Характеристика проекта:
v исследовательский
v краткосрочный
Цель: научиться определять принадлежность животного к группе птиц;
-систематизировать знания и представления детей по экологии путем переосмысления причинно-следственных связей между живой и неживой природой;
-формировать представление об экологической целостности природы;
-помочь ребенку осознать важность его отношения к природе;
-показать личностный рост ученика по результатам решения поставленной проблемы.
Конкурс молодых исследователей
«УМКА»
Направление: окружающий мир
Название работы
Кто такие птицы?
Авторы работы
2 «А» класс
Место выполнения работы
ГБОУ школа - интернат г. Владикавказ
Научный руководитель
Кайтова Елизавета Сабазгериевна,
учитель начальных классов
Владикавказ, 2019г.
Содержание:
Кто такие птицы?
Направление: окружающий мир
Характеристика проекта:
ϖ исследовательский
ϖ краткосрочный
Цель: научиться определять принадлежность животного к группе птиц;
-систематизировать знания и представления детей по экологии путем переосмысления причинно-следственных связей между живой и неживой природой;
-формировать представление об экологической целостности природы;
-помочь ребенку осознать важность его отношения к природе;
-показать личностный рост ученика по результатам решения поставленной проблемы.
Задачи:
-изучит строение птиц.
-опросить родителей: «Все ли птицы летают?»
-сравнить птиц с другими группами животных.
-проанализировать полученные данные.
-расширить представления о птицах.
-побуждать учащихся к использованию различных источников информации для решения поставленной проблемы(печатные и электронные энциклопедии, журналы, наблюдения в природе, опрос родителей)
-формировать умения анализировать полученную информацию, делать простые выводы, составлять план деятельности в соответствии с полученной информацией;
-развивать умения работать в группе (слушать друг друга, согласовывать свои действия и приходить к единому мнению);
-учить оформлять результаты своей деятельности с помощью информационных технологий.
Объект исследования: птицы.
Гипотеза: птицы – животные, тело которых покрыто перьями.
Методы и приемы
ϖ наблюдение за птицами
ϖ сбор информации о птицах
ϖ экскурсия в лес, парк
ϖ самостоятельная работа с литературой
ϖ обработка собранной информации
ϖ творческая работа
Ход исследования:
Введение.
Стихотворение «Просьба»
Просьба.
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.
Птицы, рыбы, звери в душу людям смотрят.
Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо.
А море без рыб – не море.
А земля без зверей – не земля.
Люди – исполины, люди – великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце. Сердце человечье!
Люди – человеки, страны и народы,
Мы теперь навеки должники природы!
Надо с этим долгом как-то расплатиться.
Пусть расправит крылья раненая птица!
Н.А. Заболоцкий
Вы видели птиц? Где? Кто задавал себе вопрос: кто такие птицы? Сегодня мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц, чтобы лучше их узнать и понять. Мы решили изучить и исследовать, кто такие птицы. Итак, тема нашей исследовательской работы «Кто такие птицы?»
Ученик: Мы решили разделиться на группы:
1 группа – ищет информацию в книгах, в интернете
2 группа - опрашивает родителей
3 группа – проводит опыты, наблюдения
4 группа – обобщает и делает выводы.
Ученик: Исследования 1 группы:
-В мире существует около 8600 различных видов птиц.
-У всех птиц есть крылья и большинство из них могут летать.
-У всех птиц 2 ноги.
-У птиц есть клюв, но нет зубов. Птицы не жуют, они заглатывают пищу целиком.
- По форме птичьего клюва можно определить, чем питается птица.
-У птичек все тело покрыто перьями .
Рассмотрим окраску перьев.
Вывод:
- перья самые разные по цвету. Они украшают птиц.
Ученик: При поиске сведений о птицах, мы узнали много интересного.
(Ученики ознакомят своими материалами,
указывая находками из интернета, из источников)
Оказывается:
- У дятла между клювом и черепом и между черепом и шейными позвонками стоят амортизаторы - пружинистая хрящевая ткань, поэтому ему не больно, когда он проделывает огромные дыры в стволе дерева и с мозгом у него в полном порядке.
- журавли откладывают по два яйца , но птенец у них остается один. Вылупившиеся птенцы тут же начинают жесткую драку, пока один не убьет другого, а родители стоят рядом и спокойно наблюдают за этим действием.
- страус прячет голову в песок не из-за страха как принято считать, а с санитарно-профилактическими целями. закрыв свои глаза и опустив голову в горячий песок, страус ждет (сколько вытерпит), пока погибнут или сбегут с головы все паразиты. После этого он погружает в песок шею, грудь, взбивает песок крыльями, то есть принимает самые настоящие песочные ванны.
- чемпионами по глубоководному нырянию являются представители Арктики и Антарктики. Представительницу Арктики гагару ученые наблюдали из батискафа на глубине 80 метров. Королевский пингвин – житель Антарктики ныряет до 200 метров.
- самыми быстрокрылыми среди птиц считаются ласточки и стрижи: скорость их полета может достигать 150 километров в час.
Ученик: Исследования 2 группы.
1.Опрос родителей.
Все ли птицы летают?
-опросили 14 мам и 9 пап
оказалось, хотя все птицы имеют крылья, но не все умеют летать.
Например:
Африканский страус - не умеет летать, и крылья ему служат для украшения.
Он имеет сильные ноги, на которых бегает так же быстро, как лошадь.
Пингвин – относится к числу птиц, хотя тоже не умеет летать, потому что вместо крыльев у него лапы-ласты, которые помогают ему плавать.
