Сейчас много телевизионных передач, посвящены талантливым детям. Просматривая одну из них, я наблюдал, как ребенок может считать в уме примеры с многозначными числами. Мне стало очень интересно, как это получается. Я решил выяснить, в чем заключается секрет его устного счета, и могу ли я, научится так считать? В передаче озвучили, что обучают этим умениям при помощи абакуса. Беседуя с мамой, я узнал, что моя сестра тоже занимается по методике, которая этому обучает. Она ходит на курсы по ментальной математике, где учится считать на счетном устройстве, называемом – абак или абакус.Так была определена тема моего проекта: «Абакус – устройство для счета. С древних времен до наших дней.» Гипотеза: абакус используется как счетное устройство с древних времени до наших дней. Занимаясь самообразованием можно овладеть техникой работы с абакусом. Задачи проекта: 1. Выбрать источники информации. 2. Собрать исторические сведения о абакусе и ментальной математике. 3. Собрать обучающие видеоматериалы по работе с абакусом. 4. Овладеть приемами работы с абакусом: выставление чисел, сложение и вычитание двузначных чисел. 5. Проанализировать собранную информацию и сделать выводы. 6. Оформить по собранным материалам презентацию, содержащую историческую справку и обучающие видеоматериалы, которую можно использовать в процессе обучения ментальной математике. 7. Представить и распространить созданный продукт. Для поиска информации мы использовали книги, Интернет и опыт взрослых. Изучив историю абакуса,мы сделали вывод о том, что данное устройство для счета применялось с древних времен и используется до сих порво многих странах мира. В последнее время он стал очень популярен в России. Занимаясь самообразованием можно овладеть техникой работы с абакусом для этого необходимо изучать обучающую литературу, видеоматериалы. Таким, образом гипотеза полностью подтвердилась. Мы оформили презентацию, содержащую историческую справку об абакусе и обучающие видеоматериалы. Проект в электронной форме, разместили в сети Интернет на школьном сайте.В ходе выступления в рамках школы, предметная комиссия даст отзывы о нашем проекте. С информацией по проекту можно ознакомиться на сайте http://nsportal.ru/marina-vladimirovna-novoselova. Также все желающие могут оставить свои комментарии на интернет странице.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_abak_ustroystvo_ustnogo_scheta_s_drevnih_vremen.docx | 2.11 МБ |
prezentatsiya_abakus.pptx | 1.57 МБ |
Слайд 1
Проект по математике « Абакус – устройство для устного счета. С древних времен до наших дней.» Выполнил: учащийся 6 класса Степанов Кирил Руководитель: учитель математики и информатики Новоселова Марина Владимировна. МОУ « Визимьярская средняя общеобразовательная школа» п . Визимьяры , 2019Слайд 2
Цель проекта Создание информационного продукта, содержащего историческую справку о счетном устройстве и обучающие видеоматериалы для освоения навыков сложения и вычитания на абакусе .
Слайд 3
Задачи проекта Определить источники получения информации. Собрать исторические сведения о абакусе и ментальной математике. Собрать обучающие видеоматериалы по работе с абакусом . Овладеть приемами работы с абакусом . Проанализировать собранную информацию и сделать выводы. Оформить по собранным материалам презентацию. Представить и распространить созданный продукт.
Слайд 4
Гипотеза А бакус используется как счетное устройство с древних времен до наших дней. Занимаясь самообразованием можно овладеть техникой работы с абакусом . Задачи для доказательства гипотезы Собрать исторические сведения о абакусе и ментальной математике. Собрать обучающие видеоматериалы по работе с абакусом . Овладеть приемами работы с абакусом : выставление чисел, сложение и вычитание двузначных чисел. Проанализировать собранную информацию, сопоставить и сделать выводы.
Слайд 5
Источники информации Для поиска информации мы используем учебники по математике, Интернет и опыт взрослых.
Слайд 6
Ментальная математика – это методика обучения устному счету. История применения ментальной математики берёт своё начало в древней Японии (около 2 000 тысяч лет назад). Именно тогда появился невероятный способ, который стимулирует развитие обоих полушарий головного мозга, позволяет развить память, внимание и устный счет до фантастических результатов. В основе методики лежат древние японские счеты- абакус . Аба́к ( др.-греч. ἄβαξ, ἀβ άκιον , лат. abacus ) — семейство счётных досок, применявшихся для арифметических вычислений приблизительно с V века до н. э. в древних культурах.
