые лучшие деревья для нашего проекта. У каждого растения своя особая роль в природе. Все деревья по-своему красивы. При выборе породы деревьев надо учитывать не только красоту дерева и его роль в природе и жизни человека, но посмотреть какое дерево будет лучше расти в нашей местности.
2.1. Сведения о породах деревьев. (Слайд 7)
Узнав многое о различных деревьях из энциклопедии, интернета, у нас получился настоящий «спор» между ними. Каждая порода деревьев считала себя лучшей и достойной для моего проекта.
Ель и сосна:
Мы - хвойные растения. Про нас говорят «зимой и летом всегда одним цветом». Сосна: Я живу 500 лет, выделяю фитонциды, которые убивают бактерии. Ель: А я каждый Новый год приношу людям праздник! Про меня даже песенку поют…
Дуб возражает им: Да, в лесу-то вы стройные, а в городе всегда ли хороши? Хвойные растения не часто используются в насаждениях города, потому что они быстрее, чем другие деревья погибают в условиях загазованности и задымлённости города. Посмотрите на меня! Я – растение в могучим стволом и извилистыми ветвями. Меня часто посещают животные. Я дружу с белкой, кабаном, сойкой, насекомыми. У меня ценная древесная кора, которая содержит лекарственные вещества. Живу я тысячу лет. Меня считают символом силы и мужества! Ель ему отвечает: Учёные заметили, что ты медленно растёшь, тебе нужны плодородные почвы, любишь много тепла, а в молодом возрасте плохо переносишь зимние морозы и боишься жгучих солнечных лучей.
Я – Клён, самое распространённое дерево среди деревьев города! Осенью мои листья красиво окрашены в лимонно-жёлтые и красно-оранжевые цвета. Гусеницы и жуки не едят и не портят мои листья. Зато весной мои цветы часто посещают пчёлы и бабочки. Люди ценят мою кору и часто её используют в промышленности. В условиях города мои семена хорошо распространяются ветром, да к тому же, я очень быстро расту.
Зато я, Липа, обладаю большой теневыносливостью. Мои листья, опавшие на землю, быстро перегнивают, удобряют почву, так как в них содержится много нужного растениям кальция. Я выделяю в три раза больше кислорода, чем другие деревья. Пчёлы после посещения моих цветов приносят много мёда. Издавна люди считали меня священным деревом и обустраивали липовые аллеи.
Тополь: Посадите меня в своём маленьком парке! Я, тополь, строен и высок! Живу 150 лет! А всего за пять месяцев могу поглотить 45 кг углекислого газа. Конечно, не очень-то любят мой тополиный пух! Он образуется на моих семенах. К сожалению, пух доставляет много неприятностей людям. Зато я очень быстро расту. Посмотрите, как красивы и величественны пирамидальные тополя! Недаром нас высаживают вдоль дорог, в скверах и парках.
Берёза: А про меня совсем забыли! Я единственное дерево с белой кроной. Когда не было бумаги, люди писали на моих берестяных грамотах и до сих пор лечатся отваром из моих берёзовых почек. Да и к тому же я неприхотливое дерево. Могу расти на заболоченных и сухих почвах. Меня, берёзу, считают символом России!
2.2 Роль зелёных насаждений в городских условиях.
Какова же роль зеленых насаждений в очистке воздуха? В листьях дерева хлорофилловые зерна поглощают углекислый газ и выделяют кислород. В естественных условиях летом дерево средней величины за 24 ч выделяет столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек, а 1 гектар зеленых насаждений за 1 ч поглощает 8 л углекислого газа и выделяет в атмосферу количество кислорода, достаточное для поддержания жизнедеятельности 30 человек. Деревья очищают от углекислого газа приземный слой воздуха толщиной приблизительно 45 м.
Зеленые насаждения играют большую роль в борьбе с шумом. Высаженные между жилыми домами деревья снижают уровень шума на 5–10%. Кроны лиственных деревьев поглощают до 26% падающей на них звуковой энергии.
