Цель исследования:
расширить представление о пути познания космического пространства
Задачи исследования:
- выяснить из различных источников информации как познавалась Вселенная, а также историю создания ракет и реактивных двигателей;
- выяснить для чего человеку нужно осваивать космическое пространство;
- больше узнать о вкладе отечественных учёных в разработку ракетных летательных аппаратов и создание ракет и реактивных двигателей;
- взглянуть на космос глазами писателей фантастов в их научно-фантастических произведениях;
- предостеречь человечество о космических угрозах и необходимости быть внимательнее друг к другу, проявлять толерантность и уважение ко всем людям планеты Земля.
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 21.03 КБ |
Выступление
на 1 районном конкурсе научно-исследовательских работ школьников
Кировского района РСО-Алания
ʺ Токаевские чтенияʺ
Тема: ʺВселенная без границʺ
Автор работы: Калаев Георгий Анатольевич, МКОУ СОШ №2 ст. Змейская.
В качестве эпиграфа к своей работе я выбрал слова нашего великого соотечественника М.В. Ломоносова:
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне - дна.
Что меня побудило взяться за исследование темы ʺВселенная без границʺ? Прежде всего захотелось больше узнать о том, как люди осваивали космос. Что такое космос? Ещё совсем недавно это слово было понятно лишь узкому кругу специалистов. Теперь оно вошло в нашу разговорную речь. Можно услышать: «Мы живём в космическом веке». А многое ли нам известно о Вселенной? Что такое космос? Ну а что было бы, если бы наша любимая планета вдруг лишилась защитной оболочки-атмосферы? Страшно подумать, но реальность оказалась бы удручающей. Ночью температура на поверхности Земли достигала бы температуры до - 120° С, а днём устанавливалось бы лето с температурой до 200°С.Я иногда задумываюсь о том, а, каков он – путь в космос.
Все работы, связанные с освоением космоса, не имели под собой научного фундамента вплоть до начала ХХ века. Но вот на мировой арене появился уникальный человек, необыкновенная личность – К.Э. Циолковский. Кем он был? Простой учитель физики и математики в калужской женской гимназии. В своей маленькой комнатке Константин Эдуардович создавал научно-фантастические рассказы о полёте в космос, мастерил на веранде модели дирижаблей и летальных аппаратов. Он искренне верил в то, что:
" Человек во что бы то ни стало должен одолеть земную тяжесть и иметь в запасе пространство хотя бы солнечной системы".
Хотелось больше узнать о вкладе отечественных учёных в разработку ракетных летательных аппаратов и создание ракет и реактивных двигателей. Всем хорошо известны такие известные исследователи космоса, как Сергей Павлович Королев, Константин Эдуардович Циолковский, Вернеру фон Брауну. К сожалению, значительно меньше мы знаем о других учёных изобретателях. Кто же они?
В России пионером ракетостроения считается генерал-лейтенант Александр Засядко.
Идеи А. Засядко легли в основу многих работ Константина Циолковского.1912 году в Москве был открыт завод по производству авиационных двигателей. Фридрих Артурович Цандер успел принять участие только в самом начале советской ракетно-космической отрасли. Увы, не все пионеры и энтузиасты смогли увидеть реализацию своих мечтаний. 1930 год стал очень важным для инженера, ученого и конструктора. Фридрих Артурович начал работу над первым советским ракетным двигателем ОР-1. Из-за бюджетных ограничений он был создан на основе паяльной лампы, но обладал всеми признаками настоящего ракетного двигателя и развивал тягу до 50 Н.
Огромный вклад в зарождение и развитие космической техники внёс "народоволец" Н.И. Кибальчич. Его мозг постоянно будоражила мысль о создании проекта воздухоплавательного аппарата. Кибальчич был кабинетным учёным, совершенно не интересовался политикой. Однако, познакомившись с такими известными революционерами, как Перовская и Желябов, он без колебания вошёл в боевую организацию "Народная воля". От взрыва бомбы, которую изготовил Кибальчич в марте 1881 года, был смертельно ранен русский монарх Александр II. Кибальчича арестовали. Он ожидал казни. Находясь в тюрьме, не имея ни бумаги, ни чернил, он на стене камеры-одиночки куском угля делал чертежи и математические расчёты воздухоплавательной машины.
Наш соотечественник Григорий Токати тоже внёс свой вклад в разработку авиационных и ракетных двигателей. Работая над секретными проектами, одновременно читал лекции в московских вузах: МВТУ, МАИ и МЭИ. В 1947 году присвоено звание подполковника, в то же время назначен ведущим специалистом в области авиационных и ракетных разработок. К сожалению, практически ничего не удалось узнать о его разработках в средствах информации.
О чём мечтал гениальный русский учёный-самоучка К. Э. Циолковский? Он провёл детальные теоретические исследования полёта ракеты. Вывел формулу для расчёта скорости полёта ракетоносителя, которая вошла в науку, как формула Циолковского. Наряду с теоретическими исследованиями К. Э. Циолковский занимался решением практических вопросов: разработкой конструкций ракет, реактивных двигателей, выбором наиболее эффективных видов топлива. И вот наступил момент, когда заветная идея "калужского мечтателя" о полёте в космос осуществилась. 4 октября 1957 года в СССР был запущен первый в мире ИСЗ. Запуск этого спутника ознаменовал начало освоение космического пространства.