Слайд 7
Древний Вавилон и Египет Впервые абак появился, вероятно, в Древнем Вавилоне 3 тыс. лет до н. э. Первоначально представлял собой доску, разграфлённую на полосы или со сделанными углублениями. Счётные метки (камешки, косточки) передвигались по линиям или углублениям. В V в. до н. э. в Египте вместо линий и углублений стали использовать палочки и проволоку с нанизанными камешками.
Слайд 8
Древняя Индия Абаком пользовались и народы Индии. Арабы знакомились с абаком у подчинённых ими народов.
Слайд 9
Западная Европа, VIII—X века В Европе абак применялся до XVIII века . В Средние века сторонники производства арифметических вычислений исключительно при помощи абака — абацисты — в течение нескольких столетий вели ожесточённую борьбу с алгоритмиками — приверженцами возникших тогда методов алгоритмизации арифметических действий.
Слайд 10
Мезоамерика , X век Ацтекские счёты возникли приблизительно в X веке и изготавливались из зёрен кукурузы , нанизанных на струны, установленные в деревянной раме.
Слайд 11
Центральные Анды, XVI век В Империи инков применялось счётное устройство юпана (в паре с кипу ), имевшая разновидности: арифметическая юпана , геоюпана и др. В юпане , по-видимому, использовалась фибоначчиева система счисления .
Слайд 12
Дальний Восток В странах Востока распространены китайский аналог абака — суаньпань и японский — соробан . Конструкции принципиально аналогичны, используют десятичную систему счисления, хотя японский вариант несколько экономичнее (в китайском, как и в русских счётах, используются «лишние» с точки зрения математики косточки).
Слайд 13
Ченг –До-Вел, в своей работе он расписал общие методы счета (1592год), которые еще больше закрепили использования абакуса . (династия Мин, Китай)
Слайд 14
В период династии Мин, китайские счеты распространились в Корее, Японии, и также юго-восточных азиатских районах. При правлении династии Цин, использовались круглые бисерные — счеты с двумя верхними бусинками и пятью нижними.
Слайд 15
В 1958 году китайский ученый Ли Кай Чен объединил абакус и соробан в одни счеты и опубликовал руководство для новых счетчиков. По словам автора, умножение и деление на много легче использовать с помощью модифицированных счетов. Так можно вычислить даже кубические корни чисел.
Слайд 16
В Японии использование соробана является элементом школьной программы обучения счёту в младших классах. Также в Японии и странах, имеющих значительную японскую диаспору, счёт на соробане популярен как вид развлечения или своеобразный спорт.
Слайд 17
Россия Десятичный абак, или русские счёты , в которых используется десятичная система счисления и возможность оперировать четвертями, десятыми и сотыми дробными долями появились в России на рубеже XV — XVI веков и активно применялись в торговле вплоть до последнего десятилетия XX века. От классического абака счёты отличаются увеличением разрядности каждого числового ряда и конструкцией.
Слайд 18
План самообразования: Сентябрь – октябрь: сбор информации об устройстве и его характеристиках. Ноябрь - декабрь: освоение техникой работы с абакусом (выставление чисел; приемы сложения). Январь – февраль: освоение техникой вычитания двузначных чисел. Март: закрепление полученных навыков. Оформление презентации, с видеоматериалами для обучения работе на абакусе . Апрель: представление информации по проекту на школьной конференции.
Слайд 20
Техника передвижения косточек и способ удержания абака. На картинке представлена вырезка из японского учебника.
Слайд 21
Видео уроки: Знакомство с абакусом . Прямой счет. Сложение в пятерке и десятке. Прибавляем 1,2,3,4. Прибавляем 5. Прибавляем 6. Прибавляем 7. Прибавляем 8. Прибавляем 9. Учимся ментальному счету.
Слайд 22
Вывод: Таким, образом гипотеза полностью подтвердилась. Исследования показали, что абакус используется как счетное устройство с древних времен до наших дней. Занимаясь самообразованием можно овладеть техникой работы с абакусом для этого необходимо изучать литературу, видеоматериалы и тренироваться работать на счетном устройстве.
Слайд 23
Оформление материалов и распространение опыта: Нами был создан информационного продукта (презентация), содержащая историческую справку о счетном устройстве и обучающие видеоматериалы для освоения навыков сложения и вычитания на абакусе . С информацией по проекту можно ознакомиться на сайте http://nsportal.ru/marina-vladimirovna-novoselova . Также все желающие могут оставить свои комментарии на интернет странице.
Слайд 24
Благодарю за внимание!
Привередница
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Л. Нечаев. Яма
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Пустой колос голову кверху носит