Ученик: Исследования 3 группы.
В ходе сбора информации мы задались вопросом:
-А сколько перьев у птиц?
Мы выяснили, что орнитологи пересчитали и пришли в выводу, что у разных птиц разное количество перьев. Больше всего перьев у лебедя – 25 тысяч, причем одна пятая их часть разместилась на голове и прекрасной «лебединой шее». У кряковой утки их 12 тысяч, а у голубя всего 2600.
Ученик: Мы решили провести опыты, понаблюдать, исследовать перья.
-Мы рассмотрели перья. Сравнили их по цвету, форме, размеру.
Вывод: перья разные по цвету, форме, размеру.
Ученик: У всех перьев есть стержень, волоски. На них маленькие крючки. Этими крючками волоски цепляются друг за друга достаточно крепко, как застежка-молния. Отрезав кончик пера, рассмотрели срез. Он похож на пустую трубочку.
Вывод: значит, перо лёгкое, там воздух.
Ученик: Мы положили перо на ладонь и подули. Перо взлетело.
Вывод: Оно лёгкое.
Мы подержали перо около щеки и ощутили тепло.
Вывод: Перья согревают тело птиц.
Исследовав перья, мы пришли к общему выводу, что они:
-разные по цвету, форме, размеру.
-перья птиц легкие
-они согревают тело птиц
Ученик: Исследования 4 группы.
А теперь сравним птиц с другими животными.
Кто кроме птиц умеет летать?
Кроме птиц летать умеют также различные насекомые: жуки, бабочки, стрекозы. Летать умеют летучие рыбы и летучие мыши. Летучие рыбы живут в воде, но периодически могут выпрыгивать из нее и лететь на большие, до 200-400 метров, расстояния. Это связано с тем, что плавники летучей рыбы больше походят на крылья. В воде они плавают со скоростью 30 километров в час. Зато при вылете из воды — их скорость увеличивается до 60-65 километров в час. Летучие мыши также могут летать. Эти животные относятся к рукокрылым. Их верхние конечности соединяются перепонкой с телом, образуя настоящие крылья, которые, однако, сильно отличаются от птичьих.
-Бабочка умеет летать, значит, она птица?
-У летучей мыши тоже есть крылья, значит, она птица?
-Крокодил откладывает яица , значит, он тоже птица?
Ученик: Мы сравнили птиц на примере воробья с другими животными.
Названия | крылья | летает | откладывает яйца | строит гнездо | поёт | перья |
воробей | + | + | + | + | + | + |
бабочка | + | + | + | |||
оса | + | + | + | + | ||
крокодил | + | |||||
дельфин | + |
Ученик:
Мы пришли к выводу, что умение летать, нести яйца, вить гнезда, петь не главные отличия птиц от других животных.
Общий признак для птиц один – это оперение.
Ученик:
Результаты исследования:
- птицы – животные, тело которых покрыты перьями
- птицы –народное достояние, богатство природы, их нужно охранять.
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ:
«Поступай по отношению к природе так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».
Наша планета Земля очень велика в сравнении с каждым человеком, а он так мал в сравнении с ней! но тот же человек для птиц превращается в огромного великана, который может им помочь в трудную пору жизни.
Так не скупитесь же на доброе отношение к животному миру вокруг!
Итог.
Опомнись, вздрогни, человек!
Перед природой ты в долгу,
И славен будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.
И трелью птиц веселой, звонкой,
И шумным плеском родника,
И гроздьями рябины тонкой,
И синим глазом василька,
И свежим ароматом трав,
И рощи шумом, и дубрав…
Тогда бы мёртвым стало небо.
И – тишина в пустых лугах,
М, может быть, колосья хлеба
Не колосились бы в полях.
И на полях уж не грачи,
А стаи чёрной саранчи.
Я не хочу такого мира,
Где всё так серо, всё уныло…
Опомнись, вздрогни, человек.
Не долог на земле твой век.
Но что после себя мы здесь прославим?
Убитой птицей на заре?
Лесами чёрными в огне?
И свалкой мусора огромной?
Иль атмосферою зловонной?
Иль речкой с мёртвою плотвой?
Полями с выжженной травой?
Берегите природу!
Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б птицы знали
И если б только понимали.
Что их полёт прощальным будет,
Их на заре подстрелят люди,
Скажи, они бы не летали?
Наверно, даже если б знали
И даже если б понимали,
То всё равно б взмывали ввысь.
Ведь небо – это их стихия!
Ведь небо – это их свобода!
Ведь небо – это вся их жизнь!
А в небе – стая журавлей.
Так грустно над землёй кружится.
Земля… скажи, что стало б с ней,
Когда б на ней умолкли птицы?
5.Список использованной литературы.
1. Бианки В. рассказы и сказки. – СПб.:Северо-запад,2013.
2. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины.М.,2014.
3. Дмитриев Ю. О природе для больших и маленьких. М.: Педагогика.
4.Иллюстрированная энциклопедия. Птицы.-М.: АСТ.Апрель,2016.
5.Левитман М.Х. Экология –предмет: интересно или нет? С.Пб.,1014.
6.Плешаков А.А. Учебники и методические пособия.М.,2016.
7.Тайны живой природы: Познавательная энциклопедия.М..
8. Материалы из сайтов Интернета.
Тигрёнок на подсолнухе
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Ласточка. Корейская народная сказка
Растрёпанный воробей
Твёрдое - мягкое