Проектно-исследовательская работа по геометрии на тему "Дом моей мечты"
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_geometriya_dom_mechty.doc | 386 КБ |
prilozhenie_k_proektu_turenko_m.docx | 1.94 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 46
с углублённым изучением отдельных предметов
Проектная работа
Тема: «Дом моей мечты»
Выполнил: Туренко Маргарита Андреевна
ученица 10 «Б» класса
Руководитель: Максимович Юлия Геннадьевна
учитель математики
Сургут, 2018 г.
Содержание:
1. Введение……………………………………………………………………...3
2. Теоретическая часть: Формулы объемов и площадей основных геометрических фигур…………………………………………………………5
3. Практическая часть………………………………………………………...14
4. Результаты проекта………………………………………………………...18
7. Список литературы…………………………………………………………19
8. Список источников…………………………………………………………20
9. Приложения………………………………………………………………...21
Введение
Будучи маленькой девочкой, я часто любовалась красивыми особняками и мечтала жить в своем доме за городом. Сначала в моей голове рисовался огромный замок с неприступными стенами и высокими башнями, но вскоре я поняла, что иметь в своем распоряжении небольшой, но практичный домик гораздо удобнее и лучше.
Однако детские мечты, как правило, не отпускают нас так быстро, поэтому я продолжала думать о собственном доме, представлять каким бы он мог быть. Но когда человек ставит перед собой цель построить дом, перед ним встает сложная задач проектирования крепкого и практичного архитектурного решения и расчетов необходимого количества материалов для постройки и отделки дома.
Я часто слышу от сверстников, что геометрия не пригодится им в жизни, что она сложная, непонятая и ненужная. Я тоже всегда испытывала затруднения при изучении стереометрии, так как на бумаге очень сложно понимать природу объемных тел. И я решила, что, чтобы лучше понять природу геометрических тел и частично воплотить свою мечту о доме, создать хотя бы макет «дома своей мечты». Кто знает, вдруг я когда-нибудь воссоздам его в реальности.
Данная тема актуальна, так как она помогает не только частично воплотить свою мечту об идеальном доме, развить фантазию, закрепить и применить знания по геометрии 9-10 класса, но также способствует досрочному усвоению материала некоторых тем геометрии 11 класса: «Цилиндр», «Конус», «Сфера и шар», «Объем прямоугольного параллелепипеда», «Объем призмы», «Объем цилиндра», «Объем конуса», «Объем пирамиды», «Объем шара и площадь сферы».
В данной работе мы поставили следующую цель: создать макет дома своей мечты из подручных материалов, рассчитать объем тел, из которых состоит дом, и площади их полной и боковой поверхности.
Для достижения цели нам необходимо выполнить следующие задачи:
1. Более подробно изучить основные геометрические тела и как они применяются в современной архитектуре;
2. Сделать эскиз планируемого дома;
3. Подобрать материалы для создания макета;
4. Создать макет дома своей мечты из подручных материалов;
5. Сделать нужные замеры для расчета площадей поверхности и объема элементов дома;
Практическая значимость проекта состоит в том, что во время поиска информации расширяются знания в области геометрии, во время создания макета развивается творческое и пространственное мышление, фантазия, понимание важности геометрии в жизни, а при выполнении замеров и вычислении объемов и площадей улучшается умение использовать формулы.
1.1 Геометрические тела в архитектуре зданий,
Ни один из видов искусств так тесно не связан с геометрией как архитектура. Восторженные слова, настоящий гимн геометрии, провозгласил знаменитый архитектурный реформатор Ле Корбюзье. «Окружающий нас мир — это мир геометрии чистой, истинной, безупречной в наших глазах. Все вокруг — геометрия».
Геометрия — раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы, а также другие отношений и формы, сходные с пространственными по своей структуре. [1]
Геометрия возникла очень давно, это одна из самых древних наук. Родиной геометрии считают обыкновенно Вавилон и Египет. Греческие писатели единодушно сходятся на том, что геометрия возникла в Египте и оттуда перенесена в Элладу. Однако точных сведений о познаниях египтян в области геометрии мы не имеем.
Единственным первоисточником, дошедшим до нас, является папирус, написанный при фараоне Payee ученым писарем его Ахмесом (Ahmes) в период между 2000 и 1700 г. до нашей эры.
Первые шаги культуры всюду, где она возникала, в Китае, в Индии, в Ассирии, в Египте, были связаны с необходимостью измерять расстояния и участки на земле, объемы и веса материалов, продуктов, товаров; первые значительные сооружения требовали нивелирования, выдержанной вертикали, знакомства с планом и перспективой.
Геометрия в первоначальном значении есть наука о фигурах, взаимном расположении и размерах их частей, а также о преобразованиях фигур. Это определение вполне согласуется с определением геометрии как науки о пространственных формах и отношениях.
В современном, более общем смысле, геометрия тесно переплетается с другими разделами математики и её границы не являются точными. [2]
Архитектура — это искусство моделирования среды обитания человека и проектирования поведения людей в этой среде, путем особой функциональной и художественной организации пространства и формы, художественной работы с пластикой элементов, цветов. [1]
Разнообразные линии, фигуры, поверхности можно встретить не только в учебниках по геометрии, но повсюду вокруг нас мы видим, что многие здания, постройки, архитектурный декор имеют форму известных нам геометрических фигур.
