Обучение основам робототехники и создание действующий модели программируемого БУТЕР-робота, помогающего быстро сделать бутерброд, экономя время для других занятий.
Вложение | Размер |
---|---|
buter-robot_pomoshchnik_na_kuhne.docx | 1016.59 КБ |
Государственное бюджетное учреждение дополнительного
образования центр детского (юношеского) технического творчества Красногвардейского района Санкт-Петербурга «Охта»
Городской конкурс проектов технического моделирования и конструирования «От идеи до воплощения»
Исследовательская работа
«БУТЕР-робот помощник на кухне»
Малюченко Максим
Школа №193
Класс 4
Павлова Ирина Григорьевна,
педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЦДЮТТ «Охта»
Санкт-Петербург
2019
Оглавление
Теоретические сведения о робототехнике 5
Конструирование робота-помощника 10
Перспектива усовершенствования конструкции 12
Список литературы и информационных источников 14
Введение
Идея создания роботов - механических устройств, своим внешним видом и действиями подобных людям или каким-либо живым существам, увлекала человечество с незапамятных времен. Даже в легендах и мифах человек стремился создать образ рукотворных существ, наделенных фантастической физической силой и ловкостью, способных летать, жить под землей и водой, действовать самостоятельно и в то же время беспрекословно подчиняться человеку и выполнять за него самую тяжелую и опасную работу.
Роботы и робототехника развиваются все более быстрыми темпами. Робототехника являются одними из важнейших направлений научно- технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта.
Робототехника быстро становится неотъемлемой частью нашей жизни, она помогает изучать технические предметы. Ключевые опыты в физике и математике можно наглядно показать с помощью LEGO роботов.
Робототехника позволяет мыслить творчески, анализировать ситуацию и применять критическое мышление для решения реальных проблем. Робот не ставит оценок и не дает домашних заданий, но заставляет работать умственно и постоянно.
Человечество остро нуждается в роботах, которые могут без помощи оператора тушить пожары, самостоятельно передвигаться по заранее неизвестной, реальной пересеченной местности, выполнять спасательные операции во время стихийных бедствий, аварий атомных электростанций, в борьбе с терроризмом.
Кроме того, по мере развития и совершенствования робототехнических устройств возникает необходимость в мобильных роботах, предназначенных для удовлетворения каждодневных потребностей людей: роботах-сиделках, роботах-нянечках, роботах-домработницах, роботах - всевозможных детских и взрослых игрушках и т.д.
И уже сейчас в современном производстве и промышленности востребованы специалисты обладающие знаниями в этой области. Начинать готовить таких специалистов нужно в школе и с самого младшего возраста.
Поэтому, образовательная робототехника приобретает все большую значимость и актуальность в настоящее время.
Робототехника с использованием наборов Lego Mindstorms EV3- это не просто детская игра, а целая наука, объединяющая в себя физику, математику, информатику, английский язык. Я решил изучить данную науку, чтобы воплощать в роботах свои фантазии.
Роботы уже обосновались на заводах, фабриках. Почему бы не позволить им работать на кухне? Данный вопрос являлся проблемным полем проекта. С течением времени последовательность процесса приготовления пищи практически не меняется - постоянно приходится что-то резать, солить, перчить, жарить, варить. Но сегодня эту работу может заменить робот, таким я вижу решение нашей проблемы. Я решил создать роботизированное устройство, которое поможет на кухне в приготовлении бутербродов - БУТЕР-робот.
Актуальность темы обусловлена развитием нашего жилья в область системы умного дома. Умный пылесос, умный чайник и даже замок на входной двери- всё усовершенствуется для нашего комфорта. Поэтому одним из видов роботов, который бы смог облегчить, например, утренние сборы в школу, является БУТЕР-робот
Цель проекта: обучение основам робототехники и создание действующий модели программируемого БУТЕР-робота, помогающего быстро сделать бутерброд, экономя время для других занятий.
Задачи проекта:
• познакомиться с конструктором Lego Mindstorms EV3
• изучить основы программирования в среде Lego Mindstorms EV3.
• сконструировать модель робота для приготовления бутербродов на основе конструктора Lego Mindstorms EV3.
• определить дополнительные возможности усовершенствования конструкции.
• составить программу для исполнения роботом приготовления бутербродов.
• испытать полученного робота
Предмет исследования: конструктор со средой Lego Mindstorms EV3.
Гипотеза: робототехника позволяет воплощать в роботах свои фантазии.
Ожидаемые результаты:
• умение программировать в среде Lego Mindstorms EV3.;
• умение конструировать различные модели роботов;
• изучение Робототехники.
Оборудование и материалы: конструктор Lego Mindstorms EV3, колбаса, сыр, хлеб, компьютер.
Робототехника – прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем. Робототехника опирается на такие дисциплины как электроника, механика, программирование.
Робототехника является одним из важнейших направлений научно- технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта.
Активное участие и поддержка Российских и международных научно-технических и образовательных проектов в области робототехники позволит ускорить подготовку кадров, развитие новых научно-технических идей, обмен технической информацией и инженерными знаниями, реализацию инновационных разработок в области робототехники в России и по всему миру.