Шум на застроенной высокими домами улице, лишенной зеленых насаждений, в 5 раз больше, чем на такой же улице, на улице с рядами деревьев.
За комфорт, предоставляемый транспортом, за огромное количество автомобилей мы расплачиваемся чистотой воздуха. При сгорании 1 л горючего в двигателе автомобиля в воздух попадает 200–400 мг свинца. За год один автомобиль может выбросить в атмосферу до 1 кг этого металла.
На озелененных участках микрорайонов запыленность воздуха на 40 % ниже, чем на открытых площадках. (Слайд 8)
Прежде всего, мы ознакомились с санитарно-гигиеническими нормами посадки деревьев:
Рассмотрев территорию школьного двора, мы пришли к выводу, что в северной части школьной территории есть пустой участок. (Приложение 1)
Это открытая для солнечных лучей площадка. Следовательно, чтобы правильно выбрать, какие деревья посадить, надо изучить и свериться со шкалой древесных растений по отношению к свету.
Шкала древесных растений по отношению к свету. Светолюбивые ……………………………………………………….….. теневыносливые лиственница, тополь, берёза, сосна, осина, ива, дуб, ясень, клён, ольха, вяз, липа, ель, черёмуха, рябина |
От плодородия почвы зависят рост и развитие зелёных насаждений, их декоративный вид. Поэтому почва для посадки деревьев должна содержать достаточное количество питательных веществ, не иметь засоренности сорняками и мусором.
Когда место для зоны отдыха было выбрано, надо заняться подбором деревьев. Я старался выбирать деревья, которые имеют:
- наибольшую значимость для природы (выделяют кислород, укрепляют почву, улавливают пыль, вредные вещества, уменьшают шум, увлажняют воздух)
- наибольшую жизнеспособность;
- эстетическую привлекательность;
- символическую ценность;
- хорошую сочетаемость друг с другом.
Мною составлена таблица «Характеристика деревьев».
Название дерева | Значимость для природы | Жизнеспособность дерева | Форма кроны | Символическая ценность |
Ель | Выделяет фитонциды, бивающие бактерии | Теневынослива, морозоустойчива, влаголюбива, выдерживает микроклимат городов | Конусовидная | Символ новогоднего праздника |
Сосна | Выделяет фитонциды, убивающие бактерии | Светолюбива, морозоустойчивая, любит среднее увлажнение, плохо переносит городские условия | Колонновид-ная | Символ новогоднего праздника |
Дуб | Образует леса, даёт корм животным | Светолюбив, морозоустойчив, требователен к плодородию почвы | Куполовидная | Символ силы и мужества |
Клён | Улавливает много пыли и вредных газов | Теневынослив, морозоустойчив, влаголюбив, требователен к плодородию почвы | Шаровидная | Подчёркивает разнообразие красок осени |
Липа | Выделяет много кислорода, хорошо удобряет почву | Теневынослива, морозоустойчива, любит среднее увлажнение, дымо- и газоустойчива | Овальная | Символ исторических парков |
Тополь | Улавливает много пыли и вредных газов | Светолюбив, теплоустойчив, засухоустойчив, быстрорастущий | Колонновид-ная | Символ больших городов |
Берёза | Благоприятно влияет на почву | Светолюбива, морозоустойчива, засухоустойчива, быстрорастущая | Овальная | Символ России |
Итак, пользуясь данными таблицы, мы предлагаем приобрести и посадить саженцы березок. Их жизнеспособность для условий нашей степной зоны и значимость для природы и человека наиболее очевидна.