12 апреля 1961 года произошло выдающееся событие, которое потрясло весь мир. Гражданин Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин первым поднялся в космос. Всем известна фраза, сказанная им в момент старта ракеты: "Поехали!". С этого момента корабли стали барражировать космическое пространство.
Сергей Павлович Королёв является одним из основных создателей советской ракетно-космической техники, сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой, и ключевой фигурой в освоении человеком космоса, создателем практической космонавтики.
В ходе своей работы я заинтересовался загадками, которые таит в себе космос. Меня очень обеспокоил тот факт, на сколько беззащитна наша планета перед космическими угрозами. Ученые регулярно предупреждают, что масштабная вспышка на Солнце может привести к катастрофическим последствиям. В чем же опасность? Прямое негативное воздействие солнечные вспышки оказывают на космонавтов, находящихся на орбите, и на космическую аппаратуру.
Глобальную опасность представляют астероиды более 10 км в поперечнике. Потенциально опасным считается объект более 100-150 м в диаметре. По словам астрофизиков, даже падение объекта диаметром до 30 м способно причинить серьезный ущерб планете.
Совсем недавно произошло падение метеорита в нашей стране. В небе над Челябинской областью утром 15 февраля 2013 года взорвался метеорит. Ударной волной были выбиты стекла в домах более чем двадцати муниципалитетов и множестве сел, пострадало больше 1,5 тыс. человек, однако обошлось без жертв.
Космос беспределен и потому бесконечно разнообразен. Исследователя всегда ждут увлекательные открытия. Мне известно, что на первых порах астрономия была чисто практической наукой. Хочется поразмышлять, о чём мечтает человек? Что будоражит его сознание? И вновь обращусь к трудам "калужского мечтателя". Чем же так привлекательны рассказы К.Э Циолковского? Научная фантастика, неизменная спутница, а подчас предшественница выдающихся научных трудов и изобретений Циолковского в его произведениях «На Луне», «Вне Земли». Циолковский не только был конструктором ракетных двигателей, но в своих мечтах, в своих научно-фантастических произведениях уже начал жить в Космосе. Желание России быть независимой США и многие страны Евросоюза расценивают, нас, как державу, претендующую на то, чтобы первенствовать во всём мире. Россию обложили всякими санкциями, абсолютно необоснованно отстранили ведущих спортсменов РФ от участия в зимних Олимпийских играх в Корее. Причём всё это делается без каких-либо объяснений. Как говорил один персонаж: "За державу обидно".
Тайны и загадки космоса привлекают не только учёных, но и писателей, поэтов. Такие творения уносят читателя в незабываемый мир фантастических приключений. Космическая тема очень часто затрагивается в мировой и русской культуре. Встречаются научно-фантастические, художественные, документальные книги о космосе. Многие из них уже стали художественной ценностью. К этой теме обращались такие мастера, как Кир Булычёв, Г. Уэллс, Берроуз, С. Лем, Р. Хайнлайн, Г. Гаррисон, Р. Брэдбери, А. Азимов и другие.
Зачем же люди изучают космос? На мой взгляд причин для этого достаточно много. Добыча полезных ископаемых. Другие планеты, движущиеся вокруг Солнца с Землей, имеют в огромных количествах разные минералы и вещества, которые могут стать очень полезными для землян. Перенос экологически вредных производств за пределы Земли. Отходы пластика, бытовой химии, металла и других искусственных веществ загрязняют природу, которая еще долго не сможет их переработать самостоятельно. Переселение людей. Этот аспект включает в себя как перспективу поселения на другие планеты, так и увеличение земного пространства, пригодного для жизни людей. Чем глубже космические исследования, тем больше появится научных открытий. А там не за горами - развитие следующих за ними сфер жизнедеятельности людей.
Наконец, развивая такую отрасль, как освоение космоса, государства смогут не только соперничать друг с другом, как это было в недавние годы между СССР и Соединенными Штатами. Для чего люди осваивают космос? Каковы бы ни были причины этого, такое грандиозное по своим масштабам и очень дорогое исследование потребует от людей консолидироваться, отложить как уже отжившие себя и неактуальные соперничество и амбиции и вместе решать новые мирные задачи. В памяти всплывает сюжет из фильма Георгия Данелия "Кин-дза-дза". Нам, что, действительно, необходимо иметь гравицаппу, для того, чтобы перебраться на другую планету, где царит мир, покой и всё находится в гармонии? Или КЦ будет мерой торговых отношений между людьми? А может просто всем нам надо прибраться на своей родной планете, сделать её чище и привлекательнее, быть внимательнее друг к другу, проявлять толерантность и уважение ко всем людям планеты по имени Земля. Завершить своё выступление мне хотелось строками из стихотворения моего учителя: Прав ли был Эпикур?
Прав ли был Эпикур, заявив, что луч света, Разделяет всю жизнь до и после рассвета? Но откуда тогда россыпь звёзд, Млечный путь? Как создатель всего мог на это взглянуть? Ведь, наверно, не зря раздобрился Творец, И открыл для людей свой сакральный ларец. Если жизнь нам дарована свыше Творцом, Надо ей наслаждаться, не быть наглецом. Сколько разных религий создал человек, Но никак он не может продолжить свой век. И не надо терзать себя вечным вопросом. Прав ли был Эпикур? Был античным колоссом. Просто верь и живи, и довольствуйся этим. Дружба, вера, любовь – вот они добродетель!
Новый снимок Юпитера
Дерево в снегу
Карандаши в пакете
Алые паруса
Рисуем ананас акварелью