С конца прошлого века Lego выпускает специальные робототехнические конструкторы, которые сегодня стали лидерами образовательной робототехники. В качестве основного оборудования при обучении робототехнике предлагаются конструкторы Lego Mindstorms NXT и Lego Mindstorms EV3.
Lego Mindstorms EV3– это конструктор (набор сопрягаемых деталей и электронных блоков) для создания программируемого робота.
С помощью этих наборов можно организовать высокомотивированную учебную деятельность по пространственному конструированию, моделированию и автоматическому управлению. Различные языки программирования графическими элементами помогают мыслить логически и рассматривать вариантность действия робота. Обработка информации с помощью датчиков и настройка датчиков дают представление о различных вариантах понимания и восприятия мира живыми системами.
Конструирование развивает логику, моторику, мышление, а также способствует развитию творческого мышления, ведь без этого не придумаешь новых разнообразных по конструкции роботов-помощников человека.
Посмотрим, какие роботы уже служат людям на кухне.
Робот Mycook – незаменимый помощник на современной кухне
Кухонный робот вобрал в себя все лучшее от привычной бытовой техники. Это уже не просто инструмент, а самый настоящий помощник: умный, умелый и расторопный.
Кухонный робот Mycook – современное устройство, которое способно заменить до тридцати кухонных приборов, приспособлений и посуды. Он может выполнять примерно пятьдесят различных операций по приготовлению пищи: варить, готовить на пару, взвешивать, жарить, пассировать, тушить, взбивать, замешивать тесто, кипятить, резать, шинковать, растирать и т.д.
Главной задачей робота Mycook является освобождение времени, которое обычно тратится на приготовление пищи, а также обеспечение здоровым и разнообразным питанием всю семью. Изделие довольно компактное, благодаря ему можно избавится от большого количества посуды и других приборов.
Приобретение одного робота обходится в $60 тысяч
Двурукий робот-повар Moley заменит хозяйку на кухне
Робот-шеф-повар, управляемый со смартфона, способен готовить вкусную еду по рецептам из Интернета. Звучит как научная фантастика, но это уже реальность. Такой робот разработан победителем конкурса шеф-поваров в 2011 году Тимом Андерсоном, и в настоящее время выставлен на выставке робототехники в Ганновере.
Обучение робота происходит без занудного программирования, шеф-повар просто готовит на кухне, точной копии роботизированной, под камеру с захватом движения, а робот повторяет все его движения и самообучается.
Андерсон утверждает, что сам поражён результатами работы, он не ожидал, что получится настолько хорошо. "Это начало чего-то действительно значимого, абсолютно новая возможность готовки хорошей и вкусной еды, возможность попробовать кухни всего мира. Очень захватывающе."
Два роботизированных манипулятора подвешены над кухонной плитой, духовкой, рабочей поверхностью и раковиной. По ловкости роботизированные руки не уступают человеческим. Робот работает так же быстро, как профессиональный шеф-повар, покорно подчиняясь командам с iPhone.
Робот умеет обращаться практически со всей кухонной утварью и техникой, искусно копируя движения человека. Например, приготовление супа-пюре из морепродуктов у него занимает меньше 30 минут. Помимо приготовления блюд, повар робот со временем станет мыть посуду, «отправляя» ее не в раковину, а в посудомоечную машину.
Значит, это уже не фантастика, а реальность. Повар робот не уступает человеку по ловкости, мгновенно откликается на посылаемые с Айфона команды. Но, профессиональные повара, скорее всего, не желающие иметь конкурента, утверждают обратное – вроде бы повар робот не столь ловкий, как говорят разработчики: хотя он справляется отлично с нарезкой и измельчением продуктов.
Робот будет готовить ваши блюда как настоящий шеф-повар. И как бы вы ни были хороши, робот всё равно сможет лучше.
I. Организационный этап
• знакомство с конструктором Lego Mindstorms EV3
• изучение основ программирования
II. Этап реализации проекта
• разработка механизма робота на основе конструктора Lego Mindstorms EV3.
• составление программы для управления роботом в среде Lego Mindstorms EV3
• тестирование модели робота, устранение дефектов и неисправностей.
III. Заключительный этап
• защита проекта
• демонстрация модели робота
На ступени реализации организационного этапа мы изучили:
• основные компоненты конструкторов LEGO;
• конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
• компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
• виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
• виды имеющихся датчиков и принцип их работы;
• основные приемы конструирования роботов;
• конструктивные особенности различных роботов;
• как передавать программы в EV3;
• как использовать созданные программы;
• приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.).
На этапе непосредственной реализации проекта мы занимались разработкой механизма робота на основе конструктора Lego Mindstorms EV3.
Выбор модели
При разработке проекта были рассмотрены несколько вариантов модели:
1. Была проведена модернизация ходовой части робота (конвейера), оснащена двумя мощными сервомоторами, а так же применили гусеницы.
3. В доработке нуждался рабочий захватывающий механизм, выполняющий функцию погрузчика. Для того чтобы «руки» поднимались и опускались плавно, модель усложнили вспомогательной зубчатой передачей.