Геометрия и архитектура, зародившись вместе, развивались и совершенствовались: от простейших жилых конструкций и негласных правил до тщательно спроектированных шедевров и чётких законов. Геометрия и потребности человека в комфорте, красоте и самовыражении диктуют свои правила. [2]
Использование основных геометрических объемных тел в архитектуре зданий (приложение 1)
Самое распространенное тело в архитектуре — это прямоугольный параллелепипед. Например, большинство многоэтажных жилых домов, здания торговых центров и частных домов, эту фигуру можно увидеть на каждом шагу. Даже корпуса нашей 46 школы также являются прямоугольными параллелепипедами.
Примером пирамиды в архитектуре могут служить крыши разных зданий, музей в Астане и Париже, величайшие египетские пирамиды и т.д.
Призма тоже может быть использована в архитектуре, как часть здания. К примеру, в доме Розенштейна использованы две призмы.
Цилиндр, как правило, исполняет роль колонн. В России существуют театры, в архитектуре которых использована колонна. Например, Большой театр, находящийся в Москве. В Сургуте примером цилиндра может служить Соборная Мечеть.
Конус может быть использован в качестве крыши разного рода объектов. Примером может служить крыша Церкви Вознесения в Коломенском.
1.2 Основные геометрические тела
Прямоугольный параллелепипед — многогранник с шестью гранями, каждая из которых является в общем случае прямоугольником (рисунок 1).
Рисунок 1
Объем прямоугольного параллелепипеда — произведение трех его измерений.
Площадь полной поверхности прямоугольного параллелепипеда — удвоенная сумма площадей трех граней этого параллелепипеда.
Площадь боковой поверхности прямоугольного параллелепипеда — удвоенная сумма площадей двух граней этого параллелепипеда.
[3]
Квадрат диагонали прямоугольного параллелепипеда — сумма квадратов всех его измерений.
Куб — правильный многогранник, каждая грань которого представляет собой квадрат (рисунок 2). Частный случай параллелепипеда и призмы. [4]
Рисунок 2
Объем куба — длина его грани в кубе.
Площадь полной поверхности куба — произведение квадрата длины его грани на шесть.
Площадь боковой поверхности куба — произведение квадрата длины его грани на четыре.
[3]
Пирамиды и их виды
Пирамида — произвольный многоугольник, а остальные грани — треугольники, имеющие общую вершину.
Правильная четырехугольная пирамида — это многогранник, у которого одна грань — основание пирамиды — квадрат, а остальные — боковые грани — равные треугольники с общей вершиной (рисунок 3).
Рисунок 3
Прямоугольная пирамида — это пирамида, в которой одно из боковых рёбер пирамиды перпендикуляр.
Тетраэдр — треугольная пирамида (рисунок 4).
Правильная пятиугольная пирамида — пирамида, в основании которой находится правильный пятиугольник. Высота пирамиды находится точно в центре треугольного основания (рисунок 4).
Рисунок 4
Объем пирамиды — одна треть произведения площади основания на высоту.
Площадь полной поверхности правильной четырехугольной пирамиды — сумма площадей основания квадрата пирамиды и площади четырех треугольников боковых граней.
[3]
Площадь боковой поверхности правильной четырехугольной пирамиды — произведение половины периметра на апофему.
Призма — многогранник, составленный из двух равных многоугольников, расположенных в параллельных плоскостях, и параллелограммов (рисунок 5).
Рисунок 5
Объем призмы — произведение ее высоты на площадь основания.
Площадь полной поверхности призмы — сумма площади ее боковой поверхности и удвоенной площади основания.
Площадь боковой поверхности призмы — произведение периметра основания на ее высоту.
[3]
Цилиндр — геометрическое тело, образуемое вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон (рисунок 6).
Рисунок 6
Объем цилиндра — произведение площади основания на высоту.
Площадь полной поверхности цилиндра — сумма площадей его боковой поверхности и удвоенной площади основания.
Площадь боковой поверхности цилиндра — 1) произведение длины окружности основания на высоту цилиндра; 2) площадь ее развертки.
Конус — геометрическое тело, образуемое вращением прямоугольного треугольника вокруг катета (рисунок 7).
Рисунок 7
Объем конуса — одна треть произведения площади основания на высоту.
Площадь полной поверхности конуса — сумма площадей боковой поверхности и основания.
[2]
Площадь боковой поверхности конуса — произведение половины длины окружности основания на образующую.
Сфера и шар
Сфера — поверхность, состоящая из всех точек пространства, расположенных на данном расстоянии от данной точки.
Шар — тело, ограниченное сферой (рисунок 8).
Рисунок 8
Площадь сферы — учетверенная площадь большого круга.
Объем шара радиуса R равен .
2. Практическая часть
2.1 Создание эскиза (приложение 2)
Одним из главнейших пунктов в создании макета дома моей мечты является создание чертежа.