На выбранном участке намечаем места расположения деревьев, их количество – 10 берёзок в 2 ряда. Расстояние между деревьями определяем 5 м. Располагаем дорожку с севера на юг между двумя рядами саженцев. Кроны выросших в последствии деревьев будут давать тень на дорожку и лавочки при естественном движении солнца с востока на запад. Вдоль футбольной площадки сажаем ещё 6 берёзок вдоль забора. Расстояние между которыми - 5 м. С другой стороны футбольной площадки вдоль второй дорожки расположим цветочные клумбы. (Приложение 2)
Из материалов сайта wwwmarket@greeninfo.ru я узнал, что основной посадочный материал для городских насаждений – саженцы деревьев и кустарников в возрасте 1-2 лет. Саженцы должны быть здоровыми и развитыми. Необходимо сохранять корни от высыхания и повреждения. Перед посадкой все повреждённые и больные корни надо ровно срезать. Если корни немного подсохли, растения помещают в воду. Высаживать деревья и кустарники надо на подготовленные участки осенью или весной, когда растение без листьев. В этот период жизнь растения заторможена.
Сроки посадки:
Весной посадку лиственных растений начинают с момента оттаивания почвы и завершают 10-15 мая. Посадку хвойных растений проводят до 1 мая.
Яму для посадки плодовых или декоративных деревьев нужно копать с осени, чтобы почва успела осесть. Размер ямы для дерева должен быть не менее 1 метра в ширину и глубину, для кустарника 60х60 см, для лианы 50-60 см х 1-1,2 м. Чем больше размер ямы, тем больше вероятность нормальной жизни растения. Форма ямы должна быть цилиндрической, так как корни растения быстрее заполняют такой объем.
Корни при посадке необходимо расправлять по внутреннему почвенному холмику высотой 25-30 см. Очень важно, чтобы корневая шейка при посадке не была заглублена, а располагалась на уровне почвы или над поверхностью земли. Если ее заглубить, начнется загнивание коры, растение развивается слабо и в последствии гибнет.
Полив проводят до тех пор, пока вода не начинает застаиваться. Если через 1-2 часа вода ушла, полив повторяют.
Опорный кол высотой не менее 2 м вбивают на расстоянии 5-10 см от стволика саженца. Подвязывают в двух местах в виде восьмерки мягким материалом во избежание повреждения коры.
Важно не только посадить дерево, надо бережно и заботливо ухаживать за ним. Нужно поливать, рыхлить и окапывать почву вокруг стволов, удалять сорняки, разговаривать с деревьями, любить их, оберегать от поломок и вредителей.
Зеленые насаждения издавна считаются надежной и проверенной защитой от загрязнения воздуха, их справедливо называют “легкими города”. Зеленые насаждения не только украшают город, но прежде всего они играют важную роль в деле оздоровления окружающей среды.
Наши предложения. Осенью 2012 года организовать и провести акцию «Посади дерево!». Совместно с родителями дети посадят деревья. Ведь хорошее дело никогда не проходит бесследно, и дети, видя хороший пример, который подают взрослые, будут стараться им подражать, а значит, посаженое зернышко добра в их души обязательно прорастет.
Мы посадим у школы берёзы;
Будет двор наш красивым, зелёным.
Окружим мы деревьями школу.
Пусть звенит над ней гомон весёлый.
Любят зелень счастливые дети.
Любят видеть деревья в расцвете.
Пусть цветёт с каждым годом всё краше
Молодая планета наша!
(И.Крутов)
Используемая литература:
Приложение.
Приложение 1.
План школьного двора (северная часть)
Условные обозначения:
Пустая зона, не имеющая полезного назначения. | |
асфальтные дорожки | |
футбольная площадка | |
Здание школы (часть) |
Приложение 2.
План Зелёной зоны отдыха школьного двора.
5 м |
Условные обозначения:
5 м | Деревья, расстояние между деревьями |
клумбы | |
скамейки | |
асфальтные дорожки | |
футбольная площадка | |
Здание школы (часть) |
Каргопольская игрушка
Что есть на свете красота?
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Знакомые следы
Как нарисовать небо акварелью