Продумав все конструкционные элементы, я приступил к конструированию модели БУТЕР-робота помощника.
Для создания модели робота – помощника я использовал:
• конструктор LEGO Mindstorms EV3
• программное обеспечение LEGO Mindstorms EV3
В таблице приведены основные блоки и их использование в проекте
Изображение | Название | Для чего используется |
Модуль EV3 | Служит центром управления и энергетической станцией для робота | |
средний мотор | Средний мотор также имеет встроенный датчик вращения (с разрешением 1 градус), но он меньше и легче, чем большой мотор. | |
Большой мотор | позволяет запрограммировать точные и мощные действия робота |
Сборку робота я начал с ходовой части, которую я решил собрать в виде конвейера на гусеницах. Мое роботизированное устройство состоит из движущейся по горизонтали платформы, на которой находится нужный нам продукт. Над платформой расположен сервомотор, который приводит в движение (по вертикали) устройство, выполненное по типу катапульты. При нажатии сенсора запускается работа БУТЕР - робота. Платформа с хлебом перемещается, а в это время сверху опускается нужный продукт.
Принцип работы конструкции
Основа работы робота - принцип погрузчика, поднимающего и опускающего на балках – «руках» предметы. Эта работа осуществляется за счет сервомотора. Вспомогательная зубчатая передача дает возможность поднимать и опускать предметы. Ходовая часть осуществляется за счет двух сервомоторов и гусениц, насаженных на колеса. Работу колес фиксируют закрепительные балки.
Для осуществления многофункциональной работы на роботе установлена система датчиков:
- два ультразвуковых датчика
- датчик цвета.
С помощью датчика цвета осуществляется избирательное поведение робота, реагируя на цвет, робот осуществляет определенные операции с предметами.
Программа для управления роботом была составлена в среде Lego Mindstorms EV3.
Протестировали эту модель робота, нам она показалась слишком простой. Мы решили ее усовершенствовать. Очень сложная задача – составление и изменение программы. Вид БУТЕР-робота можно увидеть в приложениях: Фото 1 БУТЕР- робот.(Приложение 1) ,Фото 2 Вид сверху (Приложение 2)
Ну, вот и получилась машина, которая была в наших фантазиях. Она может двигаться во всех направлениях.
Теперь нужно протестировать ее работу.
В результате работы над проектом нам удалось создать робота, который помогает на кухне в приготовлении бутербродов
У меня получилась вот такая модель робота – помощника.
Данная модель является прототипом заводского конвейера, поэтому этапы усовершенствования можно разделить на два мощных блока:
Для этого можно увеличить масштабы нашей конструкции, изменить материалы, которые используются на платформе. Это могут быть шайбы, болты, либо даже токсичные вещества. Данное исследование будет актуально из-за масштабов практического применения.
Модель можно усовершенствовать совсем иным способом, в отличии от первого варианта. Например, уменьшить размеры конструкции для её практичности, а так же в дальнейшей доработке:
Сменные платформы. Увеличивая количество сменных платформ, мы увеличим функциональность конструкции.
А поработав над эстетикой платформы, ее можно сразу использовать для сервировки стола.
В итоге мы сможем увеличить количество ингредиентов: добавить кетчуп или масло.
Работа с конструктором Lego Mindstorms EV3 была мне интересна и занимательна. Занимаясь конструированием, я научился ставить перед собой задачи, моделировать и проверять правильность выполнения работы, а главное воплощать в жизнь как простые, так и более сложные проекты. При создании модели робота–помощника с помощью Лего-конструктора, я применял различные виды передач, повторил ранее известные и изучил новые особенности конструирования роботов, успешно решал задачи программирования.
В ходе реализации проекта у меня сформировались умения и навыки:
• самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);
• создавать действующие модели роботов на основе конструктора Lego Mindstorms EV3;
• создавать программы на компьютере на основе компьютерной программы Lego Mindstorms EV3;
• передавать (загружать) программы в EV3;
• корректировать программы при необходимости;
• демонстрировать технические возможности роботов;
• излагать логически правильно действие своей модели (проекта).
Вывод
Развитие робототехники стремительно набирает обороты, и потому в скором времени роботы будут выполнять абсолютно все функции человека. Главное, чтобы робот действительно стал другом, приятелем и товарищем. А пока он вполне может справиться с приготовлением бутербродов.
Перспективами развития проекта является:
• создание новых моделей роботов,
• участие в различных состязаниях робот.
Я представил Вашему вниманию созданную мною действующую модель робота и достиг своей цели - создал БУТЕР-робота помощника на кухне и выполнил поставленные задачи.
Я вижу большие перспективы развития роботостроения в создании роботов-помощников. Планирую в дальнейшем, продолжить, работу над модернизацией БУТЕР-робота и буду создавать новые разнообразные по конструкции роботы-помощники человека.
Список литературы и информационных источников
Медведь и солнце
Хитрость Дидоны
Фильм "Золушка"
Весенняя гроза
У меня в портфеле