Этапы:
1. За основу дома, то есть первый этаж, мы решили взять прямоугольный параллелепипед, так как он показался нам наиболее практичным решением — он более устойчив и может вместить больше комнат
2. Далее мы подумали по поводу второго этажа и решили оставить его открытым. Для того чтобы он оставался защищенным от дождя, мы поместили четыре колонны в виде цилиндров в каждый угол. Однако помимо работы колонн, они исполняют роль башен, в которых находятся лестницы, позволяющие подниматься на крышу, чердак.
3. В конце мы изобразили крышу в виде четырехугольной пирамиды. Внутри будут находиться комнаты, в которые можно будет подняться при помощи лестниц в башнях.
2.2 Создание макета (приложение 3)
Материалами для создания макета стали подручные средства: картонные коробки, пачки из-под чипсов, краски и так далее.
Создание первого этажа, основы (приложение 3)
В качестве первого этажа мы использовали картонную коробку. Сначала мы обклеили ее тремя слоями бумаги. После того, как она высохла, мы стали украшать ее в стиле времен года.
Создание колонн (приложение 3)
В качестве колонн мы использовали коробки из-под чипсов цилиндрической формы. Мы обклеили их в три слоя бумаги и, дав обсохнуть, украсили.
Создание крыши (приложение 3)
Так как крыша по задумке должна быть четырехгранной пирамидой, мы решили вырезать ее из стенок картонной коробки, собрать и склеить. После этого мы обклеили готовую фигуру в три слоя бумаги и стали заниматься ее декором.
2.3 Расчет объема и площади поверхности макета по формулам
1. Прямоугольный параллелепипед
Величина | Длина (см) | Объем (V, см в кубе) | Площадь полной поверхности (S, см в квадрате) | Площадь боковой поверхности (S, см в квадрате) |
a | 21,5 | 13003,2 | 3389,7 | 2035,2 |
b | 31,5 | |||
c | 19,2 |
Объем равен => V = 21,5·31,5·19,2 = 1300,2.
Площадь полной поверхности равна =>
S = 2· (21,5·31,5 + 31,5·19,2 + 21,5·19,2) = 3389,7.
Площадь боковой поверхности =>
S = 2(21,5·19,2 + 31,5·19,2) = 2035,2.
2. Четырехугольная пирамида
Величина | Длина (см) | Объем (V, см в кубе) | Площадь полной поверхности (S, см в квадрате) | Площадь боковой поверхности (S, см в квадрате) |
h | 14 | 3087 | 1029 | 367,5 |
a | 31,5 | |||
b | 21 | |||
L | 7 |
Объем равен => .
Площадь полной поверхности равна => => .
Площадь боковой поверхности равна => .
3. Цилиндр
Величина | Длина (см) | Объем (V, см в кубе) | Площадь полной поверхности (S, см в квадрате) | Площадь боковой поверхности (S, см в квадрате) |
r | 4 | 1165,568 | 683,264 | 582,784 |
h | 23,2 | |||
π | 3,14 |
Объем равен => .
Площадь полной поверхности равна =>
S = 2·3,14·4· (23,2 + 4) = 683,264.
Площадь боковой поверхности равна =>
S = 2·3,14·4·23,2 = 582,784.
Заключение
В ходе проекта мы успешно создали макет дома из подручных материалов, рассчитали объемы тел, из которых состоит дом, и площади их полной и боковой поверхности.
Благодаря этому проекту, я углубила свои знания по элементам и формулам геометрических тел, которые мы изучали в 10 классе, и дополнительно познакомилась с новыми телами вращения, которые нам предстоит изучить в 11 классе, и формулами объема основных геометрических тел.
Мы проанализировали, какие геометрические тела наиболее часто встречаются в современных и исторически-значимых архитектурных сооружениях, что помогло нам наилучшим образом спланировать и разработать эскиз дома.
Во время сбора макета дома я дополнительно научилась создавать новые декоративные элементы для украшения моего дома: цветы из фоамирана, скамья из палочек из-под мороженого, а также продемонстрировать свои художественные способности.
При выполнении замеров, вычислении объемов и площадей были сделаны следующие выводы: при выполнении замеров и вычислении реальных моделей геометрических тел наиболее понятными становятся все его элементы и смысл формул, работать с моделями интереснее и нагляднее.
Также мне удалось почувствовать себя в роли архитектора и одновременно строителя. Я поняла, какая это тяжелая, но, тем не менее, интересная работа.
Так как я обладаю хорошей фантазией, выполнение данного проекта не оказалось сложным и было полезным. А полученные знания в области геометрии помогут мне при обучении в 11 классе и сдаче ЕГЭ-2019.
Список литературы
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый и углубленный уровни / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. – 4-е издание – М. : Просвещение, 2017. – 255 с.
Список источников
1. https://infourok.ru/proekt-na-temu-geometriya-v-arhitekture-1599826.html
2. https://infourok.ru/geometriya-v-arhitekture-goroda-surguta-2604929-page3.html
3. http://www-formula.ru/2011-09-24-00-29-48
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Куб
Ручей и камень
Петушок из русских сказок
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Просто так
Почему люди кричат, когда ссорятся?